(Отдых III категории)

              24 июля - 9 августа

  (C) 1996-97    И.А.Кузнецов
  E-Mail  ivan@peipk.energo.ru
  fidonet 2:5030/395.10



    Мы не очень долго думали, куда сходить.
        Как   и   многие   другие,  наша  команда  окончательно
определилась лишь за  несколько  дней  до  старта.  Собственно,
сначала нас было 4, потом 6, потом 5, потом...
       В  этих  условиях  особых альтернатив не было: нужен был
какой-то быстро подготавливаемый  маршрут-тройка,  без  дорогой
заброски,  недели  на 2. Сговорились на Калгу с выходом в море.
Следовательно, без катамарана.
      Немного позже в головы пришла идея начать не от Энгозера,
а выше, из Амбарного или Боярской. Карта, косвенные сведения  и
разговоры   обещали   проходимость   этого  куска  без  волока.
Поговорив с  Димой  Поляковым  (2:5030/97.3),  я  утвердился  в
возможности старта из Боярской.

    Итак, нас шестеро:

    Андрей Соловьев AKA "Соловей"
    Модест Соколов
        - жуковская каркасная двойка ("Птицы")

    Марина Журба
    Володя Ляхов
        - семеновская двойка

    Зоя Рогова
    Иван Кузнецов AKA "Начальник"
        - "Таймень-2" ("Адмиралы")



        ---------------------------

    N 185/186 СПб-Мурманск. Единственный питерский,
останавливающийся в Боярской. Старт в 0:30, приходит на место в
23:50 того же дня :)
    Посадка в темный полупустой вагон прошла без эксцессов, если
не вспоминать, что Володя забыл свое весло и ездил за ним домой.
Успел! Прибежал минуты за 3 до отхода.
    На наши негабаритные рюкзаки молоденькой проводнице наплевать
- лишь бы не сверзились на редких пассажиров. К Петрозаводску
вагон совсем пустеет - кроме нас остаются еще 3 или 4 человека.
Володя точит пилу.
    К вечеру начинаются знакомые места: Беломорск, Кемь, Кузема.
Смотрим с моста на порог Ассу на Воньге. Переезжаем через Калгу.
Вспоминаем, как собирались год назад в Энгозере. Потихонечку
вытаскиваемся в тамбур, заваливая его до потолка. Проводница,
ушедшая в соседний вагон, вернуться уже не может. Открываем двери
сами и думаем, на какую же сторону нам придется выкидываться.
    Поезд останавливается среди запасных путей и товарных вагонов.
Никаких следов станции, платформы и прочих удобств. Выкидываемся
прямо на пути. Озеро близко, но от него нас отделяет грузовой
состав. Да будет благословен тот инженер, что придумал тормозные
площадки! Только мы перетащили все рюкзаки на откос, как прошел
встречный поезд, а на свободный путь встал еще один состав. На
этот раз без тормозных площадок... Уфф, приехали...
    С насыпи видно озеро (до него метров сто), огород, пара домов
и жиденький лесок. Времени - половина первого, уже достаточно
темно. Совершаем разведку и перетаскиваем рюкзаки немного вперед:
так дальше, но там есть вполне приличная поляна и сухо. Быстренько
ставимся. Желающие купаются в темноте.


 


        -----------------------------------------

    Утро встретило нас пасмурной погодой, а затем - мелким
противным дождичком. Едим и собираемся под атмосферной влагой.
Тент растягивать не на чем, да и лень.
    Стартуем часа в 3. Озеро затянуто туманом, сквозь дыры иногда
видны ближайшие острова. Идем на юго-восток. В далеком проливе
просматриваются 2-3 дома.
    Первая остановка на острове. Выясняется, что байда Володи
заметно течет. Он черпается, а мы ходим по берегу. Народ призывает
никуда дальше не ходить, а встать прямо здесь. Пресекаю эти
безответственные желания и разгоняю всех по судам.
    Дождик кончился, но туман и сырость остались. Подходим к горе
в Юго-восточной части озера. Обрывистый каменистый берег метров 40
в высоту, наверху торчит трига. В хорошую погоду на нее было бы
интересно забраться, а так - какой смысл... Да и времени нет.
Ограничиваемся фотосъемкой.
    Идем в узость правее горы. Впереди наблюдается первая
встреченная группа: москвичи на надувном плоту. Обедают и
пережидают дождь. Рядом видна еще какая-то палатка. Здороваемся и
немного треплемся (а Володя черпается). Люди идут в Энгозеро.
Хотят идти волоком через Княжозеро и Ульманга - говорят, что там
красиво. Просят не занимать стоянку на острове в следующем озере.
    Идем в первый перекат. Мы идем первыми, и как это обычно и
бывает, "первый блин комом". Идем по правой струе и капитально
садимся. Здесь совсем мелко. Метров десять приходится толкать.
Машу остальным, чтобы шли слева - там чисто.
    Озеро Большое. Оно совсем даже небольшое. В восточной части -
высокий каменистый остров. Стоянка отличная. Не занятая, но
"уговор дороже денег"... Идем в следующее озеро. Наконец-то
проглядывает солнце.
    На протоке - перекат (ничего особенного - совершенно его не
помню) и плотина. Плотина неприятная. Перед сливом бревна, мелко -
сантиметров 15. За сливом - камни. Долго думаем: обносить или
проводиться. Я даже съездил на другой берег. Пока глядел, народ
уже начал таскать. Обнос (по левому берегу) неудобный: метров 80,
но через деревья и кусты и в начале - по камням. Тропы почти нет.
Таймешек пропихивается между деревьев с трудом. В конце волока -
довольно приличная стоянка. Начавшиеся было колебания: вставать
или идти до озера прерываются налетевшей тучей голодных насекомых.
Наскоро жуем перекус, прыгаем в байды и отмахиваемся веслами.
    Озеро Кулежма. Ищем стоянку. Вылезаем на каком-то мыске слева
от протоки. В общем, терпимо, но безрадостно: низковато, нет дров и
комары. В трубу углядели что-то на другом берегу - примерно в
километре, напротив скалистого острова. Мы с Зоей туда плывем и
находим очень приличное место: стоянка двухсветовая, т.е. в 150 м.
другое озеро. Нам завтра туда. Комаров пока нет. Дров, впрочем,
тоже. Связываюсь по радио с остальными и зову их сюда. Первое
"боевое" использование раций - на таком расстоянии слышимость
отличная.
    Ставимся. Сушину я нахожу довольно быстро. Зоя купается и
потом долго дрожит. Остальные греются у костра - им и так хватило.
На ночь гуляем с Зоей по берегу, рассчитывая дойти до мыса. Не
дошли - далеко. Завтра мы сэкономим ~4 км, просто спустив байды с
другой стороны.



        ---------------------------------

    С утра - солнышко, но довольно прохладно. Поставленный с
вечера тент сделал свое дело: дождь так и не пошел.
    Выходим и идем к Амбарному. Ветра нет. Спустя полчаса
становится жарковато. Пристаем к маленькому каменистому островку и
переодеваемся. Володя, как обычно, отчерпывается, а прочие туристы
занимаются фото- и киносъемкой.
    Идем дальше. Мужская часть команды мечтает о пиве, которое мы,
может быть, купим в Амбарном. А я еще и интенсивно изучаю карту в
надежде не упилиться в длинный залив на левом берегу. Но залива
все нет - наверное, высох. Или ретивые топографы подвели.
    На горизонте появляется населенка: дома, железная дорога,
лесосклад. Кажется, что вода кончается и сейчас будет антистапель.
Лишь у самого берега видим, что еще не все: впереди что-то
журчит. Мост. Полуразрушенный. Пролеты забиты бревнами.
Протиснуться можно только слева, да и то ползком. Метрах в 50 -
еще один мост, на этот раз действующий, но столь же неприятный.
Проходим оба этих безобразия по очереди. Каски оказываются совсем
даже не лишними.
    Впереди опять что-то журчит. На этот раз - порожек. Мелкий и
каменистый. Скребемся сходу и думаем: как же здесь люди идут в
низкую воду? Под левым берегом какая-то группа заклеивает Салют-3.
    Опять журчит. Надоумленный Димой Поляковым, пристаю к берегу.
Похоже, это оно. Так и есть: под левым берегом - полуметровый
косой слив и бочка, справа - мелкая канализация. Долго ходим по
берегу и камням, ругаемся по радио и думаем. Проблема в том, что
слив мелкий и проходимая часть очень узкая - метра полтора. Сразу
после слива, еще в бочке, нужно поворачивать резко налево, иначе
въедешь в каменную гряду. Раздаются голоса обвести все это нафиг
по канализации. Наконец, решаемся. Ставим страховку и идем. Все
оказывается очень просто, хотя бочка и пытается кусать за борт.
Наверное, это все же II. И непроход по низкой воде.
    Выплываем к железной дороге. На высоте метра полтора от воды
из насыпи торчит край большой бетонной трубы. Зачем это ее туда
закопали - подземный переход хотели сделать, что ли? Труба
совершенно сухая.
    Маленькое зарастающее озеро. Высаживаемся на единственном
сухом берегу перекусить. Отдельные туристы снова не хотят идти
дальше. Но вставать здесь - это не уважать себя: единственное
достоинство места - отсутствие комаров. Впрочем всего остального
здесь тоже нет, кроме большого количества пробок и разбитых
бутылок.
    Идем дальше. На карте помечено 4 протоки и три узких озера. На
местности отличить протоки от озер довольно затруднительно:
сплошная речка шириной 30-50 м. Берега заболочены, никаких стоянок
нет. В месте, обозначенном на карте как порог, торчат камни и
немного течет. Местные жители легко ходят это как вниз, так и
вверх, не выключая мотора. В последнем расширении на уступе
высокого левого берега - стоянка. Но место - только под одну
палатку. Комары помогают мне загнать народ обратно в байды.
    Последняя протока (совсем неочевидная!) - и мы впадаем в
Заячье озеро. Стоянка на огромной скале, присмотренная мной по
карте заранее, очень красива, но - увы - уже занята... С полчаса
ищем что-то более-менее пристойное. Снова используем радиосвязь.
Находим место на острове. Сухо, красиво, высоко, есть дрова, стол,
скамьи. Для привлечения хорошей погоды над столом вешается тент.
Завтра дневка...



