оциональном убеждении, что перед вами находится подлинный дух. Есть ка- кой-то инстинкт в человеческом сердце, который никогда не обманет нас, ес- ли мы без страха и без предубеждения будем поддаваться его решению. Как часто в мирских делах мы действовали вопреки этому внутреннему указателю и оказывались на неверной дороге! Если у вас будет инстинктивное чувство, что этот невидимый и даже ви- димый дух не то, за что он себя выдает, лучше прекратить всякое общение с ним. Если он подлинный и имеет сказать вам нечто существенное, он неизбеж- но снова придет к вам: ибо так называемые мертвые чувствуют нередко пот- ребность войти в общение с живыми. Но, как общее правило, разыгрывание роли в здешнем мире носит невин- ный характер и не имеет в виду обмана. Это - потребность большинства людей быть по временам не тем, что они есть. Бедный человек, который, одевшись в свое лучшее платье, проматывает в один вечер свое недельное жалование, ра- зыгрывая богача, действует по тому же импульсу, который заставлял человека моей истории уверять, что он Шекспир. И женщина, одевающаяся выше своих средств, разыгрывает ту же самую игру с собой и со своим обществом. Всем детям хорошо знакома эта игра. Они скажут вам самым убежденным тоном, что они Наполеон Бонапарт или Георг Вашингтон и очень обидятся, ес- ли вы поднимете их на смех. Очень возможно, что мой приятель с шекспировским стремлением был лю- бительским актером на земле. Если бы он был профессиональным актером, он, наверное, назвал бы свое имя, более или менее известное, поясняя при этом, что он был всем известной знаменитостью, такой-то. Здесь очень часто гордятся своими земными талантами, особенно те, ко- торые недавно перешли сюда. Со временем это проходит, и интересы людей становятся более общими. Люди не перестают быть людьми только потому, что они перешли границу видимого для вас мира. В действительности, их характерные черты становятся еще более преувеличенными, потому что здесь гораздо меньше запретов. Здесь не налагается никаких наказаний за принятие на себя чужого имени. Такие вещи не принимаются здесь всерьез, ибо для более острого зрения этого мира надетые личины слишком прозрачны. П и с ь м о 43. НАСЛЕДНИКИ ГЕРМЕСА Много верного, но точно также много и вздора говорится об Адептах и Учителях, которые живут и работают на невидимых планах. В настоящее время и я живу на так называемом плане, и то, что я скажу вам о нем, есть ре- зультат опыта, а не теории. Я встречал здесь Адептов - да, и Учителей. Один из них научил меня многому и руководил моими первыми шагами в этом мире. Не бойтесь верить в Учителей. Учителя, это - люди, поднявшиеся до ве- личайшей ступени могущества; и они всегда - все равно, воплощены они или развоплощены - работают на этом плане жизни. Учитель может вступать на не- го и снова удаляться по желанию. Нет, я не собираюсь объяснять, как это делается. Слишком быстрые лю- ди, не достигшие степени Учителя, могли бы попробовать и - не вернуться назад. Знание есть сила; но есть такая сила, которая может быть опасна, если она применяется без достаточного запаса мудрости. Все человеческие существа носят в себе зародыши Учительства. Это мо- жет послужить ободрением для людей, которые стремятся к более интенсивной жизни, чем обыкновенное существование. Но достижение ступени Учителя есть постепенный и обыкновенно очень медленныи рост. Мой здешний руководитель принадлежит к ступени Учителя. Здесь есть руководители, которые не достигли этой ступени, точно так же, как есть преподаватели на земле, которые не достигли звания профессо- ра; но тот, кто имеет желание учить тому, что знает сам, находится на вер- ной дороге. Я не стану скрывать, что мой Учитель одобряет мое стремление познать мир со здешней жизнью, которая непосредственно следует за тем, что вы на- зываете смертью. Если бы он не одобрил, я преклонился бы перед его высшей мудростью. Нет,дело не в его имени. Я буду продолжать называть его моим Учите- лем, когда буду от времени до времени приходить к вам. Через некоторое время я, вероятно, совсем перестану приходить. Не потому, что я перестану интересоваться вами; но потому, что я должен буду удалиться далеко от ва- шего мира, чтобы узнать вещи, понимание которых требует ослабления земных связей. Позднее я. может быть, снова вернусь; но я не даю обещания. Я при- ду, если смогу, если это окажется мудрым и если вы будете в настроении принять меня. Не думаю, чтобы я мог сообщаться через кого-нибудь другого и писать письма, подобные этим. Мне пришлось бы провести другую личность через тот же процесс, через который прошли вы, и я знаю, что немногие, даже из тех, которые были моими друзьями, способны довериться мне в такой же степени, как вы. И потому, после моего удаления, не закрывайте дверей слишком плот- но на случай, если бы я захотел снова прийти, ибо возможно, что я сообщу вам нечто чрезвычайно важное. Но, с другой стороны, сами вы, пожалуйста, не зовите меня: таким зовом вы можете отвлечь меня от важной задачи. Я не могу сказать, наверное, что вы в силах это сделать, но это возможно, и это было бы нежелательно для меня. Остающийся на земле может призывать с такой сосредоточенной силой друга, перешедшего далеко за земную атмосферу, что этой душе придется вер- нуться слишком рано в ответ на горячий призыв. Не забывайте мертвых, пока они не приобретут достаточно силы, чтобы быть счастливыми без вашей памяти о них; но не наседайте слишком сильно на них. Учителя, о которых я только что говорил, могут оставаться и близко и далеко, как им захочется; и они могут отвечать и не отвечать, но обыкно- венная душа очень чувствительна к призыву тех, которых она любила на зем- ле. Мне пришлось видеть мать, усиленно отвечающую на слезы и мольбы свое- го ребенка, но ей не удалось дать ему