а, я слежу за вами. Они уже летят к тебе. Косте пришлось дать Персею несколько уроков полета. Не привык этот дикарь пользоваться антигравитационным поясом. - Все шутишь, Тимур? Лучше приготовь контейнер для хроноизлучателя и лазер. - Уже. Экранирующий биополе скафандр сейчас у тебя появится. А за ним и контейнер с лазером. Скажи, Афина, а почему на это дело ты выбрала нас? У вас что, проблемы с кадрами? - Нет. Видишь ли, Тимур, у всех наших сотрудников установлена мыслеблокада, запрещающая перемещение материальных предметов во времени. У вас с Костей такой блокады нет, зато имеется соответствующий опыт - помнишь так называемый "хронолет", где твой друг прятал спасенную от смерти Василису? - Во дела! Как много, оказывается, ты узнала о нас из этого мыслефильма. Хорошо еще, что сам излучатель установили в голове робота, а то пришлось бы кромсать Медузу в куски. То еще было бы зрелище! - Да, повезло. Без источника энергии и основного устройства, установленных в корпусе робота, сам излучатель станет безвреден, а мы сможем вернуть капсулу и роботов назад. Кстати, перестань тайком целовать мои руки. Я однажды расследовала случай, когда оператор забавлялся с телом своей подружки-хроника, пока ее сознание путешествовало в дублере по злачным местам Древнего Рима времен Петрония. С тех пор я позаботилась, чтобы часть моего сознания оставалась в теле и контролировала его ощущения. Это создает некоторые неудобства, зато я за свое тело спокойна. А вот и наша парочка летит. Роботы все еще заряжают солнечные батареи, это хорошо: пока они "загорают", к ним проще подойти. - Смотри, Персей, вот этот остров. Спускаемся. Видишь на берегу горгон? - Вижу! Ну и страшилища! Гермес, почему они лежат, раскинув крылья? Они живы? - Живы. Считай, что они спят. Запомни, ты должен отрубить голову только одной из них. У нее на груди нарисована медуза. Понял? - Да, ты мне уже сто раз об этом говорил. А вдруг две другие проснутся и меня увидят? - Не увидят. Афина даст тебе плащ, который скроет тебя от их глаз. Вон она нас ждет. Опускаемся. - Черт! Какая досада, что приходится полагаться в таком важном деле на этого надменного самовлюбленного дикаря. Как он меня утомил! - Что делать, Костя. Люди не могут перемещаться во времени. А дублеры - совокупность полей, разрушающаяся при приближении к непрерывно работающему хроноизлучателю Медузы. - Да помню, Афина, ты мне говорила. Но досадно! Он меня просто достал своим нытьем и глупыми требованиями. Персей вбил себе в голову, что с помощью головы Медузы он эффектно отомстит царю Полидекту. - Пусть только уложит ее в спецконтейнер, чтоб мы могли к ней приблизиться. Все же кое-какой остаточный заряд у нее возможен - ведь режим "хроноразморозки" не был использован. Главное, чтобы Персей не струсил в последний момент. - На счет этого я не волнуюсь. Он так жаждет прославиться, отомстить всем своим обидчикам и стать царем Аргоса, что... - Тише! Он возвращается. В контейнере что-то есть! И индикатор лазера почти на нуле. Он сделал это! - Ну что, мальчики, устали? - Есть немного. Надеюсь, подобные вещи у вас.. - У нас, Костя. Вы с Тимуром теперь агенты спец. команды СХБ. - Хорошо, у нас. Какой команды? - Случай с Медузой выявил необходимость создания спец. команды агентов, у которых отсутствует мыслеблокада перемещения вещей во времени. Пока в этой команде вы двое и я, ваш непосредственный руководитель. Вы рады? - Могла бы и не спрашивать, посмотри, как сияет Тимур. - А ты, Костя, не рад? - Ну, тебя-то я уже знаю. И... да что там - конечно рад! - Вот и чудненько! А как наш фильм? - Движется. Честно говоря, я испугался за ваших дублеров, когда этот псих наотрез отказался возвращать лазер, антиграв, да еще пригрозил вытащить голову Медузы, если вы попробуете отнять их силой. - Ничего, Тимур, пусть Персей пока погеройствует. А мы посмотрим, что у него получится. Глядишь и сочинять ничего не придется - правда жизни окажется интересней! И течет твоя душа в мою. "Именно плоть всегда губит душу. " В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" "Ну что