        --------------------------------

    Мерзкая погода - солнечно и тепло. Народ развлекается
по-разному: мы с Зоей дежурим, Соловей распутывает выловленную
сетку, Модест заперся в палатке и читает. Володя подвергает свою
байду изощренным пыткам, в надежде, что она перестанет течь:
подвешивает ее на веревках между деревьев, подпаливает ее сухим
спиртом, натирает клеем. Но все тщетно: если взглянуть изнутри,
видно множество мелких дырочек - ТЭЗовая шкура просто сыплется от
старости.
    Вечером мы с Зоей берем байду и гуляем. Находим в другой части
острова свежесрубленную избу, затем плывем на соседний остров.
Связываемся с "базой" - для наших станций 1.5 км леса уже предел.
На обратном пути подбираем Володю, прочесывающего спиннингом
прибрежную воду. Щука ~700г и пара окуней.


        28 июля. Озера Заячье, Овечье, Пулома, Энгозеро
        -----------------------------------------------

    По-прежнему плохая погода, даже жарко. Плывем через лабиринт
проливов, озер, островов. Ориентироваться довольно трудно - карта
не дает представления о местности. Выход из Овечьего озера совсем
неочевиден - выходной перекат закрыт маленьким островком. Даже со
100 метров кажется, что плывем в тупиковый залив, а потом
неожиданно обнаруживается протока с течением и камешками.
    Много стоящих и плывущих групп - турье сюда добирается как из
Энгозера, так и сверху - нашим путем. Но стоянок много - и на
берегу, и на островах. В Пуломе вылезаем на скалистый берег и
тратим фотопленку.
    Проход в Нижнюю Пулому отмечен очередным перекатом довольно
любопытной конструкции: широко и мелко. После еще одного переката
попадаем в небольшое расширение. У правого топкого берега стоит
моторка - местные из Энгозера собирают морошку. Напротив -
стоянка, довольно приличная, но засиженная. Купаемся и устраиваем
перекус для себя и для мошки.
    Сама речка Пулома неинтересная: берега топкие, течения нет.
Перед выходом в Энгозеро наблюдаем тригу "86". Не полезем - мы там
уже были в прошлом году.
    Энгозеро встречает небольшим ветром. Плывем напрямик в дырку
южнее Елмангского острова. Стоянка. Да, на этот раз мы нашли нечто
весьма неплохое! Огромный валун, уходящий в мелкий заливчик, вид
на закат, закрытость от ветра и отсутствие комаров. Отличное
купание, желающие загорают.



        --------------------------------

    Снова возвращаемся в населенку: сперва на горизонте появляется
радирелейная мачта Энгозера, а после мыса видны дома и лесосклад.
Погода начала портится: ветер в морду, иногда пытается идти дождь.
Встречные группы удивляются: "чего это они возвращаются?"
    Заходим в Энгозеро. Нужно, во-первых узнать, как ходит
транспорт из Калгалакши и Гридино, и во-вторых, чего-нибудь купить
съестного. Мужская часть опять мечтает о пиве. Как оказалось,
напрасно, хотя и были во всех трех магазинах... Правда, хлеб и чай
мы все же купили. Из Калгалакши машина ходит трижды в неделю (пн,
ср, сб) утром, из Гридино - тогда же. В Энгозере они около 11, и
где-то в час дня едут назад.
    Пока ходили, погода улучшилась. Возвращаемся на берег и
перекусываем. До начала Калги - километра два на юго-запад, за
первый мыс. Если хорошей карты нет, лучше идти вдоль берега, т.к.
проскочить пролив легко.
    Довольно узкий и сильно извилистый залив, кое-где заметно
спокойное течение. На последнем повороте - неожиданный перекат
почти в болоте. Все по очереди садятся на разные камни. В конце
последнего плеса видны мелкие болотистые островки. Но не
обольщайтесь, течение за ними уже отнюдь не спокойное! Виден
первый порог, который пересекает разрушенный мост. Сразу за
порогом - озеро Песчаное. Чалимся справа, в болотистом рукаве и
идем смотреть. Порог был бы вполне проходим, если бы не бревна,
лежащие поперек. Теоретически на байде можно проскочить, если
вжаться в деку, но рисковать не хочется. Мешающее бревно можно,
конечно, спилить, но мостом явно пользуются местные.
    Первую байду (володину) несем, остальные спускаем на веревке.
Тут же бродит другая группа (москвичи, 5 тайменей) и смотрит на
нас - они уже обнеслись и думают, где бы встать. Собственно, на
Песчаном озере (как и на других озерах на Калге) стоянок очень
немного. Я об этом знаю (ходил в 1991 году), а москвичи - нет.
Поэтому они уплывают искать удачи к выходу из озера, а мы решаем:
стоять ли прямо здесь (мало места и довольно загажено) или
поискать чего-нибудь еще. Я помню, что есть стоянка перед выходом
справа, но туда уже ушли москвичи. С юга надвигается большая и
очень дождливая туча, так что времени на решение у нас немного.
Расплываемся в разные стороны и ругаемся по радио. Наконец Птицы
находят что-то в западной части озера. Быстро ставимся (в первую
очередь, конечно, тент - для отпугивания небесной влаги), но не
успеваем. Все-таки потекло...



