Date: 22 Jul 1997
 From: Gennady P. Unigovsky (G.Unigovsky@multicom.pienet.ru)



      До станции Пустошка на ветке Себеж-В.Луки (из Москвы туда
ходят прицепные вагоны на Себеж к  поезду  Москва-В.Луки).   На
Пустошке  в  ~12  часов.  В  качестве  транспорта  лучше  брать
несколько легковушек прямо на станции (было ~30 тр  за  штуку),
грузовик  искать  - будете куковать на переезде, а деньги почти
теже). Далее - доезжаете до плотины в Копылке, поляна  удобная
для стапеля слева перед плотиной.



     Мы  оба раза в день заброски проходили ~10 км, то-есть всю
цепочку мелких озер (штуки 3-4)  до  длинного  речного  участка
перед  оз.Яским.   На  первом  озере  огибаете  справа  большой
полуостров; большой плес, речка вытекает  из  правого  дальнего
его  конца.  Встретятся  несколько  простых перекатов, через ~30
минут  небольшое  озеро,  далее  широкие  протоки  (озерца?)  и
большое  длинное озеро. Вам его длина ни к чему, надо повернуть
опять на право  и  идти  в  его  самый  дальний  угол,  заросший
тростником. Там начинается длинный речной участок.  В самом его
начале маленькая  деревушка,  плыть  надо  ~1  час  и  начнется
участок  очень  хорошего  леса. Стоянки и на левом, и на правом
берегу (как ориентир - оборудованная стоянка на  левом  берегу,
на  невысоком  песчаном бугре). Очень хорошие места длая стоянок
кончаются через ~1 час.



      В зависимости от удали и собственных планов, можно пройти
как и участок реки до оз.Яское,  так  и  участок  между  ним  и
оз.Езерище. До плотины в деревне Поддубье, встречаются перекаты
(в конце августа и мели).  Сама  плотина  -  безусловный  обнос
слева  (река промыла себе путь справа от плотины - но на выходе
этого  узкого  канала  с  сильным  течением  скопилась  батарея
топляков и стадо бульников). Обнеслись - дальше снова перекаты,
перед  выходом  в  озеро  хорошая  поляна  слева  (лес  высокий
сосновый,  но она доступна для авто - в выходные там пикники).
От поляны ~30 минут до озера  (  Аларм!  Там  есть  место,  где
подряд   два  мостика  и  перед  ними  перекат.  Второй  мостик
бетонный, струя уходит в левый пролет, из правой опоры которого
торчит  арматурина. Весной ребята там заработали дырку "семь на
восемь, восемь на семь").



      Большое и почти круглое. Река выходит с противоположенной
его стороны немного правее того места  откуда  выплываете.  Как
ориентир  -  перед  большим  мысом  (на котором какой то плакат
установлен). Никакой широкой протоки (как нарисовано  на  5-км.
карте) там нету - просто речка со СЛАБЫМ течением. Далее, через
~20 минут - озеро, на котором на  левом  берегу  турбаза.  Идти
налево,  мимо  турбазы  -  в  дальнем левом углу мост трассы на
Псков.

       Участок  реки  перед  оз.  Езерище  (~ 1-1,5 часа) очень
хорош. На нем можно и стать, есть и где погулять. Перед  озером
перекат,  остатки плотины и мост. Идти - к самому левому берегу
в небольшой пологий слив.



       На  самом  озере  также много хороших мест (особо отмечу
стоянку в самом дальнем  северном  его  конце,  где  уже  снова
начинается  река). Идти на право - на север. Озеро длинное, уже
кажется оно кончилось, так нет -  снова  плес.  В  августе  оно
сильно  заросло. На нем озера кончаются. Далее река кардинально
меняет свое направление - около д.Алоль резко  поворачивает  на
юг.  На  участке  между Алолей и левым притоком Рубежником река
течет в узком глубоком корытообразном русле, на эти ~15 км могу
вспомнить  только  одно  место где можно приткнуться - на левом
берегу после очень высокого правого  откоса.  Это  место  также
может  быть  ориентиром,  что  вы  подошли  к самому интерсному
участку. До него - река имеет привычный  характер  -  перекаты,
длинние  перекаты и мели. Ниже него начинается цепочка порожков
и шивер (~8км). Характер берегов не меняется, лес лезет прямо в
воду и вылезти на берег задача не из банальних.

       Все  порожки и шиверы на Великой достаточно похожи - это
гряды камней шириной от 100 до 300  метров.  Между  ними  плесы
аналогичной  длины.  Пороги отличаются от шивер только тем, что
имеют более выраженую струю (как правило у левого  берега).  По
большой  воде,  все  они  как  правило  затоплены,  заметить их
наличие можно только по стоякам. В малую и средную воду  -  это
хорошее упражнение на слалом.

      Перед впадением Рубежника (слева), Великая успокаивается.
Мы оба раза ходили до станции Идрица. За 15 минут перед большим
автомостом можно стать на правом берегу. Стоять можно и прямо в
месте  впадения  Идрицы  на   высоком   левом   берегу.   Поезд
Себеж-В.Луки  (вагоны  прямо  до  Москвы) приходит на ст.Идрица
около 15 часов.

      Ниже я не плавал, но читал что места там (до Опочки) тоже
не плохие, есть несколько перекатов, но обносы 3-4 плотин :-(

Популярность: 16, Last-modified: Thu, 24 Jul 1997 18:26:32 GMT