ВЕЛИКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ"
 
        Возникший в конце  IX начале  Х в., путь этот соединил северную Русь с южной,
Прибалтику  и  Скандинавские  страны  с  Византией.  Как  указывалось  в   "Повести
временных лет", он шел  "Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до 
Ловати, по Ловати внити в Ильмер(Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет 
Волхов  и  втечет  в  озеро  великое  Нево (Ладожское)  того  озера  внидеть устье (так 
называет летописец Неву) в море Варяжское (Балтийское)".  Но такой волок невозмо-
жен,  ведь  верховья  Днепра  и  Ловати  нигде  не  соприкасаются,  к  тому  же  между
Ловатью и Днепром находится Западная Двина.По-видимому, в "Повести временных
лет"  допущен  пропуск и путь  проходил  по  Балтийскому  морю,  Неве,  Ладожскому 
озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати,Кунье, Сереже, волок в Торопу, далее по рекам
Торопе,  Западной  Двине,  Каспле,  озеру  Касплинское,  волок  в  речку  Катынь и по
Днепру в Черное море.
        Среди историков существовало также мнение, будто путь"из варяг в греки" распа-
дался на три основных направления: 1)Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, 
начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) "греческое" - по нему до полови- 
ны  XIII в.  осуществлялись  сношения  Киева  с  Византией;  3)  Киево-Новгородское - 
использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.
        Путь  "из варяг в греки"  был связан и с другими водными путями Руси. Из Запад-
ной Двины  можно  было  пройти  в  Прибалтику,  в  море  Варяжское,  а  по выходе в 
Черное море сразу открывались три направления.
    1. Прямо, вдоль побережья в Царьград (имело наибольшее значение в Х--XI вв.). Из 
        Северной Руси возили лес, меха, мед, воск, из Скандинавии-оружие,художествен-
        ные изделия, из Южной Руси -- хлеб, изде- лия из серебра, а из Византии--ткани,
        книги, вина и пряности. По сведениям Константина Багрянородского(X в.) криви-
        чи и другие племена  весной  возили  в  Смоленск,  Чернигов  большие долбленые
        ладьи на 30-- 40 человек -- однодеревки,   которые затем сплавляли по Днепру в 
        Киев. Там  их  переоборудовали,  загружали  и  отправлялись на них  вниз по реке.
        Пройдя волоком Ненасытецкий порог, а также узкое скалистое место- Крарийскую
        переправу,  купцы  делали  остановку  на  острове  Хортица,  где,  оснастив  ладьи 
        парусами,проходили лиман и плыли вдоль побережья Черного моря до Царьграда.
    2. От устья Днепра налево (на восток), через  Перекопский перешеек  Крыма  в Азов-
        ское море, где существовал древний канал,"но с течением времени канал засыпал-
        ся и обратился в густой лес" (Константин Багрянородский).  Далее путь шел вдоль
        северного побережья  Азовского моря  к  устью Дона,  вверх по Дону, затем, по его
        левому притоку - Иловле, волок к правому  притоку Волги - Камышинке и вниз по
        Волге в Каспийское море.
    3. Направо  к  устьям  Южного Буга,  Днестра и Дуная,  ведущим в Западную Европу.
        Благодаря  большому  количеству  рек  и  озер  северо-запад  служил  в  древности
        своеобразным транспортным узлом. На Валдае  сходятся  верховья Днепра, Запад-
        ной  Двины,  Ловати,  Волги  с  близко  текущими  друг  от  друга  притоками,  что
        позволяло  создать  ряд  путей  с  волоками  из  одного  бассейна  реки  в  другой.   
        Отсюда начиналось множество водных путей, связывавших центр тогдашней Руси
        с путем  "из варяг в греки",  а  также  ведших  на  север и восток. О существовании
        таких путей говорят названия населенных пунктов - Волок, Переволока, Наволок и
        др.
        Ниже приводится один из наиболее известных  вариантов пути "из варяг в греки".
Ввиду большой протяженности он разделен на 4 маршрута (No 1--4). 
 
Литература: 22, 28.