Несколько лет назад я с группой туристов  впервые  попал  на
Кавказ, в Пятигорск. Был  жаркий  полдень.  Мы  выгрузили  свой
багаж из электрички и вышли на привокзальную площадь.  И  вдруг
откуда-то  справа  послышался  отдаленный   шум.   Вскоре   шум
превратился в грохот, и на площадь  выскочил  грузовик,  полный
альпинистов. Во всю мощь своих  молодых  легких,  оздоровленных
хрустальным воздухом вершин, они сокрушали  покой  и  благодать
города Пятигорска. Казалось,  сейчас  эти  парни  выпрыгнут  из
своей машины и пойдут брать штурмом Цветник и Провал. Но, слава
богу, машин на площади не остановилась, и ее грохот  постепенно
затерялся в кривых пятигорских улицах.
   - Ну и ну! - сказал, покачав головой, стоящий рядом  с  нами
старик железнодорожник.
   А между тем  альпинисты  всего-навсего  пели  песню.  Песню,
которую неизвестно кто и когда сочинил,  песню,  которую  знает
назубок любой альпинист, начиная с желторотых новичков и кончая
суровыми  мастерами  высотных   восхождений.   Называется   она
"Репшнур-веревочка".
   Неизвестный автор был, очевидно, человек  решительный  -  он
сразу брал быка за рога. Песня начинается так:

                 По травянистым склонам быстро
                 Спускались мы с Тютю-Баши.

   Действие изображено, писать вроде больше не о чем, поэтому в
двух последующих строчках сообщается кое-что о героях спуска:

                 И все мы были альпинисты
                 И распевали от души.

   Памятуя о том, что мелодии  русских  народных  песен  широко
популярны, автор на  мотив  "Ленты-бантики,  да  ленты-бантики"
присочиняет такой припев:

                 Репшнур-веревочка,
                 Репшнур-веревочка,
                 Веревки в узлы вяжутся.
                 Альпинистки по склонам шляются,
                 Колесной мазью мажутся.

   Нормальное ударение в слове "узлы" никак не  укладывалось  в
размер. Поэтому получились "узлы". И странно: серьезные люди  -
научные работники, инженеры, рабочие, студенты - поют эти самые
"узлы". Поют хором и мурлычут в одиночку, исполняют в концертах
художественной самодеятельности, переписывают в тетради.  Да  и
как же не переписывать? Ведь в  песне  сосредоточены  важнейшие
принципы альпинизма. Вот они:

                 В основе спорта альпинизма
                 Всегда стоял вопрос еды.
                 Коль не накормишь альпиниста,
                 Он ни туды и ни сюды.

                 В основе спорта альпинизма
                 Лежит художественный свист,
                 А коль свистеть ты не умеешь,
                 Какой ты, к черту, альпинист!

   Может быть, некоторым  товарищам,  ни  разу  не  бывавшим  в
горах, песня покажется редким  экспонатом.  Нет,  это  одна  из
самых  распространенных  альпинистских  песен.  Она  живет  уже
многие годы и неизвестно, сколько еще будет жить. И  песня  эта
не составляет особого исключения.
   Среди  нашей  спортивной  молодежи  бытует  масса  песен   -
бездумных, глупо экзотических и просто пошлых.
   Молодым людям, отправляющимся  в  поход,  ничего  не  стоит,
например, глубоко удивить пассажиров поезда таким сочинением:

                 Мы идем по Уругваю,
                 Ночь - хоть выколи глаза,
                 Но никто из нас не знает,
                 Скоро ль кончится гроза.
                 Только дикий рев гориллы
                 Нарушает в джунглях сон,
                 Осторожней, друг мой милый,
                 - Где-то воет саксофон...

   Поется  эта,  с  позволения  сказать,   песня   на   склонах
Кавказских  гор,  в  снегах  Полярного  Урала,  в  подмосковной
электричке.
   Кстати, об электричке.
   Туристы,  отправляющиеся  в  пригородном  поезде   на   лоно
природы,  считают   своей   первейшей   обязанностью   оглашать
окрестность  песнопениями.  А  электричка  полна  народу:  едут
рабочие и служащие, едут дачники, рыболовы. И,  пользуясь  тем,
что еще не  введен  штраф  за  публичную  демонстрацию  плохого
вкуса, молодые любители путешествий хором начинают петь:

                 Я уходил тогда в поход,
                 В кавказские края,
                 Осталась дома банка шпрот
                 Моя любимая.
                 Чтоб этот я прошел поход,
                 Чтоб жив остался я,
                 Пришли сюда мне банку шпрот,
                 Моя любимая.