        -----------------------------------

    Ветрено и солнечно. Пока прохладно, но сегодня мы согреемся:
хотя километров будет немного, но пороги приличные. Кстати,
входной порог очень неплохо слышен - даже громче поездов.
    У выхода из озера справа видим вчерашнюю московскую группу.
Подплываем. Группа довольно пестрая: женщины, дети, пара мощных
бородатых мужиков. Один из них - адмирал - негромко разговаривает
со мной. Собственно, он в легкой панике: мы вчера его немного
напугали как снаряжением, так и разговорами. Кроме того, он,
наверное, дошел до следующего порога по берегу. Байды у них
совершенно неподготовленные: без фартуков, некоторые непроклеенные,
а на одной сгнила дека. Крутовато им будет по такой воде...
Идут они только по карте - никакой лоции нет. Дарю ему свое
описание (я его помню почти наизусть), взамен получаю цветную
карту (мы пользовались фотокопией). Больше мы их не видели...
    Сразу же за поворотом - пара простеньких перекатов, но по
высокой воде они уже доставляют удовольствие. Сразу за вторым
перекатом - поворот, справа впадает ручей, а дальше река делится
на несколько проток, в которых немного течет и журчит. Но я то
знаю, что это не просто перекат! Вообще, пороги Калги довольно
коварны: сначала - простенький перекат между островов; а когда
выскочишь из-за острова, понимаешь, что приставать уже поздно...
    Короче говоря, просмотр справа. Приставать можно в районе
ручья, хотя там и грязно. Порог интересный, III, длиной метров
100. На карте он показан непосредственно перед автомостом - он и
заканчивается прямо под ним. В начале остров и еще пара узких
проток слева. В середине - неприятная каменная гряда с наваленными
бревнами и прижимом к ним. Если вы еще не кильнулись, то вас ждет
прижим к центральной опоре моста. В 1991 г. мы этот порог
обносили, а сейчас все горят желанием пройти. Нужно только решить,
как правильно зайти...
    В результате каждый идет своим путем: Птицы идут слева от
острова, благополучно минуют прижимы и радостно вплывают под мост.
Володя хочет пройти так же, но путает сосны и протоки и идет
совсем справа. Я с Модестом уже собираемся их ловить, но они тоже
проходят нормально. Я же решаю зайти через узкую левую протоку,
выводящую в конец острова. Протока узкая и достаточно глубокая. Мы
тоже проходим успешно, только перед мостом вал закрывает Зою по
плечи.
    Ниже порога Володя пытается покидать спиннинг, но это ему не
удается ввиду отсутствия. Видимо, снасть сорвало в пороге - первая
жертва духам реки.
    Ниже течение быстрое, но камней нет. Перед ж/д мостом -
бревна, застрявшие на старых сваях, и проволока. Под мостом тоже
торчат сваи.
    После моста Калга расходится по широкой пойме несколькими
протоками. Все протоки довольно глубокие и с хорошим течением,
на поворотах и развилках - прижимы к травянистому берегу. Желающие
могут киляться. Некоторые протоки заканчиваются песчаными
отмелями, поросшими реденькой травкой. Развлекаемся тем, что идем
по разным протокам и высматриваем друг друга в этом лабиринте. На
одном из плесов - целое поле белых лилий, неожиданных в Карелии.
    А дальше опять перекат, плавно переходящий в трешный порог.
Перед порогом на берегу обедает группа - это на Калге уже вторая.
Этот порог, как и 5 лет назад, мы пошли сходу, но лучше так не
делать: есть пара неочевидных мест, а в конце - каменистый остров.
Струя бьет точненько в его середину, основной проход справа. Один
раз мы пытались перевернуться, но безуспешно - мне удалось
открениться. В результате мы попали слева от острова, где
капитально сели и оставшуюся часть порога шли кормой вперед.
Ребята прошли более удачно, но несколько дырок все равно схватили.
В случае чего можно встать после порога на правом берегу.
    Перекат - осложнен ожиданием следующего порога.
    Метров через 500 - следующий порог (~100 м), начинающийся
опять с переката между островов. В него также лучше не пролетать,
хоть он по высокой воде и II. Смотрится и идется он слева.
    До протоки из маленького озерка слева все чисто. Над стрелкой
или над следующим порогом есть стоянки. На одной из них -
очередная группа - первая встреченная с нормальной экипировкой.
    На повороте - очередной порог, в виде исключения, без входного
переката. Если вы - самоубийца или чрезмерно круты,
можете идти правой протокой. Но лучше этого не делать, т.к.
доставать ваше тело, застрявшее под бревнами, будет трудно. Лучше
идите слева - там тоже приятно: прижим к "ежу" из бревен,
застрявших в камнях. А еще лучше сначала посмотреть с левого
берега, т.к. это явно III, хотя бы из-за мощности слива. Этот, как
и оба предыдущих порога, на карте никак не обозначены.
    Последний перед Поригозером порог на карте помечен, но в
высокую воду не очень интересен: все бочки "смыло". Остались лишь
несколько высоких пирамидальных валов. Самый большой очень неплохо
умывает Зою. II+, осмотр слева, проход под левым берегом.
    Разогнавшись на пороге, впадаем в Поригозеро. Озеро
сравнительно большое и сильно изрезанное, но некрасивое из-за
многочисленных топляков у берегов: течение и расход воды делают
свое дело. Стоянок немного: одна на круглом острове против выхода,
другая - на северном берегу у выхода. Есть еще одна менее приятная
в западном плесе.
    Становимся на острове. Здесь все хорошо, кроме отсутствия
дров: все, что можно было спилить, уже спилено. Осталось две
здоровенные сушины в обхват, но они стоят на берегу и неминуемо
упадут в воду. Топим пеньками - они смолистые и дают черный дым
отличной консистенции.
    На небе намечается очередной дождь, но дело ограничивается
только радугой. Из устья Калги последовательно выплывают обе
встреченные на реке группы. Одна (катамаран, КНБ и что-то еще)
идет сразу к выходу, вторая (вчетвером на одном "Таймене-3")
проходит рядом и становится у истока.
    Володя пытается ловить рыбу; рыбе везет больше, чем рыбаку.
Вернувшись, он сообщает, что озеро обитаемо: в глубине восточного
залива стоит изба, явно жилая. А в другой части озера поставлена
сетка.



        -----------------------------

    Тент не помог - ночью потекло. Мелкий противный дождик. Народ
сидит или по палаткам, или под тентом у костра. Злоупотребляющие
последним потихонечку превращаются в мулатов: пеньки в костре
делают свое дело. Тент из ПХВ пленки постепенно теряет
прозрачность.
    Ремонтируем снаряжение. Володя в очередной раз проклеивает
байду - результат не заметен. Сквозь дождь слышен шум моторки. Да,
озеро действительно обитаемо. Вот только как люди сюда притащили
большую лодку - непонятно.
    К вечеру дождь утих. Мы с Зоей плывем на берег в расчете найти
старую лесовозную дорогу и выйти по ней к триге 65 (по моей карте
это квадрат 92-52). Дорогу находим довольно быстро и выясняем, что
она сильно заросла. Осталась лишь узкая тропа да пара гатей через
болота. Мокрые кусты отдают нам свою влагу. Триги мы так и не
нашли - видимо, развалилась от старости. Зато набрали маслят.
Радио из леса работает неважно: иногда слышно, иногда нет. На
обратном пути долго искали место, где оставили байдарку.
Оставшиеся на острове мучают нас рассказами о вкусных блинах. На
обратном пути находим еще одну группу, стоящую в западном заливе.
Семья из трех человек отдыхает и ловит рыбу. Они регулярно ездят
сюда уже несколько лет.
    Вечером приплывают наши соседи из группы N2. У них
запланирована встреча с кем-то на нашем острове, поэтому они и
спешат забить стояку на завтра. Треплемся о разных пустяках, пьем
чай с блинами и слушаем гитару.



        --------------------------------------

    Дождик продолжает накрапывать. Стараясь сохранить гермы
сухими, укладываемся в палатках.
    На выходе из Поргиозера - пара небольших порожков (первый на
карте отмечен) - оба идутся сходу. Слева на крутом высоком берегу
стоит давешняя группа с катамараном. Пожалуй, у них стояночка
получше нашей, хотя бы в смысле дров...
    Перед следующим небольшим озером (без названия, на карте имеет
форму судовой утки) - очередной простой перекат. После озера - еще
пара перекатов, а вот затем рекомендуется собраться. Порог
неприятный, внизу - камни в струе. Идти слева. Именно здесь мы 5
лет назад кракнули "Салют". Если вас постигла та же участь, или
вам просто захотелось пообедать, встать можно сразу после порога
на левом берегу.
    В паре сотен метров ниже - еще один порожек. Можно идти сходу
слева. Чуть ниже - еще один, тоже простой. Дальше до Пиртозера
чисто, Калга течет по болоту. Любопытен огромный валун, торчащий
на несколько метров над травой посреди болота.
    На Пиртозере можно стоять в двух местах: на острове либо на
гряде на южном берегу. Если не пугает соседство с действующей
дорогой в северо-восточном конце озера, то встать можно и напротив
гряды. Больше на озере ничего достойного внимания нет.
    На выходе из Пиртозера, сразу за грядой - перекат. Видимо,
мост в этом месте когда-то все же был, поскольку на одном из
островков валяется снесенный сруб.
    Маленькое озерцо, сразу за ним - пара перекатов. А дальше
нужно быть очень осторожным, чтобы не втянуться в длинный и
опасный порог (на карте его нет). С воды видны уклон и верхушки
стояков. Я хорошо помнил место причаливания по 1991 г (сразу после
поворота справа к лежащим на берегу бревнам) и проблем у нас не
возникло.
    Порог состоит из двух ступеней, разделенных большим круглым
омутом. Первая ступень - длинная (~400 м) и очень мощная шивера.
По высокой воде есть несколько струй. Трудный участок примерно
посередине, где струя наталкивается на выступ левого берега и
делает два резких поворота влево-вправо. Очень неприятен выход.
Там есть две альтернативы: либо уходить влево и неминуемо сесть на
камни, либо идти правее острова в узкую, но глубокую протоку с
сильным течением. Вход в протоку завален, ширина прохода - метра
полтора. В нескольких метрах ниже в струе моется береза, но от нее
уйти реально. И наконец на выходе протока делает резкий поворот
налево с прижимом к берегу. Мощность струи, бьющей в островок,
такова, что через 1-2 весны этот островок, скорее всего, смоет
вместе с куском правого берега.
    Решение о выборе того или иного варианта прохождения нужно
принять заранее, поскольку переходить справа налево можно лишь
метров за 80 до острова.
    Вторая ступень вытекает из омута под прямым углом вправо. Она
короткая, но тоже непростая, поскольку в середине стоит "жандарм",
очень похожий на лосевский, только поменьше. От лосевского он
отличается еще и тем, что струя несет прямо на него. Этот снос с
берега и воды незаметен. Ниже есть еще пара камней, о которые
можно ободрать каски.
    Берега обеих ступеней, кроме самого начала, высокие и
обрывистые, песчаные. Спуститься к воде реально, но веревка не
помешает. Страховать можно с воды в омуте и с правого берега ниже
середины первой ступени. Вообще, чтобы обработать такой порог "по
правилам" нужно минимум шестеро страхующих: трое "гранатометчиков"
на берегу, двое в омуте и один для координации.
    Обнос - по правому берегу (есть набитая тропа). В конце волока
на высоком берегу над второй ступенью есть стоянка.
    Я оцениваю эту штуковину в IV. По низкой воде первая ступень
проходима, видимо, лишь на каяке.
    Решаем идти. Первыми летят Птицы. Страховка ставится только с
берега, т.к. нести груженую байдарку в омут, а потом опять наверх
ну совсем не хочется. Как они верхнюю часть, я не видел, но внизу
они работали здорово. В конце первой ступени Птицы пошли налево и
капитально сели несколько раз. В омут они вплыли кормой вперед,
там развернулись, минуту передохнули и пошли во вторую ступень. К
"Жандарму" их притянуло, но не прижало.
    Володя с Мариной идут так же, как и Андрей с Модестом и точно
так же садится внизу слева. К "Жандарму" их почти прижало, но
удалось уйти. Уже совсем после порога, при заходе в суводь у
берега, они легли. Спасработы не потребовались, поскольку до
берега было метра два и почти без течения. Почин, так сказать,
состоялся...
    Посмотрев, как люди садились слева, я понимаю, что "Таймешек"
там просто не пройдет. Решаю протиснуться справа от острова через
протоку, хотя риск там и больше.
    Начало я не очень помню - помню, что там был некоторый слалом.
Середину мы тоже прошли, хотя работать там пришлось нехило. Ниже я
сразу увидел ориентир - сосну, и остров. В "дырку" попал, хотя
работать опять пришлось. От березы мы ушли очень легко, а дальше
мы не вписались - нос выбросило на берег и нас стало разворачивать
боком к прижиму. Подоспевший Володя нос спихнул и мы отлично
вплыли в омут кормой вперед. В омуте я перестоял, в результате
байда попала в левую часть струи, и нас понесло прямо на
"Жандарм". Оверкиля удалось избежать, но положение было уже
закритическое... Страховавшим Птицам показалось, что я просто
мягко оттолкнулся от "Жандарма" рукой, на деле же все было
несколько интереснее.
    Выводы: (1) этот порог явно не для "Тайменей" и (2) в омуте
полезно отдохнуть минут пять и собраться перед второй ступенью.
    До Первого Амбарного озера чисто. Сразу за выходом на камне
слева стоит группа на двух катамаранах. Больше на этом озере
стоять негде. По гряде между Первым и Вторым Амбарными озерами
проходит действующая дорога. На карте ее нет. Мост низкий, но на
байде проходимый. Жалеем катамаранщиков - это для них обнос.
    Второе Амбарное озеро - стоянок нет! Я помню, что в следующих
озерах стоянок тоже нет, а ближайшая есть за выходной шиверой, но
идти сегодня еще и ее уже не хочется. Находим сухой берег на
северном берегу восточного залива. В общем, неплохо, даже грибы
есть. Проглянувшее солнце и 50 грамм реактива окончательно
улучшают впечатление.



