<< <  >

Р. Хангарул.
Лоция и техническое описание

Схемы 1 2 3 (уменьшено)

Как и на пешей части, описание маршрута в целом совпадает с отчетом 1990 г. [4], поэтому оно приводится почти без изменений, с небольшими комментариями. Изменения связаны, в основном, с низким уровнем воды. Для преемственности описаний сохранена нумерация препятствий согласно отчету Хашова [6], хотя было бы более целесообразно описывать реку по характерным участкам.

1. Участок очень мелких шивер. Упомянутый в лоции Хашова ручей справа впадает без водопада.
2-9. Шиверы, прижимы, перекаты, нависающие деревья. Водопадом впадает второй ручей. Избушку и базу геологов не видели.

Сплошное мелководье, ползание на брюхе.

10. Пор. Золотые Ворота. Ориентиры: на левом берегу высокий обрыв, вверху скалы, внизу осыпь, поросшая редкими лиственницами. Под ним правый поворот.
В 100 м от поворота у левого берега большой обломок скалы с одинокой елью - 1 ступень порога. От этого обломка образуется отбойный вал, струя уходит вправо. Далее справа обливные камни, проход слева, вплотную к обломку. Далее плес 80 м, слева впадает ручей. За ним 2 ступень - крутая горка с крупными обливными камнями, основной проход слева.
В целом порог несложный и не опасный, но заслуживает определенного внимания как первое из значительных препятствий на маршруте. Просмотрели первую ступень с левого берега, затем прошли по одному, со страховкой с берега спасконцами и, кроме первого катамарана, с воды. Вторую ступень после просмотра прошли походным порядком.

В малую воду четко выражен прижим со входной горки к скальному обломку. Рядом с обломком обливная плита перекрывает практически весь слив, оставляя чистый проход шириной менее 1 м под самой скалой. После просмотра по отмели правого берега прошли походным порядком.

11. Шивера. Начинается на левом повороте после 10.
12. Шивера на прямом участке через 30 м после 11.

Струя более концентрированная, чем на первых шиверах, но чисто пройти все равно очень трудно. То же относится ко второй части пор. Золотые Ворота.

13. Каньон Кащей. Ориентиры: в конце прямого участка слева выходы скал. От препятствия 12 до них - плес около 50 м, на левом берегу песчаная отмель.
Каньон начинается на местном правом повороте и продолжается на широком левом, огибая крупноглыбовою осыпь левого берега, старую, заросшую лесом. Обнос по левому берегу. Тропа начинается от упомянутой отмели, срезает излучину и выводит к хорошей стоянке в конце каньона. Длина обноса около 500 м.

Поскольку уровень технической подготовки и возможности судов сильно изменились по сравнению с 1990 г., каньон был сочтен проходимым. Он образован осыпью, прижавшей русло реки к правому борту долины, и представляет собой каскад сливов высотой от 0,5 до 1,5 м с интервалами 10-30 м, общей длиной порядка километра. Базовый лагерь был поставлен на традиционной стоянке ниже каньона. Для прохождения каньон был условно разбит на 5 этапов, разделенных промежуточными чалками. Прохождение выполнялось поочередно участниками Юриным и Титовой. Три свободных участника обеспечивали страховку с берега и фотосъемку. Наиболее сложным оказался изогнутый лоток шириной около 1,5 м с падением также около 1,5 м и сильным прижимом к нависающей скальной глыбе слева, расположенный на последнем этапе. На входе в него Титова чрезмерно ушла вправо, зацепила носом камень и расклинилась поперек слива. Усилиями подоспевшей береговой команды удалось стащить нос каяка с камня и направить его в слив должным образом.

14-24. Крутопадающие шиверы.

Шиверы-горки. Как и прежде, почти сплошное ползание на брюхе, однако, поскольку уклон больше, помощи течения обычно хватает для того, чтобы съезжать с камней.

