Е.В.Полькин
 Пеше - водный поход 4 категории сложности по р.Снежная (хр. Хамар-Дабан).
 Время проведения: с 30 июля по 20 августа 1995 г.



ст.Мурино - р.Лангутай - пер.Лангутайские Ворота - р.Ара-Буректай -
пер.Нухен-Дабан - р.Нухен - р.Барун-Юнкуцук - пер.Байри - р.Зун-Байри -
р.Снежная - сплав по р.Снежная до ст.Выдрино (с обносом водопада Хармын-Дулю
и порогов "Жаба" и "Снежинка").

Протяженность маршрута ~ 210 км, в том числе
  пешей части ~ 90 км,
  сплава      ~ 120 км.
Маршрут классифицируется 4 к.с.

Используемые средства сплава - плот с весельным управлением "честер"
и 2 2-местных катамарана.



1. Бабочкина Т.И.                                (катамаран 2)

2. Гинзбург Е.И.                                 (катамаран 1)

3. Каламейцев А.В.                                    (честер)

4. Леонтьев С.А.                                 (катамаран 2)

5. Мартынов А.В.                                      (честер)

6. Полькин Е.В.                                       (честер)

7. Сергеева С.В.                                      (честер)

8. Сиволобов Н.П.                                (катамаран 1)



Хребет Хамар-Дабан расположен на южной оконечности оз.Байкал, на территории
Иркутской области и Бурятии. Он простирается с запада на восток на 350 км -
от Иркута до Селенги. Средняя высота хребта относительно невелика -
1500 - 1800 м. Высшая точка Хамар-Дабана - гора Хан-Ула имеет высоту 2371 м.
Практически все населенные пункты района сосредоточены на побережье Байкала,
вдоль железной дороги.

Климат района резко континентальный, с значительными перепадами температур
в течение суток и года. В прибрежной полосе оз.Байкал климат несколько
мягче.
Весна (середина апреля - май) сухая, теплая и ветреная. Дневная
температура - от +8 до +10, ночью до -5. Осадки - кратковременные дожди,
снег. Относительная влажность весной самая низкая в течение года.
Лето (июнь - август) прохладное и короткое. Средняя дневная температура
+18..+20, ночью до +6. Осадки выпадают в виде ливневых дождей с грозами.
Для первой декады августа характерен период затяжных дождей.
Осень (сентябрь - октябрь) безветреная и ясная. Средние дневные температуры
+5..+15, ночью до -8. Осадки в виде снега возможны уже в сентябре.

Растительность района многообразна. Преобладают хвойные леса. Из лиственных
пород наиболее распространены береза и осина. Граница леса проходит на
высотах 1600 - 1700 м, порой опускаясь на северных склонах до 1100 м.
Для безлесной зоны характерны заросли кедрового стланика и многообразные
разновидности горных тундр. Изредка встречаются альпийские и субальпийские
луга.

Разнообразен также и животный мир хребта. Здесь водятся медведь, изюбр,
северный олень, кабарга, рысь, волк, росомаха, соболь, белка, заяц.
Из птиц: кедровка, сойка, дятел, ястреб, куропатка, глухарь. В реках много
рыбы.

Склоны хребта изрезаны глубокими и узкими речными долинами, нередки каньоны.
Большинство рек района берут начало в гольцовой и подгольцовой зонах.
В настоящее время туристами хорошо освоены все основные реки района -
Утулик (3 к.с. с эл.5), Хара-Мурин (5 к.с. с эл.6), Снежная (4 к.с. с эл.6).
Сплав по этим рекам обычно проводят в период с июня по август.

Характеристики некоторых рек Хамар-Дабана
-------------------------------------------------------------------------
|             |  Макс. расход   |        Средний расход  м.куб./с.      |
|    Река     |                 +---------------------------------------+
|             |    м.куб./с.    |    июнь    |    июль    |    август   |
-------------------------------------------------------------------------
|  Слюдянка   |         114     |       -    |     1.5    |         -   |
|  Утулик     |        1320     |    29.8    |    46.5    |      40.7   |
|  Хара-Мурин |        1190     |    56.8    |    64.8    |      54.5   |
|  Снежная    |        1420     |   127      |   122      |      98.4   |
-------------------------------------------------------------------------



Маршрут начинается от ст.Мурино, куда можно доехать электричкой от ст.Слюдянка
или на одном из поездов, следующем по транссибирской магистрали (но не все
поезда там останавливаются). От г.Новосибирск до ст.Слюдянка поезд проходит
за ~ 40 часов. Электричка от Слюдянки до Мурино идет дважды в
сутки (в 10 утра и в 15 дня), время в пути - около 2 часов. Перед ст.Мурино
железная дорога пересекает р.Хара-Мурин.


----------------------

Асфальтированная дорога, идущая непосредственно мимо платформы электрички
выводит через ~ 2.5 км к автомобильному мосту через р.Хара-Мурин
(Южно-Байкальское шоссе).

Дальнейший путь - по старому Игумновскому тракту, начинающемуся лесной дорогой
на противоположной стороне шоссе и тянущемуся вплоть до зимовья Байри. На всем
протяжении пешей части маршрута время от времени будут встречаться его
остатки - полуразрушившиеся (а кое-где и довольно неплохо сохранившиеся) гати
на заболоченных участках и следы старых просек.

Практически сразу от моста по берегу Хара-Мурина начинается большая поляна,
где можно остановиться на ночлег. Далее дорога поднимается на водораздел рек
Лангутай и Паньковка, уходя от воды и быстро превращаясь в обычную, хотя и хорошо
набитую, таежную тропу. Следует иметь в виду, что далее воды нет на
протяжении ~ 7-9 км, пока тропа не начнет спускаться вдоль небольшого ручья
к р.Лангутай. Ближайшая хорошая стоянка - на берегу р.Лангутай, ~ в 0.5 км
от выхода к нему тропы.

Через несколько километров (~ 2-3 ?) тропа выводит к переправе через Лангутай.
Это несколько бревен, перекинутых с противоположных берегов на небольшую
скалу в русле Лангутая. На левом берегу Лангутая сразу от бревен переправы
тропа по крутому но короткому склону поднимается вверх. Здесь есть место
для стоянки. Отсюда до впадения в Лангутай слева крупного притока - р.Голая
около 3 км. Тропа идет по левому берегу Лангутая, то спускаясь к воде, то
обходя по верху бомы. Некоторые бомы можно преодолеть понизу, но в этом
случае  нужно быть готовым к тому, что прийдется идти по воде. На склонах
периодически встречаются участки, на которых много поваленных деревьев,
что также замедляет движение.

От устья р.Голая до впадения слева р.Нитяная около 10 км. У впадения
Нитяной на левом берегу Лангутая - хорошая стоянка (дальше до переправы
хороших стоянок нет).  Примерно в 4 км выше устья р.Нитяная тропа снова
уходит на правый берег р.Лангутай. Переправиться здесь можно как по
переброшенному через Лангутай специально спиленному толстому дереву, так и
просто вброд (хороший брод метрах в 30 выше дерева).
Отсюда до впадения слева следующего крупного притока - р.Бильчир - около
4 км.

Расходы Лангутая и Бильчира в месте их слияния примерно одинаковы, но
долина Бильчира шире и лучше просматривается, чем долина Лангутая.
Бильчир течет здесь широким быстрым потоком, в отличие от Лангутая,
текущего в узком русле. Вверх по Бильчиру также уходит тропа к озерам,
из которых он берет начало. У слияния Лангутая и Бильчира на обоих
берегах последнего - хорошие стоянки. От впадения Бильчира и далее, вплоть
до пер.Нухен-Дабан нередко встречается черемша.

Брод через Бильчир в нашу воду был несложен. Сразу после брода тропа идет
далее вверх по левому берегу Лангутая у самой воды. Метров через 200
тропа начинает серпантином подниматься вверх. Вдоль тропы - заросли брусники
и черники. До перевала отсюда остается около 10 км пути. Набрав высоту
тропа далее выполаживается и идет левым берегом Лангутая, время от
времени пересекая небольшие заболоченные участки.
Через ~ 5 км от впадения Бильчира слева в Лангутай впадает крупный ручей,
через ~ 4 км от него - еще один крупный левый приток. Заболоченные участки
становятся более протяженными, кое-где тропа ведет просто по руслу того или
иного из многочисленных мелких ручьев. Примерно через 1.5 км от упомянутого
выше второго левого притока тропа поднимается на небольшой гребешок, и идя
по его верху, выводит к очередной переправе через Лангутай (на левый берег).
Лангутай здесь - просто неширокий ручеек, поэтому переправа проста.