почувствовать свое присутствие. Та- кие неудачи бывают причиной большой грусти для некоторых матерей. Однажды мне удалось видеть моего Учителя, как он помогал одной матери войти в сношение с осиротелой дочерью, бывшей в большом горе. Сердце моего Учителя отзывается с необыкновенной нежностью на страдания мира; и в то же время он объясняет с необыкновенной силой величайшие проблемы мысли. Он являет собой олицетворение трижды великого Гермеса Трисмегиста - великого телом, великого умом, великого сердцем. Он очень любит детей, и однажды, когда я был невидимо в доме одного из моих земных друзей, и его маленький сын, упав, расшибся и начал громко плакать, мой великий Учитель, которого я видел буквально повелевающим "ле- гионом ангелов", наклонился в своей астральной форме над ребенком и начал утешать и ласкать его. Меня это очень поразило, и я сказал ему о своем удивлении; он ответил на это, что помнит свое собственное детство в различных странах, и что в памяти его сохранилось до сих пор ощущение от физической боли и потрясение от физического падения. Он прибавил, что дети страдают гораздо более, чем старшие думают, и что смятение, которое вызывается приспособлением к новому, нежному и рас- тущему телу, вызывает часто сильное страдание. Так, постоянный крик некоторых младенцев вызывается их бессилием пе- ред Геркулесовой задачей сформировать то тело, через которое будет прояв- ляться их дух. Он рассказал мне историю одного из своих прежних воплощений, когда он еще не был Учителем, и какого тяжелого труда ему стоило построить для себя тело. Он мог припомнить малейшие подробности той далекой-далекой жизни. Однажды мать наказала его за что-то, чего он не сделал, и когда он стал отрицать свою вину, она бранила его за ложь, не понимая, - несмотря на всю свою доброту - что правда была в самой основе той души, которой она дала внешнюю форму. Он прибавил, что именно после этого детского страдания сто- летия назад началась его сознательная борьба против несправедливости, ко- торая сделала из него друга и наставника человечества. Он придает большое значение восстановлению памяти прошлого, потому что эти воспоминания раскрывают перед нами все пути, по которым шло разви- тие нашей души. Как общее правило, Учителя не говорят о своем прошлом и ссылаются на него только тогда, когда их личный опыт помогает понять тот или другой за- кон, который они хотят разъяснить. Идущего ощупью чрезвычайно ободряет мысль о том, что достигнувший больших высот должен был проходить через те же испытания, которые в настоящее время так мучат его. П и с ь м о 44. НЕВИДИМЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ДАРЫ Еще не поздно пожелать вам веселых рождественских праздников. Как я узнал, что у вас Рождество? Я заглянул в знакомые мне дома и увидел там деревья, украшенные блестящими украшениями и дарами. Вас удив- ляет, что я мог видеть их? Но вы забываете, что мы освещаем свое место, а когда мы знаем, как нужно смотреть, мы начинаем видеть позади покрывала. Я не могу прислать вам материальный дар, который вы могли бы повесить на свое рождественское деревце; но я могу послать вам доброе пожелание к празднику. Матери, покинувшие маленьких детей на земле, хорошо знают, когда на земле приближается Рождество. Иногда они приносят невидимые дары, сделан- ные силою воображения и любви из тонкой субстанции этого мира. Я видел од- ну бабушку, которая в течение всего сочельника разбрасывала цветы вокруг любимых внучат. Благоухание этих цветов должно было проникнуть и в атмос- феру земли. Не приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать внезапно нежный аро- мат, который исходил непонятно откуда? Если да, то возможно, что кто-ни- будь, любя, осыпал вас невидимыми цветами. Любовь сильнее смерти. Обычай праздновать Рождество очень хорош, если вы не забываете истин- ного значения этого празднества. Для одних он означает рождение духа сми- рения и любви; и хотя любовь и смирение были в мире и прежде появления Ии- суса из Назарета, но никогда, ни раньше, ни позднее, не приходили они с такой могучей силой. Были ли Вифлеемские ясли физической реальностью или символом, это не делает никакой разницы. Странник такой, как я, желающий перенестись в определенное небо, дол- жен прежде всего почувствовать то же, что чувствуют души, наслаждающиеся этим небом, и тогда только может он вступить в общение с ними. Он никогда не может оставаться только простым зрителем. Вот почему я лично избегаю того, что называют адом; но небеса я посещаю часто. Посещал я и христианс- кие небеса и знаю их красоту. "В доме Отца Моего обителей много". Это вер- но. Был я также и в чистилище римских католиков. Не относитесь высокомер- но к тем, кто заказывает мессы для успокоения души усопшего. Бывает, что его душа сознает такую заботу о нем. Она может даже слышать музыку и пе- ние, а иногда до нее может достигать и фимиам; но главное - души усопших чувствуют силу мысли, направленную к ним. Чистилище реально в смысле ре- ального переживания. Если вы хотите называть его сном, называйте, но сно- видения бывают иногда страшно реальны. Даже и те из перешедших сюда, которые не верят в чистилище, испытыва- ют временно большую грусть, пока не приспособятся к новым условиям здешней жизни. Но если бы кто-нибудь сказал им, что они были в чистилище, они бы отнеслись к этому заявлению отрицательно, и тем не менее признались бы, что состояние их было мучительно. Самый верный путь для того, чтобы избе- жать этот переходный период, это - переступать в иной мир с полной верой в бессмертие, с полной верой в силу души творить условия своего существова- ния. Недавно мое сердце переполнилось любовью ко всем людям, и душа моя была полна идеей Христа. Вероятно, благодаря этому, я легко поднялся в самые высокие из хрис- тианских