---------------------------------------------------------------
     From: smit1@tula.net
     Date: 24 Nov 2000
---------------------------------------------------------------

ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

 

ОТЧЕТ

о водном туристском путешествии четвертой категории сложности

по р.Чуя - р.Катунь от п.Чибит до п.Чемал

 

Маршрутная книжка No 19 -- 00 Руководитель: Сеничкин А.С.

 

Тула 2000 год.

 

ПАСПОРТ ПОХОДА:

 

·         Сроки проведения: с 22 июля по 14 августа 2000

·         Район: Горный Алтай

·         Нитка маршрута:г.Тула - г.Москва - г.Горно-Алтайск - п.Чибит

             сплав по р.Чуя - р.Катунь - п.Чемал - г.Горно-Алтайск -- г.Барнаул - г.Омск- г.Москва - г.Тула

·         Состав группы: 4 чел.

·         Средства сплава: каркасно-надувные лодки

·         Категория сложности: четвертая

·         Протяженность сплава: 210 км

·         Уровень воды:  средний

·         Общее количество дней (Тула - Тула): 24 дня

·         Количество дней на маршруте (п.Чибит - п.Чемал): 18 дней

·         из них:

            стапель - 0,5

            сплав - 15 дней

            дневка - 2 дня

            антистапель - 0,5 дня

·         Работа над отчетом: текст, оформление - Сеничкин А.С., Internet-вариант:М.Шадский,Е.А.Сеничкина(дочь А.С.Сеничкина. 13 лет)

·         дневник - Береза А.Е.

·         фотографии - Береза А.Е., Головин М.Ю.

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

 

No /  Ф. И. О. /  Год рожд. / Адрес / Тур. опыт/ Обязан. в пох. / Распр. по судам

1. Сеничкин Александр Сергеевич, 1950, 300008 г.Тула ул. Мира д.27 к.40.

т. 35-39-67  smit1@tula.net, р.Чуя-Катунь V-р, р.Нарын V-р, Руководитель

Капитан Л-1

2. Береза Алексей Евгеньевич, 1968, г. Тула ул. Гайдара 9/23 кв.7, т. 27-50-17

р.Ойгаинг V-у, Завхоз, Капитан Л-2

3. Дубовенко Елена Игоревна, 1978, г.Тула Красноармейский пр.д.4 кв.101

т. 27-06-38, р.Шуя II-у, Медсестра, Матрос Л-1

4. Головин Михаил Юрьевич, 1963, г. Тула ул. маршала Жукова 14Г, кв.58,

т.39-15-48, р. Пес-чаная III-у, Фотограф, Матрос Л-2

 

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

 

Дата

Местоположение

Способ передвижения

22-25.07

Тула-Москва-Барнаул

Поезд

25-26.07

Барнаул - Горно-Алтайск -Чибит

Авто

26.07

 

Стапель

27.07

п. Чибит - порог Сумрачный

Сплав

28.07

пор. Сумрачный - п. Ярбалык

Сплав

29.07

п. Ярбалык - пор. Бегемот

Сплав

30.07

проводка 1-й ступени пор. Бегемот - сплав до пор. Слаломный

31.07

пор. Слаломный - п. Белый Бом

Сплав

01.08

п. Белый Бом - пор. Иодринский

Сплав

02.08

пор. Иодринский - пор. Турбинный

Сплав

03.08

обнос пор. Турбинный и пор. Горизонт - сплав до п. Иня

04.08

п. Иня - р. Айгалуш

Сплав

05.08

дневка

06.08

р. Айгалуш - р. Б. Сумульта

Сплав

07.08

р. Б.Сумульта - п. Куюс

Сплав

08.08

п. Куюс - п. Еланда

Сплав

09.08

дневка

10.08

п. Еланда - п. Чемал.Сплав

Антистапель

11.08

п. Чемал - г. Горно-Алтайск - г. Барнаул

Авто

12-14.08

г. Барнаул - г. Омск - г. Москва - г. Тула

Поезд

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

 

Алтай - горная страна на территории юга-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м. Самая высокая точка Горного Алтая - г. Белуха (4506м), с которой берет свое начало р. Катунь. Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.

Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января --190С, июля +190С, годовое количество осадков 250-300 мм. Горном Алтае средняя температура января колеблется от -120С до --310С, июля +9 до +180С. В горах количество осадков составляет 1500-3000мм в год. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало р.Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус,Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Оптимальное время для сплава - с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер. Наиболее примечательны из них Телецкое и Маркаколь.

На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы.

Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек.

Маршрут проходит на территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой - алтайцы.

Основная транспортная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт, идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю.

