Маршрут:
г. Ковдор - оз. Гирвас - р. Гирвас - пос. Усть-Гирвас
мост на "ковдорском тракте" через Сурдыш - верховья Вувы
верховья Печи - пос. Верхнетуломский

Участники:
Алексей Славнов (руководитель)
Сергей Славнов
Елена Сизова
Лидия Грачева
Михаил Черкасских
Анна Зарубина
Виталий Шакулов
Наталья Грюнталь
Александр Малышев
Гранж - черный американский кокерспаниэль

Лодки:
каяк каркасно-надувной
каркасно-надувная байдарка "Нерпа"
байдарка "Таймень-2" (облегченная)
полиэтиленовые каяки - Prijon Canyon, Prijon Hurricane, Escimo Gattino, Perception Reflex

Общие слова:
(1) Маршрут весьма своеобразный.
Может быть интересен группе, которой хочется совместить несколько разных по способу перемещения, стилю и способу получения удовольствия походов в одном. В данном случае такое деление можно провести очень четко:
1) "Матрасный" (отдыхательный) сплав по Гирвасу.
2) Экстремально-тяжелый волок к Сальным тундрам, подъем на них и спуск в долину Печи.
3) "Первопрохождение" - сплав по диким местам в верховьях Печи.
4) Спортивный (по карельским меркам) сплав в низовьях Печи от Печозера до Туломы.
Выбор оптимального судна для такого похода задача весьма непростая, которая, видимо, не имеет точного решения. Наиболее подходящими можно считать не очень длинные полиэтиленовые каяки (Reflex, например, явно был великоват), каркасные каяки, ну и, наверное КНБ (с большими оговорками). Таймень с не облегченной (резиновой) шкурой - лодка явно не подходящая, катамараны тоже - речка слишком мелкая и каменистая, расход небольшой.
(2) Значительная часть маршрута проходит по территории Лапландского заповедника, где запрещены охота, ловля рыбы, разведение костров и т.д. Можно немного изменить маршрут, чтобы не заходить в заповедник, для этого нужно волок к Пече и сплав по ее верховья на сплав по Коньей (ее притоку). Количество ходовых дней при этом значительно сократиться, и свободное время можно потратить на охоту, рыбную ловлю, сбор грибов и ягод, разведение костров и т.д. 8-) Отчет 1997 года о таком варианте маршрута есть в библиотеке московского турклуба.
(3) Для большой группы (10-12человек) может стать немалой проблемой выброска из Верхнетуломского. Грузовых машин в поселке немного, водители не хотят ехать в Мурманск, ссылаясь на проблемы с ГАИ, отсутствие времени, нужных документов и т.д.

Заброска:
Аналогична заброске на популярную Тумчу. До ст. Ковдор из Москвы идут два вагона 182 поезда. Отправление 19:28, прибытие в Кандалакшу около 5, отправление в 9, прибытие в Ковдор в 12:47. Багажный вагон из Москвы ходит по нечетным числам, перегрузка лодок в Кандалакше в ковдорский вагон происходит "автоматически". Лучше, однако, приезжать в одном поезде с лодками. В Ковдоре поезда встречает известный туристам ГАЗ-66 Вахта. Ехали 1.5 часа. Дорога подходит к озеру около впадения реки Ноде, в месте, обозначенном на карте как "рыб. изба".


вид со стапеля

Переброска:
Поселок лесорубов в устье Гирваса совсем небольшой. (По словам водителя, возящего в него рабочих, возможно, он закроется в следующем году.) В выходные людей в поселке практически нет. В понедельник около 10-11 часов из Верхнетуломского приезжает Камаз-вахта с рабочими. (Вроде как эта машина стоит в поселке до пятницы, когда и увозит рабочих обратно.) Мы дошли до водохранилища в пятницу, дневали воскресенье и в понедельник уехали на вахте. Договариваться о проезде нужно с бригадиром, который может и не отпустить машину, но, видимо, это скорее теоретический вариант. От предложенных денег отказались, в качестве платы было взято 0.5 литра спирта. "Ковдорский тракт", обозначенный на карте как асфальтовая дорога от Верхнетуломского до поселка Вува, на самом деле грунтовка, правда, весьма хорошего качества и идет до Усть-Гирваса и даже дальше (логично предположить, что до Ковдора). От Усть-Гирваса до Вувы ехать приблизительно 1.5 часа, еще 0.5 часа до моста через Сурдыш.

Выброска:
Поселок Верхнетуломский расположен целиком на левом берегу Туломы (после постройки дамбы и организации водохранилища Тулома течет в другом русле). Поселок достаточно богатый. Через него проходит трасса Мурманск-Хельсинки. Много магазинов, есть круглосуточные, почта. Найти машину сложно. Водители либо отсутствуют, либо отказываются ехать по разным причинам. После четырехчасовых поисков был найден микроавтобус FIAT.
Координаты водителя:
Юра, зеленый FIAT, пос. Верхнетуломский, ул. Лесная 13-2, тел. 78-260.
Он же является капитаном катера на Вернетуломском водохранилище и предлагает свои услуги по заброске в любой конец водохранилища.
После примерки снаряжения к машине, еще полчаса ушло на поиски прицепа. От Верхнетуломского до вокзала в Мурманске около 2х часов.
Багажное отделение в Мурманске работает с 8 до 19, перерыв 14-15.
Стоимость камеры хранения:
Рюкзаки - первые сутки 6р, вторые 8.
Каяки - 14р, 19р.
Отправление поездов на Москву:
111 22:52
181 17:хх
343 12:32
Первый поезд на Питер отправляется в 8:30.

