---------------------------------------------------------------


 Date: 21 Jul 1997
 From: alex@newcom.kiae.su (Rudnev Aleksei)

     Так  вот,  вернулся  я из детского похода по Кутсайоки (не
думайте, что это  _детская_  речка,  просто  она  действительно
пригодна для спортивных походов с детьми - когда дети пороги по
берегу проходят). Ну, что сказать?  Достойная река для  Карелии
- пороги действительно 4-ка для ката или 5 для каяка, а водопад
если не 20 метров по  вертикали,  так  20  по  наклонной  точно
будет.

     Если  серьезно  -  очень все хорошо, но нужно иметь в виду
следующее:

     -  (1)  из  отчетов  у  Мошкова пользуйтесь двумя - тем, в
котором табличка с временем  сплава (вот этот файл)
 kutsajo3.txt
и  тем,  в  котором  есть верховья.
 kutsajo2.txt
     Кстати,  они там правы - меньший вариант реки начинается с
притока, а _Карельский Башкаус_, кажется, и есть сама Кутсайоки
(точно  не  скажу - у меня не было точной карты на самое начало
реки).

     -  (2)  пороги нужно смотреть все, кроме разве что шивер в
низовьях. ПРичина - в двух порогах - БСТ  и  Тесный  -  имеются
хорошие  мышеловки для каякеров и само- сплавщиков - слив под /
вокруг камня и вревно в нем.

     - (3) воды в конце похода уже было мало - на Карнизе через
карниз вода не текла совсем, дождя не было минимум 2 недели  (у
нас  всего 1 дождь прошел в самый первый день похода), и начали
гореть леса. Если так  пойдет,  въезд  туда  могут  закрыть  по
пожароопасности.

     -  (4) по отзывам егеря на озере, многие идут туда в конце
лета или начале осени. Так вот, в это время на озерах все время
дует  ветер  и  стоят  большие  волны,  так  что  на  них  надо
закладывать не 2 - 3 дня, как обычно (мы  дошли  за  3,  как  и
планировали, на 2 катах-4, на самом деле там по тихой воде ходу
- на одни сутки с небольшим, но если будет вморду-винд, мало не
покажется), а на 2 - 3 дня больше.

     -  (5)  не  ошибитесь  с  подъездами. Перед нами группу из
парня с девчонкой на каяках забросили по ошибке  на  мост  ниже
порога  Тесный,  и  они оттуда поднимались до верхнего озера на
своих каяках. У меня есть телефон мужиков в Кандалакше,  завтра
опубликую  тут  - мы просто позвонили из Москвы и нас встретили
прямо на вокзале.

     - (6) это не погран-зона, а приграничный район - требуются
паспорта, но не требуется отдельных пропусков.

В общем, не поход получился, а почти что КРЫМ! 27 градусов тепла
в тени в день отъезда, дети из воды на озерах почти не вылезали.



 Date: 29 May 1999

     В Кандалакше по тел.(81533)3-21-82, Рыбалов Валерий (можно
договорится  заранее  и  вас  встретят  в Кандалакше  прямо  на
вокзале).Он занимается заброской групп  до р.Кутсайоки на своей
машине (фургон ЗИЛ-130). Как  правило,  довозит к реке до мест:
"Голубые озера", которое  находится  на  оз.Пюхяярви  (в  таком
случае  маршрут  начинается  с  порога  "Сомнительный"), или же
"Чертов мост" (оз.Юрхяямярви), что гораздо дальше.
     Общее время заброски  до оз.Юрхямяярви около 4,5 часов, до
оз.Пюхяярви примерно на час меньше.
     Поезда по ж.д. ветке Кандалакша - Алакуртти не ходят из-за
ремонта  пути, так же в 1998 году небыло автобусного сообщения.
     Внимание!! Маршрут проходит в пагранзоне. Необходимо иметь
маршрутные документы и паспорта.

     From: Alexandr Karpenko (karpenich@mail.ru)

---------------------------------------------------------------

 Date: 19 feb 1997
 From: A. Ovchinnikov (postar@dol.ru)

                   О Т Ч Е Т
        о совершенном водном путешествии
        III ( с эл. V ) категории сложности
        по маршруту : г.Кандалакша - г.Ала-
        курти - п.Вуорвиярви - мост через
        р.Кутсайоки - р.Кутсайоки - р.Тумча -
        - г.Зареченск - г.Кандалакша.

