Date: 29 Sep 97
 From: Oleg.Morenkov@p98.f789.n5020.z2.fidonet.org

* Original message posted in: RU.AUTOSTOP.

     Вот  небольшие сведения о некоторых странах СНГ, собранные
г-дами  путешественниками  в  составе:   Антон   Кротов,   Олег
Моренков,  Владислав Разживин, -- в августе-сентябре 1997 года.

     ВНИМАНИЕ   !   Все   имеющиеся   дополнения,  не  скрывая,
обнародовать  или  передавать  А.Кротову,  который   составляет
"Вольную   энциклопедию".    Сделать  это  можно  через  Олега,
обитающего   по   адресам   2:5020/968.21,   2:5020/789.98,   и
krok@chat.ru.

    Свежая версия доступна на сайте  АВП
    http://www.dubna.ru/~gril/





     Армения,  унаследовавшая  от Армянской ССР 29.800 кв.км, в
последние годы присоединила к себе еще около  10.000  кв.км  из
бывшей Азербайджанской ССР.
     Новыми районами, вошедшими в состав Армении, являются:
     Нагорно-Карабахская  республика  (НКР),  а также райцентры
Кельбаджар, Лачин, Кубатлы,
     Зангелан,   Джебраил,   Физули  и  Агдам  с  окрестностями
(районами).

     Уже несколько лет упомянутые территории (об их сущности --
см.отдельную заметку) являются предметом войны между Арменией и
Азербайджаном.



     Основными  воротами Армении является Грузия (трассы через:
Богдановку  (Ниноцминду),  Дманиси,   и   Баграташен).   Дорога
Тбилиси--Казах--Ереван   считается  опасной,  движение  на  ней
незначительно.  Из  НКР  и  "новых  территорий"  в  Азербайджан
проехать невозможно -- только через Грузию.

     С  Турцией  автопереходов  нет.  Турецкие  машины  идут  в
Армению через Иран.

     Единственный  автопереход с Ираном (Карчевань) находится в
15 км к западу от Мегри. Он активно используется.

     Попадание из Армении в Нахичевань -- загадка для мудрецов.

     Действует  ж.д.  Ереван--Тбилиси (поезд раз в два дня). На
Москву  поездов  нет.  Ж.д.  в  Степанакерте  и  Мегри  --   не
действуют.



     Железные   дороги:   из   Еревана   ходят   4   электрички
(см.Расписания) и поезд на Тбилиси. Летом ходит еще  электричка
из Севана на Шоржу. В Варденис, Зод пассажирского движения нет.

     Автобусы  --  самый  распространенный транспорт в Армении.
Отправление автобусов из Еревана -- см.Расписания. Если  у  вас
нет денег, вас довезут и так.

     Местных авиарейсов нет, имеется только заказной вертолет в
Степанакерт.

     Автостоп  --  без  проблем,  но  машины часто перегружены.
Трасса Ереван--Севан --  скоростная,  движение  очень  хорошее.
Ереван--Горис--Мегри,  Ереван--Гюмри(Ленинакан)--Богдановка  --
движение регулярное. На Варденис  легче  ехать  через  Мартуни,
хотя  через Шоржу тоже возможно. На Карабах лучше (проще) ехать
через Лачин.



     Денежная  единица  --  армянский драм. 1$ = 500 драм, 1000
росс.руб = 85 драм (8.1997). В Ереване обмен валют -- на каждом
шагу.   В   маленьких  городках  (Эчмиадзин,  Севан,  Мегри...)
обменять тоже можно, но курс хуже.  В  приграничных  с  Грузией
районах в ходу также рубли (как и с грузинской стороны).

     Цены:  метро  и  городской транспорт 40 драм, арбузы от 25
(Арарат) до 80 (Мартакерт) драм/кг, хлеб 110  драм.  В  среднем
еда   в  Ереване  стоит  40%  от  московской  цены.  Но  будьте
внимательны при покупках и обмене: часто обсчитывают!



     Из   городов   сменили  названия:  Гукасян  (ныне  Ашоцк),
Калинино  (Ташир),   Кафан   (Капан),   Кировакан   (Ванадзор),
Ленинакан (Гюмри), Октемберян (Армавир) и некоторые другие.

     Большая  часть  территории  Армении  --  горы. Так, Ереван
находится на высоте 850--1300 м, оз.Севан -- 1900  м,  основные
трассы  поднимаются  до  2500  м.  В горных районах днем жарко,
ночью весьма холодно, даже летом.

