Оригинал этого документа расположен:
home page: http://www.aha.ru/~stasv/ mail: Стас Вяжлинский
р. Льняная

Новгородская обл.


р.Льняная

Путевые заметки
1 - 4 мая 1997 г.


Поезд n16 (на Мурманск) прибыл с опозданием на ст. Окуловка (по расписанию в 5.45, стоянка 5 мин). Электричка до М. Вишеры - в 8.07 (вторая электричка, первая около 5.30). В поезде слегка выпили водочки и слегка закусили.
Окуловка - достаточно опрятный поселок городского типа. Основные улицы - 1 мая и Ленина. Дома по преимуществу деревянные. По правую сторону от железной дороги расположились: церковь Александра Невского, фабрика мебельной фурнитуры, универмаг, библиотека, отделение связи и несколько ларьков. По левую сторону от железной дороги можно выделить улицы со старыми домами, дровами и собаками и депо (?). Встречались нерастаявшие сугробы снега.
(Этот абзац написан Кириллом, орфография и пунктуация мои)

1 мая

Остановка пл. 220 км - восьмая по счету ( а не седьмая по Мошковскому описанию ), от Окуловки - 25 - 30 мин. От 220 км вперед по ходу поезда около 1 км до моста через реку. По одним данным это р. Льняная, по другим - р. Льняная начинается после оз. Льняного, а до него речка называется Вялка.
Байдарки собирали прямо под мостом, так как пошел дождь. Приготовили завтрак ( овсянку ) . Сбор мокрых байдарок под дождем - веселое занятие.
Когда ехали на электричке, увидели, что в лесу еще лежит очень много снега , а на близлежащих озерах стоит лед.
Отплыли примерно в 13.30. Речка узкая, ветки близлежащих деревьев в русле, встречаются завалы. Воды очень много, на начальном отрезке реки вода залила весь лес, так как берега низкие, заболоченные.
В какой-то момент Стас потерял основное течение и ушел куда-то в бок. В результате - сначала они продирались сквозь кусты, а затем через ледяное поле, используя байдарку как ледокол (с разгона ).
Появились следы бобровой деятельности - спиленные деревья в русле, завалы, хатки, норы.
Речка то ускоряется, то замедляется, разливаясь по низким заболоченным берегам.Дождь то идет, то перестает. В воздухе над рекой - изморось, над снежными и ледяными полями - туман.
Через 2 часа хода случился первый киль. Здесь через всю реку лежит слегка притопленное бревно, есть небольшой проход справа, и сразу за проходом стоит чудненькое наклонное дерево ( не далее 10 м ). Прямо перед нами здесь кильнулась байдарка из другой группы, а за ними, зазевавшись, и Стас с Галиной. Причем их затащило под это притопленное бревно (с водой шутки плохи !).
Берега в этом месте высотой 4-5 метров, стоит темный елово-березовый лес и лежит до полуметра снега без проталин.
Костер разожгли прямо на снегу ребята из предыдущей группы. Мы с ними тут-же познакомились и стали сушить Галку и Стаса. Через некоторое время стало ясно, что придется ночевать здесь. В снегу вырыли ямы под палатки, заложили их лапником. Вечером приготовили чудненький шашлык (с помощью ребят ) и запили его водкой. Погода к вечеру улучшилась, дождь прекратился, но ночью было очень холодно. После шашлыка Кирилл, слегка перебрав, немного искупался вместе с телогрейкой.

2 мая

С утра на следующий день досушили мокрые вещи и отплыли в 15.30. Речка сначала течет по лесу, берега низкие, сильно петляет. Много завалов, образованных в частности с помощью бобров. Именно в этот день мы окончательно утвердились в мысли, что бобров надо душить!
Мы отплыли немного раньше ребят из соседней группы, но они обещали нас догнать, чтобы угостить своим шашлыком. Через час ходового времени река расширилась и успокоилась. Стал чувствоваться подпор от озера Островенского. Некоторое время плыли по спокойной широкой воде. Стас пытался подстрелить утку, но безрезультатно.
Остановились на перекус, поели сала с хлебом. Почти сразу после перекуса выплыли на озеро Островенское. Плыть по нему надо по правому краю, не более километра. Но к самому правому берегу ветер согнал оставшийся лед и он там лежал сплошным полем. Обошли лед левее, ближе к центру озера, нашли вытекающую из озера речку и пошли дальше.
Река опять стала изобиловать завалами и сильно петлять. Не более, чем через полчаса хода вышли к первому перекату и прошли его без приключений. После переката через всю реку лежала поваленная береза, которую обвели справа. Около березы стояла одинокая байдарка без людей, и Галина сказала, что это не к добру.
Пока проводили байдарки девчонки сходили вперед по реке и увидели там следующий перекат. Поэтому мы поплыли на байдарках без них ( две КНБ по одному, а в "Таймене" - двое ребят ). И тут началось. Сказать, что воды в реке было много, значит ничего не сказать о количестве воды. Перекат оказался сплошным потоком с частыми поворотами, завалами, навалами, прижимами, деревьями по берегам и в русле и прочей дрянью. Войдя в перекат, мы увидели еще одну группу туристов ( 5 байдарок ). Кто-то из них уже перевернулся, кто-то рубил следующий завал. Стас подождал в улове, когда ребята пробьют очередной завал, и пошел. Но тут же был перевернут. Классическая ситуация: река поворачивает влево, струя наваливает на стоящее впереди дерево, справа улово, где стоял Стас. Вместо того, чтобы отплыть чуть выше по течению и поперек струи уходить влево, он стал просто выходить на струю. Его сразу же навалило на дерево, он попытался сбалансировать байдарку, но : поплыл рядом с ней. Его пронесло по реке метров 200 - 300, только после этого прибило к правому берегу.
Я поплыл за ним, пристал в 50-ти метрах выше по течению, отвязал свою веревку от байдарки ( ! ), чтобы помочь ему выйти, а байдарку вытащил на берег ( на снег ). Мне показалось, что она закреплена надежно. Пока я подбегал к Стасу, из-за поворота показалась перевернутая байдарка Шуры. Они кильнулись Чуть ниже того места, где это произошло со Стасом, там над рекой очень низко нависали ветки и пришлось через них продираться. Шура сидел верхом на байдарке, спиной по направлению движения. Кирилл плыл метрах в двадцати за байдаркой. В результате Шуру с байдаркой прибило к тому-же дереву, что и Стаса, причем "Таймень" сильно ( очень ) ударил по Галкиной байдарке. Кирилл вылез чуть раньше и на противоположном берегу.
В месте, куда прибило Стаса и Шуру с байдарками, был достаточно крутой берег высотой метров 25. От удара "Тайменем" по КНБшке ( как потом выяснилось ) у нее сильно погнуло кильсон в двух плоскостях. "Таймень" и Галкина байдарка были привязаны к берегу, Стас и Шура пошли немного назад по течению, где у ребят из другой группы был костер. Кирилл остался на противоположном берегу, где у тех же ребят также был костер.
Пока ребята сушились, девчонки мужественно вытащили все вещи из двух байдарок наверх (!), я бегал между костром и местом стоянки байдарок с сухими вещами для ребят, а моя байдарка тихо сползла с берега и отправилась поплавать. В конце концов ее прибило к завалу ниже по течению метров через 700. Когда я пришел к этому месту вместе с Галкой и попытался вытащить байдарку, у меня ничего не получилось ( около 40 минут ). Она была прижата к завалу, развернута набок. Один баллон был пробит. Позже выяснилось, что сломан кильсон и погнут стрингер ( не восстанавливается, его необходимо заменить ).
Подошел Стас ( мокрый ). Вдвоем мы 2 часа вытаскивали байдарку, вытащили все вещи, почти вытащили и саму байдарку, и тут под нами oneu`k завал. Стас, Галка и я слегка искупались, а завала в этом месте на реке уже не было. После этого стало ясно, что мы остаемся на этом месте, и я на этот поход отплавался. Байдарку мы оставили на ночь там, где вытащили ( прямо под последним домом деревни ), а вещи отнесли к месту, где были две другие байдарки, и поэтому мы там разбили лагерь.

В результате киляний и купаний мы понесли следующие потери:
  • Шура искупал камеру и она перестала работать, утопил одно весло, один сапог и что-то еще по мелочи.
  • Стас потерял любимую миску и шляпу. Я - кепку, кружку и весло.
  • Кирилл - оба сапога.
Так и не искупалась только одна Алка.
До деревни Мельница мы не дошли около 2 км. Поздне кто-то из ребят другой группы встретил местного жителя, и он сказал, что на оз.Льняном стоит лед.