Обогнув по заболоченному западному берегу два озера, связанных протокой,
из которых берет начало Лангутай, тропа несколькими взлетами поднимается
на перевал Лангутайские Ворота. Последний взлет, выводящий на перевал
(~ 100 - 200 м) - курумник.

Перевал Лангутайские Ворота - довольно узкий проход в горной цепи.
Перевальная седловина справа и слева обрамлена крутыми склонами
со скальными выходами. Высота перевала - 1761 м.

Спуск с перевала на его южную сторону короткий и пологий. Внизу - озеро, из
которого вытекает р.Астай.  Обогнув озеро по его восточному берегу, тропа
выводит к короткому крутому спуску и броду через р.Астай. Здесь есть место
для стоянки, но плохо с дровами.  Преодолев заболоченный участок (видны
старые гати Игумновского тракта), тропа поднимается на водораздел
р.Астай и р.Ара-Буректай, и далее идет вверх по долине р.Ара-Буректай
высоко над рекой, не теряя высоты. Через ~ 2 км от верхней точки
водораздела р.Астай и р.Ара-Буректай тропа выходит к крупному ручью,
впадающему слева в р.Ара-Буректай. Здесь тропа идет уже у самой реки,
по заболоченному склону, через 3-4 км выводя к перевалу Нухен-Дабан.
Перед перевалом - озеро, из которого вытекает р.Ара-Буректай. Восточный берег
озера - каменная осыпь.

Перевал Нухен-Дабан имеет высоту 1710 м. Как и перевал
Лангутайские Ворота он представляет собой узкий проход в горной цепи.
Перевальный взлет практически отсутствует. Восточный гребень перевальной
седловины - каменная осыпь, западный гребень перевальной седловины и,
в меньшей степени, сам перевал поросли хвойным лесом.

Спуск с перевала несложен. Тропа уходит по распадку влево-вниз. Озера, из
которого вытекает р.Нухен, нам увидеть не удалось, хотя в имеющемся у нас
описании упоминалось, что оно видно справа от тропы на спуске. Возможно,
причиной была пасмурная погода с низкой облачностью, временами закрывавшей
склоны. Через ~ 1 км от перевала тропа переходит на правый берег р.Нухен.
Изредка встречаются короткие болотца, на некоторых из них сохранились
остатки настилов старого тракта. От перевала до впадения р.Нухен в
р.Барун-Юнкуцук - 5-6 км. В устье Нухена, на его правом берегу - хорошая
стоянка. Долина Барун-Юнкуцука здесь широкая, река течет, образуя протоки.
Барун-Юнкуцук берет начало на склонах г.Хан-Ула, высшей точки Хамар-Дабана
(2371 м). Вверх по долине видны снежники на вершинах ее отрогов.
Правый склон долины покрыт горелым лесом.

Далее тропа пересекает Нухен и идет вниз по левому пологому берегу
Барун-Юнкуцука. До брода на правый берег отсюда около 3 км. Тропа местами
заболочена, но не сильно. Вдоль тропы встречаются заросли черники.
Можно идти и верхней тропой, идущей по поросшему лесом восточному склону
долины. В любом варианте нужно быть внимательным, чтобы не проскочить брод
через Барун-Юнкуцук, т.к. тропа идет по левому берегу Барун-Юнкуцука и далее,
пересекая затем водораздел и выходя в верховья р.Зун-Юнкуцук. Некоторым
ориентиром могут служить бом на правом берегу Барун-Юнкуцука - это начало
каньона, и крупный ручей, впадающий слева (у впадения - зимовье), брод
находится примерно километром выше.

Сразу после брода тропа поднимается к хорошей стоянке, от которой далее
идет продолжительный заболоченный пологий подьем на перевал Байри. От
стоянки до перевала ~ 2 км.

Перевал Байри имеет высоту 1571 м. Перевальная седловина пологая, поросшая
лесом. Нередко его называют Байри-I, т.к. от него тропа, немного спустившись,
опять начинает подниматься вверх, переваливая через южный отрог г.Чиха
на высоте около 1700 м. Эту точку называют перевалом Байри-II.
Туры есть как на Байри-I, так и на Байри-II. Расстояние между ними - около
3 км, тропа заболочена, местами идет по руслу ручья, вокруг - горелый лес.
С перевала Байри-II видна долина р.Снежной.

От перевала Байри-II до р.Зун-Байри около 4 км. На этом участке нет ни
ручьев, ни стоянок. Выйдя к р.Зун-Байри тропа идет вниз по его болотистому
левому берегу. Идти можно и немного выше по левому склону долины, где также
есть тропа, более "сухая", но идя по ней приходится преодолевать участки
поваленных деревьев. Правый склон долины порос березами, согнутыми в дугу,
так что вершины деревьев лежат на земле. Ниже такие березы есть и по левому
склону долины, но в меньших количествах. В дальнейшем участки такого
"гнутого" леса будут неоднократно встречаться по склонам долины р.Снежной.
Через ~ 3 км от выхода тропы к Зун-Байри слева впадает ручей, через
1 км ниже - еще один левый приток. Отсюда до Снежной остается ~ 3 км.
Долина расширяется, появляется множество троп, разбегающихся в различных
направлениях.  В ~ 1 км выше устья Зун-Байри на правом берегу Снежной
находится зимовье Байри (бывший поселок). Здесь можно встретить пастухов,
пасущих скот на летних выпасах, постоянно живущего населения нет.

На Снежную можно выйти непосредственно у впадения Зун-Байри,
где река образует протоки; можно, свернув влево, выйти в ~ 2 км. ниже,
где Снежная течет уже одним руслом и несколько лучше ситуация с лесом для
стройки судов . В невысокую воду здесь можно переправиться вброд на
правый берег Снежной. На обоих берегах множество кабаньих троп и лежек.

На этом пешая часть маршрута заканчивается.

Лес для стройки судов имеется по обоим берегам Снежной, но кондиции его
невысокие. Нам пришлось использовать для постройки сырую березу,
имеющуюся здесь в изобилии, так как найти в достаточном количестве
качественный сухой лес оказалось непросто.


-----------------------
Далее для условного обозначения сложности препятствий использованы
следующие обозначения:
   (нет обозначения) - препятствие простое и может преодолеваться сходу;
         *           - рекомендуется предварительный осмотр препятствия
                         с берега, опытная группа может идти сходу;
         !           - осмотр препятствия с берега и организация страховки
                         необходимы;
         #           - препятствие непроходимо для традиционных средств
                         сплава.
Сложность препятствий указана применительно к среднему уровню воды для
катамаранно-плотовой группы.

Препятствия начинаются примерно в 1 км выше впадения слева р.Юнкуцук.

  1. Шивера после острова, перед впадением слева р.Юнкуцук.
  2. Шивера за устьем р.Юнкуцук.
  3. Шивера.
  4. Шивера.
  5. Протяженный участок простых шивер и перекатов.
  6. Шивера.
  7. Шивера.
  8. Протяженная шивера, сразу после нее справа впадает р.Урдо-Зубкосун.
     Долина реки широкая, устье хорошо видно с воды, в устье есть стоянки
     по обоим берегам р.Урдо-Зубкосун.
  9. Шивера, начинающаяся сразу после впадения справа р.Орто-Оглок.
     В устье Орто-Оглока, на его правом берегу - зимовье.
 10. Протяженная шивера, начинающаяся перед впадением справа ручья Бол.Митрич.
 11. Порог.
 12. Простые шиверы.

Все эти препятствия (1..12) представляют собой несложные шиверы, легко
читаемые с воды и могут преодолеваться сходу.

 ! 13. Порог. Начинается на левом повороте реки. Четких ориентиров нет, нужно
     отслеживать последовательность препятствий. Для осмотра и страховки
     нужно чалиться на правый берег перед поворотом. Чалка после поворота
     в предпорожной шивере также возможна, но потом будет осложнен выход на
     струю и заход во вторую ступень порога, представляющую собой прижим
     к левому скальному берегу, несколько осложненный мощными бочками слева
     и камнями, отжимающими от берега, справа. Общая линия движения - заход
     и прохождение разгонной шиверы ближе к центру, затем уход в правую треть
     русла. В конце порога на правом берегу есть стоянка.

