. Камень Печка, как памятник природы, взят под охрану Лысь- венским городским Советом народных, депутатов. Во время сплава около камня нужно было пересечь быструю струю, чтобы судно или плот не отбросило к камню Великану, ко- торый стоит преградой на пути реки и заставляет ее повернуть на 90 градусов влево. Великан поднимается на высоту 115 м и тянется по правому берегу почти на 1,5 км. Мрачная серая стена прогнулась в середине и словно плачет от непосильной тяжести: в центре ее постоянно просачивается вода. Огромные слои-склад- ки, расположенные почти горизонтальными ступенями, напоминают недостроенный амфитеатр. В верхней части при определенном во- ображении и освещении можно увидеть различные скульптурные ко- мпозиции. В начале камня есть небольшая пещера, в которой всегда журчит ручеек. Великан является памятником природы и взят под охрану Лысьвенским городским Советом народных депута- тов. Подъем на камень с реки очень труден и без специальной подготовки опасен. Идти на него лучше во время дневки от камня Стенового или от Мултыка. От Стенового нужно идти по азимуту 150 градусов до проселочной дороги (50 минут). Еще пять минут ходьбы по берегу реки, и справа будет просматриваться главная вершина Великана. От Мултыка следует идти по берегу в направлении камня Востряк. Перед ним тропа поворачивает направо (обычно по этой тропе ходят на сенокос), через 30 минут ходьбы тропа выводит на дорогу. Контрольный ориентир - высокая сосна с расходящими- ся вершинами, затем по дороге налево - еще 10-15 минут. После этого выход на берег на вершину Великана. На главной вершине выложен тур, и в банке можно найти записку предшественников, посетивших Великан. С вершины камня открывается величественная панорама: вправо узкая лента реки ведет к селу Кын, влево, вверх по течению, видны часть стены Великана, лес на камне Печка и других излучинах Чусовой. Спичечными коробками кажутся на Чусовой лодки, точки людей мелькают на берегу возле палаток. За Великаном мелкий перекат и остров. Плыть нужно возле левого берега. На нем стоит маленький, но выступающий в реку камень Воробей. Во время сплава он не разбивал плоты, а "от- клевывал" по одному-два бревна, за что и получил такое прозви- ще. Справа камень Денежный (по преданию, об него разбилась барка, груженная деньгами). Слева по берегу деревня Зябловка. На повороте видно село Кын - один из крупных населенных пунк- тов Пермской области на маршруте (Кын в переводе с пермяцкого означает "холодный", "мерзлый"). Кын основан Строгановым в 1760 году. Здесь был завод, ра- ботавший на местной руде. В 1911 году руда оказалась вырабо- танной, завод закрылся. В Кыне в честь отмены крепостного пра- ва была построена церковь. Здание ее сохранилось до наших дней и может быть отнесено к памятникам архитектуры. К памятникам промышленной архитектуры относятся здания бывшего завода, плотина, пристань. Пристань оказалась наиболее жизнеспособной из всех сохранившихся на Чусовой. Оригинально крепление больших каменных блоков металлическими скобами. С пристани отправлялась продукция Кыновского завода. В 1864 году в Кыновском заводе возникло первое в России кооперативное об- щество потребителей. Об этом событии напоминают две мемориаль- ные доски: одна металлическая, другая мраморная. На большой металлической доске (700Х1000 мм) на белой эмалированной пове- рхности рельефными буквами написано: "Первому организатору ко- оперативного движения в России Кыновскому обществу потребите- лей в день 70-летнего юбилея (1864-1934 гг.) Горком ВКП(б) Президиум Горсовета Президиум Горпрофсовета". Вторая доска небольшого размера из серого мрамора укреплена на стене хозяйственного магазина. В 1964 году в Кыне отмечался 100-летний юбилей этого об- щества. В гражданскую войну за Кын шли ожесточенные бои. Во время мятежа белочехов Кын несколько раз переходил из рук в руки, а в 1919 году вновь стал советским. В селе имеются памятники красноармейцам, погибшим во вре- мя гражданской войны. В конце села на левом берегу реки Чусо- вой стоит памятник, представляющий из себя прямоугольный пилон на ступенчатом пьедестале. На памятнике надпись: "Здесь 23 но- ября 1918 г. были расстреляны колчаковцами заложники из жите- лей села Кын, и в этой братской могиле похоронены товарищи: Дудин Владимир Андреевич Попов Абрам Савельевич Шумков Афанасий Яковлевич Тудвасев Григорий Иванович Тудвасев Владимир Иванович Языков Григорий Михайлович Носков Всеволод Емельянович Шаврин Иван Васильевич Красноармеец (фамилия неизвестна) Дылдин Константин Андреевич Слава героям гражданской войны!" В настоящее время в Кыне около 1,5 тысячи жителей. Имеют- ся сельсовет, правление колхоза "Мир", несколько магазинов, почта, пекарня, столовая. В 15 км от села находится железнодорожная станция Кын. Напротив Кына река изобилует перекатами. Особенно быстрый перекат в начале села. Идти лучше у правого берега. За селом несколько строений фермы, слева за фермой в Чусовую впадает речка Кынок. Перед ней и за ней можно встать на дневку. Напро- тив Кынка на правом берегу отвесная стена камня Стенового, представляющая собой заросший густым