Валентин Юрин



Обстоятельства  сложились  так,  что в советском водном туризме
наибольшее распространение на маршрутах 3 к.с. и  выше  получил
один   тип   судов  -  катамараны.  Это  было  вызвано  многими
объективными и  субъективными  причинами,  которые  заслуживают
отдельной  статьи.  Именно  с катамаранами ассоциируется сейчас
водный поход для большинства  туристов  и  простых  обывателей.
Несомненно, катамараны сыграли огромную роль в развитии водного
туризма и со временем займут одно из почетнейших мест на свалке
нашей истории.

Однако   такое  господство  катамаранов  привело  к  тому,  что
остальные типы судов оказались в весьма  невыгодном  положении.
Вся  организация  и  проведение  похода  - от выбора маршрута и
классификации его сложности  до  тактики  сплава  на  прогонных
участках   -  строилась  почти  исключительно  с  точки  зрения
катамаранщиков.  Экипажи  других  судов  оказывались  инородным
включением  и  были вынуждены действовать в режиме, который был
для них далеко не оптимальным.  Порочный круг замкнулся: ходить
на таких судах становилось еще сложнее, поэтому они становились
еще более редкими.

Мы  постараемся  дать  на страницах нашего журнала обзор водных
маршрутов с точки зрения каякера. Это отнюдь не  означает,  что
он   будет  адресован  только  немногочисленным  (к  сожалению)
каякерам-экстремистам,  которые  ходят  исключительно  каячными
группами.  В  походе вполне могут участвовать любые другие типы
судов (в частности, в ненаселенных  районах  крайне  желательно
иметь   в   группе   1   катамаран   на   случай   чрезвычайных
обстоятельств). Имеется в виду лишь то, что эти  суда  являются
вспомогательными   и   второстепенными;  и  поход  в  целом,  и
отдельные его элементы строятся  с  точки  зрения  каякеров,  в
интересах  каякеров  и так, как это удобно каякерам - остальные
суда должны принимать этот режим.

Итак,  будем считать, что вы с несколькими товарищами более или
менее владеете минимальными основами управления каяком и сплава
по бурной воде. Предположим, вы тренировались зимой в бассейне,
в весенний паводок - на подмосковных реках, уверенно чувствуете
себя на Щегринке и Мсте. Возможно, вы даже успели уже пройти на
каяке карельскую или кавказскую "тройку" или потренироваться  в
Лосево  -  это весьма желательно. Теперь вы намереваетесь пойти
на каяке в большой летний поход. Какую реку вы выберете?



 Вероятно,  одним  из  лучших маршрутов для такого случая можно
считать Хойто-Оку.  Он пользуется репутацией "байдарочного" еще
с  тех  времен,  когда  туристы  плавали  на  больших и толстых
двухместных байдарках. В числе  его  достоинств  можно  назвать
следующие:
 -  Это  полноценный  летний поход в таежном районе, достаточно
продолжительный и удаленный от цивилизации.
 -  Основная  часть  препятствий  -  шиверы  3-4 к.с., наиболее
эффективные для вашего дальнейшего обучения  сплаву  на  каяке.
Препятствия  разделены большими участками спокойного быстротока
для надежной страховки и самостраховки.
 -  Все  препятствия  имеют  примерно одинаковую сложность. Нет
препятствий, значительно  выделяющихся  над  общим  уровнем,  и
непроходов.
 -  Река  имеет  небольшой  расход  и  не  подавляет начинающих
каякеров психологически.
 - Маршрут хорошо освоен, по нему имеется много отчетов.
 - Пешая часть небольшая: 37 км, 3 ходовых дня.
 -  Возможен  интересный  радиальный выход к вулканам и горячим
источникам, который позволяет познакомиться с этим районом  без
большого рюкзака за плечами.

 Именно  с  этого  выхода  целесообразно  начинать маршрут. Для
этого нужно оставить вещи в пос.Порт-Ока и отправиться вверх по
степной долине р.Сенца к горячим источникам Хойто-Гол, а оттуда
через перевал (н/к) - в  Долину  Вулканов,  где  находятся  два
вулкана,  в настоящее время бездействующих. Дорога в один конец
- около 70 км. Возможен вариант: выйти  в  Долину  Вулканов  по
р.Барун-Кадыр-Ос  (правому притоку Сенцы) и его правому притоку
Зуун-Кадыр-Ос,  а  оттуда  идти  к  источникам.  На  Хойто-Голе
несколько  сероводородных источников с температурой от 22 до 39
градусов. На них построены деревянные ванны. Когда-то здесь  же
был  памятник  горному  инженеру  из  Иркутска С.П.Перетолчину,
погибшему в этом районе на геологических изысканиях в 1914 году
-  пирамида  из  камней,  в которую была вделана литая чугунная
мемориальная доска. Ныне он осквернен  и  разорен  -  вероятно,
жадными до сувениров туристами. Подонки...

