По Серебрянке и Чусовой (38) 

Протяженность -- 302 км. 
Число ходовых дней--14. 
Сезонность--май--15 июня. 
Категория сложности -- II (Схема No-27

        Маршрут охватывает  начальную часть  пути Ермака,  но  движение предлагается в 
обратном направлении--вниз по течению.Серебрянка (длина 160 км)--правый приток 
Чусовой. Берет  начало на  восточном  склоне Уральского хребта,  в районе  горы  Под- 
пор (509 м над уровнем моря), и  впадает  в  Чусовую на  западном   склоне Урала.  Это 
было  использовано  Ермаком,  поднявшимся  по  Чусовой,  затем  по  Серебрянке  в  ее 
верховья, до района волока в реку Жаровля. 
        Начало  маршрута -- от  поселка  Кедровка,  подъезд  автобусом  от  города  Кушва 
(станция  железнодорожной  линии Свердловск -- Чусовская). В мае  можно  начинать 
от  самых  истоков Серебрянки (6--8 км  от  железнодорожной  станции  Европейская). 
В верховьях река быстрая, шириной 8--10 м. Берега  поросли лесом. У поселков Елиза- 
ветинка и Кедровка низкогабаритные мосты,движение под которыми зависит от  уров- 
ня воды.Сплавляться по реке надо внимательно,в русле встречаются отвалы,оставшие- 
ся от дорожных работ, возможны завалы. 
        Ниже поселка  Кедровка  река  принимает ряд небольших  притоков  и  становится 
более полноводной, а после  устья  притока -- Луковки  разбивается  на  рукава, идти в 
протоку с наиболее сильным течением.Упоселка Серебрянка,раскинувшегося по обоим 
берегам, раньше был большой пруд, теперь плотина разрушена. Проходить этот участок 
можно  только  после  предварительного осмотра.  Ниже плотины  река  делится на две 
протоки, идти правой, придерживаясь правого берега. 
        В низовьях  Серебрянка  течет  в  глубокой,  широкой долине, в скалистых берегах. 
Встречаются перекаты, при низкой воде возможна проводка судов. Может встретиться 
и молевой сплав, а в поселке Усть-Серебрянка -- запань. 
        Дальнейший  путь  проходит  по Чусовой (длина  735 км),  левому  притоку  Камы. 
Истоки реки находятся на восточном  склоне  Среднего Урала,  в Челябинской области. 
Далее Чусовая  вступает в пределы Пермской области и  впадает  в Каму близ Камской 
ГЭС. 
        В результате сооружения Камского водохранилища нижняя часть долины Чусовой 
оказалась  затопленной. Водоем вытянулся  вверх по реке  более чем на 130 км, ширина 
же его достигла местами нескольких километров. 
        Выйдя на Чусовую,  нужно  повернуть  направо,  вниз  по  течению. Почти сразу в 
излучине левого берега большая скала(камень)Юрта.Далее остров, делящий реку на две 
проходимые  протоки. После  камней  Желтый и Плита  на  пути  длинный несложный 
перекат. 
        Затем один за другим появляются живописные камни Темняш,Кирпичный, Печка, 
Высокий. За последним  мелкий перекат с островом,  который  лучше  обойти по левой 
протоке. Ниже Чусовая протекает мимо камней Воробей и Денежный. За Денежным на 
левом берегу село Кын, где в середине XVIII в.Строгановы построили железоделатель- 
ный завод, закрытый после истощения  местной руды.Через Кын  проходил старинный 
тракт на Кунгур.Около Кына быстрый глубокий перекат проходится,как и предыдущие, 
по главной струе.Дальше на реке камни Становой и Востряк, а потом начинается  5-ки- 
лометровый Бабенский  плес,  за  которым  русло  делится  длинным  островом  на  две 
протоки, идти можно любой. При малой  воде ниже  острова появляется еще несколько 
островков, образующих  мелкие  протоки с  быстрым  течением. За островками Чусовая 
резко отклоняется вправо и проходит  мимо  невысокого  темно-зеленого камня Сосун. 
        Дальше на правом берегу село Верхняя Ослянка(почта,магазины),за которым Чусо- 
вая бежит мимо острова (его лучше оставить слева). Следующая на пути  деревня Ниж- 
няя Ослянка.В нескольких  километрах от нее река резко берет  вправо и образует пере- 
кат.За деревней Копчик остров с перекатом в русле обеих проток, идти правой. Остров 
длиной около 1 км  начинается у деревни  Коновалово,  проход слева.  В конце острова 
справа впадает река  Сылвица. Перед ее устьем  развалины железоделательного завода. 
Ниже Чусовая течет мимо камней Антонов, Ермак, Котел, Темный, Малый Стрельный, 