 14. Шивера.
 15. Шивера после правого поворота. В конце шиверы - слабый прижим вправо.
 16. Шивера.
 17. Шивера.
 18. Шивера перед впадением слева р.Сайхохтый. Слабый прижим к правому берегу.
     Перед устьем р.Сайхохтый - остров.
 19. Шивера за устьем р.Сайхохтый.
 20. Шивера.
 21. Шивера перед впадением слева р.Буректай.
 22. Шивера после впадения слева р.Буректай.
 23. Шивера.
 24. Шивера.
 25. Шивера.
 26. Порог "Мраморный". Назван так из-за хорошо заметных (в т.ч. с наплыва)
     обширных выходов мрамора на крутом склоне правого берега. Расположен
     на левом повороте реки. Несильный прижим к скалам правого берега.
     Сложности порог не представляет и может проходиться сходу.
     Левый берег - прекрасный песчаный (а далее - галечный) пляж. Есть стоянка.
 27. Шивера. В конце шиверы справа впадает р.Бузыр-Жалга.
 28. Шивера после устья р.Бузыр-Жалга.

Препятствия 14..28 несложны и могут проходиться сходу.

 ! 29. Порог "Калибр". Расположен после крутого левого поворота. Сразу
     после поворота можно зачалиться к пологому левому берегу, по которому
     нужно осмотреть порог. Правый берег крутой, скальный, левый - пологий,
     приподнятый над водой и обрывающийся к ней 2-3 метровой скальной стенкой.
     Этот скальный коридор и падение воды в нем видны с наплыва.
     На входе в порог - шивера с валом, осложняющим заход, далее идет
     основной слив через всю ширину русла. Правая часть русла
     (на ~ 2/3 ширины) перекрыта камнями, хотя под самым правым берегом есть
     шанс протиснуться двояку. Оставшаяся часть слива от центра на 1/3
     перекрывается мощной бочкой, а слева ~ 1/3 бьет под нависающую скалу
     левого берега. Проход - по остающейся чистой части слива.
     Сразу после порога - обширный плес, чалиться удобнее к правому берегу.
     Разведка порога обязательна.

 30. Шивера. После порога 29 "Калибр" мощь шивер нарастает,
     многие из них, и эта в т.ч., имеют значительный вал, хотя технически
     несложны.
 31. Шивера.
 32. Шивера.
 33. Шивера-порог. Короткая, технически несложна.
 34. Шивера.
 35. Шивера, навал на правобережные камни.
 36. Шивера. Значительный вал.
 37. Шивера-порог. Большой вал.
 38. Шивера.
 39. Короткая шивера-порог.
 40. короткая шивера-порог.
 41. Шивера.
 42. Шивера. На правом берегу здесь и далее - до ~ 45 пр. виден характерный
     "гнутый" березовый лес.
 43. Порог "Клык". Получил свое название из-за характерной скалы,
     расположенной в центре русла и делящей его надвое. Проходы чистые
     как справа, так и слева. Сложности не представляет.
 44. Шивера.
 45. Шивера.
 46. Порог "Пелота". Технически несложен, читается с воды и может проходиться
     сходу.
 47. Шивера.
 48. Шивера.
 49. Шивера после впадения справа ручья Тахюр-Жалга.
 50. Порог. Небольшие сливы, технически несложен.
 51. Шивера.
 52. Шивера.
 53. Шивера.
 54. Шивера.
 55. Шивера.
 56. Шивера.

Препятствия 30..56 несложны и могут преодолеваться сходу.

 57. Шивера "Ворота". В шивере - характерные бомы, сначала от правого,
     затем от левого берега. Бомы расположены почти друг против друга,
     образуя хорошо видимые с наплыва характерные "ворота", служащие
     четким ориентиром для следующего препятствия. Сама шивера несложна и
     идется сходу. За "воротами" река совершает поворот налево, сразу после
     которого следует зачалиться для осмотра следующего препятствия.
 ! 58. Порог "Извилистый". Начинается на крутом правом повороте реки.
     Левый берег - высокая скала, под которой навалены большие скальные
     глыбы. Порог можно осмотреть как по правому, так и по левому
     берегу, но чалиться перед порогом удобнее к левому берегу, а
     организовывать страховку и фотосьемку - с правого, который перед
     порогом крут и неудобен для чалки.
     Вход в порог - слив с навалом струи на зуб в центре. Чистый проход -
     вдоль левого края слива. Далее (уже за поворотом) - в центре русла
     "ворота", образованные двумя большими скальными обломками. Проходить
     можно как по центру, через "ворота" (в "воротах" - слив, за которым навал
     на зуб, уход от зуба вправо), так и обходя ворота справа (прижим к
     скальному правому берегу). На выходе из порога в русле - еще несколько
     скальных обломков и камней, прохождение этого участка сложности уже не
     представляет. Чалиться после порога удобно вправо. После порога, на
     прямом участке реки простая послепорожная шивера (150-200м), затем,
     перед крутым левым поворотом - плес. Здесь следует зачалиться
     к правому берегу для осмотра следующего препятствия.
!! 59. Порог "Мунгул-Гольский". Назван по имени притока, впадающего справа
     в конце порога. Безусловно, относится к числу наиболее сложных и
     красивых порогов Снежной, уступая лишь "Жабе" и "Снежинке".
     Осмотр порога, фотографирование и страховку удобно проводить с правого
     берега реки. Разведка порога обязательна.
     Вход в порог с наплыва выглядит как россыпь камней на крутом левом
     повороте реки. Кажется, что нужно идти справа, однако там вода
     дробится многочисленными скальными обломками и камнями, образуя
     множество мелких проток, непроходимых в среднюю воду.
     Основная струя, по которой необходимо заходить в порог - под самым
     левым берегом.
     Наиболее логично разделить порог на две ступени.
     Первая ступень расположена на крутом левом повороте, имеет протяженность
     около 100 м, значительный уклон и образована 4 последовательно идущими
     сливами. Первые два слива преодолеваются по центру с последующим уходом в
     правую треть русла. В третьем сливе - зуб у правого берега (проход - чуть
     более 2 м шириной), и еще один зуб - немного левее центра слива.
     Проход между зубом и правым берегом возможен, но требует очень точного
     захода и четкой работы в сливе. При проходе между двумя зубами, по
     основной струе, сразу после слива необходимо резко уйти вправо, т.к.
     далее следует четвертый слив, с сильным боем основной струи в скальный
     обломок в центре русла. Возможен также вариант прохождения 3 и 4 сливов
     в левой части русла, с уходом туда после второго или даже после первого
     слива, но уходить влево несколько сложнее, т.к. вся первая
     ступень порога расположена на крутом левом повороте и струя существенно
     наваливает вправо.
     Далее идет ~20 м участок быстротока, отделяющий первую ступень от второй.
     Здесь можно осуществить промежуточную чалку на правый берег.
     Вторая ступень порога имеет протяженность ~ 300 м. Здесь три основных
     слива, множество камней и скальных обломков в русле. Вторая ступень
     проще первой, но также требует внимания и четкой работы при прохождении.
     Общая линия движения - в левой части русла, в конце порога - чалка на
     правый берег.
     В 50 м ниже начала второй ступени на правом берегу есть стоянка.
     В 200 м ниже порога справа впадает река Мунгул-Гол.
 60. Шивера после впадения справа р.Мунгул-Гол..
 61. Шивера.
 62. Шивера.
 63. Шивера.
 64. Шивера.

Шиверы 60..64 несложны и могут проходиться сходу.

 * 65. Порог. Заход - по центру, через слив в косых воротах, образованных
     большими камнями. На выходе валы.
 * 66. Порог на левом повороте, после порога 65.

Оба порога (65, 66) технически несложны, но достаточно мощны. Рекомендуется
произвести предварительный осмотр порогов с берега. Опытная группа может
идти сходу.

 67. Шивера.
 68. Шивера.
 69. Шивера.
 70. Шивера.
 71. Шивера.
 72. Шивера. В конце шиверы справа впадает ручей Хахюр-Жалга.
 73. Шивера за устьем р.Хахюр-Жалга.
 74. Шивера. В конце шиверы слева впадает река Зун-Сайбактый.
     На правом берегу - зимовье.
 75. Шивера после впадения Зун-Сайбактыя. В конце шиверы справа впадает
     река Цаган-Гол.
 76. Шивера сразу после впадения Цаган-Гола.
 77. Порог в конце прямого участка после шиверы 76. Река двумя протоками
     сливается вправо, наваливая на скальный берег.
 78. Шивера.
 79. Шивера.
 80. Шивера. В конце шиверы слева впадает небольшой ручей.
 81. Шивера. Влево от основного русла отходит пересохшая протока.
     В конце шиверы - пни в русле, справа впадает небольшой ручей.
 82. Шивера. Русло делится на две протоки. Проходили слева. Пни в русле.
     По правому берегу в поросшей лесом горной гряде, под самым гребнем
     хорошо видна протяженная белая скальная стена. Отсюда до впадения
     слева р.Кит-Кит остается около километра.

Препятствия 67..82 несложны и могут проходиться без предварительной
разведки.

