---------------------------------------------------------------
 From: Alexei Tulin (tulin@img.ras.ru)
 Date: 25 Dec 1998
---------------------------------------------------------------

     ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕШЕ - ВОДНОГО
     МАРШРУТА
     V - КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
     ГРУППОЙ ТУРИСТОВ ИЗ МОСКВЫ


     г. Алма-Ата, оз. Алмаатинское,
     перевал Озерный, оз. Челек-Кель,
     р. Чонг-Кемин, р. Чу, оз. Иссык-Куль




     МОСКВА
     1997 г.
     ПАСПОРТ МАРШРУТА.
     СОСТАВ ГРУППЫ
     ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
     Техника безопасности на маршруте
     Горная часть похода:
     Водная часть:
     ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РАЙОНА ПОХОДА
     Характеристика района похода
     Климатические условия
     Растительность
     Животный мир
     Транспорт
     Общая характеристика р.Чонг-Кемин
     ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
     ЗАБРОСКА
     Пешая часть
     Радиальный выход на озеро Челек-Коль.
     СПЛАВ ПО РЕКЕ ЧОНГ- КЕМИН.
     Прохождение верхнего участка реки Чонг-Кемин.
     Первый каньон, 12 км.
     Второй каньон, 11 км.
     Третий каньон, 1.5 км.
     Четвертый каньон, 2.5 км.
     Пятый каньон, 3 км.
     Радиальный выход на оз. Кель-Тер (Кель-Когур).
     Сплав нижнего участка реки Чонг-Кемин.
     Шестой каньон.
     Седьмой каньон ("зеленый") (Фото. 35 - 37) 2.5 км.
     Восьмой каньон, 1.5 км.
     РАСКЛАДКА ПРОДУКТОВ
     СНАРЯЖЕНИЕ
     АПТЕчКА
     РЕМНАБОР
     ЛИТЕРАТУРА
     ПРИЛОЖЕНИЯ

     ПАСПОРТ МАРШРУТА.

     1. Вид путешествия - пеше-водное.

     2. Район путешествия - Северный Тянь-Шань

     3. Средства передвижения - 2 X катамаран-4.

     4. Протяженность маршрута - ~ 277 км
     из них сплав - ~ 163 км
     пешая(горная) часть - ~ 114 км

     Продолжительность активной части
     маршрута - 21 день.

     Число ходовых дней:
     сплав - 13 дней,
     пешком - 5 дней,
     дневки - 3 дней.

     7. Сроки путешествия - 22.07.1995 - 14.08.1995.

     8. Число участников - 8 человек.

     Категория сложности: - пятая (V).

     Маршрутная книжка N0 1/4-501



     СОСТАВ ГРУППЫ

     No



     Фамилия, имя отчество



     Год рождения


     Место работы, (должность, телефон)



     Домашний адрес и телефон
     Туристская  подготовка. Перечислить походы, совершенные по данному виду
туризма (У - участником, Р - руководителем) с указанием районов и  категории
сложности.
     Обязанности  в  группе,  распределение  по  средствам  сплава  и другим
транспортным средствам

     1.
     Тулин Алексей Вячеславович
     1971
     МГУ, аспирант,
     196-81-73
     Москва, Староалексеевская, 14, корп. 2, 149. 287-07-83
     Зун-Мурин (4Р), Шавла - Аргут - Катунь (5Р), Юнгур  -  Аргут  -  Катунь
(5Р)
     Руководитель, командир, кат. 1, горная разведка

     2.
     Ниселовский Вадим Анатольевич
     1966

     Москва, Шелковское шоссе, 8, 95. 165-14-21
     Китой (5У), Балактыхем-Каахем (5У), Юнгур - Аргут - Катунь (5У).
     Командир, кат. 2

     3.
     Лапкин Андрей Владимирович
     1969

     353-78-51
     Тумча (У), Умба-Котловица (У), Катунь (5У)
     Гребец, кат. 2

     4.
     Холин Алексей Васильевич
     1965
     ФО "Скорость"
     Москва, Шелковское шоссе, 8, 17. 165-60-90
     Белая (2У), Шавла - Аргут - Катунь (5У)
     Гребец, кат. 1

     5.
     Большакова Ирина Борисовна
     1975

     Москва, Шоссейная, 72, 160. 353-78-51
     Белая (2У), Умба (3У), Песчаная (4У), Сакмара (3У), Чуя (4У)
     Завхоз, гребец, кат. 2.

     6.
     Фирсукова Татьяна Александровна
     1965
     ООО "Блик-1"
     554-90-64
     Мос. обл., Люберецкий р-н, пос. Ковровый комбинат
     Пшеха (2У), Зеленчук (3У), Утулик (4У), Мзымта (3У)
     Гребец кат. 2

     7.
     Кукарин Александр Вячеславович
     1972
     ИМГ РАН, аспирант,
     196-02-08
     Москва, Островитянова, 33А, 102/3
     Шуя (3У), Зун-Мурин (4У), Юнгур - Аргут - Катунь (5У).
     Гребец кат. 1,
     горная разведка

     7.
     Чернышева Анна Дмитриевна
     1971
     ВНИИ Канцерогенеза ВОНЦ РАМН, аспирант,
     324-55-13
     Мос. обл., г. Калининград, 23/11, 14
     511-50-35
     Охта  (2У),  Шуя  (3У),  Зеленчук  (3У), Тунгудук (2У), Юнгур - Аргут -
Катунь (5У).
     Гребец кат. 1

     Подготовка к походу
     Большая часть группы участвовала в предыдущих походах по рр.  Зун-Мурин
(хр.  Хамар-Дабан),  Шавла  и  Юнгур (Алтай). Для отработки основных приемов
сплава экипажи в мае выезжали на р. Белая (Кавказ).
     В  течении  зимы-весны  1997  года  отремонтированы  и   перешиты   два
катамарана  конструкции  Кириллова  с  наплывами  (объем  -  2.5  т). Старое
снаряжение переделано на основе опыта похода предыдущих походов.
     Учитывая возможную пешую заброску на рр. Чонг-Кемин и  Чилик,  а  также
радиальные  выходы  в  горы, участники похода совершили несколько совместных
тренировок на карьере под г. Подольск.
     Техника безопасности на маршруте
     Горная часть похода:
     Для обеспечения горной разведки и страховки была сформирована группа из
трех человек с опытом горных походов (Тулин, Ниселовский,  Кукарин).  Группа
несколько  раз  выезжала  для совместных тренировок на карьер в г. Подольск,
имела опыт заброски на р. Юнгур.
     Для  страховки  при   подъеме   по   сыпухе   использовали   деревянные
альпенштоки. При страховке на скалах пользовались перилами, нижней и верхней
обвязкой.
     Водная часть:
     При страховке прохождения порогов использовали три стратегии: страховка
катамараном  с  воды  (где  невозможны  другие  типы  страховки),  страховка
"живцом" (обычно на чалке или в "котлах"), страховка спасконцами  (там,  где
можно "перекрыть" реку).
     Все  участники  похода  были ознакомлены с составом аптечки и способами
применения конкретных препаратов и средств.
     ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РАЙОНА ПОХОДА
     Характеристика района похода
     Северный Тянь-Шань, по которому проходило  путешествие,  расположен
на  стыке  двух  республик  и входит в состав территории Южного Казахстана и
северо-восточной части Киргизии. Основной физико-географической особенностью
этого  района  является  отчетливо  выраженное,  преимущественно   широтное,
чередование  хребтов  и крупных межгорных впадин. Заилийский Алатау является
наиболее северной горной цепью Тянь-Шаня. Он образует полого  выгнутую  дугу
широтного  простирания.  Длина  его  около  250  км,  ширина  -  30-40 км. В
центральной, наиболее возвышенной части высота хребта достигает  более  4000
м, с наивысшей отметкой 4951 м - пик Талгар. На восток и запад высота хребта
понижается.  Ответвления  от  основного  хребта  в  восточной части образуют
низкогорье  Сючитинских  гор,   характеризующихся   резким   и   чрезвычайно
расчлененным  рельефом.  Кунгей  Алатау  смыкается  с  Заилийским  Алатау  в
Чилико-Кеминском  горном  узле,  который  служит   водоразделом   крупнейших
высокогорных   долин   Северного  Тянь-Шаня:  западной  -  Чонг-Кеминской  и
восточной - Чиликской. К западу  от  этого  горного  узла  хребты  Кунгей  и
Заилийский  Алатау,  принимая  юго-западное направление, протягиваются более
чем на 100 км, а  между  ними  располагается  Чонг-Кеминская  долина.  Далее
кунгей Алатау, веерообразно расчленяясь в западной части, переходит на левый
берег  р.  Чу. Хребет Заилийский Алатау в районе верхнего правого притока р.
Кашка-Су образует горный узел, где также делится на два хребта: Кастекский и
Кеминский. Киргизский хребет в восточной  части  как  бы  обтекает  западное
окончание хребта Кунгей Алатау.
     Для  хребтов Кунгей и Заилийский Алатау характерно общее снижение высот
с востока на  запад,  а  для  Киргизского  наоборот-  с  запада  на  восток.
Наибольшей  высотой  отличается  Кунгей  Алатау  - наивысшая точка Чок-Тал -
4771м расположена в  верхней  части  Чонг-Кемина  у  истоков  р.  Джинды-Су,
средняя высота хребта 3700-3900м.
     Климатические условия
     Климатические  условия в районе путешествия весьма неоднородны. Режим и
количество осадков, температура и влажность воздуха, скорость и  направление
ветра  в  большей  части  обусловлены  высотой  местности и формами рельефа.
Климатические условия в высокогорных районах сходны с климатом, свойственным
для умеренного пояса. Среднемесячная температура района определяется высотой
местности:  на  2500-3000м  средняя  температура   самого   жаркого   месяца
составляет +7-100С. Абсолютный разогрев воздуха летом в горах уменьшается от
+420С  до  +200С  в  зоне  ледников.  Понижение температуры начинается уже в
августе. Переход к  отрицательным  значениям  наблюдается  в  предгорьях  во
второй половине ноября. Переход от положительной температуры к отрицательной
на высоте более 3000м наблюдается в первых числах октября, на высоте 2500м в
конце октября, а ниже 2000м в первой декаде ноября.
     Среднемесячная температура воздуха в Чонг-Кеминской долине
     1
     2
     3
     4
     5
     6
     7
     8
     9
     10
     11
     12