лесом монолит с мелкими нишами. Стеновой является памятником природы. Меняя направление, река подходит к камню Мултык. Первая скала камня напоминает огромную пирамиду, покрытую лесом. Дру- гие скалы ниже и различных форм. Около камня звучное эхо. Есть несколько ниш. В первой скале из пещеры всегда течет ручей. Поляны на правом берегу удобны для дневки. Раньше камень Мултык был опасным бойцом. Подплывая к не- му, сплавщики говорили: "Здесь помултывить придется", т. е. крепко поработать, чтобы на быстром перекате отвернуть от кам- ня. Так и прозвали камень Мултыком. Камень Мултык - памятник природы. Лысьвенский городской Совет народных депутатов взял его под охрану. С бивака напротив камня Мултык можно совершить радиальный выход на камень Великан. Камень Мултык - деревня Заречная - 9 км, от турбазы 229 км От Мултыка Чусовая начинает поворот вправо и через 3 км подходит, минуя перекат, к камню Востряку. Камень почти весь зарос лесом и возвышается на правом берегу холмом с высокими елями и соснами. Между Востряком и Великаном в этом месте по прямой около километра, а по реке 9 км. Поляна на левом берегу пригодна для бивака. За Востряком через 1,5-2 км Чусовая вступает в пределы Свердловской области. На Востряке экспедиция Свердловского ар- хитектурного института установила пограничную плиту, на кото- рой написано: "Пермская обл.- граница - Свердловская обл". Ни- же на правом берегу камень темного цвета - Безымянный. На этом участке до устья реки Сылвицы (30 км) светлые известняковые камни сменяются темнобурыми и зеленоватыми песчаниками. Через 2 км начинается плес, называемый Бабенским, так как в конце его впадает река Бабенка. На левом берегу видна дерев- ня Заречная. Перед ней за километр-полтора можно встать на по- следний бивак. На последней стоянке обычно подводятся итоги похода, туристы получают удостоверения и значки "Турист СССР". Экипаж каждой лодки оспаривает звание лучшего на концерте -соревновании у прощального костра. Деревня Заречная - село Верхняя Ослянка - 6 км, от турба- зы 235 км За деревней (левый берег) в Чусовую впадает река Бабенка. В устье ее остров. Обходить его лучше слева. Справа была де- ревня Ялунина. За ней еще один остров с перекатами в обоих протоках. Резкий поворот вправо, и на левом берегу остается камень Сосун, а впереди виден камень Безымянный. От него река поворачивает влево, и вдали видно раскинувшееся на правом бе- регу село Верхняя Ослянка. В селе есть магазины, почта, сель- совет. Отсюда по тракту 80 км до Нижнего Тагила. Раньше Верх- няя Ослянка была сплавной пристанью Гороблагодатских заводов. Барки для Ослянки готовили в Илиме и после ледохода сплавляли в Ослянку, где суда и нагружались заводской продукцией. Напротив села в русле остров. Плыть лучше правым прото- ком. За островом и перекатом на левом берегу камень Ослянский. В конце деревни на правом берегу причал. Здесь туристы 58-го маршрута сдают лодки, снаряжение и заканчивают водную часть похода. К услугам туристов турбаза, палаточный городок, баня, столовая, камера хранения, в которой находятся личные вещи, сданные туристами в Коуровке. На Верхне-Ослянской турбазе ту- ристы получают железнодорожные билеты (которые они заказали в Свердловске). Через день группа отправляется на автобусе в Нижний Тагил. Город Нижний Тагил Нижний Тагил расположен на восточном склоне Уральского хребта, примерно в 20-25 км от географической границы Европы и Азии, в 149 км к северу от Свердловска. Это один из старейших городов Урала. В 1972 году ему ис- полнилось 250 лет. Начало городу положил Выйский медеплавиль- ный завод, который начал действовать в 1722 году, но особую славу создал Тагилу пущенный в 1725 году чугуноплавильный и железоделательный завод. Его продукция была известна во всем мире. И уже в середине XVIII века Нижний Тагил стал центром горно-металлургической промышленности Урала. Эту славу тагильские заводы удерживали довольно долго. Нещадная эксплуатация, низкая оплата труда - вот средства, ко- торыми владельцы заводов Демидовы старались предотвратить на- двигавшийся кризис. В советское время завод и город начали новую жизнь. Это было нелегко. Город был разорен колчаковцами. Голод, эпидемия, разруха не сломили людей. Героически строили и восстанавливали заводы тагильчане, героически сражались они и на фронтах Вели- кой Отечественной войны. В залах Нижнетагильского краеведческого музея можно наг- лядно увидеть историю этого города, можно узнать имена людей, прославивших его: талантливых самоучек-изобретателей Ефима Ар- тамонова, отца и сына Черепановых, известных металлургов В.Е. Грум-Гржимайло и К.П.Поленова, Героев Советского Союза С.А.Че- рных, П.А.Пологова, Н.М.Епимахова, Героев Социалистического Труда С.Я.Барина, А.Д.Морогова, А.П.Додора и многих, многих других. Сейчас Нижний Тагил - второй по величине город Свердлов- ской области (в нем около 400 тысяч жителей). Всей стране из- вестны его промышленные гиганты: Металлургический комбинат имени В.И.Ленина, Уралвагонзавод имени Ф.Э.Дзержинского. Нижний Тагил - значительный культурный центр. В нем два театра (драматический имени Д.Н.