небес; и я увидал Того, Кого называют спасителем, во всей Его красоте. Он тоже спускается по временам в ваш мир. Не знаю, смогу ли я вам объяснить это? Любовь Христа всегда присутс- твует в мире, ибо всегда существуют сердца, которые поддерживают ее свет. Если бы мысль о Христе Искупителе поблекла в земном мире, Он, по всей ве- роятности, возвратился бы на землю, чтобы снова зажечь пламя в человечес- ких сердцах; и что бы ни думали позитивно настроенные умы, никогда не была эта идея более реальна, чем теперь. Мир совсем не в таком плохом состоянии, как некоторые думают. Не удивляйтесь, если скоро настанет настоящее возрождение духовности. Все на свете подвержено закону ритма. Ангелы Христианских небес знают, когда празднуется Рождество на зем- ле. Иисус Назаретский есть реальность. Как духовное тело, Он существует во времени и пространстве; как Христос, как прообраз духовного человека, Он существует в сердцах всех людей, в которых пробуждена эта идея. Он - то же, что Свет, отраженный во множестве водяных капель. Он образец величай- шего Учителя. Он усвоил Закон и провел его через свою жизнь. И когда он сказал: "Отец и Я - Мы одно", Он этим указал всем людям, как осуществить в себе высокую ступень Учителя. И если кто-либо спросит, какова цель земной жизни, скажите им, что цель эта - эволюция Учителя из человека. Вечность долга. Цель светит для каждого, у кого есть сила, а кто не в силах вести, тот может служить. Я не решусь сказать, что каждый из нас достаточно силен, чтобы дос- тигнуть учительства; но никто из нас не может быть настолько слабым, чтобы не иметь хотя бы небольшой части в великой задаче развития Учителя из че- ловечества. Великое счастье служить. И те, которые служат, получают свою награду. Большая ошибка, которую делают все, оспаривающие проблему эволюции, состоит в непонимании факта вечности, как вечности, в непонимании, что быть бессмертным, значит не иметь ни начала, ни конца. Времени достаточно для развития не в одном цикле жизни, то в другом, который последует за ним; ибо ритм не прекращается. Пока я был на земле, я не владел идеей бессмертия; и только здесь, когда я начал собирать нити моего собственного прошлого, я понял. Более всего помогло мне в этом то явление, которое я знаю, как Прекрасное Су- щество; оно научило меня упиваться торжеством бессмертия, оно, которое иг- рает с бесконечностью, как дитя играет с шариками. Когда Прекрасное Существо говорит: "Я есмь", вы чувствуете также, что и вы есть. Когда Прекрасное Существо говорит: "Я срываю столетия, как дитя обрывает лепестки маргаритки и отбрасываю плодоносное сердце, чтобы вырас- тали цветы, приносящие новые столетия", вы испытываете - но нет таких слов, которые могли бы выразить восторг бессмертия, который чувствуешь под влиянием радости Прекрасного Существа. Вы совсем забываете, что считали себя существом из плоти, когда этот светлый гений сознательного бессмертия ликует в упоении своим собственным бытием. Когда Прекрасное Существо берет вас собой на прогулку по "небесным лугам", вы чувствуете себя как один из сонаследников вселенских владений. Прекрасное Существо было со мной в тот раз, когда я достиг высочайших христианских небес. Если бы я мог выразить то, что я там испытал, возмож- но, что вы начали бы спешить сюда, а вы должны оставаться на земле еще долгое время, вы должны познать реальность бессмертия, оставаясь во плоти, и должны передать другим его знание. Я говорил вам о тех небесах, в которых пребывают обыкновенные добрые люди; но те, которые любят Бога с глубокой страстью, те достигают таких высот созерцания и экстаза, каких человеческая речь не в состоянии опи- сать. Рядом с Прекрасным Существом я испытал эти экстазы прошлую ночь, когда вы были погружены в сон. Где я буду в следующий Рождественский сочельник? Где-будь во вселен- ной; ибо мы не можем покинуть ее, если бы даже захотели. Вселенная не мо- жет обойтись без нас, она была бы неполна. Возьмите эту мысль с собой в наступающий Новый Год. П и с ь м о 45. ВЫСШИЙ МИР ГРЕЗ Я давно не был у вас потому, что занят был опытом. С тех пор, как я перешел сюда, я так часто видел мужчин и женщин, на- ходящихся в состоянии субъективной радости блаженных сновидений, если мож- но употребить это слово, - что я решил, в свою очередь, провести несколько дней, погрузившись в свой внутренний мир, чтобы испытать то же самое, что испытывают они. Я долго колебался, потому что не хотел засыпать на долгий срок и терять время, ценное для меня и для вас. Но когда я однажды выразил перед Учителем мое желание посетить высшую страну грез, заключенную в моем собственном сознании, и высказал страх, что могу надолго заснуть, - он обещал найти меня и пробудить ровно через семь дней по земному исчислению, если я сам не проснусь ранее этого срока. "Ибо, - сказал он, - вы можете установить в своем сознании будильник, на который можно положиться вполне". Этот факт был мне известен по прежним опытам, но я боялся, что психи- ческий сон глубже обыкновенного сна, и что мой будильник не начнет дейс- твовать в назначенное время. Во время земной жизни я часто слышал рассуждения о том, что духи, вступающие в общение со своими друзьями, почти ничего не говорят о потус- торонней жизни. Очень возможно, что причиной служит неуверенность в том, что их поймут, если бы они вздумали описать свое новое существование. До того оно разнится от жизни на земле. Кроме того, большинство пребывающих здесь душ впадает в состояние грез, или сновидений, которые и я решил испытать на себе. Некоторые души просыпаются от времени до времени, и тогда они могут проявить интерес к явлениям и людям на земле; но если сон очень глубок, и душа желает поки- нуть все земное, тогда его подсознательное состояние может длиться беспре- рывно в течение многих лет и даже