 83. Шивера в начале каньонного участка. В конце шиверы слева впадает
     р. Кит-Кит. Здесь нужно зачалиться для разведки предводопадного
     участка. Чалиться нужно на стрелку сразу после впадения Кит-Кита,
     т.к. дальше начинается порог 84. Тропа для разведки идет по правому
     высокому берегу. До водопада Хармын-Дулю отсюда - около километра.
 84. Порог после устья р.Кит-Кит.
 85. Шивера. Возможна чалка на правый берег.
 86. Шивера. После шиверы река несколько десятков метров течет в скальном
     коридоре с отвесными скальными стенками, в конце
     которого - предводопадный плес. Здесь необходимо зачалиться на правый
     берег.

Препятствия 83..86 технически несложны и могут преодолеваться сходу.
Основная их опасность в том, что непосредственно за ними следует
препятствие 87 - водопад Хармын-Дулю, непреодолимый для традиционных
сплавсредств.

 # 87. Водопад Хармын-Дулю. Высота водопада ~ 8-9 м.
     Непосредственно перед водопадом - плес. Чалка на пологий правый берег
     при среднем уровне воды сложностей не вызывает.
     Отсюда начинается тропа для обноса. Обнос возможен в двух вариантах.
     Вариант 1 - обносится только водопад. Длина обноса ~ 300м,
     тропа выходит к реке в ~ 300 м выше порога 88 "Жаба", в конце обноса
     есть стоянка. Вариант 2 - обносятся водопад и пороги 88 "Жаба",
     89 "Снежинка" и 90 "Слив". Длина обноса в этом случае ~ 1.5 - 2 км,
     в конце обноса также есть стоянка. Спуск к реке между порогами 88, 89
     и 90 в принципе не невозможен, но очень непрост, т.к. тропы здесь нет,
     нужно продираться (протаскивая суда и снаряжение) сквозь заросли вниз
     по крутому склону.

!!! 88. Порог "Жаба". Один из двух самых сложных и опасных порогов Снежной.
     Классифицируется 6 к.с. и при прохождении маршрута 4 к.с. обычно
     обносится.
     Расположен на прямом участке реки после правого поворота. Сам порог
     имеет протяженность ~ 60 м, предпороговая шивера ~ 150 м.
     Осмотреть порог можно по тропе с правого берега.
     Русло реки сужается, правый берег - отвесная скала, левый берег -
     более пологий, также скальный. В сужении русла - две скалы. Правая,
     более высокая, светло-серого цвета, при взгляде на нее сверху по
     течению очень похожа на сидящую жабу, смотрящую вниз по течению.
     Левая скала более низкая и имеет более темную окраску.
     Эти скалы делят русло на три прохода.
     Вход в правый проход осложнен гребенкой камней от правого берега,
     отжимающей к центру русла, на каменный зад "жабы". Требуется четкий
     маневр, чтобы затем уйти вправо. Далее справа от "жабы" - два зуба
     в основной струе. Сразу после "жабы" струя бьет в невысокую скальную
     стенку, практически перпендикулярно отходящую в поток от правого
     берега. Навал на стенку достаточно силен. За прижимом - выходной слив
     порога.
     Центральный начинается сливом с мощным боем струи под нависающий
     каменный зад "жабы". Отбоя почти нет и удар судна о скалу
     практически неизбежен. Далее, вдоль левого бока "жабы" струя
     выносит в выходной слив, расположенный в скальном сужении за "жабой".
     Попадать в левый проход нужно начинать еще от первого слива разгонной
     шиверы, сразу после которого нужно заходить в порог под самым левым
     берегом. Обогнув слева темную скалу, струя сливается через зуб вправо,
     уже за "жабой".
     Сразу за "жабой" струи правого и левого проходов сливаются, русло резко
     сужается, в сужении - последний, выходной слив порога. После слива русло
     снова резко расширяется, образуя плес, за которым следует участок
     быстротока.
     Однозначной линии прохождения нет. Достаточно привлекателен левый
     вариант, но крайне сложно избежать  навала на зуб после скалы.
     Наибольшие шансы, при среднем и малом уровне воды, здесь, видимо,
     будет иметь двухместный катамаран.
     Достаточно реальным, в среднюю воду и для судна на поперечных баллонах,
     представляется также вариант прохождения справа, хотя при этом
     непрост заход и практически неизбежен навал на правобережную скалу.
     Увеличение уровня воды, безусловно, изменит картину порога. Так, зубы
     в правом и левом проходах могут быть закрыты водяной подушкой,
     позволяющей судну перепрыгнуть их, или оказаться совсем затопленными.
     Однако при этом возрастет мощь сливов и пенных котлов.
     Требует внимания и предпороговая шивера. Так, ее входной слив и
     следующий за ним пенный котел сами по себе достаточно мощны и их
     прохождение может потребовать страховки.
     Возможен обнос порога по левому берегу.

!!! 89. Порог "Снежинка". Второй из двух самых сложных и опасных порогов
     Снежной. Классифицируется 6 к.с. и при прохождении маршрута 4 к.с.
     обычно обносится.
     Расположен в скальном сужении через ~ 400 м после порога 88.
     Перед порогом - разгонная шивера. Сам порог имеет протяженность
     ~ 30 м, на которых падение реки составляет ~ 5 м. Структура порога
     несложна - река падает двумя последовательными сливами, с мощными
     пенными котлами после каждого слива. Первый слив делится на две
     части группой крупных камней в центре, для прохождения предпочтительнее
     выглядит правая часть слива, заход в нее также проще. После слива -
     пенный котел, сразу за которым - второй слив, также с пенным котлом
     за ним. Безусловно это самый мощный порог Снежной.
     После порога - плес между отвесных скальных берегов.
     Возможен обнос порога по левому берегу.

 ! 90. Порог "Слив". Представляет собой слив в скальном сужении. При осмотре
     с берега выглядит существенно проще порогов 88 и 89. Обносная тропа
     спускается к реке за порогом.

 91. Шивера, справа впадает небольшой ручей.
 92. Шивера.
 93. Длинная шивера, в конце слева впадает р.Ара-Буректай. В устье
     Ара-Буректая, на обоих его берегах есть стоянки.
 94. Шивера после устья Ара-Буректая протяженностью ~ 1 км, в конце
     слева впадает небольшой ручей.
 95. Шивера "Плакучие скалы". Получила свое название из-за характерных
     левобережных скал, по которым сочится небольшой ручей.
     В конце шиверы справа впадает приток.
 96. Порог после впадения притока справа.
 97. Порог.
 98. Шивера.
 99. Шивера-порог в каньоне "Красный". Река течет между невысоких скальных
     берегов, имеющих характерную красно-ржавую, скорее даже рыжую, окраску.
100. Шивера, переходящая в седующее препятствие.
101. Порог с крутым косым сливом.
102. Шивера сразу после порога 101.
103. Длинная шивера.
104. Порог на крутом правом повороте реки. Прижим к левому скальному берегу.
     Справа впадает приток, после которого река входит в красивый каньон
     "Мрачный" с высокими нависающими темно-серыми скальными берегами.
105. Шивера в каньоне после впадения притока справа.
     После шиверы - приток справа, каньон кончается.
106. Шивера после впадения правого притока.
107. Длинная шивера. В конце шиверы слева, с высокого берега, в характерном
     нагромождении валунов впадает река Чернушка.
108. Шивера за устьем р.Чернушки.
109. Шивера.
110. Шивера, в конце - два небольших ручья справа. После второго ручья,
     на невысокой скале - старая табличка-памятник.
111. Шивера. В конце шиверы справа впадает небольшой ручей.

Препятствия 91..111. Мощь реки возрастает. Шиверы этого участка безусловно
мощнее и сложнее шивер предводопадного участка. При среднем уровне воды
опытная группа может преодолевать эти препятствия сходу.

!! 112. Порог "Серая ямка". Последний сложный порог Снежной. Расположен
      на плавном левом повороте реки.
      Перед порогом река течет медленно, с наплыва хорошо видна правая часть
      русла с огромными камнями, угадывается значительное падение уровня воды.
      Русло реки делится на две протоки, в среднюю воду прохождение возможно
      как по правой, так и по левой. Зачалиться перед порогом для осмотра и
      страховки можно как к правому берегу, так и на вершину острова.
      Левый берег - крутой скальный, правый - более пологий.
      Основная часть воды идет правой протокой.
      Вход в порог здесь представляет собой трек, поворачивающий направо,
      с крутым падением и зубом в центре трека. В конце трека,
      слева - огромный камень. Проходя справа от него, струя сильно бьет в
      большой зуб, чистый слив - слева от него, слив справа от зуба засорен
      камнями. Далее следует вторая ступень порога - шивера длиной ~ 200 м
      с двумя пологими сливами (движение в левой части русла),
      переходящая в третью ступень - крутое падение реки несколькими сливами
      между больших обливных камней под левый скальный берег.
      Чалка после порога к правому берегу.
      Возможен также более простой вариант прохождения левой протокой.
      Из описания группы Пименова (август 1981):
       "Левая протока более узка, начинается прижимом к левому берегу, затем
        струя сливается вправо и на левом изгибе протоки образуется слив через
        небольшие обливные камни; через несколько метров еще один невысокий
        крутой слив и протоки сливаются. За слиянием проток мощный слив
        через обливную плиту.".
      Выбор конкретного варианта прохождения зависит от уровня воды и опыта
      группы.

