Техническое  описание  водного  маршрута г.Москва - ст.Ковдор -
граница  -  р.Тумча  -  Йовское   вдхр.   -   пос.Зареченск   -
ст.Кандалакша  - г.Москва, пройденного группой под руководством
Д.Марчука (байдарки, катамараны) с 26/06/94 по 10/07/94г.

   Составлено    М.Афанасенковым (mike@afanas.ru)








                                                Страница
Введение. Краткое описание маршрута.              3
Заброска.                                         3
Выброска.                                         3
Лоция.                                            4 - 7
Примечания.                                       7
Схемы                                             9 - 10
Фотографии                                       12 - 16





       Тумча  является  наиболее  сложной  и  интересной  рекой
европейского  Севера.  На  пятидесятикилометровом  участке   от
г.Алакурти  расположено  30  (!)  порогов, из которых 11 - 3-ей
категории, 9 - 4-ой и 5-ой (здесь и  далее  все  категории  для
байдарок).   Все   пороги   4-5   категории   локальны   и  при
недостаточной подготовленности легко обносятся.
       Общая длина маршрута 180 км. Можно выделить три участка:
1)    граница-г.Алакурти    -    75км;    2)     Алакурти     -
пор."Шляпа"(включительно)  -  50 км; 3) Йовское водохранилище -
55км.
       Первый  участок  включает большое количество перекатов и
порогов- перекатов  не  выше  2-ой  категории.  Очень  красивые
берега  (сопки,  приток-водопад). Можно ради экономии трех дней
его опустить и начинать от Алакурти, но, во-первых,  стапель  и
ночевка  посреди  города  не  очень  удобны  (есть место и даже
дрова, но много народу)  и,  во-  вторых,  прохождение  сложных
порогов с первых минут похода опасно.
       Второй  участок  - "спортивный". Большое число локальных
порогов, разделенных короткими спокойными плесами.
       Третий  участок - озерный. Большое количество островов и
изрезанная береговая линия. Желательно иметь  карту  ("Северная
Карелия", 1см=2км, листы 1 и 4).
      Всего с учетом осмотров, обносов и прохождений - около 50
ходовых часов (45-60, в зависимости от группы), т.е. 10 ходовых
дней плюс 2 запасных (они же - дневки).





        В   поезде  182  (отправление  19:30  из  Москвы)  есть
Ковдорский вагон (обычно последний), его отцепляют в Кандалакше
в  5:30  утра  и прицепляют к Ковдорскому поезду в 9 утра. Мы с
билетами  до  Кандалакши  просто  доплатили  проводнику  и   не
вылезали.  Прибытие  в  Ковдор  в  12-30.   В  вагоне проверяют
паспорта, желательно иметь маршрутку.
       В Ковдоре необходимо зарегистрироваться у пограничников.
Удобно заранее подготовить на  отдельном  листе  полный  список
группы с паспортными данными. Пограничники подскажут, где можно
взять машину и куда ехать (номер заставы).
       Адрес  погранпоста  в г. Ковдоре: ул. Горняков, 28, авт.
24.
       На  машине нужно ехать на запад до границы, далее налево
вдоль КСП до моста, перед мостом -  налево  200м.  Всего  около
полутора  часов  с учетом дополнительной проверки на заставе, у
шлагбаума. У реки удобное место для  ночевки  и  сборки  судов.
Полярный день облегчает "ночной" стапель.




       Антистапель  -  на  дамбе.  От нее до поселка около 3км,
возможна  попутка.  От  поселка  в  6:00  уходит   автобус   до
Кандалакши.  Раньше  утра  малой группе там лучше не появляться
из-за ночной "активности"  местной  молодежи.  В  Кандалакше  -
днем,  поезд  на  Москву  -  около 17:00, билеты без проблем, в
Москве в 5 утра через день.




     В лоции время на просмотры и обносы не учтено. Для длинных
препятствий время от НАЧАЛА прохождения.

Лоция реки ТУМЧА (1995г).

NN

Название

КС

От начала, км.