     -9.1
     -6.6
     -0.2
     +7.0
     +11.3
     +14.6
     +16.6
     +16.0
     +11.2
     +5.1
     -1.4
     -6.1


     В   горных   системах  Тянь-Шаня  осадки  распределяются  неравномерно.
Наибольшее количество осадков выпадает на северо-западных  склонах  хребтов,
благоприятно ориентированных и открытых по отношению к влагоносным воздушным
потокам.  Наименьшее  -  на  восточных и юго-восточных склонах и в межгорных
котловинах. Разница в годовом количестве осадков на различно ориентированных
склонах может достигать 400-600 мм. Устойчивый снежный покров в высокогорных
районах Заилийского и  Кунгей  Алатау  устанавливается  в  средине  октября.
Сходит снег в этих районах в конце марта - начале апреля.
     Количество осадков по месяцам, мм
     1
     2
     3
     4
     5
     6
     7
     8
     9
     10
     11
     12

     9
     15
     27
     54
     90
     50
     40
     31
     27
     27
     18
     20

     Примечание:  данные  по  температуре и количеству осадков приведены для
ГМС Новороссийка, расположенной на высоте 1534м.
     Растительность
     На   Северном   Тянь-Шане   ярко   выражена   вертикальная    поясность
растительности.   Выше   увеличивается   количество  кустарников  шиповника,
жимолости, барбариса, смородины, облепихи - особенно вдоль русла  рек  и  их
многочисленных притоков. Встречается береза, осина, ива. Еще выше начинается
хвойный   лес:  тянь-шаньская  ель  и  пихта.  Выше  границы  хвойного  леса
располагаются субальпийские и альпийскйе луга, которые являются  прекрасными
летними пастбищами.
     Животный мир
     Животный мир очень разнообразен. Здесь встречаются горный козел, горный
баран  (архар),  кабан, сурок, барсук и зайцы (Сурков выделили
жирным шрифтом, потому что он лучше отражает их количество  и  внешний  вид;
остальных   представителей   животного  мира,  за  исключением,  есть  такое
предположение, архара,  мы  не  видели).  В  реках  и  притоках,  по  мнению
некоторых  авторов,  водится  форель  и  маринка. Отдельно надо отметить мир
насекомых,  он,  по-видимому,  тоже  очень  разнообразен,  но   воспоминания
остались,   только   о   разнообразных.....,   жирных.....,   многочисленных
слепнях.
     Транспорт
     Транспорт в районе  похода  развит  хорошо.  Все  населенные  пункты  в
низовье связаны между собой дорогами с автобусным сообщением. Автобусы могут
ходить  нерегулярно,  в зависимости от наличия пассажиров и бензина. Ранее в
верховья реки Чонг-Кемин можно было добраться от п. Чонг-Кемин  на  попутном
транспорте,  обслуживающем  чабанов,  теперь  тут перемещаются только бедные
геологи и туристы.
     Общая характеристика р.Чонг-Кемин
     Главными реками Чонг-Кеминского района являются р. Чонг-Кемин и Чу.
р. Чу берет начало на внутреннем Тянь-Шане  в  месте  слияния  р.  Кочкор  и
Джоон-Арык. В конце - р. Чу теряется среди соленых озер, солончаков и песков
северо-западной  части  пустыни  Нуюм-Кум.  р.  Чонг-Кемин  (Большой  Кемин)
образуется от слияния р. Ак-Су  и  Челек,  вытекающего  из  ледникового  оз.
Челек-Коль (Джасыль-Куль (3427 м)) в пределах Кемин-Челекского горного узла,
а  затем  через  157 км пути сливается с р. Чу у Боамского ущелья. Основными
источниками питания рек Чу и Чонг-Кемин являются  ледники  и  вечные  снега,
которые  находятся  на  водораздельной  полосе  хребтов  Терскей,  Кунгей  и
Заилийский Алатау. Значительную роль в питании играют также сезонные  снега,
весенне-летние дожди и подземные воды.
     По  характеру  водного  режима  реки  Чу и Чонг-Кемин относятся к рекам
тянь-шаньского типа, у которых повышение уровня  воды  обычно  начинается  в
апреле  во  время  таяния  зимних  снегов  в низкогорье и выпадения весенних
дождей. С мая по сентябрь, в результате летних дождей и интенсивного  таяния
ледников  и снегов в высокогорье наблюдается наибольший подъем воды в реках.
В это время  происходит  наибольшая  эрозионная  работа,  выносится  большое
количество влекомых и взвешенных частиц, отлагающихся в предгорьях (особенно
влекомые частицы сильно грохочут, скатываясь с гор в составе селя).
     С  сентября  отмечается  спад  воды,  который  продолжается  до  апреля
следующего года. Расход воды в реке по месяцам приведен ниже.


     Расход воды в устье р. Чонг-Кемин
     (средний, максимальный, минимальный) м3/сек
     1
     2
     3
     4
     5
     6
     7
     8
     9
     10
     11
     12

     12.2
     10.9
     10.9
     12.2
     25.4
     28.5
     37.0
     37.7
     25.6
     17.7
     14.3
     10.9

     15.7
     11.5
     11.9
     19.2
     66.0
     81.3
     67.3
     59.8
     55.8
     20.4
     16.0
     13.0

     10.4
     10.8
     10.4
     10.8
     13.0
     16.0
     22.7
     23.9
     19.6
     14.0
     11.1
     9.4

     Среднегодовой расход воды - 20.1 м3/сек.
     Основные притоки: Слева - Ак-Суу, Долонаты, Чолпон-Ата, Тортунчу-Койсу,
Чонг-Койсу,  Орто-Койсу,  Койсу,  Чоктал,  Джинды-Суу,  Кашка-Суу,   Дюресу,
Кель-Тер,  Тору-Айгыр,  Чонг-Каинды,  Калмак-Ашу,  Тар-Суу;  Справа  - Ю.-З.
Талгар,  Кашка-Суу,  Кель-Алматы,  Туюк-Алматы,  Алагир,  Алматы   (Ак-Суу),
Чонг-Аксу,  З. Чонг-Аксай, Бассы-Джая, Джая, Каскелен, Ташкия, Бузулган-Сай,
Чонг-Баши, Четыйды, Кашка-Суу, Тегерменты.
     Длина сплавной части по р. Чонг-Кемин - 157 км.
     Средний уклон - 14 м/км.
     Плошадь басейна - 1780 км2.
     Реку условно разбивают на четыре участка:
     Ак-Суу - каньон 2 (Ущелье Джинды-Суу): 43 км, 16 м/км.
     Разбои, несложные пороги.
     каньон 2 - каньон 5: 31 км, 15 м/км.
     Дискретные пороги, мощные шиверы между ними.
     каньоны 5-6-7-8: 13 км, 18 м/км.
     Высокая плотность препятствий. Каньоны 5 и 7 обычно проходят с базовыми
лагерями.
     каньон 8 - р. Чу - п. Быстровка:  60  км,  8м/км,  непрерывные  шиверы,
проходятся сходу.
     В  верховье  долина  реки  Чонг-Кемин  широкая  и  ровная.  Лес на реке
начинается с  левого  притока  Джинды-Суу  (каньон  2).  Выше  только  кусты
арчевника. На р. Чу растительность отсутствует.


     ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

     Дни пути

     Дата

     Этапы маршрута
     Способ передви-жения

     Основные препятствия
     Ходовое время
     (часы)
     Расстояние
     (км)

     Погода


     18.07.1997
     г. Москва, поезд
     поезд



     1
     22.07
     0600 г. Алма-Ата
     2000 граница леса перед перевалом Озерный
     автобус
     пешком


     4
     4

     20
     12
     солнце 400С

     2
     23.07
     1600 - перевал Озерный,
     2100 - р. Чонг-Кемин
     пешком
     перевал Озерный (3.502 м)

     4.5
     27
     солнце 400С

     3
     24.07
     стрелка рр. Кель-Алматы-Чонг-Кемин
     дневка
     стапель


     солнце 400С

     4
     25.07
     стрелка рр. Кель-Алматы-Чонг-Кемин
     дневка
     часть   группы   совершила   радиальный   выход   на  озеро  Челек-Коль
(Джасыль-Куль (3.427 м)) и к ледникам Чилико-Кемского хребта (3.760 м)
     8
     38
     35 - 400С

     5
     26.07
     порог "Обман"
     сплав
     препятствия каньона 1
     3.5
     27
     35 - 400С,

     6
     27.07
     порог "Габарит"
     сплав
     конец каньона 1, разбои
     5
     30
     солнце 350С

     7
     28.07
     пред каньоном 3
     сплав
     пп. "Габарит", препятствия каньона 2
     4
     17
     солнце 25 - 350С, вечером дождь

     8
     29.07
     п. "Каменоломня"
     сплав
     каньон 3 (п. "Дюрасу"), каньон 4,
     прошли п. "Каменоломня" сборным экипажем
     6
     14
     пасмурно, 200С, дождь

     9, 10
     30, 31.07
     п. "Каменоломня"
     дневка
     часть группы совершила радиальный выход на озеро Кель-Тер и к  перевалу
"Каракорум" (1Б).
     14
     45
     солнце 350С

     11
     01.08
     п. "Баня" (базовый лагерь на правом берегу)
     сплав
     пп. "Ералаш", "Мельница", "Баня", "Ворота".
     5
     2.5
     солнце 350С

     12
     02.08
     Базовый лагерь на левом берегу за каньоном 7.
     сплав, обнос вещей за каньон 7
     пп. "Вадима Повицкого", "Селевой", обнос вещей по верхней тропе каньона
7.
     5.0
     6
     солнце 350С

     13
     03.07
     Базовый лагерь на левом берегу за каньоном 7.
     сплав
     пп. "Камень предкновения" (проходил только первый экипаж) киль ката 1 в
третей  ступени  порога,  ремонт  ката  1, прохождение остальных препятствий
каньона 7.
     7
     2.5
     солнце 350С

     14
     04.08
     за каньон 8, пр. Ш.30 (правый берег)
     сплав
     пороги каньона 8
     4.0
     17
     солнце 350С

     15
     05.08
     начало каньона 9
     (левый берег)
     сплав
     сплошная шивера
     4
     18
     солнце 350С

     16
     06.08
     р. Чу
     г. Токмак
     сплав
     автобус
     каньон 9

     4
     25
     солнце 350С

     17
     07.08
     г.Токмак,
     вечером курорт Чолпон-Ата
     автобус



     солнце 350С

     18-22
     08-12.08
     курорт Чолпон-Ата

     переменная облачность ~350С

     23
     13.08
     курорт Чолпон-Ата, вечером автоус до г. Алма-Ата
     автобус



     солнце 350С

     24
     14.08
     г. Алма-Ата, поезд (13 10)

     солнце 350С


     17.08
     г. Москва (1509)
     поезд










     Фото. 1. Около сломанной машины. На заднем плане виден трубопровод,  по
которому из оз. Б. Алмаатинское подают воду.
     Заброска
     22.07.
     Мы  заказали из Москвы машину Газ66, на базе Академии наук Казахстана в
г. Алма-Ата. Но, что интересно, когда мы  пришли  востребовать  эту  машину,
выяснилось,  что  ни одного Газ66 на ходу на базе нет, поиски по городу дали
неутешительные результаты. Мы выяснили, что всего  в  г.  Алма-Ата  на  ходу
четыре  Газ66  и  два  "Урала",  но  нам  они  "не светят", потому что все в
разъездах. И вообще, эти машины не выгодно держать  -  бензина  много  жрут,
милиция  пристает....  Предложений  забросить  нас на перевал Озерный, между
тем, было очень много. Многие были готовы ехать даже до  р.  Чонг-Кемин.  Мы
провели  тщательный  отбор  претендентов,  и  остановились  на  "Уазике"  до
перевала. Что, как выяснилось позднее, не принципиально,  можно  было  и  на
"Вольве",  ничего  кроме  Газ66  до перевала не дойдет. Машина сломалась, не
доезжая оз. Б. Алмаатинское 8 км, еще на хорошей дороге (Фото 1).








     Фото. 2. Вид на оз. Б. Алмаатинское выше пояса лесов.
     Следующим препятствием на нашем пути к перевалу оказалась  служба  МЧС.
Дело  в  том,  что в Алма-Ате и окрестностях уже три недели стояла жара 37 -
400С (в дальнейшем она удержалась еще месяц). Это  явление  природы  вызвало
бурное  таяние  ледников  и  сход селевых потоков, а также бурную активность
местных властей,  борющихся  с  селевой  опасностью  с  помощью  милицейских
кордонов,  которые  собирают  деньги  с  проезжающих и проходящих. На первом
посту удалось "отбрехаться", на втором собрали по 50 тыс. руб.,  на  третьем
завернули  обратно, договариваться с МЧС. Договориться удалось, но не с МЧС,
а с личным водителем какого-то начальника, ... "восток - дело  тонкое".  Как
выяснилось,  в  результате,  через  "Озерный"  прошла  только  наша  группа,
остальные "желающие" шли через "Проходной" или  ночью  обходили  кордоны  по
скалам.







     Фото. 3. Дорога на перевал. Хребет впереди - Заилийский Алатау.
     Однако  все  эти  неприятности  сильно  задержали  нас,  и  решено было
остановиться на этой стороне перевала, за оз. Б.  Алмаатинское,  выше  пояса
лесов  (Фото 2). Вторым последствием таяния ледников и общения с работниками
МЧС было то, что мы отказались от прохождения р. Чилик.  Нас  убедили,  что,
если  мы  и доберемся до р. Чонг-Кемин не попав под сель, то до Чилика от п.
Ананьево добраться шансов нет (все перевалы закрыты).
     Пешая часть
     23.07.
     До перевала Озерный идет неплохая дорога (Фото 3), так что  заблудиться
невозможно  (Схема  1  -  2,  Карта  1,  2, 3). Однако, следует иметь в виду
следующие вещи:
     Где-то на середине пути между озером и перевалом надо делать брод через
ручей, а он по такой  жаре  после  1400  вздувается  от  таяния  ледников  и
превращается  в  серьезное препятствие, вообще, на Тянь-Шане все броды нужно
проходить до обеда.
     Солнце. Следует  подобрать  защитную  одежду,  с  нашей  точки  зрения,
оптимальным головным убором является широкополая светлая шляпа (х/б).
     Набор высоты всетаки солидный, надо быть готовым.











     Фото. 4. Вид с перевала Озерный в сторону р. Чонг-Кемин.
     Выше  пояса  лесов дров нет вплоть до р. Чонг-Кемин, так что не следует
рассчитывать на стоянку с костром. На р. Чонг-Кемин дров тоже нет,  но  зато
там есть, так называемый, арчевник.
     Высотная болезнь (у кого-как).
     Мы  затратили на подъем (Фото 4), включая время обеда, 7 часов (40 мин.
- движение (Фото 5), 10 - 15 мин. - отдых). На перевале мы были в  1600.  На
перевале  отдыхали  1 час. За хребтом дорога кончается, ее собираются делать
вплоть до оз. Иссык-Куль, но когда это будет,  не  известно.  Так  что  этот
пеший участок - обязательный.








     Фото. 5. На подъеме.
     На спуск мы затратили 3 часа (три привала), до реки идет набитая тропа.
Лагерь  ставили уже в сумерках. Основную сложность пребывания на стрелке рек
Чонг-Кемин и Кель-Алматы составляют дрова. Особенно в сумерках, когда позади
перевал и 20 км пути, неприятно ползать в колючих кустах,  пытаясь  отделить
от  них  нечто  сгораемое.  Нам  повезло, на месте нашей стоянки обнаружился
"Батыр" - охотник за сусликами. Он поставил сухих дров, а мы его накормили.
     24.07.








     Фото. 6. Р. Чонг-Кемин.







     Фото. 7. Стапель.
     Двое из группы "легли" с признаками высотной болезни. Стапель (Фото 7).
"Батыр" исчез. Зато  появилось  огромное  количество  слепней!  Нигде
столько  не  видели. Появляются ~ в 1030, исчезают ~ в 1800. Что характерно,
слепни присутствуют даже на высоте ледников (~ 4000 м), где голые камни,  да
ветер.
     25.07.
     Радиальный выход на озеро Челек-Коль.
     Часть  группы  (Тулин  А., Ниселовский В., Большакова И., Холин А.)
совершила радиальный выход на озеро Челек-Коль (Джасыль-Куль (3.427 м)) и  к
ледникам  Чилико-Кемского  хребта  (3.760  м)  (Фото  8  -  9) (Схема 2). На
обратном пути случилась неприятность. Ручей который в 1100,  мы  перешли  не
замочив  ноги,  в  1900 сильно вздулся (первый правый приток р. Чонг-Кемин).
Фактически по руслу сходил сель. Пришлось навешивать "основу", это задержало
нас на два часа. Остальные притоки на нашем пути были проходимы.
     СПЛАВ ПО РЕКЕ ЧОНГ- КЕМИН.
     Прохождение верхнего участка реки Чонг-Кемин.
     Схема 2, 3. Карта 1.
     Средняя дневная температура во время нашего пребывания на р. Чонг-Кемин
составляла примерно 370С. Это привело к  совершенно  специфическим  условиям
сплава.  Вода уже в утренние часы оценивалась нами как средняя. В промежуток
времени с 1330 до 1400 вода поднималась примерно на 1.5 - 2 метра,  характер
реки  при  этом  совершенно  изменялся.  Больше  всего  она напоминала в эти
моменты участки "дикого Аргута", пороги "Белый" и "Раздельный", но, если  на
р.  Аргут  это все таки локальные участки, то здесь "дичала" вся река, кроме
того на р. Чонг-Кемин гораздо больше камней. Сплавляться в каньонах в  такую
воду  не  возможно,  и,  хотя  отдельные  препятствия  упрощаются,  исчезает
возможность для маневра. А также в самых неожиданных местах появляются новые
препятствия. В связи с этими обстоятельствами  мы  придерживались  следующей
тактики  прохождения:  В  каньонах сплав до обеда, после разведка оставшейся
части или прохождение участков между каньонами.







