From: Ivan Kuznetsov                      2:5030/254.10   14 Sep 95
Поправки: Левин Дмитрий(LD) resurs@mech.unn.runnet.ru     Nov 1996

    Северная Карелия
    Ст. Энгозеро - оз. Энгозеро - р. Воньга - Белое море - ст. Кузема
    Базовая длина - 200 км
    11-12 ходовых дней
    II к.с. с элементами III-IV для байдарок (зависит от уровня воды;
тенденция к некоторому увеличению категорийности при повышении уровня
воды)

       Населенные  пункты: пос. Энгозеро (магазин, почта), дер.
Воньга (ничего нет, 10-15 жителей)
       Посещаемость: Энгозеро, Пайозеро, Чогозеро - жители пос.
Энгозеро на моторках; Пильдозеро - рыбаки (немного) и косцы  во
время  заготовки сена, подъезд по грейдеру со стороны Энгозера;
р-н ж.д. моста у ст.  Воньга - рыбаки. В сезон много туристских
групп (в основном, москвичи).
    Стоянок много, за исключением участка ниже дер. Воньга.



     -    до    ст.   Энгозеро   (960   км.   от   Ленинграда).
Останавливаются 4 поезда, в т. ч.  2  скорых.  Наиболее  удобен
поезд,  отходящий  из  Ленинграда  днем  (14:30)  - прибывает в
Энгозеро утром (10:30).



       -  со  ст.  Воньга  (останавливаются  п/б и пассажирские
поезда, пассажирский отправляется в 14:10) или  со  ст.  Кузема
(останавливаются все поезда).


(LD): ВАЖНО. Станция Воньга с 1996 года перестала существовать.
Правда можно выехать на почтово-багажном (мы так и сделали). Он
останавливается  прямо  перед  мостом (в сторону Ленинграда) но
для большей уверенности нужно позвонить в Кезу  (телефон  возле
моста) или поговорить с местными рыбаками.

    В 1996 году я по Воньге не ходил, но был в том же районе и
разговаривал с группами.
    Станция Воньга превратилась в путевой пост. Т.е., всякие
стрелки сняты, диспетчерская заброшена и пассажирские поезда там
не останавливаются. Останавливается почтово-багажный ("Веселый")
поезд СПб-Мурманск. Останавливается в буквальном смысле, т.е.
голосуется. Расписания я точно не помню, но поезд на север (в
сторону Энгозера) проходил около 10-11 утра. По крайней мере, в
Энгозере мы около полудня видели свежеприехавшую группу,
возвращавшуюся с Воньги. На юг этот же поезд проходил раньше, и те
ребята на него не успели.
                              С уважением, И.А.Кузнецов
                              Internet  ivan@peipk.energo.ru


    Точки аварийного схода:
    1) Оз. Энгозеро - возврат в пос. Энгозеро
    2) Пильдозеро - выезд  в пос. Энгозеро на а/м (ходят весьма
       нечасто !)
    3) Р-н ж.д. моста - пеший выход на ст. Воньга (ост. п/б и
пассажирский поезда)

       Река  Воньга  имеет длину 135 км., впадает в губу Воньга
Белого моря. Общее падение - 71 м., средний уклон - 1.10  м/км.
Основное падение - на порогах в нижнем течении. Соответственно,
Воньга делится на Верхнюю  (озерно-речная  система  с  крупными
озерами)  и  ижнюю  (небольшие  озера,  между  ними  протоки  с
серьезными порогами). Протекает через 12 озер. аиболее красивые
-    верхние    озера   (Энгозеро,   Пильдозеро,   Синдамозеро,
Мурамозеро). Крупный правый приток - р.  Верхняя Куземка  (сток
оз.  Верхнее  Кумозеро) - впадает в Пильдозеро.  Заметная речка
впадает в оз. Столбовое.
       Средняя  ширина Воньги - 25-40 м., глубина вне порогов -
0.7-2.5 м.  Количество порогов и перекатов - 27. 2  разрушенные
плотины.
    На реку (без Энгозера) нужно 6-7 ходовых дней.

       По  Белому  морю  -  ~25  км  (2  перехода). Нужно иметь
резервные 1-2 дня на случай  непогоды.  Заметное  ее  ухудшение
наступает  15-18  августа. 24-26 июля тоже может быть небольшой
шторм. ОБязателен аварийный запас пресной воды!



