---------------------------------------------------------------
     From:  Никита Чесноков (vta_nik@mail.ru)
     Date: 21 Apr 2002
---------------------------------------------------------------

     29-30.03.2002

     Поход, совершенный группой туристов водной школы МГУ.



     Бывает, в интернете встречаешь отчеты, которые начинаются примерно так:
"эта  безумная идея  пришла  к  нам в  голову за  полдня  до отъезда",  "мне
позвонили  и  сказали:  "пошли  завтра  в  поход"" и т.п. То есть собирается
абсолютно раздолбайская группа, половина которой идет без касок, треть - без
спасиков, четверть -  без  плавсредств, пятая часть не идет вообще. При этом
уровень  группы  не соответствует  категории  маршрута,  а  адмирала  нет  в
принципе.  В  походе  же  почему-то  всем  им  оказывается тепло,  хорошо  и
ненапряжно. Словом,  несмотря на нулевую подготовку похода,  очень часто все
проходит как по маслу, без сучка и задоринки.
     У  нас все было иначе. Готовиться  к выходу мы  начали заранее.  Еще  с
начала марта в  нашей  компании  начали вызревать смутные  мысли об открытии
сезона.  Наконец-то   определились  с  датой  -  последние  выходные  марта.
Специально к походу  докупалось снаряжение: гидрокостюмы,  спасжилеты. Настя
привезла свой полиэтилен из бассейна.Свой КНК я в спешном порядке покупал за
неделю до похода - ездил аж в Рязань. Оставалось выбрать лишь место выхода.
     С  подмосковных речек, как  с поля битвы приходили тревожные сводки: на
Малой Истре  воды уже нет, на Каширке воды не было и не будет,  одним словом
половодье  закончилось,   не  начавшись.  И  только  с   Волгуши  доносились
оптимистичные вести. То есть не то,  чтобы вода была, но ее не было "еще", а
не  "уже".  Дима Шварц в минувшие  выходные  катался по  берегам Волгуши  на
лыжах, что само по себе показательно. В общем было решено: идем на север!
     Собралась команда в восемь человек на двух тайменях, двух каяках и КНБ.
Загодя  было  распределено групповое снаряжение, написана  раскладка.  Более
того, мы  решили  оформить  поход официально: купили  и заполнили маршрутную
книжку, расписали  обязанности: завхоз, фотограф, реммастер. Меня  назначили
адмиралом.  Все  это я пишу  для того,  чтобы подчеркнуть,  как  в  общем-то
тщательно  мы готовились  к  выходу  -  тем  контрастнее  то,  как  все  это
безобразие проходило.
     Итак, наша команда:

     Настя, завхозполиэтилен Eskimo Topolino

     Никита, адмиралКНК"Черныш"

