From: Дмитрий Кувалин (kuvalin@unix.ecfor.rssi.ru)

                               ТИМПТОН
               (из книги А.В.Глушкова "100 рек Якутии")

     Тимптон - правый приток Алдана. Длина 644км. Берет начало на
северных склонах Станового хребта, течет по Алданскому нагорью.
Средний годовой расход воды - 560 куб.м/сек. Принимает 86 притоков
длиной более 10км. В бассейне свыше 6700 водотоков, около 1300 озер.
Вскрывается в первой половине мая, замерзает в середине октября
(местами перемерзает). В бассейне распространены наледи.
     Название реки якутское: "тымп" - котловина опускания грунта в
тайге на месте протаивания вечномерзлых горных пород (часто занята
озером или болотом); "тонг" - мерзлый, мороженный.

                     Длина    Названия      Расстояние         Уклон
Наименование         притока  населенных    от          Берег  реки
притока                       пунктов       устья              (м/км)
                      (км)                   (км)

устье                  -                       0          -
Кюрюкян                65                      5          пр.   0,59
Большой Ыллымах       150                     24         лев.
Кербикан               26                     53         лев.  _______
Тарынгнах              32                     73          пр.   0,85
Джелтулах             152                     80          пр.  _______
Большой Дес            48                     90         лев.
Большая Някуя          82                     96         лев.   0,14
Балаганнах             23                    102          пр.  _______
Идек                  102                    125          пр.
Хара-Юрях              44                    138          пр.
Тас-Хонку              56                    162         лев.   0,82
Сеймде                150                    176          пр.
Курунг-Хонку           68                    205         лев.  _______
Нельгюу               164                    215          пр.   1,45
Атыр                   28                    222         лев.  _______
Хатыма                218                    246         лев.
Оюмрак                 52                    266          пр.   0,96
Анамдяк               102                    295          пр.
Аччыгый-Мелемкен       95                    303          пр.  _______
Барылас                22  ГМС Усть-Барылас  337         лев.
Чульмакан              51    база отдыха     360         лев.   1,31
Чульман               166                    364         лев.  _______
Горбыллах              98                    378         лев.
Бугарыкта              35                    404          пр.   1,60
Бишь                   23                    418          пр.  _______
Улахан-Мелемкен       100                    422          пр.   1,00
Номина                 30                    452          пр.  _______
Иенгра                148                    472         лев.
Кабакта                36                    486          пр.   0,90
    -                  -      Дорожный       535          -    _______
    -                  -   пос.Нагорный      595          пр.   0,77
исток                  -                     644           -

