более разумны", и объяснить ему причины. "И среди людей одни превосходят других: они лучше или мудрее". И ребенок согласится, что это правда. "И теперь, почему не может быть других существ, которые превосходят даже людей, так как лучше и мудрее их?" Ребенок соглашается, и таким образом (112) он начинает обретать понятия об ангелах, архангелах и всех существах духовной иерархий Ребенок, которого воспитывают таким образом, сохранит навсегда ощущение высшего мира мудрости и света и желание попытаться достичь этого мира. Человек, отрицающий существование превосходящих его миров и существ, ограничивает себя. Если многие люди не прогрессируют, не эволюционируют, то только потому, что они отрицают или просто не хотят допустить, что над людьми существует высшая Иерархия ангелов, архангелов..., вплоть до Трона Господа. И из этого следует, что нет у них ни цели, ни возвышенного идеала, к которому они привязаны, чтобы получать, чтобы улавливать энергии высшего порядка. Конечно, они живут, они освобождаются от каких-то трудностей, но с духовной точки зрения они не продвигаются. Они не соглашаются даже с мыслью, что существуют Учителя, чтобы их обучать, и некоторые даже уже мертвы, духовно мертвы. Тогда как те, кто сознательно принимает существование этих духовных иерархий, имеют высшую цель, и это им дает возможность порыва, чтобы предпринять великие осуществления. (113) X Любовь без слабости Мысль дня: "Отец и мать никогда не должны уступать капризам ребенка. Они должны быть нежными, полными любви, но несгибаемыми. Если они отдали приказ ребенку, они должны требовать, чтобы он подчинился. Некоторые матери уступают ребенку, потому что он плачет и они не хотят сделать ему больно. Вот глупая нежность. Потому что позже плохо воспитанный ребенок сядет на голову своих родителей. Мать должна оставаться полной нежности, никогда не входить в злобное состояние, не бить ребенка, но и не уступать тем более. Как раз так поступает природа, которую никакой человеческий каприз или желание не могут заставить уступить. Если ребенок сует палец в огонь или в лед, законы тепла или холода не отступятся, чтобы его уберечь. Природа остается невозмутимой перед действиями ребенка. Вот почему он учится уважать природу. Для ребенка мать олицетворяет (117) природу. И если она не представляет природу правильно, ребенок откажется признавать существование каких-то границ, которые невозможно нарушать, и будет потерян для общества. Часто в результате слабости матери некоторые дети становятся позже настоящими палачами". Да, часто малопросвещенная любовь родителей приносит несчастье в семью, так как родные не сумели показать своим детям, что существуют законы, перед которыми весь мир вынужден склониться. Ребенок, которому позволили делать все, никогда не будет знать, что такое хорошо и что такое плохо, и это не будет его виной. Его плохо воспитали. С раннего возраста ребенок должен начинать учиться, что существуют законы, и это родители должны его этому обучить. "Да, но если он плачет..." Пусть поплачет! Как только ребенок начинает плакать, мать уступает, чтобы маленькое дорогое существо не было несчастным. И тогда все кончено. Она будет уступать всю свою жизнь. Она поступает в рабство. Ее ребенок будет с ней грубо обращаться. И она будет страдать, потому что она спутала любовь и слабость. Ребенок плачет? Оставьте его, пусть поплачет. Это упражнение для его легких. И в это время он понимает, что есть правила, которые надо соблюдать и применять. (118) Если же с первой слезой вы будете менять ваше решение, ребенок всегда будет использовать слезы, чтобы заставить вас уступить и удовлетворить все его капризы. Знаете ли вы, что ребенок более разумный и более хитрый, чем его мать. Он умеет использовать слезы, чтобы вынудить ее уступить и затем сядет на ее голову, чтобы сделать пи-пи... Наконец, что вы хотите, именно таким образом обучаются матери! Родители не должны выжидать и надо заставить ребенка понять, что они никогда не уступят его капризам, иначе в тот день, когда они решат действовать именно таким образом, будет уже поздно. Когда они дают себе отчет в тяжести ситуации, некоторые родители становятся вдруг несгибаемыми, и тогда какая борьба! Они даже бьют ребенка, но они ничего не могут из этого извлечь, так как они слишком запоздали. Это только когда он еще маленький, они должны показать свою решительность. Надо, чтобы родители победили свою слабость: желать всегда делать удовольствия ребенку, потому что он маленький, так как они воспитают таким образом самые плохие тенденции в его сердце и в его душе. Наоборот, как раз поскольку он маленький, он согласится со всеми принуждениями, замечаниями, приказами. И позже, когда он все это поймет, он будет больше любить своих родителей и будет признателен (119) им за то, что они защитили его таким образом от больших страданий. Некоторые родители не знают что делать, чтобы доставить радость детям, чтобы позабавить их, а результат этого преувеличенного желания обязательно доставлять радость детям имеет катастрофические последствия. Возьмем только вопрос игрушек. Сколько изготавливается игрушек, чтобы забавлять детей. Револьверы, танки, пушки -- всякого рода оружие. Дошли даже до того, чтобы продавать гильотины в миниатюре. А что делают родители? Вместо того, чтобы объединиться и протестовать, требовать запрещения такого рода игрушек, они позволяют их делать и даже их покупают. Вот как готовят маленьких хулиганов. Какая глупость, какое невежество! Как можно не понимать, что эти игры обязательно будут иметь отклик в поведении и в менталитете детей? Если некоторые дети становятся затем монстрами, то только потому, что они получили извращенное воспитание со стороны людей, которые не знали больших посвященческих истин. Я вчера видел одного ребенка, делавшего крайне неприятные и неэстетичные гримасы. Я спросил у его матери: "Где он этому научился?" -- "Ох! Это его отец всегда это делает, чтобы его позабавить, и теперь он его имитирует". Посмотрите, как воспитывают детей! Чтобы их (120) занять, чтобы они посмеялись, им показывают любые глупые гримасы, а затем дети все это имитируют. Никогда не надо ничего безобразного или глупого показывать детям, даже чтобы их позабавить. Есть другие возможности их занять. Родители должны делать только то, что может послужить воспитанию, становлению разума, даже если это не доставляет никакого удовольствия ребенку. А ребенок должен все это принять, все это должно войти у него в привычку. Все в этом мире ищут только удовольствия, но удовольствие -- это самый плохой путеводитель. Оно поглотит человека и