Мамина-Сибиряка и театр кукол), цирк, два музея, 10 Дворцов и Домов культуры, 11 кинотеатров, 196 библиотек, два Дома спорта, четыре стадиона, два высших и 9 средних специальных учебных заведений, 12 профтехучилищ, 80 школ. Село Верхняя Ослянка - камень Малый Стрельный - 29 км, от Коуровской турбазы 264 км За камнем Ослянским снова перекат, плыть лучше у правого берега. Справа Чусовая принимает реку Ослянку. В устье ее удо- бная поляна для обеда. За Ослянкой деревня Нижняя Ослянка. Она расположилась на обоих берегах. В русле остров. Обходить его нужно правым протоком. Однако в разные годы река, намывая пе- сок, меняет условия прохода протоков (туристы, не учитывая этого, иногда сетуют на неточность информации). За деревней еще перекат, и затем Чусовая поворачивает на юг. По обоим бе- регам можно выбрать места для ночлега. Слева невзрачный камень Стерляжий. В русле встречаются на перекате таши. На левом бе- регу отличная поляна. Оттолкнувшись от камня Омут (левый бе- рег), река вновь идет в северо-западном направлении. На правом берегу есть песчаная коса. Спокойное течение, ровные лесистые берега создают впечатление равнинной реки. Слева и справа мож- но выбрать поляны для привалов. На крутом левом берегу видне- ется деревня Луговая. За Луговой - остров, возле которого желательно идти пра- вым протоком. Через километр справа в Чусовую впадает река Чу- вашка. Еще через километр виден дом пастухов (бывшая деревня Коноваловка), сразу за домом - остров и быстрый перекат. У ле- вого берега русло более глубокое. В конце острова Чусовая при- нимает справа реку Сылвицу, за ней находится камень Сылвицкий. Возле Сылвицы стоят опоры моста, возведенные еще в 1915 году. В то время здесь был задуман Коноваловский лесопильный завод. Но в 1916 году строительство его было прекращено, и остались лишь немые свидетели стройки. Далее следуют перекат, Безымянный камень, слева и справа невысокий камень Антонов. За ним хорошая поляна, ниже справа впадает река Ермаковка. Рядом с речкой 40-метровый, овеянный легендами камень Ермак. В середине камня виден вход в пещеру. Предания связывают этот камень с зимовкой Ермака, но история этого не подтверждает. Труднодоступный вход в пещеру (спуск по веревке сверху или подъем по лестнице снизу) и размеры (грот около 4 м) также говорят не в пользу легенд. Пещера находится на высоте 21 м от воды и на расстоянии 17 м от верха камня. Подниматься в нее без специального снаря- жения и навыков скалолазания не следует. Нередки случаи, когда туристы, попав в пещеру, не могут спуститься к подножию камня без посторонней помощи. Овальное отверстие входа (около 3 м по вертикали) перехо- дит в грот (2ХЗ м) с расходящимися влево и вправо слепыми ще- лями. После входа дно грота резко опускается. В пещере могут одновременно поместиться не более 10-12 человек. У камня звучное эхо. Напротив него и за ним удобные места для биваков. На правом берегу за поляной недавно возник бурный родник с холодной водой (10-12 градусов). Слева виден камень Безымянный, ниже которого перекат. У следующего камня Котла (правый берег) Чусовая покидает пределы Свердловской области и уже до конца течет по Пермской. Снова перекат, остров (обход слева), и на левом берегу виден камень Темный. Впереди встре- чаются еще два острова (проходить слева). Между ними на левом берегу стоит камень Малый Стрельный. Правый берег удобен для биваков. Камень Малый Стрельный - камень Пять братьев - 28 км, от турбазы 292 км На повороте справа в Чусовую впадает река Свадебная. За ней - камень Свадебный, остров и слева камень Большой Стрель- ный. Справа впадает речка Малая Свадебная, видны камни Веер и Печка, в Печке есть пещеры. Слева Чусовая принимает реку Чизму, а на правом берегу стоят дома бывшей деревни Чизма. За Чизмой русло выпрямляется, и лишь камень Острый справа нарушает однообразный пейзаж. Пройдя 4 км, Чусовая, как бы на- толкнувшись на камни Круглый мыс, поворачивает на 180 градусов. Более 4 км тянется излучина Круглого мыса. В начале излу- чины правый берег высокий, заросший хвойным лесом, а левый - низкий, безлесный. В конце мыса картина меняется. На выходе из Круглого мыса два переката, которые лучше проходить справа. В направлении на запад слева и справа стоят камни Кумышанские. Между ними три небольших острова. Левый проток выносит лодки к устью светлой реки Кумыш. В 300 метрах вверх по ней имеется пещера. За Кумышом Чусовая образует S-образную излучину, на поворотах которой стоят самые грозные камни-бойцы: Горчак, Мо- локов, Разбойник. Во время сплава эти камни причиняли огромный ущерб караванам и унесли сотни человеческих жизней. "Бойцы, расположенные за деревней Кумышом, представляют последнюю каменную преграду, с какой борется Чусовая. Старик- Урал напрягает здесь последние силы, чтобы загородить дорогу убегающей от него горной красавице" (Д.Н.