<< > 

Общие сведения о районе и маршруте

Обзорная карта района (100 Kb)

Республика Тыва (в разное время называвшаяся Урянхайский край, Республика Танну-Тува, Тувинская Народная Республика, Тувинская АО и Тувинская АССР) расположена в центре азиатского континента, в котловине, ограниченной с запада, севера и востока хребтами Западного и Восточного Саяна. С юга она граничит с Монголией. Гидрографически Тыва относится к бассейну Енисея, а ее основные реки - Улуг-Хем (Енисей), два его истока Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей), и их притоки более высоких порядков.

Данный регион известен туристам достаточно давно; его интенсивное освоение пришлось на конец 50-х и 60-е годы ХХ в. н. э., что позволяет назвать его колыбелью советского массового туризма, особенно водного. В этот период были пройдены наиболее крупные реки района, большинство из которых характеризуется большим расходом, относительно невысоким средним уклоном, протяженными плесовыми участками и ограниченным количеством локальных препятствий или каскадов таких препятствий длиной до 10-15 км - тем, что принято считать традиционной плотовой рекой. Исключениями из общего правила являются лишь маловодные притоки, наиболее характерным примером которых можно считать Улуг-О. Не успевая разрабатывать свою долину с той же скоростью, что и значительно более крупные реки, в своем нижнем течении они образуют участки с большим локальным уклоном и обилием протяженных препятствий.

Большинство походов этого периода совершалось именно на плотах - сначала деревянных, а впоследствии камерных, появление которых сопровождалось бурными дискуссиями и достоинствах этих типов судов, технике сплава и средствах безопасности на них [1-4]. Как правило, они начинались из столицы республики г. Кызыла с заброской авиатранспортом в верховья какой-либо из крупных рек. Практиковались также маршруты с подходами на правые притоки р. Хамсары с севера, из бассейна р. Уды, или в обратном направлении с выходом из Тувы на реки северного склона Саян.

В последующие десятилетия, однако, популярность Тувы значительно снизилась в связи с многочисленными административными ограничениями, транспортными затруднениями, а в начале 90-х годов - в связи с конфликтами на уголовно-бытовой и национальной основе. Большинство маршрутов в этот период совершалось по сквозной схеме с востока на запад: из относительно более доступного бассейна р. Оки с переходом через Восточный Саян на истоки Енисея. (Типичным примером такого путешествия можно считать, в частности, [5].) Особого упоминания заслуживают путешествия с прохождением через Монголию и сплавом по р. Шишхид-Гол [6].

Путешествие имело своей целью ознакомление с районом и прохождение двух существенно различных рек: одной из типичных плотовых рек и, пожалуй, наиболее техничной реки Саян - Улуг-О. Кроме того, в его задачи входила оценка целесообразности сплава по рекам данного района на наиболее совершенном на сегодняшний день типе судов - цельнолитых полиэтиленовых каяках, определение возможности и отработка методов доставки каяков на маршрут, выработка рекомендаций по дальнейшему выбору маршрутов для данного класса судов с учетом их технических возможностей и транспортных ограничений.

В качестве первой реки рассматривались варианты Балыктыг-Хем - Каа-Хем (прежде этот маршрут являлся одним из наиболее традиционных и именовался просто Каа-Хемом, поскольку Балыктыг-Хем считался верхним течением Каа-Хема) и Кызыл-Хем - Каа-Хем. Сплав по этим рекам начинается от поселков Кунгуртук и Уш-Бельдыр, соответственно, причем если первый из них связан с цивилизацией хотя бы плохой и длинной дорогой, то во второй можно попасть исключительно по воздуху. Поскольку возможности осуществления местных подъездов были малопрогнозируемы, на этапе подготовки прорабатывались в равной степени оба эти варианта, а окончательный выбор группе предстояло сделать непосредственно в Кызыле в зависимости от складывающейся ситуации с транспортом. На случай чрезвычайно удачного проведения местной заброски и чрезмерно быстрого прохождения содержательной части маршрута не исключалась возможность прохождения обоих этих вариантов и р. Улуг-О в различной последовательности. (В соответствии с этим были, в частности, расфасованы и распределены продукты и другие расходуемые материалы.) Как показала практика, такое решение было вполне целесообразным. Более того, по прибытии в Кызыл обнаружилась также возможность быстрой заброски попутным вертолетом в верховья рр. Бий-Хем или Белин-Бажем, которая на некотором этапе представлялась даже боле вероятной, чем заброска на какую-либо из первоначально выбранных рек. Это заставило группу серьезно задуматься об оперативной смене маршрута, однако дальнейшее развитие событий заставило столь же оперативно вернуться к первоначальным планам.

В результате первой частью путешествия стал маршрут Кызыл-Хем - Каа-Хем, вполне оправдавший первоначальные ожидания. Будучи весьма простым для каяков, он, тем не менее, исключительно живописен и ценен с эстетической точки зрения. Следует отметить, однако, что сегодняшний Каа-Хем - уже далеко не та река, которая наводила ужас на деревянных плотовиков 60-х годов. В результате долговременных климатических изменений в регионе ее уровень значительно понизился, в связи с чем многие препятствия изменились в сторону упрощения. По существу, все препятствия на ней состоят сегодня из чистых крупных валов, лишь в отдельных препятствиях существенную роль играет вертикальная турбулентность - воронки и поганки.

Вторая часть путешествия проходила по р. Улуг-О, которая, как уже отмечалось, заслуживает титула наиболее спортивной и наиболее своеобразной реки Саян. Сплав по ней начинается на высоте всего лишь порядка 1500 м, однако по каким-то причинам лес здесь уже отсутствует - хотя выше, на склонах окружающих гор, он есть. Скорее всего, дело в сильных ветрах, пронизывающих эту узкую и прямую долину строго широтной ориентации. Таким образом, сплав начинается в зоне горной тундры, и на относительно коротком сплавном участке (115 км при перепаде высот 750 м) сконцентрированы последовательно все природные зоны вплоть до пышной сибирской тайги, а ниже по Бий-Хему - вплоть до степей и полупустынь.

На протяжении большей части маршрута р. Улуг-О протекает в узкой U-образной или V-образной долине. Река очень живописна из-за обилия красных, розовых, багровых, фиолетовых скал по берегам. Препятствия порой достаточно протяженные, но разделены четко выраженными большими плесами - типичная саянская река 4 к.с. (по отечественной классификации). Ключевым отрезком реки, однако, является 7-километровый каньон, которым начинается ее прорыв к Бий-Хему. На этом отрезке долина очень узкая, V- или Y-образная, суммарный перепад составляет около 70 м, препятствия протяженные (до нескольких сотен метров) и следуют друг за другом с короткими (50-70 м) участками быстротока между ними. Проход по одному или другому берегу для просмотра, обноса и страховки возможен почти всегда, однако сквозной проход по одному и тому же берегу возможен лишь в ограниченных пределах. Приличные стоянки имеются всего в нескольких местах. Таким образом, преодоление каньона требует полноценной каньонной тактики со всеми полагающимися особенностями. Для выходного участка характерны более значительные плесы и более благоприятная береговая обстановка, однако препятствия на нем по сложности не уступают препятствиям каньона. Этот момент следует подчеркнуть особо, поскольку во многих лоциях ему уделено явно недостаточно внимания по сравнению с каньоном. Заключительная часть маршрута по р. Бий-Хем не содержит никаких препятствий (кроме нескольких отдельных групп небольших валов), но исключительно живописна.


<< >