From: Оксана Лещенко (Командор)

     Нет порога Усть-Путила, так как река изменила русло.
     Перед  п.  "Ясеновский"  образовался  новый  порог.  Нужна
разведка.
     После  порога "Сокильский" появился новый порог "Амиго" за
3 км до Вижницы.
     В самые верхние пороги на байдах идти не стоит - "Таймень"
просто не выдержит.
     Самое  неприятное  место  - мост в Устериках, за которым в
Черный Черемош впадает Белый.
     Нехороший  мост  есть  в  районе  г.  Верховина (на старых
картах - Жабье / Zabie ).  Косой  навал  воды  на  опоры.  Были
случаи, когда байдарки разбивало вдребезги и гибли люди.

     По-моему,   с  точки  зрения  безопасности,  Черемош  даже
предпочтительнее Прута, если идти не от Буркута, а от  впадения
р. Дземброни.
     В  связи с вышесказанным меня слегка возмутило выступление
в конференции, что Прут, мол, простая река и "Все на  Прут!  ".
Когда  уляжется  возмущение,  попробую написать, что я думаю по
поводу вот таких безответственных заявлений.  Так что - думайте
сами,  решайте  сами...  кому  отвечать за группу,: - ))), а мы
всегда готовы помочь. Привет из Львова. Всем удачи.



Iвано-Франкiвська   обл.   Верховинський   район.  Село  зелени
?Зеленое. Гаврилюку Юрiю Ю.

 Протяженность 90 км. Число ходовых дней 2. Сезонность май - июнь.

     Протяженность - 240 км. Число ходовых дней - 10.  Сезонность
- май - сентябрь. Категория сложности - III.
     Маршрут   проходит   по   Ивано-Франковской   и  Черновицкой
областям. Черемош - правый  приток Прута - образуется  от слияния
Черного и Белого  Черемоша. Собственная длина  Черемоша - 80  км,
Черного Черемоша - 87 км,  Белого Черемоша - 50 км.  Это типичные
горные  реки,  с  большим  уклоном  (Черемош  -  3.3 м/км, Черный
Черемош - 14 м/км и  Белый Черемош - 9.7 м/км),  быстрым течением
(от 8 до 20 км/час и более).
     Для  Черемоша  и  его  притоков  характерны  короткие бурные
паводки с быстрым подъемом и падением уровня воды. Черный черемош
более полноводный, чем Белый Черемош. Главный источник питания  -
снеговые  воды  и,  в  меньшей  степени, атмосферные осадки. Река
образует  сильный  поток  с  крутыми стоячими волнами, вызванными
обилием  подводных  камней,  поворотами  и сужениями русла. Часты
мощные сливы.
     Для создания  устойчивого водного  режима в  межень на  ряде
участков реки, особенно в верховьях, построены плотины и  созданы
водохранилища.  Это  сделано  для  успешного проведения сплава по
Черемошу  и  по  его  притокам.  Берега реки высокие, лесистые; в
долине  лес  лиственный,  выше  -  елово-пихтовый.  На вырубках и
полянах  много  ежевики,  малины,  земляники.  Бассейн реки густо
заселен. Здесь  сохранились старинные  обычаи, красочная  одежда.
Широко  развиты  художественные  промыслы  -  резьба  по  дереву,
вышивки, инкрустации.
     Начало  маршрута  -  в  городе  и  железнодорожной   станции
Черновцы, откуда  местным поездом  доехать до  станции Вижница  -
города Куты и затем  попутным автотранспортом до села  Зеленое. В
Черновцах  музеи  -  краеведческий,  писателей  О.Ю.Кобылянской и
О.Ю.Федьковича,  памятники  архитектуры  - резиденция Буковинских
митрополитов  1864-1882  годов,  Николаевская  церковь 1607 года,
братские   могилы   советских   воинов,   погибших   в    Великую
Отечественную войну.



 Поезд Москва-Черновцы. 21:40 - 4:30.
 Ни на каких электричках в Куты или Вижницу ехать не надо - там
гораздо сложнее найти машину.
 У вокзала стоят автобусы, газики и рафики, которые за 10-15$ с
носа повезут вас  куда  угодно.  Ехать  от  Черновцов  до  села
Верховина  -  около  100  км средненькой асфальтовой дороги. От
Верховины начинается проселочная дорога с  гравийным  покрытием
вверх вдоль Черного Черемоша. Колдобин конечно на ней много, но
проехать можно даже на легковушке или перегруженном рафике  без
особых  проблем  (только  медленно).  От Верховин можно заехать
вверх на 16 км до села Зеленое,  но  лучше  -  заехать  выше  -
километров  на  30 - до плотины у села Баркут - приобретете еше
20 км сплава и три вполне терпимых порога.



     У села Зеленое Черный  Черемош - узкая, мелкая  река, быстро
текущая  в  каменистом   русле.  Берега  высокие,   лесистые.  На
поворотах  и   прижимах  сделаны   ряжевые  стенки   для  лучшего
прохождения сплава. Перекаты, небольшие пороги и прижимы  следуют
один  за  другим  (здесь  упоминаются  только  наиболее   сложные
пороги).