            ( 2.08.96г. - 24.08.96г. )


        Средства сплава : катамараны,
                          каяк


             М О С К В А    1 9 9 6  г о д


  1.    Общая часть

  1.1   Состав группы

  +----------------------------------------------------------+
  | N | Фамилия Имя Отчество | Год    |Подготовка|Обязанности|
  |   |                      |рождения|Опыт      |в группе   |
  +----------------------------------------------------------+
  | 1.|Офицеров С.А.         | 1961   |Катунь V  |руководи-  |
  |   |                      |        |Ока-Ия IV | тель      |
  |   |                      |        |Оять рук. |           |
  |   |                      |        |          |           |
  | 2.|Ксензенко С.А.        | 1974   |Катунь V  |фотограф   |
  |   |                      |        |          |           |
  | 3.|Кулясова С.И.         | 1967   |Катунь V  |завхоз     |
  |   |                      |        |          |           |
  | 4.|Сиротина И.В.         | 1974   |Оять II   |ремонтник  |
  |   |                      |        |          |           |
  | 5.|Федин С.В.            | 1935   |Инструктор|штурман    |
  |   |                      |        |          |           |
  | 6.|Федина Н.Н.           | 1937   |Инструктор|пом.завхоза|
  |   |                      |        |          |           |
  | 7.|Бейлин С.И.           | 1937   |II разряд |фотограф   |
  |   |                      |        |          |           |
  | 8.|Балесков А.А.         | 1934   |II разряд |ремонтник  |
  |   |                      |        |          |           |
  | 9.|Курашкина Н.И.        | 1951   |III разряд|санинструк-|
  |   |                      |        |          |тор        |
  |10.|Нечаева Г.И.          | 1951   |II разряд |дневник    |
  +----------------------------------------------------------+

    Путешествие проводилось совместными силами клуба ту-
ристов " Фортис " Московской Государственной академии ав-
томобильного и тракторного машиностроения и командой
" Сплав " Таганского клуба туристов.
    Средства сплава: катамаран 4-ка ( 1,9 м.куб. )
                     катамаран 2-ка ( 1,2 м.куб. ) - 2 шт.
                     каяк каркасно-надувной

           Цель путешествия:

    1. Повышение спортивно - туристской квалификации
    2. Составление отчета для МГЦКТ





    Поход по р.Кутсайоки ( река " Смерти " в переводе с
финского ) и реки Тумче доставит удовольствие самому иску-
шенному путешественнику. Сочетание высоких гор, узких кань-
енов, мощьных  и  очень  красивых  порогов с обилием ягод,
грибов, хорошей рыбалкой давно привлекает туристов России.
    Маршрут мало известен, так как проходит в паграничной
зоне с Финляндией.
    Путешествие дает прекрасное представление о природе юга
Мурманской области.
    Горная страна, богатая реками, озерами, трудными поро-
гами и величественными водопадами напоминает о близости
Финской Лапландии и Норвежских горах.
    Климат этих мест, расположенных у полярного круга, по-
казался нам приятным во всех отношениях.
    Маршрут достаточно сложен технически ( пять порогов V
категории сложности ) и имеет удбные варианты подьезда и
выезда.
    Маршрут можно квалифицировать III с элементами V кате-
гории сложности в зависимости от сроков и способов преода-
ления препятствий.



    По водному маршруту реки Тумча открытому для посещения
туристами несколько лет назад уже написаны отчеты, правда
храняться они в районных клубах г.Москвы и Подмосковья и
для использования широкими массами туристов закрыты.
    Те, кто ходил на р.Тумча рассказывали нам, что существу-
ет правый полноводный приток с интересными порогами. И вот
в 1995 году в журнале " Спортивный туризм " N1 появилась
статья " Неизвестная Карелия ". В ней в очень сжатой форме
была описана р.Кутсайоки приток р.Тумча.
    Протяженность р.Кутсайоки от автомобильного деревянного
мостика до впадения в р.Тумча 79  километров.
    Река первоначально узкая и мелкая постепенно переходит
в узкое и длинное озеро с величественными скалами по берегам.
После правого бурного притока " Карельского Башкауса " начи-
нается самая интересная часть маршрута. Пороги следуют один
за другим:
           порог " Сомнительный "   - V к.с.
           порог " Муравей "        - IV к.с.
           порог " Б.С.Т. "         - III к.с.
Вслед за последним порогом открывается вид на жемчужину реки
Кутсайоки - водопады " Оба-на " и " Маманя ". Река зажатая


с обеих сторон между скалами низвергает свои воды сначала с
10-ти метровой, а затем с 30-ти метровой высоты.
    Через час сплава после водопада " Маманя " порог " Тес-
ный " - V к.с. ( для байдарок и каяков ).
    После порога " Тесный " река несет свои воды более разме-
ренно. Иногда встречаются перекаты и шиверы. Так продолжается
до порога " Ступенька " - V к.с.
    Через 1,5 километра в узком каньене порог " Безымянный "
- II к.с. После него начинаются плесы. После порогов такое
движение утомительно.
    С порога " Безымянный 2 " - II к.с. начинается 3-ий кас-
кад порогов:
            порог " Водопадный "   - V к.с.
            порог " Безымянный 3 " - II к.с.
            порог " Безымянный 4 " - II к.с.
    Затем впадение в р.Тумсайоки после которого река носит
название р.Тумча.
    Препятсвия р.Тумча уже известны многим туристам:
            порог " Ночной "       - II к.с.
            порог " Карниз "       - IV - V к.с. в зависи-
                                     мости от выбранного
                                     пути движения
            порог " Каньенный "    - II к.с.
            порог " Шляпа "        - III - IV к.с. в зави-
                                     симости от выбранного
                                     пути движения
    После порога " Шляпа " препятствий на реке нет.






