From: Владимир Дроздов (juvlad@orc.ru)
 Date: 16 Jan 1999




похода по рекам Полярного Урала

Район: - Полярный Урал.
Вид туризма: - водный.
Реки: - Собь, Обь, Ворчуг.

Продолжительность: - с 07. 08. по 21. 08. 1998 г. (с дорогой, туда и обратно).




1) Морозов П. П.
2) Иванова А.И.
3) Дроздов В. В. (juvlad@orc.ru)
4) Дроздова Ю. А.








   в 23. 50 час. Отправились на скором поезде No 120
сообщением Москва - Лабытнанги (отправляется с Ярославского вокзала с 01.
07. по 31. 09; цена билета - 245 руб.).



Спали, страдали от безделья. На станции "Ярославль-
главный" в поезд подсели  горники,  с  которыми мы впоследствии  на
остановке   переговорили. Расспросили  их о маршруте, о пос?лке Харп, на  что
они охотно нам ответили, что маршрут их представляет "кругосветку" со
станции Полярный Урал, а в  Харпе находятся две "зоны", есть магазин;
пос?лок режимный и лучше его обойти подальше, по правому берегу Соби. На
станции Инта электровоз сменил тепловоз и поезд поехал немного медленнее.



     Урал нас встретил сырой промозглой погодой, за окном
периодически ш?л мелкий дождь. Все члены команды были в предвкушении,
предстоящего путешествия...
После станции Сейда дорога стала однопутной и состав ехал чуть быстрее
"бешеной черепахи, обгоняющей дедушку с клюкой". Дорога петляла сначала
по тундре, потом поднималась потихоньку в горы, за окном, по правой стороне,
серебряной ниткой протянулась река Елец, напоминающая широкий (20
метров),  мелководный ручей с множеством каменных отмелей и перекатов.
Отсутствие деревьев за окном создавало немного неприятное впечатление, так
как  ни газовых горелок, ни примусов у нас с собой не было. После станции
Полярный Урал нам пришлось договориться с проводником (за 20 рублей с
носа) о том чтобы проехать на две остановки дальше, до станции Собь, так как
билеты у всех были до Хороты.
На этом участке дороги поезд всегда хронически опаздывает и мы
приехали на станцию Собь полутора часами позже расписания. Начинало
смеркаться.
Пос?лок Собь, окруженный со всех сторон горами, представлял собой
несколько хозяйственных построек, несколько цистерн (огнеопасно), врытых в
землю и два барака для проживания местных жителей. Станционных построек
нет.
Высадившись на правую сторону, примерно в 22. 00  по Москве  быстро,
нашли дорогу ведущую к реке, разбитую и заваленную остатками какой-то
техники. Переговорили с рыбаками сошедшими с этого же поезда,
приехавшими из Воркуты и ожидавшими вахтовую машину, которая должна
была их забросить на реку Б. Пойпудыня. Мы спросили, всегда ли у них  такая
погода.  Их удивление нашей привередливостью было неподдельным.
Местного населения в пос?лке не было видно, наверно из за разницы во
времени (московское время + 2 часа.)
Перетащив вещи на берег реки ( на это ушло  20 минут), обследовали
место "стапеля". Несколько раз вспомнили про близких родственников и то
"отверстие" в которое нас занесло. Река сильно обмелела. Место для сборки
байдарок оказалось не самое лучшее - растительность скудная, в основном
низкорослые кусты, деревьев нет. Откуда ни возьмись, налетели добрые
уральские комары, мелкие как "слоники", что усложняло "стапель", заставляло
периодически отстреливаться от них AUTANом и надеть накомарники. Собрали
байды  и упаковались, за полтора-два часа. Встали на воду, предварительно
захватив и уложив в одну из байдарок, двухметровую сосновую доску,
лежавшую  на берегу.
Отправились в путешествие по реке, так как никому из членов команды,
категорически,  не хотелось ставить лагерь в близи с насел?нным пунктом.
Шли тяжело. Видимость была сильно ограничена. Огромная  Луна не
освещала всей поверхности воды. Под обрывистыми каменными берегами было
видно примерно то, что "у негра в ...пе".
Первой шла тр?шка, которая после нескольких поворотов на одном из
перекатов (шивере) подсела так, что чуть не совершила оверкиль. Пришлось
выпрыгивать в воду... Глубина речки 15-20 см.
После того как видимость снизилась до нуля, тр?ха впилилась пару раз, и
мы решили искать стоянку. Впереди что-то угрожающе шумело. Зачалились.
Прошли пешком метров пятьдесят по правому берегу вниз по течению,
пересекая холодный ручей, текущий с гор.  Ощутив, что ноги уже ничего не
чувствуют от холода, решили идти дальше. На левом берегу, на фоне ч?рного
силуэта гор, виднелись светящиеся окна зимовий. На правом, на середине горы,
-стрекотал дизель и горел какой-то маяк (маяк был виден, на протяжении пяти
километров). Через тридцать-сорок минут решили вставать где придется.
Встали на отрогом, правом берегу, в болотине. Палок для установки,
наших двухскатных, палаток было найти очень трудно и одну пришлось ставить
на в?слах (как и впоследствии). Вторую растянули  на корягах, выловленных из
реки. О горячем ужине думать и не приходилось.  Закусили насухо и выпили
спирта, отбиваясь от гнуса, всем чем можно.



