Усть-Капша.

     Протяженность  -  130  км.  Число  ходовых  дней  -  7  - 8.
Сезонность  -  20  апреля  -  10  мая.  В  высокую воду отдельные
препятствия - III - IV категорий сложности.
     Река Тутока вытекает из озера Тутока и, слившись с  Ретешей,
дает начало  левому притоку  Паши -  Явосьме, впадает  в Пашу  на
172-м км от устья.
     На  участке  от   погоста  Пятница  до   деревни  Никульское
населенных пунктов нет. Длина Тутоки - 47 км, уклон - 1,61 м/км.
     Подъезд   к   началу   маршрута   -   от  станции Ефимовская
железнодорожной  линии  Ленинград-Вологда  автобусом  на   совхоз
"Радогоща". Выходить  надо у  грунтовой дороги  на бывшую деревню
Печная Нива.  Из автобуса  она не  видна, так  как начало дороги,
примыкающей к шоссе, исчезло из-за карьера, который может служить
ориентиром для остановки. Не доезжая 2 км до остановки, справа от
дороги находится озеро Лидское.
     Выйдя  из  автобуса,  надо  пройти  влево  до конца карьера,
откуда  хорошо  видна  дорога,  идущая  на  Печную  Ниву.  Отсюда
начинается  волок  до  урочища  Пятницап  протяженностью  4,5 км.
Дорога, с глубокими колеями  от трактора и местами  заболоченная,
идет лесом и через 500 м приводит к развилке - идти левой.  Через
2 км ее пересекает ручей, после которого надо пройти еще 400 м  и
повернуть вправо под углом,  по малозаметной лесной дороге.  Идти
по ней легче, чем на первом участке. Через 1,6 км дорога приводит
к  погосту   Пятница,  со   старинным  кладбищем   и  развалинами
деревянной  церкви.  У  реки  старая,  недействующая узкоколейная
дорога, а  выше -  удобное место  для лагеря  и сборки  байдарок.
Ширина реки в этом месте 3 - 4 м, глубина - около 1 м. По берегам
стоит  лес.  Первые  6  км  пути  часто  преграждаются  завалами.
Необходимо иметь с  собой поперечную пилу  и топоры. Местами  лес
прерывается вырубками, заросшими молодой порослью березняка. Река
сильно петляет,  течение быстрое.  Ориентиров до  впадения левого
притока - реки Глубокой - нет  (20 км от погоста Пятница и  30 км
от истока из озера  Тутока). Ниже весь отсчет  километража дается
от погоста Пятница. Через 4 км нежилая деревня Исаковская. В  ней
сохранилась  изба,  пригодная  для  ночевки.  На 27-м км, справа,
впадает самый  крупный приток  - Ильмас,  после чего  ширина реки
увеличивается  до  17  м,  а  глубина  -  до  1,5  м. Встречаются
короткие,  проходимые  перекаты.  На  36-м  км,  на левом берегу,
бывшая деревня Нестерово.  Одиен дом поддерживается  охотниками в
жилом состоянии. В районе деревни перекат. Начиная с 42-го км  до
деревни Никульской  - цепь  мощных перекатов  и порогов.  Русло -
плиточник-известняк. Мест  для аварийной  высадки почти  нет. При
низкой воде здесь потребуется проводка судов, а при очень высокой
воде - даже обнос. Участок опасный. Между порогами две  безлюдные
деревни.  На  левом  берегу  -  Опока,  а  напротив, на правом, -
деревня Манково. Через 1 км после них русло раздваивается.  Левое
- более узкое и глубокое,  с сильным течением. На выходе  опасный
порог, проходить  лучше правым  рукавом, более  широким и мелким.
Может  потребоваться  проводка.  На  46-м  км  -  большая деревня
Никульское. Отсюда  начинается ряд  населенных пунктов.  Сразу же
ниже деревни Тутока сливается с Ретешей и получает новое название
-  Явосьма.  Длина  Явосьмы  -  53  км.  Уклон  - 0,96 м/км. Река
расширяется до  20 м,  течение сильное.  Начинается цепь  сильных
перекатов, проходимых  по главной  струе. На  48 -  49-м км слева
впадает  река  Сарна.  Ниже  деревни  Паньшино  (51  -  52  км) -
демонтированная сельская  ГЭС. Слив  справа. До  деревни Гришкино
(58-й км) -  ряд перекатов, опасных  в большую воду.  Дальше река
спокойнее,  но  ненадолго.  Начиная  с  77-го  км  по  79-й  км -
очередная серия сложных перекатов.  На 82-м км -  большая деревня
Абрамово.  Здесь  новый  железобетонный  мост,  и  слева  к  реке
подходит дорога. С  87-го, 1,5 км  не доходя деревни  Ключниково,
сложный  порожистый  участок.  Нужен  предварительный  осмотр   с
берега. С  93-го по  96-й км  (до деревни  Давыдовщины) - участок
наиболее  мощных  перекатов  и  порогов,  многие  из  них требуют
обязательного   предварительного   просмотра.   На   96-м   км  -
демонтированная ГЭС. Ниже Давыдовщины, у деревни Новинка, Явосьма
впадает в Пашу, и дальше путь проходит вниз по Паше.
     После  деревни   Заборовье  встретится   порог,  прохождение
которого возможно только после  просмотра с берега. На  последних
4-х  км  -  серия  несложных  перекатов,  которые мечстные жители
называют порогами.
     Около  поселка  Усть-Капша  реку  пересекает  мост  на шоссе
Тихвин-Лодейное  Поле,  а  в  100  м  ниже  - устье Капши, самого
крупного притока Паши. Здесь удобно закончить маршрут и автобусом
или  попутным  транспортом  доехать  до  города и железнодорожной
станции Тихвин.  Если маршрут  оформлен как  категорийный, то для
получения зачетных справок  надо пройти еще  вниз по Паше  45 км,
чтобы  длина  маршрута  соответствовала  II  категории сложности.
Выезд  не  представляет  сложности,  так  как вдоль левого берега
Папши проходит шоссе Тихвин-Паша.
     Существует второй  вариант подъезда  к началу  маршрута - по
узкоколейке от  поселка Ефимовский.  От вокзала  надо идти  вдоль
путей  (в  сторону  Вологды)  и  далее  по  левому ответвлению до
диспетчерской узкоколейной железной дороги (800 м).
     Чтобы обеспечить проезд, желательно предварительно списаться
с  руководством  УЖД.  По  договоренности  можно доехать прямо до
моста через Тутоку или  с пересадкой в поселке  лесозаготовителей
Алешины Нивы.
     Высаживаться надо в  30 м до  моста, на правый  берег, после
чего перенести весь груз за  мост тоже на правую сторону,  где на
берегу  есть  место  для  сборки  судов.  Разгрузиться  там сразу
нельзя, так как путь проходит по узкой, крутой насыпи.
     Собрав  байдарки,  идти  вниз  по  течению.  До   ближайшего
удобного места для лагеря - 2,5 км.
     В этом  варианте отпадает  тяжелый волок,  но зато  остается
выше интересный участок до погоста Пятница.

Литература:
     1) Л. Плечко "Водные маршруты Ленинградской области", Л.,
Лениздат, 1987 г.

Популярность: 29, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 07:53:45 GmT