     Русский  язык почти исчез из официального обихода, впрочем
в  Армении  он  никогда  и  не  был   особенно   распространен.
Большинство надписей, названий улиц, маршрутов автобусов, газет
-- по-армянски (собственный алфавит). Тем не менее русский язык
помнят (почти все) и относятся к русским чрезвычайно хорошо.

     Стоит  побывать:  в  Ереване,  Эчмиадзине (много старинных
церквей, в т.ч.кафедральный собор  303  г.),  Гюмри  (руины  от
землятресения  1988  г), на оз.Севан. Близ г.Севан на побережье
имеется монастырь.

     Если  вам  нужна  иранская  виза,  вы можете получить ее в
Ереване как транзитную (для проезда, например, в Туркменистан).
Заполните  2  экз.  анкеты, принесете 3 фотографии и ксерокопию
первой страницы загранпаспорта. Делается без проблем  за  10-11
дней.  Виза  может  действовать 10 дней и стоит $15. Координаты
иранского посольства: Ереван, ул.Комитаса, где  рынок  --  чуть
пониже.




     --   особое   государствоидное  образование,  находящееся,
вместе с прилежащими районами, под контролем Армении. Города  и
села,  на  3/4  разрушенные войной (кроме Степанакерта, который
уже восстановлен), множество военных на дорогах  и  в  городах,
сгоревшие  танки  на  обочинах  и  заросшие  травой руины могут
оставить тяжелое впечатление.  Тем  не  менее,  Карабах  с  его
бесконечными   горами,   дорожными  серпантинами  и  открытыми,
добрыми людьми весьма заслуживает посещения.

     Вопреки  ходячему  мнению, находиться сейчас в Карабахе не
опасно.



     Перед посещением НКР хорошо бы получить специальную визу в
представительстве НКР в Ереване. Визу могут  проверить  как  на
въезде,  так  и  в  самом Карабахе. Вместо визы на въезде можно
показать ксиву, что вы  путешественники,  а  можно  проехать  в
машине  (автобусе)  с  местными и ничего не показать; но если в
вас заподозрят  шпионов  (а  это  рано  или  поздно  случится),
задержат,  но  визы  у вас не окажется, вам предстоит посещение
Степанакертского КГБ, где вас обыщут  и  посоветуют  немедленно
покинуть Карабах.

     В   Карабах   ведет   две   дороги  (обе  из  Армении;  из
Азербайджана проехать нельзя). Первая --  через  Варденис--Зод,
очень  тяжелая  грунтовая дорога с перевалами под 2500 и редким
движением  армянских  военных  машин;  выходит  на   Мартакерт;
таможня  --  в  10  км  дальше  Зода;  вторая  дорога  -- через
Горис--Лачин, чуть получше, таможня возле Лачина, есть автобусы
Ереван--Степанакерт (2 раза в сутки) и редкие машины.



     С  транспортом  в Карабахе плохо! Редкие машины проезжают,
одолеваемые местными стопщиками,  добирающимися  куда-то.  Семь
человек  в  горбатой  "Волге",  6  человек в темном кузове ИЖ-а
("каблучок"), пассажир, вылезающий из  переполненного  автобуса
через  вентиляционный  люк в крыше, "рафик" Степанакерт--Лачин,
просящий с попутчиков по  5000  драм  ($10,  что  соответствует
средей   месячной  зарплате  в  тех  местах),  100  километров,
пройденные автостопом за  полный  день  на  девяти  машинах  --
обыкновенные явления тех мест.

     Приготовьтесь  долго  сидеть на пыльных дорогах Карабаха в
окружении других  добирающихся.  Держите  паспорт  наготове  --
может  понадобиться.  Не  бойтесь стопить машину, в которой уже
едет четверо -- по здешним меркам, она почти пуста.

     Дорога  Степанакерт--Шуша  --  уникальный серпантин, резко
уходящий в гору, причем вид в одну сторону  остается  открытым.
Стоит  проехать  по  ней.   Помните,  что  транзитные машины не
заходят на самый верх, в Шушу, а огибают ее по  объездной.  Тем
не менее в Шушу стоит заехать -- посмотреть.

     Ж.д. в Карабахе не действуют.






     Грузия  считается  состоящей  из  четырех  частей: Абхазия
(столица Сухуми), Аджария (Батуми), Южная Осетия  (Цхинвали)  и
собственно  Грузия  (Тбилиси).   Однако,  как  Абхазия,  так  и
Ю.Осетия считают себя независимыми от Тбилиси.  Так, в Осетии в
ходу  российские  рубли,  советские  паспорта,  русский  язык и
российские миротворческие войска  ("голубые  каски");  проехать
там  можно.   В  Аджарии  -- спокойно, хотя очень бедно даже по
грузинским меркам. В  Абхазию  постороннему  человеку  проехать
нельзя.