заставит его возвратиться в состояние животного. Невежественные родители доставляют удовольствие своим детям, потому что они их любят. Это подразумевается. Но есть разные виды любви. Надо выбрать любовь воспитывающую, украшающую, усиливающую вашего ребенка и делающую его совершенным. Человеческое существо от природы эгоистично, неблагодарно, и этот эгоизм, эту неблагодарность вы рискуете поддержать своей излишней снисходительностью. Детям хотят дать все, потому что их любят, но мудрость советует лишать их немножко некоторых вещей. Я говорю, я говорю, но я знаю, что родители не скажут, что я прав, они найдут, что мои советы (121) противоречат их методам, и только всего. Но поскольку они имеют проблемы со своими детьми, это доказывает, что их методы должны быть улучшены. Разве нет? На страничке, которую я только что вам прочитал, я говорил, что не надо бить детей. В действительности, в реальности (в исключительных случаях) пощечина или легкая порка не принесет им большой беды. Только, если вы шлепнули ребенка, будьте внимательны к вашему взгляду. Ваш взгляд не должен выражать ни злобы, ни ненависти, никакого отрицательного чувства. Потому что ребенок забудет быстро и пощечину и порку, но он никогда не забудет плохой взгляд: рано или поздно он обязательно попытается отомстить. Внимание к вашему взгляду, если вы бьете ребенка! Часто родители бьют ребенка, потому что он привел их в отчаяние и они потеряли терпение, но это очень плохая реакция. Пощечины и порки должны быть не следствием нервного возбуждения родителей -- нервное возбуждение это чувство непедагогичное, -- а их желанием заставить ребенка понять, что существуют некие правила, которые следует выполнять. Вот почему я дал несколько раз этот метод, который многие, я знаю, находят странным: когда мать должна поправить своего ребенка, она обязана полностью владеть собой, чтобы показать ребенку, (122) как она грустит от того, что надо его шлепнуть, что она даже плачет перед ним -- если она это может, -- говоря: "Мне не хотелось бы тебя бить, но я вынуждена, потому что ты очень плохо что-то сделал, и ты должен быть наказан, и ты должен исправиться". И затем... за порку! Тогда ребенок чувствует, что мать его несчастна, что она страдает, и что это по его вине она вынуждена действовать таким образом. И ребенок будет думать и поймет, что существуют законы, которые нельзя нарушать. Я настаиваю на этом, так как я знаю, что родители не имеют привычки быть столь внимательными к выбору манеры исправления своих детей. Они никогда не должны бить ребенка, если они в состоянии злобы, потому что они оставят в его голове впечатление ненависти, злобности, а не справедливости, тогда как для его воспитания, хорошего воспитания, он должен чувствовать, что его отец и его мать справедливы, и поскольку они справедливы, они его и должны исправлять. Но такая манера воздействия также очень плоха и с точки зрения магии, и я вам объясню, почему. Когда вы бьете ребенка в состоянии злобы, производимый вашими чувствами дисгармоничный поток переходит в ребенка и провоцирует крайне разрушительные эффекты. Злоба, испускаемая вами в форме потока ненависти, продолжает (123) неблагоприятно действовать на него в течение месяцев и лет, и таким образом, даже не зная этого, вы подтолкнули вашего ребенка в сторону негативных сил, которые овладеют им. Вот как невежество родителей, вместо того, чтобы помочь им защитить своего ребенка, разрушает в нем священные, божественные элементы, поскольку родители соединяют его с негативными силами, исходящими из их сердец. Отныне родители должны запретить себе действия в состоянии злобы. Поскольку мы не можем воспитывать родителей на всей земле, пусть хотя бы этот свет будет принят братьями и сестрами Всемирного Белого Братства. Пусть они исправляют своих детей, поскольку это необходимо, но пусть никогда не выражают разрушительного чувства, которое подвергнет детей влиянию темных духов. Так как может произойти, что позже, когда они захотят направить своих детей, они уже не смогут. Вместо того, чтобы быть нежными и послушными в руках родителей, они будут подчиняться темным духам. Вот проблема, над которой вы должны поразмышлять. Исправляйте, следовательно, ваших детей, но только так, чтобы они сознательно приняли, что существуют некие законы, нарушение которых подвергает их большим опасностям. (124) Таким образом поступает природа. Зима, холодно, и вы нечаянно разбиваете форточку в вашем окне: если вы не вставите стекло, вы должны будете испытать на себе последствия: вы замерзнете. Вы можете сказать природе: "Но мне холодно, почему ты не даешь мне немножко тепла?" Она останется неумолимой. Это вы вынуждены будете исправить последствия вашей неосторожности и впредь стараться всегда быть ловким. По отношению к своим детям мать всегда должна быть невозмутимой и неумолимой, как природа, и в то же время показывать им, что она сама подчиняется законам. И в этот момент она вводит в ребенка идею порядка, иерархии и можно ждать чудес со стороны ребенка, который был воспитан в таком сознании и в уважении к законам. Конечно, все дети не подобны друг другу, следовательно, воспитывать их надо в соответствии со степенью их развития, их темпераментом, их силой, здоровьем и в соответствии с множеством еще других факторов. Существует еще столько различных случаев, что невозможно дать общие правила, невозможно сказать: "Делайте так или вот так". Нужен особый педагогический метод для каждого ребенка. Как раз родителям надо изучать своих детей и проявить себя достаточно разумно, достаточно просвещенно, чтобы уметь выбрать (125) метод, который необходимо применять к своим детям. Но одно можно сказать с уверенностью: во всех случаях родители должны быть безгрешными перед своими детьми, не показывать никакой слабости, никакого недостатка. Известны случаи матерей, которые имели любовников или даже во время войны спали с солдатами вражеской страны. И маленький ребенок присутствовал при этом, потому что мать не могла его оставить одного дома. Он все это видел и ничего не понимал. Но позже, через несколько лет, когда он все это вспоминал и начинал понимать, вы могли видеть в его поведении по отношению к своей матери, какой ущерб нанесли ему эти сцены. Почему матери столь несознательны? Они совершают любой негативный акт на глазах маленьких детей, думая, что они ничего в себе не регистрируют. Как раз наоборот, они все регистрируют. Есть события, свершившиеся на третьем, четвертом, пятом году жизни, которые человек никогда не может забыть. Он забудет все, что произошло вчера, но он вспомнит всегда то, что он