ж, Лев Абалкин, теперь я о тебе кое-что знаю. " А. и Б. Стругацкие "Жук в муравейнике" x x x - Привет, Младший! Все играешь в колыбельке? А я за тобой, пора. - Привет, Старший. Играю, конечно, почему бы и нет? А ты приглядись повнимательнее с кем. - Это еще что за новости? Неужто, Младенец? Откуда? А грязи-то сколько! - Вот из этой оставшейся после нас с тобой грязи! Подчищать за собой надо! - Кто ж его личинки-носители? - Да вот они, гляди. Взаимодействие наших неожиданно породило новый вид, довольно любопытный, надо сказать и очень быстро развивающийся. Младенец растет с невероятной скоростью. Я еще не все связи порвал, а он того и гляди меня догонит. - Ну-ка, ну-ка, покажи... x x x - Назови свое имя, демон! - Зачем? Ты не знаешь, кого вызвал? - Я приказываю тебе назвать свое истинное имя! - А то что? Отправишь меня в ад? Кстати, ты сам-то кто? - Не выходи из пентаграммы! - Почему, собственно? Ты, если хочешь, можешь торчать в своем дурацком пентакле, а мне удобнее беседовать сидя в кресле. Ну и обстановочка у тебя, герметик! Ну к чему тебе все эти скелеты животных, подвешенные к потолку? В твоей темной келье и так достаточно мрачно. А человечьи и лошадиные черепа, лежащие на этой груде манускриптов? Для чего они тебе? И неужели вся эта грязь, пыль и паутина столь необходимы для магии? А навонял-то! - Это от тебя несет серой, адское отродье! Я, архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло, приказываю тебе, демон, немедленно вернуться в пентаграмму и назвать свое истинное имя. - Ну, давай, посмотри, что там за имя написано в моей печати? Ахамиэль. А у тебя губа не дура! И что тебе надо от демона Ахамиэля? - Сначала я хочу убедиться, что Ахамиэль - это ты. - А то кто же? Кого звал - того и получил. Черт побери, почему вы, герметики, наделяете демонов столь гнусной внешностью и запахом? Думаешь, удобно сидеть в кресле на хвосте? А рога? В следующий раз надели меня более приличным телом. - В следующий раз? Другим телом? О чем ты? - Не строй из себя идиота, архидьякон. У тебя хватило ума вытащить меня сюда. Неужто до сих пор не понял? - Не смей меня оскорблять, демон! Я уже в шестнадцать лет мог померяться в теологии мистической с любым отцом церкви, в теологии канонической - с любым из членов Собора Парижской Богоматери, а в теологии схоластической - с доктором Сорбонны. Покончив с богословием, я изучил церковные положения, затем - медицину и свободные искусства. Я знаю латынь, греческий и древнееврейский. Я закончил все эти четыре факультета в восемнадцать лет! Наука всегда была целью моей жизни. Но она не смогла дать ответ на все мои вопросы, и я изучил герметические книги. Я вызвал тебя, чтобы получить ответы. Ты обязан мне подчиняться, раз явился на мой зов! Что я сделал не так? Или ты - не Ахамиэль? Почему у меня нет власти над тобой? - Успокойся, Фролло, все ты сделал правильно. Вот тебе первый ответ: в мире существует только один демон - Я. Вот имен вы, люди, надовали мне много, всех и не упомню. Поэтому, кого бы ты не вызывал, приду я. И выглядеть буду так, как ты меня воображаешь. И никакой власти надо мной у тебя нет, да и откуда ей взяться? Все ваши ритуалы и заклинания - просто средство, доставляющее ваш зов мне, не более. Представь, сколько людей желают встречи со мной. Человек, успешно выдержавший ритуал вызова, должен иметь определенный запас знаний и важную цель. Сколько суток ты твердил заклинания, семь? Не каждый выдержит подобное. Вот тебе и еще одна функция ритуалов: отбор наиболее грамотных, любознательных и упорных, своего рода научной элиты. Так что у тебя за проблема? - Теперь уж и не знаю, что сказать, Ахамиэль. Буду звать тебя этим именем, раз истинное мне не доступно. Я думал просто приказать тебе выполнить мое желание, но раз ты, как оказалось, мне не подвластен, возникло некое затруднение. - Ты имеешь ввиду плату за услугу, Фролло? - Да, демон. Я знаю, что нужно твоему господину. - У меня нет господина, архидьякон. Дьявол, Сатана - это все мои имена. Я же тебе уже говорил: нет ни ангелов, ни демонов. Я один. И тебе нечего мне предложить - твоя душа и так моя. - Я не верю тебе, Ахамиэль. Да, я согрешил, занявшись магией. Но есть, ведь, и раскаяние. Господь милостив. - Господь?! Ха-ха-ха! Какой господь? Ты не слушаешь меня, человек. НЕТ НИКОГО, КРОМЕ МЕНЯ. Тебя, ведь, и это интересовало, архидьякон? Я совершенно бесплатно даю тебе ответ. - Не может быть! Есть свет и тьма, добро и зло, есть ты - значит, должен быть и ОН. А душа? А рай и ад? Их тоже нет? - Хитер, архидьякон! Хочешь получить ответы бесплатно. Знаешь, сколько умников пыталось поймать меня на подобный прием? Ну, да ладно, я отвечу. Оставь свою душонку себе: она пока мне без надобности. Почему? Поймешь сам, позднее. Так вот, архидьякон, есть рай и ад, есть душа, есть я, а ЕГО, в вашем понимании, нет. Молись - не молись, кайся - не кайся, не бывать твоей душе в раю. Она уже в аду. Была и есть, ибо ад находится здесь, на земле. После смерти человека его душа, не прошедшая через Чистилище в рай, возвращается назад, возрождается в каком-нибудь младенце, лишенная памяти о прошлом, и начинает все с нуля. - Не сходится, Ахамиэль. Если молитвы и покаяние ничего не значат, если ЕГО нет, то кто же попадает в рай? Кто решает в Чистилище и по каким критериям ведет отбор? - Ты не задал главный вопрос, Фролло. Потому вряд ли тебе помогут мои ответы. Потому У ТЕБЯ и не сходится. Ты прав: есть свет и тьма, знание и невежество, разум и дикость. Есть добро и зло, хотя эти понятия не всегда совпадают с тем, что вы, люди, в них вкладываете. Главная тайна бытия, Фролло, это то, что человек обладает лишь частичкой души. Именно в этом и состоит суть любви: частички души, рассеянные по разным людям желают воосоединиться. Человек всю жизнь ищет свою "половинку". Когда такие "половинки" встречаются, возникает то, что вы называете любовью с первого взгляда. Отсюда и необъяснимая тяга одного человека к другому. И антипатия, кстати, тоже. Когда двое соединяются, соединяются и их души, свет и тьма которых начинают взимодействовать, как жидкости в соединяющихся сосудах. Они могут смешаться, свет одной может заглушить тьму другой, и наоборот. А могут и не вступить во взаимодействие - удел браков без любви, по расчету или необходимости. После смерти тела-носителя душа попадает в Чистилище. Если светлая ее часть превышает определенный предел, душа попадает в рай. Если нет - возвращается на землю. Редкому одиночке удается в достаточной мере развить у себя светлую часть и подавить темную. В паре легче, хоть и появляются свои трудности. Любовь - вот средство! Ты, архидьякон, лишил себя этого средства. Я вижу черноту твоей души. Рая тебе не видать! - Врешь, демон, я знаю, что такое любовь. Летом 1466 года чума унесла моих родителей. У меня, осиротевшего в 19 лет, на руках остался брат - в ту пору грудной ребенок. Я заменил ему отца и мать и очень полюбил. Сейчас Жеану уже 16 лет, и все эти годы не было дня, когда бы я забыл о нем. Я знаю, что такое любовь! - Нет, Фролло, ты о кровной, семейной привязанности. Как знать, чья частичка души горит в твоем брате? Ваши родители, конечно, передали вам небольшие частички своих душ, но эти частички сравнительно невелики. Братская любовь не бесплодна, конечно, но... не то! Твоя душа, Фролло, должна найти свою половинку. - Как же быть, Ахамиэль? Ты можешь мне помочь? Боже, я глупею на глазах: зачем бы ты иначе стал тратить время на беседу со мной? Но зачем тебе это? Что тебе от меня нужно? - Ты, архидьякон, далеко не первый и вряд ли последний, кому я открываю глаза на суть бытия. Однако пока не было случая, чтобы моя помощь изменила судьбу человека. Но мне интересно наблюдать сам процесс. Как вы барахтаетесь в погоне за призом. Я выполню твое желание, архидьякон. Ты полюбишь. Более того, ты встретишь свою половинку. x x x - Смотри, что ты сделал со мной, дьявольское отродье! - Архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло в ярости швырнул в появившуюся в пентаграмме фигуру кинжал. Демон небрежно отмахнулся хвостом, и клинок со звоном отлетел под заросший пылью и паутиной очаг. - На нем кровь! Я