ВЕЛИКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ"
Возникший в конце IX начале Х в., путь этот соединил северную
Русь с южной,
Прибалтику и Скандинавские страны с Византией. Как указывалось
в "Повести
временных лет", он шел "Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра
волок до
Ловати, по Ловати внити в Ильмер(Ильмень) озеро великое из него же
озера вытечет
Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера
внидеть устье (так
называет летописец Неву) в море Варяжское (Балтийское)". Но такой
волок невозмо-
жен, ведь верховья Днепра и Ловати нигде не соприкасаются,
к тому же между
Ловатью и Днепром находится Западная Двина.По-видимому, в "Повести
временных
лет" допущен пропуск и путь проходил по Балтийскому морю, Неве,
Ладожскому
озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати,Кунье, Сереже, волок в Торопу,
далее по рекам
Торопе, Западной Двине, Каспле, озеру Касплинское, волок в
речку Катынь и по
Днепру в Черное море.
Среди историков существовало также мнение, будто путь"из варяг
в греки" распа-
дался на три основных направления: 1)Смоленско-Новгородско-Балтийское
- по нему,
начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) "греческое" -
по нему до полови-
ны XIII в. осуществлялись сношения Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское
-
использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.
Путь "из варяг в греки" был связан и с другими водными путями
Руси. Из Запад-
ной Двины можно было пройти в Прибалтику, в море Варяжское,
а по выходе в
Черное море сразу открывались три направления.
1. Прямо, вдоль побережья в Царьград (имело наибольшее значение
в Х--XI вв.). Из
Северной Руси возили лес, меха, мед, воск, из Скандинавии-оружие,художествен-
ные изделия, из Южной Руси -- хлеб, изде- лия из серебра, а
из Византии--ткани,
книги, вина и пряности. По сведениям Константина Багрянородского(X
в.) криви-
чи и другие племена весной возили в Смоленск, Чернигов
большие долбленые
ладьи на 30-- 40 человек -- однодеревки, которые затем сплавляли
по Днепру в
Киев. Там их переоборудовали, загружали и отправлялись
на них вниз по реке.
Пройдя волоком Ненасытецкий порог, а также узкое скалистое
место- Крарийскую
переправу, купцы делали остановку на острове Хортица,
где, оснастив ладьи
парусами,проходили лиман и плыли вдоль побережья Черного моря
до Царьграда.
2. От устья Днепра налево (на восток), через Перекопский перешеек
Крыма в Азов-
ское море, где существовал древний канал,"но с течением времени
канал засыпал-
ся и обратился в густой лес" (Константин Багрянородский).
Далее путь шел вдоль
северного побережья Азовского моря к устью Дона, вверх
по Дону, затем, по его
левому притоку - Иловле, волок к правому притоку Волги - Камышинке
и вниз по
Волге в Каспийское море.
3. Направо к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим
в Западную Европу.
Благодаря большому количеству рек и озер северо-запад
служил в древности
своеобразным транспортным узлом. На Валдае сходятся верховья
Днепра, Запад-
ной Двины, Ловати, Волги с близко текущими друг от
друга притоками, что
позволяло создать ряд путей с волоками из одного бассейна
реки в другой.
Отсюда начиналось множество водных путей, связывавших центр
тогдашней Руси
с путем "из варяг в греки", а также ведших на север и
восток. О существовании
таких путей говорят названия населенных пунктов - Волок, Переволока,
Наволок и
др.
Ниже приводится один из наиболее известных вариантов пути
"из варяг в греки".
Ввиду большой протяженности он разделен на 4 маршрута (No 1--4).
Литература: 22, 28.