пережил 60--80 лет тому назад. Когда родители позволяют детям увидеть свои слабости, дети бывают взволнованы, дезориентированы, у них не остается ничего, к чему можно было бы привязаться. Дети всегда инстинктивно (126) ищут возможность опереться на существ, проявляющих справедливость, благородство, силу, совершенство; все дети несут в себе инстинктивную потребность в справедливости и истине, и когда они видят, как их родители совершают достойный порицания поступок, то что-то в них приходит в беспорядок. Ребенок, который себя чувствует маленьким, слабым, любит, чтобы над ним был непререкаемый авторитет, защищающий его. Он не знает ничего, но чувствует свою слабость. Вот почему у него всегда есть потребность в защите. И он прижимается к своей матери, чтобы почувствовать ее теплоту. И не только в физическом плане он ищет опору, а также и в психической сфере. Вот почему, когда ребенок понимает, что его мать или его отец не на высоте положения, он чувствует себя потерянным, и он возмущается. Вот причина многочисленных трагедий. Ребенок испытывает потребность в том, чтобы его родители не проявляли никакой слабости. Вот почему очень плохо, когда родители после того, как они дали какой-то приказ ребенку, потом соглашаются с тем, что он их ослушался. Когда родители что-то приказали, они должны требовать, чтобы ребенок это выполнил, иначе он заметит, что родители не тверды в своих решениях, у них нет никакой стабильности, (127) и этот образ будет вредить процессу его воспитания. По этому поводу хотел бы остановиться на очень интересной проблеме. Когда взрослый хочет что-то сделать, он должен прежде всего подумать; ребенок -- он не размышляет, потому что его мозг не готов еще к рассуждению, к обсуждению своих поступков. У ребенка прежде всего -- действие. Он должен, следовательно, выполнять без всякого обсуждения то, что от него требуют взрослые. Детские заботы совсем другие, чем у взрослых. Если ребенок будет стараться прежде всего понять, а затем что-то сделать, он никогда ничего не сделает. Он должен действовать прежде, чем он что-то поймет, потому что есть другие, которые это поняли прежде чем он, и доверяя им, он упрощает свой собственный процесс понимания, которое проявится только потом. Таким образом, действуя в точности в соответствии с требованиями своих родителей, дети имеют возможность стать разумными. Потому что разумность, правда, размышление -- это уже работа. Реализация всегда подразумевает разумность, предшествующую выполнению действия. Когда работа хорошо выполнена, то говорят, что она могла быть только результатом разума; видим или невидим, сознателен (128) или бессознателен этот разум -- это уже другой вопрос. Ребенок должен, следовательно, выполнить то, что от него требуют, без всякой потребности в объяснениях. Когда мать ведет своего маленького мальчика с собой, нет никакой необходимости, чтобы она объяснила ему подробно, куда она собирается его отвести. Он доверяет ей и дает ей свою руку, зная, что она не отведет его в место, где есть змеи, медведи или обезьяны, которые его растерзают -- символически говоря -- и таким образом ребенок прогрессирует. Но дети, у которых нет доверия к родителям или которые хотят быть независимыми, свободными, не могут правильно развивать свой разум. И теперь не рассказывайте, пожалуйста, мне истории: "Да, но мы знаем семьи, в которых дети более разумны, чем родители и поэтому они садятся им на голову." Я хорошо знаю, что можно встретить исключительных детей, но это случаи крайне редкие. Я вам говорю в общем, и я не верю, совсем не верю в то, во что вы хотите заставить меня поверить: что большинство детей -- гении, и они правы, когда возмущаются против своих тупых родителей. Нет, если ребенок появился в той или другой семье, то тому есть причина и теперь уже слишком поздно, чтобы судить или критиковать. Если он столь гениален, то почему он явился, чтобы воплотиться (129) в этой грубой семье? Если он уже сюда пришел, чтобы как раз пройти какой-то стаж, то он должен слушать своих родителей. А потом -- увидим. Известны случаи, когда королевский сын был послан в армию и служил там как простои солдат, чтобы пройти испытания -- иногда тяжелые испытания -- как и все другие! Итак, не ребенку дискутировать и критиковать. От него не требуется вносить беспорядок и анархию, с того момента, как он пришел в семью, надо, чтобы он начинал маршировать в согласии с ней. Когда он даст доказательства своего настоящего превосходства, он сможет делать то, что он хочет. Только когда ребенок подчиняется своим родителям и соглашается делать то, что от него требуют, его разумность начинает развиваться. Затем мало-помалу ребенок сам начинает понимать причину, по которой он это делает. Очевидно, есть случаи, когда прямолинейность, непримиримость родителей может быть Катастрофичной. Предположим, что то, что ребенок требует, по своей природе духовно, а он Имеет родителей грубых, невежественных и нечестных, которые мешают ему реализовать его идеал, потому что это превосходит, слишком Превосходит их уровень понимания. Если они Показывают себя несгибаемыми, они могут причинить (130) ему много зла. Вот почему каждый раз, когда говорят о каком-то общем правиле, надо вносить в него нюансы и объяснения. Прежде чем высказываться, давать разрешение или отказывать в категорической манере, родители должны хорошо взвесить последствия. Но как они это сделают, если у них нет способности различать? Им необходимо начать самим обучаться, прежде чем что-то произносить, так как существует большое число факторов, которые необходимо рассматривать: достаточно ли силен ребенок..., подходящий ли момент..., будет ли это для его блага..., обладает ли он особым даром, который надо защищать... Даже в том, что касается питания, родители должны принимать во внимание некоторые факторы и не заставлять детей есть то, что они находят хорошим для самих себя. Итак, я повторяю: отец или мать не должны требовать от ребенка абсолютного подчинения, прежде чем не спросят самих себя: 'Требую ли я что-то хорошего, справедливого, божественного? Желает ли этого его душа? Желает ли он этого глубоко, или это будет вредно для его развития, для его эволюции?" В том случае, если они хорошо информированы, если они увидели и поняли ясно, что это будет во благо для их ребенка, пусть они отдают свои приказания -- разрешение это или отказ -- в категорической форме, бесповоротно, и ребенок должен подчиниться. (131) Ребенок должен понимать, что существуют законы, которым сами родители вынуждены подчиняться. Даже Посвященные подчиняются великим законам Природы, и, впрочем, они