25. Каньон Водопадный. Ориентиры: слева впадает крупный ручей с хорошо выраженной долиной. Далее левый поворот, на правом берегу кора деревьев ободрана половодьем. За поворотом справа мель и залом из плавника, слева видна хорошо выраженная долина левого притока, впадающего за начальной частью каньона. Впереди высоко над каньоном красивая скальная стенка с выходами мрамора.
Входная часть (до притока) проходима, но за ней мало места для чалки и сложно вытаскивать суда для обноса. Обнесли весь каньон по правому берегу (около 600 м). Здесь тропа от отмели перед каньоном поднимается на невысокую террасу, затем спускается к воде около 70 м. За порогом два крупных острова, поросшие лесом. Тропа подходит к воде между ними. Правая протока маловодна. Между островами перетащили суда в левую протоку. В этой протоке весьма сложная шивера.
Возможен также обнос выходной части каньона по левому берегу.
Хороших стоянок в районе каньона нет. Есть приемлемые стоянки на террасе правого берега у конца второго острова и ниже, над последующими шиверами.

Дополнительные ориентиры: в устье первого ручья слева хорошо заметный конус выноса; впереди виден склон, покрытый горелым лесом. Второй ручей впадает слева за первой ступенью порога. Первая ступень - узкий кривой коридор между скальными обломками с общим падением около 2 м на длине около 80 м. За ним плес; причалили к правому берегу напротив устья ручья. Вторая ступень - нагромождение крупных скальных обломков, сплошные узости, местами застрявшие бревна. Уклон большой и неравномерный, глазомерной оценке не поддается. Принципиальных непроходов нет, но этот порог еще более трудоемкий и опасный, чем Кащей. Возможно, он становится проще (но не безопаснее!) по большой воде.
От попытки прохождения отказались, выбрались на тропу и обнесли лодки до конца порога. Тропа в этом месте хорошая, на нее оказалось только не очень удобно, хотя и недалеко, выбираться с места чалки. По этой причине целесообразность прохождения одной только первой ступени остается сомнительной. Высота спуска в конце обноса, вероятно, преувеличена. Возможность обноса по левому берегу не внушает никакого оптимизма.

26-29. Шиверы.
30. Пор. Чемодан. Ориентиры: за правым поворотом слева высокий обрыв, справа 2 больших камня - вход в порог. На входе слив 0,6 м, через 6-7 м после него в центре надводный камень, струя уходит вправо. Через 30 м - гряда обливных камней. Далее по центру несколько крупных надводных камней, слева проход шире, справа - слалом между камней. На выходе горка с обливным камнем в конце по центру. За порогом слева красивым водопадом впадает ручей.
31-32. Сложные шиверы. После 32 долина расширяется.

Крутопадающие шиверы с крупными камнями. Пор. Чемодан ничем особо не выделяется. Слалом в жестком контактном стиле от камня к камню. Концом этого участка можно считать ручей, водопадом впадающий справа.

33-59. Простые шиверы и перекаты. Река течет в широкой котловине. База геологов брошена. С воды она хорошо видна (что противоречит лоции Хашова).

Расширение долины, мелкие шиверы и перекаты. Опять сплошной "крокодилий шаг". Остатки базы геологов не заметили.

60. Пор. Нежданный. Котловина заканчивается, борта долины сходятся, река упирается в высокую скальную стенку правого берега и резко сворачивает влево. Перед поворотом обливные камни, струя переходит от правого берега к левому. Далее несколько гряд обливных камней, проход ближе к левому берегу, почти прямолинейный. Для каяка есть также много проходов у правого берега между крупных обливных и надводных камней.

Крутопадающая шивера-горка с крупными камнями на входе. Как и в пор. Чемодан, основной проход расположен у левого берега и с наплыва не виден за левым поворотом. Прошли с ходу.