    Время в пути от г.Москвы до г.Кандалакши 30 часов
для скорого поезда N 112. Отправление из Москвы в 1 час
19 минут. Прибытие в Кандалакшу в 7 часов 40 минут.
    Внимание !!! Маршрут проходит в пагранзоне. Необ-
ходимо иметь маршрутные документы и паспорта - обязатель-
но.
    На вокзальной площади можно договориться с автобусом
или крытой машиной, или добираться до Алакуртти на рей-
совом автобусе ( летом 1996 года он не функционировал ).
Мы наняли автобус " ПАЗ " за 600 тысяч рублей и в 10.00
были в Аллакуртти ( перед вьездом проверели документы ).
В Алакуртти слева от ж/д станции стандартные пятиэтажки.
Возле них оранжевые " Уралы " в вахтовом исполнении. Мо-
гут взять человек 20 с грузом. Они довозят до моста че-
рез р.Кутсайоки, либо до погранотряда для заброски на
" Карельский Башкаус ".



    Не доходя 500 метров до плотины в г.Зареченске можно
собраться на шоссе идущем вдоль реки, до автобусной оста-
новки 1 час хода, или подплыть к дамбе ( слив плотины на-
ходится у самого правого берега ), обнести по левому бере-
гу 800 метров и плыть 2 километра до автомоста ( при от-
крытой плотине за ней порог V к.с. ). Перед мостом справа
есть удобная поляна для сборки, на ней же можно переноче-
вать.
            Варианты отьезда:
1. На рейсовом автобусе до Кандалакши. Необходимо перехва-
   тить водителя автобуса прямо на мосту при прибытии авто-
   буса в г.Зареченск около 22.00 часов и договориться с
   ним о посадке ( цена билета на 1996 год 36 тысяч рублей)
2. Наш вариант: У паромной переправы, пока мы сушились, нес-
   колько раз останавливались и предлагали услуги грузовики,
   автобус, легковые машины с прицепами. В 22.00 за нами
   приехали два " Жигуля " с большим прицепом. Они довезли


   к 24.00 в Кандалакшу всего за 400 тысяч рублей.
   Ночью идут два поезда отправлением в 1 час 50 минут и
   3 час 25 минут. Билеты продают за 1 час до прихода поезда.

  1.4.3 Аварийный сход с маршрута.

    Несмотря на то, что с левого берега иногда подходят ста-
рые лесовозные дороги ( на карте их нет совсем или они не-
точны ). Выход по ним труден. Движение по лесу еще более
трудоемко.
    Реальный выход с реки находится в 2 часах сплава после
порога " Тесного ". Ориентир: широкий перекат и лесовозный
мост. По дороге слева от моста до п.Вуорвиярви 1,5 часа пеш-
ком.






   7 часов 40 минут наш поезд прибывает к вокзалу г.Кан-
   далакша. Идет сильный дождь нередко переходя в ливень.
   Прохладно.
   На вокзале выяснили, что в этом году автобус до Ала-
   куртти не ходит. К 8 часам нам удалось нанять автобус
   " ПАЗ " и в 10.00 наша группа прибыла в Алакуртти. Неза-
   долго до нас суда же приехала еще одна группа. При вьезде
   в город погранпост проверил у нас паспорта и маршрутные
   документы.
   Водители уже знают где можно нанять автомобиль до
   п.Вуорвиярви и дальше к реке Кутсайоки. В 10.40 наша и
   соседняя группа загрузилась в вахтовку.
   Необходимо отметить, что дорога на Вуорвиярви прохо-
   дит через танковый полигон, который судя по свежим следам
   гусенец действующий.
   У деревянного моста через р.Кутсайоки мы выгрузились в
   12.45. Далее дорога идет левее вверх через гряду и приводит
   к погранотряду. Это направление для заброски на " Карель-
   ский Башкаус ".
   К вечеру несмотря на активный жор финских комаров ( ко-
   торые гораздо злее наших и по своему телу поджарые словно
   гончие ) лагерь стоял, сплавсредства собраны.
   Вообще же стоит упомянуть, что снег в 1996 году сошел
   в этих местах в середине июня. После этого целый месяц стоя-
   ли холода +6 - +8 градусов и только перед нашим приездом по-
   года стала налаживаться. В связи с этим комаров в этом похо-
   де было неестественно мало, гнуса и мошки небыло совсем.



