Чирка-Кемь. Описание

 
  • Чирка-Кемь. Описание
  • Маршрут
  • Общая информация
  • Заброска
  • Описание
  • Антистапель
  • Отъезд
  • О погранцах
  • О себе
  • Итог
  • И еще!



  •       From: Александр Крайнов
          Email: shurton@glasnet.ru

          Date: 27-sep-1997


          1997 г., август, уровень воды чуть ниже среднего.

    Маршрут



          Ст. Сонозеро (пос. Волома) - Андронова гора - пос. Боровой.
          III - категория сложности.
          Общая протяженность около 170 км.


    Общая информация



          Река Чирка-Кемь считается притоком Кеми, хотя на самом деле это одна и та же река (Чирка-Кемь меняет свое название на Кемь после Юшкозера). Чирка-Кемь - одна из самых многоводных рек Карелии. Этим и определяется характер основных препятствий.
          Весь маршрут примечателен отсутствием большого количества озер (что, учитывая значительную протяженность, является исключением для Карельских рек).
          По реке когда-то проходил лесосплав, что отразилось наличием завалов в начале маршрута и значительным числом порогов, образованных ряжевыми стенками.
          На маршруте практически нет проблем со стоянками (особенно на озерах). Хотя стоит отметить такой момент: далеко не всегда на этой реке стоянки сопутствуют порогам.
          Местное население встречается редко (за исключением участков, близких к населенным пунктам) и настроено вполне дружелюбно.


    Заброска



          До начала маршрута проезд поездом из Петрозаводска (отправление в 19.20) или из Питера до ст. Сонозеро. От станции до моста через реку 2 км по путям. У моста, на правом берегу, удобное место для стапеля. Поезд приходит на ст. Сонозеро в районе 5-и утра.
          Ценный опыт. На станции Суккозеро (стоянка поезда 40 мин.) мы подошли к машинисту с просьбой сделать остановку через два километра после Сонозера. Машинист сказал: "Знаю, знаю. Идите к дежурной по станции возьмите разрешение на высадку на 213 км". Что мы и сделали. Дежурная сидит в домике с названием станции. Разрешение дали без всяких проблем. Порадовала запись в графе обоснование: "Туристы".


    Описание



          Маршрут условно делится на две части: до Андроновой горы и после.
          На первой части маршрута река Чирка-Кемь представляет собой типичную Карельскую речку с характерными признаками:
          небольшой расход воды;
          ширина русла около 20 м;
          часто берега заболочены;
          пороги маловодны.
          На первой части маршрута встретятся несколько завалов, из них три придется обнести. Все обносы короткие, с хорошими тропами.
          Пороги в первой части несложные (есть только один порог претендующий на III к.сл.). При наличии опыта все пороги первой части проходятся без просмотра.
          От моста через реку около Андроновой горы 3 км до пос. Тикша.
          В Тикше 12(!) магазинчиков (впрочем, ассортимент во всех одинаковый), почти в каждом доме есть телефон (можно звонить куда угодно как через "8", так и по коду).
          После Андроновой Горы Чирка-Кемь некоторое время течет спокойно, затем 2 несложных порога, а через некоторое время после моста лесовозной дороги начинается связка из 3 интересных порогов.
          Хаудо (III к.сл.) - короткий, прямой, с метровыми валами.
          Кривой (III к.сл.) - расположен на левом повороте реки. До поворота основная струя (по ней и нужно идти) проходит под правым берегом, после поворота нужно проходить под левым берегом (т.к. справа мелко, много неприятных камней, есть застрявшие бревна). Кстати, на деле поворот оказался проще, чем выглядел с берега.
          Тахко-Падун (IV к.с.) - самый сложный и интересный порог на маршруте. Представляет собой двухметровый, V-образный слив. В большую воду (а каякам и в малую) его можно проходить под правым берегом (в нашем случае, один из участников, буквально прополз там на Ласточке). Второй (и основной) вариант прохождения - по левому краю котла. Аккуратно идти вдоль ряжевой стенки (сильный прижим), затем поворот на право (идущая прямо струя мешает не слишком сильно). И удачи вам в котле!


