From: Михаил Поляков (polk@nis.nnov.su)
 Date: 23 апр 1998

     р.Уста   (ст.Уста   ж/д  Н.Новгород-Шахунья-Киров  -  село
Воскресенское).  Примерно 170 км.

     Уста  -  приятная  речка  на севере Нижегородской области.
Несколько уступает Керженцу или Луху (меньше пляжей, почти  нет
сосновых  стоянок), но в ней есть своя прелесть. Рекомендуется,
если снова на  Керженец  идти  не  хочется.  Проходима  даже  в
засушливое лето.

     Мы  ходили  вдвоем  с приятелем на каноэ "Тритон", так что
передвигались довольно динамично.

     Управились  за  3  полных  ходовых  дня,  с 10 утра до 7-8
вечера с часовым перекусом, упирались конкретно,  особенно  под
вечер,  все  стоянки  получше  подбирали. Плюс день на заброску
(прошли час и встали в 16:00 ввиду надвигающейся  грозы),  день
на  отъезд  (час  плыли  до Воскресенского). Поход проходил 2-6
августа 1997 г.

     До  ст.Уста  ехать  2  часа  50  минут (до ст.Урень - чуть
дольше) на экспресс-электричке  Н.Новгород-Шахунья  (другие  не
доходят,  идут  ближе),  отправляющейся  из  НН в 9:25 (точно),
12:25 или 13:00 (не помню) и  где-то  в  17:55.  Дополнительный
плюс  -  до  Семенова  идут  без  остановок, на этом экономится
полчаса, а дачники, забивающие прочие электрички, не садятся.

     От   ст.Уста   пройти  чуть  вперед  вдоль  железки,  мимо
заводика, до магазина, повернуть направо на проселок.  Проселок
прямо  идет  по  насыпи среди подболоченных лугов и кустарника,
напрямик от станции через луга не советую. Входите  в  сосновый
лесок, пересекаете Кировскую трассу и мимо водозаборной станции
выходите на берег. Всего километра два, за полчаса дошли.

     Плыть  до  впадения  в  Ветлугу (прекрасная река, хотя для
байдарок  там  уже  великовата)  и  еще  5  км  вниз  до   села
Воскресенское  (райцентр,  уехать  легко),  оттуда автобусом (5
рейсов в день, примерно в 7:40, 10:40,  12:40,  14:20  и  16:35
(?))  чуть  меньше  1,5  часа  до  ст.Семенов  (тоже  райцентр,
электрички на Нижний почти каждый  час).  Разбираться  нужно  у
понтонного  моста (выше строится огромный новый мост), затем по
дороге поднимаетесь на берег и выходите в центр  Воскресенского
прямо к автостанции.




     Первые  пару  километров,  до  сельца  Красный  Яр и моста
трассы Нижний Новгород - Киров, Уста представляет  собой  речку
метров  десять  и  глубиной  по  колено. Для байдарки, впрочем,
вполне достаточно.

     После  моста  по  берегам встречаются луговины, сенокосные
поляны, затем река  постепенно  углубляется  в  лес.  Километра
через  3-4  после  моста  на  левом  берегу  хороший соснячок -
редкость для этой реки, по крайней мере, ее  верхней  части.  В
основном  берега  покрыты  густым, часто непролазным лиственным
лесом, место для стоянки приходится выбирать долго.

     В  районе ж/д ст.Минеево на правом берегу снова появляются
луговины, но не слишком надолго, затем опять лес.

     Особенность  -  населенных пунктов на реке на этом участке
нет, но река течет между шоссе и железной  дорогой,  отстоящими
от  нее километров на пять-десять. Соответственно, сравнительно
много рыбаков и очень много заколов. Заколы перегораживают  все
русло,  но  через  центральные ворота по нашей воде (засушливое
лето) проходимы почти все. Что с  ними  происходит  весной,  не
имею  понятия,  но если их не сносит все ледоходом, при высокой
воде через ворота не пройти, поверх/сквозь - тем более, а обнос
будет   затруднен   (пляжики   с   краев   затопит,   а   берег
густозаросший). Исходя из этого, IMHO не  стоит  соваться  туда
весной.

     Туристов  на  реке  крайне  мало - встретили две группы по
байдарке, да  две  побольше,  и  это  примерно  на  170  км.  С
Керженцем или Лухом не сравнить.

     После   впадения  _справа_  р.Черная  (слева  чуть  раньше
впадает другая Черная)  в  течение  часа  можно  найти  хорошую
стоянку.  Можно  встать  и в устье, но место довольно неровное.
Чуть дальше на высоком ПБ большая сенокосная  поляна,  но  мало
дров.  Еще  чуть  дальше, после ЛЭП, пересекающей реку, хорошее
сосновое место на ЛБ с удобным подходом к воде.

     После  деревни  Заводь  - мост того же Кировского шоссе. В
случае нужды можно уехать по нему в Красные Баки (нет ж/д), или
Семенов (далеко), или же по дороге на ст.Шеманиха.

     Далее  берега  более  обжитые,  но  и  более  удобные  для
высадки/стоянки. Сосновых берегов,  однако,  по-прежнему  почти
нет.  Остановиться можно либо на берегах над песчаными пляжами,
либо на сенокосных лужайках.

     В  деревне  Кириллово  разрушенная плотина. Промыта слева,
проход чистый, "ворота" метра четыре шириной, выход по дуге  из
улова направо. Просмотр с ПБ и плотины.

     До дер.Драничное снова глуховатый участок. Между Драничным
и Староустьем мы ночевали на сенокосном лугу среди  березок  на
ЛБ. На ПБ был слышен шум мотоцикла.

     В  дер.Бол.Отары - еще плотина со старой мельницей. Проход
между топляков от центра наискосок к правому берегу. Просмотр с
ПБ.

     После  дер.Бол.Отары  река  по  берегам несколько красивых
лесистых гривок. После Белоусова, в районе  деревеньки  Красный
Яр  -  очень  высокий  красивый  глинистый  правый берег. Стоит
залезть и посмотреть окрест.


     Перед  впадением в Ветлугу Уста разделяется на два рукава.
На "стрелке" - место, в принципе годное для стоянки, но мне  не
понравившееся  -  вблизи  осины,  сколочена  какая-то клетка из
жердей, череп скотский на ветвях болтается.  Следы  цивилизации
(бутылки и кострище).

     Правый  рукав,  меньший  и  более короткий, весело огибает
остатки  поваленной  тележки  от  большого   трактора.   Левый,
основной,   вскоре  вырождается  в  своеобразную  "тропическую"
протоку, дающую  большую  дугу.  Правый  берег  протоки  покрыт
непролазным  подболоченным  ивняком,  просто  мангровые заросли
какие-то. Левый берег - очень крутой, высотой метров десять. По
карте  там  нежилые  деревни,  в действительности - дачи. Левый
берег поэтому сильно  заселен,  встать  там  негде,  как  и  на
правом, впрочем. Протоку пересекает наплавной мост, по которому
на  остров,  образованный  рукавами,   видимо,   ездит   всякая
сенокосная техника (на острове шикарные луга).

     Мы,  слегка  ошибившись  в  ориентировке, свернули в левый
рукав (видимо, стоило в правый), вышли в Ветлугу. Это  красивая
крупная  река, по правому берегу - шикарные песчаные пляжи, но,
увы, населенка. На ЛБ можно встать, в устье Усты или чуть ниже.
Лучше,  однако,  чуть  подняться по Ветлуге до впадения другого
рукава Усты, подняться по  нему  и  поискать  стоянку  там.  Мы
встали  в  шикарном березово-дубовом леске недалеко от большого
сенокосного поля. Вечером, чуть пройдя вверх по  рукаву  (луга,
трава   по   пояс,   единственное  подобие  дороги  -  след  от
сенокосилки, окончившийся местом разворота  оной),  я  залез  в
прибрежный   кустарник,   где  обожрался  крупнющей  сладчайшей
ежевикой. Очень  своеобразное  место  этот  остров,  достаточно
дикое,  несмотря  на  близость  большой  реки  (в рукав заходят
иногда рыбачьи моторки) и поселков.

     Переночевав  на  острове  и поднявшись с утра пораньше, за
час по Ветлуге дошли до Воскресенского, разобрались,  поднялись
в гору и (повезло) тут же уехали на автобусе в Семенов. Автобус
сначала набивается, но не  сильно,  почти  все  сходят  вскоре.
После   границы   Воскресенского   района  автобус  шпарит  без
остановок, достаточно быстро, хорошая дорога, красивые  пейзажи
-  леса  и поля, мягкие сиденья в автобусе :). Все удовольствие
стоило на двоих  с  багажом  (каноэ  и  рюкзак  мы  положили  в
грузовой отсек) 36 тыс.р. (1997 г.).

     По пути в районе села Владимирское расположено легендарное
озеро Светлояр (легенда о граде Китеже), правда, в  стороне  от
дороги.  Уже  недалеко  от  Семенова  пересекает  Керженец  - в
принципе, если вы  еще  не  насытились  байдарочной  экзотикой,
можно  попросить  водителя  остановиться  и  сделать  связку. В
Семенове автобус подходит прямо к ж/д вокзалу. Электричка  идет
до Нижнего примерно час-полтора.


     Забавно, что во время похода казалось, что Керженец все же
предпочтительней Усты (ближе ехать и больше сосен).  Сейчас,  в
апреле,  когда  я-таки сподобился дописать этот скромный отчет,
сердце просто щемит от  воспоминаний  об  Усте  и  ежевике  :).
Может, еще схожу туда с детьми.

Популярность: 19, Last-modified: Wed, 24 Mar 1999 09:49:38 GMT