        ----------------------------

    Повешенный накануне тент опять помог - солнечно. Солнце светит
неправильно - навстречу, все пороги будут сверкать... Сегодня нам
предстоит то, что на карте помечено как "лесенка" - километра 4
порогов почти без перерыва.
    Между Вторым и Третьим Амбарными озерами - перекат, протока в
Четвертое Амбарное - спокойная. В Четвертом озере углядываю
стоянку на южном берегу - странно, раньше я ее не видел.
    Поперек выхода из озера стоит сетка - уже знакомые нам
катамаранщики ловят рыбу. Причаливаем к правому берегу и идем
смотреть шиверу. Мдааа... Мерзость, даже по высокой воде - камни
натыканы беспорядочно. Хорошо, хоть течение несильное. Идем все
вместе. Пару раз садимся, но нефатально. В конце шиверы на правом
берегу - та самая стоянка. Точнее, их тут даже несколько. До
Калгозера будет еще лишь одна, да и та маленькая и неудобная.
    Через несколько сот метров (2 мин от шиверы) - завал и камешки
с течением. Обход слева, затем направо.
    Еще через 3 мин - порог. Кривая струя под левым берегом, в
конце - прижим к левому берегу и камни. II. Идем сходу.
    Серия из трех коротких порожков. II-II+ и довольно сильные
струи. Если видно до конца, можно идти сходу. Если не видно -
лучше глянуть, чтобы не проскочить в порог Голяновского. Один раз
экстренно чалимся прямо со струи, потому что мне показалось, что
уже дошли.
    Порог Голяновского - я его так называю по фамилии погибшего
здесь человека. Сам порог (относительно вчерашнего) несложный, но
довольно опасный, если в него влететь без просмотра. Длина -
метров 250-300, плиты, бочки, валы, ворота. III. Есть довольно
четкая струя; если держаться по ней, то вполне проходимо. В
середине на правом берегу - красивый памятник. Пока ходим,
смотрим, снимаем и страхуем, появляются катамараны. Да, для таких
монстров эта речка не очень интересна. Сидят на них человек 12, с
детьми и (sic!) в высоких и тяжелых болотных сапогах.
Потенциальные самоубийцы...
    Быстро садимся в байды и идем вниз - на Калгозере не так много
стоянок. Через ~1 км - завал, многолетний и непроходимый. Обнос (а
точнее, обволок) слева, метров 10 по песку и траве. У нас на это
уходит минут 10. Интересно, на сколько эта штучка задержит
катамараны? До Калгозера еще примерно полчаса. Калга медленно
течет в низких болотистых берегах.
    Калгозеро длинное, узкое и довольно красивое. Сразу идем в
восточный конец, где есть очень хорошая стоянка на высоком камне.
Собственно, вариантов практически нет, т.к. народу на Калгозере
стоит много и все другие стоянки заняты. Я насчитал 4 группы. К
счастью, примеченная стоянка свободна. Быстро ее занимаем и
выглядываем катамаранщиков. Они появляются лишь часа через два. В
трубу видно, как они тыкаются во все мало-мальски пригодные места.
Безрезультатно - здесь можно встать лишь метров в 200 от нас, все
остальное занято.
    После обеда идем гулять с Зоей и Модестом. Находим заброшенную
лесовозную дорогу и доходим по ней до южной протоки. Протока
мелкая и забита камнями - непроходима абсолютно. Впрочем, попасть
сюда водой можно, лишь превратившись в рыбу: сток из озера в эту
протоку завален капитально. Нет, мы сюда завтра не пойдем...