Время от пред. (мин)

Ориентир

Описание и прохождение

Примечания

1

Перекатик

-

3.0

35

-

 

Плесы, низкие берега

2

Перекат

1

6.9

40

Остров

Справа, по струе

Мелко

3

Перекат

1

7.8

10

Остров

Слева от острова

 

4

Перекат

1

8.1

5

 

 

Через 5мин - 3 провода

5

Перекатики

1

9.7

20

Левый маленький приток

Справа от островов

 

-

Стоянка ЛБ

-

13.7

45

Шум правого притока из кустов

Плоский берег, поросший ягелем

 

6

Перекат

1

16.1

30

-

Валы

 

7-8

Перекаты (2шт)

1

16.9

7

-

-

-

9-10

Перекаты (2шт)

1

17.7

8

Глыбы на ЛБ

Валы

 

11-14

Перекаты (4шт)

1

18.5

10

За большим островом

Длина более километра

У последнего - скальные выходы

15

Перекатик

-

22.5

35

-

-

Стоянка на ЛБ за перекатом (желтое пятно)

16

Порог

2

29.0

60

Глыбы на ЛБ, правый поворот, порог начинается ДО поворота.

Обливняки, валы. С ходу.

Есть 2 перекатика до него

17-18

Перекат, шиверы

1

31.5

30

-

-

-

19

Перекат

1

36.5

65

Маленький правый приток

Длинный, мелкий, стоянка на ПБ.

За 45мин до него - крупный леый приток

20-24

Перекаты (5шт)

1

37.0

5

После первого - правый приток

2 последних - солидные

Посередине есть стоянки

25

Порог

2

41.0

50

Валы, падение.

Валы, камни, с ходу по струе

 

26

Перекаты (5шт)

1

42.0

15

-

-

3-ий - шиверка

27

Перекат, за ним - мель

1

44.5

30

Разлив, ручей справа, 2 протоки впереди

Перекат после слияния проток; мель идти у ПБ.

 

28

Порог

2

46.2

20

Каменистый остров, слева - мелко.

Правая протока. Валы, камни, по струе с ходу.

 

29

Перекат

1

46.4

3

Развалины деревни на ПБ

 

 

30

"Каньон" с перекатами

1, 2

46.6

Сразу

-

45 мин (от нач)

100мин (от нач)

перекаты

мощный перекат

порог (2КС), с ходу, слив ближе к ЛБ

Перекатов так много, что они не упоминаются отдельно.Ближе к концу "каньона" слева в кустах хорошо слышен приток-водопад. Начиная с него нужно озаботиться поиском стоянки (см 30А).

30А

Конец "каньона"

-

66.0

240

Хорошие стоянки на ЛБ

Перед песчаным обрывом на ЛБ еть неприметная стоянка на ПБ, у заросшей колеи

Эта стоянка - последняя до Алакурти, а на ЛБ приезжают на пикники из города (дорога)

-

Мост, Алакурти

-

72.0

90

 

Плес

 

31

"Первенец"

4

72.5

5

Сразу за мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ.

Три протоки. Центральная удобна для прохождения "мягких" судов - кривой трек справа налево по мелким плитам. Правая удобна для обноса главного слива, который проходим, но очень неприятен. В обоих случаях далее мощная выходная шивера.

Осмотр с ПБ - правой и с острова - центральной протоки. Слева - непроход (водопады).

32

"Падун"

4

73.3

10

Сразу за левым поворотом

Островок. Слева две мощные бочки. Справа - несколько сливчиков. Проход байд - справа, катов - слева

Просмотр для катов - по ЛБ, для байд - по ПБ. На ПБ над порогом - погранзастава - нужно зайти отметиться

33

Перекат

2

74.0

5

По правой протоке

Валы

С ходу

34

"Двойной"

3

74.3

5

Сразу, на правом повороте

Валы, камни, косые бочки. С ходу

Желательно просмотреть заход с ПБ

35

"Каменистый"

3

75.3

10

На левом повороте, сразу за ним виден большой каменный мост.

Камни, маневр, с ходу.

Желателен осмотр с ЛБ. Моста мы лично не видели (построен примерно 1996-97).

36

Порожек

1

75.6

5

Две протоки

Сливчик в обеих

Слева интереснее

Справа (говорят)- стоянка на ПБ.

