ВЕСЛО

Хорошее весло для бурной воды должно иметь:

  • Прочные лопасти, способные выдерживать многочисленные удары о камни, особенно по краям.
  • Прочное цевье, выдерживающее вес гребца.
  • Овальные хваты.
  • Не иметь острых краев и углов лопастей, которые могли бы цепляться за камни и застревать в трещинах.

Выбор длины весла.
Многие каякеры предпочитают маловодные крутопадающие речки с большим количеством камней, которые подвергают их весла серьезным испытаниям. Часто на таких реках опора делается не о воду, а о камень. Наиболее подходящими конструкциями для такой работы оказались композитные или литые полиэтиленовые весла с алюминиевым цевьем. Они наиболее прочны и придают гребцу чувство уверенности, хотя и тяжелее всех остальных. На реке с большим расходом каякер может позволить себе грести более легким стеклопластиковым или углекомпозитным веслом. Деревянные весла греют руки, упруги, и ими приятно работать, но они требуют аккуратного обращения.

Лопасти весел для бурной воды обычно бывают изогнуты по длине, чтобы лучше захватывать воду. Кривизна лопасти в поперечном направлении ("ложка") усиливала бы прямой гребок еще больше, но такое весло неустойчиво при боковых движениях. Вместо прямой траектории оно стремится двигаться по дуге, что не входит в замысел гребца. Поскольку на бурной воде такие гребки требуется выполнять весьма часто, весла делаются без поперечной кривизны.

Общий способ определения длины весла следующий. Поставьте весло вертикально; вы должны быть как раз в состоянии обхватить пальцами край верхней лопасти. Если ваше весло выбрано неправильно, вы поймете это очень быстро. Слишком длинное цевье весла заставляет вас погружать лопасти очень глубоко в воду, и вынимать их из воды бывает неудобно. При гребле вперед ваши гребки будут очень редкими. Если же весло слишком короткое, вы просто не будете полностью погружать лопасти в воду.

Указанная длина, однако, не является непреложным правилом; это всего лишь первое приближение. Оптимальная длина весла может варьироваться в пределах 5√10 см в зависимости от типа лодки, характера сплава, физической силы, техники гребли и личных пристрастий конкретного гребца. Например, для туристского сплава часто используется несколько более длинное весло, чем для слаломной трассы.


╘ В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой