---------------------------------------------------------------
 From: Alexei Tulin (tulin@img.ras.ru)
 Date: 25 Dec 1998
---------------------------------------------------------------

     ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕШЕ - ВОДНОГО
     МАРШРУТА
     V - КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
     ГРУППОЙ ТУРИСТОВ ИЗ МОСКВЫ








     п. Акташ, руч. Мажой, руч. Карасу, руч. Ештыкол,
     руч. Шабага, Шавлинские озера, р. Шавла,
     р. Аргут, р. Катунь, р. Большая Самульта,
     р. Катунь, п. Маджерок.



















     МОСКВА
     1995 г.
















     1. ПАСПОРТ МАРШРУТА.

     1. Вид путешествия - пеше-водное.

     2.  Район  путешествия  -  Алтай  (Северочуйский  хребет, Самультинский
хребет).

     3. Средства передвижения - катамаран-4, катамаран-2.

     4. Протяженность маршрута - ~ 420 км
     из них сплав - ~ 310 км
     пешая часть - ~ 110 км.

     Продолжительность активной части
     маршрута - 28 дней.

     Число ходовых дней:
     сплав - 15 дней,
     пешком - 8 дней,
     дневки - 5 дней.

     7. Сроки путешествия - 14.07.1995 - 20.08.1995.

     8. Число участников - 7 человек.

     9. Категория сложности - пятая (V).

     10. Маршрутная книжка N0 1/4-501
















     2. СОСТАВ ГРУППЫ.

     No
     Ф. И. О.
     Должность
     Опыт походов (категории сложности)

     1
     Тулин Алексей
     командир группы, командир катамарана-4, врач, оператор, фотограф
     IIу (Охта), IIIр (Шуя лето), IIIр (Шуя весна), IIIр  (Черемоши  осень),
IIIр (Черемоши весна), IIу (Явонь), IVр (Зун-Мурин)

     2
     Шетлер Георгий
     завхоз, боцман катамарана-4
     IIIу  (Шуя  весна),  IIIу  (Черемоши осень), IIIу (Черемоши весна), IIу
(Явонь), IVу (Зун-Мурин)

     3
     Халин Алексей
     гребец катамарана-4
     IIy (Вамо-Водло), IIIу (Шуя  лето),  IIIу  (Кожа),  IVy  (Белая  Кавказ
(рал-ли))

     4
     Аникеева Оксана
     гребец катамарана-4
     IIIу (Шуя лето), IIIу Б. Зеленчук.

     5
     Тулина Наталия
     оператор, фотограф, гребец катамарана-4
     IIIу (Шуя лето), IIIу (Черемоши весна), IIу (Явонь), IVу (Зун-Мурин)

     6
     Васильев Владимир
     командир катамарана-2, фотограф
     ......IIIу,  IIIу, IIIу, IIIу, IVу (Саянская Ока), IVу (Зун-Мурин), IIр
(Явонь)

     7
     Булычев Сергей
     гребец катамарана-2, рыбак
     IIIу (Тумча), IIIу (Умба-Коловица), IIу (Винча).


     ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
     День
     Дата
     Основные пункты
     Основные препятствия
     Погода
     Расстояние(км)
     Ход. время

     1
     18. 07.
     Чуйская ГЭС - р. Карасу
     подъем на плато 2200
     25оС солнце
     пешком 16 км
     5 ч.

     2
     19.07.
     перевал, долина р. Ештыкол, р. Шабага
     перевал 2500 м, заболоченные долины, сыпухи на р. Шабага
     дождь с утра, 20оС солнце, снег на перевале, вечером дождь
     26 км
     6,5ч.

     3
     20.07.
     Стрелка р. Шабага и Шавла

     20грС, солнце
     1 км
     30 мин

     4
     21.07.
     дневка, баня

     25оС, солнце



     5
     22.07.
     оз. Шавло, оз. Верхнешавлинское, альп-лагерь
     подем, сыпухи на оз. Шавло
     25оС, солнце
     30 км
     7,5ч.

     6
     23.07.
     ледниковые озера, ледники, оз. Шавло, стрелка Ш и Ш
     те же, что и 7.08.
     25оС, солнце
     45 км
     9 ч.

     7
     24.07.
     стапель

     25оС, солнце



     8
     25.07.
     сплав до п. Эшафот
     пр. 1 - 3.
     С утра пасмурно, днем 25оС, солнце
     3 км
     5 ч

     9
     26.07.
     до п. Мономах
     пр. 3 - 6.
     С утра пасмурно, днем 25оС, солнце
     2 км
     6 ч

     10
     27.07.
     до п. Уйгур
     пр. 7 - 15.
     20-25оС, солнце, дождь
     6 км
     7 ч

     11
     28.07.
     дневка

     20-25оС, дождь, солнце



     12
     29.07.
     до п. Ак-Оюкские кудри
     пр. 15 - 21.
     пасмурно, днем 20оС, солнце
     4 км
     7 ч

     13
     30.07.
     до пр. 25.
     пр.21 - 25.
     15-20оС, дождь, солнце
     2 км
     4.5 ч

     14
     31.07.
     р. Кара-Оюк
     пр. 26 - 28.
     пасмурно, днем 20оС, солнце
     3 км
     4 ч

     15
     01.08.
     р. Бельсу
     пр. 29 - 33.
     15-20оС, дождь, солнце
     3 км
     6.5 ч

     16
     02.08.
     перед п. 37
     пр. 34 - 36.
     15оС,дождьвечером ливень, сходят сели
     2 км
     5 ч

     17
     03.08.
     п. Неустроева
     пр. 37 - 38.
     15-20грС, пасмурно
     1 км
     2 ч

     18
     04.08.
     дневка, баня
     пр. 38.
     20оС солнце



     19
     05.08.
     п. Шивера Z
     пр. 39 - 42 (Шавла) пр. 43 - 46 (Аргут)
     25оС, солнце.
     27 км
     6.5 ч