   От стапеля до озера ( 1 час 30 минут ) река мелкая, мно-
   го каменистых перекатов, местами проводка.
   Постепенно река переходит в длинное и узкое озеро с ве-
   личественными карельскими скалами по берегам. Околдованные
   этой красотой мы рано встали на ночлег на правом берегу за-
   лива слева. Кроме нашей относительно ровной площадки места
   для стоянки расположены высоко и далеко от воды.



   Солнечный день. Озеро напоминает каньен. Мы даже и не
   смогли понять когда изменилась погода. Налетел шквал, небо
   заволокло тучами, начался дождь.
   При выходе из озера ( справа приток " Карельский Башка-
   ус" ) перекат.
   Стоянка на стрелке справа неудобная, затапливается при
   подьеме воды. Наша группа прошла перекат и остановилась мет-
   ров через 150 - 200 на левом берегу.



   Солнечное утро. Часть группы начала подготовку к бане,
   другая же часть провела разведку реки " Карельский Башкаус "
   Реку можно осмотреть ее правого берега. Здесь есть какое-то
   подобие тропы.
   Выходной каскад тянется на 300 - 350 метров. Заход в не-
   го через ворота.  Это две глыбы между которыми устремляется
   река. Далее следует каскад сливов, бочек в перемешку с мно-
   гочисленными камнями в русле.
   Из разговоров с водителями мы выяснили, что сплав по
   " Карельскому Башкаусу " на катамаранах лутше проводить на
   спаде "большой воды" в середине июля.
   В нашу же воду техническое прохождение реки не была оче-
   видна. Буквально перед нами туристская группа обнесла ката-
   мараны, а нижний каскад был пройден только одним каяком.



   После небольшого озера шивера и " Каменные ворота ", а
   за ними на березе предупредительный знак  !  . Порог " Сом-
   нительный " - V к.с. - осмотр левому берегу. После 2-х глав-
   ных сливов струя бьет в острую скалу и поворачивает направо
   на 90 градусов. Избежать столкновения со скалой можно только
   прижавшись к левому берегу, зайти в " карман ", развернуться
   и зацепившись справа зайти на последнюю ступень.
   Организация страховки:
     1. С берега - " морковками " в районе " кармана ".
     2. С воды - после последней ступени справа улов.


   Через 500 метров порог " Муравей " - IV к.с. Осмотр по
   левому берегу. При входе в первый слив нужно точно попасть
   в струю в двух метрах от левого берега, иначе слева посадит
   на " барьер ", а справа на " зубья ". Далее проход по струе,
   подтягиваясь влево.
   Организация страховки:
     1. С берега - " морковками " после последнего слива
                   справа.
     2. С воды - после последнего слива справа за обливня-
                 ком " тень ".

   Через 500 метров порог " Б.С.Т. " - III к.с. Осмотр по
   правому берегу. Заход зигзагом на слив под левым берегом.
   После слива " бочка ", в которой нужно развернуться и уйти
   поперек реки под правый берег - на выходе камни. Если после
   слива продолжать идти по струе вдоль левого берега, то обя-
   зательно навалит на камень " убийца ". Это громадная глыба
   в струе с подводным гротом, в котором зажато поперек реки
   громадное бревно под поверхностью. С берега его не видно.
   В 1995 году здесь произошел несчастный случай с группой из
   Рязани.
   Организация страховки:
     1. С берега - " морковками " и подручными средствами
                   у камня " убийца ".
     2. С воды - после слива справа от бочки.
               - на выходе в озеро.

   Сразу после окончания порога на правом берегу удобное
   место стоянки. В этот же день провели разведку обноса водо-
   падов.



   Через 300 метров водопад " Оба-на ". Перед ним неболь-
   шое озеро. При подходе на левом берегу виден предупредитель-
   ный знак  -  " кирпич ". Водопад с воды не виден и не слышен.
   Нужно прижаться к правому берегу перед сужением скал и выса-
   диться на четко видимою тропу обноса. Обнос по правому бере-
   гу короткий и удобный. Высота слива 10 метров.
   Под водопадом озеро длинною 500 метров и заканчивается
   оно вторым водопадом " Маманя ". С воды он тоже не виден и
   не слышен. Надо прижаться к левому берегу и дойти до неболь-
   шой площадки в 15 метрах от уреза воды. Обнос можно совер-
   шить двумя способами:
    1. по веревочным перилам вниз вдоль слива.
    2. по осыпной тропе верхом, с последующим спуском по ве-
   ревочным перилам прямо на площадку для стоянки.
   Мы использовали оба способа. Первый - хорош в сухую по-
   году. Второй - требует больших физических затрат и времени.
   Высота слива - 30 метров.
   У подножия водопада на левом берегу красивейшая стоянка,
   Здесь у нас стала ловиться рыба. В основном хариус, реже фо-
   рель.