     Фото. 10. Вверху долина р. Чонг-Кемина очень широкая.
     26.07.
     Утром до появления слепней мы вышли на воду. Препятствия, встречающиеся
на участке до первого каньона, являются двумя шиверами ШШ. No  1,  2,
разделенными  17  км разбоев. Сложность их не высока, можно проходить сходу.
За второй шиверой долина реки сужается, правый берег становится  обрывистым,
это ориентиры начала первого каньона.
     Первый каньон, 12 км.
     ШШ.  No  3,  4.  (мы не смогли их разделить) 1.500 м. Начинается
довольно  мощной  шиверой,   с   большим   количеством   надводных   камней.
Заканчивается  она  за левым поворотом участком быстротока. Здесь необходимо
зачалиться к берегу для обноса низкого моста. В нашу воду от воды  до  моста
было  примерно  30  см.  Так  как  это самый мощный участок шиверы, советуем
поставить страховку на чалке. Мы  чалились  прямо  перед  мостом  к  правому
берегу (Фото. 11).








     Фото. 11. Чалка перед низким мостом в первом каньоне.
     За мостом начинается слабая 300 м шивера, которая заканчивается порогом
на левом повороте.
     П.  No  5.  Длина  600  м.  Начинается за правым поворотом после
моста. Река разбивается на камнях  и  стекает  влево  на  несколько  больших
плоских плит (ключевое место) (Фото. 12). Основная струя идет в центре через
три  глыбы,  две  из  них надводные, а центральная залита тонким слоем воды.
Есть проход слева от глыб, там вода спокойней и камней меньше,  но  выгрести
туда  против струи невозможно. За ключевым местом продолжается мелкая шивера
с обливниками. У правого берега чисто. Река в этом месте сужается, через  80
м. следующий порог.
     Первый  катамаран проходил по центру, вписаться в проход не удалось, но
скорость течения  была  настолько  высока,  что  катамаран  перелетел  через
обливник, даже не зацепив его. Далее катамаран зачалился к правому берегу на
участке  быстротока  для  страховки  второго  экипажа. Кат. 2 заходил слева,
выполнив два телемарка, удачно попал в слив у левого берега, но застрял там.
Далее удачно зачалился к первому катамарану.
     Страховали в сужении и на чалке, второй катамаран - с воды.









     Фото. 12. Ключевое место порога No 5.








     Фото. 15. Ключевое место попрога No 6.
     П. No 6. 300 м. Расположен в небольшом сужении. Сначала на 50  м
участке  река  разгоняется.  Далее  вода  подпирается справа тремя огромными
камнями. Есть проход как слева, так и справа, между глыб. Слева  чище,  вода
падает 1.5 м сливом через камень и наваливает последовательно на два больших
остых обливника у правого берега. Справа проход узкий и слив повыше, но зато
дальше  чисто.  Справа  впадает  р.  Алмааты (выход с перевала "Проходной"),
сразу за устьем 3 м улово, здесь можно зачалиться. Прямо напротив р. Алмааты
слева в р. Чонг-Кемин впадает безымянный приток (Фото. 13). Через 30 м  река
снова подпирается справа глыбами, но русло шире и слева почти чистый проход.
Далее  на  плавном  левом повороте 100 м быстротока с шиверой. В 100 м от р.
Алмааты на правом берегу хорошая стоянка (Фото.  14).  Ниже  нее  начинается
заходная шивера порога No 6.
     Проходили слева (Фото. 15), выполнив телемарк, далее оба ката не смогли
уйти вправо  после  слива  и  прыгали  через  первый надводный камень. Кат.1
повредил заднюю поперечину. Чалились в улово за р. Алмааты.
     Страховка в улово на чалке и ниже у места стоянки.
     Осмотр повреждений ката 1 не выявил ничего серьезного, хотя  поперечину
мы позже "добили".
     В этом месте расположен выход с перевала "Проходной" (Схемы 1 - 2).
     27.07.
     П. No 7 "Обман". 800 м.








     Фото. 16. Ключевое место порога No 7, три камня.
     Первый  участок. Начинается на левом повороте реки прямо за стоянкой. В
центре струи лежат три больших камня, вокруг которых сливы, за ними "улово".
Проход справа забит камнями, слева - слишком сложный заход. Проходили справа
от центральных камней "впритирку", далее отрабатывали в " улово" и по центру
(Фото. 16).
     Второй участок представляет собой мощную шиверу, вокруг огромных камней
у правого берега. Река разбивается центральной глыбой на два  потока.  Левый
наваливает  на  камни  левого  берега.  Правый уходит в узкие ворота (4 м) с
навалом на центральный камень. Проходили в  правые  ворота,  оба  катамарана
переработали  вправо и зацепили створ ворот. Чалились за порогом к галечному
острову у левого берега.
     Страховали перед воротами и за  ними.  Второй  катамаран  страховали  с
воды.
     ШШ  No 8, 9. Нам разделить не удалось. Весь участок от П No 7 до
правого  притока  р.  Кекель-Булак  представлял  собой  непрерывную  шиверу,
усложняющуюся  к  концу. Очень много надводных камней и навалов на береговые
камни. Шли сходу.
     Ориентиром конца каньона  является  обширный  селевой  вынос  с  левого
берега.
     В конце Каньона 1 расположен низкий навесной мост, у левого берега есть
проход,  но советуем осмотреть, так как в нашу воду заход влево был довольно
трудоемок.
     За мостом начинается участок разбоев ~ 18 км.  Мы  прошли  его  за  1.5
часа.
     Ориентиром  начала второго каньона является бетонный автомобильный мост
через реку, заканчивается участок разбоев, река  собирается  в  одно  русло.
Левый берег становится крутым, на нем появляются сначала густой кустарник, а
потом  деревья.  Впереди  четко  видно  сужение  долины - это вход во второй
каньон, который начинается сложным  порогом  No  12  "Габарит".  По  берегам
появляется  лес. Мы зачалились перед мостом и сходили наметили чалку перед П
No 12.
     Ш No 10. За мостом начинается слабая шивера длиной примерно  300
м. Далее участок быстротока 300 м.
     Ш No 11. Начинается за бомом правого берега. Очень мощная шивера
с большим количеством полуобливных и обливных камней в русле. В шивере сливы
и валы  высотой  до одного метра. Протяженность шиверы чуть более километра.
Категория сложности - четвертая.
     Мы  проходили  препятствие  ШШ  No  10,  11  тандемом  сходу   с
интервалом  30  -  40  метров  по основной струе. В конце Ш No 11 чалились к
левому берегу,  возле  первых  на  реке  елок.  Здесь  традиционная  стоянка
водников. Остановились и мы.
     28.07.
     Второй каньон, 11 км.
     П  No  12!  500  м.  Порог "Габарит" длиной около пятисот метров
образован большими глыбами, лежащими  в  русле  реки.  Левый  берег  крутой,
поросший  лесом,  правый берег - еще более крутая осыпь. Порог целесообразно
просматривать по левому берегу. В центре порога в Чонг-Кемин  впадает  левый
приток  р. Джинды-Суу. Форсирование притока невозможно, но в 300 метрах выше
по течению автомост через р. Джинды-Суу, по которому можно перейти на другой
берег. В пороге можно выделить три ступени.  Даем  описание  для  "утренней"
воды  (по  вечерней  воде  порог  представлял  собой белую пенную массу, где
невозможно различить струю и камни).
     Первая ступень длиной  около  ста  метров  начинается  на  левом
повороте  реки. В русле у левого берега лежит большой камень, а правее его -
плита. Эти и другие более мелкие  камни  образуют  трое  ворот  с  метровыми
водопадными сливами в каждых. Ширину левых и правых ворот мы оценили в 1.5-2
метра,  центральные  ворота еще уже. Перед левым проходом в русле реки лежит
камень,  на  который  наваливает  струя  и  делает  практически  невозможным
использование  левого  прохода.  Ниже  проходов  левая  половина реки забита
мелкими камнями и непроходима, струя идет от левого берега  к  правому,  что
делает невозможным чалку на левый берег ниже первой ступени.