столетий. Но душа, которая в состоянии спать в течение столетий, принадлежит, вероятно, к тем душам, жизненный ритм которых очень медленен. Итак, перед тем как погрузиться в глубокий сон, я наложил на себя за- рок оставаться недолго в этом состоянии. Да, эта страна грез внутри меня самого была поистине полна чудес! На языке теософов это, наверное, и означает их отдых в блаженстве Девакана. Но как бы ни называть это переживание, оно стоит того, чтобы быть незаб- венным. Я закрыл глаза и погрузился глубже, чем мысль, туда, где беспокойные волны жизни затихают, и душа становится лицом к лицу с собой и со всеми чудесами прошлого. В этом состоянии все очаровательно. И если при этом ду- ша способна запомнить свои сновидения, как это было со мной, в таком слу- чае состояние грезящего несравнимо ни с чем. Погружаясь, я решил наслаждаться, и я действительно наслаждался. Я нашел там призраки всех, кого любил в земной жизни. Они улыбались мне, и я понял тайну каждого из них, и что именно притягивало нас друг к другу. Я нашел там и все мои старые честолюбивые мечты, и я наслаждался плодами всех моих трудов на земле. Прекрасный мир, розовый, как весенняя заря, этот внутренний мир души, и каждое желание сердца пребывает в нем. Не уди- вительно, что напряженная земная жизнь бывает так часто тяжелой и утоми- тельной: эта жизнь грез, следующая за ней, так прекрасна, что равновесие должно быть соблюдено. Отдых! Покой. На земле вы не знаете значения этого слова. Я отдыхал только семь дней; но до такой степени восстановились мои силы, так освежи- лись они, что не будь у меня иных намерений, я мог бы, кажется, снова вер- нуться на землю. Не пренебрегайте отдыхом, вы, которые продолжаете вести трудовую жизнь под лучами земного солнца. Ибо каждый лишний час полного покоя уве- личивает вашу трудоспособность. Не бойтесь. Вы не расточаете времени. Ког- да тихо лежите и мечтаете. Как я уже говорил, вечность долга. Существует достаточно придорожных убежищ для отдыха, на пути следования циклов време- ни. Если вам хочется долгого-долгого небесного отдыха - что же, пользуй- тесь им. Наслаждайтесь им даже на земле, если это привлекает вас. Не будь- те всегда в напряжении, даже и в вашем литературном труде. Идите на прос- тор и затейте игру с белками, или растянитесь у горящего камина и мечтайте вместе с домашней вашей кошкой. Кошка, наслаждающаяся дремотой у тлеющего очага, точно так же и ловлей мышей, смотря по настроению. Она не может вечно охотиться, также и вы. Попробуйте когда-нибудь погрузиться в Девакан, и вы увидите, до какой степени это освежит вас. Может быть, я неверно употребляю слово "девакан", вы знаете, что я никогда не был силен в теософических учениях. Так, я слы- шал, что Нирвана определяется как состояние в высшей степени напряженного движения, до того быстрого, что оно кажется неподвижным, подобно пущенному волчку или крыльям летящего колибри. Но Нирвана не для всех людей. По крайней мере, не для всех современных людей. Я упомянул о чудесах моего блаженного семидневного отдыха, но я не могу описать их. Разве это возможно? Один великий поэт сказал однажды, что нет мысли и нет чувства, которое не могло бы быть выражено словами. Может быть, он потерял свою уверенность теперь, когда провел около 60-ти земных лет в этой стране чудес. Когда я решил насладиться отдыхом, я приказал своей душе сохранить все мои сновидения. Конечно, я не могу сказать, не ускользнуло ли кото- рое-нибудь из них, как и вы, просыпаясь, не можете сказать, все ли ночные переживания сохранились в вашей памяти. Но когда я вернулся в нормальную жизнь этого мира, которую вы называете астральной, я чувствовал себя как путешественник, возвратившийся из дальнего странствия с запасом чудесных приключений, которые ему не терпится рассказать. Но только я не рассказы- вал их никому. И кто бы стал слушать эти грезы и видения?. Я не хочу надо- едать никому, даже и моим "развоплощенным" сожителям. Будь тут Ляйонель, я позабавил бы его моими рассказами; но он потерян для меня на время. Кстати, в его случае почти совсем не было деваканического отдыха. От- того ли, что перейдя сюда так рано, он не успел исчерпать нормальный ритм? Возможно. Если бы он остался здесь до полного возраста, он бы так же уст- ремился к более глубокому внутреннему миру. Но а не хочу рассуждать; это летопись переживаний; рассуждения я предоставляю вам. Я нашел в моем мире грез прекрасное, невыразимо прекрасное лицо. Я не скажу вам чье, пусть это останется моей тайной. Несомненно, и видел много лиц, но одно было всех прекрасней, и это не было лицо Прекрасного Сущест- ва. Прекрасное Существо я вижу только тогда, когда обладаю вполне ясным сознанием, когда я бодрствую. Я никогда не видел его во сне, лишь его призрак проносился передо мной в сновидениях. В стране грез, о которой идет речь, мы видим лишь то, что существует в нашем собственном сознании. Там нет вещей, только воспоминания о вещах, только изображения их. Воображение творит в этом мире, как оно творит в вашем; оно настоящим образом формирует из тончайшей субстанции; но в этой области, которую и назвал "высшей областью грез", я не думаю. Чтобы мы формировали из субс- танции. Это мир световых и теневых картин, слишком тонких, слишком неуло- вимых, чтобы можно было описать эту волшебную игру света и тени. Словами этого не передашь. Разве вы можете описать аромат цветов? Разве вы расска- жете, как ощущается поцелуй? И даже, если бы вы вздумали рассказать любую испытанную эмоцию, например, страх - разве человек, никогда не испытывав- ший страха, мог бы понять вас? Также и я не могу описать, как можно гре- зить в этом духовном мире грез. Одно скажу: как бы вы ни наслаждались, ка- кими бы восторгами ни упивалось ваше сердце, пока вы все еще в теле, - вы будете иметь лишь тень