       1) По оз. Энгозеро (+ ххх км);
       2)  По  Белому  морю  -  возможно  движение  на  север к
Калгалакше или на юг к устью Летней реки или в Кемь (+ 35, + 45
и + 80 км);
       3)  Выход  на  Энгозеро  не  со  ст.  Энгозеро, а со ст.
Амбарный или  Боярская.  Проходятся  озера  Боярское,  Большое,
Кулежма,  Пиртозеро.   Далее  либо  волок  в Заячье озеро, либо
проход через систему речек мимо пос. Амбарный  в  Заячье  озеро
(проходимость  речек  мне  неизвестна). Из Заячьего озеро в оз.
Овечье, откуда через р. Пулома в Энгозеро. (+43 км или +13  км,
III к.с.)



    ------------
       Озеро  имеет  два  стока:  восточный  -  через р. Калга,
западный - через р. Воньга (основной сток - через Калгу).
       От  станции  до  воды - около 400 м. назад (на юг) вдоль
путей до ручья. По ручью можно попасть в  залив  Энгозера  (при
низкой  воде возможна проводка). Площадка для сбора - на правом
берегу ручья ниже ж.д. (плоские каменные  плиты).  Много  битых
стекол (в т.ч. и в воде) :(.
      Озеро Энгозеро очень красивое, большое (36х8 км., площадь
136 кв.  км). Много островов (144 шт). Берега каменистые, часто
скалистые.  Лес  по  берегам, в основном, хвойный (ель, сосна).
Попадаются пляжи  с  белым  песком  (на  берегу  в  этом  месте
неглубокое   болото).   Средняя   глубина  небольшая  (4.5  м),
вследствие чего вода  хорошо  прогревается  (этим  летом  -  до
~21ь).  Прозрачность  воды - до 2.5 м. Ближайший к поселку плес
загрязнен.
       При  ветрах  соблюдать  осторожность! При усилении ветра
озеро заметно раскачивается за 5-7 мин. Волна высокая и крутая.
      До истока Воньги - минимально 40 км. (2.5 ходовых дня).



       Выход  в  Пайозеро  через  разрушенную  плотину  (хорошо
заметна с Энгозера). Перепад ~30  см.  Левый  слив,  можно  без
просмотра. При необходимости - просмотр, лучше с левого берега.
Бревенчатая переправа над  правым  сливом  ненадежна! Несколько
камней по бокам струи.
       После  плотины  слева  -  рыбацкий  дом,  причал.  Летом
постоянно живут рыбаки из Энгозера.
       Проход в Чогозеро спокойный.



       Начало  Верхней Воньги - разрушенная плотина. Перепад на
сливе ~0.5 м. Проход в правый слив. Просмотр с правого  берега.
иже  плотины  на  протяжении  ~0.5 км. фарватер узкий, по краям
камни. Есть несколько камней прямо в струе. Разветвления русла.
Возможны локальные завалы.  Течение заметное.
      После озеровидного расширения - порог. Ориентир - высокий
холм на левом  берегу  (перед  ним  болото).  Осмотр  с  левого
берега.  3  ступени,  общая длина - ~200 м. Струя. Воды мало, а
камней много :-(



       Очень  красивое озеро. Разделено большим островом на две
части (Верхнее и ижнее Пильдозеро). На острове -  остатки  дер.
Пильдозеро (сейчас - только заготовка сена). Проходит грейдер в
пос. Энгозеро.
       Из  Верхнего  в ижнее Пильдозеро есть два прохода: через
западный и  через  восточный  мост.  Основной  поток  идет  под
западным мостом. Этот путь длиннее, но более красив. Под мостом
особенностей нет. Восточный мост обносится (10  м),  за  ним  -
мелкий  залив,  поросший  травой.  В  низкую воду - проводка. В
хорошую - можно и не обносить.
       При  наличии  времени и желания можно осмотреть порог на
Верхней Куземке перед впадением в нижнее Пильдозеро.  Шум  воды
хорошо  слышен  от  западного моста. Можно также прогуляться по
заброшенной лесовозной дороге, проходящей вдоль  южного  берега
ижнего  Пильдозера.  В  этом  году (вторая половина июля) _вся_
дорога поросла грибами :-О Вообще, такого количества  грибов  я
еще нигде не видел - даже в Карелии...



      2 переката, разрушенный мост (без особенностей), перекат,
порожек.  Все идется с ходу. а перекатах мелко и много  камней,
В низкую воду возможна частичная проводка. Порожек имеет четкую
струю.