     Фото. 18. Вид на вторую ступень порога "Габарит" утром.
     Вторая  ступень  начинается  через 30 - 40 метров после первой и
представляет из себя гряду крупных камней через все русло реки (Фото. 18). В
гряде есть два трехметровых прохода,  остальные  проходы  не  шире  полутора
метров.  В левый проход заход проблематичен, так как к ступени можно подойти
только под правым берегом. Кроме того метровый  водопадный  слив  в  проходе
надо проходить, прыгая через камень, покрытый водой на 2 -3 сантиметра, да и
расстояние  от  бьефа  слива до левого берега, перпендикулярно которому надо
идти, составляет метров 6 - 7. Зайти  в  правый  проход  проще,  но  в  этом
проходе  водопадный  слив  выше  1.5  метров  бьет  точно в незакрытый водой
камень, стоящий в метре от слива.
     Третья ступень начинается практически сразу за второй, за устьем
притока. В русле реки большие обливные и надводные камни,  которые  стоят  в
шахматном  порядке.  Проходы  между  ними относительно широкие и глубокие, в
проходах метровые косые сливы с полутораметровыми  валами.  Ступень  тянется
около  трехсот метров. Заканчивается прижимом к правому берегу и затем двумя
сливами вокруг  обливников,  расположенных  в  центре  струи.  Ниже  ступени
продолжительный участок быстротока (6 км).
     Страховка  первой ступени проблематична по надежности и возможна только
с правого берега, куда сносит струя. Вторую ступень также  можно  страховать
только с правого берега или с воды, с тем условием, что страхующий катамаран
будет  затянут  в  третью  ступень. Третью ступень можно страховать с любого
берега или воды нижe ступени. Категория сложности порога - шестая.
     После просмотра препятствия мы решили, что попытка  прохождения  порога
крайне  рискована, так как невозможна надежная страховка. Первые две ступени
мы решили обнести по дороге и спустили катамараны вдоль  правого  берега  р.
Джинды-Суу.  Третью же ступень решили пройти на разгруженных судах. Поэтому,
пока дежурные готовили завтрак,  остальные  члены  группы  по  автомобильной
дороге  обнесли вещи вокруг порога. Здесь следует отметить, что спуск к воде
очень крут и проходит по 600 сыпухе.
     После обноса вещей мы выставили  страховку  слева  напротив  прижима  в
конце   третей   ступени.  Стартовали  перед  устьем  притока.  Оба  экипажа
поочередно реализовали намеченную линию движения - траверс струи под  правый
берег  с  уходом в центр первого слива третьей ступени, а затем чуть влево с
прохождением в правой трети русла (Фото. 19).
     От порога мы сплавились около 2 км до оставленных вещей, погрузились  и
остаток каньона прошли на груженых судах. Ориентиром приближения препятствий
является  огромный камень (4 м в высоту) (Фото. 20) в центре русла на правом
повороте. За ним еще 1 км до начала Ш No 13.








     Фото. 20. Ориентир приближения порога "Вяхирь"
     Ш No 13. Препятствие начинается на плавном левом повороте реки и
тянется около 120  метров,  представляет  из  себя  мощную  шиверу.  Четкого
ориентира препятствия нет. В конце препятствия слева впадает приток, который
с  воды  не  виден. Просмотр при. желании можно произвести по левому берегу.
Категория - четвертая.








     Фото. 21. Ключевое место в пороге "Вяхирь".  Вокруг  коричневого  камня
слева основной слив.
     П.  No  14 "Вяхирь". 300 м. Начинается метровыми валами, которые
сменяются  полуобливными  камнями,  разбросанными  в  русле.  Проходы  между
камнями  не  превышают  трех  метров  в  ширину и чистое прохождение требует
интенсивной работы. В проходах,  как  правило,  метровые  сливы.  Ниже  трех
сливов снова дорожка валов и река поворачивает налево. На повороте у правого
берега  лежит  глыба.  В  проходе  слева  -  полутораметровый слив, а за ним
большая пенная яма. Далее несильный прижим к бому правого берега.  Категория
сложности - четвертая, пятая.
     После беглого просмотра с левого берега препятствие No 13, 14 проходили
вместе. Линия движения судов - по центру струи с отклонениями вправо и влево
в основные  сливы,  перед  "котлом"  прижимались  влево (Фото. 21). Чалка за
прижимом к левому берегу. Страховали за котлом и на чалке.
     Ниже препятствия до остатков старого  моста  тянется  цепочка  довольно
сильных  шивер.  Какой-либо  сложности  они  не  представляют,  но  экипажам
приходится непрерывно маневрировать, чтобы  не  вылететь  на  многочисленные
мелкие  камни,  слегка покрытые водой. Между остатками старого моста и новым
автомостом расположено препятствие No 15. Это слабая шивера,  которая  ничем
не отличалась от тех, что выше. Этой шиверой заканчивается второй каньон.
     Участок  до  моста  проходили  без  просмотра  тандемом,  а около моста
остановились на 40 минут на перекур. Отсюда сходили на ферму с целью  добыть
барана. Опыт Алтая, создал у нас в группе предрассудок, что баран стоит 20 м
веревки.  Когда  мы  попытались  объяснить  это  местным фермерам, они долго
смеялись. Пригласили в гости, в принципе, дома было все,  кроме  компьютера.
Такое   изобилие  хозяева  объяснили  происхождением  президента  республики
Кыргыстан. Он родом из п. Чонг-Кемин  и  всячески  благоволит  жителям  этой
долины.  А  вообще народ здесь бедный, баранов они не продают, потому что их
просто нет. Все что пасется, они продают или меняют на хлеб.  Правда,  легко
угощают молоком и другими молочнокислыми продуктами.
     От  моста  до  впадения  справа  притока  Акбулак препятствий нет, а от
притока до начала третьего каньона тянется восьмикилометровая цепочка слабых
шивер. Весь этот участок мы прошли без перекуров и остановились на перекус в
устье левого притока  перед  третьим  каньоном.  Вечером  погода  неожиданно
"испортилась".  Набежали тучи, пошел дождь. Какое облегчение! Весь следующий
день накрапывал дождь.
     29.07.
     Третий каньон, 1.5 км.
     Ориентирами третьего каньона является  остров  после  плавного  правого
поворота.  Правый  берег становится обрывистым, каменистым, телефонная линия
уходит вверх от реки на склон. С левого берега двумя протоками впадает  река
Дюресу.  Устье  реки  Дюресу  поросло  кустами,  но есть несколько площадок,
достаточно ровных для установки лагеря.  Лагерь  можно  также  установить  в
середине   каньона   на  правом  берегу  реки  у  притока  Ташкия.  Просмотр
препятствий может производиться по левому берегу. Подальше от дороги,  можно
бросить вещи. Да и стоять здесь лучше.
     В  каньоне  находится  сложное препятствие, порог No 16, которое
можно разбить на четыре ступени.
     П. No 16. "Дюресу" 1.500 м. Один  из  самых  интересных  порогов
реки! Но не так опасен как остальные. В нашу воду чалка между ступенями была
слишком   опасной,   мы   проходили   весь  порог  целиком  на  разгруженных
катамаранах. Вещи обнесли за порог по хорошо набитой тропе.
     Первая ступень начинается сразу за устьем реки Дюресу и  тянется
150  метров.  В  центре  реки  лежат  два  огромных  обломка скалы. Слева от
обломков слишком мелко для катамаранов, проход правее достаточно глубок,  но
в  нем  слив  более  метра  высотой.  Дальше  перед  левым поворотом еще два
метровых слива. Категория сложности - пятая.
     Заходили в ступень по центру, затем, у скал, смещались вправо, а  затем
опять в центр.
     Вторая  ступень  порога  начинается  на левом повороте. Ее длина
около двухсот метров. Вторая ступень гораздо сложнее первой.  В  русле  реки
много  камней,  слегка  покрытых  водой, расположенных двумя грядами. Правая
часть реки падает мощным полутораметровым сливом, после чего вода наваливает
на камень у правого берега. В  центре  реки  несколько  полуобливных  камней
закрывают  вход.  Проход  слева  чище,  здесь  река  впадает двумя метровыми
сливами, первый из которых - водопадный. Камни в этом  месте  покрыты  водой
сантиметров  на 5- 10. Следует, однако, обратить внимание, что заход в левую
часть русла сложен, так как на заходе струя идет от левого берега к правому,
наваливая на два камня.  На  заходе  надо  пройти  двое  ворот  двухметровой
ширины,  расположенных  со  смещением  друг  относительно  друга.  Категория
сложности ступени - пятая, шестая.
     Прохождение страховали с левого берега ниже водопадного  слива.  Ширина
потока невелика, так что спасконец перекрывает всю реку. Первый экипаж начал
прохождение из центра реки, удачно попал в оба ворот. Второй экипаж проходил
водопадный  слив  в  первой  гряде слева. Его здорово мотануло в сливе, но в
целом прохождение было чистым.(Фото. 24).