     Встали рано в 08. 00 часов по Москве, искусанные мошкой и
опухшие. Мошка проснулась намного раньше. С большим трудом развели
кост?р из прибившихся к берегу реки и подсохших палок. Приготовили завтрак
и поели. День был солнечным. С Севера дул холодный, "приятный" ветер.
Температура воздуха на солнышке 10-15 градусиков. Быстро собрались,
спустили на воду сплавсредства и пошли.
Погода была на редкость удачной. Раз двадцать  или больше садились на
мель, выпрыгивали из байдарок в воду, протаскивали байды на перекатах и
наконец то  дошли до перекуса. Оттянулись салом и колбасой на каменном
пл?се, заросшем арбузными листьями. Как хорошо, когда нет гнуса!
Заправившись, отправились дальше. Проходя, на высоком правом берегу,
заметили лагерь горников, которые помахали нам рукой. Мы им показали то  же
самое. Река становилась немного глубже. Не доходя пос?лка Харп Северное
сияние ( 67 параллель), заметили нетрезвых местных аборигенов на левом
берегу, кричавших нам  "Спартак - чемпион!" и настойчиво предлагавших к
ним зачалиться. Но мы ответили им, что они сами дураки, и прошли по правому
берегу. Далее, минут через десять, хорошая глубокая шивера на правом
повороте реки, которая теч?т через, узкую промоину в камне шириной метров
двенадцать.
Далее река опять, мелеет. Глубина 15-20 сантиметров, течение очень
быстрое, в русле много островов, каменных отмелей, которые лучше обходить
по противоположному от них берегу, так как там глубже. Железная дорога
тянется вдоль реки до пос?лка Харп, периодически удаляясь и приближаясь.
К 16- 17 часам, по Москве все немного устали. Начали искать место для
стоянки. Обойдя живописный остров с левой стороны, "подвалили" к правому
берегу, где сразу же обнаружили разбитую тракторную дорогу, ведущую в
горы. Чуть выше впадала какая-то безымянная речка. В поисках стоянки
поднялись  выше по течению и переправились на остров. На нем также
обнаружили накатанную дорогу, чему очень удивились, и решили не вставать.
Промучившись ещ? час с проводкой байдарок против течения, вс? же встали на
полуострове, образующемся при слиянии двух речек, по правому берегу Соби.
"Гнуса" и комаров, было столько, что их было можно грести в?слами. Все
члены команды напялили накомарники и занялись обустройством лагеря. Здесь
с дровами оказалось уже лучше. Мы распилили сухую лиственницу, лежавшую
на берегу немного ниже по течению, и развели кост?р. Передвижение, вокруг
лагеря было очень затруднено из за зарослей низкорослого кустарника,
присутствующего здесь в изобилии, сплет?нного как лианы в джунглях.
Натянуть костровой трос здесь было не на что, деревья редкие и низкорослые.
Вбить "рогульки", чтобы подвесить каны тоже нельзя, так как под небольшим
слоем грунта лежали сплошные камни. И нам периодически (практически
всегда) приходилось складывать каменные пирамидки и подвешивать котелки,
над костром на деревянную жердь. Так, как это обычно делают рыбаки.
Поужинав, все расслабились. Пользуясь снижением активности гнуса
собрались с гитарой у костра, наслаждаясь прекрасными видами заходящего
солнца в горах. Похолодало. Примерно в 21. 00 все услышали р?в мощных
моторов ниже по течению. Насторожились. Из кустов на острове показались
кунги двух вахтовых "Уралов". Один из них, пересекая мощный поток реки, где
нам недавно приходилось корячиться с проводкой байдарок, не снижая
скорости, умчался по тракторной дороге в горы. Второй проследовал через
остров вверх по течению. Стало ясно, что местные водители в летнее время
используют русло Соби как дорогу. Поэтому не стоило удивляться тому, что во
время сплава на нас из за поворота  мог выехать грузовик.