 До  источников  из  Порт-Оки  ведет дорога, но проехать по ней
можно далеко не на любой машине и не в  любую  погоду.  Хорошая
дорога, равно как и степь, кончается за пос. Шаснур, примерно в
20 км от Порт-Оки. Весь выход занимает 6-8 дней.

 Собственно  маршрут  на  Хойто-Оку  начинается  от  устья реки
Сайлыг, впадающей в Оку на 20 км ниже Порт-Оки.  До  нее  можно
доехать  на  автомашине  или, в крайнем случае, доплыть по Оке.
Ока здесь течет по широкой котловине, дорога идет в стороне  от
реки, и желательно подъехать не к самому устью, а к тому месту,
где Сайлыг выходит из гор.  Это  позволяет  сократить  путь  на
несколько километров.

 Вдоль  Сайлыга  идет  конная тропа, по которой жители Окинской
котловины издавна сообщались с низовьями реки.  Она  отходит  в
сторону из долины Оки, чтобы обойти ущелье Орхо-Бом, пересекает
хр.Кропоткина через  перевал  Сайлыг-Дабан  и  по  р.Ара-Сайлыг
спускается  к  Хойто-Оке.  (Здесь  она разделяется на две: одна
вдоль Хойто-Оки возвращается к  Оке  и  идет  вдоль  нее  вниз,
другая  через  верховья Ии и Ухтума выходит на р.Кара-Бурень, в
пос.Алыгджер и далее вниз вдоль р.Уда до Нижнеудинска.)  Первые
5  км  от  края  котловины тропа идет по левому (орографически)
берегу и хорошо заметна. Затем она переходит на правый берег  и
вскоре  поднимается  на  высокую  террасу. Здесь она становится
хуже и требуется некоторое внимание для того, чтобы не потерять
ее.  Лес кончается примерно в 2 км от перевала и начинается в 4
км после него. За перевалом тропа становится более  заметной  и
менее заболоченной.

 Первые   несколько   препятствий   на   Хойто-Оке   -  широкие
мелководные разбои, поэтому, если позволяет время дня  и  силы,
целесообразно  пройти  5-6  км  вниз  вдоль  нее. Тропа местами
заболочена.  Как  показывает  практика,  на  преодоление  этого
участка  как  по  реке,  так  и  по  берегу  требуется примерно
одинаковое количество сил и времени.

 До  притоков  Тэргетей  и Мунгулик - около десятка мелководных
шивер, небольшие разбои.  После  них  воды  становится  больше,
начинаются   многочисленные   шиверы   с   обилием   камней   и
многовариантой линией движения.

 Первый сложный участок - каньон "Буревестник". Ориентирами его
могут   служить   хорошо   заметная   долина   левого   притока
Барун-Ночу-Гол  и  скальные  выходы, появляющиеся на предыдущих
порогах. Перед каньоном большой плес, на левом  берегу  хорошая
стоянка.  На  входе  в  каньон  расположен  порог "Встречный" -
пожалуй, самый сложный для каяков на всем маршруте. То, что  он
расположен  в  начале реки - вероятно, единственный тактический
недостаток  Хойто-Оки.   Упершись  в  скальные  выходы   левого
берега,  река  поворачивает  направо  и затем входит в скальную
щель шириной около 8 м. На входе слив  высотой  около  1  м  со
сложной  и  жесткой  "бочкой". Но перед сливом скорость течения
невелика, поэтому заход в порог  достаточно  простой.  Наиболее
простая  линия движения - по центру, где есть небольшой пологий
язык, пробивающий "бочку". За порогом большое улово.

 Следующий  порог  называется  "Бегемот".  Это просто отдельная
невысокая скала в русле, не представляющая  никакой  сложности.
За  ним  на крутом левом повороте начинается порог "Стенка". Он
состоит из шиверы длиной 100-150 м и прижима к скальной  стенке
левого  берега.  Просматривать  его  лучше  с  правого  берега,
поскольку  на  левом  крутой  и  скользкий  травянистый   склон
заканчивается  15-20  метровым  обрывом. Далее снова начинаются
шиверы, а каньон вскоре кончается.

 После   правого  притока  р.Ары  долина  расширяется,  течение
замедляется,  река  разбивается  на  многочисленные  рукава.  В
протоках  -  простые  каменистые шиверы.  Эта котловина тянется
около 10 км. Потом река пропиливает следующий  хребет,  образуя
свой самый красивый порог - "Мраморный".