61-62. Две шиверы на прямом участке, практически сливающиеся в одну.
63. Пор. Островной. Ориентиры: крутой правый поворот, за ним у правого берега небольшой островок, поросший елями. Правая протока очень маленькая, островок почти сливается с берегом. В левой протоке обливные и надводные камни. За островком вода собирается под правым берегом, слив через гряду обливных камней, бочка 0,5 м, далее горка около 1,2 м с валами до 0,8 м. В конце горки прижим к большому надводному камню у правого берега.

Этот порог существенно изменился из-за малой воды и представляет собой несколько гряд обливных камней, через которые практически нет чистых проходов. На выходе прямая горка с общим падением 1,6-1,8 м, навал на камень почти не чувствуется. Наиболее сложное место - выход на эту горку слева через гряду камней. Прошли походным порядком.

64. Пор. Уступ - рядовая шивера, проще многих предыдущих.
65-75. Шиверы. Некоторые весьма сложные и мощные. Местами сливы до 1 м, валы до 1 м, бочки до 1 м, прижимы к скальным берегам.

По нашей воде - местами валы и бочки до 0,7 м. По-прежнему много обливных камней. но уже есть и чистые проходы. После впадения р. Нурта-Нарын воды заметно прибавляется, и малая вода ощущается уже не столь сильно.

76. Пор. Западня. Ориентиры: река входит в небольшую котловину и разбивается на 3 протоки. Со всех сторон красивые скальные стенки, и трудно понять, где выход из котловины. Река собирается в одно русло далеко справа.
На крутом левом повороте сильный прижим к скальной стенке правого берега. Примерно через 50 м вторая ступень - горка с чистыми валами до 0,8 м.

В котловине наиболее полноводной протокой оказалась правая. Непосредственно перед порогом на правом берегу хорошее место для стоянки. Сам порог - тривиальный прижим; только по очень высокой воде, возможно, образуется бифуркационное улово, затаскивающее в грот.

77-100. Чередование простых шивер и перекатов со сложными шиверами и прижимами. Местами горки до 1,2 м с валами до 1 м и бочками до 0,7 м.

На перекатах - опять ползаем на брюхе. На шиверах валы и бочки чисто символические, не более полуметра.

101. Каньон Колорадо. Длина около 100 м. На входе горка с валами и бочками до 1 м в невысоких (3-5 м) скальных стенках. За каньоном большой омут, справа скальная стенка, слева галечная отмель и хорошая стоянка.

По малой воде это действительно красивый каньончик - прямая труба в невысоких стенках из розоватых скал. Пожалуй, не удивительно, что он оставил такие яркие впечатления у группы Хашова. Тем более интересно, где они ухитрились по малой воде найти те сложные препятствия, о которых написано в их отчете на Чемпионат СССР по рассказам о водном туризме 1981 г.

102-108. Четыре шиверы средней сложности.
109. Каньон Зубья. Ориентиры: начинается на левом повороте, на правом берегу полукруглая скальная стенка высотой 5-6 м, хорошо видимая с наплыва. Просмотр по правому берегу.
На входе галечный остров, левая протока мелкая, проходимая только для каяка, в правой - основной - прижим к упомянутой стенке, два слива с бочками до 0,7 м. Через 50 м на правом повороте чистый слив 0,5 м, за поворотом несколько надводных камней со сложной картиной течений между ними. Далее река спокойно течет в каньоне со скальными стенками высотой 10-12 м.
Ничего похожего на каньон Колорадо в каньоне Зубья нет. Совпадает только общая структура, свойственная также каньонам Крокодил, Входной и Иван Царевич: порог на входе, далее спокойное течение в скальных стенках.

По нашей воде - прижим к выступу правого берега, слив 0,5 м. За поворотом в каньоне несколько надводных камней. Проходили с фотосъемкой.