37а

"Водопадный-1"

3

76.6

15

Валы, шум.

Проход в центральный слив.

Перед порогом - стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.

37б

"Водопадный-2"

3

76.7

1

Сразу

По струе, осмотр с ЛБ обязателен.

 

38

"Кривой"

4

85.0

100

Остров. Слева - входная шивера. Главный слив - за крутым левым поворотом

Чалка ЛБ. Проход в левый слив водопадного типа. Осмотр с ЛБ.

Стоянка на ЛБ сразу за сливом.

За час до порога - мост.

39

Перекат

1

90.0

40

-

-

-

40

Перекат

1

91.0

15

Ветвление

Слева мощнее

Шли справа.

41

"Юрьев день"

3

92.0

15

Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах

Входная шивера, затем слив с плит с бочкой.

Просмотр. За сливом на ЛБ - неплохая стоянка.

42

Шиверы

2

92.2

Сра-зу

-

-

-

43

"Скалистый глаз"

3

93.5

5

Последняя шивера - справа от островка

Мощные валы, просмотр слева.

Можно с ходу.

44

"Надежда"

3

94.0

5

Остров.

Слева - мелкая шивера-канализация. Справа - бочка. Просмотр с острова.

После бочки и слияния проток - еще один небольшой слив около ПБ.

45

"Подкова"

1

95.0

15

-

Перекат

Хорошая стоянка в конце.

46

"Март"

3+

96.5

15

Остров, большие камни. С воды слив не виден.

Слив с косой бочкой. Просмотр слева.

 

47

Перекат

1

96.8

10

Остров, слева - мелко, справа - перекат

-

Вскоре после него - правый приток, при этом впереди на горизонте - сопка

48

"Кошмарики"

3

101.0

35

Каменный остров

Слева - шивера, справа - два сливчика. Просмотреть заход у обеих проток.

Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах

49

Перекат

1

102.4

10

Ветвление

Везде справа

 

50

Слив с плит. Есть не во всякую воду (!)

1

103.9

20

Слияние всех проток, правый поворот, начало мощной широкой шиверы (после слива).

С ходу

Перед поворотом - хорошо заметная стоянка на ПБ

51

"Красивый"

5

104.0

Сразу(!).

Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ). См. также ориентиры П50.

Сужение реки, мощный слив, бочки. Заход правее с уходом налево.

Просмотр по ПБ.

Возможен обнос по ПБ.

52

"Вечерний"

3

108.0

45

Остров, камни.

Заход справа с уходом к центру. Валы.

Просмотр с воды.

53

"Узкий"

2

108.7

10

Бочка.

С ходу.

 

54

"Яма"

5

109.0

5

Сужение реки.

Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников. Просмотр с ЛБ.

Удобен для катания на байдарках.

За порогом на ЛБ - хорошая стоянка.

55

"Котел"

4

109.8

5

Виден от "Ямы" на горизонте.

Слив,пена, просмотр и проход слева. Отличная стоянка на ЛБ.

Байдарки проходят по левому краю слива. Через 10мин - приток Кутсайоки справа.

56

"Ночной"

3

113.0

40

-

С ходу у ПБ

 

57

"Карниз"

5

113.3

5

Каменный остров ближе к ЛБ.

Слева - слив с плит водопадного типа (только для катов). Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с "косым" входом. Вторая ступень - сужение реки, валы.

Катамараны - проход везде. Байдарки - проход по языку в центре, но страховка затруднена. Осмотр с острова. Обнос удобнее слева. Слева над порогом хорошая стоянка.

58

"Каньонный"

2

119.0

60

Высокие скальные стены

Валы. Можно с ходу

Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ.

59

"Змея"

3

119.5

5

Сразу за левым поворотом

Струя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ

До левого прижима - держаться правее, после - левее.

60

"Шляпа"

4

122.0

15

За левым поворотом.

Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень - сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.

Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов. Есть еще правая протока - две мощных бочки в узком ущелье - на любителя.

-

пос. Зареченск

 

180.0

12-16

часов

по карте

Плесы, озера, волна.

