From: Maxim Shnyrin 

    Дата отчета мне неизвестна. Похоже - очень древняя.

    * 5.2. Техническое описание маршрута. *

Сплав начинали ниже слияния трех рек Тюзашу, Шевурсай, Тастарсай на 50 - 100 м. Сплав по р.Тюзашу не представляет интереса поскольку очень узкая и мелкая.

    Река Ойгайнг.

1. первое препятствие на р. Ойгайнг каньон "Тастарсай" начинающийся от устья р."Тастарсай". По левому берегу идет терраса шириной 5 - 10 м., с которой можно осуществлять просмотр. Просмотру с правого берега мешают кусты. Порог несложный. 2. порог два образован нагромождением больших камней на участке 50 м. Перепад на этом участке около трех метров. Порог непроходим. Обнос по правому берегу. Над второй ступенью порога пешеходный мост. От моста по левому берегу идет хорошая тропа, по которой можно обнести груз до реки Аккапчингай, поскольку р.Ойгаинг на этом участке очень мелкая с большим количеством камней 3. после моста шивера средней сложности длиной около 600 м. После шиверы надо пристать к правому сорогу перед поворотом реки вправо. 4. порог четыре расположен на самом правом повороте реки. Начинается мощным сливом с очень узким проходом. За сливом нагромождение камней. Чтобы не попасть на камни надо после слива резко уходить влево. Просмотреть и, если надо, обносить порог можно только по правому берегу, так как левый берег-высокий обрыв. Через 100м. Шиверы начинается порог 5. 5. короткий, длиной около 30 м., но сложный порог. Представляет из себя слив шириной метра три между камнями. Сложен заход в этот слив из-за камней, закрывающих прямой проход. Возможны два пути прохождения вдоль левого или правого берега, предпочтительнее по левому берегу. В обоих случаях надо резко поворачивать судно, чтобы не попасть в камни,образующие сам слив. 6. весь участок от порога 5 до порога "Кара - Кыр" имеет очень большой уклон и много камней. Необходим просмотр и прохождение по участкам. Препятствия 1 - 6 проходили со страховкой наиболее опытным экипажем, идущим первым. 7 - 8 порог "Кара - Кыр", фото. 4 - 6, длиной 250 метров, перепад около 6 метров. Порог состоит из двух ступеней, расстояние медку ступенями 40 м. Перед порогом река поворачивает вправо и на повороте делится на три протоки. Мы проходили по средней протоке. Просмотр и страховка с левого берега. Движение в самом пороге: Порог начинается на левом повороте, сначала необходимо прижиматься к камням правого берега, затем резко уйти вправо от плиты левого берега. Основная задача не попасть на плиту. Для организации страховки один катамаран обнесли. От порога "Кара-Кыр" до р."Аккапчингай" около 1км достаточно сложная шивера. От р. "Аккапчигай" до порога "Длинный" сложных препятствий нет, можно идти на груженых катамаранах. 9. несложный порог на 70м. ниже устья р. "Аккапчигай". На правом повороте реки. Река перед порогом разбивается на две протоки. Правая очень мелкая. Заход в левую протоку загорожен тремя большими камнями. За камнями надо уходить резко вправо, чтобы попасть в слив шириной около трех метров. Пороги 10, 11 при большой воде трудно выделить. До порога "Длинный" можно идти без разведки. 12. порог называется "Длинный", его длина около 1,5 км. Начинается порог на правом повороте реки. Перед порогом на правом берегу большой плес с песчаным пляжем. Левый берег обрывистый. Осмотр порога по правому берегу. На правом берегу в конце порога есть место для стоянки. Порог начинается несколькими сливами на участке 50 метров. Затем на левом повороте уклон реки резко увеличивается, среди камней образуется мощный слив у правого берега. В сливе есть клык. Вода падает на большой камень у правого берега и сваливается влево. Дальше начинается мощная шивера, в середине которой вся струя наваливается на большой камень у левого берега. Проход справа. Страховку обеспечивали обнесенным катамараном сразу после слива. Катамаран спускали у ручья. 14. несложный, но требующий просмотра порог. Порог начинается на правом повороте реки. Русло реки забито камнями, в которых есть три щели. Центральная наиболее свободная, но требует очень точного захода. 15. порог."Коварный" образован тремя группами камней. На прямом участке реки через 2 км. после порога 14 поворот вправо и мощный порог. Перед поворотом реки влево две больших бочки, через которые нужно уйти влево в очень узкий проход. У правого берега прижим. Просмотр по левому берегу. На правом берегу скалы, обрывающиеся к воде. Проходили со взаимной страховкой. 16. порог "Штопор". Образован огромными валунами перегородившими всю реку. Мы проходили правой протокой. Основная опасность низкий навесной мост сразу после порога. Зачаливались в суводь у правого берега, и проводили катамараны под мостом. Через три километра слева впадает р."Варкараксай". Еще через 3-4 км навесная переправа ГМС "Ойгаинг" и через 200-300 метров слева впадает р.Коксу с прозрачной бирюзовой водой. Затем начинаются разливы. Через 2-3 км справа впадает довольно мощный приток, стекающий с невысокой галечной осыпи. Через 3-4 км. на левом повороте реки от взрывных работ, при строительстве дороги, образовался порог. Порог образован большими камнями у правого берега. Весь поток наваливается на эти камни, есть очень узкий проход у обливных камней слева. Порог необходимо просмотреть. В пороге после слива есть клык. При подходе к порогу прохода в нем не видно. Порог проходили с взаимо страховкой катамаранов. 17-18. Через 3 - 4 км. сразу после правого притока, на левом повороте реки порог 17. Требуется достаточно сложный заход в порог. Ниже порога начинаются разливы и рукава, перекаты и завалы. Затем река снова собирается в одно русло. Долина слева резко сужается. Река плавно заворачивает вправо, огибая остров / в малую воду протоки может не быть/ и на левом повороте за островом шиверой 18 начинается Бешторский прорыв.