 

ПОДЪЕЗДЫ К НАЧАЛУ МАРШРУТА

 

До Барнаула добирались на поезде No96 Москва-Барнаул. Можно на этом поезде (прицепные вагоны) ехать до Бийска, но большого смысла это не имеет, т.к. в Барнауле эти вагоны ждут несколько часов местного поезда, к которому их прицепляют. Через минут 40 после прибытия московского поезда уходит автобус на Бийск, автовокзал находится рядом с ж/д вокзалом. Автобусы ходят довольно часто, но в крайнем случае можно уехать в Бийск на местном поезде.

Мы еще из Тулы созванивались по транспорту с Бийском, но на этот день у них уже была группа. Телефон в Бийске (3854)312581,291379,717645 Наумов Константин Вообще с транспортом проблем нет. На вокзале дежурят несколько автомобилей разной вместимости. Надо только выбрать подходящий по цене и комфорту.

Мы уехали через полчаса на Газели  600р за всех с вещами до Горно-Алтайска.

В Горно-Алтайск приехали уже к вечеру, из транспорта были только легковые, но они просили 1200 - много. Ночевали на автовокзале (за 20р с носа договорились со сторожем).Утром масса машин. Выбрали за 800р до Чибита. Можно было ехать и на автобусе, деньги примерно те же, но машиной быстрее и удобнее.

 

 

ОТЪЕЗД С МАРШРУТА

 

Наша группа сплавлялась до п. Чемал на р. Катунь. Поселок является районным центром, в нем есть почта, магазины, отделения местной власти и милиции, школа. Также Чемал является известным климатическим курортом. Автобус до Горно-Алтайска ходит два раза в день в 7-30 и в 17-00. Однако, на вечернем автобусе уезжать нецелесообразно, т.к. доехать удастся лишь до Бийска, а автовокзал не самое лучшее место для ночевки. Мы уезжали утренним автобусом Чемал - Горно-Алтайск.

По прибытии в Горно-Алтайск сразу же пересели на автобус до г.Барнаула.

По приезду сильно пожалели, что не купили билеты заранее. Смогли взять

только общий до Омска. Из Омска на Москву идут 8 поездов, а из Барнаула 2.

Но и в Омске та же история. Взяли только дорогие купе в разных вагонах.

Ну а от Москвы просто электричка...

 

ЛОЦИЯ р.ЧУЯ  (oт п. Чибит до слияния с р. Катунь).

 

Уровень воды средний. Расход в устье около 100 кубометров в секунду.

Начиная от Чибита до правого притока Бельгебаша Чуя течет быстрыми извилистыми протоками. Длина участка 9км. Дорога(Чуйский тракт) постоянно по правому берегу. В протоках могут встречаться завалы. Небольшие пороги преодолеваются с ходу.

В концу участка появляются скальные выходы, река собирается в одно русло, начинаются сложные пороги.

ПОРОГ СУМРАЧНЫЙ начинается за правым поворотом реки.Длина около 600м.

Препятствие серьезное, условно его можно разделить на две ступени. Валы, камни, бочки. Просмотр по правому берегу. Прохождение вначале вдоль правого берега, затем перед островом уход влево в чистую левую протоку. Чалится к правому берегу т.к. через 400м -

ПОРОГ БУРЕВЕСТНИК начинается за правым поворотом реки. Длина 300 м состоит из 2-х ступеней. 1-я ступень почти вся перегорожена огромными камнями, проход у правого берега маневрируя между камнями и пенными ямами. Между 1-й и 2-й ступенями около 100м река несколько расширяется, имеет шиверный характер. удобные места для фотосъемки и страховки на правом берегу. 2-я ступень - резкое сужение реки с перепадом 3м в конце пенный вал 2м.

Просмотр и страховка с правого берега.

ПОРОГ метров через 150 после Буревестника. Посреди реки высится "зуб", справа хороший слив. Можно идти сходу.

ПОРОГ перед мостом через Чую. Длина около 100м. Проходить удобно левым берегом сходу.

ПОРОГ ЯРБАЛЫКСКИЙ начинается в 300м ниже моста, после шиверы, напротив села Ярбалык. Порог образован скоплением валунов за левым поворотом реки. Длина 400м. Просмотр с правого берега. Условно порог можно разделить на две ступени на первой в центре и справа камни, бочки. Вторая ступень чище, но заканчива-ется большими надводными плитами, надежнее идти с центра и влево. Далее несколько простых шивер  на поворотах реки.