 

 

Михаил Афанасенков, http://www.afanas.ru/



      Откровенных  болот  немного, поэтому слово  "стоянка"  в  лоции
означает  хорошо заметную или проверенную на собственном опыте  (т.е.
другие стоянки тоже есть).
      На  участок  до  Алакурти нет карты, поэтому ориентиры  описаны
более подробно, чем далее.
     В Алакурти населенка от пп. 30А до 35-36 (см. таблицу).
     Примерно в 9 км от "Шляпы" река делает левый поворот на выходе в
безымянное озеро.  После поворота  нужно  держаться  левого
заболоченного берега.  Господствующая асимметричная сопка долго будет
видна за спиной (до середины Тумчозера она должна быть видна сзади).
Вход в озеро четко не выражен.




> 1) Какие документы желательно иметь, чтобы погранцы в Ковдоре пропустили?
>
 Мы ехали из Аллакурти. У нас был пропуск в погранку, но у меня
осталось впечатление, что можно было бы просто иметь паспорта и
список  группы.  Там не погран зона, а зона _как то там сказано
хитро, в смысле  что  зона  контролируется  погранвойсками_,  а
табличка  про необходимость пропуска завалена в кювет (на месте
старой заставы).

>     поезд из ковдора в кандалакшу уходит примерно 15:00
 В  Аллакурти  сильно  быстрее  машиной,  поезд  ходит 2 раза в
неделю и идет с 17 до 23 часов. Машина едет  часа  2.   В  этом
году ходил во вторник и среду.

Обойдется примерно в 1 Млн с группы.

> 4) Не осталось ли у кого-нибудь из вас расписания движения поездов из
>  кандалакши до Ковдора и Алакурти?
 Позвонить   туда  надо.  Заказываешь  по  телефону  справочную
Кандалакши  (они  дадут),  в  ней  узнаешь   телефон   вокзала,
заказываешь  вокзал. У нас заняло около 1 часа по заказу Молния
(за 10 минут).

>  5) Если идем от Ковдора, то разве нужно отмечаться у погранцов в Алакуртти?
>
>    отмечается  "выход"  из  погранзоны. По идее нужно. Хотя когда
>   отмечались мы, было видно, что если б мы и не отметились, никто
>   бы этого не заметил.
По моему, не нужно. Хотя и не вредно.

>  группой официально не оформит :(
>  путей таких мне неведомо. Что посоветовать, не знаю.
 Пишешь  письмо от ЛЮБОЙ конторы, с печатью - просьба разрешить
СПИСОК посещение района г. Аллакурти для туристского похода  по
реке Тумча (список_пунктов). По идее в милиции пропечатают.

>    Кстати,  в  наших  двух  группах  на Тумче кнб и кнк имели 1-3
>   обноса, а "таймени" - 6-8
 А  галоша у fsi - ни одного (у нас байда КНБ - 1 обнос, каты -
естественно - 0), и воды было больше чем у fsi.

>  ему не классно получиться:) )
>
>                               С уважением, Пасынков Евгений.
 Это какой же Пасынков? Не сын igp?

 Ох, везде Пасынковы (Вадимы, Юли, Игори, ... -:)).

 Да, мы обратно автобус заказали заранее (в Кандалакше), так
как в группе было много детей - и выбирались вообще роскошно -
 До  13  отдыхали.  В 14 пригнали автобус. Прямо к лагерю перед
плотиной.  В 15 поехали.  В 17 приехали.  В 23 сели на поезд  в
хорошие  купе  (билеты через групповую заявку брали, там обычно
очень хорошие места дают).

 Обошелся  автобус  почти  в  лимон,  что  для  15 рыл не особо
много...  Рейсовый уходит в 6:30 утра, машину в выходной там не
найти.  Лесоучасток закрыт,




Имеется подробнейшая схема участка от границы и почти до Алакуртти (1см=500м),
а также отсканированные двухкилометровки остальных участков.
Все это лежит на сайте автора, а точнее на www.afanas.ru/myreport/tumcha/


Так же на сайте автора...

Популярность: 23, Last-modified: Sun, 25 Mar 2001 17:53:35 GMT