     Из  России  в  Грузию  имеется  три  дороги,  пересекающие
Главный    Кавказский    хребет:    Военно-грузинская    дорога
(Владикавказ  --  Казбеги  -- пер.Крестовый, 2379 -- Гудаури --
Тбилиси), Военно-осетинская дорога (Алагир -- Бурон, таможня --
Ниж.Зарамаг  --  Рокский  тоннель  --  Цхинвали)  и еще третья,
ответвляющаяся от второй в Ниж.Зарамаге и через пер.Мамисонский
(2820)  выходящая  в грузинский город Они к западу от Ю.Осетии.
Все упомянутые пути безопасны, войны нет.

     Основной  поток  машин  и  автобусы  идут  по  первым двум
дорогам. Из Владикавказа есть автобусы как на Тбилиси, так и на
Цхинвали.  Третья  дорога  (на  Они)  очень плоха, и, по словам
водителей,    проходится    только    пешком.    Трасса     М27
Ростов--Сухуми--Тбилиси,   проходящая   через  Абхазию,  сейчас
совершенно блокированна и непроходима, как  и  параллельная  ей
железная дорога.

     С  августа  1997  еженедельно  ходит  хитрым  путем  поезд
Тбилиси--Москва: через Баку, Гудермес,  Харьков,  в  пути  трое
суток.

     Основная  трасса на Ереван -- через Баграташен, на Баку --
через Казах, на Турцию -- через Батуми.



     Множество   автобусов   по   всей   Грузии,   а  также  на
Владикавказ, Мин.Воды, Москву, в Армению, Турцию и Азербайджан.
Поезда.  Электрички  из  Тбилиси  на  Боржоми,  оттуда на Поти.
Автостоп -- нет проблем.



     Деньги  --  грузинские лари. 1$ = 1.25 лари, 1 лари = 4500
росс.рублей (8.1997). Метро 20 тетри (0.2 лари),  арбузы  10-20
тетри  за  килограмм.   В общем, цены в Тбилиси в два раза ниже
московских.

     Язык   --  грузинский,  со  своими  собственными  буквами.
Русские  надписи  встречаются  чрезвычайно  редко.  Между  тем,
русский язык все понимают и ответят на ваш вопрос по-русски без
проявления какой-либо национальной розни.

     Переименования:  Багдати  (быв.Маяковский), Дедоплис-Цкаро
(быв.Цители-Цкаро),   Мартвили   (быв.Гегечкори),    Ниноцминда
(быв.Богдановка), Сенаки (быв.Цхакая), Хони (быв.Цулукидзе).

     Иранская   виза   (в   качестве  транзитной,  например,  в
Туркменистан) легко получается в иранском посольстве в Тбилиси,
делается  10-20  дней  и стоит $30. Координаты посольства: кому
надо, спросите -- лень искать.



 From: tour@vspu.ac.ru (Vladimir A. Petrov)


Привет!

> Г-да туристы!
>
> Если кто-нибудь был в Грузии в 1997-1998 гг,
> большая просьба ответить на следующие вопросы:
> - как туда забросится (конкретно - в Кутаиси)
Дешевле всего - автобусом. Из Москвы ходят 2 раза в неделю от автовокзала
на Щелковской (Икарус, в пути 2,5 суток), а также есть коммерческие рейсы
откуда-то из Царицыно или в тех степях (Мерс, 1,5 сут.). Есть также рейсы
из Ростова и Владикавказа. Эти все рейсы до Тбилиси.
Из Внуково туда летают самолеты а/к АЛАК.

> - какая там обстановка
 1996-97 годы была спокойная.

> - каков визовый режим
 Достаточно иметь российский (советский) паспорт со вклейкой о гражданстве.
На таможне (туда и обратно) будут цепляться к каждой закорючке (включая
штамп военкомата, штамп таможни о въезде в Грузию при выезде и т.п.) с
целью подоить нашего брата. К багажу придирки те же и с той же целью,
а так - можно хоть ядренное оружие везти, лишь бы таможенник взял с вас
"штраф" в свой карман.

> - какая валюта в ходу.
 Основная валюта - грузинские лари(=100тетри), которые по курсу чуть
меньше "зеленого". Также ходят доллары и рубли, по крайней мере они
предпочтительней национальной валюты при расчетах с "физическими лицами",
а в магазинах и т.п. - только лари, хотя обменные пункты в городах -
почти на каждом шагу.