     Фото. 24. Первые "ворота" порога "Дюресу", попытка пройти слева.
     Третья ступень порога расположена сразу за второй и представляет
из себя  стометровую  горку.  Начинается  за  правым  поворотом  с   мощного
короткого  прижима  к бому правого берега. Далее вода скатывается по россыпи
крупных обливных камней, теряя около пяти метров высоты метровыми сливами  с
пенными  ямами.  Наиболее  чистый проход в центре русла. Категория сложности
ступени -пятая.
     Оба экипажа заходили в порог, траверсируя струю после  второй  ступени,
из-под  правого  берега,  а потом, обогнув пару камней на входе, смещались в
центр реки. В самом начале ступени первый катамаран был остановлен в  пенном
котле, но всетаки вышел из него кормой вперед, это осложнило заход в прижим.
     Прохождение  страховали  с  левого берега, в двух точках напротив ворот
второй ступени. Линия движения - по наиболее покрытым водой камням, невзирая
на сливы и ямы, была реализована. Чалились в начале четвертой ступени.  Туда
же отнесли вещи.
     Четвертая  ступень тянется до конца каньона. Вода сначала падает
несколькими ступеньками до метра высотой, а потом наваливает на камни  то  у
левого, то у правого берега. Категория сложности четвертая.
     Шли тандемом, груженые, держась центра реки.
     Следующие  шесть  километров до поселка Бузгулансай река препятствий не
имеет. Мы продолжили сплав по реке. Перед поселком Бузгулансай  река  делает
крутой  левый  поворот.  На  правом  берегу  видны  дома поселка. Русло реки
сужается, уклон увеличивается, берега становятся  высокими  и  крутыми.  Это
является   ориентиром  начала  четвертого  каньона.  Мы  шли  тандемом,  все
препятствия  каньона  хорошо  просматриваются  с  воды.  Представляют  собой
протяженные мелкие шиверы.
     Четвертый каньон, 2.5 км.
     Четвертый  каньон  тянется два с половиной километра и по нашему мнению
надо либо просматривать весь каньон, либо,  при  достаточном  опыте  группы,
идти его сходу, как мы и поступили. Разделить препятствия каньона на два (No
17  и  No  18)  возможно при просмотре, мы же обнаружили одну мощную шиверу,
тянущуюся полтора километра. В  шивере  несколько  широких  полутораметровых
сливов,  много  обливных  камней, валы высотой 1-1.5 метра. Наиболее сложное
место - начало каньона, к концу шивера становится проще. Категория сложности
- четвертая.
     Весь каньон мы, как уже указывалось, проходили сходу тандемом, так  как
с  воды  всегда видна линия движения - по центру потока, невзирая на сливы и
пенные  ямы,  которые  недостаточно  мощны,   чтобы   перевернуть   груженый
катамаран, идущий на положительной скорости.
     После  окончания  четвертого  каньона  река  ненадолго  разбивается  на
протоки, но впереди уже виден распадок на правом берегу. Дорога уходит вверх
от реки в сторону распадка.
     Река делает небольшой правый, а затем крутой левый  поворот.  На  левом
повороте  надо  зачалиться  к правому берегу, в том месте, где у воды растут
несколько больших елей. Отсюда надо начинать просмотр первого порога  пятого
каньона.  Над порогом "Каменоломня" приличное место для стоянки - не видно с
дороги. Здесь у нас была запланирована дневка  и  радиальный  выход  на  оз.
Кель-Тер. Но порог мы решили пройти в этот день.
     Пятый каньон, 3 км.
     Порог  No  19 "Каменоломня" (на ряду с П. No 25 это самое мощное
препятствие реки) тянется более пятисот метров  и  вполне  оправдывает  свое
название. Порог состоит из двух "горок". Начинается он стометровой шиверой с
метровыми  валами, после чего река поворачивает направо, наваливая на камень
под левым берегом. Дальше на участке около 250 метров  река  делает  плавный
левый  поворот,  падая  на  15  метров  1.5-2 метровыми узкими сливами между
большим количеством обливных и надводных камней  (первая  "горка").  В  этом
месте  для  чистого прохождения требуется очень сложный маневр между камней.
После этого вся вода устремляется  в  прижим  под  отвесный  левый  берег  и
поворачивает  направо. Ниже прижима русло перегорожено грядой камней (вторая
"горка"). Вода протискивается через это  решето  полутораметровыми,  как  по
высоте,  так  и  по ширине сливами. Правда, под левым берегом слив несколько
шире - более двух метров,  но  существует  опасность  на  заходе  попасть  в
прижим.  Ниже  гряды  порог заканчивается и река относительно успокаивается.
Просмотр возможен по левому берегу, страховку также нужно ставить  на  левом
берегу  -  в центре крутопадающего участка - с берега, на траверсе прижима и
ниже порога - с берега или с воды. Категория сложности порога - шестая.







     Фото. 25. Прижим в пороге "Каменоломня".
     Был  принят  вариант  прохождения  сборным  мужским  экипажем   (Тулин,
Неселовский,   Лапкин,   Холин).   Линия  движения:  под  правым  берегом  с
последующим уходом в центр потока,  при  альтернативе  прохождения  в  левой
части потока почти по прямой, но местами через камни.
     Катамаран  четко прошел через двое узких ворот, а затем пошел вправо, в
центр, стараясь попасть в центральный водопадный слив трехметровой ширины  и
двухметровой  высоты.  Сделать это удалось, в слив попали. После этого слива
катамаран снова ушел вправо длинный и пологий  двухметровый  слив  с  крутым
валом  за ним. Преодоление этого вала хлопот не доставило, после чего экипаж
зачалился к  правому  берегу  на  траверсе  прижима  для  страховки  второго
экипажа.
     Страховали  напротив  прижима  (Фото. 25) и на чалке. Весь народ был на
страховке, поэтому прохождение в ключевых местах заснять не удалось.
     Вечером второй катамаран провели на спасконцах к месту чалки первого.
     30-31.07.
     Радиальный выход на оз. Кель-Тер (Кель-Когур).
     Схема 4. Карта 1.
     Утром по автомобильной дороге дошли до моста возле  домика  лесника  по
другой  стороне  реки начинается набитая тропа к оз. Кель-Тер. Примерно 4 км
она идет вдоль реки, затем плавно поднимается  вверх  налево  и  попадает  в
узкую  долину  ручья,  вытекающего из озера. Мы достигли озера через 6 часов
после выхода из лагеря. После обеда, оставив на озере вещи, группа совершила
восхождение на перевал Каракорум. Направление седловины  просматривается  на
восток  от  озера между вершиной горы Кель-Когур (3289 м) и вершинами хребта
Кюнгей. Тропа идет постоянно вдоль ручья, поэтому сбиться с пути невозможно.
Непосредственно перед перевалом  расположена  огромная  безжизненная  долина
(Фото.26),  подперевальный  взлет, представляет собой 400 сыпуху (Фото. 27).
На перевале мы оставили записку от 30.07.1997 и вернулись к  озеру  в  2040.
Рыбы в нем НЕТ! и вообще, тухлое место.
     После  обеда на следующий день мы вернулись в базовый лагерь. По дороге
вступив в контакт с лесником. Классный мужик. Угостил  нас  обедом/ужином  и
дал с собой для остальной группы молока, айрана, кумыса.
     01.08.
     Сплав нижнего участка реки Чонг-Кемин.
     Схема 4. Карта 1.
     За П. No 19. Около 1 км относительно спокойной воды.
     Ориентиром  порога  No  20  "Ералаш"  является  впадение правого
притока через 950 метров после окончания порога No 19. В устье этого притока
надо обязательно зачалиться для  просмотра,  но  следует  учесть,  что  улов
непосредственно в устье с трудом вмещает катамаран, поэтому зачалиться лучше
в 20-30 метрах выше.
     Порог  No 20 "Ералаш" (600 м) в нашу воду был вполне проходим. Основную
трудность составляет длина  порога  и  невозможность  чалки  внутри  порога.
Условно порог можно разбить на три ступени.
     Первая  ступень.  от  устья правого притока до правого поворота.
Вначале мощная шивера, затем короткий зигзагообразный участок между глыбами,
с валами до 1.5 м и бочками, далее сужение русла до 10 м. Струя упирается  в
скалу  по  центру  русла,  часть воды переваливает через нее, справа и слева
проходы по 2.5 м, но избежать навала на скалу невозможно. Единственный  шанс
- прыгнуть  с  нее  в водопадный слив высотой 2 м и бочкой 1.5 м. Далее 50 м
1.5 м сливов, кончается грядой справа.







     Фото. 28. "Горка" в пороге "Ералаш".
     Вторая ступень. Вода падает с гряды влево 5 м горкой (Фото.  28)
через полуобливные камни с несколькими навалами на надводные камни.
     Третья  ступень. 50 м сливов с бочками. Далее вся вода упирается
в огромный полуобливной камень, перед  ним  подушка.  Проход  слева  в  слив
чистый,  но  зайти  туда невозможно. Справа проход шириной 2.5 м в 1.5 - 2 м
винтообразный слив (единственный вариант). Заканчивается порог 100 м шиверой
с валами и бочками.
     Страховка перед горкой второй ступени и за камнем третей,  а  также  на
чалке в конце порога.
     Оба   катамарана   прошли   порог  без  проблем.  Шли  на  разгруженных
катамаранах. После прохождения вещи отнесли в базовый лагерь над порогом  No
22" Баня" по автомобильной дороге.
     Порог шестой категории.







     Фото. 29. "Ворота"попрога "Мельница".
     Порог  No  21  "Мельница"  -  400  м. Начинается на втором левом
повороте через 500 м после порога No 20. Сначала шивера с 1.5 м  валами.  На
левом  повороте  навал  на  гряду  камней.  Через 50 м навал на вторую гряду
слева. Через 100 м мощной шиверы - двойные  ворота  (Фото.  29)  с  "горкой"
(Фото.  30).  Проход  в  правой части. В конце мощная шивера с полуобливными
камнями и сливами между ними.