    Бешторский прорыв.

Бешторский прорыв наиболее сложный и опасный участок на реке "Ойгайнг". Бешторский прорыв получил свое название от р."Бештор", впадающей в "Ойгайнг" в конце прорыва. Основные сложности этого участка: большой уклон, около 30 м/км, обилие камней, небольшая ширина реки, затрудняющая маневр. Вдали от реки по правому берегу идет дорога, по которой можно производить заброску вещей для организации базовых лагерей и просмотр реки. Хорошие стоянки на этом участке есть у 25 порога, I и IV завалов, ниже V завала. 19. каскад сложных порогов, фото. 8-10. Каскад начинается через двести метров после начала прорыва. На левом повороте реки, ближе к левому берегу, огромный камень, перед ним правая часть русла забита камнями, что сильно осложняет уход от камня вправо. Дальше шивера средней сложности, длиной около 200 метров, заканчивающаяся сложным заходом в водопадный слив высотой около двух метров и шириной три метра. За сливом организовывали страховку с помощью веревки. Дальше, до поворота реки вправо, идет шивера с двумя мощными сливами. После поворота реки вправо, следует обязательно причалить к галечной отмели у правого сорога, для просмотра следующих очень сложных порогов. Через 50м. быстротока слив забитый камнями и еще через 40м. мощный слив с боем вправо. Проходили по центру основной струи. Здесь слева впадает приток. 20. "Миша" На левом повороте реки очень сложный порог с большим перепадом. В пороге вся струя бьет в скальные обломки у левого берега. Этот слив мы обнесли. 21. порог "Горка" фото. 11, длина порога 100м., перепад 5м. Дальше через 50 м. в узкой щели у левого берега водопадный слив высотой 2,5 м. За водопадом у левого берега небольшая суводь, куда, основном, выбрасывает суда. Отсюда проходили вдоль левого берега. В конце порога опасный, острый зуб. Перед водопадом в "Ойгайнг" справа впадает ручей. Общая длина порогов 20 и 21 около километра, Для организации страховки один катамаран обнесли и поставили ниже водопада. Обнос и просмотр производили по правому берегу. 22. Порог представляет кашу из камней. Проходили у обливных ближе к левому берегу. Затем по центру стоит огромный на который идет сильный навал. Основная струя уходит вправо. Шли по основной струе, затем уходили вправо. В конце порога /через 200 м/ очень много камней. Проход сложный, чалка под деревьями у правого берега. Порог проходили 2 катамарана. 23. Прижим к левому берегу, проход очень узкий. Заходили в прижим через мощные косые валы, прижимаясь к треугольной скале правой гондолой и уходили вправо от прижима за эту скалу, оставляя слева после прижима два огромных обливных камня. Чалка после порога справа, трудная. На чалку выставляли двух страхующих. 24. За поворотом реки вправо очень сложный порог длиной 200 метров. Река перегорожена двумя грядами камней. Расстояние между грядами 6-7м. Проходили в первой гряде, затем поворот на 90 градусов влево и попадали в проход во второй гряде. Этот порог проходили одним катамараном. Чалка у правого берега 25. Сразу за правым поворотом реки мощный слив с косыми валами. Чалка у правого берега. Чалка удобная. На верху на правом берегу у ручья хорошая стоянка. 26. Участок среднем сложности, но очень длинный. Просмотр и прохождение осуществляли по кускам, суводи для чалки есть по обоим берегам. 27. Фото 13 - на повороте реки вправо у правого берега огромный пирамидальный камень, рядом с ним мощный слив. Дальше на прямом участке, через 50м, впечатление явного непрохода. Есть лаз в виде крутого желоба у левого берега и очень узкий водопадный слив у правого берега. Просматривали с правого берега. Проходили через водопадный слив. Страховали ниже порога с правого берега. Длина порога 60м. 28. Сложная шивера с большим количеством камней. Необходим просмотр. Заканчивается на левом повороте реки. 29. На левом повороте сплошные камни. В центре мощный косой слив. Требуется очень четкий заход. Перед порогом чалились у правого берега. 30. Каскад порогов. Необходим общий просмотр для определения места чалки перед следующим очень сложным препятствием. 