        ------------------------------

    Идем в северную протоку - она вполне проходимая. Первый
километр - чисто, затем простой перекат, потом опять чисто
довольно долго.
    Перед и после моста на старой лесовозной дороге (по которой мы
вчера ходили) - порог. Довольно мощная струя, сразу перед мостом -
прижим к левому берегу. Чалимся справа и идем смотреть. Все было
бы ничего, но мост частично обвалился и совсем над водой висит
полуметровая балка. Ее уже пытались пилить посередине, но
безуспешно. Собственно, вариантов два: или обноситься сразу, или
сначала попытаться балку отпилить. Нестись как-то совсем грустно,
поэтому Андрей идет за пилой. Балка подалась легче, чем мы думали:
Андрей даже не успел достать фотоаппарат, как вторая половинка
бревна поплыла вниз. После такой операции порог сложности не
представлял.
    До следующего порога - 5 минут хода. Посредине - неприятные
мелкие камни. По низкой воде можно сделать трюк и это место обойти
через узкую протоку справа (заход в нее лучше просмотреть). У нас
вода высокая, поэтому идем прямо и сходу.
    До следующего порога идти минут 15. Опять начинается система
проток и островов - как в начале Калги. Лабиринтъ... Расходимся по
разным протокам и подстерегаем друг друга из-за поворотов.
    Очередной порог, как обычно, начинается с переката, а потом
затягивает. Я вдруг соображаю, что не помню, как эта штуковина
устроена дальше после поворота. То есть помню, что ничего особенно
жуткого не должно быть, но камушки и пенка впереди какие-то на вид
неприятные... Аварийно чалимся к левому берегу прямо в пороге, при
этом выскакиваем боком на каменную гряду. Ни туда, ни сюда...
Короче говоря, приходится вылезать. А порог-то простенький (~II):
всякие прочие байдарки идут по струе слева и проходят нормально.
Посмотрев, мы тоже идем также, и с тем же результатом.
    Следующий порог - длинная прямая струя разгоняется и бьет в
кучу камней внизу. По низкой и средней воде обход слева (идти под
левый берег под косую березу). Мы по высокой воде идем прямо и
перепрыгиваем через камни - несколько бочек и стояков.
    Мощный короткий порог с хорошим уклоном и почти чистым сливом.
"Почти" - потому что в струе по центру сидит мощный обливник,
точно вписывающийся в цепочку валов. Я про него помню, вижу бочку
за ним, но полагаю, что нам над ним воды хватит. Оказываюсь неправ
и очень хорошо чувствую это пятой точкой. Пожалуй, Зоя получает
большее удовольствие - от бочки и стояков. На левом берегу на
большом валуне - приличная стоянка, хорошо дополняющая порог.
Любителям покататься рекомендую взять на заметку - это
единственное место на Калге с таким сочетанием.
    Еще три "номерных" порожка. Не представляют ничего интересного
и сложного, идутся по струе. Второй из них имеет внизу островок,
который обходится слева.
    Дальше можно идти сразу до поперечной линии связи. Впрочем,
это совсем недалеко. После того, как вы посчитаете изоляторы на
столбе, чальтесь слева. Рекомендую делать это ДО поворота реки
налево - после можете не успеть. Это тот порог, который на карте
показан двумя засечками. Это верно, в нем действительно две
ступени.
    Первая очень неприятна: после левого поворота струя несет на
поперечную гряду камней и почти полностью о них разбивается.
Проходы в гряде не шире 1 м. Каякеры могут попытаться обойти гряду
справа, но на двойке (даже на жуковской) такой маневр практически
нереален. Если вы все-таки решили идти и миновали гряду,
постарайтесь не попасть на обливники посередке: самосплав
удовольствия вам не доставит. Конец первой ступени отмечают пара
здоровых валунов слева, с них удобно фотографировать спасработы.
Между ступенями на правом берегу есть стоянка, оттуда идет тропа в
Калгалакшу.
    Вторая ступень представляет из себя длинную (~400 м) шиверу,
не лишенную, однако, намеков на струю. Страховать можно в конце с
левого берега - все, что выплывает из порога, течение несет сюда.
Эту вторую ступень я оцениваю в III по высокой и III+ по средней
воде.
    Как это все идти? Да не знаю я! Чем дальше смотрю, тем меньше
мне хочется лезть в первую ступень. А тут еще местные рыбаки между
ступенями сетку поперек поставили - наверное, для улавливания
всего, что выпадет из байдарок...
    Первым идет... "Луч". Да, я забыл, впервые мы увидели их еще
на Калгозере - трое на одной байде. "Луч" как "Луч", только шкура
из совтранса, хотя я про этот аппарат раньше лишь слышал. Короче
говоря, когда мы к этому порогу подплыли, они ходили по берегу и
смотрели. Самый бородатый из них сел на корму один и с нашей
страховкой отлично все прошел.
    Посмотрев на "Луч", Володя, Андрей и Модест решили идти.
Сперва идут Птицы. Вылетают на камень, разворачиваются боком и
крепко садятся на гряду. Водичка, приятно журча, переливается
через Модеста, но юбки пока держат. Вдвоем с Володей стаскиваем их
с камней и направляем на путь истинный. Слегка потрепанные, они
уходят в улово за "страховочные" валуны.
    Володя с Мариной идут в обход гряды, но теряют ориентацию и
вылетают на большой обливник посередке. Их разворачивает, медленно
кладет и начинает ломать. Вниз плывут весло и володина каска.
Спасработы проводим быстро: я вытаскиваю Марину, Володя стягивает
байду и его потом ловит Модест, Андрей догоняет уплывшее, а
растерянная Зоя стоит на камне и - увы - все это не фотографирует.
Кстати, если вы попадете в похожую ситуацию, учтите, что
"страховочные" валуны здорово подмыты, и под них можно уйти
целиком. Меня оттуда вытаскивают на спасконце.
    Володина байда отделалась сравнительно легко: сломаны только
две трубы кильсона - его мы усиливаем запасным веслом, - остальное
лишь погнуто. Ну и десятка полтора дырок в шкуре. На ремонт уходит
часа три, хотя Володя и предлагал бросить все это нафиг и идти в
Калгалакшу пешком. За это время рыбаки несколько раз выходят на
берег и проверяют сеть, но впустую - больше никто не проплывает. Я
своего таймешка с помощью Модеста провожу у берега: полторы аварии
- этого на сегодня достаточно.
    Вторую ступень Птицы идут нормально. Володя киляется в самом
начале при выходе из улова - перекренил. Опять спасработы, но без
пострадавших. Зоя остаток порога идти отказывается, на Таймешке
идем я и Модест. Добрый старый Таймень давит все, что встречается:
струи, валы, бочки... Без проблем доходим до низа и делаем ручкой
этому неприветливому порогу. Я так до сих пор и не понимаю,
проходима ли первая ступень на чем-нибудь, кроме каяка...
    Через 1 км. видна ЛЭП 10 кВ, идущая вдоль дороги
Калгалакша-Энгозеро. Можно пристать и лицезреть свежие следы
машин. Перед мостом на повороте - порожек (ничего интересного).
Мост лучше идти в правую протоку (их там две) и левый пролет.
Течение не очень быстрое и сложностей нет. Дальше - ровная вода,
опять острова и лабиринт проток. На левом берегу - приличная
стоянка; занята москвичами. Немного болтаем с ними - они имели
оверкиль под провалившимся мостом. Сообщают расписание машины из
Калгалакши - мы его уже знаем. Я между тем думаю, где бы нам
встать до Калгалакши - в море выйти сегодня мы уже не успеем. Хотя
сколько сейчас времени - не знает никто: Володя свои часы размочил
еще до Энгозера, а теперь при спасработах обнулились и мои. Больше
часов в группе нет. По солнышку и методом экспертных оценок
решаем, что сейчас 20:30. Отныне время будет условно-бортовое.
    Вплываем в большой и очень мелкий плес. Впереди, за мысом
видны крыши Калгалакши. Долго плаваем по тростнику и ищем стоянку.
Наконец что-то находим слева. Местечко не очень, но другого здесь
просто нет. Долго ищем, куда приткнуть третью (то есть мою)
палатку - снова оказались где-то на выселках. Завтра предстоит
сделать окончательное решение, куда идти дальше: погулять по морю
и вернуться в Калгалакшу, идти в Гридино или рискнуть и
отправиться морем в Кузему. А сейчас - на горшок и в мешок:
последний порог нас здорово вымотал.



        ----------------------------------------------

    Настроение у всех какое-то дневочное: идти никуда не хочется,
ничего делать - тоже. Тем более, здесь есть немного уже почти
спелой черники.
    Днем пошли в Калгалакшу - до нее можно дойти пешком, если
перебраться вброд через мелкий порожек. На переправе я попытался
закинуть кроссовки на другой берег, но не добросил - пришлось
быстро скакать по камням и догонять их. Лесная тропинка примерно
через 1 км. выводит на восточный край деревни. В деревне - тихо,
редкий народ ходит по дощатому помосту, заменяющему улицу. Слева в
сотне метров - море. Посередине деревни - мост через один из
стоков Калги. Под мостом очень мелко и много камней. Сюда легко
доплыть из нашего болота, пройдя небольшой порожек. У правления
колхоза стоит вахтовка на базе "Урала" - она и ходит на станцию.
Зашли в радиостанцию и узнали, что машина ходит, как мы и
рассчитывали (пн, ср, сб), но сесть на нее с рюкзаками может быть
проблематично: вчера кто-то уже не уехал.
    Итак, до ближайшей машины у нас еще 2 полных дня. До Куземы
идти - минимум 3 дня, это если повезет с погодой (прогноз
хороший). Правда, есть возможность добраться до Куземы на моторке
- местные предлагают сами, да так, что мы с трудом от них
отделываемся. Решаю не рисковать и идти в Гридино: туда за 2.5 дня
добраться реально, а если мы не успеем, есть резерв - суббота.
Выход назначен на 8 вечера - максимум прилива в ~9 часов, а всякие
морские пороги нужно идти только в высокую воду.
    Перед выходом Зоя пытается искупаться. Долго с ней плаваем на
байде по плесу и пытаемся в этой луже найти место, где не было бы
водорослей, и ноги не касались дна. Тщетно - максимальная глубина
здесь - лишь по плечи! Но Зоя все равно купается. Я ей компанию не
составил, а искупался у берега в одежде, когда вылезал из байды.
    Вышли мы, конечно, позже 20:00. Порожек (Коровий), через
который мы шли днем пешком, идем и сейчас пешком тоже. Володя
пытается, подпрыгивая на весле, проплыть хотя бы часть, но этого
ему не удается. Нижний плес весь зарос тростником и прочей травой.
Плыть приходится в лабиринте мелких островов и камней. Вообще, на
карте этот кусок показан совсем неправильно: ориентироваться
практически невозможно. Чтобы доплыть до Коровьего, пришлось
продираться через стену тростника и хвоща. Я попытался нарисовать
схему, как там плыть. Наверное, допустил много ошибок (рисовал по
памяти); если кто-нибудь меня поправит - будет хорошо.
    Слева на невысоком скалистом берегу видим роскошную стоянку. Эх,
вчера не доплыли до нее совсем чуть-чуть!
    Еще один мелкий порожек, и мы попадаем в море. Точнее, это то,
что называется Лисьим озером, но вода здесь уже вполне соленая.
Лисий порог можно только угадать - он весь затоплен. Плывем вдоль
правого берега, провожаемые закатом. И здесь тоже есть хорошие
стоянки. Коллеги! Если вы не собираетесь заканчивать в Калгалакше,
выходите в море - совсем другие ощущения!
    Сворачиваем в нужный нам залив. Хмм... Странно, это явно тупик
- мелко, везде каменистый берег. Никаких следов порога! Плывем
все-таки вглубь - не может же карта (и люди!) врать до такой
степени!
    Доплыли. Дааа... Такого я еще не видел... Среди россыпи сухих
камней прямо уходит узенький (~1 метра) канал, явно искусственного
происхождения. Можно только проводится - глубина сантиметров 20.
Через полтораста метров попадаем в маленькое озеро. Из него -
такой же канал, немного поглубже и пошире - можно плыть,
отталкиваясь веслами от камней.
    Озеро Большая Яголомба. Острова, камни, скалы, оранжевый
закат, тихая погода - очень красиво. Между прочем, вода пресная.
Полно мест для стоянки. Жалко, что мы не можем здесь устроить
дневку!
    Два промежуточных прохода на северо-восток непроходимы. Идем в
сторону избы. Изба в довольно плачевном состоянии, но внутри есть
печка и полати. С трудом выгоняю народ и себя из тепла. Если бы
знать, что нас ждет в Гридино, никуда бы сегодня дальше не пошли!
    Порог Рякко имеет тот же вид, что и предыдущие три: канал
среди камней. Довольно глубоко, байды проходят свободно.
    Плывем в узком, почти прямом проливе. Левый берег скалистый.
Морской порог определяется лишь по косвенным признакам - изгибу
берега и нескольким торчащим камням. А вот сквозь порог Яичный
приходится в буквальном смысле пролезать: беспорядочно стоящие
камни и никакого фарватера нет. Вдобавок, уже начался отлив, и
водица сквозь камни заметно течет. "Таймешек" проходит с трудом.
    Все! Теперь мы уже точно в море! Острова, камни, мели и прочая
шхерность. Вдали видны маленькие кусочки горизонта.
    Темнеет, упиливших вперед ребят я вижу с трудом. Нужно где-то
вставать - норму на сегодня мы уже выполнили. Стоять можно почти
где угодно, но лучше найти место с минимальной приливной зоной.
Высаживаемся справа на полуострове причудливой формы, не дойдя
километра до триги "7". Всем хочется спать, поэтому вечерняя
программа сегодня сильно сокращена.