Мамин-Сибиряк. "Бой- цы"). После устья реки Кумыш Чусовая, минуя быстрый перекат, ударяется о камень Горчак (правый берег). Напротив камня пес- чаный берег и поляна, пригодная для бивака. От Горчака Чусовая уходит под 90 градусов влево, потом вправо, и вот уже слева виден камень Молоков. Наклонное ребро камня, вставая преградой на пути воды, вспенивает ее, как молоко. От Молокова быстрая струя стремительно несется к Разбойнику. Можно предстанить се- бе: если барка не успевала пересечь эту струю у самого Молоко- ва, то становилась неуправляемой, и бешеный поток беспощадно разбивал ее о выступающий до середины реки камень Разбойник. На правом же берегу перед Разбойником расположен высокий камень Кликунчик. По преданиям, на ровной площадке его во вре- мя сплава стояли девки в красных сарафанах из деревни Кумыш, пели и плясали, отвлекая сплавщиков и бурлаков. Потерпевшая крушение барка становилась добычей местных разбойников, выез- жавших на лодках к тонущему судну. Особенно трагичным был 1877 год, когда у Разбойника в те- чение дня разбилось 23 барки и погибло более 100 человек. После этого бойцы частично были взорваны. Считается, что это одни из первых подводных взрывов в мире. За Разбойником выступает отдельно стоящими скалами камень Пять братьев. Камни Разбойник и Пять братьев являются памятни- ками природы. Камень Пять братьев - камень Стенка - 23 км, от турбазы 315 км Через 5 км от Пяти братьев с правого берега выступает ка- мень Отметыш. Между ними можно найти несколько полян для оста- новок. Близ камня несколько лет назад возник родник. От Отме- тыша, как и от Молокова, отходит быстрая струя, а за ней обра- зуется суводь - обратное течение. Барка, спокойно проходя мимо Отметыша, попадала в суводь и неожиданно для экипажа ударялась о камень с обратной стороны. Отметыш тоже был взорван. Напро- тив камня в русле перекат. Через километр слева в Чусовую впадает речка Коровья, за ней стоит камень Коровий. На правом берегу виден камень, изда- ли похожий на сложенную из круглых пластов гигантскую ковригу. Он так и зовется - Коврижка. Рядом с камнем устье одноименной речки. Ниже - камень Щит, состоящий из наклонных, наложенных друг на друга плит. На противоположном берегу хорошая поляна для бивака и место для купания. На пологом повороте слева Чу- совая принимает шумную речку Шумиловку, справа - речку Воробь- евку, за которой на фоне леса белеет камень Воронки. Напротив камень одноименного названия. Слева - пригодное место для ноч- лега. Спокойное течение позволяет рассмотреть справа и слева удобные поляны для биваков. На повороте впадает справа река Рассольная, за ней один за другим идут камни: Гнутый, Башня и один из красивейших, правильной трапециевидной формы, - Гусе- льный. Издали он похож на взлетающую гигантскую птицу. Ниже за быстрым перекатом на левом берегу стоят камни Кобыльи ребра и Сосун. Перед ними, а также и на правом берегу, места для бива- ков и купания. Еще через километр река протекает мимо камня Дыроватые ребра, или, как он раньше назывался, Филин. В камне оригинальная каменная арка. Под ней можно пройти и подняться выше. Длительное пребывание под сводом небезопасно, особенно во время дождя, так как происходит саморазрушение камня. Левее в камне слепая пещера. Быстрое течение за камнем выносит лодки к рабочему поселку Усть-Койва. В нем есть магазин, почта. На левом берегу камень Койвинский, чуть ниже за поселком справа впадает река Койва. В переводе с пермяцкого: "кой" - брызги, "ва" - вода. Койва - горная река, длина ее около 200 км. В верхнем течении реки находили алмазы. Койва представляет инте- рес для туристов-водников. Отклоняясь влево, Чусовая демонст- рирует на правому берегу камни: Красный, Таш, Стенка. Перед последним камнем огромная поляна, на противоположном берегу имеется родник. Камень Стенка - камни Большие Глухие - 17 км, от турбазы 332 км На повороте слева из ущелья вытекает речка Поныш. Скалы носят то же название. Место между камнями Понышами и Стенкой гидростроители находят подходящим для плотины. Через 2 км за- лесенный камень Шаков. Еще через 2 км ниже на правом берегу расположен камень Печка. В нем пещера и постоянно журчащий ручей. Пещера доволь- но длинная (20-30 м) и доступная. За пологим поворотом на обоих берегах видны поляны для ночлега. Слева Чусовая принимает реку Большую Исаковку, а за ней мрачной стеной стоит камень Плакун. Постоянно струящаяся по камню вода дала повод для его названия. В камне есть ниши, самая глубокая около 10 м. За Плакуном остров (проход левым протоком) и перекат. Справа высится гора Алебастровая. На обоих берегах удобные поляны для биваков. После резкого поворота, справа третий камень Шайтан. Красив его белый утес-обелиск на фоне темного леса. В камне пещера, за камнем речка Шайтанка. Ниже на левом берегу из леса выступает небольшой стенкой камень Медвежка. На правом виден камень Гладкий. За поворотом в Чусовую справа впадает речка Глухая. Она берет начало из озера, находящегося от Чусовой в нескольких десятках метров. Озеро - не что иное, как карстовая воронка. Она невелика в ди- аметре - 15-20 м. Цвет воды голубовато-зеленый. На обоих бере- гах камни Большие Глухие. В камнях на правом берегу самый кру- пный из доступных гротов. Вход его 10 на 6 метров, глубина около 20. В грот ведет тропа. Перед речкой Большой Глухой и за ней одно из удобных мест для последнего