     Вахтовки до утра не вернулись. Ночью шел сильный косой
дождь, и залило одну из палаток со всем содержимым. Встали утром в 8 часов
по Москве. Приняли решение дождаться, пока дождь кончится, дальше пока не
идти и подсушиться. С большим трудом развели кост?р, надели дождевики и
поставили костровой тент. Использовали  для этого в?сла, складки местности и
кусты.
Позавтракали. Дождь не стихал. Ветер усилился. Температура воздуха 8-
10 градусов, ну а в нас уже раза два по 40... Переставили палатку правым
бортом к северу. Развесили спальные мешки и вещи под костровым тентом.
Отправились на поиски дров для костра. Нам повезло. В пятидесяти
метрах от лагеря стояли две сухие лиственницы, которые мы и запилили. По
склону горы, на левом берегу прополз поезд "Лабытнанги - Москва" из
двенадцати вагонов.
Пообедали супом-кашей, из пакетиков. Попытались ловить рыбу. Рыба не
клевала.
Ветер стих, дождь превратился, в мелкую, взвешенную изморось и в 18
часов прекратился совсем. Вещи и палатка подсохли. Среди туч появилось
робкое, холодное северное солнце. Гнус сидел в засаде. Собираться и идти
дальше смысла не было. Решили остаться.
Полюбовавшись издалека серебренной ниткой каскада водопадов,
падающих с горы по правому берегу, разошлись по палаткам.