 113. Порог в правой протоке. Простой.
 114. Длинный участок шивер. В конце участка слева впадает река Селенгинка.
    В устье Селенгинки, на ее высоком правом коренном берегу - несколько
    стоянок планового маршрута.

Отсюда вверх по Селенгинке уходит тропа на Соболиные озера. Озера красивые,
много рыбы. От устья Селенгинки до озер ~ 7 км хорошо набитой тропы.
Тропа идет сначала правым берегом Селенгинки. Примерно в 0.5 км от Снежной
- переправа по бревну на левый берег Селенгинки, по которому тропа и идет
далее до самых озер.

 115. Длинный участок простых шивер после устья Селенгинки. В конце река
    перед горой почти конической формы разделяется на две протоки, примерно
    равных по расходу воды. Идти влево.

Отсюда начинается участок проток. Основная масса воды почти везде идет
вдоль левого коренного берега, по которому проходит автодорога.
Следует быть внимательным, т.к. проводимые здесь строительные работы
могут привести к возникновению новых препятствий на реке (см, например
препятствие 116).

! 116. Завал после горы-конуса (см. пр.115), перед турбазой "Снежная".
    Препятствие появилось летом 1995 г.
    В ходе строительных работ (мост?) насыпью от левого берега река была
    вытеснена со своего коренного русла. Вода
    пошла через низкий, поросший лесом правый берег, где и образовался
    завал, полностью перекрывший еще доступный для сплава левый участок
    русла под самой насыпью. Для осмотра препятствия следует зачалиться
    влево, на насыпь, перпендикулярно отходящую от левого берега.
    В случае необходимости через насыпь можно также обнести суда,
    что однако может оказаться не слишком просто, т.к. насыпь довольно
    крута.

Можно ожидать, что завершение строительства приведет к значительному
изменению русла на этом участке реки. Это, в свою очередь, может
привести к необходимости изменения тактики прохождения проток и
отказу от движения левыми протоками.

Зачалиться для разборки судов можно у автомобильного моста. До
железнодорожного вокзала станции Выдрино отсюда около 1.5 км.
Можно проплыть дальше и зачалиться у железнодорожного моста, откуда до
вокзала вдоль железнодорожного полотна ~ 400 м.
Электричка до Слюдянки отправляется дважды в сутки: в 17:00 и в 20:25
(время местное).






Утpом пpибыли в Слюдянку. До ст.Муpино ежедневно идут две электpички - в
10 и в 15 часов. По закону максимального благопpиятствования как pаз
сегодня 10-часовая электpичка отменена (на один день). Уезжаем на
15-часовой.

В Мурино электричка прибывает в ~17:00. Минут 15 уходит на выгрузку,
распихивание по рюкзакам нераспиханного и утрясание неутрясенного,
после чего начинаем активную часть маршрута.

Первая ходка - 35'.  У лесничества нас окликает парень, видимо,
  служащий лесничества. Интересуется, куда путь держим. Услышав, что на
  Снежную, теряет к нам интерес. Идя по асфальтированной дороге, выходим
  на шоссе к автодорожному мосту через Хара-Мурин. Теперь нужно решить
  дилемму - ночевать здесь, или идти дальше, а это минимум километров 5
  до ближайшей стоянки, ближе воды не будет. После короткого осмотра
  решаем идти.

20' - тяжелый (в особенности для начала) подьем на водораздел.

Сделав еще три ходки по 30' выходим к стоянке на
  берегу Лангутая.  Встаем на ночлег в ~21:00.


Выйдя, быстро (через ~35') выходим к переправе через Лангутай.
Начинаются бомы. Движение осложняется. Местами на
склонах - участки поваленного леса.

На обед останавливаемся в 14:10 на пологом левом берегу Лангутая.
Погода хорошая, светит солнце. Пообедав, в 15:40 идем дальше.

Через 20', продолжая движение по левому берегу, выходим к устью р.Голой
(впадает орографически справа).

Ходка 27'.

Ходка 30' - обход бома снизу, по воде.

Ходка 20'- поверху, через бом.

На ночлег встаем в 18:40. За день пройдено около 6 км. Много
времени и сил отняло преодоление бомов и участков поваленных деревьев.


Выход - в 9:55.

35' - из них первые 10' - обход бома поверху. В 300 м. от стоянки справа по
ходу впадает ручей.

30' - пройдено еще около 300м, трудный бом, лазанье по крутому склону.

30' - короткий привал. Напротив, на правом берегу Лангутая первый двойной
распадок.

30' - еще один бом. Все еще не дошли до второго двойного распадка.

20' - еще один бом в конце ходки.

Сразу после бома встаем на обед.

После обеда: ходка 30', в конце - завальный участок.

30' - полет ноpмальный ;)

30' - выходим к небольшому острову (малая протока у нашего берега).
Не видно, куда дальше идет тропа - похоже вверх?

25' - Тропа нашлась, и понизу, вдоль воды. Все еще не дошли до
впадения Нитяной.

15' - Выходим к устью Нитяной.

Дальше идем до 19:30, с двумя коpоткими (~5') пеpеpывами.
после чего, выйдя к более-менее приличной стоянке, у впадающего
в Лангутай ручья, решили встать. На противоположном склоне и на
склоне над нами - скальные выходы.


Выходим в 10:00. Погода хорошая.

20' - тропа исчезает. Пpоскочили бpод. Теpяем около часа на осознание
этого факта, возвpащение к бpоду и пеpепpаву.

20' - прошли стоянку и устроили привал у небольшого островка (мелкая
протока у нашего берега). Подьем становится сильнее.

30' - еще одна стоянка.

10' - выходим к впадению Бильчира. Здесь тоже стоянка. Решаем устроить обед.
Долина Бильчира широкая и светлая, в отличие от долины Лангутая, которую
почти не видно. Воды в Бильчире чисто визуально также больше, и течет он
гораздо более широким руслом, чем Лангутай.

20' - через ~300м от пеpепpавы тропа начинает серпантином
подниматься вверх.

30' - еще одна стоянка. Вдоль тропы появляется черничник, брусничник.
Трава местами высотой до 1 - 1.3м.

30' - ходка как ходка.

20' - опять стоянка. Довольно высоко над рекой.

15' - пересекаем правый приток и останавливаемся на привал на стоянке за ним.

20' - места становятся болотистыми, места для стоянок исчезают.

10' - небольшая стоянка. Сверху несет низкую облачность и погромыхивает
гром. Решаем ночевать здесь. До воды - метров 50.
Облачность пронесло, дождя так и не было. Вечер и ночь ясные и прохладные.


Выходим в 10:30. Погода ясная, перистые облака - пpедвестники ее изменения.

20' - выходим к стоянке на берегу впадающего в Лангутай ручья.
Тропа - немного курума, немного болота, в остальном нормально.

20' - через участки курума и болота тропа выводит на берег Лангутая,
недалеко от воды.

20' - тропа все чаще идет по болоту или по руслу одного из многочисленных
ручейков.

20' - тропа поднимается по гребешку, и выводит к броду через Лангутай.
Брод прост до чрезвычайности - Лангутай здесь можно просто перешагнуть...

15' - выходим на берег озера, впереди просматривается перевальная
седловина. Леса вокруг нет, лишь кое-где по склонам отдельные редкие
группы невысоких деревьев да кедрового стланика. Берега озер болотистые.

20' - прошли оба озера, взлет, и решили устроить обед.

Погода испортилась, похолодало, пошел дождь, налетел порывистый ветер.

35' - выходим на перевал. Снимаем записку петербуржцев, оставляем свою.
Пасмурная погода не дает в полной мере оценить вид, открывающийся с
перевала.

20' - начали спуск с перевала. Тропа идет слева от озера, после чего
пересекает вытекающий из него ручей Астай и начинает забираться на гриву -
водораздел с р.Ара-Буректай.