     Свою  территорию  (488 тыс.кв.км) Туркменистан унаследовал
от Туркменской ССР. Административное деление --  пять  вилоятов
(областей)  с  центрами  в  Ташаузе,  Чарджоу, Мары, Ашхабаде и
Небит-Даге.

     Два  автоперехода  с  Ираном  (Гудриолум  и Гаудан) и ж.д.
переход (Серахс), куда ходит  один  поезд  в  два  дня.  Вполне
действующий   автопереход  с  Афганистаном  (Кушка).  Дорога  в
Казахстан  (вдоль   Каспия   через   высохший   Кара-Богаз-Гол)
существует,  от  Туркменбаши  на  Шевченко ходит автобус.  (Все
упомянутые переходы в  сентябре  1997  действовали.)  Несколько
переходов с Узбекистаном. Паром на Баку (не реже раза в сутки).
В Россию -- нет регулярных морских сообщений.

     Туркменский язык в настоящее время переводится с кириллицы
на латиницу.  Русский язык все  знают,  но  в  письменном  виде
почти не встречается.

     Названия   крупнейших   городов   изменены  (т.е.  пишутся
по-туркменски) следующим образом: Ашгабат (быв.Ашхабад),  Гушгы
(быв.Кушка),     Гызыларват     (быв.Кизыл-Арват),     Дашховуз
(быв.Ташауз),     Туркменбаши     (быв.Красноводск),     Чэржев
(быв.Чарджоу). Пусть это вас не удивляет.



     Денежная  единица  --  туркменский манат. На 09.1997, 1$ =
5500 манат, 1000 росс.руб = 900 манат. Обменные пункты, даже  в
Ашхабаде, редки.

     Все  очень дешево, еда стоит примерно 20-30% от московской
цены. Однако, за хлебом (800 манат) -- очередь,  давка,  только
привезли  и  тут  же кончился.  На рынке его же продают за 2000
манат.



     В   Туркмении  ходят  поезда  (см.Расписания:  Ашхабад)  и
автобусы.  Трасса  Кизыл-Арват--Ашхабад--Чарджоу  --   движение
регулярное.  В  районе  Туркменбаши,  а  также  Кизыл-Атрека --
движение плохое. Летом не забудьте, перемещаясь  автостопом  по
Туркмении, взять с собой достаточно воды.

     Трасса  из Ашхабада на север (Бахардок--Нукус) существует,
но, по-видимому, весьма плоха.

     (Этот  вариант  -- не окончательный. Сведения по Туркмении
уточняются и скоро будут дополнены.)






     Свою  территорию  (447  тыс.км)  Узбекистан унаследовал от
Узбекской  ССР.   Граничит  с  Афганистаном   (но   действующих
переходов    нет),   Туркменией,   Казахстаном,   Киргизией   и
Таджикистаном. Столица -- Ташкент (2100 тыс.жит.).

     Узбекистан замечателен своими старинными городами (Бухара,
Самарканд, Хива и др.) с огромным количеством древних  мечетей,
медресе  и  прочих  исторических  зданий.  О  них  каждый может
подробно  узнать  из   специальной   туристско-просветительской
литературы.



       Денежная  единица  --  сум. Официальный, государственный
курс сума (1$ = 74.88 сум) отличается от рыночного  (1$  =  150
сум)  более  чем  вдвое  (09.1997).  Обменных  пунктов  нет; по
официальному курсу менять невыгодно, а с  рук  (на  базаре)  --
небезопасно  - натурально может повязать милиция. Спрашивать на
улице  "Где  здесь  можно  поменять  доллары/рубли?"   надо   с
осторожностью.  Менял  предостаточно  на  любом  базаре,  можно
поменять и у местных жителей - обманывать они не станут.

     На  таможне  при  въезде в Узбекистан вам могут предложить
заполнить декларацию. В  ней,  в  частности,  следует  указать,
сколько  каких  денег вы имеете с собой. На выезде, по идее, вы
должны сдать свою копию декларации и отчитаться за растраченную
валюту  ($,  рубли...) -- доказать, что вы меняли их в банке по
официальному курсу. К счастью, из-за  большого  пассажиропотока
таможни  пропускают  "халявно"  часть  граждан,  и отчитываться
обычно не приходится.



     В  Узбекистане  действует  ж.д.,  автобусное  и самолетное
сообщения.  Основная трасса  --  Бухара--Самарканд--Ташкент  --
насыщена машинами. Подвозят без проблем.

