кой, зафиксировал про себя Сашка. Всего в зале было столиков пять, все на двух человек, но они были пусты. Сашка со Скорцевым оказались единственными посетителями этого заведения, что придало их встрече в глазах Сашки какую-то шпионскую романтику. Ну что же, Александр, - Скорцев положил обе руки ладонями на стол, - нам с вами предстоит серьезный долгий разговор. Я постарался выбрать такое место, чтобы нам никто не мешал. Мы можем находиться здесь сколь угодно долго, если надо, то несколько суток, но, думаю, нам хватит одной ночи, чтобы все обмозговать. Вы готовы? Сашка не знал, к чему он должен быть готов, но утвердительно кивнул. Тогда сейчас принесут еду, сначала говорить буду я. Долго. Поэтому, вы кушайте, и попытайтесь понять то, что я буду говорить и поверить в это. От того, насколько понятливым вы окажитесь, зависит ваша жизнь. Сашка снова вздрогнул. Нет, вы не поняли, - по-доброму негромко рассмеялся Скорцев, - здесь не звучит угроз. Посмотрите вокруг: как можно угрожать насилием в этом божественном месте... Скажем так: от вашей понятливости зависит ваша судьба. Зависит то, кем вы выйдите отсюда. Надеюсь, что эти предисловия не испортили вам аппетит... Смотрите-ка, какие-то блюда уже несут! На столе появились тарелки, на которых лежало по бифштексу с кровью. Гарнир принесли отдельно в трех горшочках, чтобы каждый мог выбрать себе по вкусу. Тут же на столе появились и две бутылки вина. Ну-с, начнем, помолясь! -- сказал Скорцев, а Сашка поймал себя на мысли о том, что вот, Скорцев снова что-то говорит, а Сашка все никак не спросит у него о том, что его действительно беспокоит. Может быть, в этот раз Сашка узнает, наконец, все ответы из монолога Скорцева, и все прояснится само собой. Надежда умирает последней! Я, Александр, обратил на вас внимание потому, что вы связали два вопроса: массовую культуру и управление обществом. Конечно, вы не единственный, кто подходит к этим вопросам вплотную, и можете быть удивлены, если узнаете, что из сотни, а может, нескольких сотен молодых людей и девушек, занимающихся сходными с вашими вопросами, именно вы сели за этот стол. Но, поверьте, это не случайность. Случайности вообще атрибут прошлого. Сегодня, поверьте, прогнозируется решительно все, с той или иной степенью погрешности, конечно. Но ответ на вопрос, почему именно вы, позвольте мне пока оставить. Вам будет сложно понять его, не обладая остальной частью информации, которой я собираюсь поделиться с вами сейчас. Скорцев открыл бутылку вина и разлил вино по бокалам, наполнив их до половины. Существовала такая древнекитайская философская школа, даосизм, основная доктрина которой воспринята современной философской наукой как утверждение, что всякое движение есть деградация. Толкуется, что даосы относили это утверждение, прежде всего, к развитию научно-технического прогресса. Немного усеченное понимание даосизма, но, в общем, имеющее право быть. Конечно, полностью отрицать прогресс не совсем верно, хотя всякий думающий человек может найти достаточно оснований для этого. Тем не менее, я полагаю, что даосизм - одно из наиболее ярких озарений человеческой мысли за всю ее историю. Особенно, учитывая то, что человечество не умеет быть самокритичным. "Человек -- венец природы!" - вот на чем зиждется вся человеческая культура современного общества. Впрочем, и сегодня есть апологеты этой школы, хотя многие из них с ней не знакомы. Посмотрите на этих одержимых из "Гринписа": борясь за улучшение экологической ситуации на Земле, они постоянно наступают на горло НТП. Но, думаете, кто-нибудь из них движим реальной заботой о природе? Если и да, то весьма малая часть. В основном этих людей греет сознание, что они совершают поступки в мировом масштабе, а значит, управляют историей всего человеческого общества. Это все больное самолюбие, ничего больше. Вы же понимаете, что спасти экологию Земли могут только новые технологии. Если бы на их разработку пустить те деньги, что уходят на противостояние Гринпису, построение несправляющихся с задачами очистных сооружений и судебные процессы с защитниками природы, мы бы ускорили получение желаемого результата. Но мало кто реально стремится к этому. Люди в большинстве своем индивидуально несознательны, а в толпе -- несознательны вдвойне. Эффект сознания толпы -- одно из наиболее слабых звеньев современных демократических систем, или, скажем так, систем, стремящихся к созданию демократической модели общества. В массе теряется рациональность. Помните, что говорила вам ваша подруга Неля несколько месяцев назад: чем шире социум, тем абстрактнее связи. Этот межличностный феномен в полной мере проецируется на общесоциальный уровень и совершенно адаптируется в нем. В одной из своих работ вы ссылались на слова мудрого древнего Цезаря, говорившего, что сенаторы есть добрые мужья, но Сенат -- злой зверь. Мудрость эта подтверждается теперь уже тысячелетиями. Чем больше людей принимаются за решение какой-то отдельно взятой конкретной проблемы, тем менее четкие очертания эта проблема начинает приобретать. А, следовательно, тем меньше шансов, что проблема будет решена правильно. Вместе с тем, заинтересованные структуры представляют демократию как высшее социальное достижение цивилизации, причем младшее поколение буквально зомбируется этой аксиомой. Вам, наверняка, приходилось встречаться с компьютерной игрой Сида Майера "Цивилизация", которая претерпела уже несколько редакций вслед за изменениями возможностей интерфейса и операционных систем персональных компьютеров. В рейтинге компьютерных игр, который