Описание:

Озеро Гирвас
Чистое и красивое озеро. Достаточно хороших мест для стоянок. Рыбаков немного.


"стоянка на пляжу"

Река Гирвас
До впадения левого притока Топор, т.е. практически на всем протяжении, Гирвас тихая спокойная речка со средним течением. Мест для стоянок не очень много. После впадения Топора начинаются пороги. В начале идет несколько мелких каменистых шивер, затем пара порожков с небольшим падением.


шиверка на Гирвасе

После троса через реку (вероятно, используется для постановки сетей) начинается последний порог. Достаточно длинный - около полукилометра. Высокие валы, небольшие бочки, струя в основном прямая и чистая. Очень приятный порог. В конце порога мост "ковдорского тракта". За мостом через 100 метров начинается Верхнетуломское водохранилище. Справа в заливе поселок лесорубов. Стоянку нашли на правом берегу метрах в 300х за поселком.

Пешая часть
Мост через Сурдыш находится между озерами Верхнее Сурярви и Лумбол. Часть группы сплавилась на полиэтиленовых каяках вниз по Сурдышу до впадения Чортуя. Затем волоком (кошмарный участок) дотащила каяки до обозначенного на карте как "брод" пересечения лесной дороги и Чортуя. "Неполиэтиленовая" часть группы шла пешком от "ковдорского тракта" по вышеупомянутой лесной дороге. Дорога весьма старая и теряется на болотах. Сплав по Сурдышу занял 3 часа, подъем вверх до "брода" (около километра) 1 час. Пешая часть дошла от моста на "тракте" до "брода" за 3 с небольшим часа. Описать маршрут от брода до границы леса достаточно сложно - очень мало однозначно четких ориентиров. Шли вдоль Чортуя на достаточном расстоянии от него. Старались по возможности идти по болоту, а не по лесу. С каяками так проще.


волок по болоту


впереди Сальные Тундры


"иногда светило солнце"

В лесу держали направление на северо-восток. Шли в две ходки по 20-30 минут каждая, оставляя в концах ходки по человеку. При движении двумя ходками по лесу очень помогала собака, которая безошибочно находила дорогу к оставленному человеку с вещами. Без собаки очень много времени уходило бы на ориентирование, и вероятность серьезно заблудиться была бы нешуточная.
От "брода" до границы леса в верховьях Чортуя шли два дня. В долину Вувы попали "взяв штурмом" отрог горы справа от Вуима. Этот отрог мы вначале ошибочно приняли за нужный нам перевал. С отрога хорошо видна безлесная долина Вувы, нужный перевал в долину Печи, скалы над обозначенным на карте озером на склоне. С отрога шли траверсом, не теряя высоты к перевалу. Прошли рядом с озером


под озером

(очень живописное место) и к вечеру были под перевалом. Итого, ушел один день на подход с верховьев Чортуя к перевалу. После долгих споров решили перелезть в тот же день. На подъем лодок ушел 1 час, на подъем с рюкзаками чуть меньше. От перевала до границы леса на Пече около 5 километров. Сделали холодную ночевку сразу за перевалом. На следующий день спустились до отметки уреза воды 305. Встали на правом берегу, сразу после впадения притока. В этом месте было решено спускаться на воду. Как показал следующий день, для каркасных лодок (кроме КНК) спуск был преждевременным. Воды для этих лодок не хватало нигде! Правильнее было бы их экипажам продолжить пеший спуск до впадения последнего правого притока перед Аллоем, или лучше до стрелки Печи и Аллоя. При этом они были бы лишены созерцания красот верховьев Печи, но сохранили бы свои силы, нервы и суда.

Печа
Около отметки уреза воды 305 Печа представляет собой чрезвычайно каменистую мелкую (средняя глубина струи в нашу воду 30-40см) речку с падением 20 метров на километр.


"камни вижу, где вода?!"


"настоящий слив!"

Такое падение сохраняется до "Застеидских ворот". Попадается пара-тройка маленьких участков каньонного типа - рай для каякера.


последний слив каньона

Струя становится глубже, течение еще быстрее. В остальных местах камни окрасились в цвет наших полиэтиленов, а каякеры часто совершали толкательные движения. Им не хватало каких-то 10-15 см воды! Таймень и КНБ проводили (работа для настоящих мужчин 8-), а каньонные места обносили по берегу.