     Гоша (капитан)КНБ"Панда"
     Коля

     Дима (капитан)Таймень-2 Супер Плюс
     Митя

     Коля (капитан)просто Таймень-2
     Леня

     В 8.00, встречаемся на вокзале, кто  чего не докупил из  еды  и  водки,
бегут в близжайший магазин. В 8.20 садимся в электричку, в 9  с чем-то уже в
Лобне. Находим нужный автобус,  договариваемся с водителем  и за 15 минут до
отхода  уже загружаемся. Это было мудро, так как, оказывается,  этот автобус
пользуется  большой популярностью у  местного  населения,  а  затаскивать  в
переполненный транспорт  полиэтиленовый Eskimo  Topolino  проблематично даже
для туристов-водочников.  Меньше  чем  через час  подъезжаем  к мосту  через
Каменку. (Тут  необходимо сделать небольшое отступление. Плыть мы собирались
по лоции Кувалина, где одним из вариантов заброски на Волгушу является сплав
по Каменке. "Нижний  отрезок Каменки тоже вполне пригоден для  сплава.... От
места старта  до впадения в Волгушу - километра  три. Пройти их можно за 1-2
часа". Люди, не верьте! Может быть, в 1997, когда Кувалин писал лоцию, там и
можно было проплыть, но сейчас... Правда там предлагалось  пройти пешком еще
километр до впадения  в реку безымянного притока, но  идти нам было  в лом.)
Подходим мы к  этому мосту и видим... нда ... конечно, это все же  не ручей,
но  и рекой  это  назвать  трудно.  Но  в  конце  концов у  нас  за  плечами
прошлогодний сплав по Каширке, где воды было немногим  больше. Да и плыли мы
тогда  на  катамаранах (4 киля за день -  это  тема для  отдельной истории).
Увидев  все это,  надо  было  не  полениться  и протопать  пешком  несколько
километров  сразу до  Волгуши. Так  что в  этот  момент  я совершил  главную
стратигическую ошибку, сказав: "Прорвемся!". Вот и прорывались...
     Но - по порядку. Встав на заболоченном берегу, мы приступили к стапелю.
Настя, не  обремененная этой обязанностью (хорошая штука  полиэтилен), стала
готовить перекус. По  мере сборки лодок к ней присоединялись остальные члены
команды.  Тайменя  и КНБ собрались  быстро,  я  же возился со  своим  каяком
полтора часа - по рассеянности  забыл поставить пяточный упор и был вынужден
по  ходу  дела  придумывать  какой-то суррогат. Но вот лодки  собраны,  обед
съеден, выпиты первые сто грамм  за открытие сезона, пора  отплывать. Однако
не так все просто. Выяснились некоторые особенности перевозки вещей в каяке.
Во-первых,  в каяке  ОЧЕНЬ  мало места.  Во-вторых,  даже в  этот  небольшой
полезный  объем  вещи   засовываются  очень  долго  и   трудно.   В-третьих,
байдарочники отнють не горят желанием вести на себе наше барахло.
     На  байдарке  все проще  - засунул все шмотки в гермы, да распихал  эти
гермы по всему судну: что в корму, что в нос, что посерединке. Правда, после
этого, бывает, некуда девать ноги, но байдарочники - ребята крепкие и как-то
с  этим разбираются. На катамаране еще удобнее  -  гермы с  барахлом  просто
привязываются к  раме,  либо  кидаются  на  сетку между баллонами. На  каяке
ситуация в  корне  отличается -  ну нет  там столько  места и  все! Выглядит
процесс  загрузки каяка так: грустный  каякер ходит вокруг своего суденышка,
понуро переводя взор  с кучи вещей  на каяк и  обратно. Потом, поразмыслив и
прикинув что-то, он  все же  решается  и начинает сосредоточенно распихивать
гермы по всем  возможным  местам. Когда места  заканчиваются,  а куча  вещей
вроде   как  совсем  и  не  уменьшается,  он  горестно  вздыхает  и  идет  к
байдарочникам  или  катамаранщикам  ("Ребят,  ну  может  еще  одну  гермочку
возьмете, а?"). После чего все вещи снова вынимаются и процесс повторяется.
     Когда  компромисс наконец-то был  достигнут, было уже больше двух часов
пополудни.  Пора  начинать  сплав, но тут возникла  еще одна  проблема:  где
спускать суда на воду? От завала до завала было не более 50 метров. Довольно
глупо: делаешь  несколько гребков, чалишься, вылезаешь, обносишь 15  метров,