   Исполняется  это  произведение  обычно   под   аккомпанемент
залихватского гитариста, которому ноты не  более  знакомы,  чем
парикмахеру звезды в созвездии Волосы Вероники. А люди в поезде
слушают. Слушают и вспоминают...

                 Я уходил тогда в поход,
                 В суровые края.
                 Рукой взмахнула у ворот
                 Моя любимая.

   Война... Песня, которая  пелась  в  землянках,  в  эшелонах,
идущих на  фронт,  в  партизанских  отрядах...  Хорошая,  милая
песня. Кто-то взял ее  и  испортил.  И  люди  уходят  в  другие
вагоны.
   Туристы же продолжают петь: у них ведь еще в запасе отличная
песня "Убит поэт"! И действительно,  на  мотив  "Когда  б  имел
златые    горы"    бессовестно    распевается     лермонтовское
стихотворение.  На  этот  же  мотив  поется  "У  лукоморья  дуб
зеленый". Просто диву даешься: откуда такая изобретательность?
   В альпинистских лагерях иногда  устраиваются  вечера  песни.
Взрослые  люди,  образованные,  начитанные,  имеющие  детей   и
занимающие солидные посты в учреждениях, громогласно утверждают
следующее:

                 Я с детства был испорченный ребенок,
                 На папу и на маму не похож,
                 Я женщин обожал еще с пеленок,
                 Эх, Жора, подержи мой макинтош!
                 Я сам сторонник чистого искусства,
                 Которого теперь уж не найдешь.
                 Во мне горят изысканные чувства,
                 Эх, Жора, подержи мой макинтош!

   Вслед за этим "опусом" знатоки русской словесности распевают
песню про Одессу:

                 А гений Пушкин тем и знаменит,
                 Что здесь он вспомнил чудное мгновенье...

   Из  Новосибирска  и  Ленинграда,   из   Нижнего   Тагила   и
Симферополя, из многих городов и сел  нашей  страны  съезжаются
люди в альпинистские лагеря на сборы и соревнования.  Приезжают
они  туда  наивными  глупцами,  усвоившими  курс  литературы  в
пределах школы или института  и  курс  альпинизма  по  учебнику
В.М.Абалакова.  Уезжают  же  -  всесторонне  развитыми  людьми,
твердо знающими,  в  чем  причина  известности  Пушкина  и  как
формулируются основные принципы альпинизма.
   Вот как обстоят дела с музыкальным бытом спортсменов. И  все
же было неправильно утверждать, что поются только такие  песни.
Теми же альпинистами  написано  немало  привлекательных  песен.
Назовем некоторые из них:  "Баксанская",  "Барбарисовый  куст",
"Снег",  "Рассвет  над  соснами  встает".  А   вот,   например,
задушевная, лиричная "Поземка":

                 Ветер поземку крутит,
                 Звезды мерцают в тучах,
                 А впереди мигают
                 Далеких сел огни.
                 Где-то гармонь страдает,
                 Кружится снег летучий
                 И серебром ложится
                 Около нашей лыжни.

   Эти песни всегда поются с увлечением. Но беда в том, что  их
никто не пропагандирует. Печатаются изредка  спортивные  песни,
написанные профессиональными  композиторами.  Но  их  почти  не
поют. Вернее, они сами  не  поются.  Как  правило,  мелодии  их
маложизненны, а в стихах лишь формально рифмуются те  или  иные
спортивные лозунги. И никто до сих пор не  позаботился  о  том,
чтобы как-то  распространять  лучшие  песни,  созданные  самими
спортсменами.
   Этот  фельетон  написан  против   пошлости   и   безвкусицы,
пустившей довольно глубокие корни в песенном  спортивном  быту.
Но дрянные песни не искоренишь статьями и разговорами. Их можно
искоренить только другими песнями - хорошими.

1959


Популярность: 17, Last-modified: Sat, 01 Feb 1997 11:55:36 GMT