финансируется из тех же источников, что и сама "Цивилизация", эта игра неизменно находится в числе лидеров, хотя принципиальных изменений с самого ее появления сделано не было. А года три назад в совершенно "некомпьютерной" "Независимой газете" в рубрике "Стиль Жизни" я наткнулся буквально на оду этой игре размером на четверть полосы. Как вы понимаете, конечно же, финансируется не игра, а экспансия ее основной идеи -- демократия. По сценарию игры, демократическое устройство общества является высшим возможным достижением развития человеческого общества. Если в определенный момент игры в обществе, которым вы руководите, не свершится революция, провозглашающая демократические ценности, игра задушит ваше общество другими, демократическими. Так каждый ребенок, запускающий "Цивилизацию" на своем компьютере с самого раннего детства привыкает к величию и безысходности идеи демократического общества. Однако, от этого недостатки демократии никуда не девается. Именно по этому по-настоящему великие умы всю историю человечества никогда не выдавали результатов своей деятельности в открытый эфир. Более того, наиболее прогрессивные и перспективные течения оплетали себя сетями ложных слухов, стараясь принизить собственное значение для мировой науки и истории. Вспомните, например, алхимиков. В бытовом общественном сознании алхимик ассоциируется только с попыткой создать золото из свинца, причем чаще всего это интерпретируется как попытка разбогатеть, что называется, ни на чем. Если принять это утверждение за верное, то с таким же успехом алхимиками можно назвать всех тех, кто разбогател в России на стыке восьмидесятых-девяностых годов при отсутствии реального производства или предоставлении услуг. Если бы такая утка прошла бы в прессе, и слово "алхимик" приобрело бы новый смысл, истинные алхимики, которые, конечно же, есть и сейчас, стали бы грызть себе ногти от обиды, но никогда не выступили бы с опровержением этой позиции. За всю свою историю они не смогли достичь такого уровня низведения понятия о сущности алхимического знания, какой была бы предлагаемая мной в качестве примера девальвация термина. При этом их девизом всегда остаются слова "Aurum nostrum non est aurum vulgi", что в переводе с латыни значит "Наше золото не есть золото толпы". Огородиться от толпы -- вот ради чего алхимик способен терпеть унижение собственной сущности. В то же время, алхимия должна давать знать о себе людям, вырывающимся за рамки обыденного сознания толпы, чтобы пополнять ряды своих воинов. Вы скажете, что это должны быть ученики, которых обучают непосредственно живущие ныне алхимики. Но это не верно. Во-первых, алхимия -- удел избранных, и алхимик не может взять себе в ученики просто смышленого парнишку из соседнего двора. Алхимик должен сам обрести свою сущность, понять свое истинное предназначение. Во-вторых, алхимии нельзя обучить. Сам процесс обучения предполагает передачу одним субъектом другому некой суммы накопленных ранее знаний. Это исключено в алхимии. Каждый алхимик должен дойти до того уровня, который ему доступен, самостоятельно. Ведь, на самом деле, алхимия -- это не превращение свинца в серебро, а превращение самого алхимика. Тайну превращения каждый может постичь только самостоятельно. И, наконец, в-третьих, знание деформируется, передаваясь от одного человека к другому. Лишь первоисточник -- древнейшие алхимические книги -- при всех особенностях и труднодоступности своего языка несут крупицы истинного знания, достойного того, чтобы потратить десятилетия на овладения им. Поэтому, алхимия время от времени предстает перед обывателями в истинном свете. Чаще всего это делается через то, что сегодня называют "желтой прессой", иногда -- через более солидные издания. В конце пятидесятых два француза, Луи Повель и Жак Бержье, написали чудную книжку, назвав ее "Утро магов", и придав ей таким названием некоторую желтизну. Вместе с тем, пытливый ум сможет найти в ней многие отправные точки для своего собственного исследования. Имея некоторый базис знаний, человек сможет отсеивать публикации в сомнительных газетенках, чтобы черпать из них только то, что является истинным, то есть, то, что поставляется в эти газеты непосредственно алхимиками или людьми, близкими к их кругу избранных. Владимир, извините меня, но я пока, честное слово, не понимаю, почему вы так много говорите об алхимиках, - сказал Сашка, когда количество информации, которую он пытался без перерыва уложить в свою голову, стало превышать все допустимые объемы. Сами по себе алхимики относятся к нашему сегодняшнему разговору весьма косвенно, но они представляют собой чудесный пример, на котором мне удобно будет совершить все дальнейшие логические построения, которые я запланировал. Во всяком случае, если вы подумали, что я алхимик и вербую вас в свои ученики, то, Александр, вы серьезно ошиблись. Вы, лучше, кушайте. Ваш мозг серьезно нуждается в подпитке. В вас самих, Александр, есть много от человека, собравшегося заниматься алхимией. Судите сами: вы получили музыкальное образование, причем джазовое. Джаз существенно развивает мозги, это вообще -- музыка интеллекта. Вы увидели краешек истины. После этого вы полностью переключились на поп-музыку -- то, что в моем примере было "желтой прессой". Но благодаря вашему джазовому началу, вы не тоните в ней, а пытаетесь вычленить то немногое ценное, что в ней есть. И в результате вы приходите к закономерному выводу, что основная ценность массовой музыкальной культуры, как и всего массового, это возможность влиять на эти