Свадебный, Большой Стрельный,Веер, Печка.Наиболее красив камень Ермак--массив- 
ная, светлая, четырехугольная скала,  возвышающаяся на 30 м над рекой. По преданию, 
на этом месте была первая зимовка Ермака во время  его похода в Сибирь. В 1 км ниже 
деревни Чизмы,  на правом берегу (почта, магазин),  высоко  поднимается  камень Ост- 
рый. За ним  большой  остров  с  перекатами  в обеих  протоках. Затем река, огибая мыс 
Круглый, образует  длинную  излучину. В конце ее два мелких  переката, первый лучше 
проходить у правого берега,  второй -- по главной струе. 
        Приняв слева приток Кумыш, Чусовая описывает несколько коротких резких пово- 
ротов, и на пути встают камни, описанные Д.Н.Маминым-Сибиряком в повести "Бой- 
цы". Первый из них -- Горчак,  затем  Молоков, Кликунчак,  Разбойник,  Пять братьев. 
В  межень  Чусовая  сравнительно спокойно омывает их, только 2--3 несложных пере- 
ката нарушают ее течение. Однако  в  половодье  прохождение  этого  участка доступно 
только  опытной,  соответственно  снаряженной  группе.  Выступающие  вводу  гребни 
камней Молоков и Разбойник были взорваны в 1877 г.,  когда о них в один день разби- 
лось 23 баржи и утонуло более 100 человек. 
        Ниже встретятся  камни Отметыш, Коврижка, Щит и др. Далее  камни попадаются 
реже, высота их меньше, хотя и они придают берегам неповторимый колорит.Это кам- 
ни Воронка,Гнутый,Башня, Гусельный(около него перекат),Кобыльи ребра, Дыроватые 
ребра (перекат).  Далее Чусовая  подходит к деревне Усть-Койва. Около нее небольшой 
остров,  в  межень его надо обходить  слева. После деревни в Чусовую впадает один из 
самых больших ее притоков -- Койва (длина 180км), за устьем которой на пути еще ряд 
камней -- Красный, Таш, Стенка, Шаков и др. На подходе  к городу Чусовой  берега как 
бы раздвигаются, река выходит на Предуральскую равнину и становится глубокой,пол- 
новодной. 
        При необходимости прервать маршрут в Чусовом надо,войдя в черту города,найти 
на правом берегу место для разборки  байдарок (ближе  к  железнодорожному  вокзалу). 
Чусовой -- крупный промышленный центр Урала. История его связана с прокладкой в 
1878 г. горнозаводской  железной дороги, после чего здесь построили  железоделатель- 
ный завод. В 1933 г. поселок  стал  городом. После Чусового  река сильно  расширяется, 
скорость течения  заметно  уменьшается.  Появляется  речная обстановка, и идти нужно 
краю фарватера. Изменяется  характер  берегов: теперь они не выше 6--8 м  и  покрыты 
лугами, пашнями.Чаще встречаются населенные пункты. За островом, на окраине горо- 
да, впадает  справа самый  большой  приток  Чусовой -- Усьва ( длина  266 км).  После 
устья левого притока -- Лысьвы остров Пуповский (длина  2 км) делит Чусовую на две 
протоки,  идти  левой. В  районе  крупного  села  Копально паром. Ниже  река  делится 
островами на три рукава,проход левым и средним,между которыми расположен самый 
большой на Чусовой остров -- Дикий (длина около 7 км,  ширина местами более 1 км). 
Не доходя  22 км  до Верхнечусовских Городков, в русле большой остров, обход справа. 
Далее Чусовая постепенно расширяется и переходит в Чусовской залив Камского моря. 
        Маршрут заканчивается в Верхнечусовских Городках(основаны в 1616г.). Здесь, на 
правом берегу Чусовой, Строгановыми  были построены Соляные варницы, существо- 
вавшие 170лет. Из сооружений того времени сохранились дом Строгановых,старинная 
церковь. В 4 км ниже -- здание бывшего Успенского монастыря 1580г. В связи с созда- 
нием Камского водохранилища и подъемом  уровня воды в Чусовой поселок пришлось 
перенести на более высокий левый берег.Чтобы ознакомиться со старинными  здания- 
ми, надо переехать на правый берег залива. 
        Идти дальше по водохранилищу нет смысла. Лучше продолжить путь на теплоходе 
до пристани  Левшино,  расположенной  на  северо-восточной  окраине  Перми. Город 
вырос на  месте  медеплавильного  завода и поселка,  основанного в 1723 г. Теперь это 
крупнейший промышленный и культурный центр Урала.В Перми большой краеведчес- 
кий музей, картинная галерея с уникальной коллекцией  деревянной скульптуры. Город 
связан авиа- и железнодорожным сообщением со всеми центрами страны. 

Литература: 53, 103,137, 148.