31. Сложный порог длиной 200м. Есть проход по центру. Мы этот порог обнесли, поскольку в пороге и после него места для чалки до первого завала нет. Первый завал явный непроход длиной 30м. Завал образован огромными глыбами, перегородившими реку. Проходов между камнями нет. Падение воды 3-4м. За I-м завалом очень сложный участок. 32. несложная шивера до II завала длиной 800м. 33. завал II. Мы для экономии времени обнесли сразу завал I, шиверу 32 и завал II - всего около 1км. Катамараны спускали на воду на левом повороте реки через 1 км за завалом II. За завалом II один из наиболее сложных участков Бешторского прорыва. Падение уровня реки очень большое. Ряд водопадных сливов следующих друг за другом. Весь этот участок следует в целом считать завалом II. Ниже 1км несколько проще. 34. Порог со сложной линией движения, мощными бочками и сливами. После левого поворота реки опасный закрученный слив высотой около 2м. Слив осложнен клыком. После порога несложная шивера. Зачалились за 100 метров перед огромным камнем, образующим суводь непосредственно перед грядой III завала. Камень разбивает реку на 2 протоки. 35. завал III. Прохождение III завала при большой воде возможно. Необходимо идти вдоль правого берега, затем попасть в суводь за большой камень, от которого идет мощный косой вал. Если удастся этот маневр, то можно считать III завал пройденным. Расстояние между большим камнем и грядой третьего завала 6-7 метров. В гряде три слива, но проходим только средний - он расположен ближе к левому берегу. Попасть в слив можно, если зайдешь в суводь за большой камень. После завала идет очень сложный порог. Оценив опасность прохождения и трудность организации страховки, завал III мы обнесли. Порог 36 и шиверу после него приходили после общего просмотра с взаимной страховкой тандемом. Дальше идет мощная шивера, заканчивающаяся еще одним сложным порогом, длина которого 20-30м, затем участок спокойной воды. Страховка обязательна. Затем еще одна каменная гряда, проходим которую по центру. Дальше на левом повороте реки каменный завал. Это завал IV. 37. Завал IV начинается каменной горкой длиной 60 м. В конце горки на правом берегу есть хорошая стоянка. Горка заканчивается очень мощным и опасным сливом с огромным камнем у правого берега. Через 500 м пороги, составляющие завал IV. еще более усложняются. Следует серия водопадных сливов с перепадом 2-3м и сложными порогами между ними. Общая длина IV завала около 3км. Завал заканчивается у моста перед р."Бештор". Отдельные участки IV завала проходимы, но при высокой воде зачалиться перед непроходимыми достаточно сложно. Кроме того высокий уровень воды полностью закрыл галечную кромку у воды, по которой можно обносить отдельные непроходимые участки и осуществлять просмотр. Большое количество кустов вообще сделало эти операции затруднительными. Поэтому завал IV мы обнесли полностью. От р. Бештор вплоть до пятого завала "Ойгайнг" несколько успокаивается. И кусок 5 - 7 км. можно идти с вещами, но выход на дорогу перед V завалом очень тяжелый. Рюкзаки можно обнести сразу от завала четыре за завал пять по дороге. 38. русло разделено островом на две протоки, правая протока очень мелкая, в левой протоке два достаточно мощных слива. Второй слив заканчивается навалом на большой камень у левого берега. Проходили правой протокой, прижимаясь к острову. 39,40. При большой воде этих препятствии нет. Участок хорошо просматривать сверху с дороги. 41. завал V. Перед V завалом река делает поворот вправо, правый берег - каменистая отмель, левый берег - обрывистый, видны следы обвала, образовавшего пятый завал. В начале завала река поворачивает влево. Причалить лучше до правого поворота реки, с тем чтобы определить место чалки для обноса. Сразу за поворотом реки вправо, у правого берега есть небольшая суводь, откуда мы начинали обнос. Обнос очень тяжелый, по дороге правого берега. Длина обноса около 1.5км. Очень тяжелый спуск. 42-47. несложные пороги. Далее до метеостанции "Майдантал" препятствий нет. В районе метеостанции через реку наведена навесная переправа. На метеостанции есть пасека и отдыхающие туристы.