самые массы. Ведь все было именно так? Позвольте мне, тем не менее, продолжить, иначе вы устанете раньше, чем мы доберемся до середины. Я повторю, на чем мы остановились: история человечества почти с самого начала, известного официальной науке, есть история его деградации; демократия является социальным устройством, до которого человечество, что называется, "додеградировало" на сегодняшний день; существуют научные и социальные течения, суть которых вульгаризирована, и истинная сущность старательно скрывается. Если мы с вами согласимся с мыслью, что человечество деградирует всю историю своего существования, то мы должны признать, что некогда человечество было организовано очень высоко. Тогда мы с вами, в отличие от апологетов достижения современности, должны изучить древность и посмотреть, насколько древнейшие институты управления обществом могут вписаться в сегодняшний день. Если мы обратимся к древнейшим источникам, к арийской древности, то обнаружим весьма неожиданное для наших с вами "демократических" современников факты. Вам что-нибудь доводилось слышать о царях-кавиях? Сашка отрицательно покрутил головой. Это не удивительно. Данная информация как раз относится к той же категории, что и информация об алхимиках. Найти ее может только тот, кто ищет, как поется в одной песенке Исаака Дунаевского. Между тем, документ, содержащий упоминания о царях-кавиях доступен всем -- это памятник зороастризма, древнейший Иранский эпос "Авеста". "Авеста" рассказывает, что некогда на территории современной Индии существовало царство, во главе которого стояли цари-кавии, или, иначе говоря, цари-поэты. В принципе, рассказывать людям о том, что представляет собой монархия, не надо: те, кому это интересно и так знают, а для остальных это не принципиальный вопрос. Однако, царь и царь-кави -- это настолько разные вещи, что пройти мимо этого не смог бы ни один человек, наткнувшийся на этот редкий термин. Без моих напоминаний известно, что царь -- личность божественная, наделенная властью самим богом. Эта позиция закрепилась и в российской монархии. Офицеры царской армии, встававшие после 1917 года на защиту царя по идейным, а не по меркантильным интересам, при ближайшем рассмотрении защищали не строй, а порядок, установленный в России богом, не Николая Второго, а наместника бога, божественную личность. Но это так, историческое отступление. Речь о другом: если монархия была священна и, по общеисторическим меркам, в наши дни, а мы говорили о постоянной деградации человеческого общества с древнейших времен, то чем же монархия была лучше раньше? Другими словами, в чем заключается деградация монархии, просуществовавшей десятки столетий? В утрате второй части названия верховной личности -- кави, поэт. В контексте термина "царь-поэт" слово "поэт" имело смысл не только слагателя стихов, но и пророка, предсказателя, провидца. Царь не только руководил своим государством, но и смотрел на несколько шагов вперед, слагая пророческие гимны, видя внутренним взором то, что было не ведомо его подданным. Его бледной тенью, бытуюущей в массовом сознании, можно считать Нострадамуса и его рифмованные предсказания. В личности царя-кави объединялись три начала: божество, власть и искусство. Со временем монарх потерял непосредственную связь с искусством. При выборности главы государства, которую мы имеем в демократических государствах, глава государства утратил также и божественность. Цари-кавии действительно были прорицателями. Они предвидели весь ход человеческой истории так, или приблизительно так, как она сложилась. В какой-то момент один из них осознал, что реальная задача божьего наместника на земле -- это не допустить, чтобы люди перебили друг друга в войнах и утонули в разврате, то есть, не пользовались себе и другим во вред теми необходимыми естественными инстинктами, которые заложены в них природой. Конечно, современные тому великому мудрецу люди не были настолько порочны, насколько наши с вами, Александр, современники, но на то его и называли провидцем. Осознав эту задачу, мудрец создал Общество мудрых поэтов, которое должно было возглавить руководство всей земной цивилизацией, ограничивая ее развитие, если оно пойдет слишком бурно. И было сказано мудрецом: "да будут отныне люди овладевать знаниями и умениями не быстрее того, как они будут учиться пользоваться ими и осознавать вред, который могут причинить те знания и умения". Зная, что монархия на Земле не вечна, и что люди, получив мнимую свободу управлять собой и своими государствами, будут активно противодействовать работе Общества мудрых поэтов, было решено скрыть факт существования общества от народа. После этого несколько раз величайшие цивилизации -- древнегреческая, древнеегипетская, древнеримская, - приходили к краху. История объясняет это тем, что вызревали объективные причины внутри этих цивилизаций. Отчасти это верно. Однако, были случаи, когда причины эти если и не создавались, то, по крайней мере, катализировались членами Общества мудрых поэтов. Происходили такие вещи тогда, когда та или иная цивилизация вдруг оказывалась на пороге открытия такого оружия, которое могло бы причинить существенный ущерб всему населению планеты. По внутренним законам развития общества, достижение такого уровня вооружения цивилизация достигает на закате, когда прочие вопросы уже решены и мысли всех ученых сконцентрированы только на военной мощи. Конечно, если к открытию подходил ученый-одиночка, просто похищались чертежи, записки, документы, расчеты, которые позволяли создать новейший