     20
     06.08.
     до "Кафе Аргут"
     пр. 47 - 53.(Аргут)
     25оС, солнце
     13 км
     6.5 ч

     21
     07.08.
     за р. Кадрин.
     пр. 45 - 65.(Катунь)
     25оС, солнце
     75 км
     8 ч

     22
     08.08.
     до р. Б. Самульта.
     15 км вверх
     пр. 66 - 72.
     подъем
     25оС, солнце
     15 км
     15 км
     2 ч
     4 ч

     23
     09.08.
     6 км вверх
     скальные бомы, подъем
     25оС, солнце
     6 км
     6 ч

     24
     10.08.
     5 км вверх
     скальные бомы, каньон
     25оС, солнце, вечером дождь
     5 км
     5 ч

     25
     11.08.
     стапель

     25оС, солнце



     26
     12.08.
     сплав по р. Б. Самульта и Катунь до п. Еланда.
     пр. 15 - 20 (Самул.) пр. 73 - 93 (Катунь)
     25оС, солнце
     85 км
     8.5 ч

     27
     13.08.
     до п. Маджерок
     пр. 94 - 109
     25оС, солнце
     80 км
     8.5 ч

     28
     14.08.
     г. Бийск






     Описание прохождения маршрута:
     4. 1. Заброска.
     Поездом Москва - Бийск доехали до г. Бийска, параллельно следовало штук
пять групп,  так  что  было  весело,   получили   массу   полезных   советов
относительно  сплава  по  маршруту.  В  Бийске совместно с группой из МАИ (8
человек), также  забрасывающихся  на  Шавлу,  на  автобазе  "Турист"  наняли
автобус  "Пазик"  до  п. Акташ (по 100 тыс. с чел.). Выехали вечером того же
дня (в 17 часов) и в  6  часов  утра  следующего  были  возле  недостроенной
Чуйской ГЭС.

     4. 2. Пешая часть
     От  ГЭС  за  1.5  часа  дошли до места слияния р. Чуя и р. Мажой. Здесь
через р. Чуя есть большой мост, от него вдоль р. Мажой срепантином на  плато
поднимается  тракторная  дорога.  По  плату  дорога  доходит до летней фермы
(джейляру) и за ним поднимается серпантином на 300 м к плато р.  Карасу,  за
которым  также  есть  джейляру.  На ручье мы встали на ночевку, вода в ручье
была лишь в 500 м выше от дороги,  а  дальше  уходила  в  землю.  Утром  нас
посетили егеря заповедника и оштрафовали нас (по 5 тысяч с человека). Дорога
идет  от  р.  Карасу  (фото  1  - 3) до долины р. Ештыкол почти без набора и
потери высоты (в пределах 50 м), надо свернуть  с  дороги  на  туристическую
тропу  (опознавательный  знак  -  скала-останец  с  лева  (фото  4)). Оттуда
начинается снижение к р. Шабага по сильно  заболоченной  долине  р.  Ештыкол
(фото  5).  Р.  Шабага  был  сильно  вздут из-за многочисленных осадков (при
подходе к перевалу прошел даже  снег)  и  тропа  в  начале  -  размыта,  что
осложнило  движение  группы.  Встали,  не доходя <1 км Шавлы, выше по Шабаге
стоянок вообще нет (серьезно). Стрелки Шавлы и Шабаги  достигли  лишь  утром
следующего  дня.  Здесь  удобное  место для дневки, есть возможность сделать
баню.


     3. Радиальный выход на Шавлинские озера.
     По   левому   орографическому   берегу   р.   Шавла   идет   тропа   до
Верхнешавлинского  озера  (фото  6 - 9), там она переходит на правый берег и
ведет к небольшому лесу в северной  оконечности  озера  (фото  10),  где  мы
обнаружили  большой альп-лагерь (~ 60 чел.). Дорога до него заняла 5 ходовых
часов от стрелки Ш и Ш. На следующий день  поднялись  к  ледниковым  озерам,
маренам  и ледникам (фото 11 - 15), на альпийских лугах много щавеля и лука.
После обеда вернулись к базовому лагерю на стрелки.