   Не смогли мы устоять перед искушением остановиться на
   дневку в этом райском уголке.
   Высокие скалы, брызги и шум водопада. Солнечный свет при-
   ламляясь к капелькам воды образует радугу.



   Через 1 час порог " Тесный ". Осмотр и обнос по правому
   берегу. Катамаранам здесь не пролезть. Каяк прошел без ослож-
   нений.
   Организация страховки:
    1. С берега - " морковками " после 1-го слива
    2. С воды - катамараном на выходе из порога.

   До моста лесовозной дороги много мелких перекатов. Недо-
   ходя 100 метров до моста удобное место для стоянки. Здесь мы
   прощаемся с частью нашей группы. Из-за нехватки отпускного
   времени члены экипажа 4-х местного катамарана сходят с мар-
   шрута.



   Разборка и просушка 4-х местного катамарана. Поход в
   Вуорвиярви за автотранспортом.





                    -
   Сегодня у одного из членов нашей группы день рождения.
   Было решено не сходить с этого вообщем-то удобного места,
   тем более, что здесь очень хорошо ловится рыба, есть грибы
   и ягоды.



   За мостом цепь озер ( около часа ), а затем шивера
   " Длинная ". Она начинается коротким и узким каньеном с чет-
   кой струей. Затем река разбивается островом на два рукова.
   Нужно идти справа. В русле много камней. Шивера тянется око-
   ло одного километра. Осмотр по правому берегу.
   После шиверы река успокаивается, неся неспеша свои воды
   вдоль невысоких, по большей части, берегов. Мест для стоя-
   нок не было. На ночевку встали за 70-100 метров перед малень-
   ким порожком с левого берега.



   Порог " Ступенька " - V к.с. После продолжительного плеса
   маленький порожек с четкой струей, а через 300 метров главный
   слив. Осмотр по правому берегу.
   При заходе на первую ступень необходимо подтянуться влево,
   иначе сбросит на камни в середине реки. До острова идти по ле-
   вой струе, а затем повернуть вправо на 90 градусов. Струя раз-
   бивается камнем " Топор ". Нужно обойти его справа и посторать-
   ся ослабить удар судна, так как на " Топор " все равно навалит.
   Далее лавировка под правым берегом. На выходе много камней.
   Организация страховки:
     1. С левого берега - сразу после слива " морковками ".
        С правого берега - напротив камня " Топор " " морков-
                           ками ".

  Через 1,5 километра порог " Безымянный " - II к.с. в узком
   каньене. Мощьная извилистая струя ступеньками падает вниз.
   Просмотр обязателен по левому берегу.
  После порога стоянка с баней на левом берегу.
  Течение становится спокойнее. Начинаются плесы. По правому
   берегу открывается вид на господствующую высоту - гору Пязи-
   вара ( 488 метров ). Встали на ночевку у впадения справа безы-
   мянной речки. Из-за отсутствия дождей река заметно " села ".



   После плесов перекат длинною 500 метров в узком ущелье. В
   русле слева остатки разрушенного моста.
   После нескольких несложных перекатов порог без названия -
   - II к.с. Просмотр обязателен. После основного слива вправо
   уходит хорошая струя под 90 градусов. Можно идти и прямо, но
   тогда предстоит преодалеть еще одну ступень после каменного
   подпора. Проход справа от острова предпочтительней.
   Через 300 метров река делает резкий поворот направо и слы-
   шен рокот водопада. Это порог " Водопадный " - V к.с. Он сос-
   тоит из трех ступеней.

   Первая ступень - V к.с.

     Нужно держаться правого берега. Есть тропа для обноса и
     просмотра. Можно сделать проводку вдоль правого берега и
     и тогда обнос будет легче по камням, а не по тропе.     .
       Ступень высотой 6 метров. Вода падает на крупные зубья
     На длинном судне можно попытаться прыгнуть вдоль левого
     берега. Внизу после ступени хороший слив и бочка. После
     обноса есть смысл их пройти.
       Справа после главной ступени отличная стоянка на пра-
     вом берегу.



   Погода остается солнечной. Есть грибы и ягоды. После 3-ей
   ступени порога хорошо ловится рыба. Осмотрели все ступени " Во-
   допадного ". Подготовка к бане.



   По озеру 100 метров и за ним вторая ступень порога " Водо-
   падный ".

   Вторая ступень - III к.с.

     Заход с правого берега, затем пересечь струю к левому
     берегу.

   Третья ступень - III к.с.

     Заход в слив ступени ближе к левому берегу оставляя
     остров справа. На выходе много камней.

   Организация страховки:
     Первая ступень.
       Из-за отсутствия дождей прохождение не было очевидно.
     Вторая и третья ступень.
       1. С острова - " морковками ".
       2. С воды - катамараном после острова.