от тени того, что я испытал за эти семь дней, отра- жение отражения той реальной мечты, которую я пережил в этой волшебной стране грез. Отражение отражения! Мне нравится это выражение. Оно делает верную картину, хотя и не передает непосредственного впечатления. Попро- буйте же грезить, и хотя вы еще на земле, возможно, что вы уловите отраже- ние от отражения невыразимых словами радостей духовного мира грез. П и с ь м о 46. ТОЛЬКО ПЕСНЬ Хотите вы услышать другую песнь или гимн - называйте как хотите - то- го удивительного ангела, которого мы называем "Прекрасное Существо"? "Почему ты боишься спрашивать меня? Я великий разрешитель вопросов. Хотя мои ответы лишь символы, но ведь и сами слова только символы. Я давно не навещал тебя, ибо когда я с тобой, ты не можешь думать о другом, а тебе нужно думать о тех, которые прошли тот самый путь, по кото- рому идешь и ты. Ты можешь снять образец своих путей с других, но ты не можешь снять его с моих путей. Я вношу свет в темноту, моего имени тебе ни к чему знать. Имя есть ограничение, а я не хочу быть ограниченным. В давно прошедшие времена Ангелов я отказался войти в образы моего собственного творчества, я соглашался лишь играть с ними. Вот намек для тебя, если ты хочешь намеков. Тот, который удерживается своими собственными созданиями, становится рабом. Это одно из различий между мной и человеком. Какой земной отец захочет отделаться от своих детей? Какая земная мать пожелает этого? А я! Я могу заставить розу расцвести - и затем оставить ее, чтобы могли радоваться ею другие. Моя радость была в творчестве. Мне было бы скучно дожидаться, пока опадут все лепестки с моей розы. Художник, способный забыть свои прежние создания, в состоянии творить все более и более великие вещи. Радость - в совершении, а не в удержании того, что уже сделано. Сделать и выпустить из рук, да, это магия богов. Существуют человеческие расы, которым я открыл себя, они обоготворяют меня. Но тебе не нужно обоготворять меня, ибо я не требую обоготворения. Не значило бы это ограничивать себя собственными созданиями, если бы я ожидал чего-нибудь от душ, к которым прикоснулась моя красота? Если бы ты знал магию этой свободы! Свободы творить и оставлять сот- воренное! Ты думаешь о магии удержания? Да, есть магия и в удержании, пока удерживаемая вещь не до ведена до совершенства. Но когда она закончена, будет ли это поэма, или любовь, или дитя, ос- тавь ее. И тогда ты будешь снова свободен и можешь начать новое творчество В этом тайна вечной юности. Никогда не гляди назад с сожалением; оглядывайся только для того, чтобы узнать, что позади тебя. Гляди всегда вперед; лишь когда человек перестает смотреть вперед, становится он старым. Он водворяется на одном месте. Я живу в каждом данном миге; это и значит жить в вечности. Настоящее и будущее - товарищи моих игр; мы не можем играть, когда углубляемся в прошлое. Я же могу быть великим товарищем лишь в поисках радости красоты". П и с ь м о 47. ПРОПОВЕДЬ И ОБЕЩАНИЕ За то, что я столько раз приходил к вам и рассказывал истории для ва- шего развлечения, могу я на тот раз произнести проповедь ? Обещаю, что она не будет длинна. Вы живете в стране, где острия церковных колоколен пронизывают голу- бой воздух, и, если смотреть на них с той стороны облачного покрова, ост- рии эти похожи на поднятые пики нападающей армии - чем они, в действитель- ности, и являются, когда одолевают вас неистощимыми проповедями. Заурядная проповедь состоит почти всегда из советов, и моя проповедь не будет в этом отношении оригинальнее других. Я хочу дать вам совет, вам и всем тем, кто благодаря вам выслушает мою проповедь. Вы должны признать, что у меня были исключительные возможности для подавания советов. По-настоящему, мне следовало бы указать вам, с точки зрения серьезного и глубокомысленного - хотя бы и несовершенного - наблю- дателя, потусторонние последствия тех причин, которые приводятся в дейс- твие обитателями земли. Сказано, что причины и последствия - равносильны и противоположны. Очень хорошо. Теперь я хочу обратить ваше внимание на нес- колько иллюстраций этой аксиомы, которые мне приходили на мысль в послед- нее время. Если мне придется повторить одну или две вещи, которые я уже высказывал, это не важно. Вы могли забыть их, могли не применить их к делу подготовления своей души к будущей жизни по сю сторону "пучины смерти". Я употребляю это обросшее мхом выражение "пучина смерти" потому, что пишу проповедь, а не поэму, с церковной же кафедры почти всегда изливается дос- таточно избитая риторика. Проповедники напоминают вам почти каждое воскресенье, что вы должны рано или поздно умереть. Но как вы понимаете это? Проникается ли ваше соз- нание тем фактом, что в любую минуту, завтра или через пятьдесят лет, вы можете внезапно очутиться вне этого тела, к связующей силе которого вы так привыкли; что вы окажетесь - в одиночестве или в сообществе - в чрезвычай- но тонком к легком теле, вначале трудно управляемом, без определенных средств общения с теми друзьями и родными, которые находятся в той же са- мой комнате, вместе с вами? Можете вы себе представить такое состояние? Если нет, то проведите эту идею через сознание, охватите ее обоими полушариями вашего мозга, пригвоздите ее всей остротой вашего ума. Вы непременно умрете. Ради Бога, не пугайтесь! Я не имею в виду вас или какую-будь опреде- ленную личность, которая должна умереть завтра или в будущем году; но уме- реть когда-нибудь вы должны; и если вы будете напоминать себе об этом по- чаще, вы облегчите то потрясение, которое неизбежно, когда событие это со- вершится. Не носитесь с мыслью о смерти. Боже вас сохрани придавать такое зло- вещее значение моим простым словам! Но будьте готовы. Вы застраховываете вашу жизнь за столько-то, чтобы обеспечить свою