<< | < | > |
Водный туризм. На некоторых реках Ладакха, в частности, на р. Занскар и на р. Инд от Леха до д. Ниму (Nimmy, Nyemo), организуется коммерческий рафтинг. Объявления о рафтинге можно видеть и в туристических компаниях в Манали. Однако в целом эта услуга не имеет в Индии широкого распространения.
Для автономных водных путешествий в регионе может быть пригоден целый ряд рек различных категорий сложности. Однако доставка каяков к началу сплава и/или от его конечной точки представляет серьезную проблему. По этой причине выбор водных маршрутов, по крайней мере, на первой стадии будет ограничен реками, доступными по автомобильным дорогам. В ходе путешествия была предпринята попытка дать хотя бы поверхностную оценку этим рекам, тем более, что большинство из них было охвачено нашим вниманием при переездах.
Р. Инд. Наиболее содержательный из доступных участков находится от моста Махе до д. Упши. Грандиозная долина, мощная крупная река (расход в конце августа визуально оценивается в 200-300 м3/с), похожая на р. Бартанг на Памире. Препятствия струйного типа, с жесткими валами до 1,5 м (насколько можно оценить при взгляде с дороги). Отдельные препятствия соответствуют 4 к.с. по международной шкале: содержат 1-2 проблемных места (обычно мощные бочки и котлы), обход которых нетривиален и не очевиден с наплыва. Дорога идет в долине, как правило, в пределах видимости, но довольно далеко от реки.
Участок выше моста Махе для иностранцев закрыт. На участок от моста Махе до д. Упши необходимо разрешение, которое получается обычным порядком. Некоторые компании организуют нерегулярные коммерческие экспедиции по этому участку (очевидно, при наличии достаточно крупных предукомплектованых групп). Продолжительность сплава, по словам агентов этих фирм, 2-3 дня в обычном рафтинговом режиме.
В отдельных компаниях можно столкнуться с утверждениями, что сплав по данному участку разрешен только в сопровождении гидов из сертифицированных агентств. Формально это верно в равной степени и для водных, и для пеших путешествий, однако де-факто это уже давно перестало быть обязательным. Если компания настаивает на участии своих гидов - вероятно, она просто пытается навязать вам эту услугу. (Весьма недешевую - около 2000 руп/день за каждого гида, плюс все снаряжение, питание и т.п.) В таком случае целесообразно обратиться к другим компаниям. По нашему опыту можно рекомендовать Exotic Asia Travels (на площади в верхнем конце Old Fort Road, в полуподвале сразу направо от выхода на эту площадь):
P.O. Box 66
ZIP 194101, Leh
Ladakh, India
старший менеджер Tashi Rigzen
Ниже д. Упши река успокаивается, течет по населенной долине Жунь (Zhung) с многочисленными мостами и ирригационными сооружениями. Спортивного интереса этот участок не представляет. Ниже Леха Инд входит в глубокий каньон, дорога обходит его поверху. Участок от д. Фе (Phe) до д. Ниму наиболее популярен для коммерческого рафтинга, оценивается, по словам гидов, примерно 2 к.с. и проходится, очевидно, за 1 день. Возможно, такой характер реки сохраняется и ниже, до выхода в следующую долину Шам (Sham) в районе д. Алчи (Alchi).
Р. Занскар (Zanskar, Zangskar). Маршрут от д. Падум до д. Ниму - второй по популярности для коммерческих групп. Группы отправляются по мере комплектации, примерно раз в 1-2 недели. Река течет в глубоких каньонах, ни тропы, ни дороги вдоль нее нет. Препятствия, по словам гидов, 4-4+ к.с. (по международной шкале), продолжительность сплава 3-4 дня. Безусловным недостатком маршрута является долгая и утомительная дорога (2 дня) от Леха через г. Каргил до д. Падум.
Р. Япола (Yapola). Левый приток р. Инд, по которому трасса Лех - Шринагар уходит из долины Инда к д. Ламаюру и пер. Футо-Ла. После поворота основной трассы вдоль реки продолжается грунтовая дорога. Вполне содержательная сплавная река, особенно для каяков. Категория сложности по низкой осенней воде - 2-3, однако по большей воде она станет значительно сложнее и опаснее. Каньон реки пропилен в мягком песчанике, много карманов и отрицательных стенок.
Р. Сангелума (Sangeluma). В верхней части, от спуска с пер. Футо-Ла до поворота на пер. Намика-Ла, осенью представляет собой маленькую речку с перекатиками до 2 к.с. Благодаря достаточно большому уклону может представлять интерес в большую воду. Также может представлять интерес нижний участок до впадения в р. Инд, однако для сплава по нему и пребывания в нижней части долины р. Инд, ниже д. Хану (Hanu), необходимо запастись пропусками.
Р. Ваха-Чу (Wakha Chu). Маловодная, для сплава непригодная. По высокой воде, очевидно, превратится в достаточно сложную реку 4-5 к.с. (по международной шкале), со значительным уклоном и протяженными препятствиями, похожую на р. Капандар в Гиссаро-Алае. Население долины мусульманское.