смертоносный аппарат. Устный кодекс Общества мудрых поэтов запрещает применять насилие к людям, поскольку это прямо противоречит основной цели -- не допустить насилия человека над человеком. Если же открытие проистекало из самого уровня развития науки цивилизации -- приходилось обнажать социальные язвы, чтобы помочь этой цивилизации изжить себя до того, как она уничтожит все остальные. Эти факты, по понятным причинам, не фиксируются документально, но сами члены Общества мудрых поэтов знают их все доподлинно и досконально. Впрочем, были случаи, когда информация о новом оружии передавалась потенциальному противнику, и в мире снова наступало временное равновесие. Это, правда, стало возможно только во второй половине двадцатого века, когда мир стал, как говорят, двухполюсным. Единичные случаи таких передач были и во время Второй мировой войны. Иногда случалось обратное. Во времена массовых эпидемий чумы и холеры Общество, в рядах которого, как я уже говорил, всегда стояли величайшие ученые умы, подбрасывало лекарям идею противоядия от ужасных болезней. Не так давно Общество решило, что СПИДом уже заразились достаточно членов так называемых "групп риска" - проститутки, наркоманы, гомосексуалисты, развратники, - против которых, в первую очередь, этот синдром и работает. Невинные начали заражаться в количествах не соотносимых с "группами риска". После этого формула вакцины от СПИДа была сообщена Обществом армянским ученым. Скоро об этом заговорит весь мир. Со временем население планеты росло, нравы деградировали, а объем накопленных знаний все возрастал и работы у членов Общества мудрых поэтов становилось все больше. Это влекло расширение самого Общества и дробление его на две Группы: научную и культурную. Влиять на историю человечества становилось все тяжелее. Кроме того, для этого требовалось все больше финансовых затрат, а как бы ни были велики сокровища, оставленные мудрым царем-кави в наследство Обществу мудрых поэтов, когда-то и они должны были иссякнуть. Общество стало привлекать обеспеченных людей себе в союзники. Время играло Обществу на руку: с одной стороны в миф о существовании тайного мирового правительства верило все меньше людей, и само Общество работало на это, так что опасаться разглашения факта своего существования каким-нибудь подлым банкиром приходилось все меньше и меньше; с другой стороны, когда состоятельный человек действительно верил в существование Общества мудрых поэтов, с каждым веком, а затем и с каждым десятилетием было все легче и легче доказывать, что человеческое общество действительно деградирует. Согласившиеся помогать Обществу мудрых поэтов денежные мешки взамен получали точную и достоверную информацию о том, как правильно устроить свой бизнес, какие акции стоит покупать и, напротив, куда деньги вкладывать не следует. Кроме того, такая миссия всегда тешила их тщеславное самолюбие, лелеющее мысль о том, что они стоят даже выше собственных правительств и монархов. Труднее всего приходилось с теми, кто понимал, что руководство цивилизацией должно происходить из теневого центра, и организовывал собственные тайные мировые правительства. Поскольку эти правительства организовывались значительно позже, чем Общество мудрых поэтов, и в их образовании не было элемента божественности, они по своей природе не могли ставить себе такие высокие и бескорыстные цели, какие поставило перед собой Общество. Все ограничивалось простым захватом власти, иногда режимом наибольшего благоприятствования для своей нации, расы, социального слоя. Наибольшее противодействие нам оказывает мировой сионизм, сегодня, прежде всего, в лице НАТО, а до того - Орден СС гитлеровской Германии. По некоторым данным в двадцатом веке и те, и другие финансировались из одних и тех же источников. Это кажется кощунственным, учитывая широко распространенную версию о геноциде фашистской германии по отношению к еврейскому населению. Но, Александр, если вы присмотритесь, то заметите общность схем действия того и другого центра: в обоих случаях в качестве доктринальной основы выступает идея национального превосходства. То есть, рецептура, по большому счету, одинакова. Каким бы значительным и великим не казалось Общество мудрых поэтов, иногда история играла злые шутки и с ним. Например, именно Общество инсценировало самоубийство Гитлера и помогло бежать Борману, чтобы они не открыли на суде то, что им было известно об СС. Именно Общество сделало большинство документов знаменитого Нюрнбергского процесса непривлекательными для журналистов и отвело, таким образом, интерес масс от вопросов тайного управления миром. Приходилось защищать людей, действия которых прямо противоречили деятельности Общества для того, чтобы Общество эту деятельность могло продолжать. Мировой сионизм в лице НАТО работает против нас по сей день. Помните, я рассказывал про игру "Цивилизация"? Есть информация, что идею о высшей ценности демократии через финансирование этой игры насаждают именно эти люди. НАТО ассоциируется с США, США -- с вершиной демократизма общества. Через накручивания цены демократии создается миф о США как о демократической супердержаве. И именно из этой супердержавы Общество ожидает провокации, которая будет использована для попытки установления "нового мирового порядка". Вероятнее всего, это произойдет в одной из восточо-европейских стран. То есть, вы хотите сказать, Владимир, что весь мир управляется этим Обществом мудрых поэтов? -- Сашка недоверчиво посмотрел на Скорцева. Может, он издевается? Или держит Сашку за идиота? Именно это я и