     Исходный пункт маршрута - поселок Нагорный. Возник в 30-е годы в
связи со строительством Амуро-Якутской автомагистрали. Трасса
проложена вдоль "Великой таежной тропы" - старого охотничьего пути с
Амура на Лену. В конце XVII века по специальному царскому указу начали
строить гужевую дорогу до р.Алдан, где было открыто золото. В начале
XX века от железнодорожной станции Сковородино до прииска Лебединого,
где ныне расположен Нагорный, работы вчерне были закончены. В 1976
году в поселок пришел по малому БАМу первый поезд.
     (Вообще говоря, сейчас в район Алдана и его притоков можно
попасть на поезде N78 Москва-Нерюнгри. Отправление из Москвы в 1997г.
- в 20.21 по четным числам. Время в пути - 129 час. 19 мин.
     Есть еще также самолеты Москва-Нерюнгри. Вылеты из Москвы
(Шереметьево, 1997): среда - 16.40, воскресенье - 1.15. Время в пути -
6 часов. Стоимость билетов от 1млн.910тыс. до 2млн.380тыс. руб.)
Д.Кувалин.)
     Ниже Нагорного на протяжении 143км (до устья Номины) Тимптон
течет среди невысоких лесистых возвышенностей, между которыми тянутся
мари. Русло извилистое, галечное, с крупными камнями. На этом отрезке
насчитывается 38 препятствий: перекатов, легких шивер и порожков. При
низком уровне воды плавание затрудняет множество мелей. Ширина реки до
50м. Средняя скорость течения в межень - 0,8 м/сек.
     Возле ключа Дорожного (назван по имени заброшенного поселка
старателей) возможен волок на Гонам (см.р.Гонам).
     Второй участок (между притоками Номина и Барылас) технически
очень сложный. Здесь на 115км сосредоточено 85 препятствий. Имеются
опасные шиверы и пороги. Местами Тимптон течет в узком ущелье. Пороги
бывают затяжными, нередко следуют друг за другом. Большинство
препятствий необходимо осматривать с берега.
     Первое испытание уготовано в 6км ниже устья Номины. На протяжении
800м реку перегораживает шивера из трех каскадов. Далее препятствия
равномерно чередуются с глубокими плесами. Встреча с порогами в 1км
ниже и выше устья Бугарыкты может оказаться неожиданной. Они находятся
на крутом правом повороте при резком сужении русла. Основная трудность
- большой перепад воды и крутая стоячая волна.
     На левом берегу Бугарыкты, в 6км от ее слияния с Тимптоном,
сохранилась заброшенная шахта, где в годы Великой Отечественной войны
добывали горный хрусталь. Можно совершить экскурсию.
     От Бугарыкты до Горбыллаха (26км) почти нет спокойных участков.
Здесь имеется около 30 препятствий. Возле устья Горбыллаха находятся 3
опасных порога, расположенные подряд на правом повороте. Проходят их
сразу, поскольку остановиться невозможно.
     Перед р.Чульман Тимптон несколько успокаивается и расширяется до
200м. Русло по-прежнему занимает почти всю долину. Берега откосые,
вымощены булыжником. Лучшие стоянки - устья притоков.
     Возле устья Чульмакана - база отдыха рабочих Чульманской ГРЭС.
Здесь заканчиваются многие маршруты, проложенные по Тимптону и его
притокам. До АЯМа добираются на попутных машинах (18км).
     В 11км ниже Чульмакана подстерегают 2 мощных и опасных порога с
общим названием "Два брата". Пороги лежат на правом повороте реки,
образованы крупными камнями. Их прохождение осложняют высокие стоячие
волны (1,5-2м).
     Третий участок (от Барыласа до Атыра) значительно спокойнее
предыдущего. Порогов нет, а через легкие шиверы и перекаты (36
препятствий) можно идти без их осмотра с берега. Ширина реки -
80-120м. Скорость течения на плесах - 0,7 м/сек. На этом участке
Тимптон по-прежнему течет в глубокой узкой долине. Склоны гор покатые,
лесистые.
     Ниже Атыра вновь начинается сложный участок. На 60км пути (до
устья Тас-Хонку) сосредоточено 27 порогов. Шум некоторых из них слышен
издалека. Первые 5 порогов расположены выше устья Нельгюу. Третий и
четвертый из них - сложные. Шестой лежит в 5км ниже этого притока, он
густо усыпан камнями. Справа виден четырехглавый останец "Четыре
брата". Далее пороги с высокими стоячими волнами и перепадами уровней
воды 1-2м следуют через 1,5-2км, имея длину по 100-400м.
     Эффектный порог встречается в нескольких километрах ниже устья
Сеймде. Порог с хаотически расположенными в воде камнями заканчивается
плоской плитой, загородившей полрусла. За плитой - пенный котел.
Заходить в порог следует по центру, а затем надо резко уйти под правый
берег.
     Ниже устья Тас-Хонку Тимптон значительно проще. Начинаются так
называемые Нижние плесы. Местные жители добираются сюда с Алдана на
моторных лодках. Основными препятствиями являются легкие шиверы и
перекаты с отдельными крупными валунами.
     По берегам встречается слюда, крупное месторождение которой
расположено в бассейне Тимптона.
     Путешествие заканчивается в г.Томмоте, расположенного на Алдане в
67км выше впадения Тимптона (см.р.Алдан). Добираются туда на попутных
моторных лодках.
     (В 1997г. до г.Томмота были доведены рельсы железнодорожной Амуро
-Якутской магистрали (АЯМа). Так что теперь отсюда можно выбраться и
по железной дороге. Д.Кувалин).
     Категория сложности маршрута - IV для надувных судов, V - для
байдарок.

Популярность: 22, Last-modified: Wed, 08 Apr 1998 05:13:59 GMT