"танец маленьких лебедей в Застеидских воротах"

После слияния Печи и Аллоя речка выполаживается, становится значительно глубже. Плесы чередуются с небольшими каменистыми шиверами, на некоторых из которых Таймень и КНБ приходилось по-прежнему проводить. Четко выраженных порогов нет. Такая картина сохраняется до моста через Печу. Перед мостом кончается территория заповедника. Появляются рыбацкие стоянки по берегам. Плесы становятся длиннее, шиверы все такие же мелкие, короткие. Этот занудный участок продолжается почти до Аксозера. Перед Аксозером шивер становится несколько больше, много хороших стоянок, неплохие места. После Аксозера на час гребли по абсолютно спокойной воде. Развлекали только многочисленные скворечники на соснах по берегам. Кто их вешал? После разделения Печи на две протоки начинается порог. Это первый порог на Пече после верховьев. Достаточно высокие валы, струя четко выраженная и в основном прямая. Приятное развлечение после гребли по спокойной воде. После впадения Коньи - плес до Печозера. От впадения шли 1.5 часа ненапряжным темпом. Печозеро нам показалось короче, чем оно нарисовано на карте. Стоянок на правом берегу не нашли. Мост в конце Печозера сгорел. Встали у дороги на левом берегу. Стоянка очень грязная - сказывается близость "ковдорского тракта". От этого места экипаж КНБ ушел пешком в Верхнетуломский, т.к. в предыдущий день дыра в шкуре их лодки достигла фантастической длины - двухбаллонная Нерпа превратилась в катамаран со всеми втекающими и вытекающими последствиями.


хит похода; на следующий день дырка станет еще больше

(Чего стоил камень размером с голову, который случайно завалился через дно и остался в лодке.) После Печозера начинаются пороги. Порог-плес-порог - как типичная карельская речка. Первые 2-3 - небольшие. Короткие и маленьким падением. Здесь и далее у всех неприятная черта - струя на выходе из порога как бы "размывается", становится мелкой, камни вылезают на поверхность. Много неприятностей это доставляло Тайменю. После примерно полукилометрового плеса начинается порог, который, как и большинство последующих можно назвать "Кривым". Прямой участок перед ним, высокий правый берег. Порог начинается и сразу уходит влево почти под прямым углом. Прямая после поворота струя, много обливных камней, за которыми кроются маленькие, коварные для начинающих каякеров улова. После порога, как водится, обширный плес. Следующий значительный порог - "Падун". За левым поворотом, хорошо слышен. Просмотр слева. "Падун" как "падун", ничего особенного.


"на входе каяк,


на выходе Таймень"

1-1.5 метровый слив со ступеньки и больше ничего. Струя глубокая и чистая. После падуна несколько простых порогов (один, два, три - не помню точно), затем второй "Падун". Его _очень_ рекомендуется просмотреть! После длинного плеса речка уходит вправо. На левом берегу видна скала (скалы) Перед этим плоские камни посередине. Мы выскочили сначала на них, потом зачалились слева для просмотра. Справа и слева от камней протоки с падение - первая ступень порога. После первой ступени под левым берегом есть большой улов, но лучше ее не проходить сходу. Обносить порог лучше по правому берегу, а просматривать для прохождения - по левому. (Каякер для этого может спуститься в улов слева, зачалиться в нем и идти смотреть.)


если внимательно смотреть, то можно увидеть весло каякера под сливом


если внимательно смотреть, то можно узнать автора этих строк

Порог представляет собой высокий, ломаный слив с камнями внизу. Проход ближе к левому берегу по четко выраженному языку. Далее следует уходить ближе к левому берегу от камней посередине. Две бочки после основного слива в нашу воду были не мощные и останавливали гораздо слабее, чем мы думали. В большую воду, конечно, все будет серьезнее. После второго "Падуна" идет несколько ничем не примечательных порогов типа первого "Кривого" - валы, обливные камни, маленькие локальные бочки. После очередного плеса порог типа "Сюрприз". Высокий левый берег, река уходит влево широкой короткой мелкой шиверой. С левого берега видно, что в конце шиверы есть небольшой плес, а затем река уходит вправо и начинается порог. Хорошо видна струя, первые небольшие валы. По форме река выписывает цифру 4, если идти снизу. Прошли шиверку и зашли в порог. Река сузилась, основная струю по левым берегом. Валы постепенно становятся все больше и заканчиваются (приятная неожиданность) пологим примерно двухметровым сливом, за которым находится небольших размеров котел, достаточный для того, чтобы положить любого не успевшего сориентироваться каякера.


"а с виду ничего особенного"
После порога река разливается, становится мелкой. Основная струя резко уходит влево. При удачном прохождение котла туда и выносит. Таймень успешно положило, вынесло на камни и поломало. За порогом в 100 метрах на левом берегу начинается дорога, которая через 3 км выходит на "ковдорский тракт". По "тракту" еще около километра до дамбы. И еще полтора до поселка. В связи с поломкой Тайменя и необходимостью встретить в поселке экипаж Нерпы, было решено закончить поход. Прохождением водопада и оставшихся порогов пришлось пожертвовать.

Александр Малышев malysh@malysh.gamma.ru
Август 1998 года


Популярность: 39, Last-modified: Thu, 27 Aug 1998 15:30:26 GMT