хочу сказать, - спокойно ответил Скорцев, - но вы не дослушали меня до конца. Налейте себе еще вина. Как человек, общающийся с искусством, вы, Александр, должны знать, что его происхождение тоже божественно, как и происхождение монарха. Если считать, что человеческое искусство возникло не раньше того, как человек приобрел основы духовности и религиозности, то можно смело сказать, что изначально искусство принадлежало церкви, причем еще до того, как церковь оформилась в самостоятельный социальный институт. В живописи это были иконы, в музыке -- церковное пение, в архитектуре -- создание храмов... Ряд можно продолжать долго. Но и искусство, как часть человеческого бытия, деградировало все это время вместе с обществом. Хотя ренессанс нельзя назвать вырождением, не вызвав улыбку на лице знатного искусствоведа, уже тогда в живописи, прежде всего, становятся заметны серьезные изменения и в технике письма, и в композиции самих полотен. Все становилось более совершенным, более натуральным. В последствии маятник качнулся еще дальше -- в сторону изощренного барокко. В этих играх с реальностью проступало то, что человеку уже было не достаточно видеть символ бога, поскольку бог постепенно уходил из самого человека. Теперь для веры требовались все более и более совершенные муляжи. И их изготовление было поставлено на поток. Именно тогда было решено выделить из Общества мудрых поэтов самостоятельную Группу, которая занималась бы исключительно вопросами искусства. Целью ее было выведение искусства из-под крыла церкви, поскольку дальнейшая профанация образов святых была чрезвычайно опасна. "Группа искусства", как ее назвали, или просто Группа, помогала сформироваться светскому искусству, тому, что потом преобразовалось в легкие жанры. Группа материально поддерживала творческих людей, которые брали за основу своего творчества бытовые сюжеты, любовные истории, короче говоря, все, что не связано с религией. Группа защищала этих людей на процессах, затеваемых церковью, оплачивала им адвокатов или подкупала судей -- со временем это становилось все легче и легче. Конечно, одновременно, с этим Группа поддерживала и деятелей настоящего глубоко религиозного искусства, но их становилось все меньше и меньше, а умирали они все чаще в безвестности. Когда на стыке шестидесятых-семидесятых мир столкнулся с таким явлением, как "битломания", когда подростков охватывала истерия при первых звуках электрогитар, а многие девочки того времени испытали свой первый оргазм на концертах ливерпульской четверки только оттого, что им было настолько хорошо, Общество решило, что влияние поп-музыки на людей необходимо взять под свой контроль. Все было устроено так, что "Битлз", находясь на пике своей популярности, прекратили концертную деятельность. В последствии стараниями Общества удалось развести Джона Леннона и Пола Маккартни по разным коллективам. К Леннону, кстати, тогда несколько раз приходили из Группы, и рассказывали ему всю ту историю, которую сегодня слышите вы, Александр. И Леннон создал все свои знаменитые хиты именно под влиянием этих бесед. К сожалению, мы не смогли спасти его. Он был слишком ярок для этого мира. Общество вообще поддерживает связи со многими руководителями государств, иногда называя себя тем, кем оно есть на самом деле, иногда представляясь вымышленными именами. Типаж человека из Общества довольно точно выведен в сериале "X-Files" - помните: время от времени в самые критические моменты появляется некий человек из верхов, не называющий даже своего имени, и спасает ситуацию? Это очень похоже на то, как действуют члены Общества, только, конечно же, члены Общества появляются перед непосвященными гораздо реже. Крис Картер, продюсер этого сериала и автор большого числа его сюжетов, сам имел один раз встречу с представителями Общества, так как через его сериал необходимо было вывести в свет некоторые идеи. Но, вернемся к искусству. К поп-музыке, которая деградировала вместе с человеческим обществом. Одновременно с этим увеличивалось количество и качество накопленного нынешней цивилизацией оружия. В конце семидесятых встал вопрос: должно ли Общество катализировать исчезновение нынешней цивилизации, и, если да, то как сделать это бескровно. После положительного решения первого вопроса из всех предложенных концепций была выбрана концепция отвлечения основного количества населения Земли от общественных проблем. К сожалению, Общество пришло к выводу, что человек современной цивилизации более не способен быть безопасным сам для себя. Поэтому его свободное время необходимо чем-то плотно занять. Как показывает мировая история, охотнее всего люди занимаются слежением за звездами кино, театра, эстрады, спорта. Было решено существенно увеличить количество этих звезд. Причем, чтобы это количество могло постоянно расти, необходимый проходной минимум качества должен быть очень низким. На таком фоне можно сделать гораздо больше звезд. Первым полигоном для этого эксперимента была выбрана Россия, как страна, с одной стороны интегрирующаяся в мировой рынок, в том числе и рынок шоу-бизнеса, и могущая поэтому стать хорошей стартовой площадкой для удачных поп-проектов, с другой стороны, не имеющая развитой поп-индустрии, и позволяющая поэтому легко вводить в оборот образцы любого качества. Заниматься этим проектом, названным "звездопад", Общество поручило вашему покорному слуге, Скорцеву Владимиру Константиновичу. Говорю об этом вам, Александр, не без гордости, поскольку "звездопад", конечно же, не единственное направление в работе Общества, но