<< <  > 

Транспортировка каяков

1. Дальние перевозки

Наиболее сложной проблемой при организации похода оказалась, как и следовало ожидать, транспортировка цельнолитых полиэтиленовых каяков. Каяки и часть груза были заранее отправлены из Москвы в Улан-Удэ грузобагажом по железной дороге. Вагоны отправляются со ст. Москва-Ярославская 1 раз в 3-4 дня. К сожалению, расписание движения багажных вагонов Москва-Владивосток было выяснено не до конца из-за неопытности участника, которому это было поручено. Предполагалось, что лодки будут отправлены с предпоследним поездом перед отлетом группы из Москвы. Однако оказалось, что предыдущий багажный вагон грузился ровно в тот день, когда мы привезли сдавать груз (предполагалось, что он уйдет на день раньше). В результате лодки были немедленно отправлены в Улан-Удэ и к моменту их получения там накопилась значительная сумма за хранение. Кроме того, налаживание отношений с проводниками багажного вагона потребовало дополнительных затрат.

Обратно, по рекомендации сотрудников багажного отделения ст. Зима, мы решили воспользоваться передвижной камерой хранения в поезде "Россия". Эта услуга оказалась весьма удобной, но дорогой: каждое место багажа считается за 50 кг, в результате чего перевозка каждой лодки обошлась нам в 248 тыс. руб. Вопрос о целесообразности такого выбора остается спорным. Для сравнения можно заметить, что каяк Степанова, отправленный грузобагажом со ст. Слюдянка 8 августа, прибыл в Москву более чем через месяц, причем в течение этого времени сотрудники багажных служб не могли дать сколько-нибудь определенного ответа о местонахождении не только его самого, но и вагона, в который он был погружен.

Следует заметить, что в аэропорту "Внуково" наши весла и рюкзаки вызывали стандартный вопрос: "А где же ваши лодки?" Из этого обстоятельства, а также из того, что участники похода и многие другие туристы уже неоднократно успешно перевозили каяки на самолетах из этого аэропорта, можно сделать вывод, что данный груз уже хорошо знаком сотрудникам аэропорта и авиакомпании "Внуковские Авиалинии" и не вызывает у них однозначно негативной реакции. Учитывая, что стоимость перевозки каяков грузобагажом по железной дороге, в сочетании со всеми накладными расходами и трудозатратами на решение организационных вопросов, оказалась близкой к стоимости их перевозки самолетом (в среднем 20 кг * 1% тарифа = 320 тыс. руб.), последний вариант представляется в будущем более целесообразным.

2. Местные перевозки

Для перезда от г. Улан-Удэ до пос. Далахай использовался микроавтобус УАЗ. Два меньших каяка "Циклон" (длина 310 см) были погружены внутрь, два больших каяка "Торнадо" (347 см) были привязаны непосредственно на крышу.

Остальные местные перевозки выполнялись на тракторных прицепах и грузовых автомобилях, и погрузка каяков не представляла проблем. Следует только обратить внимание на надежную фиксацию груза в кузове, исключающую возможность вибрации каяков и трения в какой-либо одной сильно нагруженной точке.

3. Пешие подходы.

На большей части пеших подходов к рр. Хангарул и Жомболок каяки перетаскивались волоком. При этом в одну ходку, как правило, переносился каяк, в другую - рюкзак с грузом. На отдельных каменистых участках каяки переносились на плече или двумя участниками попарно.

Достаточно эффективной оказалась также переноска небольшого (10-12 кг) рюкзачка одновременно с каяком. Такой груз практически не мешает мужчине со средней физической подготовкой и позволяет более равномерно распределить усилия. В принципе, можно утверждать, что чисто мужская группа при условии хорошей физической подготовки всех участников и предельно жестких ограничениях на вес продуктов и снаряжения способна двигаться и в одну ходку.

Учитывая значительное неравенство физических сил участников, применялось также более сложное распределение груза между двумя участниками. Более сильный участник переносил за две ходки два каяка и 20-25 кг груза, а менее сильный - оставшуюся часть груза равными частями.

Средняя величина дневного перехода при таком графике движения составляла около 7 км. Однако эта величина соответствует только перемещению группы как целого, в то время как в ряде случаев часть груза оставлялась на ночь в месте, не совпадающем с местонахождением лагеря.


<< <  >