ТИХВИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ 

        Поскольку  Вышневолоцкий  водный путь не мог обеспечить  нормальной  двусто- 
ронней связи  Петербурга с центром страны,  возникла необходимость в более удобной 
трассе. Еще  в 1710 г. Петр I направляет  инженера  Джона Перри изучить возможность 
создания водного пути, соединив каналом реки Волжского склона--Мологу, Чагодощу, 
Чагоду,  Горюн, Соминку с реками Балтийского склона  --  Тихвинкой,  Сясью,  Невой. 
По этой  трассе  издревле  существовал  торговый путь с Волги в Прионежье и Балтику. 
Через  водораздел  между  реками,  текущими  с одной  стороны в Волгу и с другой -- в 
Ладожское озеро, грузы перевозили гужом. 
        В 1712 г. Петр I сам  выезжает  на  осмотр  трассы. В  версте от озера  Крупино для 
него был  построен  деревянный  дом  на  каменном фундаменте, сгоревший в 1802 г. В 
память о посещении  Петром  этих мест у восточного конца  озера  Лебедино -- начала 
Тихвинского  канала  в 1863--1864 гг.  установлен  памятник  из  булыжного  камня  на 
цементе в виде скалы с чугунным крестом наверху. 
        В мае 1724 г.  Петр I  направляет обер-гофштальмейстера  Алабердеева  и  нженер- 
поручика Либерса  "для искания, осмотра  водяной  коммуникации от Волги до Ладож- 
ского озера". Одновременно проводились  изыскания и следующего  участка  канала -- 
между устьями Волхова и Сяси. Трасса Тихвинской системы  была полностью обследо- 
вана в последние месяцы жизни Петра, однако смерть его в 1725г. надолго отодвинула 
ее осуществление.  Только  в 1797 г. в  связи  с  засухой и обмелением  Вышневолоцкой 
системы вновь возник вопрос о Тихвинском водном пути.Работы были начаты в1802г. 
а окончены в 1811-м. 
        С Волги путь шел: по Мологе до устья Чагодощи (248 км), по Чагодоще и Чагоде до 
устья Горюна (167 км), по Горюну (13 км), озеру Вожанское(3 км), реке Соминка (32 км, 
8 шлюзов),  озеру  Сомино (1 км),  реке  Волчина (10 км, 3 шлюза), Тихвинскому каналу, 
пересекающему озера Крупино и Лебедино (6,3 км), реке Тихвинка(158 км, 48 шлюзов), 
протекающей через озера Еглино (2,6 км) и 0зерское(5,2 км), реке Сясь от устья Тихвин- 
ки  до села  Сясьские Рядки (96 км),  Старосясьскому  каналу (11 км).  Староладожскому 
каналу (112 км), Неве (74 км). 
        Тихвинский путь был самым коротким:от Рыбинска до Петербурга -- 924 км,тогда 
как  по Мариинской системе -- 1143 км,  а по Вышневолоцкой -- 1440 км. Кроме того, 
судоходство по Тихвинской системе  шло в обе стороны, что нельзя  было осуществить 
на Вышневолоцкой. Преимущество  в  доставке  грузов -- около месяца,  но  стоимость 
перевозок дороже, поэтому здесь везли наиболее  ценные заграничные товары, связан- 
ные с жесткими  сроками  доставки, -- для  Макарьевской (Нижегородской)  ярмарки, а 
также  товары  местного  потребления.  Недостатком  системы  была  маловодность,   в 
результате  чего применялись  только  небольшие  суда  --  до 33 тонн -- "тихвинки" и 
"соминки"  (их строили в Тихвине и Сомине  ежегодно до 200 штук), в  то время как на 
Мариинской системе грузоподъемность судов достигала 82 тонн. 
        Кроме того,Тихвинская система не была достроена: на порожистых участках Чаго- 
ды,  Тихвинки  и  Сяси отсутствовали  шлюзы,  на ряде мелких  мест суда  приходилось 
разгружать. Дополнительное питание системы  через водохранилища на озерах Пятино 
и Долгомощенское  оказалось недостаточным  для  нормальной эксплуатации. Главные 
пристани находились в Весьегонске, Сомине,  Тихвине,  Колчанове и Сясьских Рядках. 
Тяга шла главным образом конная по бечевнику. Навигация начиналась в конце апреля 
и заканчивалась в октябре, что составляло в среднем 180 дней.Однако, несмотря на все 
трудности,  по системе  проходило  до  6 тысяч  судов  в  год. Обслуживали ее 40 тысяч 
лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков, в том числе дети. 
        После постройки  в 1851 г. Николаевской  железной  дороги,  соединившей Петер- 
бург с Москвой,и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского 
пути  стало падать и количество  проходящих  судов  постепенно сокращаться.  Шлюзы 
разрушались, система  мелела.  В дальнейшем  путь использовался  только для  местных 
перевозок и то лишь на отдельных участках и в высокую воду. 
        После Октябрьской революции  Тихвинская система  стала  важной  артерией  для 
доставки продовольствия из районов Волги в осажденный Красный Петроград.В1918г, 
в первую годовщину  Октября,  Тихвинской системе было присвоено имя В.И. Ленина. 
"Живая  водная  артерия  нашего  Тихвинского  края,  связующая  Волжскую житницу  с 
Красным Питером -- маяком и крепким  якорем пролетариата,-- говорилось в резолю- 
ции городского исполкома,--Тихвинская водная система,созданная лопатой и топором 
трудового народа,да будет отныне,в увековечение славной,победной годовщины рево- 
люции, называться системой мужественного  вождя трудового народа и первого борца 
славной  авангардной  революции  Владимира Ильича Ленина. Да  процветает водный 
транспорт -- пути  перемещения  народов и его трудовых  ценностей.  Да  здравствуют 
его трудовые работники и их защитник товарищ Ленин! Да здравствует водная система 
Ленина!" 
        Все возможные для прохождения  отрезки пути даны в маршрутах 49 -- 51, а часть 
системы от Тихвина до Ефимовской можно рекомендовать только пешеходам в июле -- 
августе. 

Литература: 99, 102, 111, 113, 121, 124, 132,137, 143.