From: Николай Спрингис (2:5020/423.39)

Тип документа           - дневник похода
Вид туризма             - водный (катамараны)
Категория               - 2 с эл 6
Выпускающая организация - Федерация туризма г. Москвы
Время проведения        - Октябрь 1988г.
Руководитель            - Калашников И. H. тел. (095)456-7278
Нитка маршрута          - C. Чихареши - сплав по р. Цхенисцкали с прохождением
                          Лентехского каскада - с. Лентехи



Калашников Иван
Мосолов Илья                    экипаж четверки
Спрингис Николай
Стародубцев Олег

Девочкина Марина              экипаж двойки
Сыров Виталий




       Рано    утром,   зевая  и  поеживаясь,  десантируемся  в
Самтредиа. Холодно, темно и как-то  промозгло.  Вокруг  вокзала
растут   мохнатые  пальмы.  аверное,  они  из-за  такой  погоды
мохнатые. Философствовать, стуча зубами, не очень  удается,  но
тут  неожиданно  приходит  автобус.  Гремя железом, вваливаемся
туда и растворяемся в предрассветной мгле.
       Первые   лучи    солнца   встречают  нас  на  кутаисском
автовокзале. Конечно, билетов нет и не  будет  -  подзабыли  мы
грузинские  нравы.  Сидим  час,  два,  три  -  и, наконец, даем
диспетчеру бакшиш. Автобус появляется - черт подери, еще бакшиш
шоферу.   Фразу  "икак  ничего  нельзя"  здесь  любят.  аконец,
переговоры завершаются, и мы опять в автобусе.
       Сначала в окнах мелькают роскошные отели Цхалтубо, потом
домики с пальмами в горшках - настоящая Ривьера. Дорога  упрамо
ползет вверх, пальмы и гранаты остаются позади - и вот перевал,
внизу  серебряная  лента  Цхенисцкали.  а   фоне   неба   четко
выделяются силуэты сванских башен, многие разрушены. Спускаемся
ниже, разочарованно смотрим на реку. Забыли,  что  здесь  и  не
может быть воды, все забрала РионГЭС.
       Три  часа  тряски по местным дорогам - удовольствие ниже
среднего. Кажется, все испытали что-то вроде морской болезни, и
чистый горный воздух особенного облегчения не принес. До самого
вечернего автобуса шатаемся по Лентехи, сплошь  перегороженному
заборами  из  дикого  камня.  Вести  здесь  уличные бои было бы
тяжело.
       В  долгожданный вечерний автобус садимся уже в состоянии
полного равнодушия к окружающему миру. Внизу кипит  Цхенис,  но
нам   как-то   не  до  нее.   Тряска  мешает  спать,  это  куда
существеннее, чем все  пороги  Лентехского  каскада,  а  нашему
ночному  пути,  кажется,  не  видно  конца. К нам подсаживается
старый сван и  начинает  зазывать  в  гости.  Помня  неизбежные
глобальные  попойки, пытаемся было отказаться, но ночь, холод и
морская   болезнь   оказываются   сильнее.   Томимы    тяжелыми
предчувствиями,  входим  в  дом,  но - чудо! - вина на столе не
появляется  вообще.  У  хозяина  нефрит,  пить  ему  запрещено.
Кое-кто втайне разочарован, но в целом нам здорово повезло.



       Утром  хозяин незаметно смылся, а хозяйка смотрит на нас
очень косо и упорно делает вид, что  по-русски  не  говорит.  е
желая   испытывать  ее  долготерпение,  переселяемся  на  берег
Цхенисцкали.  Здесь  она  мирная,   тихая,   расход   -   кубов
пятнадцать.
       Поставив  лагерь, начинаем кузнечные и слесарные работы.
Целый день уходит на доработку и подгонку случайных каркасов  к
судам.  Делаем все на совесть, ничего подвести не должно. Лучше
сейчас потратить время, чем бесконечно чиниться потом...
        Изрядную  долю  развлечений  добавляют  визиты  местных
скотов. Коровы прут через лагерь, как танки, а свиньи, как им и
положено,  лезут  с  копытами  на кухонный полиэтилен. а прямое
попадание палки по хребту  они  не  реагируют,  а  при  попытке
прогнать их здоровой дубиной злобно огрызаются. В больших дозах
это очень сильно надоедает.