 Ориентиры  порога  -  резкое сужение долины, река собирается в
одно русло, левый берег  -  скальная  стенка.  Справа  напротив
стенки  хорошее  место для стоянки; просмотр порога и страховка
также  по  правому  берегу.  Сам  порог  начинается  за   левым
поворотом  и  по  структуре  похож на порог "Стенка", но мощнее
него.  Принято считать, что именно он  является  сложнейшим  на
всей реке, однако для каяков это утверждение достаточно спорно.
Начало порога - каменистая  шивера,  затем  прижим  к  красивой
беломраморной  стенке  левого  берега с мощным отбойным валом и
слив около 1 м с двумя косыми бочками по 0,8 м. Но при  желании
их всех легко обойти вдоль правого берега - в отличие от порога
"Встречный", где бочка  перекрывает  всю  реку  и  имеет  более
сложную структуру.

 Далее  почти  до  конца  реки  тянутся  шиверы, более мощные и
сложные, чем ранее.  Что, собственно говоря,  и  требуется  для
учебного  процесса:  успешно  сделав несколько десятков простых
упражнений,  вы  переходите  к  более  трудным.   Наконец,   вы
подходите  к  выпускному  экзамену  и вытягиваете билет с тремя
вопросами:

 1. Порог "Вираж"
 2. Порог "Горка"
 3. Порог "Прощальный"

 Ориентирами  этих  порогов может служить крутой правый поворот
со скальной стенкой  высотой  100-150  м  по  левому  берегу  и
песчаной  отмелью  на правом.  Впереди уже видна долина Оки, до
которой остается всего 1 км.  Просмотр  порогов  -  по  правому
берегу.  Первый  порог  расположен  на местном левом повороте и
представляет  собой  несколько  гряд  крупных  камней,   веером
расходящихся  от  левого  берега.  По сути это большая винтовая
лестница. Он наглядно показывает, что такое  перепад  и  уклон:
при  равном  перепаде  высот путь вдоль правого берега длиннее,
поэтому уклон, соответственно, меньше.

 Порог  "Горка"  по  структуре похож на "Стенку" и "Мраморный":
лабиринт из обливных камней, прижим к  выступу  левого  берега,
слив  1  м, за ним два пульсирующих вала по 0,8 м. Сразу за ним
правый поворот  и  последний  порог  -  "Прощальный":  короткая
мощная шивера с общим перепадом около 1,2 м.

 Все!  Теперь  вы  можете  с  полным  основанием  называть себя
каякером - ведь вы прошли  на  этой  лодке  большой  поход.  На
стрелке  Оки  и Хойто-Оки вас ждет роскошное место для дневки и
бани - если только его еще не загадили предыдущие  группы.  Ока
позволит   вам   насладиться   той   свободой   и  властью  над
пространством, которую дает  каяк  на  большой  и  неторопливой
воде.  Будьте  осторожны  при выходе в Оку: Хойто-Ока впадает в
нее  (напомним:  слева!)  в  середине  горки  с  беспорядочными
валами,  а  непосредственно  за  ней  следует  сильный прижим к
левому же берегу - к той  скальной  стенке,  что  началась  еще
перед  порогом  "Вираж".  Этот прижим особенно опасен при малой
воде в Хойто-Оке  и  большой  воде  в  Оке.  В  такой  ситуации
целесообразно  перенести  лодки  через  стрелку  выше  по Оке и
оттуда сразу же уходить траверсом к правому берегу.

 На  протяжении  первого  полудня  сплава по Оке вам встретится
несколько  больших  "бочек",  которые  лучше  обойти  (все  они
локальные).  Общее  правило - не искать лишних приключений и не
подходить  слишком  близко  к  "бочке"  до  тех  пор,  пока  не
рассмотрите  ее  полностью.  Самая  мощная  из  них  - примерно
2-метровая - находится на местном  левом  повороте  с  издалека
видимой стенкой правого берега.  Эта стенка рыжего цвета, что и
отличает ее от  всех  остальных.  Здесь  перевернулся  не  один
катамаран,  желавший  напоследок  "найти хотя бы одну настоящую
"бочку". Когда увидите ее - желательно  в  профиль,  обходя  ее
слева  -  узнаете  ее  наверняка. После нее сложных препятствий
больше нет - только пологие метровые валы.

Маршрут заканчивается в пос.Верхнеокинский, откуда можно уехать
на ст.Зима.

Валентин Юрин                   Каякеры не тонут!

Популярность: 10, Last-modified: Fri, 17 May 1996 08:31:26 GMT