---------------------------------------------------------------
     From: Александр Круглов (AKRUGLOV@minsco.msk.su)
     Date: 9 Aug 1999
---------------------------------------------------------------





     Сейчас  даю  краткое описание нашего похода  по маршруту ст.Энгозеро --
оз.Энгозеро  -- р.Воньга -- ст.Воньга с  25 июля по  04 августа  1999  года.
Просто не исключаю,  что  мои наблюдения могут оказаться полезными кому-либо
еще в  этом году.  Потом,  когда наш главный  летописец  вернется в  Москву,
возможно,  вывалим  более полное и  более литературное.  Сразу  оговорюсь --
описание сделано  отнюдь не с точки зрения профессионального водника. Скорее
оно --  жизненно-описательное. Заранее прошу  прощения за  возможные  огрехи
стиля -- я все-таки не прозаик (про каких-таких заек? ()).

     Итак, состав -- 5 человек, все мужики, возраст -- от 18 до 31. Лодки --
два "Тайменя-2". Опыт -- у двоих -- преимущественно равнинный, без скачек по
камням  (но  достаточно  длительный),  у  двоих  --  нулевой,  у  одного  --
одноразовый.

     Общее впечатление о маршруте -- места отменные, природа великолепная --
камень,  сосны, песок, красивые  озера (что-то с  трудом описуется --  нужно
своим  взглядом  смотреть):  в общем - то,  что  нужно для успокоения души и
отрыва от  московской  суетной  жизни.  Чувствуется  изрядная  затоптанность
большим количеством турья. Стоянок много, большинство  -- просто отличные, в
удобных  и   красивых  местах,   оборудованы  очагами  из   камня,  столами,
коптильнями для рыбы (т.е. место не для  тех, кто любит совсем дикую жизнь).
Уже начинает  ощущаться  некоторый  напряг  с дровами  (это  в Карелии!)  --
приходится  за  ними  отходить достаточно  далеко.  Проходится  маршрут  без
напряга  за  10 дней с одной  дневкой. Для сравнения -- в  наши первомайские
вылазки мы имеем обычно 5-6 (иногда более) ходовых часов в день. Здесь -- не
более 4.
     Ночи  в  это  время светлые --  имеет место закат, плавно переходящий в
рассвет  (все-таки 1 градус  от полярного  круга). Отрицательный  момент  --
теряется реальное представление  о времени суток (типа подъем в  12, отбой в
3).  Положительно -- отсутствие  такого  лимитирующего  фактора, как  "нужно
быстрее вставать, а то щас стемнеет".
     Из  даров природы  -- в  достаточном количестве ягода -- черника везде,
морошка на  моховых  болотах,  кое-где  -- голубика.  Так что и  просто  так
паслись,  и компотики варили регулярно. Грибов мало --  в  том  смысле,  что
искать нужно,  а не косой косить. На добавочку в обеденный супчик набрать --
без проблем,  типа  по ходу  стандартных перемещений. На  большее  --  нужно
поискать. Рыба есть (она не  может не есть Ж-)) -- остается только наловить.
Мы  налавливали. Снасти  простые -- спиннинг, удочки,  донки, ну  и сеточка,
конечно.  Любителям червей  (как  наживки, есссно)  -- там их НЕ  НАРЫТЬ  --
негде. Мы  ловили на тесто. Ничего,  и это  жрет.  Рыба обычная  --  плотва,
окунь, щука и т.д.
     Вода в Воньге, похоже, ниже  средней  -- мелко,  много камней  на  всех
перекатах и порогах. Думается, по большой воде многие места идутся проще.

     Чем  мы  пользовались: описание маршрута от Ивана Кузнецова (спасибо!),
скачанное  с  Error! Bookmark  not  defined., карта маршрута  (М  1:100000),
скачанная  не знаю откуда, но найти можно, заметка об  отношениях с  местным
населением ("Местные воруют") на http://lib.ru/TURIZM/wonxga.txt .




     24.07.99  -- выезд  из  Москвы  в 1.17,  поезд Москва-Мурманск.  Первое
впечатление --  весь перрон забит турьем. С нами  в вагоне -- еще две группы
(сошли  раньше). Дорога туда -- без  проблем, пива  на станциях  хватает,  в
Медвежьей  Горе и Лодейном Поле продавалась исключительно  вкусная  копченая
щучка -- рекомендую.
     25.07.99  -- около  4  утра  -- прибытие  на ст.Энгозеро.  Выгрузились,
осмотрелись  (с  нами  из  поезда  вылезли   еще  2  группы,  которые  затем
затерялись), оттащились назад метров на 400, начали собирать лодки на ручье,
впадающем  в  Энгозеро. Пока собирались,  подъехали-таки местные гуляки на в
ноль  убитой зеленой  "Ниве"  без лобового  стекла и амортизаторов.  Их там,
вместе с девицами, было не менее  8-9. Попросили водички попить, осмотрелись
и удалились: надо думать, как объект для наездов мы  им не подошли.  Собрали
лодки,  встали на  воду, сразу сели  --  мелко. Для нелюбителей проводки, но
любителей  потаскать  барахло  --  до другого  места сборки можно пройти еще
метров 300-400 по дороге до моста -- там глубже.
     Дальше все просто -- в один Таймень погрузились  трое, в другой -- двое
и большинство барахла (моя лодка была назначена грузовой  баржой), переплыли
первый  плес,  позавтракали  на  песчаном пляжике (это,  кстати,  на порядок
эстетичнее, чем перекусывать  в деревне, хотя  были и  такие мысли), кое-кто
открыл купальный сезон.
     Где-то часа  в  2  дня  встали на  островке между о.Елмагинским и левым
берегом   озера.  Стоянка  --   просто  блеск  --   огромный  каменный  лоб,
поднимающийся из озера, с соснами наверху - но ночью поднялся такой ветерок,
что нас чуть не сдуло.
     26.07.99. Весь день робинзонили на нашем  островке, т.к. ветер, который
не прекращался,  разогнал  на большом плесе  такую  волну  с белыми бурунами
(балла3,  не  меньше),  в  которую  нам  на своих порядком  груженых  лодках
соваться не  следовало. Следовательно --  хозработы, разборка  снастей, сбор
ягод.
     Вышли вечером,  в  районе 20.30, когда ветер попритих. Несмотря на это,
иногда на плесе  получали изрядные плюхи  от  оставшихся волн.  Большой плес
прошли по азимуту, иначе  в левобережный  проход попасть  сложно  (вот блин,
первый раз в жизни на байде по азимуту ходил).
     27.07.99.  Новый  день встретили на воде  -- ночной  переход он и  есть
ночной переход. Ночью заморосил дождь, стало противно, встали часа в 2 или 3
ночи.  Пожрали,  поспали, днем проснулись, потянулись (погода к тому времени
уже исправилась), собрались неспешно и пошли дальше.
     В этот  день, ближе к вечеру мы, наконец,  благополучно распрощались  с
Энгозером, пройдя старую  разрушенную  плотину  (вообще без проблем,  только
мелковато, шли  левым проходом) и выйдя  в Пайозеро.  Там  же и отобедали (с
промежуточной рыбалкой).  Заночевали в конце Чогозера, в полукилометре перед
плотиной  на правом берегу. Стояночка -- как всегда  -- отличная, на мысу, с
выходом на озеро в обе стороны.
     28.07.99. Снялись со  стоянки,  проскочили  сходу  плотину на  входе  в
р.Воньга. Ничего сложного -- простой слив с четкой струей  -- так, небольшие
покатушки. Дальше  по  Воньге --  с  километр-полтора  мелких шиверок, много
камней,  на которых  можно  и  посидеть,  и  шкуру  продырявить,  чем  мы  с
энтузиазмом  и  позанимались  -- я посидел,  другая  лодка  чуток (ну  самую
малость, только палец и пролез) продырявилась.
     Дальше  по ходу река  расширяется,  образуя  разлив,  завершающийся  на
противоположной стороне красивым  каменным лбом -- там есть парочка неплохих
стояночек,  на  одной из которых  было найдено послание харьковской группы к
своим  землякам,  оставленное  за  полтора часа  до нас  в виде  надписи  на
воздушном шарике.
     Пильдозеро  само по себе малоинтересно (хотя и  весьма красиво),  кроме
того, что  нужно  найти проход  с мостом на  дороге  (там их  два, мы  шли в
северный). Проход  без  проблем, за мостом  метров  300 плыли  через заросли
травы выше головы -- такие интересные ощущения...
     На втором плесе Пильдозера в другой лодке. наконец, заметили свою дырку
в палец -- пришлось пристать к берегу, залепить  ее, ну и пообедать. Кстати,