одно из приоритетных на сегодня. Когда вы, Александр, пишете, что попса зомбирует людей и бьете в колокола, вы не задумываетесь, кто за этим стоит. Вы умный человек, Александр, и должны понимать, что нынешний режим бессилен не то что руководить страной, а даже управлять попсой. А вот Общество мудрых поэтов, Группа искусства -- могут. Чем успешно и занимается. Не забудьте, что Общество мудрых поэтов было создано царем-кави, мудрецом, знавшим толк в искусстве. Скорцев замолчал и посмотрел на Сашку. Тот тоже молча смотрел на Скорцева, словно облитый холодной водой. "Вот так, - подумал Сашка, - учили, учили историю, а все зря!" Наверное, Александр, у вас возникли какие-то вопросы, - спросил Скорцев, дав Сашке перевести дух. Да... - неуверенно начал Сашка, - откуда вы знаете, что говорила мне Неля на день города? Александр, мы очень давно следим за вами. Вы толковый человек. Вы, если хотите, -- наш денежный мешок, только ваши деньги не деньги, а талант. Вы цитируете мои статьи, которые не были опубликованы... Люди Общества отслеживают всю корреспонденцию, которая поступает в любое печатное издание, мы должны, все-таки, остерегаться огласки нашей деятельности. Гарик ведь рассказывал вам о пожарах в типографии и редакции. А это откуда? -- спросил Сашка, и ответил себе сам. -- А, ну да, это же телефонный разговор был... "Я весь на виду, все время... На работе, на улице, с Мариной... боже мой! -- подумал Сашка, и бессильная усталая злоба растеклась по его телу. -- Так, должно быть, чувствовал себя герой Джима Кэрри из "Шоу Трумэна", когда понял, что вся его жизнь -- это телешоу..." Но почему именно я? Теперь я могу объяснить. Вы талантливый музыкант, не чета Гарику, мы заметили вас еще в ДК "Замоскворечье", один из тамошних преподавателей -- член Общества. Вы чувствуете стих и можете писать. Вы не любите демократию, а, значит, не возражаете, чтобы существовал некий наднациональный мировой центр, управляющий цивилизацией. Вы человек с высшим образованием, обладающий хорошим комплексом знаний в разных областях, но не зашоренный своей профессией. При этом, вы никогда не выйдете на сцену, потому, что зал -- это толпа, а толпу вы не любите. Наконец, вы почувствовали, что поп-музыкой зомбируют людей. Когда вы вышли с этой идеей в прессу, мы были вынуждены пригласить вас к сотрудничеству -- иных способов борьбы с нашими противниками мы не приемлем. Мы ведь противники, так, кажется, вы сказали при нашей первой встрече? -- Скорцев усмехнулся. Значит, вы считаете, что мой удел -- написание легковесных песенок-однодневок? Это вы так сказали, Александр. Я этого не говорил. Помните ваш разговор с Владом про "праздник внутри"? Попса тоже бывает только внутри, поверьте мне. Если вы повесите фонендоскоп на шею любимой девушке как украшение, это будет попсово, вульгарно, aurum vulgi. Но если она носит его, чтобы слушать дыхание больного -- это высокое искусство врачевания, aurum nostrum. Если вы слушаете Линду как произведение искусства -- это попса, если вы поймаете, как цепляет за подсознание пятикратный повтор "мало-мало-мало-мало-мало огня", вы оцените это произведение совершенно иначе. Или, помните, Челобанов в свое время пел: "два твоих глаза, два цветных телевизора..." Для поэзии слабовато, но если оценить это как проникновение в сущность значения телевизора для современного молодого человека, которая по притягательности для него сравнима лишь с глубиной глаз любимой девушки -- это великолепно! Все на свете происходит внутри человека, Александр. Можно смотреть фильм и смотреть фильм, слушать песню и слушать песню, писать стихи и писать стихи, понимаете? Вы предлагаете мне овладеть искусством зомбирования? -- устало спросил Сашка. Он уже понимал, что при всей внешней неприглядности в словах и позиции Скорцева скрыта глубокая сермяжная правда, которую Сашка чувствовал уже давно. Я предлагаю вам посильную работу, по спасению человечества от самого себя. Вполне христианское предложение. Поверьте мне, это почетная обязанность. А вы не боитесь, что я просто пойду и расскажу все журналистам? Александр, вы же умный человек, - теперь пришла пора Скорцеву показать усталость в голосе, - вы же знаете, что вся пресса под контролем. Да и потом, разве вы сами не можете спрогнозировать реакцию журналистов, если, конечно, вы не выберете для своей сенсации совсем уж "желтую" газетку, на которую все равно никто не обратит внимания, даже если публикация пройдет? Да и доказательств у вас нет никаких, мы очень аккуратны с документами -- стараемся, чтобы их не было. А это странное заведение? Это точно одна из ваших структур! Вы обратили внимание, что здесь нет электричества? Только свечи? Потому, что еще вчера это был обыкновенный подвал, и завтра он снова станет таким же обыкновенным. Александр, нас уже пробовали предать огласке, поверьте. Вы только угрожаете этим, а некоторые пошли дальше. Для большинства из них это кончилось сумасшедшим домом, только и всего. И, потом, я уверен, что с вами у нас прокола не будет. Поймите, наконец, что я вам предлагаю: взять ненавистную вам попсу в свои руки, управлять ею, играть, как захотите. Ницше говорил: если долго смотреться в бездну, бездна начинает смотреться в тебя. Попса -- это бездна, в которую вы смотритесь. Но вы не хотите, чтобы попса отражала вас, вы справедливо считаете себя глубже и значительнее. Так превзойдите ее -- пускай она смотрится в вас, вы этого достойны. Я должен ответить сразу? Я знаю ваш ответ, Александр. Но вы сами скажете мне его, когда придет время. А пока, - Скорцев достал