Туристский клуб
   Московский Государственный  университет им. М. В. Ломоносова
______________________________________________________________


      Отчет о зимнем путешествии
      второй категории сложности
         25.01.92 - 10.02.92
       проведенном по маршруту
          пос. Кандалакша-Кандалакшский залив-пос. Лувеньга-
           -ур. Железные  ворота-пос. Колвицы-оз. Колвицкое -
           -         каньон г. Рисовская Иолга            -
           -          траверс Иолги-тундры               -
           -       второй каньон Иолгских тундр          -
           -  оз. Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша


      маршрутная книжка 11/2-201






           Руководитель Орлов. М. В
           e-mail: ollo@ollo.msk.su

______________________________________________________________




     Световой день от 9-00 до 16-20.


    Время движения: 5-20 - 13-00 (9-00 - 10-00 чай)
    Переход: Вокзал г. Кандалакша- мыс после острова
     Б. Березовый.
    Погода: 5-20 - 12-00    0|-2, облачно
     12-00 - 17-00   0|+2, сильный ветер, снежный
     заряд, видимость 100-150м.
    Краткая характеристика перехода (общая):
Движение по  льду Кандалакшско залива сложностей не
представляет. Снега  почти  нет, местами   плотный
фирн. Возможные опасности: тонкий лед (10 - 15см)есть
промоины, в которых плещется вода, промоины  образуют
между       островами       поля, которые      можно
обойти. Ограничивает  передвижение  по  льду   также
фарватер, проходящий   между   островами  (см. схему)
из-за этого движение по льду прямо от ж. -д. вокзала
приходиться  прервать  в  районе  порта и совершать
обход  фарватера  по  берегу  (чтобы  не  оказаться
отрезанными  от берега). В  узких  проливах  между
островами  возможен   сильный   подлип; иногда
надледной  воды  так  много (20см), что приходится
обходить остров с другой  стороны. Кромка  льда  у
островов  образует  микроторосы  высотой  1-1. 5м,
которые   несколько   затрудняют   движение   вдоль
островов, но зато по ним можно обойти промоины и
подлипы.
    Краткая характеристика перехода (частная):
Возможно, слабость льда обусловлена теплой погодой
(нетипичной    для    января), достаточно    надолго
установившейся   в   районе   залива. Группа    была
вынуждена заночевать на берегу на 3 часа раньше, чем
намечалось, из-за   сильного    южного    ветра    и
снега, замедлявших    скорость    движения   в   2-3
раза. Панорама    при    движении, когда     была
видимость, замечательная: виден противополжный берег,
и  постепенно   "раскручиваются"   все   прибрежные
тундры.
    Краткая характеристика ночевки:
Ночевка на   мысу   представляла   собой   неплохую
альтернативу  движению  в  непогоду. Лес   на   мысе
здоровый, сушин  мало(с  залива  была  замечена одна
сушина, у которой и  была  ночевка). Печка  ночью  не
топилась, было тепло. Еда готовилась на сеточке(как и
во все остальные ночевки). Сеточка для приготовления
пищи просто необходима, так как глубина снега в лесу
1-2м. Движение по лагерю возможно лишь  в  лыжах, они
снимались  только  перед входом в палатку или возле
утоптанного снега у костра.


    Время движения: 11-00 - 16-20 (13-00 -13-30 чай)
    Переход: Мыс после острова Б. Березового - пос. Лувеньга
     - лес у карьера.
    Погода: Низкая облачность, 0|+1
    Краткая характеристика перехода (общая):
Движение по льду между мелкими  островами. Трудности
см. выше. Имеет смысл двигаться, огибая острова
справа по ходу, и только у самого поселка свернуть
к берегу.
    Краткая характеристика перехода (частная):
В пос. Лувеньга   расположен   совхоз, есть
магазин, почта. Поселок городского типа. Дальнейшим
продолжением   нашего   маршрута   был   выход   на
лесовозную  дорогу, ведущую  под   склоны   Домашних
тундр.
    Характеристика ночевки:
Ночевка в  лесу  недалеко  от  дороги  Кандалакша -
Умба. (Лес чем-то  напоминает  подмосковный. )Печка
топилась  лишь вечером перед сном и утром дежурными
перед подъемом.




