---------------------------------------------------------------
 From: Антон Каменецкий (nhpfond7@cityline.ru)
 Date: 9-11 May 1998
 [С комментариями Максима Мошкова]
---------------------------------------------------------------



     Поездом  No30  М-Спб  отъезд в час с копейками прибытие на
станцию Окуловка. Поездов много, возможны  варианты.  Плацкарта
стоит  около  70  рублей  (1$=6.1 руб.). Особенность при взятии
билетов заранее - дают только коммерческие купе по 150 руб., за
пару  дней выбрасывают плацкарту, а за пару часов - вообще все,
что осталось. Общих вагонов нет вообще. Заброска на электричках
дает  тот  же  эффект  по  времени,  если  ночевать в Твери. Об
удобствах этого варианта умолчу.

       От  Окуловки на местной электричке (идет 6-7 раз в день)
нужно добраться до Боровенки, и потом на  автобусе  до  деревни
Коржава,  в  которой  находится  мост  через Льняную, на поляне
перед мостом - хорошее место для сборов. На  мой  взгляд  лучше
серьезно  подумать  и  доехать  до  этого моста на машине.

     [Думать  тут  нечего.  Однозначно  удобнейшая  заброска от
Окуловки до Коржавы на такси. Круглосуточно. 30 минут,  35  км,
70 руб за машину. М.М.]

     Есть  вариант прохождения от верхнего озера, но он требует
минимум двух дней из-за большого количества бобровых завалов, и
оставлять  только  два  дня  для  не  очень  сильной  группы на
техническую часть на мой взгляд нецелесообразно. Хотя  возможен
вариант начала маршрута с озера и его окончания на мосту. Я его
не  рассматриваю  как  некатегорийный.  Для  очень  сильной   и
мобильной  группы  вообще  возможно прохождение всей Льняной от
моста за один день, не считая выброски.

       Воду  в  нашем  случае  я  бы  охарактеризовал как конец
половодья, т.е. малая. Уровень ниже максимума половодья на  1.5
-  2  метра.  Основную  сложность  на  всем техническом участке
представляет мощная струя, характерная для горных  рек,  и  как
следствие,  очень  высокая  скорость  течения и хорошие прижимы
практически на каждом повороте. Времени для раздумий и  маневра
практически   не   остается.  В  большую  воду  сложность  реки
существенно возрастает. Завалы не менее  опасны,  чем  прижимы,
особенно  своим  внезапным  появлением  из-за крутых поворотов.
Благодаря мощной струе практически любая хорошая ветка в  русле
-  весьма  вероятный  киль для каркасной байдарки. Для групп на
каркасных байдарках, особенно в большую воду я бы  рекомендовал
предварительный  просмотр  всего технического участка. Скорость
прохождения  при   этом   замедлится   в   2-3   раза,   берега
труднопроходимы,  троп  просмотра  почти нигде нет. Структура и
наличие завалов меняется с каждым  половодьем,  давать  рецепты
априори  бессмысленно,  в  нашем  случае  на всем маршруте было
порядка 10 обносов длиной 20-200  метров  и  несколько  большее
число проводок.

       Реку можно условно разделить на три участка. Первый - от
моста  до  заброшенного  завода  около  деревни  Дерняки.  Этот
участок   несколько   менее  сложен,  чем  следующий,  но  дает
практически полное представление о характере реки. На участке -
несколько  низких мостов и деревьев, перегораживающих всю реку.
После широкого полуразмытого моста, за резким правым  поворотом
- опасный завал, просмотр обязателен. Шиверы с хорошим падением
и на этом участке, и по  всей  реке  практически  непрерывны  и
держат в постоянном напряжении. Характер местности - река течет
вокруг  и  через  деревни  Коржава  и  Дерняки,  по  берегам  -
чернолесье,  ближе  к  концу  участка  появляются то справа, то
слева отвесные глинистые берега, подмываемые рекой. Участок  по
сложности  примерно однородный, но по описанию выделяют порог у
деревни  Дерняки.   Его   просмотр   начинается   после   четко
выраженного   брода,   где   проселок  пересекает  реку.  Порог
начинается за левым поворотом, а его  просмотр  -  по  тропе  с
левого  берега. Порог отличается от шивер только тем, что камни
в русле здесь крупнее, за ними - небольшие бочки. По  сложности
он  несильно  отличается  от  общей  сложности  реки. Плотина у
заброшенного завода у Дерняков  -  самый  длинный  и  противный
обнос.  Он  проходит  по  огромной  свалке,  в  русле  сразу за
плотиной - арматура  и  завал,  приходится  нести  дальше.  Для
отчаявшихся  с  правого  берега  через Дерняки около 1,5 км. по
дороге до моста, где начинался маршрут.

       Здесь  условно  начинается  собственно техническая часть
маршрута. На ближайшие 20-30 километров идет непрерывная шивера
с горным падением, бесчисленными прижимами и завалами. Характер
местности  -  суровый,  псевдоканьонный,  то  есть  один  берег
отвесный,  глинистый,  с упавшими деревьями, пологие участки на
поворотах захламлены вековым буреломом. Мест для стоянок у реки
нет  вообще  на  всем  протяжении  участка, они, возможно, есть
наверху, но для  этого  надо  подняться  на  50-100  метров  по
склону, мы не пробовали. Выход с этого участка сильно затруднен
- до единственной деревни Горинка на правом берегу  около  двух
километров через лес, без дорог.

     [Обычно,  самый  сложный  учаток  реки ДО завода. Все, что
ниже - это либо так же, либо заметно  слабее.  Шивер  в  прямом
смысле этого слова на реке нет НИ ОДНОЙ. Просто быстрое течение
и ветки с завалами. Что сложности реки не умаляет, естественно.
М.М.]
     {Комментарий на комментарий: В нашу воду после завода было
однозначно сложнее. Шивер - полно, поскольку камни обнажены,  в
большую воду их нет, только быстроток. А.К.}

       Незадолго  до  впадения  слева  притока Мшанка шириной в
устье около 10 метров река успокаивается. После впадения Мшанки
характер  берегов  меняется, крутые склоны исчезают, появляются
поля и перелески, но берега крутые высотой 2-3  метра,  стоянок
по-прежнему   нет.   Ориентируясь   по   двухкилометровке,  при
необходимости лучше стоять почти сразу после  впадения  Мшанки,
по  левому  берегу,  или в любом месте на поле, без дров. Затем
идет несколько деревень, и после шоссейного моста  в  последней
деревне  судя  по  карте по правому берегу начинается лес, а по
левому - лес и в лесу дорога. Вновь появляются отвесные склоны,
но  река  спокойна.  Есть  завалы.  Здесь  можно искать стоянку
практически в любом месте, наверху - отличный сосняк, но в лесу
стоит  вода,  почва  глинистая. Лучше вставать на полянах, а за
дровами сходить в лес. Этот участок проходится за 3-5  часов  и
после  последней деревни начинается заключительный участок, где
необходимо правильно найти место для заключительной  стоянки  и
сбора судов.

       Описание  предлагает плыть до впадения в Мсту, затем два
километра вверх по течению до ж/д моста и выброску  со  станции
Топорок.  На  самом  деле  впадать  в  Мсту  - полная глупость,
поскольку  течение  Мсты  здесь  очень  сильное,  на  каркасных
байдарках  против течения при очень интенсивной гребле скорость
0,5 -  1  км/ч,  а  на  надувных  судах  и  катамаранах  вообще
отрицательная. На двухкилометровке все повороты реки обозначены
достаточно точно, и при правильном ориентировании  можно  точно
определить  место  стоянки  по  правому  берегу перед последним
левым поворотом реки перед ее  впадением  в  Мсту.  Ориентир  -
большая  поляна  справа  с характерными деревянными мостками на
склоне, и прямо по курсу - высокий глинистый откос.  Наверху  -
сосновый бор, идущий до самой Мсты и правее в лес входит шоссе,
до этого идущее по полю. По поляне протекают два лесных  ручья,
местами ее заболачивая. Собрав лодки, следует выйти на шоссе по
мосткам наверх и правее  еще  метров  100,  затем  по  шоссе  в
сторону  станции  пройти  метров  500.  Как только шоссе начнет
плавный поворот налево и впереди покажутся дома, нужно свернуть
вправо  на натоптанную тропу и идти по ней до пешеходного моста
через р. Перетна  еще  около  500  метров.  Этот  мост  неточно
обозначен  на карте выше по реке чем на самом деле. От моста по
деревне налево на другое шоссе, по нему налево. До  станции  от
моста  по деревне еще около 500 метров.

     [повороты  и  приметы можно не запоминать. Просто выйти на
шоссе и идти по нему никуда не сворачивая. М.М.]
     {Эти хитрые приметы хотя и сложновато запоминать, позволяют
срезать метров 500 пути. А.К.}


     Касса упразднена, в      19:15 идет один вагон до Окуловки
(час езды), билеты в продаются в  вагоне  и  стоят  три  рубля,
целесообразнее  уезжать  вечером.  Автобус  до  Окуловки  ходит
нерегулярно, надо узнавать на месте. От Окуловки можно  доехать
на  электричке  до  Бологого,  сэкономив деньги, но потеряв час
сна, Лучше всего сесть на Новогородский поезд в 1:15 и  прибыть
в Москву в 6:15, более ранние поезда приходят в Москву глубокой
ночью.

     From: Alexander Tonis" (atonis00@mtu-net.ru)
     Date: 24 Apr 2000
     Теперь ходит два раза в неделю, в пн и пт, около 19.00.
     Имеется  автобус: ~14.30, ~18.00 и ещ?, возможно, утром (точно не позже
10.30, но есть ли  он  вообще,  не  проверялось).  Сами  понимаете,  трюк  с
посадкой 80 человек с барахлом (как, бывало, в "кукушку") вряд ли пройд?т.
     Кроме того, 14.30 не успевает на электричечную волну в Москву (15.00 из
Окуловки). Можно также ехать автостопом (я так и сделал) или брать такси.

Популярность: 18, Last-modified: Mon, 24 Apr 2000 14:31:09 GMT