          Padun_1.jpg


          Padun_2.jpg

          Стоянки около Падуна есть только на правом берегу т.к. на левом находится какая-то база отдыха. Есть два хороших места для стоянки: на самом верху горы (ровная площадка, красивый вид, но далековато от воды) и в конце порога.
          После Падуна река разливается и становится похожа на озеро. Течения почти нет.
          Затем река принимает слева 2 притока: Няугу (за ним несложные Лейдмозерские пороги) и Растас. Расход воды возрастает и течение заметно усиливается. Перед следующими на маршруте порогами Кильбо и Омас река изрядно сужается. Следующий порог, Никутный, имеет смысл посмотреть. Небольшие сливы, стояки, много воды, но в принципе, ничего сложного.
          Дальше на реке серия несложных порогов и перекатов, а затем порог Ракконен (III к.с.) - достаточно длинный, много камней, на выходе уход через струю влево (основная струя с валами переваливается через гряду камней). Примерно через 2 км. после порога, на правом берегу, есть много великолепных стоянок (высокий берег, песок, сосны, куча дров, готовые бани).
          Далее на реке множество не сложных, местами шкуродерных, порогов, а за ними следующий, из интересных, порог Олений (III к.с.), мы без проблем прошли с ходу. Но, по-хорошему, его имеет смысл смотреть (много практически незаметных с воды обливняков).
          И последний на маршруте порог- Ряжевый (III к.с.). Порог образован ряжевыми стенками. Проходить надо вдоль правого ряжа (но не прижимаясь к нему), на выходе уход влево.
          Вообще, лежащие на страничке лоции соответствуют действительности. К ним есть только несколько дополнений:
          1. четверка на маршруте только одна - Тахко-Падун, остальные пороги отмеченные IV к.сл. на деле оказались твердыми тройками;
          2. ориентир для порога Ракконен: после очередного порога на обломке скалы в русле висит дорожный знак " Уступи дорогу", после перекат, а за ним собственно Ракконен;
          3. порог Горшок (образованный ряжевыми стенками) утратил свою силу из-за прорыва левого ряжа. Валы там не более 1,5 м. Много камней на входе.
          В остальном, к имеющимся лоциям, добавить практически нечего.


    Антистапель



          На берегу реки, на траверсе деревни, есть лужайка, где можно собраться. Место очень людное т.к. от деревни сюда идет хорошая дорога. Если в планы входит ночевка, то встать имеет смысл 20 м. выше по течению, на удобном пятачке окруженном деревьями. С дровами проблем нет. От места высадки до станции 2 км.


    Отъезд



          От станции Боровой вагоны идут до Петрозаводска или до Питера. Если будут проблемы с билетами (как в нашем случае), надо взять билеты до ст. Ледмозеро а там уже до Питера или Петрозаводска.


    О погранцах



          Мы их не встречали.


    О себе



          До Андроновой горы шли вчетвером на двух Тайменях (2-ка и 3-ка).
          Потом двое с трешкой уехало (ох уж эти проблемы с отпусками!) и один приехал (с ласточкой М-11).
          Состав группы:
          Таймень (двушка)
          1. Александр Крайнов (руководитель).
          2. Ольга Листкова
          (шли весь маршрут)
          Таймень (трешка)
          1. Константин (Борода) Орлов
          2. Ольга (Ведьма) Бурканова
          (шли до Андроновой горы)
          Ласточка М-11
          1. Антон (Еж) Будковский
          (шел от Андроновой горы)


    Итог



          Маршрут очень понравился. Места красивые, не слишком людные. Для Карелии река весьма динамичная. Пороги эффектные и интересные (правда, на мой взгляд, недостаточно техничные). Грибов и ягод море. Рыбы тоже хватает.

    И еще!



          Относитесь с некоторым недоверием к советам идти пороги не глядя!
          Оценка сложности порога ВСЕГДА субъективна!
          (В том числе и моя).


          Ну вот вроде и все, пишите если что ...


    Семь футов под оверкилем! Александр Крайнов shurton@glasnet.ru