    Время движения: 11-00 - 15-30 (13-00 - 13-30 чай)
    Переход: Лес у карьера - склон г. Железная
    Погода: Облачность, t около 0, с 12-00 мокрый снег, пере-
     ходящий в дождь, +1|+2.
    Характеристика перехода:
Проходим по лесу с густым подлеском  до  просеки  и
движемся   по   ней  до  пересечения  с  лесовозной
дорогой. На  развилке  лежит  остов   от   трактора.
Глубина  тропежки  20-30см. Сворачиваем  на развилке
налево. По     лесовозке     проходит      заметеная
лыжня. Движемся  по  лесовозке  1-1, 5  часа. Дойдя до
вырубки   прямоугольной   формы, сворачиваем    к
г. Железная. Идем   по   азимуту. Видимость  500-600м.
Начинает идти мокрый снег, постепенно переходящий  в
дождь. От    подлипа    некоторое   время   помогает
"серебрянка". В  лесу  подлип  меньше, так   как   от
мокрого снега частично защищают деревья. Чем выше по
склону, тем он  более  крут, сильно  изрезан  мелкими
ручьями. Встречается много сушин.
    Характеристика ночевки:
Ночевка на      небольшом      выполаживании     на
склоне, примерно  на  высоте   входа   в   "Железные
ворота". Много  сушин. Видны  зарева  Кандалакши  и
Лувеньги. Ночевка  с  печкой. За  ночь, несмотря  на
мелкий дождь, палатка, благодаря печке, почти высохла.
Высохли и все личные вещи.


    Время движения: 11-00 - 16-00 (12-30 - 13-00 чай)
    Переход: Зап. склон г. Ключихинская - урочище Железные
     ворота - среднее течение ручья
    Погода: Облачно, 0|-1.
    Характеристика перехода:
Траверс заросшего  лесом   склона   трудностей   не
представляет. Логично  выходить на верхнюю границу
леса  и  идти  траверсом, не   поднимаясь. Граница
совпадает  с  высотой  урочища  "Железные  ворота".
Существует опасность взять сильно выше  и  выйти  к
урочищу   сверху, на   обледенелые  скальные  стенки
высотой 15-20м. После  прохождения  урочища  (весьма
живописного)  спускаемся  сквозь мелкий подлесок по
ручью. Постоянный траверс крутых склонов микродолины
ручья  утомителен, приходится переходить с берега на
берег. По рассказам опытных  людей  можно, пройдя
траверсом   зап. склон   г. Ключихинская, выйти  на
дорогу, ведущую к пос. Колвицы.
    Характеристика ночевки:
Ночевка в лесу  на  выполаживающемся  склоне  возле
ручья, по которому проходил спуск. Сушин почти нет. В
силу этого ночевка без печки.


    Время движения: 11-00 - 14-00
    Переход: Ручей - Колвицкая губа - пос. Колвицы.
    Погода: Переменная облачность, -2|-3
    Характеристика перехода:
Самый обычный  переход. Продолжение спуска по долине
ручья, по правую руку заметили  просеку, продолжаем
движение  по  ней. Выходим на автомобильную дорогу
Кандалакша - Умба, а затем  спускаемся  по  лыжне  к
Колвицкой  губе. Движемся по льду к пос. Колвицы,
наблюдая рыбаков, спешащих на автобус.
    Характеристика ночевки:
Ночевка в магазине, куда 2 раза в  неделю  приезжает
автолавка. Ключи     дали    местные    жители,
предупредив, чтобы   были   поосторожнее   с   огнем
(несколько лет назад рабочие, тянувшие ЛЭП, спалили у
них здание клуба вместе  со  школой  и  почтой). В
поселке зимой постоянно живут лишь 5-6 человек, хотя
домов    много. Поморский     поселок     постепенно
превращается в дачный.


    Время движения: 11-00 - 16-30
    Переход: Пос. Колвицы - Колвицкое озеро - мыс Сосновый
     Наволок - мыс Перевозной Наволок
    Погода: Солнечно, -5|-4
    Характеристика перехода:
От поселка Колвицы до оз. Колвицкое можно доехать на
автобусе. В  дальнейшем  движение  по   льду   оз.
Колвицкое. Река  Колвица  в  этом  году не замерзла!
Движение  между  мелкими  островами. Лед   в   узких
проливах ненадежен. Имеет смысл двигаться вдали от
островов или  по  следу  "Бурана"  вдоль  северного
берега.
    Характеристика ночевки:
Ночевка на  южном  берегу мыса Перевозной Наволок в
самом  узком  его  месте. Сушин   много, особенно(как
выяснилось   утром  следующего  дня), если  пройти
метров 700 вглубь мыса на север. Сушины лучше всего
видны  с залива при подходе. Есть медвежьи следы и
даже  перышки  от  съеденой  птички(? )  Ночевка   с
топором под подушкой.