бивака. Километром ниже на обоих берегах камни Малые Глухие. Камни Большие Глухие - город Чусовой - 13 км, от турбазы 345 км После Больших Глухих камней уже чувствуется дыхание горо- да - виден первый ледорез. Река поворачивает влево и подходит к камню Гребешку (правый берег). Перед ним и на противополож- ном берегу поляны. Против Гребешка в Чусовую впадает река Ваш- кур. Рулевому нельзя ослаблять внимание, тем более, что из го- рода в город постоянно следуют жители на лодках с подвесными моторами. От них идут крупные волны. Чтобы волна не захлесты- вала лодку через борт, рулевой должен ставить нос перпендику- лярно к волне. За камнем Гребешок Чусовая как бы раздвигает надоевшие ей узкие берега и, сделав два пологих поворота, выносит лодки в пределы города. Справа выстроились дома деревни Архиповки. Там же устье светлой речки Архиповки. На левом берегу раскину- лась деревня Чунжино, почти слившаяся с городом. Обе части го- рода соединяет больой мост, перекрывающий почти 250-метровую, уже равнинную здесь Чусовую. Перед мостом нужно найти место для остановки и закончить путешествие. На правом берегу видна железнодорожная станция Чусовская. Город Чусовой Чусовой - один из крупнейших промышленных центров Перм- ской области. В 1878 году была построена Уральская горнозавод- ская железная дорога, соединившая главные города Урала (Пермь с Екатеринбургом) через Нижний Тагил. В это время Франко-Рус- ское Уральское общество стальных и железобетонных заводов на- чало строить Чусовской завод в районе железнодорожной станции Чусовская. Достраивало завод уже Камское акционерное общество. Завод длительное время пользовался водным путем. По реке дос- тавлялась значительная часть готовой продукции. Условия работы на заводе были каторжными. Это вызывало протесты и выступления рабочих. Крупные забастовки возникли в 1889, 1901, 1905 и 1914 годах. Рабочее движение на заводе на заводе с 1901 года возглавляла социал-демократическая группа. 1 мая 1918 года завод был национализирован. В декабре его зах- ватили колчаковцы, семь месяцев город был оккупирован. В 1919 году поселок был освобожден от Колчака. Началась мирная жизнь. В 1933 году рабочий поселок стал городом. Годы первых пя- тилеток превратили завод в современное промышленное предприя- тие. Во время Великой Отечественной войны завод варил чугун и сталь, давал прокат для победы. Более восьми тысяч чусовлян погибли на фронтах Великой Отечественной. В настоящее время это современный индустриальный город, в нем живет более 100 тысяч человек, работают 45 школ, 3 профес- сионально-технических училища, медицинское училище, индустри- альный техникум, 43 библиотеки, 33 клуба, 4 кинотеатра, филиал Лысьвенского драматического театра, большой дом культуры Чу- совского металлургического завода. На левом берегу Чусовой вы- рос практически второй город. В городе лучшая в стране санная трасса. Город Чусовой - крупнейший железнодорожный узел, он сое- динен с Пермью, Свердловском, Тагилом, Соликамском и Москвой. 4.3. Общая характеристика реки Чусовая Чусовая - левый приток Камы, наиболее живописная река Среднего Урала. Начало берет на восточном склоне Среднего Ура- ла, в Челябинской области, и течет на север и северо-запад по юго-западу Свердловской области, а затем на северо-запад и за- пад по восточной части Пермской области, впадая в Камское во- дохранилище выше г. Пермь. Длина реки 735 км., площадь водо- сбора 23 тыс. кв. км. Основные притоки: Ревда, Утка, Шайтанка, Илим, Кашка, Чизма, Кын, Кумыш, Лысьва (левые); Большой Шишим, Дарья, Су- лем, Межевая Утка, Серебрянка, Сылвица, Койва, Усьва (правые). В связи с образованием Камского водохранилища нижняя часть долины Чусовой оказалась затопленой на протяжении 153 км от устья. Ее ширина от верховьев до г. Чусовой в межень 20-30 м. На Чусовой много мелких перекатов (местное название - пере- боры), дно в основном каменистое, галечниковое. В русле попа- даются крупные валуны - таши. Уровень воды резко меняется. Ледоход начинается в конце апреля. Иногда в дождливое лето вода подымается на 4-5 м. Река довольно живописна и густо заселена, но из-за малой глубины не судоходна для моторок, что очень приятно. ИЗ ИСТОРИИ ЧУСОВОЙ Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовой об- наружены наиболее древние следы жизни человека на Урале. Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появи- лось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружи- ны Ермака в Сибирь. Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Евро- пейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продук- цию. Начало весеннего сплава - самое важное событие года на Чусовой: "Понятно то оживление, какое охватило всю Каменку, когда по улице пронесся крик: - Вода пришла!.. Вода... Лед тронулся! Это был глубоко торжественный момент. Все, что было живо и не потеряло способности двигаться, высыпало на берег. В серой, однообразной толпе бурлаков, как маки, запестрели женские платки, яркие сарафаны, цветные шугаи. Ребятишкам был настоящий праздник, и они метались по берегу, как стая воробьев. Выползли старые-старые старики и самые дре- вние старушки, чтобы хоть одним глазом взглянуть, как нынче взыграет матушка-Чусовая". Весенний сплав по Чусовой был опасен. Бурные, чусовские воды нередко выбрасывали коломенки и барки на 6ереговые скалы - бойцы. "Чусовая,- писал Д.