   Повстречались с группой туристов из г.Электростали на 4-х
   местном катамаране. Они поднялись с р.Тумчи для разведки.
   Перед слиянием с р.Тумсайоки три несложных порога, но ос-
   мотр их обязателен.
            Река Тумча ( после слияния )
   После слияния поворот направо, начинается плес. В километре
   от стрелки порог " Ночной " - II к.с. преодалевается без про-
   смотра по основной струе.
   Через 300 метров порог " Карниз " - V к.с. Осмотр по ле-
   вому берегу. Два варианта прохода:
   1. Прямой слив у левого берега, затем через каменную гре-
      бенку и поворот на 90 градусов направо на центральную
      струю к последнему сливу ( стояк 1,5 метра ).
   2. Заход за островом по правому берегу и зигзагом на цен-
      тральную струю. В середине ступенька, за которой хоро-
      шая " бочка " и далее на последний слив.
   Организация страховки:
     Слив у левого берега.
       1. С левого берега - " морковками ".
       2. С воды - катамараном после слива слева.

   После плеса ( 1 час ) порог " Каньен " - II к.с. Четкая
   струя с виражами длинной 300 метров. Осмотр по левому берегу.
   Сразу за " Каньеном " короткая шивера, разделенная остро-
   вом. Проход по левой протоке.
   В начале шиверы по левому берегу на пригорке приемлемое
   место для стоянки. Здесь мы и заночевали.
   Для любителей " орлиных гнезд " с шикарным видом на окрест-
   ности предлагаем стоянку недоходя до порога " Каньен " метров
   20. Вверх по тропе на скалу.





   Через 15 минут порог " Шляпа ". Два варианта прохода спра-
   ва и слева от острова:
   1. Справа узкий каньен с одной ступенькой ( 1 метр ) на
      выходе камни. Проход - III к.с.
   2. Слева зигзаг вокруг скалы, перегораживающей реку -
      - IV к.с. Заход ближе к левой скале, иначе размажет по
      стенке ( можно повредить судно ). После главного слива
      " бочки " слева и в центре.
   Это последний порог на маршруте. Есть смысл покататься.
   При левом проходе - короткий обнос через скалу. При правом про-
   ходе обнос по острову.
   Организация страховки:
     Правый проход.
       1. С воды - катамараном на выходе из каньена.
     Левый проход.
       1. С левого берега - " морковками " сразу после глав-
                            ного слива.
       2. С воды - после главного слива.
                 - после конца стенки.

   Далее препятствий на реке, озере, водохранилище нет.



   Порог " Шляпа " последнее препятствие на реке. Недоходя
   100 метров до порога на левом повороте прекрасное место для
   стоянки. Песчаный пляж. Отлично ловится хариус и фарель ( даль-
   ше мы их не встречали ). В километрах трех ниже по течению
   перекат. Хорошо берет окунь, плотва.
   Члены группы загорали, отрабатывали различные варианты
   прохождения порога.



   Через час после " Шляпы " скалистый остров - последнее
   место для стоянки до островов на озере.
   При входе в озеро посередине реки скала, а слева мысок
   с молодыми березами. Нужно повернуть направо, придерживаясь
   левого берега после поворота. Огибая затопленный лес, пос-
   тепенно повернуть налево ( 1 час хода ) и взять генеральное
   направление на восток. Дойдя до кладбища деревьев, обгнуть
   его справа, продолжая идти на восток до выхода на широкую
   акваторию с разбросанными островами. По акватории надо идти
   вдоль левого берега ( в 500-800 метрах от него ). Генераль-
   ное направление юго-восток.
   После пяти часов гребли наша группа была прижата ветром
   к большому острову. Приняли решение встать на ночевку.



   Неожиданно для нас остров оказался на редкость богатым
   грибами и ягодами. День ушел на их заготовку.



   Выход с акватории в протоку обозначен разрушенным сараем
   и предупредительным знаком слева.
   Из протоки поворот налево по водохранилищу. Отсюда начи-
   нается наш поход под парусом. До конца водохранилища необхо-
   димо идти ввиду левого берега.
   Ах, как хотелось именно в этот день дойти до г.Зареченска.
   В итоге в надвигающихся сумерках приходится искать место сто-
   янки.



   Оказывается мы недошли до г.Зареченска километра четыре-
   пять. Ветер немного изменился. Импровизированными прямыми
   парусами становиться все труднее управлять. Но это уже не
   важно, последние сотни метров можно дойти и на веслах.
   Остановились у паромной переправы. Антистапель. Этим же
   вечером уезжаем в г.Кандалакшу.