убил этого мерзавца, этого наглого, похотливого козла, у которого ума меньше, чем у козочки Эсмеральды! Ты обманул меня. Как я мог поверить Дьяволу? Ты окончательно погубил мою душу! - Я? Нет уж, архидьякон, за свои поступки отвечай сам. - Демон спокойно смахнул с кресла несколько манускриптов и постарался устроится в нем с максимальными удобствами. - Какого черта ты опять засунул меня в эту оболочку, Фролло? И о каком обмане ты вопишь? - Ты обещал мне любовь. - Разве ты не влюблен? - В цыганку, пляшущую на площадях! - Я не обещал тебе королеву Франции. - Издеваешься? Ты говорил, что я встречу свою половинку, а Эсмеральда влюблена в этого негодяя, которого я убил, в капитана Феба де Шатопера! - А разве я обещал тебе ВЗАИМНУЮ любовь, Фролло? - Дьявол! - Ну, хватит истерик! Возьми себя в руки. Я предупреждал тебя: моя помощь пока никому не пошла впрок. Вот и ты, хваставшийся прошлый раз своей ученостью, не дал себе труда осмыслить то, что я открыл тебе. Ты меня упрекаешь в том, что Эсмеральда любит не тебя, а капитана Феба де Шатопера. А когда она влюбилась в него? А откуда в ТЕБЕ возникла любовь? Почему капитан де Шатопер сначала предпочел нищую цыганку красавицам-аристократкам, а потом, вдруг, стал в ней видеть только потаскушку? С чего ты взял, что душа разделена ровно попалам? Ты уже знаешь закон, что если где-то что-то прибыло, то столько же этого что-то где-то в ином месте убыло? - Подожди, Ахамиэль, у меня голова идет кругом. Ты намекаешь, между мной и капитаном де Шатопером существовало родство душ? - Разумеется! Как бы иначе я смог у ЖИВЫХ пока людей скорректировать содержимое сосудов? Ты получил кусок души капитана де Шатопера, что, естесственно, резко ослабило у того тягу к Эсмеральде. Тебе нужно было немного подождать, пока цыганка поймет, что предмет ее влечения изменился. Убив капитана, ты все разрушил. Слишком недолго часть его души была в тебе. Боюсь, в Чистилище душа капитана обретет утраченную цельность, и ты лишишься украденной любви. - Как же быть? Я виноват, признаю. Любовь и ревность лишили меня хладнокровия и разума. Но, ведь, в твоей власти все исправить? Я знаю, вернее догадываюсь. Христос умер на кресте, и через три дня ожил. Если ЕГО нет, то это чудо твоих рук дело! Пусть этот проклятый капитан живет, все равно я больше не допущу его встречи с Эсмеральдой. - Да, Иисус из Назарета был немного моложе тебя, когда вызвал меня. Он был умен не по годам. Ему не пришлось тратить годы на изучение тех языков и наук, что тебе, зато каббалу он изучил досконально. Он, в отличии от тебя, задал мне главный вопрос, но не понял мой ответ. Иисус потребовал, чтобы я наделил его способностью узнавать своих душевных партнеров и забирать у них светлые части души без необходимости телесного контакта - только по его желанию. Этот каббалист так жаждал попасть в рай, что стал просто душевным вампиром. Он только брал, ничего не давая взамен. Люди шли за ним, не желая расставаться с частичками своей души, толком не понимая, почему ради этого чужого им человека они бросили все, чем он их привязал к себе. Родственников Иисус отринул сразу - в отличии от тебя он мгновенно понял расклад душ. То малое, что было в его братьях и сестрах он взял в первый же день. И стал чужим для всех родных, кроме матери. Материнская любовь - это отдельная тема. Чем больше чужих частичек души собирал Иисус, тем сильнее и непреодолимее становился его душевный магнетизм и влияние на душевно им обездоленных людей. Когда Иисус решил, что награбил достаточно, то решил избавиться от тела-носителя. Самоубийство перечеркнуло бы все его усилия - это было мое условие сделки. Ты знаешь, на какие ухищрения пришлось пойти Иисусу, чтобы умереть. Но он не выдержал мук распятия и одна из жертв его душевного вампиризма, римский солдат, выполняя желание корчившегося на кресте, ткнул несчасному копьем в сердце. Я расценил это как нарушение договора. Да, Фролло, Иисус из Назарета воскрес. Он не попал в рай. Он даже не попал в Чистилище. Этот величайший в истории вампир чужих душ стал тем самым бессмертным жидом, Агасфером. Высосав из людей столько света, Иисус тем самым резко увеличил в мире количество тьмы. Поэтому, его вчерашние почитатели отрекались от него и столь яростно требовали у Пилата казни своего бывшего кумира. Отсюда и поношения и издевательства, которым подвергла Иисуса толпа по дороге на Голгофу. После казни и воскрешения вся эта лишняя тьма саккумулировалась в Агасфере. Теперь этот несчастный бредет по земле, постепенно избавляясь от мрака. Там, где он останавливается надолго, возникают эпидемии и войны. 