Н.Мамин-Сибиряк,-одна из самых каприз- ных горных рек... Начать с того, что падение Чусовой превосхо- дит все сплавные русские реки... в самом гористом месте течен- ия Чусовой это падение достигает двадцати двух сотых сажени на версту". Поэтому сплав по Чусовой требовал особого искусства. "Тип чусовского сплавщика вырабатывался в течение многих поколений путем самой упорной борьбы с бешеной горной рекой, причем ре- месло сплавщика переходило вместе с кровью от отца к сыну". Всю зиму к пристаням подвозились железо, пушнина, хлеб. Многие пристани одновременно были и верфями. Обычно в течение зимы одна или две семьи строили на плотбище (так называлась судоверфь) барку или коломенку из "коломенных" - столетних сосен. На каждую барку уходило до 300 бревен, и стоила она, вместе с работой, по тем временам 500 рублей. По форме барка напоминала громадную черепаху и была длиной 35-40 м, шириной 6-8 м, грузоподъемностью до 200 т, На Чусовой применялось несколько типов судов, аналогичных по конструкции и форме, но различных по габаритам и пропорци- ям: коломенка, гибежная лодка, барка, полубарок. Конструкция этих судов довольно оригинальна. В основе ее вертикальные борта и плоское дно, суживающееся у носа и кормы. Четыре боковых закругления на участках перехода прямых бортов к носу и корме получили название плеч. Носовые плечи делались шире кормовых на 15-20 см. При укладке груза больше нагружали носовые плечи. Таким образом, центр тяжести смещался к носу. Носовые плечи раздвигали струю воды, что удерживало судно на курсе, и, как говорили сплавщики, "барка не вертелась на ходу". В носовой и кормовой части укрепляли лыжи-большие бревна. Поперек барки на днище укладывали средней величины бревна, так называемые кокоры или корчи. К кокорам деревянными гвоздями пришивали днище и борта. Рядом с лыжами вертикально ставили березовые столбы-огни- ва, до 30 см диаметром, на которые впоследствии наматывался толстый канат при остановке барки. Вся внутренность барки -это сплошной трюм для укладки груза. Сверху в носу и корме устраи- вались палубы для бурлаков. Середина закрывалась конем-крышей на два ската, в центре которой сооружалась высокая скамейка для сплавщиков. Руля у барки не было. Его заменяли огромные весла - потеси, или поносные (весной четыре, а летом при низ- ком уровне воды - два). На конце потеси, называемом губой, ставился сильный и опытный подгубщик, остальные бурлаки держа- лись за специальные колышки - кочетки. Наиболее распространен- ным типом судна была коломенка. Особой прочностью отличались суда Гороблагодатских и Верх-Исетских заводов. Барки Верх-Исетских заводов обивались изнутри полосовым железом. Подобные барки могли ходить до 10 навигаций. История реки Чусовой XVIII и XIX веков - это сотни погиб- ших коломенок и тысячи загубленных человеческих жизней. Транспортное значение Чусовой упало после 1878 года, ког- да на Урале построили первую железную дорогу, связавшую Екате- ринбург с Пермью через Нижний Тагил. У реки Чусовой и своя революционная история. На Ревдин- ском, Васильево-Шайтанском и других причусовских заводах еще в XVIII веке происходили крупные волнения работных людей. А в знаменитом ревдинском восстании 1841 года принимало участие несколько тысяч мастеровых и приписных крестьян. В 1905 году чусовские металлурги организовали забастовку, а затем начали вооруженное восстание. В годы гражданской войны на берегах Чусовой шла ожесто- ченная борьба Красной Армии с белогвардейцами и интервентами. Об этом рассказывают памятники красным героям, погибшим на чу- совских берегах. В верхнем и нижнем течении Чусовой расположены крупные промышленные города: Полевской, Ревда, Первоуральск, Чусовой, Пермь. В средней части находятся сравнительно небольшие рабо- чие поселки и деревни, крупные колхозы и совхозы. Общее направление развития сельского хозяйства долины Чусовой - откорм молодняка крупного рогатого скота и выращива- ние злаковых и корнеплодов. Кроме того, в ряде поселков и де- ревень местное население работает на лесоучастках леспромхозов Кашкинского, Висимо-Утинского и Коуровского. В рабочем поселке Староуткинске примерно четверть населе- ния работает на металлургическом заводе и в тресте Ижевскне- руд. В связи с укрупнением колхозов и совхозов в бассейне Чу- совой некоторые деревни оказались вдалеке от головных сел и жители их переехали в более крупные селения (в деревнях Пермя- кова, Волегова, Усть-Серебрянка, Чизма и других сейчас никто не живет). Но в целом река течет по довольно населенному району. Достаточно сказать, что слева от Чусовой на расстоянии 15- 40 км почти параллельно реке проходит железная дорога. От станции Калино можно проехать в город Чусовой или в Пермь. Минимальное расстояние между железной дорогой и Чусовой около села Кын -15 км. Кроме того, имеется автобусное сообщение: Староуткинск - Свердловск, село Чусовое - город Шаля, село Чусовое - станция Илим. Транспортное значение Чусовой в настоящее время невелико. После окончания сплава "железных караванов" по реке стали сплавлять плоты с лесом. С ЗО-х годов начался молевой сплав (одиночных деревьев), и только в 1973 году прошел последний сплав. Сейчас берега реки очищены и ничто не мешает наслажда- ться их красотой. Однако волей человека пейзаж Чусовой может измениться. Начиная с прошлого века было предложено много про- ектов по соединению бассейнов Волги и Оби через Чусовую и Исеть. Но пока ни один не претворен в жизнь. В случае осущест- вления трансуральского пути из Европы в Азию на Чусовой воз- никнет ряд плотин, исчезнут прежде опасные камни - бойцы, а небольшие поселки превратятся в крупные речные порты. 