     4. 4. Лоция реки Шавла (от устья р. Шабага).
     1. Шивера длиной 200 м с прижимом к правому берегу в  конце  начинается
сразу за стрелкой. Первый участок с плавным правым поворотом имеет длину 100
м  слева  галечная  отмель.  Второй  участок  - в правой протоке у лесистого
острова - 50 м.  Последние  50  м  -  крутой  левый  поворот  с  прижимом  к
правобережным камням. Проходили центром струи со взаимной страховкой с воды.
     За  прижимом  -  300  м  быстротока на прямом участке, затем на плавном
правом повороте у правого берега лежат корневищами вниз одно за  другим  два
дерева,  образуя  улова.  Метров  15  ниже  в  левой  части  струи - большой
надводный камень. На участке быстротока тренировали чалку и траверсы потока.
Чалились за деревьями к правому берегу.
     За правым поворотом остров, за ним через 200 м - крутой левый поворот с
разбоем. У слияния проток на правом берегу - скала "Артыбаш" - гранитный лоб
карельского типа, это начало порога "Пунктир".  Чалились  за  "Артыбашем"  к
правому берегу.
     2. Порог "Пунктир" длиной около 250 м начинается сразу за "Артыбашем" и
расположен на слабом левом повороте. Основная струя, перегороженная бревном,
идет вдоль  левого  берега  с  валами  до  1  м.  Возможен  проход справа от
"Пунктира" надводных камней в правой трети русла. Плавно переходит  в  порог
"Шлагбаум".
     3.  Порог "Шлагбаум" длиной около 250 м условно может быть отделен от 2
шиверой длиной около 50 м. Во входной части у  правого  берега  -  небольшой
островок,  в  правой протоке которого завал - запруда - "Шлагбаум". Основная
струя прижимается к левому берегу и на некрутом  правом  повороте  в  створе
"Шлагбаума"  сливается  с  гряды  обливных  камней  (фото  16,  17), образуя
двухступенчатый слив более 1 м и за ним - красивый треугольный  вал  1  м  в
сужении  струи  до  8  м.  Затем  следует  шивера метров 50 длиной. Чалка за
порогом возможна как к левому, так и  к  правому  берегу,  разведка  удобнее
справа.
     Проходили  "Пунктир" и "Шлагбаум" с промежуточными чалками всеми судами
без вещей (вещи  обнесли  за  "Эшафот").  Катамаран-4  зачалился  к  правому
берегу,  при  перечаливании  к  месту  лагеря вошел в разгонный поток порога
"Эшафот", не смог зачалиться и прошел порог (фото 18). Встали на стоянку  за
"Эшафотом". Катамаран-2 проходил 4 на следующий день.
     4.  Порог  "Эшафотом" (фото 19, 20) длиной около 300 м начинается после
100 м быстротока за 3 и состоит из 2-х ступеней. На  заходе  расположен  ряд
узких  сливов до 1 м на плавном правом повороте. Ключевое место порога - два
слива более 1,5 м на участке около  50  м  разделенные  рядом  сливов  через
обливники  с  бочками.  За  вторым сливом 1-я ступень кончается. 2-я ступень
включает в себя участок на левом повороте  с  бревном,  торчащим  с  правого
берега  на  3  м  (зазор  над водой 1 м), - "Эшафотом" и выходную шиверу, за
бревном в центре струи лежит надводный камень. На левом повороте  у  правого
берега  -  остров  с  большим камнем - скалой в голове. За порогом на правом
берегу - хорошая стоянка.
     Проходили порог на разгруженных судах,  страхуя  с  правого  берега  за
вторым  сливом.  Во  2-й  ступени  уходили  к левому берегу, оставляя камень
справа. Чалились сразу за островом к правому берегу.
     За порогом - быстроток 150 м, и затем - шивера - перекат длиной 200  м.
После переката следует простой участок длиной около 800 м.
     5.  Шивера  "Зета" длиной около 700 м начинается грядой обливных камней
поперек русла в 100 м перед разбоем. Левая протока резко поворачивает  влево
и  через  150  м  имеет  участок  с резким правым, а затем левым поворотами,
последний из которых расположен у слияния проток. В русле -  камни,  удобное
место  для  чалки  - галечная отмель за резким левым поворотом после слияния
проток, затем следует правый поворот, и за ним - быстроток с большим уклоном
длиной 250 м. На некрутом  левом  повороте  необходимо  чалиться  к  правому
берегу  перед  порогом  "Мономах". Хорошую схему шиверы "Зета" можно найти в
отчете 4622.
     Чалились на прямом участке быстротока перед  "Мономахом",  выбрасываясь
на  мелкосидящие  камни  у  правого  берега. Чалка к правому берегу на левом
повороте привела к потере весла с катамарана-2.
     6. Порог "Мономах" длиной около 300 м начинается за  30  м  до  правого
поворота  сливами  под  нависающим  с правого берега деревом, за поворотом -
каменный желоб длиной 150 м с мощными  сливами,  валами  и  бочками  поперек
всего русла. Особенно мошны первый перекрученный слив и за ним бочка с валом
более  метра,  желоб кончается перед правым поворотом с прижимом к островной
отмели. В основная правая протока на три  четверти  перегорожена  бревном  с
левого  берега,  перед  прохождением  верхушку  бревна  отпилили.  Сразу  за
поворотом в центре струи лежит больной облавной камень с мошной  подушкой  и
сбросом  - трамплином высотой около метра ("Шапка Мономаха"). Проход - слева
шириной около 2,5 м. За обливником - 100 м быстротока до левого поворота,  в
шахматном  порядке лежат одно за другим три дерева два с правого берега одно
с левого, струя совершает замысловатый  трек  осложненный  выходной  шиверой
длиной  50  м  с  навалом  струи на зубья в правой трети русла, за перекатом
длиной 100 м на левом повороте начинается порог "Трек".
     Проходили порог на разгруженных судах со страховкой с правого берега  в
конце  желоба  и  в  месте чалки перед "Треком". Заходили в порог по центру,
желоб шли центром и затем правее, чтобы избежать навала на остров,  обливник
обходили  слева,  задевая подушку правым баллоном. Выходную шиверу проходили
слева  направо.  Чтобы  уйти  в  левую  часть  струи  на   левом   повороте,
использовали  тень  обливного  камня в левой части русла, заходя в нее левым
баллоном.
     Между порогами хорошая стоянка.
     7. Порог "Трек" длиной 70 м расположен за левым поворотом сразу  же  за
выходной  шиверой порога "Мономах" На левом повороте - остров с малозаметной
левой протокой, правый берег на повороте - болото. В этом месте -  прижим  к
завалу,  отмель струя проходит вокруг лежащего в левой половине русла бревна
в узкие ворота (2.5 м), а затем - прижим к камням. Основной  трек  находится
на правом повороте, который начинается сразу же после левого поворота.
     Проходили  порог  тандемом после беглой разведки справа, чалились через
300 м перед крутым правым поворотом к левобережной отмели.
     8,9,10. Каскад порогов "Сувак". Расположен на  участке  длиной  1.5  км
между  порогами  "Трек"  и  "Тройной". Надводные камни, пологие сливы, валы.
Идентифицировать их в нашу воду было трудно шли тандемом без предварительной
разведки.
     Через 350 м после правого поворота - разбой, основная протока -  левая.
Через  600  м  после  разбоя  на  плавном левом повороте начинается заходная
шивера порога "Тройной". Передовой катамаран-4 попал  во  входную  шиверу  и
зачалился  к  правому  берегу в непосредственной близости от основного слива
порога (потеряли весло).
     11. Порог "Тройной" длиной 200 м начинается заходной шиверой длиной 100
м за плавным левым поворотом.  Шивера  оканчивается  крутым  подковообразным
сливом  высотой  около 1,5 м перед правым поворотом на 90 град. В малую воду
здесь три слива, имеющие разную направленность.  За  сливом  через  10  м  -
надводный  камень,  в  центре русла, основная струя идет слева, правая часть
струи заперта небольшим надводным камнем, кончается порог галечным островком
за правым поворотом.
     12.  Порог  "Калибр"  длиной  200  м  представляет  собой  естественное
продолжение  предыдущего порога. Через 30 м за галечным островком в конце 11
находятся первые "ворота" со сливом около 1 м и пенным валом. Еще через 30 м
река подпирается вторыми воротами  из  больших  камней:  левый  примыкает  к
берегут  правый  расположен  в правой трети русла так, что существует проход