залезаешь, делаешь еще  несколько гребков... Но  нам  показалось (напрасно),
что еще глупее нести  байдарку на  руках вдоль реки. Все ж таки у нас водный
туризм, думали мы, а  не  водный с элементами пешего. Да  и лодку таскать на
руках вредно  - привыкнет еще и плавать разучится.  Как  показали дальнейшие
события, у нас скорее был пеший туризм с элементами водного.
     Однако  плыть все  равно  было надо. Каждый экипаж  выбрал  свой способ
передвижения: мы с Настей занимались слаломом  между ветками и  перелезанием
через  завалы, Гоша с Колей взвалили  свою КНБ на  плечи и  просто  потащили
(ихняя байдарочка  была  самым  легким судном  по соотношению  килограмм  на
человека), экипажи тайменей видимо просто шли на пролом (масса груженого Т-2
это  позволяет),  за  что  и  поплатились:   Дима  с  Митяем  посадили  себе
здоровенную дырень - бревнышко зацепилось за обвязку и как-то неловко пошло,
в результате пробоина  и  получасовой  простой.  Как  это  не странно, самым
быстрым способом передвижения оказалось именно таскание лодки на собственном
горбу. Впрочем  и этой  возможности мы были  вскорости лишены, так-как  поля
закончились и начался лес.
     В Москве снега нет уже черт-те сколько времени. Поэтому многие москвичи
убеждены, что и в лесу давно уже тепло и  сухо. А  вот  ничего  подобного! С
некоторым изумлением взирали мы не на отдельные сугробчики, а на равномерный
слой  этой "белой гадости". Причем, как оказалось, снег был еще  и глубоким:
если просто идешь, то проваливаешься по колено, если пытаешься нести на себе
каяк  - по пояс.  Поэтому  перемещались так:  становились  в  позу известной
закуски к  пиву и тянули/толкали  плавсредство.  Выглядело это диковато,  но
смотреть на это все равно было некому. (Разве что беспристрастным объективам
фотоаппаратов.)  Угнетало  еще отсутствие  мест для  чалки и спуска на воду.
Каякерам тут было  полегче благодаря возможности тюленьего старта (это когда
залезаешь в  каяк на краю крутого склона, одеваешь юбку и скатывешься вниз).
Пожалуй это было практически единственное острое ощущение  за весь  поход, в
остальном же было довольно  сурово: постоянные физические нагрузки, нежаркая
погода  и наваливающаяся  усталость.  Кроме того,  меня -  как  командира  -
постоянно  мучила  мысль: "Ну на  какой  хрен  я  завел  всю команду  в  эту
задницу?!?" К чести команды можно сказать, что никто не  унывал, и на судьбу
не жаловался.
     По ходу дела выяснилось, что снаряжение наше было слегка не по  сезону.
По-видимому,  люди,   придумавшие   делать  гидрокостюмы  из  неопрена,   не
рассчитывали,  что  в  этих  костюмах  будут ходить  на  карачках  по снегу.
Господа, холодно! Ей богу. Нормально себя  чувствовать  можно только с очень
хорошим  термобельем. Кроме  того,  довольно сильно мерзли руки.  Я  нацепил
резиновые медицинские перчатки, поверх них обычные из х/б. Лучше чем ничего,
разумеется, но все равно не жарко. Да  и люди с неопреновыми перчатками тоже
особенного кайфа не ловили.
     Было однако уже шесть  с лишним  часов, начало смеркаться, и было ясно,
что пора становиться на ночлег. Однако, перспектива ночевки на  снегу никого
не вдохновляла, и было принято решение идти до первой приличной стоянки.
     Через некоторое  время  впереди  обнаружился невесть  откуда  взявшийся
30-сантиметровый   сливчик,  после  которого  река  резко  сворачивала;   за
поворотом был завал. Слив резко ускорил движение, я еле вписался в поворот и
на  полной  скорости полетел в  завал.  С трудом ушел  от  него  и  встал  в
своеобразном "улове". Тут же из-за поворота вылетела Настя и, повторив те же
самые  маневры влетела в меня.  Пока мы разбирались, где кончается ее каяк и
начинается мой, из-за поворота в наше  "улово" влетели таймени и КНБшка. Все
смешалось в доме Облонских! Убедившись, что на берегу нет  снега и почти что
сухо  (небольшое болотце не в счет)  мы приняли волевое  решение  прекратить
этот идиотизм и переночевать.