Р. Суру (Suru). Для сплава проблематична, много протяженных препятствий от 5-6 к.с. (по международной шкале) до абсолютных непроходов (например, узкая каменная щель, наглухо забитая каменными пробками, в районе д. Тогнул).
Р. Стод (Stod). Левый исток р. Занскар. Спортивного интереса не представляет. В верхней части течет в глубоких каньонах в песчаном плато, препятствия, насколько можно видеть, не выше 2 к.с. Далее начинаются многочисленные разбои. Долина широкая, прямая, с пологими бортами, весьма населенная.
Р. Царап (Tsarap, Tsarab Chu, Tsarap Lingmo Chu). В нижней части, от устья р. Каргьяк до д. Падум, течет в глубоком каньоне. С тропы виден только один порог 4-5 к.с. перед устьем левого притока выше д. Рару (Raru, Reru). Возможно, его удастся обнести вдоль воды по левому берегу. Перед порогом плес и обширный пляж слева. Тропы идут высоко по обоим берегам.
Выше слияния с р. Каргьяк, насколько можно видеть, характер реки и долины сохраняется. Вполне возможно, что может быть оправдан сплав по истокам реки - р. Лингмо-Чу (Lingmo Chu) или р. Зара-Чу (Zara Chu) - от дороги Манали - Лех до д. Падум и далее до впадения в р. Инд, однако для совершения такого сплава необходима более подробная информация о характере или, по крайней мере, о падении реки на этом участке.
Р. Каргьяк (Kargyak, Kurgyakh). Ниже д. Танцзе (Tanze, Tantse) препятствия 2-3 к.с. Выше начинается зона разбоев, за которой река образуется из нескольких несплавных ручьев. Учитывая отсутствие дороги, сплав нецелесообразен.
Р. Бараи-Каде (Barai Kade). Большой уклон, русло стиснуто каменными осыпями и каньонами. Многочисленные протяженные препятствия 5-6 к.с. (по международной шкале). Учитывая отсутствие дороги, сплав нецелесообразен.
Р. Бхага (Bhaga). Осушает северную часть Лахола вдоль дороги Манали - Лех. От летней стоянки Дарча до д. Гемур (Gemur) течет в широкой долине относительно спокойно. После д. Гемур река входит в каньон, ниже переходящий в узкое V-образное ущелье. Склоны покрыты редкими лесами из мягкохвойных деревьев, похожих на тую, либо осыпями. Дорога обходит каньон стороной, далее идет высоко по правому склону ущелья. На реке, насколько видно с дороги, препятствия до 5 к.с. (по международной шкале). Все препятствия мощные, длинные, труднообносимые. Левый склон - также высокий, крутой, выше на террасах расположены деревни. Склоны ущелья доходят строго до воды. Мест для стоянки не видно на большом протяжении. Вероятны также проблемы с питьевой водой, поскольку в самой реке вода грязная, а впадающие в нее ручьи на своем пути либо пересекают дорогу, либо протекают через деревни. По мере приближения к г. Кьеланг препятствия постепенно упрощаются до 3-4 к.с.
Р. Чандра (Chandra). Осушает южную часть Лахола вдоль дороги Каза - Коксар и далее вдоль трассы Манали - Лех. Ниже д. Коксар (Khoksar) большинство препятствий - шиверы 2-3 к.с. Лишь 2-3 порога могут претендовать на 4 к.с. (по международной шкале) - в частности, слив в устье левого притока перед слиянием с р. Бхага и селевой порог на 81-82 км от Манали. Дорога идет, в основном, по населенной высокой террасе правого берега. С дороги видна небольшая часть реки, но, судя по характеру долины, существенно более сложных препятствий не предвидится. Выше д. Коксар деревья исчезают, каменистые борта долины подступают вплотную к воде, концентрация и сложность порогов резко увеличивается. Вероятно, в верховьях реки есть значительное число порогов 4-5 к.с. (по международной шкале).
Р. Биас (Beas). Достаточно крупная и содержательная река для сплава, особенно весной. Препятствия 3-3+ к.с. Многочисленные фирмы в Манали предлагают коммерческий рафтинг, но ни одной группы увидеть не удалось. Долина густонаселенная, русло реки используется в качестве клоаки, берега густо заселены и замусорены, вероятность желудочно-кишечных инфекций весьма велика.
Р. Парбати (Parbati). Вполне сплавная река в узкой глубокой долине, по крайней мере, весной. Препятствия до 5 к.с., некоторые 6 к.с. (по международной шкале). Выше д. Маникаран (Manikaran) уклон и, соответственно, концентрация препятствий, возрастают. Дорога Бхунтар - Маникаран идет, в основном, высоко по склону левого берега. Долина населенная, необходимы обычные меры предосторожности против желудочно-кишечных инфекций. Строится каскад ГЭС. Выше д. Пулга (Pulga) река образуется из двух равноценных истоков, крутопадающих, маловодных и для сплава не пригодных.