    Время движения: 10-30 - 15-30
    Переход: Мыс Перевозной Наволок - устье ручья на перевал
     (г. Рисовская Иолга -483, 2) - среднее теч. ручья.
    Погода: Солнечно, -10|-9
    Характеристика перехода:
Движемся по  озеру  Большое  Глубокое  по  азимуту.
Иногда    встречаются     разводы, которые     можно
обойти, прижимаясь   к   зап. берегу  (вдоль  него
по-прежнему   идет   след   "Бурана"). С   залива
открывается  прекрасная  панорама г. Косо-сельга и
Иолгских тундр (видны оба больших каньона). Подъем
по  ручью достаточно прост(подлесок не так густ, как
на г. Ключихинская). Поднимаясь, выбираем каждый раз
правые  притоки(ор. ). Опасносно  зайти  в  небольшой
каньон, поэтому лучше двигаться по правому  берегу
правого  притока. Через  некоторое время от начала
подъема (1. 5 часа) начинаются небольшие  террасы  с
гарями, много сушин.
    Характеристика ночевки:
Ночевка на  одной  из террас. Терраса расположена на
правом  борту  каньона   (в   него   поднялись   по
ручью). Гарь. Ночевка с печкой.


    Время движения: 11-00 - 14-30
    Переход: Терраса - проход между 483, 2 и высотой 500 на
     север - траверс по высоте 500 на запад - спуск
     к границе леса к ручью, текущему на север.
    Погода: Пасмурно, -1|-2, с 14-00 туман, -1, ветер, видимость
     25-45м.
    Характеристика перехода:
Подъем по  краю малого каньона к перевалу трудности
не  представляет. Справа   открывается   вид   на
замерзший  водопад. Опасность  -  спуститься  с края
каньона в сам каньон. Крутой подъем на борт  каньона
на  кантах  лыж. Из-за  плохой видимости и нежелания
выйти на крутой борт большого  каньона  мы  забрали
слегка  севернее, чем  хотели, и  в  итоге пришлось
траверсировать склон  по  отметке  500  на  север, а
затем на запад. В итоге группа вышла к озеру (точно
на  север  от  оконечности  большого   каньона)   и
спустилась  на 100м до границы леса по долине ручья
текущего с юга на север. После организации  бивака
был  предпринят  радиальный выход в ознакомительных
целях. Проблуждав  в  тумане  около  1  часа   при
видимости 20м, мы сочли за благо вернуться обратно.
    Характеристика ночевки:
Одна из   самых  уютных  ночевок  среди  елей. Сушин
много. Видны пеньки от сравнительно  недавно  (2-3
года) спиленных сушин. Ночевка с печкой.


    Время движения: 10-30 - 14-00
    Переход: Траверс северных склонов Иолги-тундры до 2-го
     каньона.
    Погода: Сильный южный ветер, -1|-2, туман, видимость 25м
    Характеристика перехода:
Про сам  переход  можно сказать лишь то, что он был
пройден, несмотря ни на что. Лишь изредка в разрывах
тумана  виднелась  равнина, простирающаяся на север.
Шли по азимуту (на  запад), стараясь  не  сбрасывать
высоту. Через   некоторое  время  вышли  ко  2-му
большому  каньону  сверху. Лыжи  пришлось  снять, и
группа  быстро свалила по глубокому снегу к озеру у
северной  оконечности  2-го  каньона  (на  севере).
Опасность-взять    слегка    южнее   и   выйти   на
обледеневшие склоны каньона(высота 10м).
    Характеристика ночевки:
Ночевка на берегу озера у места спуска. Летом  здесь
должно быть очень красиво. Сушин немного. Ночевка
с печкой.