вдоль самого  правого  берега.  В  нашу  воду  эти  камни  были  практически
обливными  с  сильным  навалом на них, кроме того в воротах застряло большое
бревно, ширина оставшегося прохода не превышала 1.5 м, это место обнесли  по
левому берегу не разгружаясь.
     Разведка каскада "Тройной" - "Калибр" удобнее по левому 6ерегу. Хорошее
место  для  чалки  находится  за  левым  поворотом перед последними воротами
"Калибра" и гряды обливников (у правого берега) к левобережной отмели.
     Проходили каскад без промежуточной чалки со страховкой с левого  берега
на  левом повороте у места чалки. "Тройной" проходили центром слива, уходили
в левую протоку. Вторые ворота "Калибра" обносили. Чалились к левому  берегу
за  левым  поворотом  к  галечной  отмели.  Провели разведку до устья левого
притока р. Кмурглу-Оюк. На этом участке за выходной шиверой порога  "Калибр"
следует  некрутой  правый  поворот, и через 100 м - разбои вокруг скалистого
острова. Обе протоки проходимы, за слиянием проток - 50 м шиверы  (фото  21,
22).  Встали на обед на правом берегу напротив устья ручья, сквозь лес видны
осыпи правого берега (много  грибов).  Выслали  группу  на  разведку  порога
"Осыпь".
     13.  Порог  "Осыпь"  длиной  250 н начинается на плавном левом повороте
русла в 350 метрах за устьем левого притока р. Кмурглу-Оюк сразу за  разбоем
у  левого  берега.  Правый  берег  - осыпь. Порог представляет собой струю с
пологими сливами и косыми валами. Самый мощный слив - выходной с  отбоем  от
правобережного камня (фото 23 - 26), за порогом - 100 м быстротока с валами,
переходящего  в  шиверу  -  порог.  Разведка удобна по правому берегу. Схему
порога можно найти в отчете 4736. Чалка в небольшом улове в 100 м за сливом.
     14. Шивера - порог длиной 150 м начинается в 200 метрах  за  13,  струя
постепенно  сжимается  валунами  и образует ряд узких ворот-сливов (фото 27)
высотой около 1 м. У  правого  берега  -  "каменный  мешок",  оканчивающийся
многолетним  завалом  у  правого берега. За сливами шивера упрощается, через
100 м следует первый разбой,  основная  струя  поворачивает  влево.  Удобная
чалка  у  начала правой мелководной протоки. С этого места начинается каскад
мощных шивер (фото 28), переходящий в опасный порог "Уйгур".
     15. Порог "Уйгур" вместе с заходными шиверами имеет длину около 1,5 км.
Порог потенциально  опасен.  Ориентиром  приближения  порога  может  служить
ножеобразная  скала на левом лесном склоне ущелья Шавлы. Начинается порог за
третьим разбоем после шиверы 14 с мошной шиверы - порога длиной около 600 м.
Основной вывал камней в пороге "Уйгур" имеет длину около 150 м и  начинается
после  островка  у  правого берега. Узкие извилистые проходы между огромными
глыбами,  очень  большой  уклон  (фото  33)  оставляют  небольшие  шансы  на
прохождение  порога  лишь в условиях малой воды (отчет 4564). Конец порога -
перед осыпью правого берега, здесь - быстроток 100 м.  Разведка  и  проводка
возможны с обоих берегов, но удобнее, по-видимому, с левого.
     После  детальной  разведки  и  организации  береговой  страховки прошли
участок шивер в разбоях за 14 (фото 29) и на разгруженных судах  еще  600  м
заходной  шиверы  за  третьим  разбоем  до  основного  вывала камней (улов с
примечательным деревянным столбом в центре) (фото 30  -  32).  Далее  100  м
проводки  и  обноса,  катамаран-2  обнесли  по  тропе правого берега. Лагерь
поставили на хорошей поляне правого берега напротив основного вывала камней.
Дневка. Стартовали на участке быстротока в последней трети порога.
     16. Порог длиной 150 м начинается за осыпью правого берега через 100  м
после  15  створом из камней шириной не более 5 м на плавном левом повороте.
За створом шивера длиной 100 м. В конце  шиверы  -  разбои.  Правая  протока
мелкая,  лежат  бревна,  левая проходимая. Далее струя идет по треку правого
поворота, огибая остров, за поворотом через 200 м начинается порог "Батут".
     17. Порог "Батут" длиной 150 м расположен  в  100  метрах  за  лесистым
островом  и  порогом  16.  Начинается  большими надводными камнями у правого
берега, с которого свешивается разлапистая береза (фото 34). Основная  струя
делает плавный правый поворот и выносит за обливной камень "Батут" (фото 35,
36),  между  ним  и большим надводным камнем у левого берега проход не более
3-х метров. Затем следует участок спокойной воды длиной 30 м.  Здесь  удобно
страховать  и  чалиться  к левому берегу. Порог кончается за левым поворотом
после двух несложных сливов на участке длиной 30 м.
     Заходили в порог "Батут", прижимаясь к  березе  правого  берега,  через
косые  сливы  и  бочки. Катамаран-4 развернуло после прохождения "Батута" на
каком-то  подводном  камне,  во  второй  части  порога  пришлось   выполнить
телемарк,  что  привело  к  потери  скорости и осложнило чалку. Страховали с
правого берега за "Батутом" и в месте  чалки.  Чалились  на  левом  повороте
перед разбоем к правому берегу.
     Левая  протока  резко поворачивает вправо вокруг острова, на повороте -
узкие проходы между большими камнями и прижим  налево.  За  слиянием  проток
после  некрутого  левого  поворота  начинается  заходная  шивера  в мощный и
длинный порог "Тушкем".
     18. Порог "Тушкем" ("Падающий") - длинный, вместе с заходной и выходной
шиверами - около 400 м. Начинается заходной шиверой длиной 100 м, на  прямом
участке  после  левого поворота и слияния проток. Тропа на этом участке идет
по крутому правому берегу, заросшему лесом, на высоте 10 м над водой. Начало
порога - трек вокруг двух островов, поросших деревьями.  Сначала  на  крутом
левом  повороте слив-бочка высотой около 1 м, затем 20 м струя прижимается к
валунам левого берега на крутом правом повороте, здесь - валы  и  бочки.  За
вторым островом после относительно спокойных 50 м начинается мощная шивера -
порог  с  большими  плоскими  камнями-постаментами в левой части русла (фото
37), валами и мощными бочками. Через 150 м следует закрытый правый поворот с
узким сливом у правого берега и "батутом" в павой трети русла (фото 38).  За
поворотом  на  участке 200 м ряд подпоров струи грядами обливников с мощными
бочками. В правой протоке 300 м спокойной воды до шиверы 19.
     Разведку порога делали по правому берегу, шли с береговой страховкой на
втором острове и за правым поворотом после  основного  слива.  Входной  слив
проходили, прижимаясь влево, уходя от навала на правый берег. После островов
шли, придерживаясь правой части струи. Чалились на прямом участке быстротока
после порога за галечной отмелью правого берега.
     19.  Шивера  длиной  400  м  перед  устьем  левого  притока  р. Ак-Оюк.
Начинается после левого поворота. Крутые сливы поперек  всего  русла.  После
правого поворота шивера упрощается, возможна чалка к правому берегу.
     20.  Порог  "Лесная  труба"  длиной  около  600 м. Начинается на правом
повороте за устьем левого притока р. Ак-Оюк.  Мощные  валы,  бочки.  Вначале
узкий  створ  на левом повороте с большим обливным камнем в центре струи. На
следующем  повороте  навал  на  левобережные  камни  с  большим  количеством
плавника,  струя  делится  на две части, мы шли правой. Через 200 м в правой
части русла большие валуны стискивают струю, навал на большой камень  левого
берега  (фото  39).  Следующие  200  м валы и бочки (фото 40). Русло - 20 м.
Дальше за разбоем удобное место для чалки.
     Осмотр и страховку проводили с левого берега, проходили в связке с  19,
что  оказалось неудобно, т. к. суммарная длина препятствия составила более 2
км. Страховку ставили в 50 м ниже створа и за прижимом к левобережному камню
и в месте чалки.
     21.  Шивера  "Ак-Оюкские  кудри".  В  нашу  воду  оказалась   несложным
препятствием  около  1,5  км.  Через 100 м после начала левый поворот, затем
правый. За ним прямой участок до скальной стенки правого берега. За  шиверой
на левом берегу удобная стоянка.
     22.  Прижим  к  бому правого берега. Около бома несложная шивера. Через
200 м крутой правый поворот с прижимом к левобережному камню. В 50 м ниже  с
правого  берега  над водой нависают деревья. Русло делится на две протоки. В
правой завал. За слиянием проток река уходит влево в туннель  из  нависающих
берез. В русле встречаются поваленные деревья.
     23. Шивера - порог длиной 100 м. Начинается хорошо выраженной шиверой с
обливниками, валы, бочки. Осмотр по левому берегу.
     24,  25, 26. Слабовыраженные шиверы - пороги, обливники, сливы до 1 м с
бочками. До устья р. Баксара. Ближе к концу участка два острова,  у  правого
берега  удобное место для чалки. Р. Баксара впадает рукавами на протяжении 1
км, в этом месте р. Шавла делает плавный левый поворот, после чего на крутом
правом с прижима начинается шивера - непроход 27.
     27. Шивера - непроход. Длина - 200 м, начинается через 100 м за  устьем
р.  Баксара  на  крутом  правом  повороте.  Поперек всего русла бочки, русло
расширяется, на  правом  левом  повороте  над  руслом  лежит  кедр,  образуя
непроход.
     Высота над водой до 0,5 м в правой части, проход невозможен. Чалились к
левому  берегу за 100 м до кедра, проводили до непрохода, обносили по левому
берегу 10 м.
     28. Сильно затопленные шиверы перед устьем р. Кара-Оюк. Длина -  1  км,
на  прямом  участке сразу за 27. В конце прямого участка длиной 300 м правый
поворот, большой камень в левой  части  струи.  Через  300  м  крутой  левый
поворот,  возможна  чалка  к  правому  берегу. Через 200 м шиверы впадает р.
Кара-Оюк. В устье галечный остров. Становились на правом берегу на стоянку.
     29. Порог длиной 600 м за устьем р. Кара-Оюк. Начинается быстротоком  с
несильным  прижимом  к  камню правого берега. Затем разбой: в правой протоке
прижим к завалу на правом берегу,  возможен  проход  в  левой  части;  левая
протока  содержит  многолетний  завал  на  выходе. За слиянием проток мощная
шивера с обливниками.  Проходили  тандемом,  чалились  к  правому  берегу  с
поляной за порогом. Ориентир чалки - красивый скальный выход правого берега,
напоминающий орган.
     30.  Шивера  -  порог  длиной  500  м.  Много надводных камней, которые
образуют ворота разной направленности.
     Разведка по правому берегу вплоть до порога "Кечу". Чалились  к  левому
берегу прямо перед порогом.
     31.  Порог  "Кечу"  ("переправа").  Длиной  около  300  м, начинается с
прижима к завалу на камнях правого берега.  В  левой  части  струя  идет  по
отмели  и  разбивается большим надводным камнем. Левая часть наваливается на
большое бревно (переправу), перекрывающее три четверти русла.  Правая  часть
образует  три последовательных слива, в конце последнего из воды вертикально
торчат два острых бревна. Затем поток идет между  правым  бомом  и  валунами
левого берега, совершая правый поворот (50 м). В струе обливники - батуты. В
конце резкий левый поворот, слив со скального выступа правого бома (фото 41,
42). На левом берегу в центре порога впечатляющая могила, возможно из-за нее
для  участников похода "Кечу" остался одним из самых впечатляющих порогов на
Шавле.
     "Кечу" проходили на разгруженных судах  с  береговой  страховкой  после
основного  слива.  Катамаран-4 проходил в левой части, удачно ушел вправо от
"переправы" и обошел на 1  м  слева  торчащие  из  воды  бревна.  На  выходе
зацепили  баллоном  за  отмель  левого  берега.  Катамаран-2 проходил первую
ступень в правой части струи, не смог уйти от навала на торчащие бревна,  но
повреждений не получил. Чалились в улов левого берега сразу за порогом.
     32.  Порог  "Боливар" (после 31 показался невыразительным) длиной 400 м
сразу за 31. Слалом между бочками. За порогом высокий бом левого  берега  на
правом  повороте.  За  бомом  завал  из притопленной свежей лиственницы. Шли
тандемом, чалились перед бомом, проводились до завала. По левому берегу идет
тропа.
     33. Каскад шивер в  районе  левого  притока  устья  р.  Бельсу.  За  32
спокойный  участок  длиной 100 м, далее разбой с проходимой правой протокой.
На правом берегу бом, левый берег крутой. Конец шиверы  на  левом  повороте.
Перед  поворотом  две  трети русла перегорожены лиственницей. Далее за левым
поворотом русло перегорожено толстым бревном. Чалились  к  левому  берегу  и
обносили.
     34,  35.  Участок  шивер  с  прижимами  к  скальным бомам. Начинается с
разбоев. В протоках встречаются свежие завалы из притопленных бревен.  Видны
с наплыва. Разбои проходили правой протокой.
     36.  Порог  -  непроход  длиной  250  м.  Начинается с плавного правого
поворота, в котором можно  зачалится.  За  ним  виден  высокий  бом  правого
берега,  неподходящий вплотную к воде. Прямо перед ним крутой левый поворот,
за которым начинаются мощные  бочки.  Основная  струя  стискивается  камнями
правого  и  левого  берега,  в  этом  месте завал. Делали разведку по левому
берегу, затем перечаливались к правому берегу (фото 43) прямо  перед  бомом,
обносили  (фото  44) по живописному лугу правого берега около 100 м. Попытка
разобрать завал с правого берега не  удалась.  Начиная  с  этого  места,  по
правому  берегу  в  удалении  от  воды,  идут  скальные  выступы, получившие
название Сайлюгемские бомы. В описании в дальнейшем будут упоминаться только
прибрежные бомы.
     За порогом сразу начался сильный дождь, вынудивший встать  на  стоянку.
Через  час  после  остановки со всех окрестных склонов стали сходить селевые
потоки. Утром обнаружили, что  следующий  порог  "Лестница"  частично  исчез
из-за того, что сошедшие сели перекрыли и сильно запрудили реку.
     37.  Порог  "Лестница"  длиной  500  м  начинается с заходной шиверы на
прямом участке перед крутым левым поворотом. Ориентир - левобережный бом  на
правом  повороте.  Мощная  заходная  шивера,  далее несильный прижим вправо,
нижняя часть затоплена образовавшимся в результате схода селя озером  длиной
около 200 м. Плотина представляла из себя жидкую грязь с большим количеством
камней,  ходить  по  которой  было невозможно. Вся вода проходила по густому
лесу правого берега. Для обноса на плотине  положили  кладь  из  принесенных
селем бревен, по которой пронесли разгруженные катамараны. Обнос около 50 м.
За  плотиной  в  50 м начинался остров, левая протока непроходимая, в правой
мощная шивера. За островом бом около 100 м, за ним галечный остров.  За  ним
через  100  м  правый  поворот  и  следующий правобережный бом. Здесь или на
следующем правом повороте необходимо чалится к левому берегу.  Через  300  м
порог Неустроева.
     38. Порог Неустроева длиной 100 м. Начинается на плавном левом повороте
вокруг  правобережного  бома  с  разгонной  шиверы.  Далее  короткий  правый
поворот, здесь поток сжат справа скальной стенкой, а слева крутой осыпью.  В
центре русла большой трапециевидный камень, вокруг и через который идет вода
(фото  45).  Далее  в  правой части один за другим следуют три мощных слива,
наваливающихся на зуб в  центре  русла.  В  левой  части  сливы  слабее.  За
центральным  зубом  потоки сходятся в основном узком сливе около 2 м сложной
формы. За ним мощная шивера длиной 30 м до разбоя. Страховку  ставили  перед
разбоем.
     Далее  препятствие  39.  Проходили  на  разгруженных  катамаранах, вещи
обнесли за 39. Катамаран-4 заходил по центру, проходил в правой части  струи
(фото 46) и ушел в левую протоку разбоя. Катамаран-2 шел в левой части струи
(фото 47, 48).
     39.  Прижим  к  левому,  а  затем к правому берегу. Начинается сразу за
разбоем. За прижимом удобное место для стоянки на  левом  берегу.  Чалка  на
левобережной  отмели.  Здесь  сделали  дневку.  На дневке катамаран-4 прошел
порог Неустроева еще раз, (фото 49) обойдя трапециевидный камень справа.
     40, 41, 42. Шиверы - пороги на протяжении  2  км,  много  разбоев.  Шли
тандемом правыми протоками с беглой разведкой в сомнительных местах.

     Далее  уклон  реки  заметно падает, русло расширяется, скорость течения
снижается. В начале этого участка встретили еще одно  "озеро",  образованное
плотиной  из  сошедшего  селя,  грязь уже была вымыта дождями (фото 50), а у
правого берега образовался узкий проход-слив около 3 м в ширину и 1 - 1.5  м
в высоту (фото 51).
     За  впадающей  справа р. Ачик Сайлюгемские бомы заканчиваются. До устья
р. Шавлы встречаются частичные и полные завалы, шиверы,  прижимы,  сложность
которых  можно  оценить  с  наплыва.  В  одном из прижимов обнаружили чье-то
весло. От порога Неустроева до устья р. Шавлы шли 4  часа  с  остановкой  на
обед и ремонт катамарана-4. После впадения р. Шавлы в р. Аргут прошли 1,5 ч.
до шиверы "Z", за которой на левом берегу обнаружили хорошую стоянку.

     4. 5. Лоция р. Аргут ниже устья р. Шавла.
     43.  Порог  "Лесной  остров".  Расположен  в 20 мин. сплава от устья р.
Шавла после правого поворота. С левого  лесного  берега  впадает  приток.  В
пороге  на  правом  берегу  скальные  выходы.  Левый  берег  - валунный. Шли
тандемом, уходя от валов влево.
     44. Порог "Туганский". Расположен в 20 мин. сплава от  43.  Ориентир  -
скала  -призма у скальной полки левого берега. Шли тандемом, уходя к правому
берегу.
     45. Слив "ЛАС". Расположен в 15 мин. после 44 в устье р. Етугол. Группа
береговых камней напоминает лодку ЛАС (не обнаружена). В конце  двухметровый
пологий слив (не впечатляет).
     46.  Шивера "Z". Расположена сразу за 45. В русле перед левым поворотом
плоская столообразная скала. Заходили слева, далее на поворотах  два  слива.
Между  поворотами  пересекали  струю,  уходя  от  валов.  За порогом удобная
стоянка на левом берегу.
     43, 44, 45, 46 шли без осмотра, тандемом.
     47. Шивера "Две отмели".  Расположена  в  расширении  русла  на  прямом
участке  за  46  (сильно  затоплена).  Отсюда хорошо просматривается поворот
долины р. Аргут направо (север).
     48. Каскад порогов "Тихоня". Длина - более 2 км. Начинается  на  крутом
правом  повороте.  Русло  сужается. Берега крупновалунные, в середине порога
скальные. Струя совершает сложный трек, на сбоях хаотические валы до 1,5  м.
В  первой  ступени  порога  катамаран-2  сильно потерял скорость и на выходе
кильнулся через  корму  в  мощной  бочке.  Один  гребец  сразу  выбрался  на
катамаран  и  зачалился  в  месте страховки, второй гребец сразу выбрался на
берег. Конец порога содержит узкие сливы и мощные валы, последний из которых
перекрывает все русло. Разведку делали в конце порога за треком. За  порогом
3  км спокойной воды, видна скалистая долина правого притока р. Сато-Кулар и
левый поворот долины Аргута, на котором порог "Атланты".
     49. Порог "Атланты". Самый серьезный в нижней части Аргута. Находится в
20 мин. сплава от  48.  Традиционная  чалка  в  правой  отмели  перед  левым
поворотом  в  прямой  видимости  резкого  сужения  русла.  Удобное место для
обноса. Начинается порог с разгонной шиверы перед притоком Сато-Кулар. Далее
левый поворот. В левой части большие  обливные  и  надводные  камни,  справа
мощный  каскад  сливов  с пенными валами до 3 м. Затем поток наваливается на
невысокий скальный выступ правого берега, стискивающий русло. Здесь в  скале
промыты  вертикальные  колодцы,  в которых крутится вода. Затем косой слив и
порог кончается. Для прохождения порога чалились к  левому  берегу  напротив
традиционной  чалки.  Страховку  организовывали  на  выходном  сужении  и за
порогом. Разгруженный катамаран-4 проходил порог в  левой  части,  уходя  от
мощных  валов,  используя  улова за обливниками левого берега (фото 52, 53).
Катамаран-2 обнесли.
     50. Шивера "Дикая" начинается через 200 м на левом  повороте.  Обливные
камни, на выходе валы более метра.
     51.  Порог  -слив  "Угольное  ушко",  расположен  сразу  за 50. В русле
обломки скал.
     52. Шивера "Ленивая". Сразу за 51. Имеет длину 1 км. Обливники в русле.
     53. Порог "Ворота". Начинается на плавном правом повороте  с  разгонной
шиверы.  В  конце  скальное  сужение-плотина. Ширина - 20 м. За сливов серия
мощных валов и  пульсирующих  бочек.  Следует  заходить  слева  и  проходить
центром, маневрируя между пульсирующими валами.
     Сразу  за  сливом  следует  уходить влево, чтобы попасть на стрелку рек
Аргут и Катунь в музей туризма "Кафе Аргут".

     4. 6. Сплав по р. Катунь.
     Большое количество описаний лоции р. Катунь в  библиотеке  Центрального
турклуба  г.  Москва  избавляет  нас  от  необходимости  приводить здесь это
описание. Основную часть  препятствий  р.  Катунь  шли  с  наплыва  тандемом
страхуя  др.  др.  с  воды,  с  берега  осматривали пороги: "Ильгуменьский",
"Шабаш", "Текдельпень-1, 2".
     Характер реки  Катунь  в  порогах  производит  впечатление  даже  после
знакомства  с  Аргутом,  особенно  в нижнем течении (за п. Чемал), где мы не
ожидали встретить  что-либо  серьезное.  Но  отсутствие  хороших  стоянок  и
грязная   вода,   плюс   длинные  выматывающие  прогоны  на  плесах,  портят
впечатление от этой части похода. На прохождение Р. Катунь от р. Аргут до п.
Маджерок мы затратили 3 дня.
     В п. Иня докупили продуктов для заброски на р. Б. Самульта (магазин  на
правом  берегу  р. Катунь за мостом, до правого притока (~ 20 мин ходу)). От
туда  в  принципе  часто  ходят  автобусы  и,  если   есть   деньги,   можно
выбрасываться из Ини.

     4. 7. Радиальный выход и сплав по реке Большая Самульта.
     Остановившись  на  стрелке  рек  Б.  Самульта  и  Катунь  мы  разобрали
катамараны и поднялись вдоль р. Б. Самульта до препятствия N018 (по описанию
4514) (три ходовых дня, ~ 25  км)  по  орографическому  левому  берегу  реки
(хотели  дойти  до п. Шумы N014, но не смогли т. к. скальные бомы, выходящие
как с правого так и с левого берега,  сильно  снижали  скорость  продвижения
(фото  54, 55)). Здесь организовали новый стапель и через день сплавились до
р. Катуни. Препятствия на данном участке Б. Самульты похожи на шавлинские и,
так как мы осмотрели их при подъеме, теперь плыли без осмотра. На  сплав  до
стрелки ушло 2.5 часов.
     Р.  Б.  Самульта  сильно  отличается от р. Шавла чистотой воды, обилием
рыбы. По берегам - заросли смородины,  малины  и  крыжовника,  лекарственных
трав.  Ну, грибы на Алтае везде. Попадаются клещи (нашли одного)! Отсутствие
времени не позволило нам долго наслаждаться пребыванием на Самульте.

     8. Выброска.
     Дошли до  п.  Маджерок,  собрались,  утром  след.  дня  на  дороге  нас
подхватил автобус с туристами, довезли до п. Соузга (800 руб. с чел.), где в
полдень  мы  сели  на  рейсовый автобус, на нем до п. Майма, а дальше на др.
рейсовом автобусе до г. Бийск (10 тыс. с чел.).
     В Бийске столкнулись с неприятной новостью: оказывается  касса  продажи
билетов  работает  через день и в этот день она закрыта. Переночевали в зале
ожидания (не рекомендуем, но бывало и  хуже).  Утром  купили  билеты,  места
разбросаны  по  всему  вагону, но договорились с проводником, и она посадила
нас вместе. В поезде было полно туристических групп, так что  обратно  ехали
не менее весело чем туда.
     Литература.
     1.  Описание  лоции  и  схемы  по  р.  Шавла  и  Аргут взяты из отчетов
Библиотеки Центрального турклуба No 4720, 4736, 5046, 5371.
     по р. Б. Самульта и Катунь No 4514.
     Использовали карту Алтая в 9 листах, масштаба 1:200 000.
     6.1. Снаряжение группы.

     Наименование
     количество
     вес, кг

     Катамаран,  четырехбалонный,  четырехместный,  конструкция   Кириллова,
каркас деревянный, с четырьмя веслами
     1
     25

     Катамаран, четырехбалонный двухместный, каркас деревянный
     1
     15

     Запасные весла: для катамарана
     6
     6

     Конец страховочный "чулок"
     4
     3

     Веревка реп-шнур
     2х25м
     2

     Карабины титановые
     6
     0,5

     Палатка с тентом
     2
     4

     Групповой тент
     1
     0.5

     Котлы (2), костровые, кухонные принадлежности
     1 компл.
     3

     Топор
     2
     2

     Пила двуручная
     1
     1

     Фонарь с комплектом батареек
     1
     0.2

     Ремонтный набор общественный
     2
     2

     Аптечка
     1
     0.5

     Рыболовные снасти
     компл.
     2

     Фотоаппаратура, пленки, оптика
     3
     3

     Компас, маршрутные документы
     2
     0.1


     Общий вес

     70


     Средний вес мужского рюкзака - 40кг
     Средний вес женского рюкзака - 17кг.






     6.2. Походная аптечка.
     В состав аптечки входили следующие лекарственные препараты:
     анальгин  (болеутол.),  аспирин (жаропониж.), димедрол (антиаллергич.);
антибиотики:   тетрациклин   (широкого    спектра    действия),    ампицилин
(температуропонижающ.),  сульгин (рвота, понос); ношпа, спазган (болеутол.),
папаверин (при спазмах гладкой мускулатуры, вводить внутримышечно),  эуфилин
(отек легких и отеки любого рода, развести физраствором в два раза 5-10 куб.
см    препарата,    вводить    внутривенно),   пипальфен   (противоаллергик,
внутримышечно);  кардиолин,  нитроглицерин  (сердце,  1  табл.  под   язык);
эффортил  (при падении давления, вводить внутривенно, медленно); преднизолон
(противошоковое, внутримышечно); кофеин (слабость, шок, выпить);  стрептоцид
(горло, раны), иод, зеленка, перекись водорода, раствор сульфата магния (при
травмах,  головн.  болях,  противоотечное  в  гладких  мышцах, 5-10 куб. см,
внутримышечно), нашатырь, троксевазин  (при  травмах),  мазь  от  гнойников,
марганцовка,  эластичный  бинт  (2 шт.), бинт (4 бинта и 2 индивид. пакета),
вата, пластырь бактерицидный, жгут, одноразовые шприцы.


Популярность: 15, Last-modified: Thu, 24 Dec 1998 19:27:10 GMT