СЕВЕРО-ДВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА
В 1823 г. в районе города Кириллов
на плоском заболоченном водоразделе между
Шексной -- левым притоком Волги (ныне впадающей в Рыбинское водохранилище)
и
Порозовицей, вытекающей из озера Благовещенское и впадающей
в озеро Кубенское,
были проведены изыскания. В этом месте проходил древний
волок важного водного
пути освоения Заволочья. Отсюда шел и Великий путь на восток, в Сибирь.
К 1825 г. относится начало работ,
а в 1828 г. по новому пути прошли первые суда.
Строителями был прорыт Топорнинский канал, соединивший
Шексну с Сиверским
озером, расширен и углублен фарватер речек
между водораздельными озерами. На
Волжском склоне построено 5 шлюзов, поднимавших суда
на 10 м, в том числе 4 на
Топорнинском канале. На Двинском склоне установлено 4 шлюза,
опускавших суда на
такую же высоту. Путь проходил по Топорнинскому
каналу (7 км), озеру Сиверское
(3,14 км), Кузьминскому каналу (1,17 км), озеру Бабье,
или Покровское (2,26 км), реке
Поздышка (2,13 км), озеру Зауломское (4,48 км), Вазеринскому
каналу (2,08 км), через
водораздел к озеру Вазеринское (1,1 км),
по второму Вазеринскому каналу (2,99 км),
озеру Кишемское (1,71 км), Кишемскому каналу (2,65 км),
реке Иткла (0,59 км), озеру
Благовещенское (5,61 км), реке Порозовица (28,15 км), озеру
Кубенское (61,9 км), реке
Сухона от истока до плотины и шлюза "Знаменитый" (7,47 км).
Общая длина пути --
134 км. Щлюз "Знаменитый" строил инженер В. Я. Шишков, впоследствии
известный
писатель. В то время сооружение это считалось чуть ли не чудом гидротехники.
В дальнейшем Северо-Двинекая
система неоднократно переделывалась и совер-
шенствовалась. В 60--70 гг. XIX в. были углублены и расширены
каналы, ликвидиро-
вана часть шлюзов. Вместо 12 их стало 7: 1--на Верхней Сухоне, 2 -- на Порозовице,
1
-- на Кишемском и 3 -- на Топорнинском каналах. В первый
период существования
СевероДвинской системы по ней осуществлялось оживленное судоходство так,в1888г.
прошло свыше тысячи судов. В Петербург везли рыбу,
пушнину, пиломатериал, а в
Архангельск -- промышленные товары, дубовый лес. После создания железной
дороги
к Архангельску Северо-Двинский путь утратил свое значение.
Несовершенная водная
система не могла конкурировать с железнодорожным транспортом.
В годы Советской
власти проводились работы по ее улучшению, однако роль
системы, особенно после
сооружения Беломорско - Балтийского канала, еще
более уменьшилась. В настоящее
время Северо-Двинская система обслуживает главным образом местную линию
Вологда -- Кириллов.
Литература: 7, 22. 102, 113, 114, 124, 132, 143.