Оригинал этого текста лежит здесь
Максим Мошков.  http://www.ras.ru/~moshkow/










Общая  часть пешего перехода от памятника на Семинском перевале
до пос.  Беш-Озек, откуда практически всегда возможен сплав, 30
-  32  км.  На  ферме Передержка может оказаться транспорт, что
сократит путь на 10 - 12 км. Лесовозная  дорога  начинается  на
Чуйском    тракте   и   уходит   от   памятника   добровольного
присоединения Алтая к Росии резко вправо. Сначала  дорога  идет
по  голому  полю, потом, постепенно поднимаясь входит в кедрач.
Высота подьема невелика, не более 70 - 100 м. Далее  дорога,  в
районе  автоматического  метеопоста,  с хорошо видимыми следами
лесовозов уходит влево и путь идет по  крутопадающей,  размытой
скотоперегонной дороге вниз в долину истоков Песчаной.

В   месте   пересечения   дороги  и  истоков  реки  расположена
заброшенная ферма с двумя домами, пригодными для ночевкм. Общий
путь  до  истоков  занял  2  часа. После пересечения с истоками
дорога идет правым берегом реки, изредка поднимаясь  на  отроги
гор  и  пересекая  небольшие  болота. Довольно часто попадаются
избы пастухов.

Ферма  Передержка  состоит  из  3  жилых  домов  и  загонов для
животных. Людей на ферме мало - только семьи пастухов. От фермы
на механическом транспорте можно подьехать до Беш-Озека или еще
ниже по реке. За передержкой дорога становится уже  накатанной,
а местами и разбитой. Пасется много скота.




Песчаная  течет  одним  руслом,  воды  уже  довольно  много, но
сплавляться, даже  на  байдарках,  при  умеренном  уровне  воды
нельзя.  В  10-12  км.  от  фермы  алтайский  поселок  Беш-Озек
(магазин, почта). Справа и слева в Песчаную впадают 5 притоков.
Переправа  через  них может составить некоторые трудности, т.к.
мостов нет.  Единственный мост  -  через  последний  приток  на
дороге в Барагаш.

После  Беш-Озека  воды в реке уже вполне достаточно для сплава.
Река  течет,  часто  разбиваясь  на  протоки,  в  почти  голой,
безлесой  долине.  Только  вдоль  самой реки полоса смешанного,
заболоченного леса. Настоящие, большие леса  появляются  только
на склонах хребтов.







Участок  пути  между Беш-Озеком и Барагашем (28-35 км) оказался
одним из самых трудоемких. Узкие протоки  с  высокой  скоростью
течения,  заваля и коряги усложняли сплав. За день было сделано
около 10 обно- сов, 2 раза клеили дыры в лодках после навала на
коряги.  На  берегу  2  фермы,  одна  из  которых  - Шаргайта -
довольно большая.

За  10-15 км до Барагаша появляются небольшие шиверы. Опасности
они  не  представляют,  но  вынуждают  интенсивно  работать   и
являются  хорошей  тренировкой  для экипажей. Главную опасность
составляют при- жимы и завалы, т.к. большая скорость течения  и
отсутствие  места  для  маневра  из-за  узости  проток  создали
реальную опасность навала на кусты и коряги. В среднем  падение
реки на этом отрезке около 3-4 км.




После  Барагаша  скорость  реки увеличивается, проток и завалов
становится  меньше,  а  падение  возрастает  до  5  м/км.  Река
представляет  из  себя  сплошную  шиверу  с  редкими, короткими
участками спокойного течения. Шиверы пока слабы,  валы  высотой
не более 0.5-0.7 м.

Пороги  1 и 2 необходимо обязательно осмотреть. Они расположены
цепочкой на левом повороте  реки  и  характерны  очень  сложным
фарвате-  ром,  т.к.  русло сильно засорено камнями. Вся связка
заканчивается сильным  прижимом  к  правому  берегу.   Просмотр
удобен  с  правого  берега,  по которому идет дорога в Ильинку.
Признаком появления порогов явля- ется появление крупных камней
на правом берегу.

Пороги  3,4,5  в  прохождении  более  просты,  хотя сливы в них
достигают 0.8 м. Пороги представляют собой гряды крупных камней
с  одним  или  двумя  более или менее чистыми сливами. Возможно
прохождение б/р. На участке несколько мостов (а  не  один,  как
показано   на   карте),   прохождение   под   которыми  требует
определенной осторожности.




