ПРЕДИСЛОВИЕ

"1. Одиночный Бойцовый Кот есть
самостоятельная боевая единица."
Устав Бойцовых Котов
А. и Б. Стругацкие,
"Парень из преисподней"

"Что за каяк? Почему каяк? - скажет читатель, взяв в руки эту книгу. - Не знаю никакого такого каяка!" И будет, скорее всего, совершенно прав - по крайней мере, в последнем. Увы, каяк до сих пор считается у нас едва ли не самым экзотическим судном. Большинство туристов-водников (не говоря уже о простых обывателях) знают о нем крайне мало, а место самого массового судна прочно занял четырехместный катамаран.

Да, конечно, наш водный туризм развивался своим особым и неповторимым путем. Да, конечно, многоместные суда имеют у нас давнюю - и для многих славную - историю. Но все без исключения приемы управления катамараном или байдаркой-двойкой основаны на технике сплава на каяке (К-1) и каноэ-одиночке (С-1). Если говорить точнее, любое действие гребца на многоместном судне - это либо часть, либо один из вариантов его действий на одноместной лодке, а групповая техника экипажа - это надстройка, связывающая действия отдельных гребцов в единое целое. Именно поэтому обучение гребца для любого туристского судна не может начинаться ни с чего иного, кроме одноместной лодки. Именно поэтому сплав на любом многоместном судне требует не меньшей, а большей подготовки, чем сплав на каяке или С-1. Если, конечно, речь идет об управляемом движении, а не о сплаве в режиме бревна.

Едва ли кто-нибудь может сомневаться, что прежде чем петь в хоре, необходимо выучить сольфеджио. Прежде чем играть в футбол в составе команды, нужно научиться самому работать с мячом. Прежде чем включаться в мировую компьютерную сеть Интернет, надо уметь выполнять хотя бы элементарные операции на своем персональном компьютере. И только водные туристы упорно продолжают считать лодку-одиночку вершиной, а не основой, своего технического мастерства.

Причина такой перестановки вещей с ног на голову - сочетание лени, трусости и стремления пройти маршрут, сложность которого намного превосходит техническую подготовку данного гребца (хотя при желании можно выдумать для этого тысячу других причин). В большой толпе легко скрыть свою неподготовленность и спрятаться за чужую спину, а всем вместе - за объем большой и "надежной" лодки. Но бурная вода - не та стихия, в которой подобный обман проходит безнаказанно. (Да и проходит ли он вообще где-либо?) В любом сложном маневре каждый гребец должен выполнить строго определенное действие, которое нельзя подменить или компенсировать ни мастерством других членов экипажа, ни объемом судна. Но как он может выполнить свою часть работы в экипаже, если не умеет делать этого сам по себе? И где можно этому научиться, если не на одноместном судне?

Если каждый член экипажа не имеет, прежде всего, должной индивидуальной подготовки, все они остаются не более чем полезным грузом на своем судне. Какого бы высокого мнения они ни были о своем мастерстве, они не способны эффективно управлять лодкой ни порознь, ни вместе, а воспеваемое ими "чувство экипажа" и групповая техника оказываются построены на песке. Их судно проходит препятствия само по себе, при минимальном участии с их стороны - а если не проходит, то подобный экипаж тем более бессилен взять ситуацию под контроль. Четыре котенка, отпущенные чьей-то недоброй рукой в плавание по весеннему ручью на куске пенопласта, управляют своим судном примерно в такой же степени.

Смею надеяться, что вы, уважаемый читатель, не относитесь к поклонникам последнего стиля. Я отнюдь не рассчитываю этим коротким предисловием обратить вас в каячную веру; но вы, вероятно, иногда замечаете, что некоторые вещи на вашем любимом судне получаются у вас не так хорошо, как вам хотелось бы, как это бывает необходимо и как это делают более искусные мастера сплава. В таком случае вам нужно повторить сольфеджио белой воды еще раз, последовательно и подробно. И тогда ваша скрипка не будет фальшивить ни в дуэте, ни в квартете.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой