По Люботке, Торопе, Западной Двине (2)
 
Протяженность -- 298 км.
Число ходовых дней--14.
Сезонность--май - сентябрь.
Категория сложности -- II (Cхема No-2).
 
        Начало маршрута  -  от  станции  Адреаполь  железнодорожной  линии  Бологое -
Великие Луки,  затем 30 км  на рейсовом автобусе или попутным  автотранспортом до
села  Хотилицы  и 1,5 км  далее  до  Гостилицкого озера,   красиво  расположенного  в
котловине среди высоких берегов. Из западного конца озера вытекает Люботка (длина
27 км). На своем пути она течет через озера Долгое, Высокое, Низкое, Орехово, Савки-
но,  Велье. В  истоке ширина  Люботки  8 - 10 м,  русло каменистое,  течение  быстрое.
Река мелкая,  извилистая, берега высокие.  На отдельных отрезках долина расширяется 
и по берегам тянутся полосы  заливных лугов.  Озеро Велье (Воскресенское) разделено
посередине  полуостровом,  идти  нужно  в  левую  по  ходу  часть. В конце  озера село
Воскресенское. На истоке  Люботки из озера мост и небольшая плотина,  обнос 20 м по
левому берегу. Ниже  на  протяжении  4 - 5 км  река очень  мелкая,  много завалов:  ряд
участков  приходится  расчищать,  а  суда  проводить. Через  2 км  обнос  разрушенного
моста (80м по левому берегу). Дальше  на протяжении 2 - 3 км река сохраняет прежний
характер, а  затем долина становится шире,  берега ниже. Сделав  ряд  петель по пойме,
Люботка впадает слева в Торопу.По выходе в нее  повернуть направо, против течения,
и попытаться подняться  до деревни Жельно, откуда в древности осуществлялся  волок
на Сережу. В деревне  оставить  байдарки,  пешком  разведать  предполагаемую  трассу
волока, после чего вернуться и начать спуск вниз по Торопе.
        Приняв Люботку, Торопа(длина около 170 км) течет в низких берегах, но от дерев-
ни Шитино они повышаются, холмы чередуются с полянами. Перед Шитином низкога-
баритный мост. При малой воде возможна проводка судов, но при высокой потребует-
ся  короткий обнос. Затем  на  пути  три  несложных каменистых  переката по 20 - 30 м,
потом  река  сужается,  берега повышаются,  впереди разрушенная  деревянная плотина
(обнос 30 м по правому берегу). Сразу же  за  плотиной  500 - метровая  мелкая шивера,
проходимая только в высокую воду. Дальше берега понижаются, долина расширяется и
Торопа,  сделав несколько  петель по  болотистой пойме,  впадает в мелководное озеро
Яссы. Озеро окаймлено узкой полосой редкого камыша,  дно песчаное,  твердое. Берега
холмистые, в значительной части поросшие сосновым лесом.Выйдя в озеро, повернуть
налево,  на юго-восток,  к поселку Новотроицкое,  связанному регулярным автобусным
сообщением с городом и железнодорожной станцией Торопец.
        Исток Торопы  -  правее  поселка,  в южной части озера.  Между  озерами  Яссы  и
Кудинское Торопу  пересекают  шоссейный и железнодорожный мосты, проходить под
ними осторожно: под поверхностью  воды остатки  старых свай. В Кудинском  идти на
восток, на противоположный берег.Озеро двумя выступающими мысами как бы разде-
лено на две части. Южный (правый по Ходу) мыс порос молодым сосняком.Восточная
часть озера  заросла  камышом. Все время  держаться  южного берега. Исток  Торопы из
озера -  в юго-восточном его заливе. После Кудинского Торопа течет в песчаных обры-
вистых берегах, особенно  красивых в районе села  Понизовье. По мере приближения к
озеру Знаменское (Соломенное) берега  понижаются,  лес отступает  далеко  в  сторону.
По озеру  идти  на  северо-запад,  на  силуэты  домов  и  церквей  Торопца. Справа,  на
северном берегу, видны здания бывшего Знаменского монастыря. В Торопце (см. о нем
маршрут No-1) лучше остановиться  на  городском  пляже(у мостков спасательной стан-
ции) или у моста через Торопу отсюда недалеко центр города.
        За Торопцом  река  вскоре  впадает  в  озеро  Заликовье. Участок до него наименее
интересный: берега голые,  подходы  неудобные. До конца озера  держать направление
на юг. Пройдя  озеро,  Торопа  поворачивает на восток. Около  деревни  Речане в русле
остатки моста и часть свай под поверхностью воды. За деревней берега высокие, леси-
стые. Особенно хорош  левый берег, перед  озером Сельское -  государственным  заказ-
ником, стоянки на нем и ловля рыбы запрещены.
        Дальше путь идет по Торопе, текущей по юго-западному краю озера. Перед Старой
Торопой долина сужается,  река  быстро течет  в  высоких берегах,  в русле попадаются
камни. Поселок и железнодорожная станция Старая Торопа находятся в 2 км от реки на
правом берегу. Свой  характер  Торопа  сохраняет до  деревни  Полюбино. Затем берега
понижаются и река делится на два рукава:плыть надо левым, а на втором разветвлении
- правым. Потом движутся  по  зарастающему озеру Дербиш  на  юго-восток. На выходе
справа  виден  массив  соснового  леса.  После озера  берега опять  высокие,  лесистые.
Много мест для стоянок. У деревни Устье стометровый каменистый перекат, проходи-
мый по главной струе. Возле  деревень могут встретиться наплавные мостики. По мере
приближения  к  Западной Двине  берега понижаются,  они обрамлены  кустами ивы и
ольхи, лес исчезает.
        Выйдя в Западную Двину,  повернуть направо,  вниз по течению. На этом участке 
она  бежит  в  каменистом  русле,  берега  высокие,  леса  почти  нет,  только отдельные
деревья  да  небольшие рощи. Очень неудобны подходы к берегу. Хорошие места начи-
наются  в  30 км  ниже,  от  деревни  Губа. Против нее на левом  берегу  сосновый  лес,
появляются песчаные пляжи. От  Крестов до устья  левого притока  -  Межи два легко-
проходимых  каменистых  переката. За устьем  Межи может быть запань, в этом случае
предстоит обнос. Длина  волока  зависит от количества   леса  в  запани. Ниже на  реке
знаки судоходной обстановки,  могут встретиться  водометные буксиры  с  плотами.  В 
5-6 км от устья Межи  участок с высокими лесистыми берегами и песчаными пляжами.
Обобенно красив лес по правому берегу. Перед Велижем лес исчезает.
        Велиж(основан в XVI в.),районный центр Смоленской области,находится в 102км
от Витебска и связан с ним регулярным  автобусным сообщением. В  школе No 1 создан
музей:  в Великую Отечественную войну  район  Велижа и находящегося ниже по тече-
нию городка Сураж был партизанским краем. От Велижа по правому берегу установле-
ны столбы, показывающие  расстояние от Витебска. На 57-м км на  левом берегу, возле
Суража,  Западная Двина  принимает  левый приток  -  Касплю,  по которой  проходил
великий торговый путь. От Суража  легко  доехать автобусом или попутным транспор-
том до Витебска, а при желании - пройти до него и по воде.
        После  впадения  Каспли  и  Усвячи  Западная Двина  становится  полноводнее  и
быстро  течет  среди  высоких   лесистых   берегов.  С  24-го по 16-й км  долина  реки  
сужается,  берега  повышаются. На этом участке ряд перекатов,  свободно  проходимых
по фарватеру. С 15-го по 11-й км высокие берега поросли сосновым лесом.Последнюю
остановку перед  Витебском  рекомендуется  сделать не далее 10-го км: ниже леса нет, а
населенность  увеличивается.  Заканчивается  маршрут  в  крупном  промышленном  и 
культурном  центре  Белоруссии  старинном  Витебске ( известен  с  1021 г. ).  В  городе
рекомендуется  посетить  историко - краеведческий  музей,  расположенный  в  здании 
ратуши XVIII в., руины  Благовещенской церкви XII в. на Замковой улице (на этом уча-
стке  в  прошлом  располагался   городской кремль).  Мемориальный  комплекс  в  честь
освободителей Витебска, на площади Победы и Мемориальный музей Героя Советско-
го Союза М. Ф. Шмырева. 
 
Литература: 1,6,8,22,34.