              Расчет  времени.
+--------------------------------------------------------------+
| N |        Пункты назначения            | Прохождение| Время |
+--------------------------------------------------------------+
| 1.| г.Москва - г.Кандалакша             |  поезд     |30 час.|
| 2.| г.Кандалакша - г.Алакуртти          |  автобус   |2 часа |
| 3.| г.Алакуртти - мост через р.Кутсайоки|  УРАЛ      |2 часа |
| 4.| Стапель - " Карельский Башкаус "    |  сплав     |4,5 час|
| 5.| " Карельский Башкаус " - пор.Сомни- |            |       |
|   | тельный                             |  сплав     |0,5 час|
|   | Просмотр пор.Сомнительный           |  сплав или |       |
|   |                                     |  обнос     |1 час  |
| 6.| Пор.Сомнительный - пор.Муравей      |  сплав     |0,5 час|
|   | Просмотр пор.Муравей                |  сплав     |0,5 час|
| 7.| Пор.Муравей - пор.Б.С.Т.            |  сплав     |0,5 час|
|   | Просмотр пор.Б.С.Т.                 |  сплав     |0,5 час|
| 8.| Пор.Б.С.Т. - водопад " Оба-на "     |  сплав     |0,1 час|
|   | Просмотр водопада " Оба-на "        |  обнос     |0,5 час|
| 9.| Водопад " Оба-на " - водопад " Ма-  |            |       |
|   | маня "                              |  сплав     |0,1 час|
|   | Водопад " Маманя " без просмотра    |  обнос     |1 час  |
|10.| Водопад " Маманя " - пор.Тесный     |  сплав     |1 час  |
|   | Пор.Тесный                          |  обнос     |1 час  |
|11.| Пор.Тесный - лесовозный мост        |  сплав     |2 часа |
|12.| Лесовозный мост - шивера            |  сплав     |1 час  |
|   | Просмотр шиверы                     |  сплав     |1 час  |
|13.| Шивера - пор.Ступенька              |  сплав     |2 часа |
|   | Просмотр пор.Ступенька              |  сплав     |1 час  |
|14.| Пор.Ступенька - пор.Безымянный      |  сплав     |0,5 час|
|15.| Пор.Безымянный - разрушенный мост   |  сплав     |4 часа |
|16.| Разрушенный мост - пор.Безымянный 2 |  сплав     |1,5 час|
|17.| Пор.Безымянный - пор.Водопадный     |  сплав     |0,1 час|
|   | Пор.Водопадный - просмотр верхнего  |            |       |
|   |                  слива              |  обнос     |0,5 час|
|   | Пор.Водопадный - просмотр нижних    |            |       |
|   |                  двух сливов        |  сплав или |       |
|   |                                     |  обнос     |1 час  |
|18.| Пор.Водопадный - приток Тумсайоки-  |            |       |
|   | пор. Карниз ( на р.Тумча )          |  сплав     |1,5 час|
|   | Просмотр пор.Карниз                 |  сплав     |1,5 час|
|19.| Пор.Карниз - пор.Каньен             |  сплав     |1 час  |
|   | Просмотр пор.Каньен                 |  сплав     |0,5 час|
|20.| Пор.Каньен - шивера - пор.Шляпа     |  сплав     |0,5 час|
|   | Просмотр пор.Шляпа                  |  сплав     |1 час  |
|21.| Пор.Шляпа - озеро                   |  сплав     |1,5 час|
|22.| Озеро от устья р.Тумча до входа в   |            |       |
|   | протоку                             |  сплав     |4 часа |
|23.| По протоке от озера до водохранилища|  сплав     |1 час  |
|24.| По водохранилищу до паромной пере-  |            |       |
|   | правы ( антистапель ) в 3 километрах|            |       |
|   | от г.Зареченска                     |  сплав     |6,5 час|
|25.| Антистапель - г.Кандалакша          |  легковой  |       |
|   |                                     |  автомобиль|2 часа |
|26.| г.Кандалакша - г.Москва             |  поезд     |30 час |
|   |                                     |            |       |
+--------------------------------------------------------------+




 1.   Стапель - поляна в 100 метрах слева от дороги, 50 мет-
  ров не доезжая до моста через р.Кутсайоки ( хороший
  подьезд и удобный спуск на воду ).

 2.   После правого притока " Карельский Башкаус " - пере-
  кат - 150 - 200 метров ниже переката на левом берегу.

 3.   Порог Б.С.Т. - на правом берегу в конце порога ( при-
  чал в улово ).

 4.   У подножия водопада " Маманя " на левом берегу.

 5.   На левом берегу не доходя 100 метров до лесовозного
  моста.

 6.   Порог " Ступенька " - на правом берегу ( причал в улово
  после порога ).

 7.   Порог " Водопадный " - на правом берегу после главного
  слива.

 8.   Порог " Карниз " - на левом берегу перед порогом.

 9.   Порог " Шляпа " - на левом берегу не доходя 100 метров.

10.   На островах в озере.

11.   У выхода из озера в протоку на левом берегу.

12.   У выхода из протоки в водохранилище на правом берегу.

13.   На островах водохранилища.