     Мы встали у подножия  холма, на вершине  которого обнаружилась деревня.
Достав карту и  сопоставив факты, я убедился, что за пять часов напряженного
сплава  мы  продвинулись  примерно  на два  километра! Это  само  по себе не
особенно радовало,  а  то обстоятельство, что  завтра нам  по той же заднице
идти раза  в полтора больше, просто огорчало. Ведь мы собирались проплыть за
первый  день  полмаршрута,  а  не дошли  даже до  старта!  Кроме того начало
стремительно  холодать. Не было еще  восьми  часов,  а температура  была уже
существенно ниже нуля. Опрометчиво брошенные мной на дно  каяка перчатки  за
три  минуты превратились  в нечто очень холодное и твердое - разморозить  их
удалось только на следующий день.
     Знаете   принцип   доминанты   -  когда   центральная  нервная  система
фокусируется  на   какой-то   одной   доминирующей  потребности?   Так   вот
доминирующей потребностью у всех нас было переодеться  в сухое, выпить водки
и  завалиться спать. Однако,  будучи существами биосоциальными, мы  нашли  в
себе  силы  развести костер, набрать в каны воды  и поставить палатки. Когда
огонь  разгорелся,  вода закипела,  а  мокрый  неопрен был сменен  на  сухую
одежду, стало ясно, что жизнь налаживается.  А уж когда подоспели макароны и
в  них были  засунуты  четыре банки тушенки (в честь  великого поста), когда
бутылки были  откупорены и вынута  из чехла гитара, тогда стало окончательно
ясно,  что  жизнь  вообще  удалась.  Под  водку,  коньяк,   чай,  печенье  и
типично-туристский  репертуар ("В  пещере каменной нашли бутылку  водки...")
просидели часов  до двенадцати, как вдруг  сообразили что сегодня  переводим
часы, и  сейчас уже час ночи по-новому. Причем по этому же новому завтра нам
вставать в восемь утра. Одним словом решено было идти спать.
     Ночью было  холодно. То есть холодно - это не то слово.  Был конкретный
дубняк. По разным оценкам было -7- -10 градусов, притом что рассчитывали  на
температуру  не ниже  нуля. Почему-то, когда спишь в  палатке, больше  всего
отмерзают нос и ноги. Ну нос еще понятно, он наружу торчит, а почему ноги-то
мерзнут? Никак  не пойму. Кроме  того, когда я  приперся в нашу палатку, там
все  уже спали. А пенки, даром что их было три штуки на двухместную палатку,
заботливо  укрывали  двойным слоем центр палатки, оставляя  край, на котором
мне предстояло спать, абсолютно голым.
     В общем ночью я чувствовал себя очень неуютно. Видно оттого и проснулся
раньше всех - часов в 9 по-новому. Приоткрыв край палатки и  увидев  толстый
слой инея, я возблагодарил небеса за то, что сейчас не моя очередь дежурить.
Однако  дежурные,  спящие  в  другой  палатке,  не  торопились  вставать   и
приниматься за свои  прямые  обязаннности. Минут  пятнадцать я орал,  тщетно
призывая  их покинуть палатку и разводить  костер. Ежась от мороза и костеря
на чем  свет стоит этих раздолбаев,  я натянул штаны и полез собирать дрова.
Скоро появался Леня со спичками, а  затем и  Коля с  оргстеклом. Совместными
усилиями  мы запалили  костер,  разбудили дежурных и послали их за водой. По
мере  осмотра наших  вещей  стали  проясняться  масштабы ночных  заморозков:
замерзло все, что  оставалось  на улице.  Все  мокрые  тряпки превратились в
потенциальные орудия убийства. Слава богу, нам хватило благоразумия засунуть
неопрен под пенки, а не  оставить на улице. Полежи он всю ночь на морозе,  и
один кан кипятка помог бы вряд ли.
     При  всем этом солнце светило ярко, на небе ни единого облачка. Так что
замерзшие шмотки размораживались, плавсредства отмерзали  от  земли, да и  в
целом  ощутимо  теплело. Не  торопясь  поели,  неспешно  собирались.  Короче
говоря, вышли мы только около часа дня.
     Количество завалов уменьшилось не сильно, притом что русло расширилось,
а  течение усилилось  весьма значительно. Быстрее идти  это не помогало, так
как постоянно приходилось обносить завльчики и проламывать  каской  ветки, а
стремность плаванья  увеличивалась.  Если  в  субботу при небольшом  течении