16 лет назад он посетил Париж. - А что с ним будет потом, когда мрак его души истощится? - Тогда он понесет украденный свет, конечно! Поспешив в рай, Иисус из Назарета сам значительно удлинил своей душе путь. Я же говорил, моя помощь еще никому не пошла впрок. - Иисус спешил в рай. А что есть рай, Ахамиэль? - Наконец-то ты задал этот вопрос, архидьякон. Рай - это соты, куда пчелы-люди несут нектар своих душ. После Чистилища светлые частички ваших душ сливаются в одно целое, образуя мед мирового разума. Ты видел муравейник, Фролло? Это остатки носителей первого Высшего Разума, уже покинувшего Землю и отправившегося в космос для встреч и слияний с иными Разумами. А муравейники остались бледными образчиками коллективного разума, их функции развития и совершенствования остановились, так как некому их востребовать, так сказать, "свыше". Следующий Высший Разум, зародившийся на Земле, использовал уже иных маток-носителей. Они быстрее развивались и каждая особь обладала неизмеримо большим интеллектом по сравнению с насекомыми. Процесс познания мира и взросление Разума происходили быстрее, но была утрачена важная функция коллективизма. Когда второй Высший Разум достаточно сформировался и отделился от маток-носителей, те, в отличии от муравейников, не смогли выжить. И это дало возможность выйти на третий круг. Вам, людям, было бы затруднительно сосуществовать в одном мире с огромными ящерами, драконы по сравнению с которыми просто мелкота. Однако в вас объединились достоинства предыдущих носителей: индивидуальный довольно высокий интеллект и коллективизм. Если предыдущие периоды роста Высшего Разума длились десятки-сотни миллионов лет, то у вас аналогичные результаты достигнуты за сотни тысяч. Но я вижу ты не слушаешь меня. Твоя голова занята иным. Твоя личная дорога в рай с каждой нашей встречей только удлиняется. Может, вернем все к изначальному? Обещаю, ты забудешь о наших встречах. Вдруг следующая реинкарнация будет для тебя более удачной? - Нет, Ахамиэль, я не привык отступать перед трудностями. Вот если б ты дал мне способности Христа... - Исключено, Фролло. Это пройденный этап. И не раз. Он ведет в тупик. Ты просишь любви для себя, ты ее получишь. x x x - Вот все, что я любил! - сквозь гул толпы донеслись до распростертого на камнях Гревской площади Клода Фролло полные горечи и муки слова Квазимодо. Переломанный в нескольких местах позвоночник избавил архидьякона от боли в разбитом теле, но и лишил возможности повернуть голову, чтобы в последний раз увидеть свою любовь, пусть даже обезображенную висилицей. - Ахамиэль, ты опять обманул мои ожидания: я жаждал любви Эсмеральды, а ты дал мне любовь Квазимодо! Я отдал свою любовь на висилицу, Квазимодо сбросил меня с Собора. Будь проклят твой рай!.. x x x - Ты считаешь подобные развлечения интересными, Младший? Ну да это твое дело. Чтож, приглядывай пока за Младенцем, его темпы развития действительно поражают. Однако слишком много грязи мы с тобой оставили в колыбельке. Боюсь, задушит она его. Или разрушит саму колыбель. - Я думаю над этим, Старший. Вот пытаюсь внедрить чистильщиков. Они должны попытаться поглотить часть грязи и дать импульс к усилению в людях опоры на биологические резервы, а не технические устройства. Посмотрю, что из этого выйдет. x x x - Стояли звери около двери... - прошептал Абалкин, глядя на воняющий пороховой гарью пистолет в трясущейся руке Сикорски. Кровавая пена запузырилась на губах бывшего прогрессора, заглушив его последние слова - Ахамиэль, я не смог... апрель 1999г