СТРОИТЕЛЬСТВО ИСКУССТВЕННЫХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ 
                                                                1725--1917 гг. 

                                            МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА 

        Мысль  о  соединении  Ковжи  (Волжский склон)  с  Вытегрой (Балтийский склон) 
принадлежит  Петру I.  По  его  поручению  инженер  Джон Перри  в  1710 г.,  обследуя 
рельеф местности по трассе,заставлял мужиков рубить просеки и ставить вехи.В 1711г. 
Петр сам проехал в Вытегру и дальше к древнему волоку.Лично убедившись в правиль- 
ности  представленных  Перри  расчетов, Петр повелел  рубить лес  для  строительства 
нового  водного  пути.  Однако  работы  пришлось отложить  в  связи с усложнившейся 
международной обстановкой.Чтобы осуществить петровский замысел, царской России 
потребовалось около 100лет. Строительство канала началось в 1799г. и длилось 11 лет. 
За этот период были  возведены сложные  гидротехнические сооружения  для  питания 
мелководных  участков,  построены  многочисленные  шлюзы  на  Вытегре  и  Ковже. 
21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. 
        Первые  годы  эксплуатации  водного  пути  показали  многие  его неудобства.  От 
Рыбинска  до  посада Крохино товары  отправлялись  на  обыкновенных  баржах, а для 
прохода по бурному Белому озеру перегружались в палубные суда -- белозерки.Все это 
замедляло и удорожало  доставку грузов. Не случайно в то время  сложилась поговорка: 
"За морем телушка -- полушка, рубль перевоз". Чтобы обеспечить безопасность движе- 
ния, надо было строить каналы в обход Белого и Онежского озер. 
        В 1843--1846 гг. был  прорыт  Белозерский канал в обход Белого озера, а в 1818-- 
1820гг. выполнена первая очередь Онежского канала до Черных песков. Работы возоб- 
новились в 1845 г. и закончились в 1852 г. Существенно Мариинскую  систему  это  не 
улучшило.НаШексне и Свири бурлило много порогов,шлюзовая система была несовер- 
шенна. Обходные Староладожские каналы  требовалось  пополнять водой. Кроме того, 
за период эксплуатации (1730--1860гг.) они обмелели, сооружения пришли в ветхость. 
Так как ремонтировать  сооружения можно было только после навигации, параллельно 
ближе к Ладоге построили новые, большие по габаритам и, главное, на одном уровне с 
Ладожским озером, вследствие чего отпала  необходимость в шлюзах и пополнении их 
водой. Работы производились с 1861 по 1883г., после чего система приняла свой окон- 
чательный вид. В нее вошли: река  Шексна от устья Белозерского канала  до впадения в 
Волгу  у  Рыбинска (434 км),  Белозерский обводной  канал (67 км),  река Ковжа (70 км), 
Новомариинский канал (67 км), река Свирь (213 км), Новосясьский канал(11 км), Ново- 
ладожский канал (111 км), река Нева (74 км). 
        Первоначально  баржи  тащили  бурлаки,  а  в  1830--1888гг. на  реке  действовала 
туерная тяга--цепь, проложенная по дну реки, по которой суда двигались против тече- 
ния. Впоследствии Мариинская система  еще  несколько  раз  перестраивалась и совер- 
шенствовалась (последний раз--в 1890--1896 гг.). 
        Всего на  Мариинке был 31 шлюз, и от Рыбинска до Петербурга суда проходили за 
110 суток. После реконструкции шлюзов стало 37, размеры их увеличились (длина 35м, 
ширина 6 м, глубина 1 м). Движение  было двустороннее. После введения  конной тяги 
время прохождения судов сократилось до 50 суток, и система стала главным  "хлебным 
путем" в столицу.Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первокласс- 
ным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в1913г. была 
удостоена Большой золотой медали. 
        Туристам - байдарочникам  можно  рекомендовать  для  прохождения  только  два 
участка старой Мариинки:  от Вытегры до Подпорожья с проходом Онежского канала и 
от Лодейного Поля до Петрокрепости (маршруты 47 и 48). 

Литература: 22, 102, 111, 114, 121, 124, 136, 142, 143