первые среди уважающих законы. Они может быть несколько меньше почитают и соблюдают человеческие, не всегда справедливые законы, но перед законами божественными, законами вечными, вселенскими, космическими они всегда полны уважения и подчинения. Это то почтение, которое ученики Всемирного Белого Братства должны принять и затем передать своим детям. Итак, поймите меня правильно. Надо иметь много любви к детям. Это безусловно. Но надо знать, когда и как ее проявлять. Есть такие моменты, когда не надо показывать любовь, а надо пользоваться мудростью, и только при этом условии можно действительно говорить о просвещенной и благотворной любви. Слабая любовь глупа. Это катастрофа. (132) XI ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ 1 Мне часто задавали вопросы по поводу воспитания детей и я говорил: "Вы видите, настроили много школ за последние годы для детей и подростков. Но что там улучшили? Только внешнюю сторону. Построили самые большие, самые красивые школы, с лабораториями, с кинозалом, с телевизорами, с площадками для спорта, с бассейнами... Но дети, однако, не улучшаются". В прошлом не придавали столько значения внешней стороне. В любом доме, даже на любой конюшне можно было устроить школу; ветер гулял по окнам, которые заклеивали просто бумагой; не существовало поставки дров, и дети, которые приходили издалека, приносили каждый с собой полено, чтобы поддержать огонь. Иногда они не имели даже книг, перед ними был только учитель... Но из этих школ выходили удивительные существа, с сильным характером, благородные: модели для подражания. Тогда как сегодня, когда улучшены все (136) материальные условия, из школ выходят негодяи, существа хитрые, корыстные, нечестные. Ах, они очень образованы, да: читать наизусть, ошеломить вас они способны, но в их характере вы не отметите ничего столь основательного или благородного. И если бы я вам рассказал, как я ходил в Школу! Мой отец умер, когда я был еще очень молод. Мы были бедны, настолько бедны, что Моя мать не могла даже мне купить книги. Часто даже я уходил утром в колледж не позавтракав. И во время уроков я был сонным и даже почти засыпал. Во время перемены я одалживал книги у моих товарищей, я старался побыстрее узнать хоть немного из заданного на дом урока, и когда учитель меня спрашивал, я пытался вспомнить что-то из того, что прочитал за эти несколько минут перемены. Теперь я вижу, что все эти трудности, с которыми я должен был бороться, пробудили во мне некоторые способности, использованные мною позже. Когда живут комфортабельно, то оказываются как бы под хлороформом. Это не люди, занимающие Хорошее положение в жизни, давшие что-то значительное для человечества. Посмотрите, о Чем говорят, чем занимаются все те, кто не Может пожаловаться на недостаток чего бы то ни было! Пустяками. Идиотством... Кто-то скажет: "Но все эти хорошо оборудованные школы очень полезны, наши дети станут (137) инженерами, техниками". Да, согласен, они станут такими, как вы хотите. Но счастье человечества абсолютно не зависит от технического прогресса, от комфорта, от скорости. Я не против прогресса. Но надо знать, в каком направлении он идет. В настоящее время люди интересуются только материальным прогрессом, как если бы не существовало множества других сфер, в которых они тоже должны прогрессировать. Я абсолютно согласен с необходимостью прогресса, но каков этот прогресс. Несмотря на все технические улучшения, которые реализованы, жизнь не улучшилась: люди не стали более счастливыми, более спокойными, более светящимися..., ни улучшили даже здоровье! В своем похвальном, конечно, желании улучшить внешнюю сторону жизни, люди забыли о внутренней стороне, о характере. Учителя, профессора и даже родители думали, что достаточно дать детям самые лучшие книги, самые совершенные материалы, но, к сожалению, это не дало хороших результатов. Многое, конечно, дают себе в этом отчет. Они хорошо видят, что несмотря на все улучшения внешней стороны жизни и на все выговоры и наказания, дети не улучшаются. Скорее наоборот. Почему? Потому что перед ними нет живого примера. Чтобы получить хорошие результаты, надо чтобы педагоги, воспитатели были живыми (137) примерами. И поскольку первыми воспитателями являются родители, если родители губят свое призвание, если они дают советы, а делают наоборот, дети начинают замечать, что что-то здесь не так. И в этот момент не только родители теряют свой авторитет, но и дети начинают следовать их примеру -- они верят, что существует две истины: первая для других, а вторая для себя и что можно делать все, что вы хотите при условии сохранить лицо. Следовательно, все действуют таким образом, чтобы стать способными обманывать, мошенничать, ибо такой пример они имели перед глазами. В настоящее время большинство педагогов -- интеллектуалы, не имеющие истинного профессионального призвания: они прочитали книги, давшие им некие поверхностные знания, но в глубине в них нет педагогической жилки. Истинный педагог должен родиться педагогом. И только его присутствия, его взгляда, его эманации уже достаточно для воспитания детей. В истории известны и мужчины, и женщины, родившиеся с такой любовью, с таким нравственным качеством, которое влияет на детей. Так как дети чувствительны, они, как животные, издалека чувствуют хозяин вы или нет. Посмотрите на лошадь. Если всадник трус, лошадь это чувствует и отправляет его на землю... В другом (138) случае она подчиняется. И дети также обладают этой естественной интуицией. Все больше и чаще можно видеть, однако, профессоров и учителей, предлагающих свои педагогические методы, но через некоторое время они поймут, что для того, чтобы воспитывать молодежь, надо быть самим безгрешными, иначе невозможно хорошее влияние на детей. И почему происходит таким образом? Дети, я вам уже это сказал, обладают нюхом животных, их суждения обычно непогрешимы, непреложны. Я не опасаюсь суждения взрослых. Но я боюсь суждения детей, так как это ужасно. Мнение детей очень важно для меня, потому что они видят, чувствуют, они чуют истину. Когда я был учеником колледжа в Варнах, а это было во время войны 14-18 годов, большинство наших учителей должны были отправиться на фронт, и у нас появлялись, следовательно, заменяющие их, приходившие на некоторое время, чтобы нас чему-то учить. В течение одного года мы имели одного за другим двух учителей математики. При появлении первого в классе возникал каждый раз оглушительный шум: ученики начинали смеяться, шутить...