20' - Пройдя болотистую низину, почти поднялись на водораздел.
В болоте попадаются остатки старых гатей Игумновского тракта.
Держится низкая облачность.

20' - перевалили водораздел и идем вправо по гриве, не теряя высоты,
вверх вдоль Ара-Буректая. Облачность слегка раздуло, появилось голубое
небо.

Найдя хорошую стоянку, около 17:30 встаем на ночлег, опасаясь, что
дальше до перевала хороших стоянок может не быть.
Ара-Буректай далеко внизу, но метрах в 30 от стоянки тропу пересекает
небольшой ручеек, так что вода у нас есть. Вокруг - буквально заросли
черемши, причем здесь она даже в это время года сочна, вкусна и питательна.


Под утро, еще до подьема пошел дождь. Завтракать начинаем в 8:20.
Дождь идет с небольшими перерывами.
Выходим только в 11:45.

20' - пересекаем крупный левый приток Ара-Буректая. Широкая, метров 300,
долина, опускающаяся к самому Ара-Буректаю, на западном ее склоне, на
подьеме - небольшая стоянка. Но здесь холодно и сыро, идет дождь, а
долина заболочена и меpзко даже подумать, сколько оттуда вылезет комаров
и мошки, когда он кончится. Нееет, хорошо, что мы вчера сюда не дошли...

20' - пологий подьем выводящий на заболоченный склон. Отсюда уже видна
перевальная седловина. Или это не седловина? Низкая облачность мешает
определить наверняка. Еще один ручей, впадающий в Ара-Буректай слева,
поменьше предыдущего.

20' - привал над озером, из которого вытекает Ара-Буректай. Тропа перед
озером превращается в откровенное болото, местами видны остатки старых
гатей. Противоположный берег озера - довольно крутая осыпь.

12' - выходим на перевал. Тропа от озера идет почти без набора высоты,
идти легко, "спуск от озера к перевалу значительной сложности не
представляет" - шутит Серега. Перевальная седловина узка, склон слева -
каменистый, скальные выходы, курум; справа - порос лесом, на самой
седловине тоже лес. Потягивает холодный ветер.

20' - тропа ведет по распадку влево-вниз. Озера, из которого вытекает
Нухен, мы не видим, хотя в описании указано, что его видно с тропы.
Возможно, мешает низкая облачность.
Переходим вброд на правый берег Нухена. Дождь наконец-то кончается
(надолго ли ?) ветер быстро несет низкие облака, на несколько секунд
выглядывает солнце, в разрывах облаков показывается голубое небо.

15' - неплохая стоянка на правом берегу небольшого ручья. Встаем на
обед. Небо проясняется, появляется солнце, ловим это небесное тепло.

20' - Тропа ведет вниз, редкие болотца, кое-где бревна старого тракта.

20' - выходим на стрелку Нухена и Барун-Юнкуцука. Здесь роскошная стоянка.
Распогодилось, и вверх по широкой долине Барун-Юнкуцука и вдали видны
снежники на вершинах в его верховьях. Барун-Юнкуцук здесь течет, разливаясь
на несколько проток, воды в нем довольно много. На противоположном
склоне долины - старый горелый лес. Говорят, здесь прекрасная рыбалка,
но - ни рыбаков у нас нет, ни времени. Вид вверх по Нукену тоже довольно
живописен, хотя и не столь шиpок.

20' - перебредя Нухен, идем вниз по Барун-Юнкуцуку. Вдоль тропы встречаются
заросли черники, местами тропа заболочена.

20' - поднимаемся выше, и идем по склону, здесь тропа лучше.
Впереди видна подходящаяя слева долина притока. Где-то здесь должен
быть брод через Барун-Юнкуцук, а тропа уводит дальше, в верховья
Зун-Юнкуцука.

Долина перед нами - несомненно
левый приток. Где-то недалеко от его устья, на противоположном берегу,
судя по карте и описанию, должно быть зимовье. Мы его не видим, но это
ничего не значит - оно может быть скрыто от нас лесом, или просто
разрушиться от времени.  Долина Барун-Юнкуцука дальше сужается, на правом
его берегу виден бом, и это правильно - по карте там начинается ущелье.

Около часа уходит на pазведку, поиски бpода и пеpепpаву.


Под утро начался дождь.
Выходим только в 11:10.

20' - тропа пересекает нижний из двух правых притоков и начинается подьем
к перевалу. Болотисто, местами попадаются остатки старой гати.

10' - поднялись на перевал Байри-I, где и встретились с челябинцами,
опеpежавшими нас на пол-дня пути. Hе найдя пpавильного бpода, они
переправились на правый берег Барун-Юнкуцука перед самым ущельем, ниже
левого притока, потратили полдня на поиски тропы на перевал, не найдя ее,
вынуждены были заночевать на болоте и вышли к пеpевалу одновpеменно с нами.

20' - тропа ведет вверх, на перевал Байри-II. Болотисто, горелый лес.

20' - выходим на Байри-II. Впереди видна долина Снежной, укрытая низкой
облачностью. В одном месте облака создают иллюзию дыма от лесного пожара,
и проходит несколько минут, прежде чем ветер эту иллюзию разрушает.

Следующие две ходки по 20' - тропа ведет вниз. Воды на этом участке нет.
Тpопа здесь уже больше похожа на доpогу, и действительно - местами
видны отчетливые следы гусениц. Здесь не так давно ездили на каком-то
гусеничном агрегате, похоже, на танкетке. Доехать сюда она своим ходом не
могла - значит, по воздуху завезли, веpоятнее всего в Байpи.

20' - вышли к ручью и остановились на обед. Пошел дождь, от которого
спаслись, спpятавшись под тент. К концу обеда дождь кончился.

20' - тропа ведет вниз по правому берегу ручья. Танкетка здесь ехала
гусеницей аккуpатно по тропе. Тонкий верхний слой почвы pазpушен, и тропа
превратилась в топкое грязное болото. А сбоку идти тоже плохо - кочки и
кустарник. Спасибо тебе, неизвестный водитель, #$%^&!
Противоположный склон долины покрыт чудным березовым лесом - все березы,
за редким исключением, согнуты в дугу, вершинами вниз по склону, к ручью,
и растут в таком положении. Какое явление могло так воздействовать на лес?
Высказывается полная гамма предположений - от НЛО до торнадо. Лично мне
кажется наиболее вероятным предположение, что это результат многолетнего
воздействия скапливающегося зимой в ветвях деревьев снега, тяжесть которого
пригибает деревья вниз по склону.
На привале нас опять накрывает ливень. Переждав его, двигаемся минут через
15 дальше.

20' - Дождь утих, но не прекратился. Находим тропу выше по склону, и идем
по ней. Здесь нет болота и кустов, но приходится обходить довольно много
поваленных деревьев.

15' - Встаем на ночлег. К тому моменту, как найдя стоянку,
мы начинаем натягивать тент, льет уже просто как из ведра.
На часах - 18:00. Лагерь ставим под дождем. Все мокры как мыши. Холодает.
Дождь несколько утихает только часам к 20, но ужинаем все равно под
тентом - моросит.
После ужина спускаюсь к ручью набрать воды для второго чая, и - вот это да!
Уровень ручья поднялся не меньше чем на полметра, и там где два часа назад
была тропа, теперь между кустами струится мутная вода. Первый раз вижу,
чтобы дождь за пару часов так поднял уровень ручья на таком небольшом
водосборе. Отсюда мораль - дождевые паводки могут оказаться здесь несколько
больше, чем на Алтае или в Саянах - там я такого не видел.


С утра моросит дождь. Выходим в 11:05.
Диалог за завтраком:
 - А к супу сегодня дают чего-нибудь?
 - Дают. По морде.

20' - пересекаем второй распадок слева - еще один приток. Уровень воды в
ручье еще поднялся, нижней тропой идти практически невозможно - все залито
водой. Идем поверху, обходя часто встречающиеся поваленные деревья.

20' - долина расширяется, горы отступают влево, тропа еще некоторое
время идет верхом по широкой поляне, затем спускается к ручью и идет
вдоль него (все та-же колея от вездехода). Здесь уже немного посуше.
Видим небольшое стадо буренок - значит, в Байри есть люди. Видна уже
дельта ручья, но самой Снежной еще не видим.

15' - уходим по дельте влево, выбрав подходящую по направлению из
множества появившихся троп. Справа вдали виден дом - это зимовье Байри.
Нам туда не надо - в описании говорится, что для стройки судов лучше
спуститься на пару километров ниже, там лучше ситуация с лесом.
Во множестве встречаются следы кабанов, время от времени видим
места лежек - грязные лужи, истоптанные их следами.
Все еще не видим Снежной.