из кармана пачку зеленых сотенных купюр, - возьмите вот это. Здесь две тысячи. Ваша песня выстрелила, и эта девочка будет на экране еще как минимум год по инерции. Если хотите знать, "Королева из вчера" через месяц займет восьмую строчку московского хитпарада, а через два -- третью строчку российского, и продержится тал около полугода, постепенно опускаясь до пятидесятого места. После этого "Королеву" перепоют, возможно, Пугачева или Киркоров. Но уже сегодня ваша песня дала жизнь творческому коллективу, включая автора, который, благодаря нашим технологиям, искренне считает, что это его текст. И он получит за него награду на "Песне года". Короче, эти деньги вы заработали, можете смело брать их. Сашка немного подумал, но потом взял пачку со стола и сунул ее в карман брюк. Вы устали, Александр, скоро уже три часа ночи, вам пора домой. Мой водитель отвезет вас. Подумайте как следует над моим предложением. Хорошо, Владимир. Метрдотель помог Сашке одеться, проводил до двери, где согнулся пополам в учтивом поклоне, горилла-вышибала открыл Сашке дверь, и он оказался на улице. Глоток ночного зимнего воздуха освежил Сашку. В этот момент все, что происходило с ним только что, все, о чем говорил в течение нескольких часов Скорцев, показалось ему небывалым бредом. Сашка с трудом подавил в себе ощущение раздвоения реальности на правильную, расположенную на заваленном снегом дворике старой Москвы, и на неправильную, находящуюся с той стороны тяжелой деревянной двери. Скрипя свежим снегом, Сашка зашагал по направлению к машине Скорцева. Она оказалась на том же месте. Снег вокруг нее был тщательно убран, так что тронуться можно было в любой момент. Сашка открыл переднюю дверь справа, сел спиной в темноту салона, поколотил ногой об ногу, сбивая снег, и закрыл дверь. Доброй ночи, - сказал Сашка водителю, - мне на... Я знаю, - ответил водитель. Сашка посмотрел на его лицо -- это был Миша, тот, что приносил пиццы, когда у него была Марина. Ну, а раз знаете, тогда поехали. 16 Сашка не спал до утра. Точнее, ему казалось, что он не спит, потому что ему снилось, что он лежит и лежит, и все никак не может уснуть. Утром ему приснилось, что он, наконец, заснул, но тут зазвонил телефон. Это была Светка. Где ты пропадаешь? -- вместо "привет" и "как дела" просипела трубка. Пропадают пропащие, - ответил сонно Сашка, - я отсутствовал по делам. Короче, у меня мало времени, - затараторила Светка, - сегодня в клубе "Девятая бочка" презентация моей песни, той, что вы с Серегой видели. Я хочу, чтобы ты был. Свет, я... - Сашка начал подбирать причину, чтобы отказаться, но не успел. Александр! Что это за безобразие! Я тебя хоть раз о чем-нибудь просила? Можно единственный раз выполнить мою просьбу? -- отчитала его Светка, и продолжила другим голосом. -- Вход для тебя свободный. Жрачка и пивняк халявные. Приходи, а? Пришлось согласиться. Если бы Сашка знал, во что это выльется, он бы все равно отказался. Но он не знал. Впрочем, как сказал Скорцев, сегодня количество случайностей практически сведено к нулю. А значит, все закономерно. Когда он вошел в "Девятую бочку" народу было уже много. Люди разбивались на группки по интересам и по знакомству. Сашке поднесли бутылку холодного пива, которое он не любил. Кока-колы не было, пришлось довольствоваться малым. Громко играла музыка, кто-то танцевал, и на какой-то момент Сашке показалось, что он снова попал на свой выпускной вечер. Вдруг из ниоткуда к Сашке подошла Марина. Она была как и всегда -- теперь Сашка уже мог сказать "как и всегда" - обворожительна. Только сегодня Сашка вдруг понял, что в красоте ее было что-то хищное, будто говорящее: не стоит со мной заигрывать слишком долго -- съем! Привет, - просто сказала она и улыбнулась. Привет, Марин. Ты извини меня за тогда... что-то было со мной... Тебе не за что извиняться. Было очень хорошо. Не было, Саша, не было. Ничего не было, хорошо? -- она смотрела на него совершенно серьезно. -- Ты славный парень, тебе нельзя со мной. Я из тебя все соки высосу... Да и я не для тебя, неужели ты не чувствуешь? Сашка вспомнил свое ощущение, когда он вошел на кухню, где сидела Маринка. Ему показалось, что ее не должно быть здесь, что она не отсюда. Видимо, ей тоже казалось так. Хорошо, Марин. Хозяин -- барин. Я тебе не барин, Саша. Пусть все будет как раньше. Это возможно? Давай, по крайней мере, попробуем, ладно? Ладно. Тут прямо как "встреча друзей" получилась, - сказала Маринка, выдержав паузу, - Светка пригласила полкурса нашего. Смотри, вон, видишь, Алик с Веркой танцуют, а вон -- чета Посудиных, таки расписались. Да, действительно... А Дуров-то где? Я у него хотел один банковский вопрос уточнить... Дуров? -- Маринка подняла на него глаза. -- А ты не знаешь? А что такое? Он на прошлой неделе умер от передозировки. Как?! -- впервые смерть прошла так близко от Сашки ("никаких случайностей"), - Он что, был наркоманом? Так ты и этого не знаешь? -- грустно усмехнулась Марина. -- Счастливый ты человек, вне проблем живешь. Ты как-будто отдельно от этого мира существуешь. Все паришь где-то... Хочешь со мной? -- сказал вдруг Сашка; в его кармане лежала тысяча долларов. -- Сегодня я могу позволить себе все! А я не могу, Саш. И закроем эту тему совсем, - она вдруг посмотрела ему в глаза глубоко-глубоко и добавила так, что Сашка не услышал, но смог прочесть по ее губам, - пожалуйста, я тебя очень прошу... Сашка посмотрелся в ее черные бездны и кивнул. Маринка вдруг обняла его и поцеловала в щеку. Ну вот и слава богу, - сказала она, махнула ему ручкой и провалилась