Он мог делать все, что хотел, чтобы установить тишину: кричать, жестикулировать, угрожать... бесполезно. Он даже приводил в класс директора, но как только директор покидал класс, грохот (139) и хохот возобновлялись с новой силой. Он был очень мил однако, и мне даже было жалко его, я не понимал, почему мои товарищи были столь жестоки. Однажды я был настолько возмущен их поведением, что в его отсутствие я начал им говорить, что то, что они делали, не было шиком. Они были согласны, чтобы набраться немножко мудрости, поумнеть, и во время одного или двух дней все как будто улучшилось. Затем вновь начались суматоха и неразбериха. В действительности, надо сказать, что учитель сам манерой своего поведения провоцировал реакции учеников: из него как бы что-то исходило, вызывая шум и смех. Однажды он ушел из школы и был заменен маленьким добрым человечком, который входил в класс потихоньку, даже не глядя на нас. Но при каждом его появлении ученики тотчас же занимали свои места в молчании и больше не двигались; он клал свой журнал на стол и начинал урок очень спокойным тихим голосом. Никогда он не злился, никогда нам не угрожал и никогда нас не наказывал. Он прекрасно знал то, чему нас учил, он никогда не колебался, и мы все вынуждены были работать. И это меня очень удивило, а было мне в это время 15 или 16 лет. Этот маленький неказистый добрый человек внешне был совершенно незаметен, но остался навсегда в моей памяти. И не только потому (140) что у него были знания -- это чувствовалось, но впечатляло также его присутствие: то, что как бы исходило от него и нам импонировало. В школах, университетах можно встретить подобных профессоров, которые немедленно, как бы даже ничего не делая, завоевывают симпатии учеников и студентов. Известны также случаи йогов, живущих в лесах Индии -- среди тигров, кобр, но те никогда не осмеливаются приблизиться к ним, чтобы принести им зло. Вследствие своей чистоты и добродетельности эти йоги обладают вибрациями, которые эти животные чувствуют и подчиняются им, тогда как на других они тотчас набрасываются, чтобы укусить или разорвать их. Образование становится все более и более необходимым и престижным, так как все знают, что благодаря образованию они смогут занять лучшее положение в обществе, занять более славные и более уважаемые места. Но в то же время пренебрегают воспитанием, потому что оно казалось бы не дает этих преимуществ. Тот, кто отдает предпочтение нравственным качествам, почти всегда вытесняется сметливыми, находчивыми и бессовестными. Впрочем, всегда труднее работать, чтобы улучшить свой характер, чем получить университетский диплом. Во всяком случае, здесь всегда кроется и ошибка родителей. Конечно, родители хотят (141) иметь детей послушных, искренних, уважительных, честных, но еще больше им доставляет удовольствие, если их ребенок -- первый в классе, если он может отличиться, читая наизусть несколько поэм или участвуя в представлении спектакля. Для родителей главное -- это интеллектуальные качества их детей, а не нравственные; я это видел, я это констатировал. И позже, когда дети уже получают образование, когда они даже становятся эрудитами и находятся под влиянием некоторой философии, они обращаются против своих родителей, чтобы их критиковать и упрекать. И тогда бедные родители поражены: они стольким жертвовали, чтобы дать образование своим детям, и вот чему служит это образование: чтобы получше их уложить на лопатки! Вот почему я говорю всем, кто имеет детей: "Если вы хотите, чтобы образование, данное вашим детям, не обратилось однажды против вас, примите истины науки Посвящения, увеличивайте в вас самих свет, и вы сможете образовать дух ваших детей гораздо лучше, чем их профессора". Не надо, чтобы родители воображали, что они сделали главное для детей, обеспечив им образование. Нет, эта иллюзия может спровоцировать только войну между двумя поколениями, потому что в школах дети приобретут знание, (142) от которого родители весьма далеки, и когда дети вернутся с дипломами и, если можно так сказать, чувством своего превосходства, тогда чего только не услышат родители! Они будут печальны и недовольны тем, как их дети неблагодарны, грубы. Но чья это ошибка? Самих родителей! Почему они ничего не сделали и сами не приобрели свет и такие добродетели, чтобы их дети, несмотря на все их знания, чувствовали, что их родители выше их? Да, это должно быть целью всех родителей: стать столь благородными, столь возвышенными, светлыми и сильными, чтобы их абсолютно невозможно было превзойти. Если. родители действительно хотят сохранить своих детей около себя, если они хотят, чтобы дети восхищались ими, любили и никогда их не покидали, надо подавать детям исключительный пример. Иначе, я вас предупреждаю: дети будут для вас потеряны. Рассчитывая только на простые решения, они становятся слабыми, уязвимыми, и однажды, когда перед ними предстанут проблемы, они рухнут. И какая от этого польза? Не надо дожидаться, когда это случится, надо размышлять и делать что-то для преодоления трудностей в тот момент, когда они перед вами предстанут. В настоящее время можно присутствовать при разного рода анормальных манифестациях (144) по случаю преувеличения значения образования. Конечно, образование необходимо, но в Настоящее время просто убивают детей и студентов преувеличенным количеством бесполезных знаний. Впрочем, как только они закончили учебу и сдали экзамены, они стараются все побыстрее стереть из памяти. Зачем же копить столько знаний, зачем терять столько лет, если затем торопиться все это забыть и в то же время Ничего не знать из самого главного в жизни? А о самом главном я вам скажу, представляя теперь Манеру, в которой рассматривают проблему воспитания Посвященные. Посвященные знают, что человек сравним с Царством, жители которого -- его собственные Клеточки, с царством, в котором он -- король. К сожалению, в большинстве случаев мы имеем дело с королем, лишенным трона, так как он был свержен своим населением, потому что он не умел мудро управлять. Он не понял, что надо было бы воспитать свои клеточки, чтобы все они могли корректно выполнять свою задачу. Вместо того, чтобы соблюдать свою роль монарха, он был занят тем, что бегал в поисках разнообразных удовольствий, и ему совершенно не оставалось времени, чтобы снизойти до Нужд своего народа. В то время, как он отдавался своей бесполезной и даже преступной деятельности, его окружение, ничего этого не замечая, (144) было в состоянии восхищения им, но его собственные клеточки выжидали только удобного случая, ибо он не мог спрятаться от них, и однажды они свергли своего недостойного правителя. Наши клеточки живые, разумные, и они наблюдают за нами, всегда связаны с