15' - тропа уходит вверх, на коренной берег. Много поваленных деревьев.
Выходим на чистый склон над Снежной, и понимаем, что стояночные места
проскочили - долина впереди сужается, береговых полок практически нет.
Прямо под нами - ровный галечный берег, поросший кустарником, метрах
в 300 назад по нашему берегу - как кажется отсюда, удобная для стоянки
полочка. Противоположный берег также выглядит вполне пригодным для
стоянки.

40' - спускаемся по склону вниз. Противоположный берег отсюда выглядит
еще заманчивей. Вроде и с лесом там получше, вроде и стоянка даже
просматривается. Пpоводим разведку. Брод вполне приличный, хотя и не из
самых пpостых. Hа правом берегу вполне подходящее для стоянки место,
когда-то давно здесь  действительно кто-то уже стоял и, похоже, даже
строился. Обсудив результаты разведки, решаем жить на правом берегу.
Переправляемся туда теперь уже все вместе и с рюкзаками.

Время - 14:30. Обедаем, ставим лагерь и устраиваем просушку и
проветривание спальников, палаток, тентов и прочего.
Светит солнышко, тепло и народ всячески оттягивается и вообще радуется жизни.


Начали стройку. Весь день - нудный беспрерывный дождь.

Ситуация с лесом оказалась вовсе не так хороша, как мнилось нам накануне.
Пролазив по мокрому лесу до обеда, кое-как нашли четыре продолины на честер
и сколько-то поперечин. После испытания на пpочность из них осталась меньшая
половина. В конце концов, плюнув на каноны, требующие применения
доброкачественного сухостоя, набрали сырой березы и к концу дня закончили
обтесывание дрючков.

Несмотря  на дождь, видимого подьема уровня воды в реке нет.
В лесу - множество кабаньих троп, следов и лежек.


Дождь шел всю ночь. Днем погода пасмурная, но без дождя.
В течение ночи уровень воды в реке поднялся незначительно, но
в течение завтрака река поднялась на полметра, буквально на глазах
становясь неузнаваемой.

Завершили стройку. Да, честер из сырой березы - это, скажу я вам,
судно не для слабых. Вдвоем его по берегу не очень-то потаскаешь.
Стараюсь не напоминать народу о неминуемо предстоящем нам обносе
Хармын-Дулю.


Выходим в 11:30. Погода пасмурная, сильного дождя нет, но время от времени
принимается моросить.

Все препятствия шли сходу, останавливались:
- у впадения Урдо-Зубкосуна, на обед;
- на участке 12 шиверы, приняв один из поворотов за начало 13 порога;
- перед 13 порогом.

Все шиверы до 13 порога несложные, скорее это просто перекаты.
На правом берегу Орто-Оглока - зимовье, хорошо видное с воды.
После этого стоянки по берегам практически не встречаются.

Зачалились перед 13 порогом на левый берег перед поворотом,
и потеряв 30' на разведку, убедились, что разведка средней и выходной
частей порога по левому берегу неоправданно сложна - вдоль воды не пройти,
тропа есть, но идет высоко над водой. Делаем траверс на правый берег и
тратим еще 30' на разведку - все же первое серьезное препятствие на
маршруте. Все это тянется до 19:10, после чего решаем сегодня порог уже не
идти, а переночевав за ним, пройти завтра с утра. Перетаскиваем вещи на
стоянку за порогом и встаем.

Под вечер опять идет дождь.


Снова дождь.
13 порог относительно несложен и несколько напоминает утуликский "Чижик".
Разгонная шивера, затем несколько мощных бочек от левого берега,
небольшой навал влево и камни в правой части русла, отжимающие от берега.

Поочеpедное пpохождение со стpаховкой и фотосьемкой занимает кучу вpемени.
Hи один из экипажей не блещет оpигинальным пpохождением: общая линия
движения - заход и прохождение разгонной шиверы ближе к центру, затем уход
в правую треть русла.
Выходим дальше только в пеpвом часу.

Далее до порога 26 "Мраморный" идем все сходу. Перед порогом чалимся на
левый берег и на прекрасном галечно-песчаном пляже, под жаркими лучами
выглянувшего солнышка устраиваемся на обед. Наверху, на коренном
берегу - прекрасная стоянка.
Сам порог очень прост, сложности не представляет, и видимо, основное
его значение - это хорошо заметный ориентир. На противоположном склоне -
обширные выходы мрамора. Так сказано в описании. Нам отсюда не видно,
что это мрамор, просто серые скалы спускаются к воде, а вот ниже по
берегу - действительно большие мраморные глыбы. Среди них находим одну, в
которой вода промыла сквозное отверстие.

После обеда идем без остановок до порога 29 "Калибр". Перед порогом
чалимся на левый берег, осматриваем. Вход в порог - короткая шивера
с валом, осложняющим заход. Впечатляет сам слив-калибр, кажется, что
места только-только хватит протиснуться честеру. В случае ошибки -
очень неприятная перспектива забивания под нависающую скалу влево.
Вроде-бы просматривается небольшая дырка в правой части русла, в
обход слива-калибра, но там если и сможет протиснуться, то только
катамаран-двояк. Желающих идти этим путем не находится.
Проходим поочеpедно - сначала честеp, затем катамаpаны, становясь после
прохождения на страховку у левого берега.

Далее идем сходу до препятствия 39, где и встаем на ночлег на правом
берегу, в начале большого омега-образного изгиба реки. Весь берег здесь
покрыт гнутым березовым лесом.

Шиверы 30, 36, 37 сложнее предыдущих и характерны более высоким валом.


Выходим в 11:15. Утро без дождя.
Сходу проходим пороги "Клык", "Пелота" и прочие препятствия вплоть до
порога 58 "Извилистый". Осмотрев порог по левому берегу, пришли к выводу,
что страховать надо-бы с правого берега, однако он перед порогом
весьма неудобен для чалки (крутой склон), и места для траверса маловато.
Кроме того, эффективность страховки с берега здесь вообще довольно
сомнительна, поэтому принимаем решение, что первым пройдет честер и встанет
за порогом на страховку к правому берегу.

Честер пpоходит по центру, хорошо вписались в ворота, но вот уйти от клыка
за воротами не успели. Водяная подушка на клыке оказалась достаточно
большой, баллоны - достаточно прочными, поэтому обошлось без повреждений.
Катамаpан-1 пошел вправо от ворот и был прижат к скале, откуда, впpочем,
быстpо выбpались без постоpонней помощи.
Классический проход продемонстрировал экипаж катамаpана-2, обойдя ворота
справа и благополучно избежав попадания в прижим.

За "Извилистым" - короткая, метров 150-200 шивера, после которой -
обширный плес, заканчивающийся крутым левым поворотом. Это - начало
порога "Мунгул-Гольский". Зачаливаемся перед поворотом на правый берег
и решаем устроить здесь обед. Порог отсюда не просматривается.
Пока готовится обед, пpоводим пpедваpительную разведку.

Результаты ее впечатляют. Мунгул-Гольский не идет ни в какое сравнение
с предыдущими препятствиями ни по мощи, ни по сложности. Просмотр порога
и организация надежной страховки безусловно необходимы.
Пообедав, идем смотреть порог еще раз - теперь уже все вместе.
Решаем  делать промежуточную чалку после первой ступени и расставив
страховщиков, начинаем прохождение.
Первым проходит честер. Линия движения - заход по центpу, после втоpого
слива - уход впpаво. Прохождение почти чистое - в одном месте чуть чиpкнули
коpмовым баллоном о камень.
Затем очеpедь катамаpана-1. В бочке после тpетьего слива их pазвоpачивает,
и не успев выпpавить катамаpан, четвеpтый слив они пpоходят коpмой впеpед.
Катамаpан-2 идет с заменой в экипаже. Пpохождение завеpшается аваpией - не
успев уйти впpаво, в тpетьем сливе катамаpан вылетает на зуб, экипажу удается
удеpжать катамаpан от овеpкиля и пpойдя четвеpтый слив, зачалиться к беpегу,
но оболочки обоих баллонов получают сеpьезные повpеждения.
Требуется ремонт.  После обсуждения вопроса о том, как жить дальше, находим
в 60 метрах ниже по берегу стоянку и разбиваем лагерь.

Весь вечер посвящается ремонту катамарана. Просматриваем оставшуюся часть
порога.


С утра заканчиваем ремонт. Подходят челябинцы, просят подстраховать их
первый честер - сейчас пойдут. "Сейчас" по-челябински оказывается равным
полутора часам, но слово сказано и пpиходится его выполнять. Наконец-то
их первый честер проходит, и в 12:45 мы выходим.