       Стартовали  только в полдень под радостные крики местных
детишек. Слонышко сияет, Цхенис струится,  судно  идет  хорошо.
Впереди  -  полная  неизвестность,  наша лоция весьма скромна и
неназойлива. Два раза - ложная тревога, а потом - что-то  очень
хорошее,  горка  с  прижимом под отрицательную стенку, сразу за
ней - завал.  Угребались мы от нее так, что стукнулись о камень
противоположного  берега.  Двойка показала ряд острых моментов,
но прошла явно чище.
       Обрадовались  мы  успешному  началу  и  дальше поползли.
Каньончик вроде кончился, берега понизились.  е  прошли  и  200
метров,  как  влетели  в  хороший  порог,  и начало нас мотать.
ачальник орет так,  как  давно  не  орал,  носовых  с  головкой
окатывает, а подо мной чего-то зашипело - и вот уже в воде сижу
и даже через щитки камешки чувствую. Надувашка явно  накрылась,
каркас  гнется,  а развлекухе этой конца не ожидается - впереди
шивера хорошая, длинная. Иван держаться  умоляет,  а  у  самого
лопасть весла вдоль треснула - хорошее было весло... Метров 500
еще хромали по реке, потом всем надоело. Встали в поганом месте
-  не  до  места  нам  тогда было.  Вытащили из четверки рваную
секцию, печально  посмотрели  -  и  оставили  на  завтра.   ...
Вечером пришел старый глухой сван и долго предъявлял свои права
на все лежащие по берегу сухие коряги.



       Утром  начальник сдержал страшную клятву - устроил общий
подъем.  апившись  накануне  водички,  мы   всерьез   перебрали
внутренность  гондолы,  заменив  все,  что вызывало сомнения. В
паре мест, возможно, дырок не было,  зато  совесть  чиста,  как
алмаз.
       Лоция  обещала  нам  знаменитый  Лентехский каньон сразу
после автомоста. Сколько раз мы чалились перед  этими  мостами!
Под  одним  действительно  кипела  хорошая  горка  с габаритным
проходом, и мы с час лазили по скалам, просматривая все подряд.
Увы, ничего сильнее горки под мостом мы там не нашли.
       Закапал  дождь,  по стенам долины поползли низкие рваные
тучи. Решили идти ло упора, но до каньона так и  не  добрались.
Стали  уже  в  сумерках  под моросящим дождем. Правда, на время
ужина он отключился  и  полил  снова  только  тогда,  когда  мы
достали гитару. Такое продолжалось до конца похода - мистика!