нами: мы не можем убежать от их наблюдения. Малейшие наши ошибки, малейшие хитрости регистрируются в них и через некоторое время они следуют нашему примеру. Они говорят себе: "Пойдем, выпьем и поедим, займемся разрушениями: наш хозяин такой же, как мы, а мы такие же, как он!" Вот что не знают люди: наши клеточки следуют нашему примеру. Прежде чем заниматься воспитанием других, каждый должен быть педагогом у своих собственных клеточек, зная, что народ, которому король дает плохой пример, имитирует его, а затем и свергнет его, тогда как, если король дает пример доброты, благородства, честности, имитирующие его клеточки делают все, чтобы его поддержать, становятся столь послушными, столь излучающими, что это излучение проявляется даже вовне. Это излучение, эти эманации действует на людей, на животных и даже на растения. То, что человек создал внутренне своей работой, своими медитациями, своей чистотой, (145) отражается прежде всего внутренне: на его собственных клеточках, и только потом эти создания выходят из него, чтобы влиять на других. Если вы не знаете этого закона, вы никогда не достигнете никаких истинных реализации, так как прежде всего внутренне что-то должно быть создано и организовано, чтобы конкретизироваться затем на физическом плане. Не думайте, что только другим вы даете хороший или плохой пример. Нет, вы его даете прежде всего вашим клеточкам, и когда они видят, что вы живете анархично, они тоже проявляют себя в анархическом беспорядке, и невозможно заставить их подчиняться. В тот момент, когда вы хотите ими управлять, они вас не слушают, и вы перестаете владеть вашей чувственностью, злобой, вашим обжорством..., тогда как, если вы преуспели в том, чтобы достигнуть доверия ваших клеточек, вы можете проявлять большую власть над ними: если вам приходится быть в плохом состоянии духа, то через несколько минут концентрации они вам уже подчиняются, и вы возвращаете себе покой и свет. Следовательно, если вплоть до сегодняшнего дня вы дали досадный пример вашим клеточкам, то отныне надо показывать им свое лучшее поведение, лучшую манеру приспосабливаться к жизни, и клеточки примут эти изменения во внимание и опять они будут вас имитировать. (146) Сначала, конечно, ваше новое поведение не покажется вам самим столь естественным, но мало-помалу оно станет таким, и вы будете беспрестанно поддерживаемы и подталкиваемы в одном и том же направлении. Когда человек, поработавший прежде таким образом над своими собственными детьми внутри себя, должен затем воспитывать других детей или даже взрослых мужчин и женщин вовне, в нем нет пустоты: наоборот, он наполнен, могуч, он вибрирует, и все чувствуют, что он настоящий педагог, что в нем есть целостность, единство, что он не делает только вид. Потому что внутри него все обитатели поддерживают его и придают ему силы. Вот почему его присутствие всегда волшебно; что бы он ни говорил, он получает результаты, потому что все его существо привыкло работать в этом направлении. Он не разделен: внешне -- одно, внутренне -- все наоборот. Надо достигнуть такой целостности, такого единства: каким вы кажетесь внешне, таким вы должны быть и внутренне. В этот момент вы становитесь очень сильным как педагог, как воспитатель. Это истинная магическая сила, потому что все клеточки человека в этот момент выделяют нечто истинное. Иначе только говорящая часть человека выдает несколько лучей истины, а остальная часть кричит: " Нет, нет, нет -- это фальшь!" (147) Именно в истине, в единении находится настоящая магия. Магия всегда подразумевает единение всех сил, всех энергий; в распадении, распылении нет никакой магии. Но когда я говорю о магии, надо меня понимать правильно: я не занимаюсь магией -- я не читаю книг по магии или колдовству. Уже очень давно я их листал, чтобы почерпнуть какую-то идею, у меня нет времени, чтобы тратить на эти чтения. Для меня вся вселенная, вся жизнь -- это магия: истинная волшебная раскрытая перед всеми книга именно в жизни, но никто не умеет ее читать. В действительности существует три типа воспитателей: тех, кто требуют от своих детей, учеников уважения некоторых правил, в то же время показывая, что сами они им не подчиняются; тех, кто действительно дают другим примеры собственных любви и тщеславия, чтобы сохранить свой престиж, но по секрету позволяют себе много нарушений, и, наконец, третий тип воспитателей -- это Посвященные, истинные педагоги, которые не раздваиваются: что говорят и что желают -- это абсолютно их суть, их тело, их квинтэссенция. Надо этого достичь. Вот почему я вам скажу, что для меня самый великий педагог - это Солнце. Да, это мой учитель. Оно мне говорит: "Верь мне, все эти так называемые педагоги ничего не знают из истинной (148) педагогики. Они не знают, что, чтобы подогреть других -- надо быть теплым, чтобы осветить других -- надо быть светящимся, чтобы оживить других -- надо быть живым существом. Воспитатели хотят преподать молодым поколениям нравственные качества, которыми сами не обладают и не могут служить их примером. И как же ты хочешь, чтобы молодежь не возмущалась, не бунтовала. Это нормально, что они больше не слушаются". Да, вот что мне говорит Солнце. Настоящий педагог должен излучать качества, которым он хочет научить. Надо, чтобы из него исходило нечто стимулирующее, заражающее других, чему невозможно сопротивляться! Настоящий поэт, настоящий музыкант подталкивает других стать поэтами и музыкантами. Настоящий носитель любви делает других полными любви, отважный генерал, полный смелости, влияет на солдат: они бросаются в атаку и приносят победу. Вообразите труса, боязливого, который кричит: "Вперед!" трясущимся голосом. Никто за ним не последует. Воспитатели говорят: "Надо быть хорошими, добрыми, надо быть честными, надо быть..." Но таковы ли они сами? Тогда как же вы хотите, чтобы молодые поколения были ими увлечены? Современное воспитание остается поверхностным, периферийным. Итак, настоящая педагогика (149) -- это центристская педагогика. Если внутренне вы благородны, честны и справедливы, то, даже ничего не говоря, вы сделаете других вокруг вас благородными, справедливыми и честными. Подавать пример -- в этом всем магическое могущество педагогики, и сколько бы я это ни повторял -- этого будет недостаточно. Все остальное -- только забавы, вздор. Знают, читают, пишут, объясняют, создают теории и неспособны подать пример. Нет, я больше не читаю книг по педагогике. Их слишком много и они противоречивы. Если вы зададите мне вопросы по манерам воспитания в различных странах, по различным новым системам с современными тенденциями, я вам