! ПОРОГ БЕГЕМОТ начинается через 500м после устья правого притока Айгулак. Чалка к левому берегу перед мостом. Бегемот - одно из сложнейших препятствий нижней Чуи, имеет мощные сливы, бочки, бушующие валы высотой до 2м. Длина 400м Условно порог можно разбить на 7 ступеней. Наиболее опасны 1,3,4. Первый слив находится между опорами моста. Высота слива 1,5м за ним такой же стоячий вал. 2-й слив проще, но за ним тоже высокий вал. На 3-й ступени в сливе "зуб" на который несет основная струя. За сливом несколько подводных плит, валы 1,5м бочки 1,5м. За первыми двумя сливами торчат "зубья"(при определенном уровне воды напоминающие морды бегемотов). Вода кипит на первых трех ступенях. 4-я ступень - мощный слив с закрученным валом. 5-я - прямой слив. 6-я - слив с пульсирующими валами на выходе. 7-я - самая простая - шиверистый участок длиной 50м. Просмотр и места страховки на левом берегу. Обнос по дороге на правом берегу либо проводка вдоль левого. Вопрос о прохождении решается после тщательного просмотра самого порога и 7 мемориальных табличек на разных ступенях.

ПОРОГ КЛАССИЧЕСКИЙ через 2 км после Бегемота. Ориентир - крупные скальные обломки в русле. Длина - 500м. Основная сложность - навал воды на скальные обломки. Обход их затрудняют мелкие валуны. Валы - 1,5м. Просмотр справа.

ПОРОГ СЛАЛОМНЫЙ сразу за Классическим. Порог сложный, длина 2км. На нем укладывается порядка 10 порогов обычного понятия, но пристать между ступенями можно. Река сжата местами до 20м, скорость течения значительна. В середине порога на участке 100м расположены 2 ступени, на которых камни почти полностью перегораживают русло. Сливы не прямые и довольно опасные. На всем протяжении много глыб, валов, бочек. Берега крутые местами сыпучие. Просмотр по правому берегу. Запомнить линию движения на таком большом участке довольно трудно.

ПОРОГ ОБМАННЫЙ на левом повороте через 1км после Слаломного длина 100м можно идти без разведки.

ПОРОГ через 2км на плавном правом повороте в центре русла мель проход справа без разведки.

ПОРОГ ВЕЕР через 2км. Без просмотра.

ПОРОГ ГОРОДОВОЙ через 3км. В центре порога скальный обломок. Проход справа без разведки.

ПОРОГ БЕЗЫМЯННЫЙ через 1км на левом повороте. Короткий, слив небольшой. Без разведки.

ПОРОГ ДОЗОРНЫЙ (РАТНИК) чуть ниже левого притока. 2км от предыдущего. В центре порога огромный скальный обломок, видный издалека, напоминающий голову ратника в шлеме. На скалу навал, проход слева без просмотра.

ПОРОГИ (3шт) приурочены к поворотам реки. Пороги однотипные, короткие и довольно простые. Между ними менее 1км. Можно идти без разведки.

До поселка Белый Бом встречаются еще несколько простых шивер. Перед поселком мост, после поселка еще один. В поселке хорошее кафе.

ПОРОГ через 500м после крайнего дома п. Белый Бом, на левом повороте. Длина 100м на всем протяжении валы 1,5м. Без разведки.

ПОРОГ ИОДРИНСКИЙ начинается от моста в п. Иодро. Перед мостом шивера 500м

Длина порога 1,5км. Наиболее сложны первые два участка. Первый начинается от моста и тянется на 200м, участок приурочен к левому повороту реки. Справа и по центру в русле камни, на самом повороте, правее центра, высятся два огромных валуна. По всему руслу валы 1,5м. Идти лучше у левого берега.

Второй участок проще, хотя много камней и валов. Проходится слева. Просмотр справа.

ПОРОГ МОКРЫЙ на плавном повороте реки. Длина 200м. Вход шиверного типа. Значительный перепад высот. Валы 1м. Просмотр с левого  берега.

ШИВЕРА СТЕПНАЯ ориентир - скальные сбросы слева. Длина 1,5км. Много камней, валов. Без разведки.

ШИВЕРА РАЗДОР через 500м после СТЕПНОЙ, длина 1,5км. На ней можно выделить

5 порогов с хорошим падением, камнями, валами, бочками. Просмотр справа.

Далее несколько коротких шивер.

!ПОРОГ ТУРБИННЫЙ это второй из трех сложнейших порогов нижней Чуи.

Порог виден с чуйского тракта, но не имеет четких ориентиров с воды.

Начинается с крутого левого поворота. Просмотр и путь обноса по правому берегу. Сам порог очень красив, поражает своей мощностью. Условно можно разделить на 2 ступени. Первая начинается мощной струей с валами 1,5м, которая вырывается из-за поворота, устремляется на скалу и разбивается на два потока круто падающих вниз. Здесь на участке 25м река падает на 4м.

Правая струя шириной 3м сильно перекручена, с косыми бочками и в конце упирается в громадный камень. Левый слив шире - 5-7м, но струя в конце падает на обливной камень. В зависимости от уровня воды можно пытаться пройти и правой и левой протокой. Места и расстояния для страховки достаточно. Обносить имеет смысл сразу еще и следующий порог -

!ТУРКЛУБ ГОРИЗОНТ - самый опасный и сложный на нижней Чуе. Начинается за правым поворотом реки через 600м после Турбинного. Длина 200м расположен в каньоне. На входе поток разделяется грядой камней, лежащих вдоль русла, на две части. Здесь находится первый слив. Левая часть его более полога, но в ней несколько полуподводных зубьев и жестких отбойных валов. Правая часть шириной 3-4м с падением 1м. После слива весь поток вспенясь на камнях и разогнавшись в скальном коридоре бьет в скалу правого берега. Отбоя нет. Скала имеет отрицательный наклон и по видимому подводные карманы. Страховка должна предусматривать возможность эвакуации спасаемых из прижима. Высота стенки порядка 50м, внизу гранит, наверху сыпуха. Просто опущенная сверху веревка из-за отрицательного наклона не достает до стенки 5-8м. Рекомендуем тщательный просмотр и продуманные решения. Обнести оба порога удобнее по дороге.

ШИВЕРА КОНЕЧНАЯ длина 2,5 - 3 км. Большое количество камней. Можно выделить

3-4 слива с камнями, а после них много валов в которых надо маневрировать. Можно просмотреть, но можно и так. Далее - Катунь.

 

ЛОЦИЯ р. КАТУНЬ ( от устья р.Чуя до поселка Чемал ).

 

Уровень воды средний. Расход в нижней части около 1000 кубометров в секунду.

Наличие и сложность препятствий сильно зависят от уровня воды. Указаны только основные препятствия, присутствующие на реке постоянно.

Из-за большого километража и большого расстояния между отдельными препятствиями на р. Катунь, ориентироваться на реке приходится только по населенным пунктам и отдельным притокам. Рекомендуем ориентироваться не по описаниям препятствий, а по схеме реки с километровыми отметками.

Скорость движения при минимальной гребле 10-12 км/ч.

До пос. Иня на р. Катунь серьезных препятствий нет. Однако приходится быть внимательным, чтобы не попасть в мощные бочки за отдельными надводными и обливными камнями.

В пос. Иня два автомобильных моста высоко над водой - старый и новый. Сам поселок с воды плохо виден. В поселке почта, магазины.

Уезжать с р. Катунь можно из поселков Иня, Чемал, Сростки.

ПОРОГ ИНИНСКИЙ. Расположен в районе пос. Иня. Порог образован в результате взрывных работ. Валы, отдельные бочки. При низком уровне воды сложности не представляет.

Перед порогом Ильгуменский тракт отходит от реки. На характерных зигзаго образных  участстках реки шиверы с валами до 1,8м и бочками до 1,5м.

ПОРОГ ИЛЬГУМЕНСКИЙ.  Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б. Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам - начало порога. Порог - сужение русла, берега из крупных темных валунов. На входе  слив: справа около 2, 5 м, слева около 2 м и более пологий. Далее струя с валами до 2,5м, в конце порога у левого берега бочка 1,5м. Просмотр по левому берегу. Порог очень фотогеничный. На левом берегу много дачных построек.

ШИВЕРА за правым притоком р. Айлагуш. Валы.

До устья р. Кадрин простые шиверы. Степь постепенно кончается, начинается сосновый лес.

ПОРОГ КАДРИНСКАЯ ТРУБА. На протяжении нескольких километров после устья р. Кадрин серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2м. На плесах между сужениями мешанина из поганок и водоворотов. Трудно выйти из струи и войти в нее. Во второй половине много хороших стоянок.

ПОРОГ МЕШОК. Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные поганки, водовороты.

После порога виден скальный остров. После него через 400 м впадает правый приток Кузюр. Затем после левого поворота сужение долины и видны светлые осыпи на левом берегу. Это ориентир пор. Шабаш.

!ПОРОГ ШАБАШ. Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скалы на правом.

Первая ступень на правом повороте. На входе валы, бочки до 1,5м.Далее основной слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка 2м (ОДЕЯЛО), слева косые бочки до  1,5м, справа чисто. На выходе валы до 1,5м. Проход правее центра.  Вторая ступень через 300м после первой. На входе слева бочки до 1,2м, сливы через плиты; справа слив 1,5м с жесткой бочкой, под которой просматриваются камни; по центру чистая струя с валами до 2м. В конце порога один вал периодически превращается в пульсирующую бочку. Проход либо правее либо левее центра, хотя можно и по центру, но тогда надо пробивать второе ОДЕЯЛО т.е. пульсирующую бочку. Просмотр по правому берегу. После первой ступени возможна чалка на правый  берег. Единственное место для стоянки на пороге - между ступенями, за большим  утесом на правом берегу.

Далее - Валы. В русле отдельные камни.