Ширина  реки  20-25м,  воды  мало  -  расход 20-25 м/с. На реке
множество  проток,  разбои  имеют  завалы,   навесающие   ветви
затрудняют  сплав.  Кое-где приходилось проводить вручную из-за
обмелевших перекатов. Много комаров,  на  берегах  заболоченные
участки,  по  левому  берегу  дорога. После 2 часов сплава река
делает плавный левый поворот, увеличивается уклон.  Выше  устья
р.В.Этагол  мост через реку и граница Горно-Алтайской АО. Перед
мостом порог-шивера, вал 0.5-0.7м.  На  левом  берегу  ферма  с
хорошим молоком.




Через  45  минут сплава (шиверы, перекаты) - устье р.Казанды, в
400 м выше которого летник с хорошим молоком. Река собралась  в
одно  русло,  расход  30  м  . Этот участок протяженностью 6 км
представляет  из  себя  сплошную  мощную  шиверу,  выделить  из
которой  порог  "Черный" сложно. От устья р.Казанды до п.Таурак
1ч 20м. Хорошая поляна за 300м до устья р.Н.Этагол.




Река   расширилась,  множество  проток,  появляются  заваля  из
деревьев и коряг. Опасны протоки в самом  Куягане  ниже  моста.
Около поселка нет леса (1.5 км).




Берега хорошие, мест для стоянок много, покосы и луга. ПОРОГ 8.
Шиверистого типа с выраженной ступенью  в  центре,  идется  без
просмотра,  в  200  м  за ним - шивера. ПОРОГ 9.  Похож на п.8,
идется без просмотра.  На ночевку встали в  устье  р.Дресвянки,
видны брошенные дома и пасущиеся лошади.



ПОРОГ  10.  Представляет  прямой  порожистый  слив.  Просмотр с
левого берега. Страховка с воды взаимная. До п.11 несложно.

От  избы  пастухов через 250-300 м река делится островом на две
протоки, идти левой, где на правом  повороте  п.11.   ПОРОГ  11
"КРИВОЙ". Расположен на плавном правом повороте реки, признаком
приближения является изба пастухов на берегу у ручья. Несколько
крупных  камней на входе и шивера перед самым порогом осложняют
сплав. Косые валы достигают 1.2-1.5 м. Прохождение по центру со
смещением  к  левому берегу, страховка с берега. Удобен улов за
порогом у левого берега. На 250 м порога вода падает  на  4  м.
Ночевка выше устья р.Тихой.




 Через  час  сплава  вошли  в каньон, солнечная погода, красота
скал  поражает,  река  как  зверь,  готовый  к  прыжку:  лениво
извивается  меж берегов и вдруг срывается внмз порогом 12. П.12
и  3  входных  шиверы  служат  как  бы  прелюдией   к   цепочке
препятсвий,  ожидающих  туристов.  Все  пороги  каньона требуют
безусловного просмотра.   Просматривать  можно  почти  везде  с
любого  берега, за исключением 3-4 порогов, где к реке подходят
скальники. Без просмотра можно идти шиверу между п.п. 21 и  22.