       Красивые  озера. На  Синдамозере  берег  сильно изрезан.
Проход в Мурамозеро неочевиден. ужно внимательно считать  мысы,
чтобы  в  конце  озера  не  уйти  в  длинный  восточный  залив.
Геодезическая вышка, отмеченная на карте вблизи точки поворота,
отсутствует!  Для  экономии  времени можно волокнуться (~400 м)
через гряду, отделяющую  Синдамозеро  от  Мурамозера  в  районе
точки  поворота.  а  берегу  в  этом месте - заметная стоянка с
песчаным пляжем.
       Протока в Мурамозеро - без особенностей.



    Начало зоны серьезных порогов.
       Порог  на выходе из Мурамозера. ~80 м. IIа к.с. Осмотр с
правого берега (приставать в  болото).  Заход  по  центру  (при
низкой  воде возможна проводка), затем влево и сразу направо по
струе, далее по центру. Обратить внимание на  камни  на  выходе
(по высокой воде их можно перепрыгивать на скорости).
       Два  длинных  извилистых переката (на карте помечены как
пороги).  Много камней. Движение по обстановке.
      Порог Кошка. а карте не отмечен, находится в районе моста
на зимнике. Осмотр с правого берега и с  моста.  По  берегам  -
ряжевые  стенки, оставшиеся со времен лесосплава. Вначале очень
мелко (даже в высокую воду), проводка.  Под  мостом  -  сильный
поток.  Прохождение  в  левый  пролет  и  сразу  уход от нижних
камней. Обратить внимание на прижим к центральной опоре  моста!
При  высокой воде через камни в струе в 5-7 м. ниже моста можно
перепрыгивать.
       Мелкий  перекат,  разделенный островами. Искать наиболее
глубокую протоку. Местами проводка, даже в высокую воду.
      Гагаринский порог. 3 ступени. IIа-IIб к.с. Первую ступень
можно идти сходу. Движение  по  обстановке.  Переход  струи  от
правого  к  левому  берегу  и  обратно.  Середина и низ - вдоль
правого берега. При необходимости - осмотр  с  правого  берега.
Осторожно  -  не  проскочить  во  вторую  ступень!  (в  1992 г.
подобная ошибка закончилась погнутым кильсоном :( )
       Начало  второй  ступени  на  повороте,  после  прямого и
сравнительно спокойного участка. Приставать к правому берегу не
ближе  50  м. до поворота. Полезно отметить точку причаливания.
Осмотр с правого берега и снизу с воды. Четкой струи нет. Много
обливных  и  подводных  камней.   Желательна нижняя страховка с
воды или с камней. При необходимости - обнос по правому берегу.
      Третья ступень проходится без просмотра. Ступень короткая
(30-40 м), есть струя.



       Озера  неинтересные. Берега невысокие, заросшие, хороших
стоянок нет. Можно встать около разрушенной  деревни  на  южном
берегу, но там плохо с дровами.
      На выходе из второго Гагаринского озера - короткий порог.
По высокой воде можно идти сходу. Четкая струя.  При  низкой  и
средней  воде  обратить внимание на камни на выходе. Просмотр с
правого берега.



     На выходе из озера - Прямой порог (в некоторых описаниях -
это первая ступень Кривого порога :-) ~200 м IIа к.с. Осмотр  с
любого  берега  (мы смотрели справа). Мощная струя по центру, в
ней кое-где камни. Обратить внимание на две бочки внизу (проход
между ними) и камни по центру на выходе. Внизу стоячие волны до
0.7 м. При необходимости - обнос непосредственно из озера через
гряду (~200 м).
       Кривой  порог - начинается почти сразу за Прямым. ~500 м
IIб к.с.  Струя петляет, много камней. Осмотр с левого  берега,
разметка.  ужны  сигнальщики.  Обратить  внимание  на  сливы  в
средней части и нижнюю шиверу (нетривиальный уход вправо).  При
нехватке опыта - частичная проводка вдоль левого берега.



       Выход  из  Столбового  -  без особенностей. Через ~1км -
расширение, после которого направо уходит Горбатый порог.  ~700
м  IIб-III  к.с.   ачало  -  после  группы маленьких островков.
Основная часть порога сверху не видна. При нас в порог  влетела
группа  (2  "таймешка")  - вылавливали внизу :( Осмотр с левого
берега  (приставать  можно   к   стоянке).   Разметка   порога.
Извилистая  струя,  много  камней,  сильное течение. При низкой
воде - слалом. Обратить внимание  на  нижнюю  шиверу.   Особого
внимания  требует  средняя часть. При нехватке опыта - проводка
вдоль левого берега.
       Два  безымянных  порога.  Короткие,  есть  четкая струя.
Движение сходу.
       Озеро  (на  границе  карты),  на  выходе из него - порог
(названия не знаю). ~600 м. IIб-III к.с. Осмотр с левого берега
(приставать  в  болото, до начала порога), разметка. Извилистая
струя, много камней, сильное течение. При низкой воде - слалом.
При нехватке опыта - проводка вдоль левого берега.
        Ниже   -  озерно-речная  система.  Течение  слабое  или
отсутствует.  Препятствий нет, кроме  переката  перед  Собачьим
озером (сходу).