110. Шиверы.
111. Пор. Крокодил. Фотогеничный и простой порог. Ориентиры: на левом повороте, справа невысокие рыжие скалы, слева галечная отмель. В центре гряда камней, вытянутая вдоль русла, которая при достаточно богатом воображении напоминает крокодила. В левой протоке горка с валами и бочками до 0,8 м, в правой слив 0,8 м с бочкой. Далее чистая горка с валами до 0,6 м и правый поворот в скальных стенках высотой 15-20 м.

По нашей воде левая протока маловодна; в правой - прижим к выступу берега, слив 0,5 м. Проходили с фотосъемкой.

112-126. Шиверы. Местами сливы до 1,2 м, валы и бочки до 1 м. На этом участке схема, приведенная в лоции Хашова, содержит много ошибок относительно взаимного расположения поворотов, притоков, препятствий и других ориентиров. 127-129. Простые шиверы.

Валы до 0,5 м. Бочкам, как правило, предшествуют обливные камни, поэтому попасть в них малореально.

130. Пор. Клык. Ориентиры: безлесный склон на правом берегу, далее плавный правый поворот, по правому берегу широкая галечная отмель. Порог расположен в конце поворота.
Порог короткий и простой. У левого берега скальный останец, проход слева от него перекрыт обливными камнями. Справа гряда камней, основной проход между ней и останцем.

Собственно "клык" - это скальная плита длиной около 10 м, стоящая вертикально, ребром к течению. Справа вдоль нее образуется прямой лоток, который заканичивается метровой бочкой. После беглого просмотра прошли походным порядком.

131-132. Простые шиверы. На входе в 132 ворота из двух больших надводных камней.
133. Пор. Обратный. Рядовой прижим к правому берегу на крутом левом повороте.
134-135. Простые шиверы.
Перед стрелкой Хангарула и Хабарты на левом берегу совершенно новая избушка. На стрелке хорошая, но сильно загаженная стоянка - бывшая база геологов.

Перед устьем Хабарты справа уже две избушки. Стоянка на стрелке заросла и несколько очистилась, хотя люди здесь иногда бывают.

136-143. Шиверы с валами до 0,5 м, прижимы, перекаты.

На стрелке Хабарты более полусуток шел дождь, пришедший с этого притока; вода в нем была средняя или даже выше средней, немного мутноватая. По этим причинам на последующем участке р. Хангарул вода несколько поднялась, хотя и оставалась ниже средней. Наконец-то начались нормальные шиверы с достаточной глубиной.

144. Пор. Входной. Ориентиры: видимые издалека скальные выходы одновременно по обоим берегам, слева перед порогом впадает ручей. Просмотр по правому берегу, одновременно стоит просмотреть весь участок до каньона Труба на предмет последующей чалки и возможных спасработ.
На входе мощный прижим к правому берегу, две бочки по 1,2 м; слева чистый проход вдоль галечной отмели. Через 40 м прижим к выступу левого берега. Далее каньон длиной около 300 м с высотой стенок 5-7 м.

На заходе гряда камней через все русло, слив 0,7 м. Далее отдельно стоящая бочка 0,7 м. Основной элемент порога - прижим к скале правого берега, выход из прижима заперт скальным обломком, рядом с ним слив 1 м. Можно пройти по канализации слева и траверсировать струю перед вторым прижимом. После просмотра прошли походным порядком.

145. Каньон Труба. Ориентиры: после каньона Входной следует правый поворот, слева начинается скальная стенка, справа на повороте песчаная отмель, к которой надлежит причалить для просмотра.
Через 150 м река входит в каньон шириной местами 3-4 м со стенками высотой 3-5 м и большим падением. В нем (по большой воде) 6 сливов по 1-1,5 м с валами и бочками до 1,5 м, следующих друг за другом с интервалом 30-50 м. Первый слив - шириной около 2/3 ширины русла, ближе к левому берегу, справа относительно чистый проход. Второй слив - наоборот, у правого берега. Третий - сужение до 3-4 м, прижим к выступу правого берега (вероятно, с карманом!) и бочка. Четвертый - справа косой вал, слева бочка. Пятый - мощная бочка в правых 2/3 русла, слева узкий проход. Шестой слив небольшой, около 0,5 м, у левого берега, с косой бочкой.
В целом порог представляет собой миниатюрную модель 5-го каньона Чаткала, и по сложности значительно превосходит все остальные пороги Хангарула. Возможно, он даже заслуживает классификации 5 к.с. Кроме того, очевидно, что его сложность должна сильно зависеть от уровня воды.