 ПОРОГ  12. На правом повороте несколько ступеней по 0.4-0.5 м.
Порог проходится со  страховкой,  предварительно  осмотрев.  От
п.12  три шиверы довольно сложные, приходится все время уходить
от препятсвий.
 ПОРОГ  13. Расположен на крутом повороте реки, струя под левым
берегом, в середине "пенная" бочка, за ней вал 1.3м.  Страховка
с берега и с воды. За порогом 300 м спокойной воды.
 ПОРОГ  14.  Две  ступени  порога расположены под скалой левого
берега. На 220м река срывается на 4-5м и образует валы,  сливы,
за  которыми пенные бочки. Страховка с берега и первым экипажем
с воды.
 ПОРОГ  15  довольно  простой,  прошли  со взаимной страховкой.
ПОРОГИ 16 и 17 на правом  повороте  реки.  По  берегам  крупные
камни,  справа отмель, проходим на положительной, а 2 катамаран
на отрицательной скорости.  За  этими  порогами  мощная  шивера
"Слон".  Дальше  непрерывная шивера интересна в плане отработки
слаломной техники.
 ПОРОГ  18  расположен  на  прямом  участке реки после плавного
левого поворота. По  правому  берегу  идет  невысокая  отвесная
скальная  стенка,  с  левого  берега  к  воде  выходит типичная
россыпь камней, под правым берегом несколько  крупных  обливных
камней.
 ПОРОГ  19  очень типичный для каньона. Река круто поворачивает
направо  и  идет  под  крутопадающей  осыпью   левого   берега,
состоящей  из  крупных  камней.  С правого берега далеко в реку
выдается отмель. Есть легкий прижим на левый берег,  на  выходе
мощные валы и пенные бочки. Стара- лись идти под правым берегом
на отрицательной скорости.
 ПОРОГ  20  расположен  на левом берегу реки под скалами левого
берега,  проходим  поочередно  со  страховкой.   После   порога
непрерывная шивера.
 ПОРОГ 21 довольно слабый порог на правом повороте реки, прошли
сходу. ПОРОГИ 22, 23, 24 проходятся  как  единое  целое,  чалка
затруднена.  Этими  порогами  начинается  вторая,  более мощная
часть каньона (до п.35). Участок  характерен  узостью  русла  и
большим падением воды до 10м/км.
 ПОРОГ  25  наиболее  мощное  препятствие на реке, представляет
собой цепочку сливов (до  1.2  м)  водопадного  типа.  Фарватер
между  сливами  извилист,  много  крупных  камней. Страховка на
пороге сложна, т.к. ниже него сразу же начинается п. 26.
 ПОРОГ  26.  Необходима  страховка, хотя в прохождении прост. В
конце порога, на самом выходе, большая  пенная  бочка  с  косым
валом.
 ПОРОГ  27.  По  нашей оценке - шивера, в большую воду возможен
сюрприз.
 ПОРОГ  28  "Падун".  Косая плита правого берега перегораживает
реку, прижим к правому берегу (скала), между уловом  за  плитой
перепад  1.5м.  Сход со струи в улов грозит переворотом! Прошли
уверенно, весело.  Без  причаливания  нужно  пройти  около  500
метров,  на которых находятся входная шивера, два слива (один -
водопадного типа), и мощная  выход-  ная  шивера.  Организовать
действенную страховку с берега невозможно.
 ПОРОГИ  29  и 30 шиверистого типа, проходим сходу, страховка с
воды. ПОРОГ 31 очень похож на "Падун",  много  крупных  камней,
осторожно.  ПОРОГ  32.  Мощный  порог,  обязательна страховка и
разведка! Желательно держатся к левому берегу.
 ПОРОГ 33 локальный маленький порог, река сжата камнями, маневр
до и после возможен, прошли с нижней страховкой.  ПОРОГ  34  на
левом  повороте реки, разведка обязательна, перед порогом чалка
затруднена, проходим с нижней страховкой, вал 1.5 м.
 ПОРОГ  35  мощный,  жесткий  вал 1.6м, бочка. Последний мощный
порог, развелка лучше по левому берегу, страховка  с  берега  и
воды.  ПОРОГ  36  довольно  простой,  уклон падает и не опасен,
проходим после разведки. Устье р.Быстрой, горы  выполаживаются,
слева скалы пригод- ные для тренировок по скалолазанию.




До с.Солоновка по реке 8-9 км. На левом берегу удобная стоянка.
Дорога к селу грунтовая.  На  попутной  машине  (машин  мало  -
уборочная) выехали в г.Бийск.





 Барнаул - с.Ильинка            автобус           380 км     7ч 35м
 с.Солоновка - Бийск            машина            108 км     3ч 20м
 Барнаул - Бийск                поезд             20ч 50м    моск.
 Бийск - Горно-Алтайск          автобус            5ч 50м    мест.
 Горно-Алтайск - Семинский пер. автобус            8ч 30м
 п.Солоновка - Бийск            автобус в 10 ч     95 км     3ч
 Бийск - Новосибирск            поезд             16ч 35м    моск.

       Comments mail to: webmaster@unn.runnet.ru


Популярность: 29, Last-modified: Mon, 27 May 1996 14:10:41 GMT