ОБЬ-ЕНИСЕЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ  

        Мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея,  двух великих рек,  искусственным 
водным путем  возникла еще в конце XVIII в.  На это наводило  удобное расположение 
притоков, близко подходивших друг к другу.  К тому же в давние  времена здесь прохо- 
дил великий водный путь от Урала до Кяхты.  Еще в 1675 г. царь Алексей Михайлович 
поручил трудный и опасный поиск дороги на восток выходцу из Молдавии, образован- 
ному и энергичному  Николаю Спафарию.  Его отчет о путешествии,  едва ли не самый 
ранний  документ о пути  в  Китай  по  сибирским  рекам,  составлен  был  подробно  и 
обстоятельно.  Ведь  именно  Россия,  страна,  где никогда не рос чай, прославилась на 
весь мир своими самоварами. Тысячи тонн чая везли через  Сибирь из Китая и Индии. 
Авторы проекта Обь-Енисейского водного пути обещали государству и купцам  значи- 
тельные прибыли именно на чае. 
        Первый шаг в этом направлении сделал в 1872 г. сибирский купец Фунтусов, сна- 
рядивший на свои  средства  небольшую  изыскательскую  партию с целью определить 
наиболее выгодное направление для соединения притоков Оби и Енисея.  После этого 
в 1875--1878 гг. правительство послало еще несколько партий. В результате их работы 
была установлена возможность устройства канала между  реками Кеть (правый приток 
Оби) и Кас (левый приток Енисея). Затем был составлен проект канала,  рассчитанного 
для пропуска судов грузоподъемностью до 18 тыс. пудов.  Несмотря на то что сооруже- 
ние канала создало бы непрерывный путь колоссальной протяженности -- от Иркутска 
до Тюмени, суливший  большие  экономические перспективы,  Государственный совет 
вместо необходимых 10 миллионов рублей выделил 600 тысяч. 
        Работы по строительству начались в 1883г. и продолжались до 1893г., а с переры- 
вами до 1898 г. Путь проходил по правому притоку Оби -- реке Кеть (28 км), ее право- 
му притоку Озерной (16 км), по левому притоку Озерной -- реке Ломоватая (39 км), по 
левому притоку Ломоватой -- реке Язевая (35 км),  вытекающей из озера Большое,  или 
Водораздельное (5 км),  по каналу (7,8 км),  по рекам Малый Кас (70 км),  Большой Кас, 
левый приток Енисея (197 км). 
        При  строительстве  Обь-Енисейского пути  использовалась  естественная  речная 
система,  прокопан  был  только  один  участок  протяженностью 7,8 км. Чтобы сделать 
систему пригодной  для  нормальной  эксплуатации,  надо было  построить 29 шлюзов, 
ряд плотин,  спрямить  несколько наиболее  извилистых  участков,  увеличить размеры 
шлюзов для пропуска большегрузных судов.  В существующем виде  система могла про- 
пускать  маломерные суда,  и то в высокую воду,  а в межень  лишь лодки  при высокой 
стоимости  перевозок.  Средства  на  достройку отпущены не были, а в таком виде путь 
оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся 
на  него надежд.  Сооружения  приходили в ветхость,  и,  после того  как вошла в строй 
Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена. 
        В 1918 г. предпринималась попытка вернуть канал к жизни. Для обследования его 
был направлен пароход с названием "Первый",и в помощь ему придана землечерпалка 
"Сибирская-5".  Но попытка закончилась неудачей,  так  как стояла поздняя осень, вода 
уже спала,  а затем  наступила  ранняя  зима и судно  вмерзло  в  лед. Больше работы по 
возрождению  Обь-Енисейского пути не производились.  Разруха и гражданская  война 
не дали молодой Советской Республике довести  дело до конца, а позже перед страной 
встали другие, более первоочередные проблемы. 

Литература: 22, 113,132, 133, 135. 143