ПОРОГ КАЯНЧА. После левого притока р. Сумульты примерно через 3 км. Сужение в скальных стенках, валы до 1м, аналогично предыдущим шиверам. За ним подвесной пешеходный мост. Прохождение с хода.

Далее после правого поворота с бомом слева - 2 шиверы с валами до 2-2,5м.

Аналогичная шивера в районе устья р. Байтызем.

На правом берегу км за 5 перед поселком Куюс появляются дома. Один из них - баня  от какой-то турбазы. От берега недалеко. Сам поселок к реке не подходит идти пешком км 2. Магазин.

ПОРОГ. На входе в центре слив  с плиты, бочка 1,5м. Далее валы до 1,2 м.

В правой части камни не видимые с наплыва. Прохождение с хода. Далее шиверы с валами и отдельными бочками до 1-1,2м.

ПОРОГ ТЕЛЬДЕКПЕНЬ - 1. В 1км до порога справа впадает р.Эдиган. Начинается разгонной шиверой на правом повороте, с пирамидальными валами до 1,8м. После нее плес 150м с большим уловом и песчаным пляжем на правом берегу. За ним ближе к левому берегу скальные ворота - вход в порог.

На входе слив в воротах, валы до 1,5м. Далее в каньоне со стенками 5-8м поганки и водовороты. Через 300м еще один слив, за ним мост, опять поганки. Для просмотра лучше всего причалить к левому берегу в начале шиверы. Можно просмотреть и с правого берега, но придется больше идти. Прохождение со взаимной страховкой с воды. За порогом берега крутые, подойти к воде сложно.

ПОРОГ ТЕЛЬДЕКПЕНЬ 2. В конце прямого участка за порогом Тельдекпень 1 Ориентиры: справа устье р.Чеба; за ним левый поворот с пологим каменистым левым берегом. Порог начинается от этого поворота. Аналогичен предыдущему, но мощнее него. Справа сухая протока. В основной протоке справа обломок скалы, слева горка с валами,  далее мощные поганки  в скальных стенках 6-10м. Порог, как и Тельдекпень 1 чисто турбулентного вида. Вода на вид ровная, но мощные течения образуют то блуждающие водовороты,  то поганки. Самое опасное место - на входе. Нужно пройти по узкой струе между двумя громадными водоворотами. Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом. Прохождение со взаимной страховкой с воды.

ШИВЕРА Валы.

ПОРОГ. Примерно через 5,5км после впадения р. Бийка скальный коридор длиной 200м. Мощная струя наваливает на правый берег.

ПОРОГ ЕЛАНДИНСКИЙ. Ориентиры: стенка справа, устье р.Тыткесаек и утес слева. Перед порогом реку пересекает ЛЭП. На скале правого берега вход в штольню и старые отвалы. Внизу еще две штольни. В центре порога скальные выходы.

Правая протока узкая, но пройти можно. Основная протока левая. Валы до 2,5м. За порогом недостроенная Катуньская ГЭС. Штольни предназначались для взрыва правой скалы. В поселке магазин, турбаза.

ЧЕМАЛЬСКАЯ ТРУБА. Начинается за правым поворотом перед устьем р.Чемал.

Сужение в скальных стенках высотой до 8-10м, на входе слив 0,8м с бочкой 0,8м, далее мощные поганки.

В устье р.Чемал есть места для стоянок, здесь можно закончить маршрут.

Автостанция находится в начале (т.е. выше по течению) поселка. Это нужно учесть при выборе места антистапеля.

Пос. Чемал является климатическим курортом. На р. Чемал расположена Чемальская ГЭС. Из долины Чемала выходит ЛЭП.

 

ДНЕВНИК ПОХОДА

 

Распределение по судам:

·         ЛОДКА 1 (далее Л1)

Александр Сеничкин (далее А.С.) - капитан

Елена Дубовенко        (далее Е.)   - матрос

·         ЛОДКА 2 (далее Л2)

Алексей Береза          (далее А.Б.) - капитан

Михаил Головин         (далее М.)   - матрос

 

22.07.2000. Электричка - Каланчевка. До Казанского вокзала челноком перетащили вещи. На экипаж 3 вещи. Все оказалось достаточно легко. Докупили провиант.

22.07.-25.07. Ехали в Барнаул.

25.07.Приехали в Барнаул. Простояли на вокзале 0,5 часа, ходят водилы, предлагают подвести. Уехали на Газели за 600 за все. При отъезде прошел дождь. Вечером приехали в Горно-Алтайск. Перед ним таможенный пост, но у нас ничего не проверяли, наш экстрасенс М. сказал, что это он поставил защиту. Вечером у автовокзала одни легковые таксисты. Предлагают ехать, но мы считаем лучше завтра с утра. У вокзала кафе - чебуреки, шашлык(13р).

Хотели ночевать в гостинице (далеко от вокзала) т.к. вокзал на ночь закрывают, но потом договорились со сторожем и за 20р с носа заночевали внутри. Ночью подъехала еще одна группа. Вот и все туристы. Докупили провиант.