 По  большому счету препятствий на реке нет. Полноводная река с
мощным течением 10-15 км/час. Камней нет. Основные  препятствия
-  стоячие валы 0.5-0.8м, прижимы. Редкие отдельностоящие бочки
легко обходятся. В некоторых местах затруднена чалка.



Верхний Дземброня. Стоячие валы. В конце порога подвесной мост.
Перед началом порога левый приток  с  мостом  через  него.  Для
просмотра чалиться в приток на стрелку ЛБ.

Средний Дземброня. Несколько прижимов, стоячие валы. Весело.
Просмотр не требуется.

Нижний  Дземброня.  Желательно  успеть зачалиться и посмотреть.
Сужение русла, высокая скорость, под ПБ  на  две  трети  ширины
потока  мощная  бочка, и сразу за ней еще одна - киляет двойки.
Бочки можно обойти под самым ЛБ. Затем правый поворот, прижим к
ЛБ  с двумя мощными бочками.  В конце выходной шиверы подвесной
мост, удобная чалка ЛБ  над  ним.   На  правом  берегу  удобная
стоянка.

 Левый  приток  Быстрец.  Черемош  течет  на восток в глубокой,
узкой долине с крутыми скальными склонами.

 Верхний  Гуки.  Левый  берег начинает подниматься, крутой левый
поворот.  Слева  -  шикарный   обливной   жандарм,   специально
приспособленный  как  постамент для вашего катамарана.  Стоячие
валы, отдельные бочки, прижим ЛБ, прижим ПБ.

 Через несколько сотен метров дом с пасекой ПБ, за поворотом -

 Нижний Гуки. Косой слив в пол реки шириной, затем сужение, на выходе
дорожка метровых стояков.

 Мост, за ним

 Остров  и  перед  ним  и во всех трех протоках мощная шивера с
камнями и бочками. Проход по центральной  протоке.  На  острове
неплохая   стоянка,   хотя   за   пивом   в   деревню  придется
переправляться вплавь или на катамаране.



Через 40 минут сплава долина расширяется, по берегам раскинулся
районный центр Верховина. Чалка  ПБ  -  до  автобусной  станции
около  30 м. Есть автобус в 9:30, 12:30, 13:40. При нас все они
были отменены по причине размытия дороги.

 Ниже  река  становится  шире,  появляются  галечные  островки,
порогов и перекатов  несколько  меньше.   Далее  на  пути  село
Криворивня.
 От  Криворивни  до  впадения в Черемош река более полноводная,
скорость течения высокая, много перекатов и небольших  порогов.
Наиболее  сложный  порог  - после села Верхний Ясенов. У начала
порога высокая скала возле правого берега.

 От  Верховин  до  стрелки  Белого  и Черного Черемошей около 2
часов сплава - 20 км. Над стрелкой автомобильный  мост,  на  ПБ
неплохая стоянка, на которой Всегда стоит много турья.

     На Черемоше  сразу же  идет ряд  порогов. Через  7 км  перед
устьем правого притока - Путилы река делится на два рукава;  идти
надо правым. Ниже  висячего мостика два  сложных порога, один  за
другим. Затем следует еще два  порога: первый - Кетлище в  районе
села Великий Рожев, второй - Сокильский близ плотины Тюдов.
 Дальше   на   правом  берегу  районный  центр  Вижница  (музей
художественно-промышленной школы народного творчества).

 От  стрелки  до  Вижницы  33  км - около 4 часов сплава. Очень
густая населенка, остановиться можно в  считанных  местах  -  м
например выбросились на остров в 40 минутах ниже стрелки.



 В  Вижнице  электричка до Черновцов уходит в 13:40, автобус до
Львова (ха-ха) в 13:30 и приходит в 21:30.

     После  Вижницы  кончаются  горы  и исчезают пороги, скорость
течения  уменьшается  до  8  км/час.  Река очень извилиста; много
галечных перекатов. Часты паромные переправы; проходить их  лучше
ближе к  берегу, где  трос выше  поднят над  водой. Войдя в Прут,
повернуть вниз по течению. На этом участке берега невысокие,  лес
чередуется с лугами.
     Путешествие заканчивается в Черновцах. Маршрут по Черемошу и
его  притокам  можно  рекомндовать  только  группам, имеющим опыт
походов  по  порожистым  рекам  не  ниже III категории сложности.
Прохождение   Черемоша   облегчается   дорогой   вдоль    берега,
позволяющей в любом месте прервать маршрут.
     Поскольку  лесосплав  по  Черемошу  должен  быть  прекращен,
сезонность сократится с середины апреля до середины мая, так  как
не будет регулироваться уровень воды за счет водохранилищ.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Из аэропорта Быково рейсы:
-------------------------------------------------------------
      Аэропорт назна-   Дни от-  Время   Время при-  Прибытие
      чения             правле-  отпра-  бытия в     обратного
                        ния из   вления  аэропорт    рейса в
                        Москвы           начначения  Москву
-------------------------------------------------------------
Ф-137 Черновцы           Ежд.     9.00      13.50     19.25
Н-161 Черновцы по 30.04  1,3,6   13.00      17.45     14.25

Тариф: 27 рублей

Литература:
     1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
     2) "Москва в кармане", справочник, М., 1989 г.

Популярность: 22, Last-modified: Tue, 30 Dec 1997 09:11:38 GMT