     Встали в 06. 30 по Москве. Небо было ясное, светило солнце.
Легко разожгли кост?р из заранее приготовленных сухих дров. Сварили завтрак
и поели. Не очень быстро собрались, так как устанавливали фартуки на байды.
В этот день нам предстояло пройти порог, находящийся возле пос?лка Харп. И
преодолевая вс? те же препятствия и трудности что и раньше  (отмели и
перекаты), в 12. 30 по Москве  двинулись вниз  по реке. Русло становилось вс?
шире и шире, но не глубже.
Часа через два-три вышли из гор. По берегам вс? чаще начали появляться,
хвойные и лиственные деревья, переходящие в нормальный лес.
Приближение к пос?лку Харп определили сразу по колючей проволоке на
левом берегу, отдельным постройкам и табличкам "Охраняемая зона, проход
запрещ?н!". Пос?лок очень большой, тянется по левому берегу. Вскоре стали
видны караульные вышки и унылые тюремные бараки. В одной из зон строится
церковь. Моста через реку нет. Где то на середине пос?лка  от берега до берега
брошена нетолстая труба, находящаяся на высоте двух метров от воды. В русле
много арматуры и строительного мусора. Приходилось быть осторожными при
прохождении. Из за сильно обмелевшей реки проход по правому берегу (совет
из книги "1000 маршрутов на байдарке") был затрудн?н. Приходилось
лавировать от берега к берегу, избегая подводных камней и отмелей.
Через 15-20 минут после трубы река резко отворачивает в право. На
повороте расположена первая ступень порога. Подпор перед порогом очень
маленький, почти незаметный. Просмотр затрудн?н из за обрывистого левого
берега и построек на н?м. Прошли без просмотра, лавируя между
препятствиями, возле левого берега. Обливных камней в русле очень много,
течение мощное, ступень проносная с коротким пл?сом за ней. Бочки не держат.
По правому берегу нагромождение больших надводных камней, за которыми
мы зачалились и пошли на просмотр шиверы на левом повороте реки. Пройдя
недалеко по обрывистому правому берегу (10-15 метров высотой), выяснили
что шивера простая, проносная. Прошли по правому берегу ближе к центру.
Камней в русле мало, в основном на входе и выходе.
После прохождения шиверы впереди виден сильный перепад уровней и
доносится грозный р?в падающей воды.  На левом берегу местные жители
собирали резиновую лодку, чтобы переправиться через реку. Мы зачалились на
правый берег, на мелких галечных островках, и пошли на просмотр второй
ступени порога. Вторая ступень оказалась намного серь?зней первой. Посреди
реки, ближе к правому берегу, расположен огромный надводный камень,
разбивающий поток на два рукава. На входе и на выходе -  препятствия из низко
посаженных обливных камней. На выходе некоторые из них просматриваются с
воды, но очень плохо. По левой протоке находится целая серия мощных сливов,
прямых и косых бочек. По правой -  один косой слив на уровне огромного
надводного камня. Вход в слив под 15 градусов к левому берегу через ворота из
камней. Дальше бочка, затем течение нес?т на "расч?ску" возле правого берега.
Выход из ступени возможен ближе к центру реки, от обливников по мере
возможности желательно уворачиваться. Проход возможен как по правому, так
и по левому протоку. Ширина реки здесь около пятнадцати метров. Левая
протока показалась нам более опасной. Мы загидровались и прошли обеими
байдами по правой.
Через сто пятьдесят - двести метров находится последняя, третья ступень.
Вышли на берег, просмотрели. Ступень представляет собой широкую длинную
шиверу со средним течением со множеством обливных камней в русле. Левый
берег обрывистый, правый - каменная отмель. Ширина около 15-20 метров,
возможен проход без просмотра. Зашли ближе к центру, на выходе прижались к
правому берегу.
Через полчаса после прохождения Харпа высадились на правый берег и
перекусили. С возвышения наблюдали дымящиеся трубы и смог, висящий над
пос?лком Харп.
Через три километра от порога, слева, в реку впадает зел?ный, мутный,
вонючий ручей, видимо вытекающий из этого пресловутого пос?лка. Вода
становиться коричневой, как заваренный чай.  Русло реки расширяется и
углубляется  до 30 сантиметров. Вышли на длинный широкий прямой участок.
Где-то в 6-7 вечера встали на правый каменистый плоский берег, на
стоянку туристов и рыболовов. Разбили лагерь. Обнаружили большое
количество грибов, помесь белого с подбер?зовиком. Собирать и есть не стали,
сомневались. Пытались рыбачить, опять же безуспешно.



     Поднялись... Небо было затянуто низкими облаками, в воздухе
висела мокрая изморось. Позавтракав, собрались и двинулись дальше. Решили,
в этот день дойти до впадения реки Хараматолоу (30 км по карте). Река
становилась вс? шире и шире, в некоторых местах разливаясь до ста - ста
пятидесяти метров. Временами глубина увеличивалась до полутора метров.
Шиверы и перекаты стали редкими, но зачастую мелководными. Течение
замедлилось. Река петляла по лесистой равнине. Деревья стали более высокими,
но под воздействием северных ветров все же скрюченными. Макушки были
загнуты на север. Небо оставалась по прежнему затянуто низкой облачностью.
Холодный северный ветер расслабиться не давал.
На реке появилось много птиц  -  полярной крачки, окрещенной нами по
незнанию Северным Ледовитым попугаем, уток  (кряква) с утятами. Начались
галеры. После прохождения реки Ханмей, впадающей по левому берегу,
широкое русло Соби с почти незаметным течением утомляло. Часа через два,
после перекуса решили искать стоянку. Начинался дождь. Пройдя впадение
реки Орех?ган, минут через пятьдесят, дошли до Хараматолоу. По ней
большинство туристов поднимаются в верх по течению и уходят на пешку.
Через километр - полтора, высадились на правый берег, который
представлял собой, широкий каменный  пл?с, с лесом вдалеке. Добрались с
вещами до леса. Сразу поставили костровой тент. После перетащили остатки
вещей и разожгли кост?р. Дождик усилился. Палатки ставили под проливным
дожд?м. Нашли несколько подбер?зовиков. С дровами здесь оказалось худо.
Деревья тут либо растут, либо их нет совсем. Сухих стоящих нет. Распилили
упавшую ?лку и несколько гниловатых бер?з. Костровой тент временами
превращался в бассейн. Приходилось  с него сливать воду. К реке с котелками
ходить было не нужно. Быстро поужинали. Спрятали под тент сухие дрова и
разбежались по палаткам.