     Граждане  СНГ,  прибывшие  в Узбекистан на срок более трех
суток,   обязаны   регистрироваться.    Приезжих    вылавливают
милиционеры.   Будучи   выловленным,   скажитесь   только   что
приехавшим и уже уезжающим.






     Территория   Азербайджана  в  советское  время  составляла
86.600 кв.км. В настоящее время  из  этой  территории  примерно
10.000  кв.км находится под контролем Армении, присоединившей к
себе Нагорный Карабах и  прилежащие  районы.  Из  этих  районов
проехать в основной Азербайджан невозможно.

     В  состав  Азербайджана  входит  Нахичеванская  Автономная
Республика.  Отделенная от основного Азербайджана  территориями
Армении,   Нахичевань  находится,  фактически,  в  блокаде.  Из
Нахичевани  имеется  переход  в  Иран  (Джульфа)  и  в  Турцию.
Азербайджанцы  летают  в  Нахичевань  самолетом (из Баку, билет
стоит $20) либо ездят через Иран.

     Основная   территория   Азербайджана   граничит  с  Ираном
(переходы: Астара), с  Россией  (переход:  Самур?),  с  Грузией
(переход:  Казах)  и  с Арменией. По Каспийскому морю, в бывший
Красноводск  (ныне  Туркменбаши)  ежедневно  (или  чаще)  ходит
паром.

     Имеется  поезд  Баку--Москва.  Поезд Тбилиси--Москва также
идет через Баку.



     Движение   по   Азербайджану  автостопом  не  представляет
трудностей. Если же вы застопили автобус, предупредите водителя
заранее, что у вас нет денег, во избежание недоумения.

     Переименования:    Бейлаган    (быв.Ждановск),   Билясувар
(быв.Пушкино),      Габеля       (быв.Куткашен),       Геранбой
(быв.Касум-Исмаилов),      Гянджа     (быв.Кировабад),     Огуз
(быв.Варташен), Тертер (быв.Мир-Бащир), Шарур (быв.Ильичевск, в
Нахичевани).

     (Вариант -- не окончательный. Будет дополняться.)




     Крупнейший,   после   России,  из  всех  бывших  Советских
республик и размерами лишь немногим  меньше  Якутии,  Казахстан
(2.717.300 кв.км) своими необъятными степными просторами и, как
правило, плохими дорогами, производит различное впечатление  на
вольных путешественников.



     Из  России  вглубь  Казахстана  (и  далее, в Среднюю Азию)
ведут две основных трассы: М32 (Самара -- Актюбинск -- Чимкент)
и  М36  (Челябинск  -- Караганда -- Алма-Ата). Вторая лучше, но
длиннее (из европейской России). Подробно о них см.  в  разделе
Трассы. Казахские граница и таможня не являются строгими, порой
вы можете проехать их в каком-нибудь местном автобусе, даже  не
заметив.

     Железные  дороги,  проходящие  по  территории  Казахстана,
помогут мудрецу в путешествии  бесплатными  поездами,  а  также
локомотивами.

     В   северных   областях   Казахстана  русский  язык  более
употребителен,  чем  казахский.  Натуральный   казахский   язык
записывается,  как и в советское время, русскими буквами. Слова
этого языка похожи на узбекские и туркменские, как, впрочем,  и
на слова других тюркских языков.



     Местные  деньги  называются тенге. Сейчас (09.1997) 1$=~70
тенге. Цены на хлеб и фрукты  в  южном  Казахстане  значительно
ниже российских. Обмен денег не затруднен.

     Некоторые    ГАИшники    ("МАИшники")   Казахстана   могут
показаться  вам   недружелюбными.   Особенно,   за   чрезмерную
корыстность,   их  не  любят  водители-дальнобойщики.  Днем  не
следует  стопить  чрезмерно  близко  к  посту  ГАИ,  чтобы   не
отпугивать водителей, боящихся ГАИшников.

     Автобусы  распространены  только  в  окрестностях городов.
Дальние междугородние автобусы весьма редки.

     Двигаясь  летом  по жарким трассам автостопом, не забудьте
иметь при себе достаточное количество воды.

     Переименования:     Акмола     (быв.Целиноград),     Актау
(быв.Шевченко), Атырау  (быв.Гурьев),  Жаркент  (быв.Панфилов),
Сатпаев (быв.Никольский).


see ya. /aka krok@chat.ru

Популярность: 13, Last-modified: Tue, 11 May 1999 07:35:05 GMT