        ---------------------------

    Ночью задул ветер. Палатка спрятана в яме, но деревья сильно
шумят, и я думаю: что нам делать утром? Если такой ветер
продержится днем, то о выходе из шхер и думать нечего. Придется
разворачиваться и идти по своим следам в Калгалакшу.
    Утро встретило холодом, коротким дождиком (видимо, просто
конденсация из остывшего воздуха) и не стихшим за ночь
норд-норд-истом. За завтраком решаем пока погулять по суше, а
потом видно будет. Отправляемся вдоль берега по направлению к
триге, верхушка которой периодически видна из-за деревьев. Беда в
том, что она не видна вблизи, а выдержать азимут на местности,
состоящей из здоровенных плит довольно трудно. Продвижение вперед
также осложняется черничными полянами. Народ разбрелся и потерял
друг друга из виду. Мы с с Зоей дважды обошли вокруг полувысохшего
болотца, набрали грибов, но зато потеряли карту. Мою, рабочую.
Коллеги, если найдете - верните, я по ней ходил уже трижды! Теперь
у нас на всех осталась лишь ксерокопия Андрея; Володя свою
размочил еще в Энгозере.
    Вот и трига. Не очень высокая, но крепкая и стоит удачно - вид
сверху хороший. Видим море (130° горизонта), буруны на камнях,
избу на соседнем острове, тригу на мысу, куда нам нужно идти,
залив причудливой формы в нашем полуострове. На востоке километрах
в 15 наблюдается какой-то неопознанный маяк. Атмосфера удивительно
чистая - в трубу видна полоса облаков над Терским берегом. Это уже
Кольский, до него километров 70.
    Спускаемся - внизу намного теплее и солнечнее. Устраиваем
военный совет и решаем попробовать пойти вперед после обеда.
Ветер, вроде бы, стихает.
    Возвращаемся в лагерь и обнаруживаем, что устроили лесной
пожар. Видимо, ветер раздул угли в костре, а вдрызг мокрый утром
ягель на солнышке высох и загорелся. Огонь отошел метра на два и,
на наше счастье, сдох сам. Пострадали: пластиковая миска, мешок с
крупой, полупустая бутылка с пресной водой и флисовая куртка
Андрея.
    Не торопясь обедаем, собираемся (очень не торопясь). Ветер
выдохся окончательно. Я прикручиваю к "Тайменю" руль, вызывая
зависть у других байдарок. Выходим на закате, около 20:30 по
бортовому. Сразу начинается зыбь, заметно меня укачивающая.
    У Кабацких луд на берегу - целый поселок бараков - временный
лагерь рыбаков. Заброшенный. Вообще, следов пребывания человека на
побережье достаточно, но все эти избы, триги, реперы не уродуют
пейзаж, а придают ему грустно-романтическое настроение.
Высаживаемся на мысу Гордней. У самой воды - двухметровый скальный
обрыв, обточенный волнами. Сразу за ним - плоское как стол плато,
поросшее мхом и чахлыми кустиками. Трига находится в рабочем
состоянии, но лестницы наверх нет, а трап на одной из опор
заметно подгнил. Здесь пригодилась бы веревка, но развязывать
володину байду никому не хочется. Лезем так. Трига как трига, вид
как вид: море, острова, закатное солнце.
    Плывем через мели у мыса Толстик. Правильно рассчитали - вода
высокая, и камни закрыты. Все равно садимся по несколько раз. На
одном из островов - избы, лают собаки. Через полчаса проплываем
мимо Сосновцов. Это метеостанция - видны дом, антенны, причал. При
нас подплыла моторка. Вылезаем на какой-то совершенно голый остров
- ни одного деревца. Народ мерзнет и кушает финики. У меня - своя
задача: видимость портится, нужно взять азимут и как следует
прицелится. Володя предлагает набрать плавника, соорудить нодью и
встретить рассвет здесь. Но нам до финиша идти всего километра 4,
и, если здесь дунет, будет совсем грустно. Спускаемся вниз и
волочем байды обратно к ушедшей воде.
    Минут через 40 подходим к цели. Очень удачно: пологий песчаный
берег, ровные мягкие места под палатки. О нодье никто уже и не
думает - лишь бы поставиться, забраться, застегнуться и уснуть.
Даже байды до конца разгружать не стали. Гридино видно
невооруженным взглядом - до него не больше километра. Вероятно,
можно дойти даже посуху, утром разведаем.



    -------------------------

    Утром завтракаем (дров для костра маловато) и разбредаемся по
суше. Володя, правда, остается верен своей рыболовной привычке и
тралит воду спиннингом. Погода отличная, солнечно, ветра почти
нет. Забираемся с Зоей наверх и обнаруживаем, что мы на острове.
Судя по остаткам карты, это Лесоватая Луда. На макушке острова
торчит невысокая трига, с которой виден весь гридинский залив.
Пейзаж некрасивый, берег напротив весь выгорел - торчат сухие
стволы. Наш остров намного приятнее.
    Спускаемся к проливу, отделяющему от материка. Пролив - узкий
и мелкий, в низкую воду можно перейти вброд. Нам раздеваться не
хочется, поэтому мы вызываем по радио Володю на байде. Берег с той
стороны тоже каменный, точнее, скалистый. Вся деревня стоит на
этой скале, уходящей ступенями в море. Залезаем на вершину, здесь
ровно, а вот сбросы слева и справа обрадовали бы любого скалолаза.
Под ногами - улица, дома, колодец. Кое-как спускаемся вниз и
узнаем, что машина пойдет завтра в 9 от гаража, магазин сегодня не
работает, а местное время отличается от бортового на 12 минут.
Возвращаемся, еще раз насладившись видом сверху. Пролив обмелел
настолько, что вода доходит чуть выше колен.
    Как нам лучше всего оказаться завтра утром у гаража? Пристать
можно к любому причалу внизу, но собираться там на виду у всех и
переть тяжелые байды вверх по шатким мосткам как-то не прельщает.
Решаем собраться здесь, переправиться на володиной байде на
материк, переночевать где-нибудь на скале и выйти к гаражу пешком,
благо дорога уже известна.
    Пока сохнем, обедаем (или ужинаем?), укладываемся, уже
темнеет. Челнок в исполнении Володи получается не очень быстрым и
каким-то ненадежным в смысле остойчивости. Очень не хочется
утопить байды в Белом море в штиль, да еще в сложенном виде! Но
все кончается благополучно. Володя разбирает байду и оставляет
шкуру на берегу "на память". ТЭЗа совсем растрескалась...
    500 метров по скале при свете зеленой зари и редких звезд.
Грустный временный лагерь. Куча рюкзаков, укрытая тентом под
скрученной ветром северной сосной. Фотография бледного северного
неба с взошедшей Венерой. Андрей, насмотря на комаров,
укладывается снаружи и собирается хотя бы раз за поход встретить
рассвет. Жаль, что все так быстро закончилось...

