<< <  > 

9. Материальное обеспечение похода

Общетуристское снаряжение. Для прохождения маршрута достаточно обычного общетуристского снаряжения, естественно, при несколько ужесточенных требованиях к его качеству. От палаток требуется высокая ветростойкость при постановке на минимальное число колышков; хорошая защита от дождя актуальна лишь при путешествиях на южной стороне Гималаев. Спальные мешки - легкие пуховые, для летнего времени. В горах необходима легкая пуховка или пуховая жилетка, на некоторых холодных стоянках не лишней была бы шерстяная или флисовая шапочка. Лагерный тент является безусловно излишним, также как топор и/или пила.

Специальное снаряжение. Для восхождения на некоторые вершины и прохождения снежно-ледовых маршрутов (например, д. Падум - пер. Канг-Ла - г. Удайпур) могут потребоваться кошки и другое альпинистское снаряжение. Для переправ через некоторые относительно крупные руки (например, Токпо Йонгма и Токпо Гонгма на маршруте к оз. Чандра Тал) могут потребоваться веревки. При кольцевых маршрутах их можно взять напрокат в туристических фирмах в Лехе или Манали, по вполне приемлемой цене, с оставлением задатка.

Топливо и горелки. Практически на всех маршрутах в трансгималайских и предгималайских районах естественное топливо отсутствует. (За исключением кизяков, если они не собраны местными жителями.)

Приобрести газовые баллоны для портативных горелок в Лехе и Манали невозможно. Равно невозможно привезти их с собой воздушным транспортом, из-за вполне обоснованных норм безопасности. Как выяснилось из переписки с компанией Coleman, в Дели вроде бы есть один дилер этой фирмы, но его надо разыскать в этом хаотичном мегаполисе, застать на месте, надо, чтобы у него оказались нужные типы баллонов, и т.п. (Точные координаты дилеров можно узнать в отделах продаж фирм-производителей, вся необходимая информация имеется на их Web-сайтах.) Этим вариантом теоретически можно воспользоваться при следовании из Дели наземным транспортом, однако в целом он представляется чрезмерно сложным и нецелесообразным. Как минимум, в этом случае необходимо использовать горелки с максимально широким набором переходников для различных типов баллонов.

Использование бензиновых примусов в данном районе также нецелесообразно. Подавляющее большинство местного автопарка оснащено дизельными двигателями, поэтому бензин можно найти лишь в крупных городах и, возможно, на основных автотрассах. На значительной части региона колесных дорог нет, соответственно, нет и бензина.

Основным топливом в районе является керосин, который можно приобрести даже в удаленных деревнях. (В критических ситуациях, вероятно, при некоторой настойчивости и по более высокой цене его также можно добыть в небольшом количестве в летних ларьках, у встречных групп, на летних стоянках пастухов.) Керосиновые горелки местного производства можно приобрести почти повсеместно по цене 170-300 руп, однако они тяжелы, громоздки и предназначены для перевозки, по крайней мере, на вьючных животных - но не на собственном горбу. Оптимальным вариантом являются многотопливные горелки, выпускаемые обоими основными производителями.

В группе имелись 2 горелки - Coleman MFS (Multi-Fuel Stove, от газа до керосина) и Primus LFS (Liquid Fuel Stove, от бензина до, в крайнем случае, дизтоплива). Сравнительная эксплуатация показала явное преимущество последней во всех отношениях, поэтому можно рекомендовать использовать ее, либо близкую к ней модель Primus MFS. Расход керосина местного сорта для Primus LFS, при типичной походной раскладке с двухразовым горячим питанием и чаем на полдник, составил 110-125 мл/(чел.*день). Керосин в Лехе дешев - 12 руп/л. В дополнение к горелке рекомендуется иметь упаковку из прорезиненной ткани, защищающую остальные вещи в рюкзаке от возможных утечек керосина. При приготовлении пищи чрезвычайно важно использовать ветрозащиту из любых подручных средств. При выключении горелки Primus LFS необходимо выжечь остатки керосина в топливном тракте до естественного погасания, поскольку в противном случае форсунка быстро засоряется копотью.

Стоит отметить, что в нижней части многих долин Ладакха и других трансгималайских районов (примерно до высоты 3600-3800 м, иногда выше) имеются достаточно обильные участки кустарника (ивы, шиповника), в которых можно без большого труда набрать дров на 1,5-2 часа костра. Для приготовления пищи такой разлапистый и неровно горящий костер неудобен, но вполне пригоден для ритуальных и рекреационных целей.

В предгималайских котловинах древесная и кустарниковая растительность скудная или отсутствует вообще, поэтому полностью рассчитывать на нее как на источник топлива не следует.