      С утра шел дождь. Местный Мабука явно на нас рассердился,
но и мы не чайники - можем активно существовать и под дождем. И
мы  стали  активно  существовать,  изредка отфыркиваясь и стуча
зубами.
       Мост - ориентир не просматривался до упора, но начальние
проинтуичил и приказал срочно чалиться. А шли  бы  до  моста  -
интересно,  где бы чалились и где бы нас потом ловили... Важные
ориентиры  всегда  так  -  днем  с  огнем  не  заметишь,   зато
бесполезные всегда на виду торчат.
        Посмотрели   кусок  каньона.  Сразу  скажу  -  мало  не
показалось. С виду и не скажешь, что всего-то  20  кубов  здесь
течет.  Чаткал  с  его  80-ю спокойнее смотрелся. Долго ходили,
смотрели,  думали.  И,  наконец,  осенившись  большим  крестом,
пошли.
       Горка  под  мост.  Швырнуло с борта на борт раз, другой.
Ого, это мы как-то не отследили на просмотре. Река кипит, русло
сплошь  забито "шариками" - выбираем из них наименьшие. Прыжок,
удар - мгновение сидим по шею в пене. Спасибо тебе,  "верблюд",
родненький!  ачалник  орет  без  перерыва,  подстегивая народ с
металлом в голосе, да и мужики всерьез озверели - кат  летит  в
перед,  как  судно викингов в атаку. Точка зачалки - маленький,
неудобный уловок. Впереди есть еще один, но  лучше  не  тянуть.
Заходим. Марина кидает "морковку" - мимо, Стародубцев поддевает
ее веслом. Защелкнулись, катамаран дергается и маятником входит
в улов.  Приехали.
       Теперь  пропускаем двойку. Стою на резервной "морковке",
из-зи скальных обломков ничего не видно. Время  тянется  крайне
медленно.  О  том, что двойка пошла, догадываюсь по нездоровому
оживлению кинооператора. о вот он слезает со  скалы  -  значит,
все хорошо. Отвязываю конец "морковки" и бреду к судну.
       Вторая  ступень.  Кажется,  она  была немного попроще. е
помню, швыряло нас точно так же. Косой заход на "шарик" - и нас
мгновенно  кантует.  Слив,  бочка,  снова  слив...  Вертимся  в
упорах, принимаем валы спиной. Слева проносится огромный черный
скальник   -   рукой  потрогать  можно.  Хорошо,  не  навалило.
Прилетевшую откуда-то "морковку"  принимаем  с  благодарностью,
втискиваем  кат  мажду какими-то булдыганами. Теперь обидно, но
обносить и проходить вторично почему-то не хочется.
       Смотрю  прохождение  двойки. Господи, какую рио-риту они
танцуют в пороге! Бедная Марина. Но - странное  дело  -  у  них
вроде как всегда есть время подумать, скорректировать курс. Ну,
конечно - четверка тяжелее и  более  инертна.  Что  ж,  каждому
свое.
       Лагерь  разбили  прямо  у  дороги. Приходи, грузин, бери
шмотки на выбор. Но это - Сванетия. Здесь так не поступают.



     Наверное, где-то там, наверху, решили, что с нас хватит, и
подарили  целых  полдня  солнышка.   С   чувством   глубочайшей
признательности  мы  стали  топтаться  вокруг  третьей  ступени
каньона. Гвоздь программы - габаритные ворота с хорошей  плитой
на  выходе.  Сваливать  вправо  нужно со снайперской точностью,
дырка - порядка длины нашей четверки. Сразу за этим -  целых  5
метров  улова  и  великолепный  навал под отрицательную стенку.
Впрочем, левее ворот  -  еще  одна  труднодостижимая  дырка,  и
туда-то  мы и влетели, несколько поцарапав катамаран. Отдохнули
в улове - и дальше, под стенку. о она уже особо не  впечатлила.
Так  себе.   ...  Идет  наш  каскадер  Виталик.  Искрометный  и
блестящий,  он  лезет  в  ворота  и  успешно  увертывается   от
бульника.  Красиво.  И,  конечно,  без  перекура  в  улове. Это
называется "атакующий стиль".
       Четвертая ступень. Привычное уже месиво "шаров" и бочек,
в середине - солидных размеров слив. Как ни  странно,  проходим
его  довольно спокойно. Так же спокойно зашла в порог и двойка,
но исполнила такую цыганочку с выходом, что у  нас  волосы  под
шлемами  шевелились и вставали дыбом. Экипаж двойки привыкает к
таким вещам довольно быстро, а вот зрители, похоже, никогда.  о
в итоге, как водится - happy end.
       Просматриваем с дороги следующие три километра. С виду -
ничего криминального.  Смело стартуем,  и  нас  тут  же  хорошо
прикладывает.  Срочно  переходим  на  "тандем",  чалимся и ждем
двойку.  Вылетают,  решительные  и  оголтелые,  уходят  вперед.
Теперь  догоняем мы. Серия прыжков и бросков - вот она, двойка,
в улове под скалой торчит. ачальник велит чалиться,  но  двойка
встала  крайне  неудачно,  для  нас  места  нет. Пролетаем мимо
кормой вперед и врубаемся в скалу. Кормовые бушприты  звенят  и
пружинят. Ай да АМГ, держится...
       Снова  уходим  вперед. Проклятая бортовая качка, никакой
эстетики. После  очередного  полета  внезапно  замечаю  пунктир
размотавшейся   за   корму   "морковки".    Если  зацепится,  о
последствиях лучше не думать. И точно, кат вроде бы тормозится.
Выдергиваю  стропорез. ачальник орет: "Отставить! " "Морковку",
видите  ли,  ему  жалко.  Слева  выплывает  огромный   скальный
обломок.   Швыряю   стропорез   за  борт,  хватаюсь  за  весло.
Объезжаем, чалимся, сматываем.
       Вода  намного успокаивается, препятствия около 4 к. с. о
количество их начинает надоедать. Рубимся напролом через каждый
второй  "шарик".  Бочка.  Со  звоном  ломается носовой бушприт.
Оборачивается Илья, на  бороде  висят  брызги.   Отфыркивается,
сообщает: "Если меня смоет, не ловите! ". Юмор у него, наверно,
такой. Без бушприта  может  быть  худо,  но  мы  упрямо  ползем
вперед. аверное, носовые наплывы выручают.
     Находим  место стоянки, осматриваемся. Второй бушприт тоже
полетел ( не заметили!  ), а  Илья  вовсе  не  шутил:  ломаясь,
обломок  бушприта  выстрелил  и изувечил его спасжилет. Хорошо,
что только спасжилет.
       Организуем чалку для двойки, но наших каскадеров все нет
и нет. Через  10  минут  не  выдерживаем,  двое  с  "морковкой"
убегают  вверх  по  течению. В километре выше к осыпухе одиноко
приткнулась двойка - на ровном киле, не людей, не весел. Сердце
пронзает  тоскливое  чувство. адо спускаться, но тут появляется
экипаж - мокрый и довольный. Ходили за веслами. Кильнулись,  но
справились  своими  силами.  Хочется их одновременно обнимать и
материть, и только сейчас чувствуешь  дикую  жажду,  а  местное
вино из заветной канистры пьется, как вода.