опять таки весьма приятная стоянка, и не  одна. Перед  выходом  из  озера  в
Воньгу вторая наша  лодка  была  атакована злобной чайкой,  к гнезду которой
подошли неосторожно близко. Перекат на выходе в Воньгу -- ничего особенного,
течение слабое, много камней. Встали на речке метров через  500  после озера
-- предстояло празднование моего дня рождения.
     29.07.99. Без проблем  дошли до  Мурамозера. Хочу отметить, что  в ряде
описаний есть  рекомендация  волокнуться  из Синдамозера в  Мурамозеро через
гряду (ок.400 м). На мой взгляд  (и не только) --  это занятие для любителей
поистязать  себя  загрузками-разгрузками  лодок  и  перетаскиванием  барахла
вверх-вниз через  гряды. От  места начала волока до  выхода  в Мурамозеро --
минут 40 на веслах.  Оттуда до  места конца волока -- не более часа. Так что
на волоке много времени не сэкономишь.
     Кстати, на островке в Мурамозере,  прямо напротив прохода между озерами
построена  настоящая бревенчатая  банька по-черному  (под высоким берегом, у
песчаного  пляжа).  Вот  только  с дровами  на  острове  проблема.  Учитывая
попутный ветер и  длину Мурамозера, собрали  из  двух  "Тайменей" катамаран,
водрузили  мачту  и  решили  пройти  озеро  под парусом.  Ну,  есссно,  пока
прособирались,  поели и т.д., ветер почти стих. Пришлось  идти под  тем, что
остался. Даже  и с таким ветром наш катамаранчик несло со скоростью около  3
км/ч. Плыть было  приятно,  но  был  уже  вечер,  стало  холодать.  Пришлось
согреться  изнутри. А согревшись, мы огласили берега озера громкими песнями.
Так  и пробуянили  до  самого  выхода, где  мы были предупреждены о  наличии
порога впереди людьми, стоявшими  на  берегу  с  удочками  (забегая  вперед,
скажу,  что это  была московско-киевская группа, которая  потом нас узнавала
именно по этому признаку -- "А-а-а-а, так это вы там, на озере, распевали").
Встали на ночевку на левом берегу, прямо после выхода из озера.
     30.07.99.  Наконец-то  добрались  до начала зоны  порогов. Сразу  после
выхода из Мурамозера --  мелкий перекат, нам без проводки пройти не удалось.
Первый порог за  поворотом  - прошли без проблем,  только одна  лодка слегка
присела на входе. Струя четкая, порожек  короткий.  Приходилось  внимательно
следить за  камнями на выходе, да и дальше в  реке --  из за слабого течения
иногда вдруг ТАКОГО не заметишь, что потом слезать утомишься.
     Следующим номером программы, после пары перекатов (на карте -- пороги!)
--  порог "Кошка" под старым  мостом. Блин, не люблю всякие гидротехнические
сооружения  в приложение к быстрому  течению. После вдумчивого разглядывания
решили  не  следовать советам  описания  (проход  слева),  а  прошли  правым
пролетом. Заход под правым берегом, метров 50-70 проводкой, потом прыгнули в
лодку -- и в левую треть правого пролета.  Нырнули под мост, оставили справа
камешки под ним, после  выхода из-под моста изящным подруливанием обошли два
камня в  струе ниже моста. Вот, в общем-то, и весь  порог (ну только  мелкая
нижняя шиверка). Кстати, ниже  него по правому берегу  -- удобная стоянка --
можно передохнуть и подсушиться, если чего.
     Ниже Кошки  Воньга разливается, в одном месте приходится искать протоку
поглубже (мы пошли правой -- и оказались неправы).
     Идя дальше, сходу влетели в первую ступень Гагаринского порога. Она без
особенностей,  струя  достаточно  четкая,  правда, камушки есть --  можно  и
посидеть, но не страшно.  Дальше прямой участок метров на 300, дальше правый
поворот,  за  которым вторая  ступень того-же порога.  Вот туда  сходу мы не
сунулись.  Посмотрели,  прикинули...  Прошли  сначала  по  струе под  правым
берегом, потом резкий уход влево. Там струя неочевидна, что  привело к тому,
что я  просто промахнулся  и  вел  лодку вброд метров  50-80. Второй  экипаж
прошел четко. На выходе из порога гряда  через всю реку со слабым течением и
проходом справа. Сразу-же на правом  берегу -- стоянка. На ней и заночевали.
На  этой  стояночке -- следы былых  катастроф -- обломки зонта, заржавленный
"Зенит" и  объектив к нему. Видно кому-то  тяжко  пришлось -- вылетели из-за
поворота, не поглядев.
     31.07.99. Гагаринские озера, в  которые мы вышли не представляют ничего