семью, но вы ничего не де- лаете, чтобы застраховать ваш будущий покой. Вспоминайте всегда следующее: как бы точны ни были ваши распоряжения относительно ваших земных дел, не- сомненно, что кто-нибудь переделает ваше желание по-своему. Нужно заранее знать это и сказать себе: "Не все ли равно?". Научитесь чувствовать, что прошлое есть прошлое, что только будущее полно возможностей для вас, и чем скорее вы предоставите другим заняться вашими раз навсегда сброшенными земными делами, тем лучше для вас. Научитесь выпускать из рук. Это первое, на что мне хотелось обратить ваше внимание. Не вступайте в новую жизнь, устремив один глаз на небеса, а другой, повернув к земле. Вы не уйдете таким образом далеко вперед. Бросьте. Ста- райтесь немедленно отвернуться от этого мира. Это может звучать для иных людей как бессердечный совет, ибо несом- ненно, что мудрый дух, взирающий на землю из высших областей, может путем тонкого телепатического внушения оказывать благое влияние на земную жизнь людей. Но желающих оказывать такое влияние бесчисленное множество. Небеса над вашими головами буквально кишат душами, которые жаждут приложить руку к земным делам. Души, которые не в состоянии "бросить", для которых прини- мать участие в чужих делах такая же непреодолимая привычка, как... ну, как курение табака или опиума. И опять-таки не считайте меня бессердечным. Я говорю напрямик, но я люблю вас, обитателей земли. Если я и задеваю вас, то для вашего же добра. А теперь я подхожу к другому очень важному совету. Забудьте, если мо- жете, все грехи, которые вы совершили во плоти. Вы не можете избежать их последствий, но вы можете уклониться от укрепления вашей связи с грехом, вы можете уклониться от возвращения на землю загипнотизированной мыслью о своей греховности. Не носитесь с грехами. Это верно, что вы можете исчерпать влечение к греху, разбираясь в нем до тех пор, пока ваша душа не почувствует отвраще- ния; но это слишком медленный и неприятный процесс Отрезать забвением го- раздо лучше. А теперь я хочу высказать мысль очень трудную для выражения по той причине, что она совершенно новая для большинства из вас. Мысль эта следу- ющая: сила творческого воображения сильнее в людях, облеченных в земные тела, чем в людях-духах, сбросивших эти тела. Это не значит, что большинс- тво умеет применять эту силу, нет, большинство не умеет; но мне хочется указать вам на то, что они могут пускать ее в дело. Плотное тело есть как бы сопротивляющаяся основа, могучий рычаг, благодаря которому воля может проектировать все то, что замышляется воображением. Мне думается, что в этом - настоящая причина, почему Учителя сохраняют свои физические тела. Дисциплинированный ум, облеченный в тонкую материю нашего мира, сильнее, чем недисциплинированный ум, облеченный в физическую материю; но Учитель, остающийся во плоти, может буквально повелевать легионами ангелов. Это - в виде предисловия к той истине, что какою вы на земле рисуете вашу будущую жизнь в потустороннем мире, такова она и будет; препятствием является лишь недостаток силы воли; если этой силы достаточно, все создан- ное воображением осуществляется легко, так как тонкая материя этого плана обладает свойством принимать любую форму, которую вы захотите дать ей. Захотите двигаться вперед после смерти, и вы будете двигаться; захо- тите научиться - и вы научитесь; захотите вернуться на землю, чтобы выпол- нить определенную задачу - и вы вернетесь и выполните ее. Карма - железный закон, это верно; но ведь вы творцы своей кармы. Но больше всего, не ожидайте - потому что ожидание та же просьба - бессознательности и уничтожения. Вы не можете уничтожить ту единицу силы, которую вы представляете из себя, но вы можете самовнушением усыпить ее на долгое время. Уходите из жизни с твердой решимостью удержать свое созна- ние, и вы удержите его Когда придет время для вас вступить в ту область отдохновения, кото- рую Древняя Мудрость называет Деваканом, вы несомненно вступите в нее; но это будет позднее; не непосредственно после вашего ухода. Когда вы достигнете этого состояния, вы переживете во сне всю прежнюю земную жизнь вашу и претворите все ее переживания, весь опыт ее; но к это- му времени вы уже вполне отделаетесь от желания принимать участие в жизни земных ваших друзей. Пока вы еще на земле, никогда не вызывайте духов умерших людей. Они могут быть заняты в другом месте, а вы можете быть достаточно сильны, что- бы отвлечь их от своего дела и привлечь - против их воли - к вашему делу. Не могу не поблагодарить вас, пишущую для меня, за то, что вы никогда не зовете меня, принимаете меня, когда мне удобно, и даете мне высказать- ся, не разбивая моих мыслей вопросами и комментариями. Вы должны помнить, что когда я впервые пришел к вам, вы даже не зна- ли, что я уже покинул землю. Я нашел вас в пассивном настроении и написал через вас письмо, подписанное знаком, значение которого было неизвестно для вас, но который - я знал это - будет немедленно узнан одним из ближай- ших друзей ваших. Это было очень счастливым начинанием, ибо оно внушило вам доверие к подлинности моих сообщений. Прибавлю одно только слово перед тем, как уйти от вас. Если бы вы настойчиво призывали меня в течение этих дней моего отды- ха, вы могли бы насильственно обрезать чрезвычайно ценный и интересный опыт. И потому мое последнее заключительное слово, мое благословление пос- ле проповеди будет такое: не будьте эгоистически настойчивы, даже с так называемыми мертвыми. Если ваша нужда велика, души, любящие вас, почувствуют это, и сами придут к вам на помощь. Это часто подтверждается и на земле, среди тех друзей, психическое восприятие которых уже раскрыто. П и с ь м о 48. ВЕСЕННЯЯ ПОРА МИРА Сказав вам в последнее наше свидание, что вы должны "умереть", как выражаются на