в толпу. Протискиваясь к бару, Сашка с удивлением наткнулся на Влада. Влад?! Ты что здесь делаешь? Сашка! Привет! Как же давно мы с тобой не разговаривали! Ты прям девался куда-то! Чем занимаешься-то? Да, как тебе сказать, - Сашка впервые столкнулся с проблемой, что не знает, стоит ли рассказывать Владу всю правду. Стоит, конечно. Он все поймет. Может, даже, посоветует что делать. И кто виноват, кстати. Скорцев, правда, что-то говорил про дома сумасшедших, но Влад же не пойдет докладываться в центральную прессу! Наверняка не пойдет. Так, значит, стоит, все-таки, рассказать ему все? В следующее мгновение произошло то, чего Сашка никак не мог ожидать. Выделяясь из безликой толпы, легкая, свежая, словно новая к нему летящей походкой приближалась Неля. Казалось, время замедлило свой ход, и стремительность Нели была столь грациозна и тягуча, что Сашке показалось, будто она плывет в разряженной атмосфере Луны, лишь изредка касаясь своими стопами пола, и преодолевая за один шаг расстояния в несколько метров. Лицо Нели озарялось настолько детской беспечной улыбкой, что невозможно было не улыбнуться в ответ. Одного взгляда на нее было достаточно, чтобы понять -- девочка совершенно счастлива. Эту улыбку нельзя ни сыграть, не надеть по необходимости, с ней можно только жить. Или умирать. У Сашки вдруг защемило где-то внутри, что вот она, идет, такая родная, и сколько он ее не видел, не слышал, не отвечал на ее сообщения на автоответчике. Как он мог даже подумать о том, что Марина способна встать на одном уровне с этой неземной открытой и искренней душой! Одновременно с этой девственной чистотой Неля была вызывающе, завораживающе эротична. Энергия ласки буквально била из ее широко раскрытых светящихся глаз, а каждый видимый сантиметр тела -- губы, плечи, руки, ладони, шея, хрупкие голени и щиколотки -- казался горящим и жаждущим бесконечной глубокой любви. Это божественное существо двигалось к Сашке, затмевая своим внутренним светом потные качающиеся тела незнакомых людей; казалось, даже воздух вокруг этого существа становился чище. И тут произошло самое ужасное. Неля подбежала и, не обратив на Сашку никакого внимания, обвила Влада руками и жадно поцеловала его в губы. Поцелуй длился бесконечно долго, и Сашка не знал, уйти ему, кашлянуть или сделать что-то еще. Его сковало оцепенение. Наконец, их губы разомкнулись, и Неля заметила Сашку. О, Саша... - ни тени смущения, - как ты поживаешь? Невозможно тебя застать. Нормально, - выдавил из себя Сашка. В это время на сцене начали происходить какие-то действия, и музыка прекратилась. Ты не обижайся на меня, Саша, - снова заговорила Неля, - я давно пыталась рассказать тебе, но ты не перезванивал. Сначала мне было очень плохо, но потом позвонил Влад, просто, чтобы утешить. Сказал, что с тобой что-то не так, что ты захвачен какой-то "идеей фикс" ... пригласил меня пройтись и... Внутри Сашки поднимался комок омерзения. Происходящее все больше напоминало ему какой-то пошлый сериал: уйти к лучшему другу! Саша, ты не дуйся, ты сам хотел расстаться, признайся. Я это предложила, но предложила только из-за твоих настроений. А оставшись одна, я поняла, что мы не можем быть вместе... Ты знаешь, одной мне было легче, чем с тобой. А с Владом легче, чем одной. Саш, мы оба пытались найти тебя... - заговорил Влад. Да идите вы оба! -- крикнул Сашка и двинулся за пивом к барной стойке. Хотя, пожалуй, нет, ему хотелось не пива, а чего-нибудь покрепче. Водка у тебя есть? -- спросил он бармена. По пятьдесят грамм, - ответил бармен и наполнил стопку. Сашка бросил ему стодолларовую купюру: Сдачу оставь себе. Он опрокинул водку и почувствовал, как успокаивающее умиротворяющее тепло разливается от пищевода по всему телу. Снова заиграла музыка, на этот раз, со сцены, на которой он разглядел Светку в таком же гриме, как и в клипе. Это была "Королева из вчера". Народ стал разбиваться на парочки и медленно кружиться, покачиваясь в такт заунывной балладе, которую Сашка знал наизусть, может быть, лучше всех. Среди танцующих он увидел Влада и Нелю. Несмотря на открытие, сделанное Сашкой только что, Неля по-прежнему казалась ему божественно прекрасной и чистой. Влад тоже, кажется, был счастлив с ней. Они все время улыбались друг другу и время от времени целовались. Два хороших человека -- Неля и Влад. Случайностей не бывает. Сашка вспомнил слова Скорцева о "попсе внутри", и понял, что Неля и Влад предали тоже внутри него самого. Если посмотреть на это иначе -- предательства нет. Два чудесных светлых человека нашли друг друга и им просто хорошо вдвоем до одурения. А это замечательно, если людям хорошо. За это, кажется, и борется Общество мудрых поэтов. Сашка улыбнулся. Он вышел на улицу. Было еще не поздно, вокруг сновали машины, пешеходы кутались в шарфы и ушанки. Но Сашке казалось, что он все равно один на улице. Он посмотрел на темное звездное небо: где-то там работает постоянным насосом черная дыра. Она все-таки засосала его, и все изменилось. Но это ничего, зато теперь он знает, как выглядит мир, если смотреть на него из черной дыры. Он выглядит все же не настолько привлекательно, чтобы стремиться вернуться в него. "И вскоре я покинул город, и город сразу опустел..." Отсюда было недалеко до Сашкиного дома, и он решил пойти пешком. Погода была неплохая, вчерашняя метель утихла совсем. Сашка точно знал, что когда через сорок минут он придет домой, на его тумбочке зазвонит телефон. Тогда Сашка снимет трубку и услышит голос Скорцева. Москва 15 июня -- 29 июля 1999 года http://members.xoom.com/avix