    Река Пскем.

Река Пскем образуется от слияния рек Ойгайнг и Майдантал. первые ее километры не представляют сложных препятствий. Препятствия 1-3 это достаточно мощные шиверы. Первое сложное препятствие это порог 4. Очень опасными для катамаранов на всем Пскеме являются шершавые, острые камни. 4. порог начинается резким сужением реки и увеличением скорости течения. Левый берег высокий, скальный. Просмотр и страховка с правого берега. Через 150м. от начала порога справа впадает ручей. После порога хорошая чалка справа. В начале порога русло реки перегорожено грядой камней, в которой есть два прохода у самых берегов. Мы проходили у самого правого берега, затем смещались влево, обходя камень, и дальше по центру. После порога мощная шивера. 5. "Штольня" Очень сложный и опасный порог с непроходимыми участками. Длина порога около 1 км. На левом берегу находится старая штольня и заброшенная дорога к ней. Штольня засыпана. В конце порога подвесной мост. На правом берегу у дороги пасека геологов. Порог требует обязательного просмотра. Ориентиром порога может служить резкий подъем правого берега. Просмотр порога с правого берега. Просматривать надо сразу весь порог до моста. Порог начинается шиверой, мощность и сложность которой постепенно увеличиваются. По берегам крутые сложные осыпи. Первая часть порога заканчивается грядой камней перед крутой осыпью. Чалка после гряды, на правом берегу. Мы обнесли среднюю часть порога, от крутой осыпи не дойдя 100м. до правого притока. Спускали катамараны напротив штольни. Поднимать катамараны было очень тяжело и высоко. Проходили после штольни вдоль камней правого берега. Страховку осуществляли тандемом, кроме того страховали чалку у осыпи. 6. "Анаульген" После длинного плеса, ниже впадения в "Пскем" реки Анаульген всю реку перегородили огромные камни. В гряде камней есть три очень сложных слива. Более безопасный левый. В низкую воду он возможно непроходим. Просмотр возможен и по левому, и по правому берегу. Очень мощный навал на огромный камень в середине гряды. Перед грядой несколько больших камней в русле. Чалка перед порогом удобнее к левому берегу. Проходили сначала по центру, затем заходили в суводь за большой камень ближе к левому берегу. Выходя из суводи смещались под самый левый берег и попадали в левый слив. Один катамаран и начале порога сместился вправо и вынужден был попадать в центральный слив, который с левого берега не просматривается. Страховка ниже порога на достаточно спокойном участке. Длина порога 50-100м. 7. короткий, но сложным порог. Порог образован грядой огромных камней. В гряде есть два прохода. Проходили по правому сливу. Этот слив закрученный, высотой 1,5-2м. После слива прижим к правому берегу. В середине порога видны остатки моста. 8. серия мощных, но не очень сложных порогов, на участке реки 1,5-2км. Пороги образованы огромными камнями и хорошо видны с воды. Пороги не очень сложные, но надо быть все время очень внимательными, поскольку очень много мощных прижимов, а камни очень острые. 9. очень сложный порог. Длина порога около 200м. Порог начинается очень мощной шиверой, затем всю реку перегородили огромные камни. Есть очень узкие проходы у правого и левого берегов. В проход у правого берега не попасть. Заход в левый проход очень сложен и опасен. В очень узком проходе есть несколько мощных навалов на камни. Порог обнесли по левому берегу, тропа идет поверху. 10. порог начинается за поворотом реки налево, на прямом участке. Порог напоминает мощную шиверу и заканчивается в 300м. до моста. Проходили ближе к левому берегу. После порога необходимо зачалится к левому берегу для просмотра следующего порога. Правый берег очень крутой и высокий. Наверху расположен поселок "Пскем". 11. Порог начинается в 150 м. выше моста, через который идет дорога в поселок "Пскем". Просмотр с моста. Порог сложный. Порог образован нагромождением огромных камней. Проходили до моста по центру, сразу за мостом слив. В сливе разворот на 120 градусов и резко уходить влево. Дальше смещаться в слив у левого берега. Один катамаран не успел уйти влево и был выброшен на камни у правого берега. 12. через 500 м. после порога 11 резкое сужение реки. В этом месте простой, но очень мощный слив. 13. это серия порогов на участке 2-3 км. Нагромождение камней, но порог несложный, между камнями везде есть проходы. Порог проходили с взаимной страховкой катамаранов. В конце порога старый пешеходный мост. Просмотр делать с левого берега. Левый берег в начале порога галечная отмель, далее берега высокие. Все проходы между камнями расположены у правого берега. Желательно сделать общий просмотр порога и наметить места для чалок, затем просматривать и проходить по кускам. Порог начинается шиверой с проходом по центру. Наиболее сложный второй участок. Проходили по центру между огромными камнями. Проход с воды не просматривается. После слива вода бьет в левый берег, образуя мощный прижим. В месте прижима в берегу вымыт большой карман. Два катамарана коснулись стены в прижиме. Страховка с косы правого берега, сразу после прижима. 15. "Ворота" Длина порога 300м. Порог очень сложный Начинается порог шиверой, затем огромные глыбы перегородили русло реки. Проход узкий ближе к правому берегу. Из узкого прохода проходили мощный слив и через 8-10м еще один слив через камень. Представляет опасность клык на два метра левее этого камня. Далее следует серия бочек. На резком повороте реки вправо, река расширяется и снова длинный слив с бочками. Дальше до поворота направо достаточно простой участок, на котором возможно организовать страховку с воды и с правого берега веревкой. Дальше скорость реки резко увеличивается и начинается 16 порог 16. "Слив" На прямом участке расположен короткий, но сложный порог. Слив 2.5-3м водопадного типа. В левой части слива виден периодически оголяющийся камень. Правая часть слива свободна. Ниже слива друг за другом - две здоровенные бочки. За сливом хорошая суводь у правого берега, откуда можно организовать страховку. Просмотр по правому берегу. 17. Несложная шивера. Правый берег - галечная отмель, левый берег -обрывистый. 18. Порог "Тепар". Порог очень сложный и опасный. Основной водопадный слив образован двумя сходящимися к верху скалами. Слив находится у левого сорога. Перед сливом - разгонная шивера. В правой части есть очень мелкий слив. При большой воде основной слив находится в верхней части скал и очень узкий 2-2.5м. Высота слива - 3 метра. Кроме того на верхнем уровне слива образовалось очень мощное поперечное течение, наваливающее на левую скалу и приводящее к закручиванию воды в сливе. Это течение, при отсутствии возможности совершить какой либо маневр при заходе в слив, не позволит выставить катамаран по течению в сливе и пройти щель без поломки. Ниже слива короткая полка относительно спокойной воды и еще один слив через полу подводные камни. Слив очень сложный с острыми камнями. Из слива вода уходит под скалу у правого берега, далее 50м относительно спокойно и еще слив через камни. Мы обносили этот порог по правому берегу. 19. порог на правом повороте реки. Проход по центру. Очень мощные валы. 20-24. простые шиверы с мощными валами. Можно проходить без просмотра. 25. Несложный порог. Проходили ближе к левому берегу. У правого берега огромные камни. После порога 25 идет узкий каньон длиной 34км. Препятствий больше нет. В конце каньона видны следы затопления при высоком уровне воды в "Червакском" водохранилище. Через 1-2км после каньона вода останавливается и дальше надо идти на веслах. Мы шли до шоссейного моста

    * 6. Итоги, рекомендации, выводы. *

6.l. Итоги. 6.1.1. В результате путешествия группа посетила один из живописнейших районов страны и познакомилась с двумя сложнейшими горными реками в период большой воды. 6.1.2. В качестве средств сплава использовались самодельные катамараны с жесткой дюралевой рамой. Обводы двух катамаранов задавались рамой, а гребцы на этих катамаранах имели низкую посадку, это значительно упрощает управление катамараном. Успешное прохождение группой очень сложного маршрута еще раз подтвердило высокие ходовые качества и надежность конструкции этих катамаранов. 6.1.3. К итогам путешествия можно отнести и материалы этого отчета. 6.1.4. Маршрут группой пройден полностью без аварий и потерь. 6.2. Рекомендации. 6.2.l. К наиболее сложным препятствиям маршрута следует отнести на реке Ойгайнг порог "Длинный" и практически все пороги Бешторского прорыва; на реке Пскем пороги 4,5,6,9,13,15,16,18. Все эти пороги требуют очень тщательного просмотра и самого ответственного подхода к организации страховки, выбору линии движения и способу преодоления препятствии. Мы обнесли на реке Ойгайнг пороги 20,32, а также 5 завалов; на реке Пскем обнесли слив в пороге 5 и пороги 9,18 6.2.2. На протяжении почти всего маршрута есть хорошие стоянки. стоянок хороших нет только ниже пос.Пскем. 6.2.3. Проблема дров существует только при преодолении перевала. На месте сбора катамаранов дрова уже есть. Ниже перевала можно готовить на кизяке. 6.2.4. Первый поселок на маршруте - пос .Пскем. В поселке есть Магазин. Хлеба в магазине нет. Можно найти в домах лепешки. 6.2.5. Почти все участники на маршруте была здоровы. У одного участника был флюс. Был сделан укол пенициллина и все прошло. 6.2.6. Рем набор был использован при сборке и разборке катамаранов, а поскольку все камни на реке Пскем очень острые, то для ремонта оболочек использовались нитки, куски оболочек и клей на основе ТГФ.

    6.2.7. Заброска на маршрут.

Возможны два варианта заброски на маршрут.

    Первый вариант, которым пользовались мы.

Из Ленинграда самолетом можно долететь до Ташкента, Чемкента, Джамбула. Из Ташкента и Чимкента поездом добраться до .Джамбула, в сутки ходит 8-9 поездов. Поезд идет 12 часов. Из Джамбула рейсовым автобусом до пос.Кировское /Кировка/. Автобус идет от автостанции. От железнодорожного вокзала на троллейбусе N4 до центрального рынка. Расписание автобусов: 7-00, 9-40 10-00, 11-40, 12-05, 14-35. Время в пути - 1 час 15 мин. Из Кировки автобусом Кировка - Кек-Сай доехать до пос.Грозное и там искать машину до перевала Тюзашу. Машину можно найти на улице или в управлении совхоза. Расписание автобусов Кировка - Кек-Сай: 12-00, 14-00. Время в пути - 30-45 мин. До Грозного также можно доехать автобусом Джамбул - Кек-Сай. Расписание автобусов: 13-25, 16-50. Лучше ехать автобусом 7-00 до Кировки - меньше народу, В Джамбуле можно попытаться найти машину до перевала Тюзашу всеми перевозкам в Джамбуле ведает Автопредприятие N3, до которого можно доехать от железнодорожного вокзала сначала троллейбусом N4 до центрального рынка, затем автобусом N5 /остановка напротив/ до Авто предприятия N3. Разрешение на получение машины можно получить в управлении автобусными перевозками. Начальник Управления тов.Досжанов Р.Е, Телефон отдела перевозок 4-05-87. Из пос.Грозное дорога идет перпендикулярно хребту. Проехать около 15 км. оказываешея перед развилкой, ехать надо по правой дороге. Дорога достаточно хорошая. До перевала дорога не доходит около 3 км, Мы не доехали около 5 км./ кончился бензин/. Переход через перевал очень тяжелый. Высота перевала З600м, Вокруг перевала лежит снег фото. 1. На самом перевале снегу нет, дует очень сильный ветер. После конца дороги по морене подняться к "Пальцу", фото, 2 и от него прямо вверх по осыпи. Сам перевал короткий. Крутизна осыпи 30 - 35 градусов. Спуск сложный. Поскольку мы тащили весь груз с собой, то ночевали на спуске у озера. У озера перейти реку Тюзашу и идти по тропе правого берега, затем перейти на левый, Тропа достаточно хорошая. На последнем броде из за высокой воды натягивали переправу фото. 3. По правому берегу идти до слияния рек Тюзашу Шевурсай. Схема заброски по этому варианту приведена на рис 1.

    Второй вариант

заброски из г. Ташкента машиной вверх вдоль рек Пскем и Ойгайнг. Достаточно хорошая дорога не доходит несколько километров до порога "Длинный". Это наиболее оптимальный вариант, но необходимо получить разрешение на проезд по этой дороге, Дорога выше нос. Нанай закрыта.

    6.2.8. Выезд по окончании маршрута.

Сплавлялись до шоссейного моста. Здесь находится пос. Нанай. В поселке есть турбаза, где можно переночевать, поставив палатки От турбазы ходит рейсовый автобус до Червака. Можно договориться с шофером и доехать до Ходжимента, а оттуда электричкой до Ташкента.

    Выводы.

Сплав по горным рекам Ойгайнг и Пскем является очень сложным и соответствует 6 категории сложности. Маршрут требует от участников хорошей физической и техничесткой полготовки. Сплавляться нужно на надувных судах.

Популярность: 19, Last-modified: Thu, 17 Oct 1996 05:27:30 GMT