    Как же я был неправ!



        ----------------------------------------------------

    Подъем в полшестого утра (при том, что легли в два). Все
вялые и сонные. Мерзнем. Ничего, сейчас согреемся...
    Две ходки по скалам. "Таймень" за плечам норовит своротить
своего носильщика в пропасть. Припасенную тележку здесь можно
использовать лишь в качестве скальной закладки.
    К 8:30 и люди, и рюкзаки собираются у гаража. Около 9:00
появляются несколько местных. Ждем. Ждем. Снова ждем. Около 9:30
появляется женщина и сообщает, что рейса утром не будет: шофер на
единственной заведшейся машине ночью повез больного на станцию и
еще не вернулся. Местные расходятся и через некоторое время
уезжают на "жигулях". Мы отходим за гараж, варим завтрак и снова
ждем. Кое-кто ждет лежа с закрытыми глазами.
    По звуку - едет машина. Грузовик. У самой деревни она въезжает
во что-то большое и твердое и глохнет на несколько минут. Затем
заводится и с трудом заезжает во двор. Пожалуй, водила сегодня не
в форме... Шансы уехать сегодня падают.
    Ждем. Сидим, лежим, идем в магазин (из съедобных для туриста
предметов там только макароны и конфеты), обходим закрытую почту,
смотрим на церковь, заходим в правление колхоза. Там подтверждают
нулевые шансы уехать колхозной машиной, т.к. норма бензина на
сегодня уже сожжена. И вообще, неизвестно, удастся ли уехать и в
субботу - "колун" барахлит, а в самосвал все не влезут. Из
самодвижущихся средств в колхозе имеется еще лишь
трактор-трелевочник.
    Выехать попутной машиной отсюда также нелегко: сумасшедших
ехать 55 км. по разбитой дороге за рыбой очень мало. Единственный,
кто нас может взять, хочет 60 тыс. с человека и 20 тыс. за рюкзак.
Делаем ему ручкой: при таких расценках из Энгозера в Питер нам
придется идти пешком.
    Вариант с перемещением в Чупу морем на зашедшим за горючим
рыболовном боте тоже как-то не прельщает: в Чупу придем, в лучшем
случае, в субботу. И собраться нужно очень быстро, а у нас уже
пол-лагеря стоит.
    В печали идем купаться в море. Находим спуск в залив, куда
впадает речка Гридина. Вода прохладная, прозрачная и соленая. На
скале можно загорать - ветер сдувает мошку. День теплый, даже
жаркий, в тени ~25°. Морской курорт.
    Лагерь в 200 м. от деревни на скале в лесочке. Красиво и
удобно: недалеко до колодца, близко от дороги, скрыто, а со скалы
обзор хороший. Сперва я выскакиваю на дорогу при любом машинном
шуме, но потом это надоедает и приходит апатия: ездят только 1-2
местных "жигуля".



        -----------------------------

    Полное расслабление и разложение. Ничего не хочется делать,
никуда не хочется ни идти, ни ехать. Все уже морально смирились с
тем, что нам отсюда не выбраться до субботы. А может быть, вообще
никогда.
    Шляемся по деревне. На улице - пусто. У гаража двое с похмелья
пытаются починить "колун". Пару раз он у них все-таки заводится.
Предлагают за "жидкость" вечером отвезти нас до развилки. "А
дальше? - Дальше не можем, бензина не хватит". Не верят, что у нас
никакого напитка нет. И, вообще, правы - адмиральский НЗ в виде
0.5 спирта лежит в рюкзаке.
    Заходим в правление колхоза. Там удивляются: "Вы же вчера
уехали!?". Предлагают позвонить в Калгалакшу и заказать машину
оттуда. По телефону (работает!) узнаю запрашиваемую сумму и быстро
прощаюсь. Блин, рыночная экономика... За такие деньги можно
вызвать вертолет.
    Володя решает закрыть грудью амбразуру и сходить пешком до
развилки на Калгалакшу (17 км). Может быть, удастся поймать
машину там - все-таки вероятность больше. А нет - подберем его
завтра. Может быть...
    Опять гуляем по деревне. Надежда умирает последней - где-то
был человек, у которого есть вахтовка. Мы с ним вчера
разговаривали - он не местный, и к предложению отвезти нас на
станцию отнесся без восторга. Предложил поговорить утром. Ребята
утром ходили, но его не нашли. А сейчас мы его встречаем на
берегу. Он очень удивляется, чего мы не пришли утром.
Договариваемся за 150 тыс, старт через 15 минут.
    Бегом в лагерь. На ходу связываюсь по радио с оставшимся там
Андреем, говорю чтобы снимался. Встречаем двух утренних
похмельщиков ("Ребята, давайте мы вас на тракторе отвезем...") - с
трудом от них отделываемся.
    Кидаем шмотки в рюкзаки как попало - получаются большие
бесформенные мешки, из которых торчат разноцветные предметы.
Отправляю Зою с Мариной на дорогу сторожить машину. Через 25 минут
от момента тревоги все лежит на обочине. Как мы в спешке ничего не
забыли - не понимаю.
    А машины все нет. Хватаю рацию и бегу наверх на скалу. Ага,
вон она внизу, заводится. Перехватил. Грузимся. Едем. Едем!!!
    Из кабины хорошо видны отпечатки володиных шиповок в дорожной
пыли. Последние 2 часа здесь никто не ездил. Володю догоняем только
через полчаса - здоров ходить.
    Водитель - начальник леспромхоза - живет в Кеми. Интересный
человек, болтаем с ним всю дорогу. Дорога, мягко говоря, в
неважном состоянии: трясет и болтает немилосердно. Как они тут на
"жигулях" ездят?
    2 часа - и мы на станции. Магазины, пиво, свежий хлеб.
Цивилизация! Даже поезд на Питер сегодня будет! На прощание
купаемся в озере за станцией. Как неожиданно все кончилось...



        -------------------------------------

    Маршрут, который мы прошли, состоит из трех частей: озерная
система, Калга и море.
    На озерах очень красиво. Это лучшая часть маршрута с
эстетической точки. Лучше было бы постоять где-нибудь пару дней.
Народу много, но места всем хватает.
    Калга - речка очень своеобразная. Мягкий грунт по берегам
податлив, и большой расход делает свое дело: река меняется очень
быстро. По всей реке полно подмытых, упавших, снесенных деревьев.
На порогах это может быть очень неприятным. Кстати, и пороги
нехарактерные для северной Карелии: падунов и плит нет, но шиверы
отменные. По средней воде техническая сложность большинства
порогов возрастет, по сравнению с высокой. Шансы навернуться тоже
достаточные. Особенно, если вспомнить, как начинаются большинство
порогов на Калге. Памятник на пороге перед Калгозером - тому
свидетельство. В качестве первой карельской речки не
рекомендуется.
    В низкую воду река в спортивном плане будет малоинтересна.
    Стоянок на реке мало, почти все я упомянул. Если народу будет
больше, то их перестанет хватать. Особенно это касается Калгозера.
Характер берегов таков, что найти хорошее новое место шансов
немного. Количество народу на речке за 5 лет (с 1991 г)
увеличилось на порядок...
    "Морская" погода нас побаловала: жара и почти полный штиль. За
четвертый мой морской маршрут такое впервые. В шторм кусок от
бухты Попова до Гридино мне идти бы не хотелось. Если погода
приличная, и у вас есть несколько дней в запасе - выйдете в шхеры
- не пожалеете. Только пресной воды с собой наберите.
    Не рассчитывайте особенно на отъезд из Гридино: колхозная
техника почти вся разбита, колхоз нищий, а попуток мало.
    В Калгалакше извоз туристов - дело привычное, сняться оттуда
проще, но и дороже. Можно сниматься и морем, через Кузему или
Чупу.
    Не показывайте местным спиртное: многие из них в таком
состоянии, что готовы ради "жидкости" на все. Не отстанут, пока не
убедятся, что выпили все, что было.
    Отдельный разговор о речке Гридине. Она явно проходима в
высокую воду. В крайнем случае, на порогах потребуется проводка.
Ау, ходил ли кто-нибудь по ней?
    Дороги. Всякая заброска через Ниженский (бывшая зона)
малореальна - лагерь заброшен и дорогой не пользуются уже лет 5.
Вообще, из Энгозера в сторону моря сейчас действует лишь дорога на
Калгалакшу с ответвлениями на Сигорецкие озера и Гридино. Этих
дорог (как и конца Калгалакшинской) на стандартной
карте-двухкилометровке нет. Дороги здорово разбиты: как люди ездят
там на "жигулях", я не понимаю.