4.4. Техника безопасности При сплаве по Чусовой на байдарках требования к безопас- ности несколько выше, чем для сплава на надувных судах. Бай- дарка может опрокинуться на мели и при наезде на камень, что и повышает требования к экипировке экипажа и упаковке вещей. Мы же сплавлялись на катамаране, где все предосторожности сведены к минимуму. Каски в этом случае вообще не нужны. Спас- жилеты необходимы лишь тем, кто не умеет плавать (хотя это должны делать все) - местами бывает глубоко и можно свалиться в воду. Все естественные и искусственные препятствия на реке лег- ко походятся без какой-либо разведки и страховки. В верхнем течении Чусовой часто приходится вылазить в во- ду для стаскивания катамарана с мели и, чтобы не поранить ноги необходима обувь. Необходим также комплект теплой одежды на воду - может быть холодно. Спальный комплект - обычный летний сибирский вариант. На Чусовой стоит большой промышленный город Первоуральск, который периодически сбрасывает в реку отходы химической про- мышленности. Воду из реки, по этой причине, пить не рекоменду- ется, даже в кипяченом виде. В верхнем течении Чусовой есть районы зараженные инцефа- литным клещем. В июле-августе клещи практически безопасны, но меры предосторожности необходимо соблюдать, особенно если есть дети. Если нет прививки от клеща (местные жители поголовно ее имеют), следует придерживаться правил: не лазить голым по кус- там, не ложиться в траву и вечером обязательно осматривать друг друга. При подъеме на скалы или посещении пещер необходимо соб- людать обычные меры предосторожности. Змей или иных ядовитых представителей фауны, опасных для жизни и здоровья людей, мы не видели. Согласно описанию реки, на Чусовой летом бывают подъемы воды на 4-5 м, что необходимо учитывать при постановке лагеря. Палатки и кострище ставить повыше от воды, плавсредства привя- зывать на ночь. Ну, и обычные меры предосторожности следует соблюдать при сборе грибов и ягод. 5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации Маршрут пройден полностью от станции Коуровка до г. Чусо- вой всеми участниками похода. Категория сложности маршрута не превышает первой, что со- ответствует указанному в описании. Место старта расположено удачно - лес для строительства рамы катамарана и дрова есть в достатке, лагерь расположен до- статочно удобно. Водный режим реки желает лучшего, но берега довольно жи- вописны - изобилуют величественными скальными массивами, иног- да причудливой формы. По берегам реки много грибов и ягод, что скрашивает однообразный походный рацион. Единственное чего не хватает на маршруте - это, хоть парочку порогов. В прибрежных скалах много пещер. Особенно нам понравилась пещера "Чудесница", с огромным количеством сталактитов, распо- ложенная в четырех километрах от Чусовой на реке Поныш. По до- роге в Коуровку мы также посетили знаменитую Кунгурскую ледя- ную пещеру. К недостаткам реки можно отнести большое количество мел- ких перекатов в верхней части Чусовой и огромный наплыв турис- тов. Перекаты часто вынуждают лезть в воду (что при дожде не очень приятно), но с другой стороны, при большой заселенности берегов абсолютно отсутствует движение моторок, что очень при- ятно. Большое количество населенных пунктов по берегам позво- ляет докупать продукты (в основном хлеб), но отсутствие судо- ходства делает населенку почти незаметной. В основном все продукты мы везли из дому. Во-первых, так дешевле и, во-вторых, нам было неизвестно наличие необходимого асортимента в этих краях. Оказалось, что весь набор необходи- мых продуктов имеется на месте, но несколько дороже нашего. Сахар, тушонка, хлеб и спиртные напитки стоят в два-три раза дороже, чем у нас, а крупы, супы и молочные продукты лишь про- центов на 10-20 дороже. При нынешней ситуации с провозом бага- жа по железной дороге (бесплатно - 36 кг.), есть резон часть продуктов докупать на месте. Еще один крупный недостаток маршрута заключается в том, что нельзя пить воду из реки. Стоящий в верховьях Чусовой Пер- воуральск периодически сбрасывает в реку ядохимикаты, что и делает воду не пригодной для питья. По той же причине в реке отсутствует рыба. Воду необходимо брать из ручьев, ключей или колодцев, которых по берегам достаточное количество, но в нуж- ный момент может и не оказаться. Неплохо иметь канистру с за- пасом воды. Маршрут пройден