     Дождь ш?л всю ночь и к утру не стих. Вставали неохотно. С
большим трудом вылезали из палаток под дождь. Пока разводили кост?р и
пытались вскипятить воду, насквозь вымочили дождевики. Под костровым
тентом спрятались от дождя комары и мошка. Пришлось разогнать...
Позавтракали в экстремальных условиях.
К 13 часам дождик уменьшился, а впоследствии и совсем прекратился.
Женская половина команды залегла по палаткам, мужская отправилась ловить
рыбу, которую ловили, ловили, ловили, ловили - вс? безуспешно. Но вот
радость - наконец то обед. После обеда опять - ловили, ловили, ловили, ловили
и, наконец, "удача" - сломали спиннинг. Потом пытались искать грибы,
которых не было. Прочесали все близлежащие кусты, нашли два мухомора и до
смерти напугали сороку. Погода улучшилась, поднялся ветер, выглянуло
солнце. Мимо нас прошла группа из четыр?х человек на двух "Тайменях - 2".
Капитан одной из байдарок долго бежал за ними по каменному плесу, чтобы
спросить время. На этот момент из двух наручных часов, бывших у нас собой,
остались только одни, которые забыли завести. Поужинав, легли спать.



     Встали часов 08. 00 по Москве. Разожгли кост?р и, пока
готовили завтрак, отнесли лодки на берег. Начали потихоньку собираться.
Погода была не из лучших. В воздухе висела мелкая изморось. Было холодно. С
востока на нас надвигался кусочек синего неба, что давало повод надеяться на
хорошую погоду, хотя бы без дождя.
Позавтракали, дособрались и вышли в 11.30. Через километр - два за
правым поворотом встретили вчерашних туристов, которые, видимо,
собираться не торопились. Река становилась вс? шире и шире. По берегам вс?
чаще стали появляться болота. В некоторых местах берега заросли
непроходимыми зарослями ивняка. Течение реки становилось меньше.
Временами казалось что байдарка, если не грести, стоит на месте. Но а мы вс?
дальше шли на восток. Перед перекусом примерно в 14. 30 прошли впадающую
по правому берегу речку Пойега. Спустя ещ? время стали искать место для
стоянки, что было очень трудно, так как берега сильно заболочены. Погода
улучшилась. Гнус  подсох после дождей и взялся за нас с удвоенной силой.  На
левом повороте, справа от каменного острова, по центру реки, мы нашли
возвышение, перед которым впадала очередная речка-вонючка. Вода стала
коричневая, как дубовая морилка. По берегам прибивало пену, на ней отдыхал
гнус. Чалка"была затруднена из за того, что берега стали очень заросшими
высокой травой. За возвышением тянулась целая гряда болот. Был слышен шум
перекатов впадающей речки. При обследовании прилегающей местности
обнаружили, что в некоторых местах кусты примяты каким то крупным
животным. Место которое мы выбрали оказалось излюбленным местом стоянок
охотников. Об этом мы судили по обилию старых кострищ, остаткам каких то
охотничьих укрытий и костям животных, иногда встречающимся на берегу. На
восток, по правому берегу,  болото постепенно превращалось в тундровый лес.
Разбили лагерь. Разобрали несколько охотничьих приспособлений неизвестного
назначения на дрова. Мимо нас по реке прошла одна байдарка, которая видно
некуда не торопилась несмотря на позднее время. Разбив  костровой тент,
спрятали под него сухие дрова.  Все устали и, быстро поужинав,  разошлись по
палаткам.