14.   Антистапель на правом берегу у паромной переправы -
  - подходит дорога из г.Зареченска.

 Примечание: Кроме указанных в перечне имеется много мест
         для стоянок.




    Это путешествие можно рекомендовать только турис-
там, имеющим опыт сплава по горным рекам.
    Необходим самый тщательный просмотр всех препят-
ствий и организация двойной страховки - особенно в
высокую воду.
    Маршрут катамаранный. Для байдарок он возможен при
условии многочисленных обносов основных препятствий.
Ширина реки на порогах позволяет организовать кино -
- видео - фотосьемку. После каждого порога есть воз-
можность зачалиться. Протяженность порогов небольшая.
    На маршруте нет ни одного населенного пункта, но
к левому берегу подходит лесовозная дорога, по которой,
в случае необходимости, можно добраться до п.Вуорвиярви
( от лесовозного моста 1,5 часа пешком ) и договориться
с машиной до г.Алакуртти.
    Как любой северный маршрут, этот также богат комара-
ми. Необходимо это предусмотреть при подготовке похода.
Могут понадобиться и репшнуры для преодаления скальных
участтков при пеших выходах.
    В конце порога Б.С.Т. на правом берегу на отвесной
скале есть вход в ледяную пещеру. Ее можно осмотреть,
соблюдая страховку при наличии фонарей.
    Рыба в основном начинает ловиться после водопада
" Маманя " - хариус и фарель. На старых вырубках хоро-
шие черничники. Заготовка леса в этом районе сейчас не
ведется. Зареченский леспромхоз прекратил свою деятель-
ность.
    Возле порога " Шляпа " заброшенный поселок сплавщи-
ков. По всему маршруту на удобных стоянках стоят карка-
сы и каменки для бани.
    При прохождении по озеру и водохранилищу надо опа-
саться топляков. Желательно предусмотреть резервные дни
на случай встречного ветра.
    Продукты можно закупить в г.Алакуртти.


             Смета   расходов

+--------------------------------------------------------------+
| N |       Наименование      | На 1 чел.| Кол-во | Итого      |
|   |                         | тыс.руб. |  чел.  | тыс.руб.   |
+--------------------------------------------------------------+
| 1.| Проезд поездом в г.Кан- |          |        |            |
|   | далакшу                 | 191,5    |  10    | 1915       |
|   |                         |          |        |            |
| 2.| Автобус до г.Алакуртти  |  60      |  10    |  600       |
|   |                         |          |        |            |
| 3.| Урал до реки ( стапеля )|  10      |  10    |  100       |
|   |                         |          |        |            |
| 4.| Урал от лесовозной доро-|          |        |            |
|   | ги до г.Алакуртти       |  25      |   4    |  100       |
|   |                         |          |        |            |
| 5.| Проезд на легковых авто-|          |        |            |
|   | мобилях до г.Кандалакша |  66,67   |   6    |  400       |
|   |                         |          |        |            |
| 6.| Проезд части группы от  |          |        |            |
|   | г.Алакуртти до г.Канда- |          |        |            |
|   | лакша                   |  50      |   4    |  200       |
|   |                         |          |        |            |
| 7.| Проезд поездом в г.Моск-|          |        |            |
|   | ву                      | 191,5    |   6    | 1149       |
|   |                         |          |        |            |
+--------------------------------------------------------------+


              И Т О Г О :

При маршруте - г.Москва - г.Кандалакша - г.Алакуртти - р.Кутсай-
      -йоки - р.Тумча - г.Зареченск - г.Кандалакша - г.Москва
затраты на проезд составляют 503 000 руб. на 1 человека.

При маршруте - г.Москва - г.Кандалакша - г.Алакуртти - р.Кутсай-
      -йоки - лесовозная дорога - п.Вуорвиарви - г.Алакур-
       тти - г.Кандалакша - г.Москва
затраты на проезд составляют 528 000 руб. на 1 человека.


Примечание: Снижение затрат возможно при
                 - проезде в плацкартных вагонах
                 - при проезде из г.Зареченска в г.Кандалак-
                   шу на рейсовом автобусе



       Литература и источники информации исполь-
       зованные при подготовке путешествия.

       1. Журнал " Спортивный туризм " N 1 за 1995 год

       2. Рассказы туристов-водников г.Мытищи побы-
          вавших на реке в 1995 году.
          Группа под руководством  В.Мельникова



       ПРИМЕЧАНИЕ:

          По итогам путешествия были созданы:
              - фотоальбомы
              - видеофильм
              - три песни автором и исполнителем
                А.А.Болесковым

      Контактные телефоны:

        Руководитель похода
                     Офицеров Сергей Альбертович
                       тел. 144-1044

        Штурман похода
                     Федин Сергей Владимирович
                       тел. 455-6290


Популярность: 21, Last-modified: Sat, 29 May 1999 09:39:26 GMT