за 13 ходовых дней при двух дневках. Гра- фик получился довольно напряженный, учитывая плохую погоду в начале похода. Для развлекательно-ознакомительного похода по Чусовой следует планировать не менее 15 ходовых дней. В начале похода погода была прохладная и дождливая - не- обходимо иметь комплект теплой одежды на воду, желательно да- же иметь гидроизоляцию. Остальная часть похода прошла при от- личной погоде, напоминающей крымскую. Днем было очень жарко и мы часто купались в реке. Ночи также сравнительно теплые. Туристов на реке несметное количество, что создает проб- лемы при постановке лагеря на ночь. Дров, правда, при этом хватает, но место не всегда есть. Больше всего групп из Перми. Много туристов, особенно детей, из Свердловска и Нижнего Таги- ла. Из остальных регионов туристы редки, но встречаются даже иностранцы. Одна такая группа даже принимала с нами участие в тушении лесного пожара. Раньше на реке действовал плановый маршрут. Туристы спла- влялись от Коуровской турбазы до Верхней Ослянки. Все камни в этом промежутке промаркированы металлическими табличками с на- званием камня и пройденным расстоянием от Коуровской турбазы, что очень облегчает ориентирование на реке. Маршрут очень интересен в познавательном отношении. Сред- ний Урал - индустриальное сердце России. Почти все поселки на Чусовой - бывшие и ныне действующие металлургические заводы, становление которых проходило еще в до петровские времена. Чу- совая, до постройки железной дороги в 19 веке, служила главной транспортной артерией по доставке металла в центральную часть России. Каждый камень на Чусовой дышит историей. Многие места на Чусовой связаны с пребыванием и деятельностью Ермака. Урал богат цветными камнями, но никому из нас не удалось найти мало-мальски приличный минерал. Особые надежды были у нас насчет малахита, на ожидания не оправдались. Маршрут хорош для семейного туризма и первого знакомства со Средним Уралом. Для тернопольских туристов-водников это знакомство уже состоялось! 6. Литература 1. Алферьев В. По местам сказов Бажова //Турист,1979,n.10 с.14-15. 2. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Свердловск, 1963. 3. Васин С. Средний Урал:Туристская схема // Турист,1984, n.12,с.26-27. 4. Годин Л. Река Березовая //Турист,1967,n.7,с.9. 5. Годин Л. Серебристой лентой Тимшера //Турист,1969,n.6, с.9. 6. Головко В.К. Озера нашего края. Свердловск, 1963,135с. 7. Головко В.К. Вдоль берегов уральских рек. Свердловск: "Кн. из-во",1961,131 с. 8. Головко В.К.,Оконешников В. По рекам Урала.Свердловск: "Кн. из-во",1973,171с. 9. Евтеев А. Усьва - приток Чусовой // Турист,1975, n.7, с.9. 9. Календарь-справочник Свердловской области. Средне-Ура- льское кн. изд-во, 1970. 10. Карпенко И. Пелымский туман //Турист,1980,n.3,с.24. 11. Комлев А.М.,Черных Е.А. Реки Пермской области: Режим. Ресурсы.Прогнозы.Проблемы. Пермь:Кн. из-во,1984,213с. 12. Крюков Б.Ледяная сказка Кунгура //Турист,1979,n.11,с23 13. Лопатин В.,Мурзагулов А. Туристские маршруты Башкирии. По родным просторам. М.:Ф и С,1972. 14. Лысогор Н.А.,Толстой Л.А.,Толстая В.В. Питание турис- тов в походе.М.: Пищевая промышленность,1980,96 с. 15. Масленников Е.П., Истомин П.И. Маршруты Среднего Ура- ла. М.: Ф и С.,1971, 104 с. 16. Тебе турист Урала. Составители Е.П.Масленников и А.А.Арзамасцев. Свердловск,1961,132с. 17. Максимович Г.А.,Рубель Р.Б. На земле и под землей. Средне-Уральское кн. изд-во,1966. 18. Масленников Е.П.,Истомин П.И.,Рубель Р.Б. Урал - тури- стская страна. Свердловск, 1964. 19. Матюшин Г.Н. Яшмовый пояс Урала.М.:Искусство,1977,176с 20. Мошкин А.М.,Оленев А.М.,Шувалов Е.Л. География Сверд- ловской области. Средне-Уральское кн. изд-во,1966. 21. Опарин Ф.П. Река Чусовая,Свердловск,1936 22. Плечко Л.А.,Сабанеева И.П. Водные маршруты СССР.Евро- пейская часть.М.: Ф и С,1973,184 с. 23. Постоногов Е.И.,Постоногов Ю.И. По Чусовой.Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во,1980,128 с. 24. Постоногов Е.И.,Постоногов Ю.И. 345 км. по реке Чусо- вой. ГУГК,М.,1972 25. Постоногов Е.И.,Постоногов Ю.И.По Чусовой,ГУГК,М.,1976 26. Постоногов Ю.И. По Чусовой //Турист,1976,n.4 27. Постоногов Е.И.,Постоногов Ю.И.По Чусовой.ГУГК,М.,1978 28. Постоногов Ю.И.,Постоногов Е.И. Каменный пояс.//Турист 1979,n.7 29. По реке Сылве:Туристская схема //Турист,1986,n.7,с.44. 30. Питание в туристском путешествии. (Мир туристских ин- тересов) М.: Профиздат,1986,174 с. 31. Рубель Р.Б. По Чусовой, ГУГК,М.,1960. 32. Рыжавский Г.Я. Верхняя Кама. //Турист,1980,n.3,с.25. 33. Рыжавский Г.Я. По Каме и ее притокам. Из серии "По родным просторам". М.:Ф и С.,1986,240с. 34. Советский Союз. Географическое описание в 22 томах. РСФСР. Урал. М.:Мысль,1969.406 с. 35. Старков А. Северное Прикамье:Туристская схема //Турист 1983,n.10,с.26-27. 36. Торопов С.А. По голубым дорогам Прикамья: Туристские маршруты. Пермь:Кн.из-во,1976,286с. 37. Харин С. Уральское половодье //Турист,1982,n.10,с.20. 38. Хитрово Т.Л. Урал.М.,1905 39. Чусовских А.А.,Чусовских Г.А. По Чусовой,Свердловск- Москва,1930 40. Ястребов Е.В. По реке Чусовой. Путеводитель. Сверд- ловск:Кн. из-во,1963,186с.