     Спали долго. Погода утром была достаточно хорошей.
Холодный ветер, температура воздуха как и прежде 10-15 градусов, огромные
перистые облака тянулись с юга. Позавтракав,  отправились в путь часов в 12.
Река здесь постепенно расширяется до тр?хсот, четыр?хсот метров. Спустя
несколько часов остановились на "перекус" на левом берегу, недалеко от
зимовья. Видимо, недавно здесь стояли рыбаки. Мы сразу же обнаружили что
здесь в 1998 году была какая то Муся из Москвы. На берегу нашли много
брошенных продуктов, спички и туалетную бумагу. Трофейная бумага, в
последствии нам очень пригодилась. Стоянка была сильно загаженной.
После перекуса вскоре мы прошли три огромных острова, которые даже
отмечены на карте масштабом 1: 1000000 ( в 1 см  10 км), за два часа.  По
берегам, как и прежде, встречались одинокие зимовья, которые с приближением
к пос?лку Катровож становились крупнее и монументальней. Река разливалась
до полукилометра в ширину. По берегам появились протоки, хороших мест для
стоянки нет. После недолгих поисков решили разбить лагерь на правом,
песчаном берегу, который оказался островом. Каким то образом  здесь раньше
проводилась разработка и отгрузка песка. Отч?тливо были видны следы ковша
экскаватора. Дороги на острове не было, песок добывали, наверно, с воды.
Остров зарос мелкими кустами шиповника, травой и корявыми низкорослыми
бер?зами. Под деревьями нашли немного подбер?зовиков. Сварили грибной
суп. С дровами здесь, в принципе, так, как и везде раньше... Погода до вечера не
испортилась и мы легли спать в надежде на такую же погоду, завтра.



     Надежды оправдались. Утром светило солнце. Блеснув ещ?
раз кулинарным искусством, капитаны сварили завтрак. Глас команды -
несъедобно! Собрались поздновато. На левом берегу, из за леса, был виден
ретранслятор, который находится в пос?лке Катровож. Он послужил нам
неплохим ориентиром. Река на этом участке отличается оживл?нным
движением моторных лодок. Через час после старта мы приблизились к
Катровожу и смогли рассмотреть его. Пос?лок достаточно большой. С воды
видны теплицы, стоящие за пос?лком. На берегу много запаркованных
моторных лодок.
Обогнув пос?лок вышли в Обь, ширина которой потрясала. По реке
временами проходили огромные грузовые и пассажирские суда типа  "река-
море". Правого берега видно не было. На горизонте, казалось что деревья,
растущие на остовах, торчали прямо из воды .
За пос?лком Катровож, на левом берегу находится металлический ангар и
полуразрушенная пристань, к которой причален навеки старый большой катер.
Далее налево отходит протока или старица, которая завалена остовами
ржавеющих судов. За протокой кладбище и большая куча бр?вен на берегу.
Далее шли левым берегом. Левый Обский берег представлял собой сильно
заболоченные участки суши с множеством проток. В одну из них мы и
запилились. Протока с небольшим течением шла сначала параллельно Оби.
Потом стала потихоньку забираться на запад. Дальше текла во всех
направлениях. Спустя три часа мы уже шли по компасу. Протока продолжала
петлять. Количество впадающих и вытекающих рукавов увеличилось.
Старались идти по течению, соблюдая, на- сколько это возможно, направление
на север. Начало смеркаться. Течение привело нас в огромное озеро заросшее
травой, где остановилось. Мы начали искать выход, блуждая на байдарках в
разных концах озера. Но вс? безуспешно. Появилась мошка и комары. Стало
холодать. Перспектива ноч?вки в байдарке не кого не грела. Наконец, вдалеке
услышали прерывистый шум моторной лодки, которая прошла белым пятном за
кустами по краю озера. Направление движения было определено. Мы с трудом
преодолевая густые заросли осоки, двинулись на восток, к тому участку где
прошла лодка. Спустя некоторое время оказались в глубокой протоке с
направлением течения на запад, которая наполняла точно такое же озеро, в
котором мы блуждали. Обследовав место для ноч?вки и отвергнув его всей
командой, пошли против течения на восток. Минут через пятьдесят - час,
изрядно вымотавшись, увидели большую воду. Обь... Пройдя ещ? немного
левым берегом, решили встать. Место оказалось не из лучших (как и везде на
Оби). Высокая трава, в рост человека. Приторный запах болотных растений.
Мягкий сырой грунт. Из дров только гнилая ива, которая очень плохо
разгорается, жара да?т мало и быстро превращается в золу. Вытащив вещи и
байды на берег, сразу же натоптали ходов в высокой траве. Поставили палатки и
поужинали. Стемнело. На правом берегу, немного вниз по течению, были видны
огни города Салехард. Заночевали.