26.07. Только успели проснуться - пошли предложения. Сели в машину(буханка) "криминалистическая лаборатория" с охотоведами (2+водила) отдали 800р.

Ехали весело, как в былые времена в Грузии, с пивом по дороге, с шашлыками и водкой в придорожных кафе (угощали попутчики). Ближе к вечеру приехали в Чибит, точнее встали у первого снизу моста, перешли на левый берег и встали. Начали сборку лодок. Успели. Ночью ясно, холодно.

27.07 Паковались долго - первый раз. Отплыли поздно. Шиверы, разбои. Дошли до порога Сумрачный. Посмотрели. У меня (А.Б.) мандраж, да еще перегрелся на солнце в полной сухой гидре. На просмотре разминулись с А.С. У меня нет настроения плыть, я об этом сказал А.С., но решили пройти и встать. Пока я лез к 2.й ступени с фото, А.С. с Е. кильнулись, не смогли влезть в лодку, и их пронесло весь порог.  Мандраж как-то прошел. Нормально прошли впритирку к правому берегу. Встали на острове перед Буревестником. На самом пороге, на правом берегу, базовый лагерь большой коммерческой группы.

28.07.Встали очень рано (я разбудил), но после завтрака заснули опять (вечером засиделись - килевые, первый день сплава, переход на местное время) в общем выплыли поздно. На Буревестнике нас страховали гиды из коммерческой группы, а вся толпа высыпала смотреть. Они нас давно ждали. Прошли нормально. Мандраж у всех прошел. Плыли недолго т.к. вечером солнце в глаза и почти ничего не видно на воде. Встали на правом берегу.

29.07.Встали нормально. Быстро собрались. Ясно, солнечно. Дошли до порога Бегемот. С первого взгляда с А.С. решили, что теоретически все идется, но вечером А.С. сказал, что на 98% будем проводить. Стоим на левом берегу.

Рядом с нами группа молодых ребят из Кемерова. У них кат четверка и двойка. Ночуют без палаток, благо погода отличная, постоянно тренируются на пороге.

К вечеру на правый берег подплыла коммерческая группа и на машине подвезли их вещи. Они до этого стояли на Буревестнике.

30.07. С утра коммерческая группа поочередно без вещей, со страховками стали проходить порог. У них каты двойки 2 шт и 4 или 5 рафтов. Мы посмотрели и стали проводить. Оделись по полной форме. Провели мост и устали от жары. У троих "теплики", (особенно у Е.). Решили идти на Л1 А.С. и А.Б. от конца второй ступени. Кильнулись в 3-й ступени. М. нормально кинул бросалку, тут же еще подскочила двойка кемеровцев ("Вы туляки блин даете,  - красиво легли..."). Л2 провели за 3-ю ступень. Далее шли до порога Классический. Встали перед ним. На берегу растут эдэльвейсы.

31.07. С утра просмотрели и пошли Классический и Слаломный. Шли заходов в 4-5. Бочки мягкие, на всех 4-х километрах. Потом 15-20км откровенной полоскухи. Дошли до Белого Бома. Кафе. Пиво, чебуреки...

01.08 С утра слегка пасмурно, но потом опять ясно. Плывем теперь только в гидроштанах, а М. вообще в простых. В Белом Боме купили кусок барана 3-4кг за 50р. Поплыли. Полоскуха. Один интересный порог - Иодринский. Встали на большом острове. Шашлык. Очень вкусно.

02.08. Проснулись поздно. Интересная Степная шивера - валы, валы. Ждали левого поворота - Турбину. На одном повороте я увидел, что сломалось крепление штевня. А.С. помог и уплыл. Догнали на Турбине. Очень красивый порог, но не для нашей группы. Часть провели, часть обнесли и встали прямо за порогом. Мало дров.

03.08. Утром ясно. Пошли с А.С. смотреть Горизонт. Он низом, а я верхом.

Я потом спускался. В теле появился приятный холодок. Трезво - группа слаба, чтобы идти. Понесли по берегу. Проколупались полдня. Особенно трудно было спускать лодки и вещи с сыпухи. А.С.  не стал ждать, когда мы соберемся и уплыл. Только мы отплыли - кильнулись (специально, чтобы М. узнал, что это такое).  Вылезли на лодку, подплыли к берегу. Дальше сложная шивера. Нашли чей-то гермомешок. Вплыли в Катунь. Валы. А.С. и У. сходили в Иню за провиантом. Встали за Иней км в 4-6 на левом берегу. Вечером подошли два рыбака. Они ставили сети ловить рыбу. (Потом мы их встретили в Горно-Алтайске попалась всего одна рыбка). Долго сидели с ними.

04.08. Утром быстро собрались. На реке шиверы с крупными валами. Слева поселок Пошел дождь. Облазили весь поселок - искали мясо. Не нашли. Купили картошки. Встретили коммерческую группу из Бийска. Только собираются отплывать. У них 3 двойки, честер и рафт. В группе в основном школьники. Ушли вперед к Ильгуменю. Пока перекусывали и снимали прохождение Л1, они нас догнали.

Я и М. отдали фотики А.С. и Е. и пошли одеваться. Мандраж. Пока готовились - прошли два судна. Вышли и столкнулись катом на заходе. Унесло в самую бучилу. Но все нормально. Вышли из струи. Пошел за фотиками.  Пока паковались - кильнулся рафт. Л1 и другие двойки кинулись вылавливать. При страховке у левого берега киль ката. Мы пошли следом. Выловили кейс. Отдали. Дошли до правого притока. Встали на дневку. Вообще перед притоком место для стоянки лучше.

05.08. Дневка. Жара. Я весь день в тени. Вечером подплыла группа. Пели с ними песни.

06.08. Встали очень рано - устали отдыхать. Выплыли быстро. Сразу за поворотом впадает Кадрин. Там стоят кемеровцы. Пошли в кадринскую трубу. Вода выше чем в 1989.Валы, водовороты, поганки. Вышли из трубы. За выходом 2-3 мощных шиверы, которые А.С. и я приняли за вход в  Шабаш. (В 1989 А.С. не узнал ориентиры входа в Шабаш и мы все пошли без просмотра. На нашем маране тогда лопнул баллон, а А.С. и другой маран прошли нормально.) Чалились суетливо, и М. вывалился из лодки. Залез не сразу. Нас догнали кемеровцы. Пока шли просматривать, кемеровцы небрежно глянув начало порога, лихо отплыли.

Двойка прошла справа у камня, а четверка кильнулась в центре еще при заходе. Долго смотрели, опять жара. Первым пошел А.С.. Кильнулся в первой ступени.

Е. оторвало от лодки. Она причалила самостоятельно. А.С. поставил лодку, забрал Е. и вторую ступень прошли нормально. Мы  пошли справа, прошибли небольшую бочку, и ушли от струи. Пока готовились, нас догнали соседи. После Шабаша перекус и тени понтонов пережидали жару. Потом прошли устье

Р.Урсул и встали за впадением р.Бол.Сумульта. Мы здесь стояли в 1989г. Дров опять мало. Характер  реки изменился - прижимы, водовороты, жесткие отбойники, все на поворотах.

07.08. Встали нормально. Отплыли в 11. Действительно, воды больше чем в1989. Несколько шивер. В одной, уходя от здорового как сарай камня попали в струю. Валы как во второй ступени Шабаша. Плыли долго, но река несет. Перекус у водопадного ручья. Чуть выше дорога. Нас догнали катамараны и коммерческая группа. Пошли с ними. Доплыли до Куюса. Он в 2км от реки. Дошли до магазина в 18 часов, но успели. В одном доме купили мясо косули, золотой корень (80р кг) и кедровые орехи (5р кг). Км за 5 перед поселком некоторые дома находятся близко от реки, там чья-то турбаза и есть баня. Да, перед поселком был порожек, а в нем водоворот. Меня там вышибло из упоров и чуть не кильнуло. После поселка немного проплыли и встали. Прошел небольшой дождь.

08.08. С утра прошли несколько коммерцеских групп и одна простая из Питера. Собрались нормально. Только отплыли А.С. кильнулся. Они пошли по центральной струе мощного переката. Издалека он смотрелся как обычная струя с пенными валами, а вблизи оказалось, что они под 3м и в центре пульсар. Сначала вылетела Е., а потом кильнулась и лодка. А.С. поставил лодку, залез, потом догнал Е. и она залезла. 0,5 часа плыли до шиверы 88 (которая перед Тельдекпнями). Зачалились справа. Шивера жесткая. Поговорили с Питерцами. После просмотра решили идти колонной. 88-я справа, остальное по центру.

Во 2-м меня здорово подтопило водоворотом, но лодку удержали. Пошли дальше, встретили коммерческую группу из Барнаула. Поплыли с ними. Е. поплавала на катамаране - обмен опытом. Перед п.Еланда встали на дневку.

09.08.Дневка. До чемала 2 часа ходу. Впереди порог. Гиды катают на нем желающих, а также построили и топят баню. Сходили в поселок. Там небольшая турбаза от Новосибирска. Они плавают на катарафтах. Это громадный катамаран, в нем гид гребет двумя длинными как греби веслами и ему еще помогают человек 6 с канойными. Остальные балдеют. Плывут по всем валам, но говорят, что иногда может и смыть. М. лазил в штольни правобережной скалы. Здесь собирались строить ГЭС. Еще в 1989 здесь был большой лагерь "зеленых", они протестовали против строительства. Нам говорили, что штольни разведочные, но М. Вернулся и рассказал, что однозначно - это штольни для взрыва горы.