земле, я сегодня чувствую потребность уверить вас, что вы никогда и ни в коем случае не можете умереть; что вы также бессмертны, как ангелы, также бессмертны, как сам Бог. Нет, это не есть противоречие. Я и прежде говорил о бессмертии, это всегда было моей любимой темой; но с тех пор, как я узнал Прекрасное Существо, бессмертие сделалось для меня торжествующей уверенностью. Прекрасное Существо живет в вечности, подобно тому, как мы, по нашему представлению, живем во времени. Не хотите ли записать еще одну песнь Прекрасного Существа? "Когда вы видите меня в зеленых деревьях и на зеленых лужайках, знай- те, что вы приблизились ко мне. Когда вы слышите мой голос в безмолвии, знайте, что это я говорю с вами. Бессмертные любят говорить друг с другом через смертных, и для них большая радость - будить ту радость, которая дремлет в душе сынов земли. Когда пробуждается радость, пробуждается и душа. Вы ищите Бога в том или другом человеке, и иногда вы находите Его в нем; Но меня вы ищите в вашей собственной душе; и чем глубже искание, тем прекраснее видение. Да, я - и в природе, я - и в вас самих, когда вы ищите меня там. Ибо природа двойственна, и одну ее половину вы носите в себе. Все вещи и еди- ны, и двойственны - даже я, и вот почему вы можете найти меня. Можете ли вы понять очарование свободы, возможность по воле своей проноситься вокруг неба и земли и через души людей! Я - легче пушинки одуванчика и долговременнее величайшей звезды: Вечное - неосязаемо, и только неосязаемое непреходяще. Дорога, ведущая к волшебному замку мечты, не длинна; наиболее отдаленная - и та ближе, чем для вас соседняя дверь, но один лишь мечтатель находит ее. Когда работа легка - плата обеспечена; когда дни полны тяжелых напря- жений, награда откладывается вдаль. Будьте радостны, и я награжу вас. Я бы начертал свое имя на лепестках вашего сердца, но только одни ан- гелы могут прочитать такие письмена. Кто носит мое неведомое имя на лепестках своего сердца, тот принима- ется среди ангелов, как радующий их цветок, его благоухание достигает не- бес. Знай, дитя земли, у сердца есть пыльца, и она оплодотворяет все цветы веры твоей. Есть вера в душе, дитя земли, и она несет в себе семена всех вещей. Времена года приходят и времена года уходят, но весеннее время пребы- вает всегда. Я же могу находить в вас лишь то, что было потеряно в "Весеннюю По- ру"... П и с ь м о 49. АРХИВЫ ДУШИ Я уже говорил о решении посетить другие планеты, когда я кончу писать эти письма через вас; но я не хочу умолчать, что придаю этим путешествиям по вселенной гораздо меньшую духовную ценность, нежели тем, другим странс- твиям, которые я делал и буду делать по неизведанным тайникам моего собс- твенного я. Путешествовать во времени и пространстве имеет для человека большое значение: он узнает другие страны и другие народы, видит разницу между другими и собой и узнает причину этой разницы; и все же спокойные размыш- ления приводят еще скорее к внутреннему росту. Если человеку с раскрывшей- ся духовностью можно выбирать, для него лучше уединиться в пустынное место к искать в своей собственной душе те тайны, которые хранятся в ее глубине, чем путешествовать без такой проверки, хотя бы и до самых пределов земли. Познакомьтесь с вашей собственной душой. Узнайте, почему вы поступае- те так или иначе, почему вы чувствуете вот это или вот то. Сядьте спокойно каждый раз, когда вы сомневаетесь, и пусть истина поднимается из ваших собственных глубин. Проверяйте всегда ваши мотивы. Не говорите "я должен бы сделать его дело по такой то причине, по этой причине я и делаю его". Такой аргумент есть самообман. Если вы делаете что-нибудь хорошее, спроси- те себя причину. Возможно, что вы найдете даже в самом добром деле скрытый эгоистический мотив. Если вы найдете такой мотив, не отрицайте его перед самим собой. Признайтесь в нем перед собой, хотя объявлять о нем на стенах вашего жилища нет никакой нужды. Такое сокровенное понимание увеличит ваше сочувствие и ваше понимание при обсуждении мотивов других людей. Стремитесь всегда к идеалу; но не считайте каждую эмоцию идеальной, если она в действительности не такова. Будьте всегда правдивы с собой. По- ка у вас не будет смелости говорить себе одну правду, вы не сделаете успе- ха в исследовании своей собственной души. В промежутках между земными жизнями есть время для размышления, но привычка к размышлению должна быть заложена, пока вы еще во плоти. Привыч- ки, приобретенные во плоти, продолжаются и после того, как мы освобождаем- ся от плоти. Вот почему так важно сохранять себя насколько возможно сво- бодным от всяких физических привычек. Я сам сделал изумительное открытие в архивах моей собственной души. Я нашел там воспоминание о моем прошлом, столь отдаленном, что трудно даже и представить себе. Вглядываясь, каким образом причины, приведенные в дейс- твие в одной жизни, вызывали свои последствия в другой, я приобрел более ценные знания, чем все те, которые мне может дать мое предстоящее путе- шествие на другие планеты. Все без исключения существует в душе; всякое знание находится там. Овладейте этой идеей, если можете. Непогрешимая часть нас самих сокровен- на, и от нас зависит вынести ее на свет Божий. Вот почему я советую раз- воплощенным людям отвернуться от развлечений и от ярких миражей земной жизни. Лишь в тишине уединения может душа выдать тайны свои. Но это не значит, что я равнодушен к земной любви; наоборот, я люблю глубже, чем когда-либо тех, кого я любил на земле; но я понял, что если я могу любить их мудрой любовью вместо немудрой - это будет лучше и для них, и для меня. И все же земной призыв бывает иногда очень силен, и мое сердце дает ответ по сю сторону разделяющего нас покрова. П и с ь м о 50 ФОРМУЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЬСТВА Моя друг, я собираюсь покинуть вас на время, может быть даже надолго. Мне кажется, что мои ближайшие задачи по отношению к земле окончены. И мне хочется еще более облегчить свой груз и подняться на волнах эфира высоко-высоко и забыть в восторге новых переживаний, что мне снова придет- ся когда-нибудь проделать тяжкий путь через узкие врата рождения. Я собираюсь вместе с Прекрасным Существом в далекий путь чудесных открытий. Мой светлый товарищ уже проделал это путешествие и может указать мне дорогу ко многим чудесам. Есть нечто грустное в этом прощании. Помни- те, как вы в последний раз видели меня в моем старом теле? Никто из нас не думал в тот день, что мы встретимся снова в чужой стране и при условиях до того необычных, что одна половина людей будет сомневаться, можно ли вообще встретиться таким образом, а другая будет не верить, что мы встретились на самом деле. Но вы, разве вы не чувствуете меня более реальным сейчас. В этот ве- чер, чем я когда-нибудь был для вас? Когда мы были вместе в прошедшие дни, разве вы больше знали о том, что я намереваюсь сказать в следующую минуту, чем вы знаете теперь? Напрягайте сколько хотите ваш мозг, вы не скажете, о чем я собираюсь говорить с вами. Для вас, по крайней мере, это будет слу- жить доказательством, что я также реален, как и тогда. В настоящее время я уже сказал то главное, что мне хотелось передать людям вообще. И я желал бы, чтобы вы обнародовали эти письма, выбросив только личные обращения. Да, возможно, что мы долгое время не увидимся с вами. Но не грустите. Когда я уйду, возможно, что придет кто-нибудь другой Не запирайте слишком плотно ваших дверей; но охраняйте их внимательно и не впускайте никого без надлежащего пароля.. Вы не можете обмануться; я дал вам достаточно указаний. Сегодня мне трудно писать, ибо чувствую грусть, покидая землю. И все же я в упоении от предстоящего путешествия. Подумайте только! Я увижу наи- более удаленные планеты и встречусь с обитателями далеких звезд! Говорят, что на Юпитере живут существа изумительные на вид, а увижу их. Окажутся ли они прекраснее, чем наше собственное Прекрасное Существо, которое любит маленькую землю и старается оставаться вблизи от нее, потому что на ней так много борьбы. О, эта радость борьбы! Это - основная нота бессмертия, основная нота могущества. Пусть это будет моей последней вестью, направленной к людям. Скажите им, чтобы они радовались всем видам борьбы, чтобы они восхищались бесконечными возможностями сочетаний я творчества, чтобы они жили в каждом данном миге, готовясь в то же время для далекого будущего, и чтобы они не преувеличивали значения временных падений и разочарований. Когда они перейдут в этот наш мир и увидят свои жизни в перспективе, они убедятся, что большинство их тревог было ничтожно. И что все лучи све- та и все тени были необходимы для полноты картины. И у меня были и свет, и тени, но я не жалею ни о чем. Учитель радует- ся затруднениям, как сильный пловец наслаждается сопротивлением воды. Если бы я только мог показать вам, какая сила возникает,когда встре- чаешь борьбу не только мужественно, но и с радостью! Вы видели, как нас- лаждается здоровый мальчик борьбой. Его кровь обращается быстрее, его нер- вы напрягаются; но только тот, кто сохраняет самообладание, может оказать- ся впереди. Жизнь есть сражение. Мы облекаемся в материю, чтобы победить ее, - иначе она победит нас. Нет ничего во вселенной сильнее человеческой воли, если она направле- на сосредоточенной силой. Каковы бы ни были ваши силы, напрягайте их как можно сильнее в жизненной борьбе. И помните что противники ваши - не другие люди, а условия. Если вы будете бороться с людьми, и они в свою очередь будут бороться с вами; но если вы будете бороться с обстоятельствами, они будут поддаваться вам, сопротивляясь ровно настолько, чтобы держать ваши мускулы в здоровом нап- ряжении. И не забывайте закона ритма - он в основе всего на свете. Рассчиты- вайте на ритм. Он никогда не обманывал и никогда не обманет. Следите за вашим собственным высоким приливом и плывите с ним; когда же настанет не- избежный отлив, или отдыхайте, или размышляйте. Вы не можете избегнуть ритма. Вы превзойдете его, действуя в согласии с ним. Вы можете также пойти вспять и обрести юность, ибо и время имеет свой прилив и отлив; и имеется много струй на высоко вздымающемся жизненном приливе. Чувствую, что я многое не досказал. Но мы снова увидимся с вами. В 1914 году, когда "письма живого Усопшего" появились в Лондоне, Э. Баркер не называла имени их автора. В январском номере текущего года ново- го американского журнала "Тhe Chale" Э. Баркер дает его имя, это - юрист, судья Дэвид П. Хотч из Лос-Анджелоса, автор нескольких книг философского содержания, подписанных псевдонимом, весьма известный в этой части Америки и имеющий многих живых друзей, у которых можно справиться о нем. Его стар- ший сын, Брюс Хотч, выразил г-же Э. Баркер, которая до издания "Писем Жи- вого Усопшего" никогда не встречалась с ним, свою полную уверенность в том, что письма эти несомненно принадлежат его отцу, особенности мышления и манеру выражаться которого он узнает в них с полной очевидностью. Кроме этого заявления, г-жа Баркер упоминает о множестве писем, которые она по- лучила с выражением глубокого интереса к изданным ею "Письмам Живого Усоп- шего" и благодарности за то, что она издала их для всеобщего сведения. Это - неудивительно, потому что книга Э. Баркер полна такой бодрящей уверен- ности в неисчерпаемых силах человека, она дает так много новых вдохновений и раскрывает столько широких возможностей для пробуждения духовного созна- ния, что ее нельзя не приветствовать и не отметить, как явление чрезвычай- но интересное, проторяющее новые пути общения с невидимыми мирами. Е. П и с а р е в а.