     Первый раз  за вс? время похода мы спали на ровном месте,
без кочек под палаткой. Утром светило солнце, но с юга тянуло тучи. Немного
помучились с разведением костра из ивовых гнилушек, не обойдясь без
бензина. Принялись за приготовление завтрака. С Оби дул средней силы ветер.
Температура воздуха поднялась до 18-20 градусов. На реке были достаточно
большие волны, которые накатывались на берег. Услышали шум моторной
лодки, идущей прямо возле берега. Заинтересовались, вышли к воде. К нашему
удивлению, это оказались три байдарки "Таймень - 2", на первой из которых
был установлен лодочный моторчик. Остальные тянулись за ней на вер?вках.
На байдах сидели шесть, бородатых балдеющих туристов. Посожалев о том, что
у нас нет такого моторчика, собрались и двинулись за ними. Помня вчерашний
опыт, старались избегать мелких проток и держаться основного русла. Но
основной задачей для нас было не проскочить ту самую, заветную, протоку
которая привед?т к станции Лабытанги. Спустя пять часов Салехард был уже
виден немного позади. На волнах байдарки скрипели как несмазанные телеги.
На тр?шке оторвало крючок, крепящий фальшборт к шпангоуту. Не найдя места
чтобы зачалиться  для ремонта, решили идти дальше, как можно ближе
прижавшись к берегу.
Сверившись с картой зашли в протоку выходящую из Оби под острым
углом. Ориентир -  на правом берегу, на горе напротив протоки, возвышаются
пять прямоугольных построек. Спустя ещ? час остановились на перекус.
Протока сливалась с Обью перед речным портом Лабытнанги, отч?тливо видны
портовые краны. Идти туда не входило в наши планы.
Перекусив в начале впадения какого то русла, двинулись по нему против
течения. Русло шло на север и вскоре, стали видны постройки города
Лабытннанги, находящиеся на склоне гор. Пройдя минут тридцать, заметили на
правом берегу двух рыбаков возле строящегося трубопровода. Решили
сориентироваться на местности с помощью местного населения. Выяснилось,
что ид?м мы правильно, до Лабытнанги 8-10 километров, от воды до станции
метров триста, а речка называется Вырчуг." Ширина речки здесь пятнадцать -
двадцать метров, течение слабое. Пройдя немного дальше вверх по течению,
едва не налетели на большой катер с водометным мотором,  который вырулил
на нас из за поворота. Мы отошли к берегу и приготовились  побороться с
волной, но наши ожидания оказались напрасными. Он предупредительно
сбавил ход и прошел мимо нас на самом малом. Ещ? через два - два с половиной
часа мы подошли к окраине города Лабытнанги. Прошли опоры ЛЭП, стоящие
по берегам. На правом берегу перед пляжем аборигены в этой необычайно
грязной речке ловили рыбу.
Пройдя немного дальше пляжа на месте разрушенной пристани с трудом
нашли место для "стапеля". Берег здесь напоминает помойку. Весь завален
оборванными тросами, досками с торчащими в них гвоздями, проволокой и
обилием бр?вен. Подход к берегу очень затрудн?н. Высадились на прибитое
водой к берегу, бревно. До станции действительно оказалось 300 метров, если
не брать в расч?т то, что весь этот путь предстояло пройти, непрерывно
эквилибрируя по играющим бр?внам, обходя доски с гвоздями, цепляясь ногами
за обрывки проволоки и преодолевая железнодорожные пути со стоящими на
них вагонами.
Солнце садилось, начали сушиться и собираться. Под слабым заходящим
солнцем и холодным ветром барахло сушиться отказывалось. Приняли решение
собраться не дожидаясь темноты. Аккуратно, чтобы не прорезать и не
проколоть, сложили сырые, "байды". Начали выбираться... Дорога до станции
заняла, примерно минут сорок. Ходили в две ходки. Чуть не переломали ноги.
Станция Лабытнанги представляла собой деревянное здание очень старой
постройки. "Удобства" на улице. На асфальтированной привокзальной площади
на редкость чисто. На перроне сидели местные жители и курили. Вещи
затащили в зал ожидания, совмещ?нный с кассами. Кассы работают только с 05.
00. до 08. 00 часов и с 15. 00. до 18. 00 часов по Москве в связи с обилием
поездов, проходящих по этой станции (целых два). Воскресенье - выходной.
Кроме нас на станцию пришли ещ? две группы. Одна - которую мы встречали, с
моторчиком. Они рассказали нам, что прошли 700 километров и ходили в
тундру на 35 дней. Другая группа, была из прибалтийцев, очень
неразговорчивая. Расположившись в помещении станции, перекусили. За окном
появлялись легковые автомашины и даже рейсовые автобусы. На площади за
станцией есть отделение милиции и магазин, работающий круглосуточно,
ассортимент в котором как в Москве, а цены раза в три больше. Людей в зале
ожидание было не очень много, зато из всех концов нашего бывшего
государства. Все ожидали посадки на поезд. Примерно в 22. 00 по "Москве"
прибыл состав Воркута - Лабытнанги из тр?х вагонов, а  в 00. 00 - из Москвы. В
здание станции вошла проводница этого поезда и любезно (всего за пятнадцать
рублей с носа) пригласила желающих переночевать до отправления, в десятом
вагоне, чем мы  и воспользовались.