    Время движения: 11-00 - 16-30
    Переход: 2-ой каньон - пер. между г. Белая и г. Избная
     Иолга - траверс южных склонов г. Избная Иолга -
     оз. Среднее Лувеньгское.
    Погода: Облачно, южный ветер, -2|-4
    Характеристика перехода:
Особых сложностей   не   представляет. Движение   по
границе леса. Траверс на кантах лыж около 2. 5 часов.
Спустились в лес несколько раньше, чем следовало,
поэтому немного  удлиннили  переход. Пройдя  через
маленькую  долину с озерцом (между г. Избная Иолга и
безымянной возвышенностью с  юго-запада), спускаемся
к  южной  оконечности  озера Среднее Лувеньгское по
склону средней крутизны, заросшему лесом. Опасность -
затянуть  траверс  с  набором высоты и выскочить на
сбросы   на   восточном   берегу   озера    (50-60м
вертикали). Сушин много. Ночевка с печкой.


    Переход: Озеро Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша
    Погода: Солнечно, -10|-15, безветренно.
    Характеристика перехода:
Пройдя по  озерам Среднее Лувееньгское и Уросиха до
дороги (11-00 - 13-00), движемся по ней. Старый  след
"Бурана". Тропежка  30-40см. Разрушенные деревянные
мосты. Временами  открывается  прекрасная   панорама
Лувеньгских тундр. Ночевка в урочище 22-ой км. Сушин
много. На следующий день сразу вышли на наезженную
дорогу. По  ней  2 раза в день проезжает грузовик из
Кандалакши до вырубок и  обратно. Путь  пешком  до
Кандалакши занимает 6-7 часов.



------------------------------------------------------------------





     Место  для ночевки выбиралось вблизи сушины(лес в основном
здоровый,  сушин   немного,   за   исключением   мест   низовых
пожаров(см.  ниже)).  Обычная тактика организации ночевки: Двое
заваливают мелкую сушину для костра  и  сразу  начинают  валить
крупную  (d  40см) для печки. Дежурный, используя пилу-ножовку,
разводит на сеточке костер из веток и начинает готовить еду.  В
это  время  остальные  утаптывают  лыжами  место  для  палатки,
устанавливают ее, ставят печку. К моменту завала крупной сушины
обычно  еда  уже  готова.  После  еды  сушина  распиливается на
чурочки (25-30см) и колется на дрова. Обычно на ночь достаточно
6-10 наколотых чурочек (d 30-40см). Ночевка без печки означает,
что печка топится перед сном и с утра дежурными. При ночевке же
с  печкой  дежурство  распределяется между всеми членами группы
(мы дежурим по 1, 5 часа; время сна - 7,  5  часов).  Дежурные,
готовящие  пищу,  дежурят  у  печки:  один  -  первым, другой -
последним. Последний по окончании  дежурства  будил  первого  и
начинал   готовить  еду,  что  занимало  около  1  часа.  После
приготовления пищи он будил остальных и в зависимости от погоды
либо подавал еду в палаткку, либо ждал всех у костра.


Местность явно имеет несколько типов:
                                     Глубина снега
0. Залив (см. выше)                      | 0. 1м
1. Лес без подлеска                      | 1. 1м
2. Лес с густым подлеском                | 1  м
3. Вырубки                               | 1. 2м
4. Гари (низовые пожары) - много сушин   | 1. 2м
5. Просеки                               | 0. 9м
6. Тракторные дороги                     | 0. 5м
  (иногда по ним идет след от "Бурана")
7. Ручьи (рекомендуется движение по      | 0. 7м
  борту, не спускаясь в русло)
8. Крупные реки (у нас не замерзли)
9. Озера (чем меньше озеро, | 0. 1-0. 6м
  тем глубже снег)
10. Собственно тундры                    | 0. 0-0. 4м

Тундры  чем выше, тем снег становится более плотным, переходя в
фирн со льдом. Движение в "Бескидах".   Глубина  снега  оценена
приблизительно,  так как был наст. При погоде, установившейся в
нашем походе, в снегу образовался наст на глубине 20-25см,  так
как  чередовались оттепели (0|+3) и заморозки (0|-10). Чем ниже
температура после оттепели,  тем  прочнее  наст  и  тем  меньше
тропежки.   Экспериментально   было  выяснено,  что  лучше  при
движении выбирать следующие типы местности:

 - крупные озера
 - тундры
 - просеки
 - ручьи (по борту)
 - гари
 - лес без подлеска

(чем  выше  в  списке,  тем  предпочтительнее).   Группа  имела
металлический термос и в  середине  дня  устраивала  перекус  с
горячим чаем.

Популярность: 32, Last-modified: Mon, 28 Apr 1997 13:10:32 GmT