можно было подплыть к любому завальчику, встать поперек течения и  ничего не
бояться,  то  в воскресенье  прижимать  начало  реально! На более устойчивых
байдарках это было почти незаметно, а вот я чуть не доигрался.
     В первый раз, выйдя из-за поворота на сравнительно  большой скорости, я
осознал, что лечу прямо на  косо нависающую ветку. Если влететь на  нее всем
весом, то, ясное дело, кильнет. Поэтому попытался оттолкнуться от нее рукой,
предварительно откренившись.  И  что  вы  думаете? С  огромным  изумлением я
осознал, что лежу на боку,  держась  рукой за  ветку,  при этом вода норовит
залиться  внутрь  каяка через  юбку. Киль?  Ну уж  нет.  Каким-то непонятным
движением  задницы мне удалось встать,  но  вот весло мое при этих  маневрах
оказалось утеряно. С некоторой  растерянностью  я  взирал  на то, как весло,
нагло нарушая  все законы  физики  (согласно этим законам по  одной и той же
речке  более тяжелое тело плывет  быстрее легкого),  уплывает далеко вперед.
Однако далеко уплыть ему не удается, оно влетает  в завал. Через 30 секунд в
тот же завал влетаю и я. Застреваю намертво и до весла не дотягиваюсь. Через
минуту в наш завал влетает таймень. Ребята помогают мне достать весло из под
завала, и я, довольный, плыву дальше. Пронесло.
     Во второй раз  было  еще стремнее. Непонятно за каким хреном я  лезу  в
завал, хотя  заранее вижу, что пройти там нереально. Струячит  очень сильно,
перегрести мне  не удается, и  я  лагом налетаю на бревно. Меня кладет почти
полностью и  за какие-то  20  секунд  наливает полный каяк  воды. (Бррр.  За
минувшую ночь вода стала  еще холоднее, никакой неопрен не спасает.) Видимо,
дуракам везет. Опять каким-то  образом мне удается встать и  даже отползти в
сторону.  Дальше начинается  самое веселое: каяк,  полный  воды,  неустойчив
жутко, при это холодно до  безобразия а  места для чалки нет. Минут через  5
борьбы с судном у меня неаконец-то получается зачалиться  и вылить воду.  На
сегодня водных процедур с меня хватит!
     А впрочем, идти  на второй день мы стали  быстрее. Оперативнее обносили
завалы, кое-что даже разбирали, рубили вставшие поперек русла бревна. Тем не
менее, скоро стало ясно, что до темноты до Волгуши  мы не доберемся. Поэтому
внутри   команды  начало  разрастаться  мнение,  что  пора  бы  уже  оглобли
поворачивать.  В смысле  собирать  лодочки и идти  пешком.  Мнение это  было
горячо поддержано адмиралом,  так что на близжайшей удобной точке мы снялись
с  маршрута, отправили  гонцов  выяснять  про выброску, а  сами приступили к
антистапелю.  Диме окончательно надоела многострадальная резиновая  шкура от
тайменя.  Он  оставил ее в лесу,  вместе с парой драных кед. Получился очень
живописный натюрморт - прям-таки обелиск водного туриста.
     Гонцы вернулись с  добрыми вестями: автобус до Икши идет  в 20.05, едет
туда  меньше часа. Ну,  а  уж из Икши  электрички всегда  ходят. Не торопясь
собираемся, обедаем и идем к автобусной остановке. Оказывается, до санотория
"Горки" и впадения Каменки в  Волгушу мы  не дошли всего-то около километра.
Впрочем, при  наших  темпах это путешествие заняло  бы еще часа три. Кстати,
Волгуша, протекающая  под мостом, нам очень понравилась. Она гораздо шире, с
хорошим течением и без завалов.
     Дальше был автобус, потом  Икша,  электричка,  пиво,  гитара ("В пещере
каменной  нашли   источник   водки...").  ПотомСавеловский  вокзал,   метро.
Путешествие  закончено,  никто  обэтом  не  жалел. У  нас был хороший поход,
сложный пусть  не технически, но физически. Хорошая проверка людей. Проверка
удалась.

     P.S.  А идти  на  Волгушу мы решили,  через  две недели. На этот раз от
моста через  Волгушу  у "Горок". Ведь  в маршрутной  книжке мы дату  еще  не
ставили.
     P.P.S.  Если кому нужна старая драная шкура от тайменя, можете поискать
возле речки Каменка. Валяется там одна.



Популярность: 4, Last-modified: Sun, 21 Apr 2002 05:58:36 GMT