     Фото. 30. Выходная часть порога "мельница".
     Страховали с правого берега в  конце  порога,  с  осыпи  перед  началом
порога "Баня".
     Категория сложности - пятая, шестая.
     Порог  No  22  "Баня"  - 200 м. Порог начинается там, где дорога
вплотную  подходит  к  обрыву  над  рекой  и  река  после  левого   поворота
поворачивает направо. Длина порога около 200 метров. Вода здесь падает на 10
метров. Просмотр порога проще всего вести сверху, с обрыва, но можно, хотя и
с  большими  сложностями,  пройти  внизу по правому берегу реки. От захода в
порог до правого поворота река образует каскад полутораметровых косых сливов
с обливных плит с жесткими бочками. На правом  повороте  вода  падает  почти
водопадным  сливом  с  высоты  не менее двух метров (с дороги слив смотрится
положе). После слива горка длиной 70 - 80 метров, состоящая из  серии  1-1.5
метровых  сливов  ("горка"),  после  которой вся струя наваливает на большой
камень, лежащий в левой трети русла, и отражается от него вправо, в  прижим.
От камня до прижима около 15 метров. Ниже прижима стометровый участок шиверы
средней сложности (Фото. 31, 32).
     Категория сложности - пятая - шестая.







     Фото. 33. Порог "Ворота".
     Страховали  в  конце  бома  правого берега за базовым лагерем и в месте
чалки за порогом "Ворота".
     Порог No 23 "Ворота" 50 м (Фото. 33) ничего сложного из себя  не
представляет Это мелкая шивера, в конце которой два камня по берегам сжимают
реку и образуют в сужении косой полутораметровый слив.
     Категория сложности - четвертая.
     Проходили порог вместе с П. No 22. Чалились к кордону лесника. Ночевали
в базовом лагере на притоке, над П. No 22.
     02.08.
     От кордона до начала шестого каньона около полукилометра.
     Шестой каньон.
     Порог  No  24  "Повицкого"  600  м.  (Вадим  Повицкий  погиб при
первопрохождении реки в 1978  году).  Начинается  на  левом  повороте  реки,
одновременно  с  началом  шестого каньона и имеет длину около полукилометра.
Начинается  порог  серией  пологих  сливов,  за   которыми   стоят   жесткие
полутораметровые  валы.  В  русле  лежат  отдельные крупные камни. Через 200
метров после начала реку перегораживает широкая  гряда  камней,  на  которой
вода  падает  на 2.5 - 3 метра. Затем падение уменьшается, порог переходит в
мощную шиверу. Пpocмотp порога можно проводить с  любого  берега.  Категория
сложности - пятая.








     Фото.34. "Гряда" порога "В. Повицкого".
     Шли  загруженными  поочередно  с береговой страховкой. Наиболее сложное
место порога - каменная гряда. Здесь траверсировали струю,  для  того  чтобы
просмотреть  это  место  с  левого  берега. Мы проходили гряду через сливы у
правого берега (Фото. 34).
     Окончание каньона сложностей для сплава не представляет. Редкие камни в
русле образуют несложную шиверу с  метровыми  валами  на  всем  километровом
участке. Проходили этот участок тандемом на загруженных катамаранах.
     После окончания каньона на реке обширный остров с растительностью. Ниже
острова  на  левом  берегу  реки  виден селевой вынос, после которого в реке
короткий, около ста метров, но довольно мощный порог.
     Порог No 24а "Селевой" 100 м.
     Порог начинается грядой камней с полутораметровым сливом в единственном
проходе у левого берега. Ниже еще два метровых слива с жесткими валами.
     Категория сложности - четвертая.
     Проходили порог сходу, тандемом. Оба экипажа сначала уходили под  левый
берег, а потом резко в центр, уходя от навала на камни у левого берега.
     Дальше  до  седьмого  каньона около километра сплава по спокойной воде.
Ориентир каньона очень четкий  -  высокая  крутая  гора,  сменяющая  отлогий
низкий  правый  берег.  Зачалиться  надо  не ближе ста метров от этой горы к
левому  берегу,  дальше   зачалка   катамарана   проблематична.   Разгрузили
катамараны  и обнесли вещи за каньон, где организовали базовый лагерь. Обнос
занял 2 часа.
     03.08.
     Седьмой каньон ("зеленый") (Фото. 35 - 37) 2.5 км.
     Седьмой каньон начинается  самым  сложным  и  опасным  препятствием  на
маршруте,  порогом  No  25 "Камень преткновения". Препятствие тянется
около 800 метров и его обычно делят на три части, хотя  правильнее  было  бы
говорить  о  двух  препятствиях  -  первых  двух ступеней и третьей ступени,
настолько эти участки разнятся по характеру.







     Фото. 38. "Камень преткновения".
     Первая ступень длиной 100 -  150  метров  начинается  на  правом
повороте  реки. Правый берег - крутая осыпь, на левом у воды большие обломки
скал. Река перегорожена грядой крупных надводных камней (Фото. 38).  Падение
воды на гряде не менее трех метров. Проход по водопадному сливу по центру, с
навалом   на   "камень   преткновения".  Концентрированная  струя,  падая  с
двухметрового слива, била в камень, находящийся менее, чем в  десяти  метрах
ниже.  Далее  пенный  котел.  В  нашу  воду  это место порога непроходимо по
причине большого риска. Ниже гряды порог можно идти,  но  страховка  с  воды
невозможна   (нет   достаточных   участков  быстротока).  Окончание  ступени
представляет из себя мощный порог с многочисленными навалами на острые камни
и сливами выше полутора  метров,  причем  препятствия  расположены  одно  от
другого на расстоянии 5-15 метров.
     Вторая  ступень  расположена  на  правом  повороте  и  несколько
уступает по сложности первой. Реку пересекает дугообразная гряда обливных  и
полуобливных  камней. В большую воду эта гряда также, как и в первой ступени
проходима под правым берегом через  мощный  двухметровый  слив.  Далее  река
совершает 5 S-образных поворотов и разбивается об решето из обливных камней.
Проход  везде чистый, но заключительный этап вызывал некоторые сомнения, так
как возможны варианты.
     Категория сложности ступеней - шестая.
     Третья  ступень  длиной  250  метров  начинается  150  метровыми
"щеками".  В  начале  "щек" два прижима к левому берегу, ниже которых мощная
шивера с крупными обливными камнями в русле. Проход в шивеpe чище справа.  В
конце  "щек" в центре реки камень, на который сильный навал воды. Отраженная
от камня вода идет вправо, в прижим к правому берегу, после чего  еще  около
ста  метров  шиверы. Просмотр "щек" сложен и возможен только после обхода их
по левому берегу, спуску к воде и преодолению двадцати метров на зацепах  по
отвесному бому.
     Категория сложности ступени - пятая.
     "Щеки"  толком  просмотреть  не  удалось,  однако было ясно, что ничего
сверхопасного в этой ступени нет.
     Первый экипаж решил пройти  вторую  ступень  порога.  Второй  катамаран
занесли  к  началу  третей  ступени для страховки с воды. Стартовал от места
левого поворота, прямо в слив. Чисто прошли S-образный  участок  (Фото.39  -
41),  но  в  конце не смогли перегрести струю и зацепили центральный камень.
Далее прошли первый прижим "щек" (Фото.42) и  за  ним  зачалились  к  левому
берегу. Второй экипаж перечалился к первому.









     Фото. 42. Первые "Щеки".








     Фото.  43.  Прижим  вторых  "Щек".  Видны  верхушки обливников в центре
струи.
     Второй прижим щек к бому правого берега  осложнен  тем,  что  в  центре
русла  в  шахматном  порядке  стоят четыре камня, из которых с воды и берега
виден только первый. Первый катамаран переработал сильно влево, в результате
налетел лагом на последний из четырех  камней  и  перевернулся  через  левый
балон.  Экипаж  сразу  забрался  на перевернутый кат. и зачалил его к отмели
левого берега. Катамаран 2, который шел тандемом следом, не повторил  ошибку
Ката 1 и удачно перечалился.
     В результате аварии у ката 1 лопнули две продолины и задняя поперечина.
Ремонт занял около 1.5 часов.
     Ниже  через  100  м  на  левом  повороте  расположено препятствие No
26, представляющее из себя мощную "S"-образную шиверу. Шивера начинается
навалом на камень у левого берега, затем  150  метровый  участок  с  большим
количеством  пенных ям и метровых бочек, после чего река сворачивает направо
у осыпного левого берега. Категория сложности - четвертая.

















     Фото. 44, 45. П. No 27. Прыжок через обливник.