       Порог  -  на  выходе из Собачьего озера. Очень красивый.
Средняя часть _непроходима_ при любом уровне воды -  водопадный
слив  до  1.5 м на камни. Вероятно, опытный каякер может пройти
его в половодье, но такие мне  случаи  неизвестны.  Порог  либо
полностью обносится, либо обносится только средняя часть.

(LD):   Своими  глазами  наблюдал,  как  Собачий  проходили  на
катамаране. Еще, говорят его пытались пройти на  байде.  (Шкуры
ниже по течению тому подтверждение).

       В  первом  случае волок ~800 м из начала Собачьего озера
напротив мыса по хорошей широкой сухой тропе в направлении ЮЮЗ.
Тут же - отличные стоянки.
       Во  втором  случае  проходится верхняя часть порога (IIб
к.с.) до водопада. Перед самым водопадом посреди реки на  камне
стоит якорь.  Осмотр с обоих берегов, разметка. Заход под левым
берегом, затем в центр  и  направо,  потом  резкий  (до  60ь  к
потоку)  поворот  в  видимости  якоря  к  левому берегу в обход
камней. Точка причаливания - не ниже, чем за 25 м. до водопада!
еобходима  страховка с берега и/или камней в точке причаливания
(желательна двойная).
       Обнос по левому берегу 50-150 м. по тропе. Далее - сплав
по нижней части порога (III к.с.). Разметка. Слалом. При низком
уровне воды длина обноса увеличивается до 250 м.
       До пор. Вяккер больше препятствий нет.



        Переход   между   Уманьгозером   и  оз.  Вяккер  -  без
особенностей. а оз.  Вяккер - остатки  бонов,  использовавшихся
при лесосплаве.
       Сразу за озером начинается порог Вяккер. ~1200 м IIIб-IV
к.с.  Этот порог обычно обносят (мы  прошли).  Осмотр  с  обоих
берегов.  В  начале  -  остатки  плотины (простой прямой слив),
далее по струе  вдоль  длинного  острова  (остров  примыкает  к
правому   берегу).   иже   острова   -   обход   шиверы  (петля
влево-вправо, желательно отметить).
       В  средней  части  порога - два мощных слива по плитам с
интервалом ~10 м. Первый слив - прямой плоский, перепад ~0.7  м
на  1.5  м.  Второй  слив - косой с мощной узкой косой бочкой и
прижимом влево. Перепад ~1 м на 2 м. Попадание байдарки в косую
бочку  или  в  прижим  аварийно  (95%), поэтому нужно обойти по
правому краю пены, для чего после первого слива уйти вправо  на
1-1.5  м.  из  струи.  е  переборщить  -  справа слив с камней,
контакт с ними авариен (50%)!. Обязательна  надежная  страховка
после  второго  слива!  Если  не уверен - см. памятник на левом
валуне +-С
      После сливов - еще около 600 м. серьезного слалома. IMHO,
эта часть сложнее слива. Движение, в основном,  по  обстановке.
Четкой  струи  нет,  много  камней,  течение  сильное. В камнях
попадаются остатки байдарок :(. При низком уровне  воды  нижняя
часть, IMHO, непроходима.
      Обнос порога - по правому берегу (причаливать лучше всего
к маленькому песчаному пляжу в 50 м.  выше  остатков  плотины).
Длина  тропы  -  около  1км,  местами  несколько сыро. Чтобы не
блуждать, тропу лучше разметить, поскольку можно есть несколько
путей, выводящих в середину и в конец порога.
       В  250  м. ниже Вяккера - небольшой порожек. Есть четкая
струя по центру, по средней воде можно идти сходу.