За рамками данного обзора остались следующие реки, которые могут представлять интерес для спортивного сплава:
Р. Ченаб (Chenab). Образуется от слияния рр. Бхага и Чандра и вытекает из западного Лахола на равнины Джамму. Верхняя часть ее долины иногда называется долиной Паттан. Особенно привлекательно выглядит ущелье между гг. Удайпур (Udaipur) и Киштвар (Kishtwar), в котором нет сквозной дороги. Воозможность прохождения может зависеть от социально-политической обстановки в Джамму и Кашмире.
Рр. Спити (Spiti) и Сатледж (Sutlej). Осушают долину Спити и Киннаур. Судя по общим фотографиям данного района, с высокой вероятностью могут содержать препятствия 4-5 к.с. (по международной шкале), не исключено, что и более сложные. На участке от г. Табо (Tabo) до г. Реконг Пео (Rekong Peo) требуется пропуск.
Крупный левый приток р. Инд (название неизвестно), вдоль которого дорога Манали - Лех выходит в д. Упши.
Для доставки каяков из Дели и обратно можно воспользоваться такси, предварительно оговорив наличие багажника. Местные переезды могут совершаться на такси, попутных грузовиках или рейсовых автобусах.
Горный туризм. Провести строгую границу между пешим и горным туризмом в данном районе весьма непросто. Группы, которых не удовлетворяет передвижение по традиционным пешим тропам, легко могут выбрать маршруты с достаточным количеством скальных и ледовых элементов, а также сложных переправ. В частности, стоит упомянуть маршруты из д. Падум в долину р. Ченаб через пер. Канг-Ла (Kang La, 5470 м), Поад-Ла (Poad La, 5500 м) или Умаси-Ла (Umasi La, Omasi La, Pardar La, 5340 м), расположенные в более высокой части Большого Гималайского хребта. Спуск с пер. Канг-Ла ("ледовый перевал") на южную сторону проходит по леднику Майяр (Miyar) длиной около 40 км и занимает 2 дня.
Альпинизм. Для восхождения на любые вершины выше 6000 м необходимо отдельное разрешение и участие местных гидов, а бюджет такой экспедиции исчисляется уже многими тысячами долларов США. За самовольное восхождение полагается, по меньшей мере, солидный штраф. На практике, однако, эти правила соблюдаются не слишком строго, и на небольшие популярные вершины, такие как г. Сток Кангри (6125 м) можно подняться на свой страх и риск самостоятельно. Более предпочтительно примкнуть к одной из коммерческих групп непосредственно в базовом лагере, против чего гиды особо не возражают.
Лыжный туризм. Количество снега в гималайских и трансгималайских районах, вероятно, не слишком велико, поскольку пешие тропы от долины Кулу до Ладакха продолжают функционировать и в зимнее время. Местами их количество даже увеличивается, например, открывается прямая тропа по льду р. Занскар из Занскара в Ладакх. По некоторым из этих троп проходят даже зимние коммерческие маршруты.
С южной стороны Гималаев снегопады значительно более обильны. Так, в 12 км от Манали, в боковой долине перед началом подъема на пер. Ротанг-Ла, расположен даже горнолыжный курорт Солан (Solang). Местные горнолыжники широко практикуют подъемы на окрестные хребты. В верховьях р. Парбати в апреле 2000 г. мы встретили американскую пару, спускавшуюся вниз в ботинках для ски-тура и с соответствующими лыжами на плечах. Таким образом, этот район предоставляет, по-видимому, определенные возможности для лыжного туризма.
Спелеотуризм. Во многих районах, в частности, в долине р. Занскар, имеется большое число неисследованных и даже не всегда нанесенных на карты пещер.
Велосипедный туризм. Несмотря на немногочисленность дорог в регионе, их протяженность, сложность и открывающиеся с них виды обуславливают довольно большой интерес, проявляемый европейскими велотуристами. В некоторых фирмах в Манали и в Лехе можно взять велосипеды напрокат, хотя качество их неизвестно и предпочтительно иметь собственные.
Мотоциклетный и автомобильный туризм. Наряду с велосипедным регион представляет интерес и для мотоциклетного туризма, однако при этом уже следует учитывать сложности местных дорог, техники вождения и дорожной этики. На дорогах можно встретить туристов на взятых напрокат мотоциклах, но число их невелико. По-видимому, большинство их приезжает из других англоязычных стран с левосторонним движением; для водителей, привыкших к правостороннему движению, этот регион крайне опасен. Нарушение привычных рефлексов, тем более на таких дорогах, может с высокой степенью вероятности приводить к фатальным последствиям.
Ситуация для автомобильного туризма оказывается еще сложнее, поскольку местные дороги весьма узкие и далеко не везде оказывается возможным разъехаться со встречным автомобилем. Мастерство местных водителей в этом отношении чрезвычайно высоко. Огромные грузовики и автобусы могут разъезжаться с зазором не более чем в толщину пальца или сдавать задним ходом сотни метров по краю обрыва до ближайшего расширения дороги. Обычный европейский городской водитель едва ли обладает для этого достаточными навыками, тем более на арендованной машине.
<< | < | > |