интересного -- стоянка есть только перед выходом из последнего озера. Там же
начинается и Кривой порог.  Первая его  ступень  представляет собой довольно
веселые покатушки по четко выраженной струе с приличными стояками (переднего
в  "Таймене" заливает),  практически без  слалома.  Прямо  за концом  первой
ступени слева --  исключительно  удобный  затишок, чтобы  пристать, половить
рыбку и  посмотреть на  то, что  твориться дальше.  А  дальше --  метров 500
слалома  средней  напряженности. В  общем-то  вполне  обошлись  безо  всякой
разметки --  сначала по центру, потом под правый берег, оттуда под левый и в
самом  конце резко обратно под  правый. Единственно, я  внизу не  успел уйти
вправо, в  проход  в гряде обливных и  подводных камней, пришлось переменить
планы и прыгнуть  через  них  с  разгона.  Кончилось  благополучно. Далее до
Горбатого порога -- без особенностей  -- проскочили  Столбовое озеро, встали
на левом берегу перед входом в порог. Там четко заметное место -- стояночка,
широкая  просмотровая  тропа  по  левому берегу.  Сам порог начинается после
резкого  поворота  русла вправо, после нескольких  островков.  Проход  через
него, на мой взгляд, весьма интересен: неоднозначная  струя, резкие перевалы
от берега к берегу,  много камней, быстрое  течение.  Вот здесь  уже неплохо
было-бы  и  разметочку  поставить (у  нас уже стояла).  Самый низ  порога --
мелкая шивера -- без проводки  не  обойтись. В общем, от Горбатого я получил
немалое удовольствие.
     Дальше  --  без  особых проблем  добрались до  Чемозера.  Была  парочка
перекатиков, на  одном я посидел на изрядном  "чемодане".  В полночь вышли в
Чемозеро. Там есть две стоянки. Одна -- на проходе -- на мысу в юго-западной
части озера --  помечена черепом оленя с рогами. Нам не понравилась.  Вторая
--  в  восточной  части,   в   стороне  от  проходного  маршрута.  Место  --
исключительное -- песчаный пляж, выходы  скальных пород  с ровным местом для
стоянки, сосны, мягкий мох -- не жалко сделать крюк в  пару километров. Все.
Встали на дневку.
     01.08.99.  Дневка.  Рыбалка.  Баня.  Все  лесные  удовольствия  в одном
красиво  упакованном  флаконе.  Под ногами --  черника,  рядом на болоте  --
морошка. В озере -- рыба. Баню сложили  прямо на пляже, в 2 метрах от  воды.
Каменку протапливали 3 часа,  изведя  на это  дело неслабую сосну. Потом над
ней водрузили чум из пленки -- и всласть попарились. Парок был такой, что не
в  любой  настоящей бане  нагонишь, а  сквозь покрывающую пленку --  вид  на
закатовосход над красивейшим озером. Слов нет, как хорошо!
     02.08.99. Отдохнули-встали-пошли. Ну, где-то в обед  вышли,  часа в 2-3
дня. Порожек на  выходе из озера можно идти, в принципе, и без разглядывания
--  он не особо сложен -- мелко,  много камней.  Мы смотрели  --  доверились
описанию. В районе  порожка  пересеклись аж  с  тремя  группами сразу (а еще
говорят, на  реке  пробок не  бывает). После порожка -- недолгое плавание по
разливам при попутном  ветре  (опять счалились и выставили импровизированный
парус,  правда,  капитального  катамарана на сей  раз не  делали).  Вышли  в
Собачье озеро, сразу нашли тропу волока  вокруг одноименного порога. Быстро,
в два приема, переволоклись на 800 м, уперевшись в уже известную нам  группу
Киев-Москва.  Потом  пошли  смотреть сам  порог. Надо  сказать,  красивейшее
зрелище -- многоструйный слив высотой 1,5 -- 2 м на камешки.  Выше и ниже --
в принципе, проходимо  -- двое ребят из Ржева  прошли  на "Таймене", правда,
основательно  помучившись.  Кстати,  вынужден  поправить  авторов  некоторых
других описаний, утверждающих, что Собачий непроходим  в любую воду. При нас
порог  был  пройден дедком  (лет  50-55) на  "Ласточке-1" после 10-минутного
осмотра  непосредственно  порога (остальное  не счел нужным).  Дедок  просто
спрыгнул и поплыл дальше. Кстати,  он уже  не первый раз  встречался нам  на
маршруте  -- шел в одиночку, все пороги -- без  осмотра. Правда, на Горбатом
он  кильнулся-таки,  но  говорит,  что  такие случаи  заложены  в  программу
развлечений. Позже  этот  порог прошла московская группа  на  катамаране  (5