     Шиверу  проходили  сходу  тандемом,  держась  по  центру  струи.  После
прохождения  зачалились возле осыпи к левому берегу для просмотра следующего
препятствия.
     Препятствие No 27 расположено на следующем правом повороте  реки
и  тянется  около  пятисот метров. На заходе перед правым поворотом в центре
русла лежит большой камень, затем струя наваливает на камни у левого берега.
После этого идет 150 метровый участок реки с  большим  количеством  обливных
камней  и  полутораметровых сливов через них. Далее река делает крутой левый
поворот и скатывается по стометровой горке высотой около пяти  метров  через
каменное  решето.  Справа  двое  чистых  ворот. Затем река уходит в прижим к
левому берегу и поворачивает направо и около ста  метров  идет  в  невысокой
"трубе",   образуя  метровые  валы.  Просмотр  возможен  по  любому  берегу.
Категория сложности - пятая.
     Первую часть до поворота прошли, уходя сначала влево, а затем  в  центр
струи.  Далее  по  центру до левого поворота, где прыгали через полуобливной
камень (Фото. 44, 45), это единственная возможность попасть в чистый  проход
в  воротах  у  правого  берега и уйти от прижима перед "трубой". За прижимом
чалились к правому берегу. "Трубу" шли тандемом.
     Через сто метров после окончания "трубы" начинается  препятствие  No
28,  которое  представляет  из себя мощную шиверу. Через 200 метров река
делится островом на две протоки; левая сухая. Здесь и ниже в струе камни, на
которые наваливает вода. Валы в шивере до полутора метров. Шиверу можно идти
без просмотра. Категория сложности - четвертая.
     Проходили без просмотра тандемом, стараясь держаться  центра  реки.  До
базового лагеря.
     Горы  постепенно расходятся - это конец каньона. На левом берегу реки у
воды растут большие деревья.
     На следующее утро сплав продолжили на загруженных судах. До  8  каньона
шли  около  2  км.  Препятствий  на  реке  нет. Ориентирами 8 каньона, длина
которого составляет  около  1.5  км,  является  правый  приток  перед  левым
поворотом,  в  устье  которого  необходимо  зачалиться для просмотра. Дорога
подходит к реке.
     04.08.
     Восьмой каньон, 1.5 км.
     Весь каньон представляет собой полуторакилометровый порог No 29,
падение в котором то возрастает, то уменьшается. В русле отдельные надводные
камни, требующие постоянного маневрирования в 1.5 метровых  валах.  На  всем
протяжении  порога  встречаются  1.5  метровые сливы и пенные ямы. Категория
сложности- пятая.
     Шли порог после беглого просмотра  его  капитанами  судов  тандемом  по
центру потока. Дистанция между судами - до 30 метров. Прошли порог чисто.
     Далее  до  автомоста  через  реку  5  км  непрерывной  шиверы.  Участок
неприятен тем, что камни в шивере слабо покрыты водой и приходится постоянно
работать, чтобы не порвать баллоны.













     Фото. 46. Последняя приличная стоянка.
     У автомоста мы зачалились, хотя  этого  можно  было  бы  и  не  делать.
Впереди  мощная шивера No 30 (категория сложности - четвертая). Длина
шиверы около 800 м. После беглого просмотра прошли ее  тем  же  порядком.  В
конце  порога  впадает  правый  приток.  Здесь  последняя хорошая стоянка на
маршруте (Фото. 46). Это последнее препятствие на маршруте дальше можно идти
без осмотра. Следует только иметь в виду, что стоянок впереди нет.
     05.08.
     Характер  реки  не  изменяется  до  автомоста  в  поселке   Тегерменты.
Несложная,  но  неприятно мелкая шивера. В 3 км выше моста треть воды в реке
забирается на полив, после чего она становится еще мельче.
     К мосту мы подошли около 11 часов утра, здесь обнаружилась  разница  во
времени на 1 час между Алма-Атой и Бишкеком.
     В  долине  река  разбивается  на протоки, воды становится все меньше. В
протоках противная мелкая шивера. Остановились  в  середине  каньона  9.  На
небольшой  лесистой  полке  левого берега. В каньоне препятствий нет, только
быстроток, и отдельные прижимы.









     Фото. 47. "Долой оружие".
     06.08.
     В 1100 Достигли приличного места высадки на р. Чу километрах  в  10  от
устья  р.  Чонг-Кемин.  Здесь  нас  как  ждали  ребята  из  Бишкека, которые
пригласили прокатиться с ними до г. Токмак  для  закупки  продуктов.  По  их
словам  уехать  на оз. Иссык-Куль из п. Быстровка у нас мало шансов, а из г.
Токмак - много. Мы приняли их  приглашение  и  в  2000  уже  устраивались  в
гостинице г. Токмак.
     06.08.
     Закупка продуктов.
     В 1130 автобус до к. Чолпон-Ата на оз. Иссык-Куль.





     Раскладка продуктов
     Наименование
     вес
     (ч/д)
     на группу
     на поход
     ккал на
     100 гр.
     ккал на
     рацион

     "Сублимированное мясо"
     44
     0.400
     11.20
     600
     240

     "Сухое молоко"
     15
     0.135
     4.20
     470
     71

     "Колбаса"
     40
     0.360
     11.20
     430
     172

     "Масло топленое"
     10
     0.090
     2.80
     870
     87

     "Крупы"
     150
     1.350
     38.00
     320
     480

     "Сухари"
     80
     0.720
     22.40
     330
     264

     "Чай"
     10
     0.090
     2.80
     0
     0

     "Сахар"
     90
     0.810
     25.20
     400
     360

     "Соль"
     7
     0.063
     1.96
     0
     0

     "Лук ,чеснок, специи"
     4.5
     0.040
     1.12
     80
     3

     "сухофрукты"
     30
     0.270
     7.60
     250
     75

     "сладости"
     50
     0.450
     13.00
     500
     250

     "мука"
     18
     0.160
     4.48
     330
     53



     1 день
     2 день
     3 день

     завтрак
     пшено
     рис
     геркулес


     курага
     изюм
     курага

     обед
     сливочное полено
     халва
     шоколад

     ужин
     гречка
     пюре
     гречка



     Снаряжение
     Наименование
     количество
     вес, кг

     Катамаран, четырехбалонный, четырехместный, конструкция
     Кириллова с наплывами, объем - 2.6 тон, четыре емкости на
     баллон , каркас дюралевый, с четырьмя веслами
     2
     25

     Запасные весла для катамарана
     8
     3

     Конец страховочный "чулок" (длина - 30 - 35 м)
     4
     2.4

     Стропа парашютная (ширина - 25 мм)
     4х20 м
     1.5

     Репшнур
     4х25 м
     2

     Карабины титановые
     5
     0.8

     Палатка с тентом 4-местная (2.2х3 м2).
     1
     3.5

     Каны (8 л., 6 л.), костровые, кухонные принадлежности
     1 компл.
     2.5

     Топор
     1
     2

     Пила двуручная
     1
     1

     Фонарь с комплектом батареек
     1
     0.2

     Рем. набор общественный
     1
     2.5

     Аптечка
     1
     0.5

     Рыболовные снасти
     компл.
     2

     Фотоаппаратура, видеокамера, пленки, оптика, штатив
     2+1
     4

     Компас, часы
     3+3
     0.1

     маршрутные документы
     1
     0.1


     Общий вес

     85


     Средний вес мужского рюкзака - 40кг + по 5 кг в заброске.
     Средний вес женского рюкзака - 19кг.
     Аптечка
     В состав аптечки входили следующие лекарственные препараты:
     анальгин (болеутол.), аспирин (жаропониж.), димедрол (антиаллергич.);
     антибиотики:   тетрациклин   (широкого   спектра  действия),  ампицилин
(температуропонижающее), сульгин (рвота, понос); ношпа, спазган (болеутол.),
папаверин (при спазмах гладкой мускулатуры, вводить внутримышечно),  эуфилин
(отек легких и отеки любого рода, развести физраствором в два раза 5-10 куб.
см    препарата,    вводить    внутривенно),   пипальфен   (противоаллергик,
внутримышечно);  кардиолин,  нитроглицерин  (сердце,  1  табл.  под   язык);
эффортил  (при падении давления, вводить внутривенно, медленно); преднизолон
(противошоковое, внутримышечно); кофеин (слабость, шок, выпить);  стрептоцид
(горло, раны), йод, зеленка, перекись водорода, раствор сульфата магния (при
травмах,  головн.  болях,  противоотечное  в  гладких  мышцах, 5-10 куб. см,
внутримышечно), нашатырь, троксевазин  (при  травмах),  мазь  от  гнойников,
марганцовка,  эластичный  бинт  (8 шт.), бинт (4 бинта и 2 индивид. пакета),
вата, пластырь бактерицидный, жгут, одноразовые шприцы.
     РемНабор
     Клей:
     резиновый -0.5 л
     ТГФ -300 мл
     Бензин -500 мл
     Материалы:
     "Кемрик" 2 м
     "Камаз" 2 м2
     БЦК 1 м2
     "Чернуха" 2 м2
     "Дождь" 1 м2
     Брезент 1 м2
     Авизент 1 м2
     Нитки:
     Капроновые
     ХБ
     Два набора игл.
     Проволока:
     "медная" 2.0 мм - 2 м
     стальная 1.5 мм - 6 м
     Инструменты:
     плоскогубцы
     ножницы
     ножовка по дереву и металлу
     две кисти для клея
     Литература
     1. Отчеты библиотеки центрального турклуба г. Москва NoNo 5347 и 5328.
     2.  Топографические  карты  Района  Центрального   Тянь-Шаня   масштаба
1:200000, К43XI, K43XII.













     Приложения


Популярность: 21, Last-modified: Thu, 24 Dec 1998 18:12:06 GMT