скажу, что я ничего из этого не знаю. Вся моя воля, вся моя энергия сконцентрированы на единственной идее: как достичь того, чтобы стать примером, моделью. И это все. (150) 2 Если в конце учебного года учителя, профессора столь усталые, то не потому, что заниматься детьми -- это истощающая работа, а потому, что очень часто они занимаются своей профессией как наемники: для них прежде всего -- это средство заработка на жизнь. И занимают их совсем не дети, и они стараются всегда закончить свою работу возможно побыстрее, и никогда не осознают величие их миссии: работать над душой всех этих ребят, доверенных им Небом. У детей много недостатков -- это ясно. Но с тех пор как вы взяли на себя обязанность быть воспитателем, вы вынуждены думать о будущем этих детей, быть внимательным, любить их. Поскольку дети чувствительны к любви и нежности, то через некоторое время они меняются. Когда я был еще в Болгарии, около 50 лет тому назад, я был знаком с одной очень пожилой женщиной, которая к концу своей жизни решила научиться читать и писать. Она не (151) умела этого в своей молодости, и вот в возрасте 70 лет она попросила допустить ее в школу. Это было в очень маленькой деревушке и учитель согласился. Но вы можете себе вообразить... реакцию детей при появлении этой старой женщины, сидевшей как и они, за партой. Они насмехались над ней, они делали ей неприятности. А она не только не сердилась никогда на них, она их еще ласкала, обнимала, целовала, приносила им маленькие подарки. И вот через некоторое время дети больше не смеялись над ней, они ее уже обожали. Однажды, когда она простудилась и не смогла прийти в школу, дети отправились к ней, чтобы умолять ее побыстрее вылечиться и вернуться. Они не хотели учиться, если ее не было рядом с ними. Чтобы суметь произвести подобный эффект на детей, надо обладать большой любовью и большим терпением. В истории известны исключительные воспитатели, как Песталоцци, который не был столь уж образован, но благодаря силе любви он имел большие успехи в работе с трудными детьми; но это редкий случай. Я понимаю, какая грандиозная задача -- воспитывать детей, и я могу только сказать, как я это делаю: в Болгарии, где я был учителем а затем директором колледжа, я видел результаты, какие приносят любовь и терпение при работе с детьми. В результате того, что дети обо мне рассказывали, (152) их родители приходили меня поблагодарить, приносили мне подарки, с которыми я даже не знал, что делать! И когда я уезжал во Францию, все пришли меня провожать на вокзал и они плакали!... Я никогда не смогу этого забыть. И я часто думаю об этих детях, многие из которых, наверное, уже стали дедушками и бабушками! Если педагоги сознательно думают о том, как внедрить духовные элементы в сердце и душу ребенка и как затем эти элементы будут действовать, то вся жизнь этих детей будет напоминать об этих педагогах, работавших ради них. При современном состоянии в школах дети даже не вспоминают своих учителей и своих профессоров, а если и вспоминают через несколько лет, то почти всегда чтобы посмеяться над ними и позлословить на их счет. Работа педагогов, следовательно, не имела никакого смысла, ибо не содержала ни света, ни сознания, ни любви. Когда любят детей, то не устают, потому что нервная система остается нетронутой. Но уберите любовь, уберите терпение, уберите веру в то, что вы преуспеете, что вы приобретете друзей, которые всю жизнь будут вас вспоминать -- и вы пропали. Особенно, когда дети еще очень маленькие, то, любя их, вы привлечете на свою сторону их ангелов-хранителей. Каждый (153) ребенок имеет своего ангела-хранителя, занимающегося им, наблюдающего за ним, желающего его воспитать; но часто он встречает большие трудности, потому что этот ребенок подвержен другим влияниям. Ангел-хранитель наблюдает за ним, заботится о нем, но он не может сделать все. Вот почему он так счастлив, когда видит кого-то, кто помогает ребенку, и он его вознаграждает. Итак, вашей хорошей работой вы не только привлекаете детей и родителей на свою сторону, потому что дети все рассказывают своим родителям о своих учителях и профессорах, но вы привлекаете на свою сторону и ангела-хранителя детей. Разве не стоит делать подобные усилия, вместо того, чтобы думать о том, как бы поскорее избавиться от детей? В этом случае лучше не быть педагогом -- надо менять свою профессию. Итак, есть методы, которые надо знать, чтобы работать с детьми. Иначе, лучше не думать о детях -- думайте о себе. Чтобы не оказаться при работе с детьми изнуренным, потерпевшим крушение -- старайтесь быть более спокойным, более терпеливым, более внимательным, и вы сэкономите много энергии. Иначе вы будете всегда нервным, всегда напряженным, и кончите тем, что заболеете, Много учителей и профессоров проводят свое время, ругая детей, потому что им не удается (154) их изменить. Но какими совершенствами обладают они сами, чтобы иметь возможности изменить детей. Большинство педагогов столь ординарны, столь посредственны, как могут они претендовать на успехи в воспитании детей. Это же не их призвание. Некоторые созданы, чтобы быть мясниками. А они желают стать воспитателями! Они никогда не задумывались, что задача педагогов заключается в том, чтобы работать над душой и духом детей и могуществом любви внедрить в них нечто божественное. В каких университетах учат будущих педагогов могуществу любви..., тому, что именно любовь преобразует, воспитывает, улучшает? Я всегда говорил, что наилучшая профессия, самая благородная профессия -- это профессия воспитателя-педагога. Очевидно, не все с этим согласны. Большинство совсем не принимает во внимание эту профессию. Быть физиком, адвокатом, врачом -- это стоит труда. Тогда как учителей и даже профессоров немножко презирают. Заниматься детьми -- что это такое? Почти ничего. А вот как раз эта профессия самая важная, самая значительная. Воспитывать детей -- это божественная работа! Вот почему я всегда говорил, что придет эпоха, когда психология и педагогика, которые пока еще не в фаворе, будут на первом месте. И этот момент приближается. (155) Я слышу, что все более и более начинают обращаться к этой проблеме: человек, его психология, его воспитание. Потому что дают себе отчет в том, что невозможно обеспечить ни успеха, ни стабильного счастья для человечества, пока эта проблема не поставлена на первое место. Вскоре все будут говорить только об этом. Надо только почувствовать, что изменения необходимы и уметь реально принести все эти изменения. Посмотрите, что происходит в политике. Все говорят об изменениях: надо изменить это, надо изменить то. Легко