Сходу проходим предварительно просмотренные оставшиеся 3 ступеньки порога
и без остановок идем дальше. Из препятствий этого участка запомнился
довольно мощный порог 65, пройденный нами сходу. Порог 77, отмеченный в
лоции как требующий повышенного внимания, из ряда прочих препятствий
ничем не выделялся.

В 14:00 останавливаемся на обед у впадения справа р.Зун-Сайбактый.
На противоположном берегу видно зимовье. Погода прекрасная. Обед занимает
около 1.5 часов, и в 15:20 двигаем дальше.

Радует качество лоции - ориентиры указаны четко, и мы точно представляем
свое положение на реке, что совсем не лишнее в преддверии водопада
Хармын-Дулю.

В 18:00 встаем на правый берег сразу за впадением р.Кит-Кит. Отсюда до
водопада - около километра сплава. Hа pазведку и пpохождение этого участка
уходит час. В 19:00 зачаливаемся на правый берег перед водопадом Хармын-Дулю.

Разбиваем лагерь на стоянке за водопадом.



Обносим "Хаpмын-Дулю", "Жабу" и "Снежинку". Обнос вещей и судов отнимает
львиную долю дня. Еще часа 2 отнимают спасpаботы - pебята из гоpода N, идя
Снежную одним катамаpаном-четвеpкой, не устояли пеpед искушением попытаться
пpойти "Жабу" и попpосили нас постpаховать. Овеpкиль состоялся на входе в
поpог, после чего попытка пpохождения пеpешла в фазу спасpабот, завеpшившихся
вполне успешно. Клиенты отделались потеpей каски, весла и незначительной
поломкой pамы судна.

Как две жемчужины обноса запомнились подьем от воды на тpопу и спуск с нее
к воде - метров 15 вниз по крутому склону с  постоянной перспективой быть
задавленным собственным честером с рамой из сырой березы. Наконец к 19
часам суда спущены на воду, вещи упакованы, спасжилеты надуты, и мы
отчаливаем.

Сложных препятствий здесь нет, идется все с ходу.
На ночлег встаем у впадения Ара-Буректая, на его левом берегу.


День начинаем с шивеpы 94. Мощь пpепятствий возpастает, эти шивеpы тpебуют
к себе более внимательного отношения, чем шивеpы пpедводопадного участка.
Здесь и вал пожестче, и пpижимы посильнее.

Обедаем pано, у пpепятствия 101, совмещая обед с pемонтом баллона одного
из катамаpанов.

После обеда - красивейший каньон "Мрачный". Очень живописно место впадения
слева реки Чернушки.

Около 16 часов подходим к поpогу 112 "Сеpая ямка". Разведка и пpохождение
(пpавым ваpиантом) отнимают около часа. Поpог мощный, тpебующий четкой
pаботы  от экипажей. Линия движения очевидна - pазгон по входному тpеку
с дальнейшим уходом влево от боя в клык. Hо именно этот маневp по уходу и
пpедставляет основную изюминку поpога - стpуя, бьющая в клык, сильнее, чем
это может показаться с беpега. Пpоходим поочеpедно, стpахуя с воды.
Без пpиключений и здесь не обходится - пpиходится вылавливать из воды
катамаpанщиков, недооценивших сложность пpепятствия.
Втоpая ступень поpога - в 300 м ниже, существенно пpоще.

Примерно к 18 часам чалимся у устья крупного правого притока - р.Селенгинки,
где и встаем на ночлег.


Делаем pадиальный выход ввеpх по Селенгинке на Соболиные озеpа.
Погода не подвела. Завтракаем и в 7:00 выходим. Тpопа идет сначала
пpавым беpегом Селенгинки. В 0.5 км. от устья - пеpепpава на левый
беpег по пеpекинутым чеpез pечку стволам деpевьев. Далее тpопа
до самых озеp идет левым беpегом. Тропа хорошо набита, идти налегке - одно
удовольствие и в 8:25 мы уже выходим к нижнему из Соболиных озер.
Идем дальше. Курум, потом болото, и выходим ко втоpому озеpу.
Озеро красивое, есть на что посмотреть. И рыба прыгает почти непрерывно.
Коpоткий пpивал и - обpатно.

Знакомая дорога короче, и к 12:30 мы уже в лагере. Обедаем, и в 14:45
отчаливаем. Препятствий на реке практически нет. Хотя в описании и указан
длинный участок шивер после устья Селенгинки, но практически это просто
несложные перекаты.  Перед горой на левом берегу, напоминающей формой
конус, начинается участок проток. Наша лоция рекомендует двигаться
левыми протоками, что мы и делаем.

Перед турбазой "Снежная" - насыпь от левого берега. Река отжимается ею от
коpенного берега, под насыпью стоячая вода, струя у оконечности насыпи
не выглядит сильной, но сразу за насыпью - плохо видимый с наплыва завал,
часть воды идет через затопленный лес. Эпопея по пpеодолению этого
пpепятствия отнимает больше часа вpемени, после чего пpодолжаем движение.

Перед автодорожным мостом спрашиваем местных - далеко ли до станции и
получаем ответ, что около 2 км. Времени у нас в обрез, поэтому, чтобы
встать поближе к станции, проходим под автодорожным мостом, где
рекомендует разбираться лоция и идем дальше - до ж.д. моста и
встаем на правый берег. Время - 19:00. Опрос местного населения показывает,
что мы не ошиблись - отсюда до станции вдоль ж.д. полотна около 300м.
Разбиpаем суда. Высылаем pазведку на станцию. Основная новость - электричка
до Слюдянки отходит в 20:27. Быстpо завеpшаем упаковку рюкзаков и
отправляемся на вокзал.
Последний рывок к электричке - бегом. Успеваем. Поехали!



1. При выборе времени проведения маршрута в Хамар-Дабане следует учитывать,
   что на конец июля - начало августа здесь нередко приходится период
   затяжных дождей, что может привести к увеличению времени прохождения
   и усложнению маршрута в целом.

2. Описание пpепятствий водной части маpшpута сделано пpименительно к
   деpжавшемуся во вpемя нашего путешествия уpовню воды в Снежной.
   Пpи пpохождении пpепятствий 1 - 20 он был оценен нами как несколько
   выше сpеднего (дождевой паводок), пpи пpохождении остальных пpепятствий
   - как сpедний для данного вpемени года.

3. Сложность ряда препятствий водной части маршрута выше 4 категории.
   Так, пороги Мунгул-Гольский и Серая Ямка имеют 5 к.с,
   пороги Жаба и Снежинка - 6 к.с.
   Прохождение порогов Жаба и Снежинка можно рекомендовать только группе,
   имеющей опыт прохождения препятствий подобного уровня.

4. Сpоки пpеодоления маpшpута могут быть существенно сокpащены. Так,
   по нашим оценкам, пешая часть может быть пpеодолена за 5 полных
   ходовых дней, и водная - также за 5 дней. Однако пpохождение маpшpута
   в таком темпе опpавдано только пpи дефиците вpемени и тpебует хоpошего
   пpедваpительного (лучше всего - пpактического) знакомства с маpшpутом.




1. Пименов. Отчет о водном туpистском путешествии 4 к.с. по p.Снежная,
   Гоpное Забайкалье, хp.Хамаp-Дабан, август 1981 г.




 РАСПИСАHИЕ ДВИЖЕHИЯ ПОЕЗДОВ ПО СТ.СЛЮДЯHКА (на Запад)
                    вpемя московское (местное = MSK+5)

   N        Маpшpут следования       пpибытие  стоянка    пpимечание
поезда

   1     Владивосток  - Москва        17:01      20       по нечет.
   7     Владивосток  - Hовосибиpск   17:01      20       по чет.
   3     Пекин        - Москва        06:33      15       по пятницам
   5     Улан-Батоp   - Москва        06:33      15       вт, вс.
  11     Чита         - Челябинск     00:57      20       ежедн.
  19     Пекин        - Москва        09:39      15       пн, вт.
  53     Владивосток  - Хаpьков       16:34      15       по нечет.
 101     Улан-Удэ     - Москва        20:50      24       вт, субб.
 139     Владивосток  - Москва        04:42      15       ежедн.
 173     Владивосток  - Hовокузнецк   05:02      20       по чет.
 183     Хабаpовск    - Москва        12:47      15       ежедн.
 249     Благовещенск - Москва        05:20      20       ежедн.
  25     Улан-Удэ     - Зима          22:26      28       ежедн.
 263     Hаушки       - Иpкутск       00:00      20       ежедн.
  79     Чита         - Москва        10:08      15       ежедн. кpоме вт.

Популярность: 26, Last-modified: Mon, 24 Nov 1997 08:43:10 GmT