В южных районах (долины Кулу, Парбати) сосновые и еловые леса покрывают значительные пространства, и для приготовления пищи можно использовать костер. Практически на всех маршрутах, однако, имеются участки выше зоны леса; кроме того, сухостоя и хвороста в лесу немного - он то ли быстро гниет в муссонном климате, то ли разбирается местными жителями. Поэтому здесь также следует иметь керосиновые горелки, хотя, вероятно, использовать их потребуется не каждый день.

Продукты питания. Большинство продуктов можно приобрести на месте в крупных городах - Лехе, Манали, Кьеланге. (Исключения немногочисленны, но существенны.) Цена местных продуктов значительно ниже, чем в Москве. Импортные продукты, как правило, значительно дороже, но их немного. Большинство продуктов выпускается либо местными отделениями крупных транснациональных корпораций - Nestle, Caburry, и проч., либо индийскими компаниями, в первую очередь, Britannica и Amul. Ниже приводится список основных видов продуктов и их доступности.

Помимо этого, имеется богатый выбор свежих овощей: картофель, цветная и кочанная капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, сладкий и острый перец, горох, фасоль, длинноплодный редис, репа, морковь, свекла. Их вполне можно использовать для питания в населенных пунктах, на коротких маршрутах и в первые дни больших маршрутов. Из фруктов имеются яблоки, абрикосы. Повсеместно можно купить свежие яйца.

Таким образом, из привычного набора продуктов настоятельно необходимо привезти с собой только гречку и мясные продукты. По возможности, в пределах нормы бесплатного багажа, целесообразно взять также твердый сыр, сладости и быстрорастворимые хлопья.

В силу невысокого качества практически всех выпускаемых ныне сортов тушенки, целесообразность ее использования на маршруте представляется неочевидной, однако весьма желательно иметь ее для питания в населенных пунктах. (Подробнее об организации питания см. в главе "Особенности путешествий в Северной Индии".) В качестве основного мясного продукта в очередной раз чрезвычайно положительно зарекомендовал себя "Балык Черкизовский" в вакуумной упаковке, производство Черкизовского мясокомбината, Москва. Это практически 100%-ное сырокопченое мясо (обычно с небольшой прослойкой сала), в удобной расфасовке, сильно обезвоженное, хранится при комнатной температуре месяц и более без малейших признаков порчи. 30 г продукта по своей питательной ценности и по стоимости эквивалентны 50 г. сырокопченой колбасы, дневная норма - 70-80 г/чел, включая обед и ужин.

В мелких деревнях, особенно в тех, которые расположены на основных туристических маршрутах, часто есть магазины, но выбор продуктов в них невелик: сникерсы, печенье, сахар, соль, пакетированный хлеб, кока-кола, яйца (местные), иногда - местные же овощи. Кроме того, в летнее время на маршрутах, порой на значительном удалении от деревень, разбиваются временные ларьки-чайные (tea stalls) - легкие сооружения под парашютным тентом, иногда обложенные камнями по бокам. В них можно заказать чаю и докупить немного продуктов из аналогичного ассортимента. Порой такой ларек смотрится весьма комично, особенно когда он стоит в дне пути от ближайшей деревни и нескольких днях от ближайшей дороги, на берегу кристально чистого горного ручья, и торгует питьевой водой в запечатанных бутылках.

В деревнях, при наличии некоторых лингвистических способностей, можно попытаться объясниться с местными жителями и купить картофеля, яиц и других местных продуктов на ближайшую ночевку. Предварительно, в городе, стоит полистать англо-ладакхский или англо-хинди разговорник и выписать ключевые слова и фразы. В любом случае, серьезно рассчитывать на все эти пополнения не следует, запас продуктов и керосина надо брать с собой на весь маршрут, за исключением специально оговоренных случаев. (В частности, существенно пополнить запасы можно в д. Падум.)

Следует упомянуть такую важную мелочь, как удобную тару для закупаемых на месте продуктов.

Прочие расходные материалы. В крупных городах можно купить батарейки всех основных типоразмеров, туалетные принадлежности - весьма дешевые, за исключением туалетной бумаги. Последняя считается предметом роскоши, предназначенным исключительно для европейцев, и стоит 20-30 руп. за рулон. На вещевых базарах в изобилии имеется дешевая и качественная повседневная хлопчатобумажная одежда, носовые платки, однако почему-то категорически нет носков (есть только синтетические). В фотомагазинах есть несколько наиболее популярных сортов пленки (преимущественно негативной, слайдовая встречается крайне редко) и весьма широкий выбор батареек. В сроке годности и качестве того и другого трудно быть уверенным на 100%, равно как и в наличии именно такой батарейки, какая может срочно понадобиться для вашего конкретного аппарата; но в любом случае это лучше, чем ничего.


<< <  >