               ====================================

    Категорийность для байдарок по высокой воде.
    Препятствия считаются от Энгозера.


    Выход из Энгозера: плыть вдоль левого (южного) берега и
оглядываться назад.

#1      Перекат на втором повороте залива после Энгозера.
        Ничего существенного, но неожиданно.

#2      Порог с остатками моста и бревнами над водой. Непроход
        или, если бревен нет, II+. Просмотр справа, здесь же
        стоянка.



#3      Перекат

#4      Перекат. До #5 - 200 м.

#5      100 м порог перед а/м мостом. III. Чалиться справа. Осмотр
        слева и справа, заход слева или справа. Прижим к
        центральной опоре моста

Автомобильный мост

#6      Завал на сваях перед ж/д мостом. Проволока. Под мостом
        тоже сваи. Осторожно идти справа

Железнодорожный мост

ЛЭП 220 кВ

#7      Порог. III. В середине плиты, внизу остров - обход справа.
        Осмотр слева.

#8      Перекат.

#9      Порог 100 м. II. Смотреть и идти слева.

#10     Порог 30 м. III. Две протоки: в правой - бревна поперек,
        непроход; В левой - камень в струе, затем прижим к
        острову. Осмотр слева.

#11     Порог 100 м. II+. Просмотр слева. Идти слева - 2 мощных
        обливника, бочки, валы.



#12     Порожек н/к

#13     Порожек н/к

Небольшое озеро

#14     Перекат

Небольшое озеро

#15     Перекат

#16     Перекат

#17     Порог II-. Мелко, много камней. Идти слева, лучше
        осмотреть. За порогом слева - стоянка. До #18 - 200 м.

#18     Порог II-. До #19 - 150 м.

#19     Порог н/к

Пиртозеро

#20     Перекат



#21     Перекат

#22     Перекат

#23     Порог. Две ступени (400+40 м), разделенные круглым омутом.
        III+ - IV. Первая ступень: длинная мощная шивера,
        трудности в середине и конце, высокие обрывистые берега.
        Вторая ступень: струя несет на большой камень. Просмотр
        справа.



#24     Низкий автомобильный мост. Течение несильное.



#25     Перекат





#26     Шивера. Мелко, много камней, течение умеренное.
        До #27 200 м

Справа - остатки съезда на лед (зимник?)

#27     Завал у правого берега и камни в русле. Обход слева.
        До #28 300 м.

#28     Порожек. Кривая струя на правом повороте, внизу - прижим
        налево и камни. II

#29-31  Серия из трех порожков. Сильные струи, кое-где камни.
        II-II+. Не проскочить в #32!

#32     Порог Голяновского 250-300 м. III. Мощная струя между
        камней, внизу могут быть заломы. Осмотр справа

#33     Многолетний завал. Обнос по низкому берегу слева 10 м.


Выход из Калгозера - в левую (северную) протоку.

#34     Перекат

#35     Порог 200 м. II+ перед и после моста на заброшенной
        дороге. Прижим к опоре моста слева. Под мостом могут быть
        бревна. До #36 - 5 минут хода

#36     Порог II-II+. В средней части - неприятные камни, по
        низкой воде непроход, обход справа через канализацию.

#37     Порог II. По струе слева. Смотреть тоже слева.

#38     Порог 100 м, II+. Мощная прямая струя, внизу посередке
        камни. Обход слева.

#39     Мощный короткий (30-40 м) порог. III. Камень в струе -
        виден плохо. На левом берегу стоянка.

#40     Порожек н/к

#41     Порожек II-. Внизу - каменистый островок, обход слева.

#42     Порожек н/к

Линия связи поперек реки

#43     Двухступенчатый порог (100+400 м). Первая ступень на
        байдарке почти непроходима: две гряды "в замок" и камни
        посередине. Между ступенями - 20-30 м. сравнительно чистой
        воды. Вторая ступень - длинная мощная шивера, III. Осмотр
        слева. Между ступенями справа стоянка, 2.5 км. по тропе до
        Калгалакши.

#44     Порожек на повороте н/к



Далее смотри прилагаемую схему

#45     Порог 20 м. II-

#46     Порог под мостом - уже в Калгалакше. Мелко, много камней.
        Вход справа, выход слева.


                (C) 1996-97    И.А.Кузнецов
                    E-Mail  ivan@peipk.energo.ru
                    fidonet 2:5030/395.10



 From Alex.Korchmar@p100.f28.n5020.z2.fidonet.org
 Date: Fri, 20 Sep 96

Из того же Энгозера вытекает кроме Воньги достаточно интересная
река Калга.  Минусы - неудобный от'езд (или рыбацкой  посудиной
из  Калгалакши  -  если она в нужный момент болтается на рейде,
или по дороге - если ее достроили и по  ней  что-нибудь  ездит,
или  70  км  по Белому морю - на любителя.) и полное отсутствие
отчетов/описаний.

 From Alex.Tutubalin@f96.n5020.z2.fidonet.org

Доpогу  достpоили  и  по  ней ездят. Пpичем доpога хоpошая -- я
видел выезжающий с этой доpоги Audi (пpошлого  века)  и  мужики
сказали, что едут пpямо из Калгалакши.  Только вот коpоткая эта
Калга и (по pассказам) наpоду на ней в этом году было много.

Да,  в  Беломоpске  сей  год я встpетил наpод, возвpащающийся с
Сумы. По их pассказам, забpасывались они из Сегежи (машиной  до
канала,  пеpепpава и машиной до Хижозеpа). Они же говоpили, что
машину до Хижозеpа (и выше пpи  необходимости)  легко  найти  в
Сумпосаде.

 From Alex.Korchmar@p100.f28.n5020.z2.fidonet.org Sat Sep 21 20:02:28 1996

 Subject: Боярская-Калга-Белое море  ч.4

 IK> стояков. Я хорошо помнил место причаливания по 1991 г (сразу после
 IK> поворота справа к лежащим на берегу бревнам) и проблем у нас не
 IK> возникло.
 IK>     Порог состоит из двух ступеней, разделенных большим круглым
 IK> омутом. Первая ступень - длинная (~400 м) и очень мощная шивера.
 IK> По высокой воде есть несколько струй. Трудный участок примерно
 IK> посередине, где струя наталкивается на выступ левого берега и
 IK> делает два резких поворота влево-вправо. Очень неприятен выход.
[...]
 IK>     Вторая ступень вытекает из омута под прямым углом вправо. Она
 IK> короткая, но тоже непростая, поскольку в середине стоит жандарм,
 IK> очень похожий на лосевский, только поменьше. От лосевского он
 IK> отличается еще и тем, что струя несет прямо на него. Это снос с
 IK> берега и воды незаметен. Hиже есть еще пара камней, о которые
 IK> можно ободрать каски.
 IK>     Берега обеих ступеней, кроме самого начала, высокие и
 IK> обрывистые, песчаные. Спуститься к воде реально, но веревка не
 IK> помешает. Страховать можно с воды в омуте и с правого берега ниже
с воды - совершенно бесполезно. Смоет нафиг.

 IK> середины первой ступени. Вообще, чтобы обработать такой порог "по
 IK> правилам" нужно минимум шестеро страхующих: трое "гранатометчиков"
 IK> на берегу, двое в омуте и один для координации.
 IK>     Обнос - по правому берегу (есть набитая тропа). В конце волока
 IK> на высоком берегу над второй ступенью есть стоянка.
 IK>     Я оцениваю эту штуковину в IV. По низкой воде первая ступень
 IK> проходима, видимо, лишь на каяке.

хм.  Или оно за десяток лет сильно ухудшилось, или это не более
чем III. Первая (равно и вторая) ступень  заведомо  "проходима"
на   развернутом   "салюте-3"(есть  мнение,  что  любое  бревно
маневреннее  этого  монстра  :)  Как  раз  этот  порог  у  меня
фигурирует  в  куче  фотографий  и  в фильме (мы очень "удачно"
утопили там байду, соответственно, пока ее вытаскивали, у  меня
была  масса  свободного времени).  Hичего фатально сложного там
нет, о скорости течения говорит то, что в пресловутом омуте  мы
купались,  правда,  соблюдая  осторожность...  при  этом глупая
собака, пренебрегшая техникой безопасности, была смыта как  раз
в нижнюю ступень, и тоже не пострадала. Как и все сложные места
на Калге - технически ничего особенного  не  надо,  последствия
ошибок   -  чреваты.   Пожалуй,  действительно  один  из  самых
неприятных участков на этой реке (ну, если  не  воспользоваться
тропой  для  обноса :) но никак не IV. Может, там еще один шмат
берега отвалился?


Популярность: 28, Last-modified: Wed, 30 Apr 1997 20:03:31 GMT