Следует уточнить ориентир места чалки: высокая скальная стенка слева. По малой воде мы насчитали в пороге всего три слива. Первый - ближе к левому берегу, справа камни; высота слива около 1,2 м, бочки за ним - 1 м. Это слив легко проходится справа, где он наиболее назкий и пологий, а бочка минимальная. Через 80 м расположен второй слив высотой 1,5 м. Слева в нем торчат два обливных зуба, справа очень сильный и опасный прижим под нависающий скальный обломок. Слив имеет сложную структуру, бочка за ним достигает 1,2 м. Оптимальный вариант прохождения - вплотную к правому зубу. Далее 60 м быстротока с прямом скальном коридоре, однако чувствуется постоянный сильный снос к левой стенке. Третий слив - прямая бочка высотой около 1 м в скальном сужении.
Первая бочка оказалась значительно мощнее, чем это казалось с берега. Юрин с первой попытки сознательно зашел в ее ядро, перевернулся, успел выполнить эскимосский переворот до второго слива, съехал в него кормой между двух зубьев, использовал для разворота крохотное уловцо ниже них под скалой левого берега и пошел дальше. Титова прошла первый слив по правому краю и чисто завершила прохождение. Юрин со второй попытки на каяке "Циклон" зашел левее, через первую бочку, неудачно вышел из нее курсом на зубья, долго балансировал между сносом вправо и необходимостью разгона перед сливом, в результате свалился во второй слив по диагонали справа налево, вышел на кормовой "свечке", снова развернулся в том же улове и продолжил прохождение. Участники Валяева и Степанов порог обнесли.

После порога левый поворот и спокойное течение в каньоне длиной около 300 м со стенками до 8-10 м. За каньоном на левом повороте несильный прижим, на левом берегу хорошая стоянка. Есть также небольшая стоянка на правом берегу над 4 сливом.
146-149. Шиверы. Наиболее сложная 147 - два сильных прижима на правом повороте.

Шиверы, эффектные прижимы. За шиверой 147 есть приемлемая стоянка на песчаной террасе правого берега, ниже нее - разрыв в скальной стенке, удобный для чалки.

150. Каньон Иван Царевич. Ориентиры: левый поворот, за ним сужение русла, по правому берегу скальная стенка. Каньон начинается на правом повороте. Просмотр по правому берегу, но чалиться приходится практически на струе.
На входе слив 1,2 м с бочкой в левой половине и косым валом 1,2 м в правой. Далее несколько бочек по 1 м ближе к левому берегу, которые обходятся справа. В конце поворота (ориентир: большой черный камень округлой формы на левом берегу в 8-10 м над водой) слив около 1,5 м через все русло, слева косые валы до 1,5 м, справа котел 1,5 м. Рекомендуется проходить по центру, по сбойке вала и котла, чуть наискось от правого берега к левому. Через 60 м после слива прижим к левому берегу.
Далее прямой участок быстротока в скальных стенках, с небольшими уловами за выступами берегов. В отличие от предыдущих каньонов, здесь есть еще 3 слива. Первые два - чистые, пологие, с валами до 1 м, за третьим справа бочка 1,5 м. В конце этого участка слияние с Зун-Мурином.

По нашей воде - на входе две обливные плиты, первая ближе к левому берегу, вторая к правому. За ними бочки до 0,7 м. Ориентир "черный камень" не найден. За поворотом два слива с валами до 1 м. После просмотра и фотосъемки входного участка прошли походным порядком.