       Начинается в ~2 км ниже Вяккера. Длина ~1.5 км. III к.с.
Осмотр - с левого берега (при наличии опыта  можно  пристать  к
обрывистому  правому  берегу  в  конце  верхней  части порога).
Верхняя  часть  простая,  четкая  струя,  течение  не  сильное.
Поворот  реки  сначала  налево,  потом  направо (оба поворота -
~90ь).
       В средней и нижней части - слалом, много камней. Идти по
обстановке сначала вдоль левого берега, затем быстрый переход к
правому.  Участок перехода необходимо отметить. При низкой воде
можно сильно продраться. Если нет опыта - проводка вдоль любого
берега.   Конец порога - непосредственно под ж.д. мостом (можно
наехать на что-нибудь железное :( ).
       Если  нет  желания, времени или при аварии можно выйти к
ст. Воньга и не проходя Ассу. По  тропе  с  правого  берега  до
станции около 3 км., вдоль ж.д. - почти столько же.



       После ж.д. моста - пара несложных перекатов (первый идти
правее островка), затем на  правом  берегу  -  деревня  Воньга.
Жилые  лишь  несколько домов. Для выхода на станцию остановится
на правом берегу не доходя остатков моста. До станции ~2.5  км.
по  старой  ж.д.  насыпи  (путь  снят).  Если нужна ночевка, то
встать  можно  в  300  м.  выше  (найти  выход  к  воде  -   он
неочевиден).
       В  ~0.5  км  ниже  моста - остатки лесосплавной плотины.
Общий перепад ~1 м. Осмотр (с любого берега). Обратить внимание
на железо в бревнах!  При необходимости ночевки встать можно на
левом берегу  у  плотины.  иже  на  протяжении  ~10  км.  берег
заболочен,   хотя   прибрежный  вал  (ширина  2-4  м.)  местами
достаточно сухой.
       Далее  несколько перекатов (при низкой воде - проводка).
До Морского порога препятствий нет.
      Морской порог мы проходили сходу по обстановке, поскольку
тропы для осмотра нет. Много камней, четкой струи нет,  течение
умеренное.   Перед  входом  в  порог  узнать  у  рыбаков  время
прилива/отлива. ижняя часть  порога  находится  уже  в  море  и
проходима только в высокую воду.



       От  устья Воньги идти на ЮВ вдоль правого по ходу берега
до мыса Канчнаволок.
       Зайдя  за мыс, через систему островов можно выйти в губу
ечаева.  Следующие ориентиры - мыс  Безымянный  наволок  (виден
плохо)  и  деревня  Поньгома.  Курс  - ЮЗ (220ь). За Безымянный
наволок следует завернуть и идти в Губу Домашняя.
      Можно закончить в Поньгоме и на а/м доехать до ст. Кузема
(8 км.)
       Длинный,  низкий и голый Куземский остров (на его берегу
створный знак) лучше обойти слева. Курс  -  ЗСЗ  (265ь)  вглубь
губы вдоль ее южного (левого) берега. а этом же берегу у хорошо
заметного причала  видны  постройки  биоцеха.  Можно  закончить
поход здесь, собраться на причале и уехать в Кузему на а/м.
       В  прилив (!!) можно зайти в Березовый ручей и подняться
по  нему  до  ЛЭП  (до  станции   около   2.5   км.)   или   до
железнодорожного моста (1 км.).  Чтобы попасть в ручей, следует
взять курс З (270ь) к впадению реки  Куземы.  Остров  у  левого
берега  обойти  справа.  Вход  в ручей - в мелководном заливе у
левого берега (найти подводное русло)


        Информация 1992, 1995 гг  (Энгозеро, Верхняя и ижняя Воньги
                                   до района дер. Воньга)
                   1992 г  (р. Воньга до Белого моря)
                   1990, 1991, 1992  (Белое море)

       В 1992 г (конец июля-начало августа) уровень воды в реке
был средний, в 1995 г (вторая половина июля) - высокий.

       При  движении по маршруту использовались карты M1:200000
(в 1 см. - 2 км.) Q-36-XXI,XXII изд. 1983 г  и  Q-36-XXIII,XXIV
изд. 1985 г.


                                        (C) 1995 И.А.Кузнецов

================================================================


    Все это до ж.д. моста с 15 по 27 июля 1995 г. прошли:

        Соколов Модест   (modest@parsy.spb.su)
        Соколов Ярослав  (2:5030/81.48@fidonet)
                - байдарка-2 (Жуковская)

        Соловьев Андрей
        Соловьева Света
        Соловьев Максим (4 года)
                - катамаран-2 (системы "Тритон")

        Рогова Зоя
        и ваш покорный слуга Кузнецов Иван   (2:5030/254.10@fidonet)
                - "Таймешек"-2


                                        С уважением, Иван

Популярность: 35, Last-modified: Fri, 21 Nov 1997 08:19:09 GMT