говорить об изменениях, но когда вы не подготовлены к тому, чтобы их осуществлять, тогда все разговоры вокруг и около -- это только насмешка, это гротеск. Чтобы взять на себя ответственность стать педагогом, недостаточно проучиться три или четыре года в университете. Надо всю свою жизнь и даже многие жизни учиться педагогике. Так как секрет ее находится в науке Посвящения. Это внутри -- в сердце, в душе, в духе -- надо обладать педагогическим элементом. Этот вибрирующий, что-то излучающий элемент, влияют на других и эти другие, даже если вы не открываете рта, имеют желание вас имитировать. Они дают себе отчет в том, что в вас есть что-то светящееся, какая-то теплота, что-то живое, и этот свет, эта теплота, эта жизнь помогают (156) им лучше понимать то, что вы хотите им объяснить. Впрочем, не выставляя напоказ знания, можно воздействовать на людей. Знания, безусловно, могучее средство: можно заставить людей очень многое понять с помощью хороших аргументов, но этого недостаточно: они могут хорошо понять, но не сдвинутся с места. Только любовь, призвание, вера являются стимулирующими и вдохновляющими силами. Это живые силы. Любовь и вера -- вот истинное могущество! Перед трудностями жизни тот, кто обладает только интеллектуальными знаниями и ничем другим, оказывается колеблющимся, слабым, боязливым, тогда как тот, кто обладает любовью и верой, даже если он чего-то значительного не знает, продолжает двигаться вперед, подниматься, преодолевать все препятствия. Сказано в Евангелиях: "Если бы вы обладали большой верой, как горчичное зерно, вы могли бы сказать горе: переместись, и она бы переместилась". Очевидно, это надо понимать символически. Иисус никогда не хотел, чтобы люди перемещали горы со своего места! Горы очень хорошо расположены там, где они есть, и не пытайтесь перемещать их в другие места, оставьте их в покое. Природа разместила их с большой мудростью, чтобы они передавали, направляли (157) потоки радиации. Горы, о которых говорит Иисус -- это другое горы, размещенные в разуме, в сердце, в воле. Этими горами темноты, эгоизма, лени пренебрегают, и хотят атаковать красивые невинные горы, созданные Господом. Разве Иисус перемещал горы? Нет, он не занимался подобным, а перемещал горы, царства и континенты в голове, в сердце существ: он перевернул всю землю. Поймите меня хорошо сегодня: недостаточно собирать, аккумулировать в себе знания, надо работать над любовью, верой, смелостью, иначе вы останетесь слабыми. Вы будете как тот, кто проводит все свое время в библиотеках и столько погружен в книги, что забывает даже поесть: он читает, читает, читает..., становится жалким, бледным, безжизненным, и через некоторое время он будет вынужден все бросить, даже чтение. Если вы предпочитаете иметь книжные знания, то продолжайте, но вы высушитесь, вы не будете излучать ни любви, ни добра: встречается только холодный и сухой интеллект, который дискутирует, критикует, препарирует, но неспособен уйти от беспорядка в себе. Это часто случается со студентами в области философии. Когда они кончают свою учебу в университете, они оказываются полностью дезориентированными всеми этими причудливыми (158) и противоречивыми идеями и системами, которые они изучили. И это нормально, ибо изучение философии вам дает все, кроме истинной философии. Вам представляют все человеческие выверты и измышления всех веков и всех стран. Но эти философские претензии часто создаются достаточно ординарными людьми, которые рассматривали все эти проблемы через свой ограниченный интеллект. Исключением являются лишь те, кто обладал истинными знаниями высшего мира. Я вам о них говорил в своих лекциях о египетских Посвящениях (Полное Собрание Сочинений, т.ХХХ, глава YIII, первая часть). Мыслители, которых заставляют изучать молодежь, выбивают ее из колеи, лишают способности отличать истину от лжи и убивают в ней веру. Что можно делать с молодежью, ни во что больше не верующей и живущей в беспорядке? Разве в этом цель философии? Какой интерес в том, чтобы знать, что думал о том или другом тот или иной заблуждающийся? Надо дать молодым единственную правдивую философию, содержащуюся в великой книге живой природы. Но профессора сами не знают ее, и они представляют студентам смесь ошибочных идей и правды. Немного правды и много фальши. Надо знать: если мы будем продолжать обучать студентов в такой (159) манере, то мы приготовим волны анархии и самоубийств. Итак, поймите отныне, что настоящая философия -- это та, которую дает вам жизнь, любовь и вера. Старайтесь ее не покидать. Чтобы не бросаться бездумно в умственные выверты, которые ничего не принесут вам хорошего. Доказательство тому, что вы не становитесь ни более сильными, ни более светлыми, так как вы не едите жизнь и не пьете свет. Вы довольствуетесь маленькими поверхностными деталями, вместо того чтобы работать в глубину. Наконец, каждый свободен делать то, что он хочет, но я заранее знаю, какие будут результаты, в зависимости от того, будете ли вы питаться настоящей жизнью, или вы проведете ваше время, углубившись в книги. До настоящего времени вы не видели правильно разницу, существующую между проблемой питания и чтения. Я не читаю разных книг -- у меня нет на это времени, я читаю только книгу живой природы, и я также уверенно читаю на ваших лицах и в ваших сердцах. Но особенно я читаю на солнце: это книга, которую я читаю каждый день. Каждый день оно мне дает новые откровения и время от времени я вам их передаю. Вы также позже будете читать поменьше книг, потому что вы, надеюсь, научитесь читать и поймете книгу живой природы. (160) Утром вы начинаете день с маленького завтрака, чтобы иметь силы и выполнять ваши задачи. Если вы собираетесь провести ваш день в библиотеке, а предварительно не поели, вы будете сонными и ничего не поймете из того, что вы прочитали. Чтобы работать, надо иметь силы. Чтобы иметь силы, надо есть. Все это знают. И почему тогда не понять, что тот же самый закон существует и в духовной сфере? Итак, научитесь искать духовную, живую, свежую пищу и поглощайте ее, как вы поглощаете лучи утреннего солнца. Вы нуждаетесь в чистой пище, приходящей из источника, который и есть сама жизнь: пище простой, могущественной, освещающей, утоляющей жажду и воскрешающей! Именно эту пищу вы получаете здесь. Впрочем, я часто это вам говорил: здесь не университет, здесь -- ресторан. Итак, радуйтесь, потому что, даже если вы ничему здесь не учитесь, вы по крайней мере приобретаете порыв, энтузиазм, жизнь, а это -- главное. Вы должны прежде всего быть живым, а затем отправляйтесь изучать все, что вы хотите! (161) 4 1