     Поезд всю ночь простоял на месте отправления. Проснулись в
04. 30 и пошли на станцию за билетами. Мы не были первыми в очереди, и
поэтому нам не удалось взять билеты в тот вагон, в котором мы ночевали. Было
бы неплохо взять билеты в 10 вагон, чтобы не перетаскивать вещи. Вернувшись,
повалялись ещ? час, на полках вагона, приютившего нас на ночь. Вытащили
свои огромные рюкзаки на перрон и оттащили их к вагону No 12, в котором нам
предстояло вернуться домой. Сфотографировались на фоне станции
Лабытнанги и без эксцессов заняли свои места. Пассажиров в поезде ехало
мало. Боковые полки были все свободны.
В 06. 50 часов по "Москве" поезд No 119, наконец тронулся и мы вместе с
ним. На прощание он немного провез нас по городу и полез в горы. Мы
позавтракали, наблюдая из окна поезда места боевой славы, где недавно
проходили на байдарках и расползлись по своим полкам.



     Ехали в поезде, играли в карты, на каждой станции пробовали
местное пиво. Хорошего пива нет, даже "Балтика No 3" - и та у них левая. Не
спалось. Поезд опаздывал, уже больше чем на час.



     В 04. 05 без опоздания прибыли в Москву. Родной город нас
встретил свежим запахом гари и бомжатины, тусующейся на вокзале. Все члены
команды попрощались друг с другом и разъехались по домам. Поход был
закончен.




Поход оказался достаточно тяжелым, из за сурового северного климата,
малой численности и недостаточной подготовленности команды, отсутствия
надлежащего описания маршрута и неподробного топографического материала.
Масштаб карты, как уже говорилось выше, - в 1 см. 10 км, примерно как на
пачке папирос "Беломорканал". Не помешал бы и бинокль, а также резиновые
сапоги или заколенники, которые в этом районе более актуальны, нежели
гидрокостюм,. И многое другое.
Реки несложные, сплав затрудн?н из-за каменных отмелей в верховьях и
почти стоячей воде в низу. Хороших стоянок нет или почти нет. С комарами и
гнусом можно научиться жить, имея для этого вс? необходимое. Порог возле
пос?лка Харп не является изюминкой всего похода.
Подъезд и отъезд очень удобен, из за малых расстояний до воды и прямого
железнодорожного сообщения с Москвой.
Стоит отметить и возможность переночевать в вагоне, так как прийти в г.
Лабытнанги удобней к вечеру. А ночевать на берегу или на вокзале не очень
приятно.

Популярность: 16, Last-modified: Sat, 16 Jan 1999 17:55:42 GMT