человек) и попытался пройти мужик-одиночка на "Щуке", но навернулся и сильно
разбил ногу (после этого Вяккер он обнес). Но это уже по их рассказам -- сам
не видел.
     Вдоволь полюбовавшись  на  это творение природы  и пройдя еще  немного,
встали  на  Уманьгозере (есть стоянка на входе слева и  в  середине озера по
правому берегу -- там лучше).
     03.08.99.   Очень  быстро   дошли  до  порога  Вяккер,   на  выходе  из
одноименного озера, после  разрушенной плотины. Там опять-таки  собрались  3
группы --  мы, Москва-Киев и ржевские.Долго ходили  вдоль порога, любовались
на мощь стихии. Долюбовались до того, что туда пришлепал наш знакомый дедок,
проскочил верхнюю часть, поглядел на слив минут 10, спрыгнул с него и поплыл
дальше. А  слив там красивый -- с метр высотой, с мощной косой бочкой внизу,
следующий -- менее высокий и прямой. Но между ними -- малозаметные подводные
камешки,  которые  делают  проход  на "Таймене"  весьма  заковыристым  --  с
вероятностью  процентов  60  --70  можно  оказаться  в  нижнем  сливе  вверх
тормашками. На левом берегу к камню  привинчена  табличка -- в 87 году здесь
погиб  парень.  В общем,  верхнюю часть  мы  прошли  (с некоторым  напрягом,
правда,  моя  лодка  -  посидев  на  камне  и  едва  не  кильнувшись). Потом
пооблизывались на слив -- а не прыгнуть  ли на пустой лодке -- но погода уже
испортилась, настроение тоже -- и нижнюю часть обнесли. В это время мимо нас
красиво  --  с  девичим  визгом и  смачным  плюханьем пролетели  москвичи на
катамаране (сходу). Ну, им-то можно.
     Через пару километров дошли до Железнодорожного порога. Встали на левом
берегу,  пройдя  его  первую,   несложную  ступень.   Вместе  со   ржевскими
просмотрели  вторую,  и  решили  в  ночь  туда  не  ходить.  А  по  здравому
размышлению, мы туда и  позже не пошли, хотя и хотелось -- могли бы опоздать
на поезд. Кстати --  там-же на правом берегу  --  явно выраженная стоянка на
высоком песчаном берегу. Приставать туда сразу -- а то  влетишь в порог. Там
место, откуда, спокойно разобравшись, можно выйти на  ст.Воньга,  не проходя
Железнодорожный. Что многие  и делают, отчего место загажено  до невероятия.
Мы ушли от этой грязи на левый берег.
     04.08.99.  Подъем  в  7  утра (офигеть,  так  рано еще  не  вставали!),
собираем  вещи,  перевозим  их  через  речку,  разбираем и  хотя-бы  немного
просушиваем лодки -- и ходу на  станцию. По явной тропе  вдоль реки, а затем
вдоль ж/д полотна под грузом ходу 45 минут  (для нас) -- след-но около 3 км.
Мы спокойно выгрузились в две носки, и уже в начале первого были на станции.
     Здесь  я опять вынужден  поправить  авторов  других  описаний.  Станция
Воньга  не совсем  ликвидирована.  Что-то  там осталось -- строения  всякие,
запасной  путь еще  есть.  И  не  нужно  ловить поезда у моста.  На  станции
совершенно  точно  останавливаются  два  поезда   --   931  почтово-багажный
Мурманск-Питер где-то в  районе 10 утра, и 185 пассажирский Мурманск-Питер в
13.38.  К  сожалению,  исходя  из  сведений  справочного бюро  в  Москве,  и
И-нетовского  расписания,  прямые московские поезда  там не  останавливаются
вообще. Стоянка поезда  --  1 минута,  загрузка  всех  -- турья,  ягодников,
грибников  --  в  первый (общий)  вагон, который  останавливается  в  районе
желтого здания почти перед  семафором. По раскладке расписания быстрее всего
до Москвы добираться через Питер -- мы так и ехали -- 185-й приходит в Питер
в  11 утра на след.день, днем  оттуда  уходят  минимум три поезда с вечерним
прибытием  в  Москву  (в  районе  9-11  часов  вечера). При  всех  остальных
раскладах  (через  Кемь,  Петрозаводск)  в  Москву можно  попасть  не  ранее
следующего утра.  Мы были в Москве в 10 вечера, успев еще пошляться часа 2-3
по Питеру и прилично там пообедать.
     Кроме обычных  поездов  ходят  еще и рабочие --  видимо, их  расписание
можно выяснить при заброске в Энгозере.

     Ну  вот  и  все.  Краткого описания  не получилось -- наверное,  нет ни
таланта, ни его сестры :-(.

     Если будут вопросы - мыльте на akruglov@minsco.msk.su

     С уважением, Круглов Александр.

Популярность: 6, Last-modified: Tue, 17 Aug 1999 15:49:36 GMT