На небе тучи, не жарко. Вечером посиделки с гидами.

10.08. Встали поздно. Выплыли после "коммерсантов". Плыли больше 2 часов.

Несколько коротких шивер. К вечеру "Чемальские ворота", слабее Тельдекпней.

Лагерь у реки в поселке. Антистапель. Пакуем вещи. Конец водной части. Дождь.

Ночью ужасная гроза, ливень. Наша палатка упала. Все в мокрете(сленговое от слова "мокро"- прим. веб-мастера).

11.08. Проснулся в 5-30. Всех поднял. Еле успели на автобус. В Горно-Алтайске часа 3, -автобус в Барнаул. Ж.д. билетов нет и неизвестно. Взяли до Омска в общий. Ночью уехали.

12.08. Утром, на границе с Казахстаном таможенный контроль. Прошлись с собакой. В Омск приехали в 10 по Москве. Билетов нет. Взяли на фирменный Владивосток - Москва. Купе в разные вагоны и то ночью. Проторчали 15 часов на вокзале.

13.-14.08. Просушили в купе вещи. Народ балдеет. Приехали в Москву. Челноком до Каланчевки. 2 электрички и мы в Туле. ВСЁ.

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

Пройденный маршрут представляет собой классическую Алтайскую четверку.

Выбор маршрута был обусловлен целями поставленными участниками:

Типа отдохнуть, что и было в полной мере достигнуто.

Алтай это прекрасное, экологически чистое место.

Здесь нет ни комаров, ни мошки. Красивые горы и могучие реки.

Местное население относится хорошо.

Ощественно-политическая ситуация стабильна.

Подъезд на ж.д. не сильно утомляет, а автотранспорт не дорог.

Пешая часть отсутствует.

Маршрут можно рекомендовать как для отдыха, так и для повышения спортивного мастерства. А Катунь - это вообще классика. Больший расход воды и высоту валов и бочек имеют очень немногие реки и как правило они не так доступны. Следует однако учесть сложность и опасность таких порогов как Бегемот, Турбинный, и Турклуб Горизонт при планировании похода и определению способа их преодоления на месте. (К сожалению должен отметить, что на берегах всех значительных порогов валяется много проволоки от ворот которые вешают во время проведения весенних ралли. Смотрится очень неприятно да по берегу ходить небезопасно - тонкую проволоку не всегда сразу увидишь).

И на все - про все порядка 100у.е.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

·         Сеничкин А.С. Отчет о водном путешествии пятой к.с. по р.Чуя-Катунь.1981г.

·         Киняев В.В., Мазуров В.В., Паршинов М.И. "Водные маршруты Алтая и Саян", Тула 1994г.

·         Отчет Шапошникова А.М., Ярославль 1996г. . http://kulichki.rambler.ru/moshkow/TURIZM/shawla.txt

·         Отчет Постнова Д.Э., Саратов 1993г. http://chaos.SSU.runnet.ru/cyr/KOI/tur/shawla.htm

·         Отчет Зыкова К.А., Москва 1995г. http://kulichki.rambler.ru/moshkow/TURIZM/shawla.txt

·         Отчет No5046 из библиотеки МКЦТК

 

Чуя. Наша группа. Александр, Елена, Алексей, Михаил. Катунь. Порог Тельдекпень-1.  Чуя. Порог Турбинный. Правый слив.  Катунь. Порог Ильгуменский.     Чуя. Начало сплава. Л1.
Чуя. Порог Буревестник. Л1.  Чуя. Перед стартом. Чуя. Порог Буревестник. Л2. Чуя. Порог Турбинный. Катунь. Порог Шабаш 1-я ступень. Начало оверкиля Л1.
Чуя. Порог Слаломный. Л1. Чуя. Порог Классический. Л1. Катунь. Порог Шабаш. 2-я ступень. Л2. Катунь. Порог Шабаш. 1-я ступень. Л2. Чуя. Порог Сумрачный. Л2.
Катунь. Порог Шабаш 1-я ступень. Л2. Чуя. Порог Бегемот. Л1 (А.С. и А.Б). Катунь. Порог Шабаш выход. Л1.  Это и есть каркасно-надувная
лодка в сборе и в упаковке. Л1.( Сеничкина ).  Это и есть каркасно-надувная
лодка в сборе и в упаковке. Л1.( Сеничкина ).
 Это и есть каркасно-надувная
лодка в сборе и в упаковке. Л1.( Сеничкина ).

Вернуться

Вам нравится Лина из Дикого Ангела? Вам сюда!


Популярность: 27, Last-modified: Wed, 04 Apr 2001 21:10:52 GMT