3 мая

Ночью пошел дождь, похолодало. С утра долго спали, опять-же из-за дождя. Я встал первым и развел костер из мокрых дров. Приготовили завтрак. Стали потихоньку думать, что делать и как выбираться из этой жопы домой. В это время на реке показались две байдарки из дружественной нам группы. Ни у кого из нас не было сомнений, что они кильнутся, весь вопрос был в том, где это произойдет.
Это произошло чуть ниже по течению от нашей стоянки ( около 200 метров ), где лежало чудненькое бревно через всю реку чуть выше уровня воды. Мы с Кириллом побежали сразу их вытаскивать, Кирилл в кроссовках влез в воду (зачем ?). Оказалось накануне ребята не дошли до нас около 700 метров.
Ребята стали сушиться, вторая их байдарка ( "Таймень - 3" ) и двое ребят из третьей группы, которая остановилась на противоположном берегу, переправились через реку ниже того самого бревна. Обсудив ситуацию, мы решили выходить пешком через д. Мельница - д. Песчанка - д. Торбино - ст. Торбино ( по карте около 24 км ) со слабой надеждой на попутный транспорт ( которая как и ожидалось не оправдалась ). Этот путь оказался чуть короче предложенного нами вначале вдоль оз. Льняное до ст. Боровенка. Уходить решили на следующий день, встреча на мосту через речку в д. Мельница в 12 часов.
А в этот день мы стояли на месте, сушились и собирали вещи. Дождя не было, но дул сильный и холодный ветер. На Галининой байдарке было написано название "Арктика" и поставлены 2 звезды ( 2 киля ). Вечером мы опять ели шашлык и выпили всю водку ( какое горе ). Шашлык теперь делали ребята, накануне они не стали его есть, хотели догнать нас ( молодцы ). В этот день мы также разведали дорогу до моста. Оказалось, что идти туда не более 20 минут.

4 мая

Встали довольно рано ( около восьми ), стали собирать оставшиеся вещи и готовить завтрак. Утром временами стал идти снег, который ближе к середине дня превратился в заряды града, идущие с перерывами.
Вышли со стоянки в 11.35, на мосту были до 12. Ребят из третьей группы там не оказалось, подождали минут 20 и пошли дальше. Режим хода - 45 минут, далее отдых. Реально почти всегда шли более 45 минут: то место для остановки неудобно, то до станции оставалось совсем немного ( последний переход - 1час 05 минут ). После третьего перехода ребята - соседи сильно отстали от нас, они попросили их не ждать, так как у них было менее напряженно со временем.
У д. Торбино началось одноименное озеро. Оно сильно вытянуто с запада на восток, и далее ло станции мы шли вдоль него. На озере лежал лед, причем местами не было даже закраин, и лишь местами были полыньи.
Судя по всему такой-же лед был и на оз. Льняном, пройти через него на байдарках, отыскивая чистую воду, а местами прорубаясь, невозможно, на это уйдет слишком много сил, а главное времени: большую часть пути придется обносить.
Около половины шестого пришли на ст. Торбино. Здесь есть 3 - 4 магазина, но по случаю праздничных выходных они были закрыты. Касса здесь работает с 9 до 17, поэтому на электричке в 18.36 в сторону Окуловки мы ехали без билетов. Когда мы уже стояли на перроне и ждали сильно запаздывающую электричку, на дороге показались люди с рюкзаками. Оказалось, что это часть третьей группы во главе с адмиралом. Они очень точно успели на электричку.
На ст. Окуловка было столпотворение. Кучи туристов стояли у кассы, рассеялись по залам ожидания, буфету. Сразу стало понятно, что если нам и удастся взять билеты, то с боем. Часть народа сразу уехала на электричке на Бологое ( без чего-то девять ). Кто - то взял билеты на проходящие поезда ( до Севастополя и по-моему до Адлера, они проходят между 21 и 22 часами ) до Твери. Следующий поезд до Москвы - 0.04 (?) из Питера. Около 22 часов объявили, что еа него билетов не будет. К этому времени мы уже стояли в очереди первые. Следующий поезд 1.13 из Новгорода. Около десяти также подъехали ребята из дружественной группы.
Без чего-то двенадцать стали продавать билеты на Москву на Новгородский поезд. Бедная кассирша! К этому времени туристов на станции было уже 200 - 300 человек. Кассирша продала билетов на поезд столько, сколько она успела выписать ( физически ), купейные места в поезде были. Билеты мы взяли почти с дракой, мне очень помог Иван из дружественной группы.
Пока мы ждали, Кирилл выяснил, что в Окуловке есть автоста нция и можно заказать автобус до Москвы ( типа "Турист" ). Но мы приехали слишком поздно. Диспетчерская работает с 5.30 до 18.00. Следующий поезд на Москву - Мурманский, в 6 с чем-то.
Купейный билет до Москвы стоит 87.100, СВ - около 170.000 ( мы были готовы взять даже СВ ). Также во время ожидания мы выпили водки ( 2 бутылки ).
Подошел поезд, мы побежали к своему вагону n13, по дороге Кирилл сбил какую-то женщину с тележкой и очень сильно ее напугал. Сели в поезд, тут же опять захотелось выпить. Пришлось идти по вагонам, у нашей проводницы водки не было. Купили "Великий Новгород" от Довганя за 50.000.
Поезд прибыл в Москву рано утром, чуть позже 6 часов.

      Дмитрий Глушков
      Москва 1997

Все комментарии присылайте на stasv@aha.ru

Популярность: 18, Last-modified: Fri, 11 Sep 1998 11:53:06 GMT