       Прощайте,  не  оправдавшие  себя красивые бушприты! Ваше
место  заняли  простые  ореховые  дрыны.  Носы  теперь   крайне
неэстетичны, а прочность - неизвестна. Илья в них откровенно не
верит. Мол, в первом же сливе эти ваши палочки...
       А вот и слив. Такое чудо встречается редко. Вода челиком
идет в габаритное сужение и падает черех двухметровый  обливной
"шар".  Слева - отвесная скала.  Дальше - тоже хорошо, но после
слива уже  не  так  смотрится.  Как  издевательство,  на  камне
напротив  торчит  пластмассовый  Дед  Мороз. Как идти, просто и
ясно,  но  мурашки  бегают.  Сразу  вспоминаются   и   "чувство
оверкиля",  и " не уверен - не ходи", но для гусара честь всего
превыше, и мы честно прыгаем. а фотографии кат стоит  на  носах
почти  вертикально  -  мы  этого не заметили. Был очень быстрый
полет, бочку не почувствовали вообще - а здоровая  была  бочка.
Бушприты  выдержали.  у,  что  там  еще?  Пара  ворот  - берем.
Двухступенчатый слив метра на  полтора  -  прыгаем.  Кат  резко
тормозится и проваливается по каркас. ос в одной бочке, корма в
другой - какая гадость, видать, недооценили. Выламываемся, идем
на зачалку.
       B вот я опять маринуюсь на второй "морковке", и судить о
прохождении можно только по телодвижениям  Ильи  -  страховщика
номер   один.   Идет   время;  вдруг  Илья  странно  дергается,
показывает руками -  оверкиль,  мол  -  но  "морковку"  сам  не
кидает.  Лучше подождать. овая серия странных жестов, последний
ясен - "иди сюда". Значит, моя морковка не нужна. Бегу.
       Зрелище  интересное.  В  метре  от  слива,  под скалой -
маленький улов, и в нем - перевернутая двойка. а гондолах сидят
Иван    с   Виталиком.   Уже   прочухались,   улыбаются.   Иван
принципиально разгадывает кроссворд из  книжечки,  припрятанной
за  подкладкой  шлема;  мол,  пока вытащите, разгадаем парочку.
Ладно, мы и так верим, что ты у нас Железный  Феликс.  Впрочем,
морковка успешно приходит с первой попытки.
       Узнаю  подробности.  Оказывается,  мужики  взяли  сильно
левее, и их в прыжке положило о скалу. Поэтому они и  попали  в
этот  улов.  Иначе  они  так  бы  не  улыбались  -  долго бы их
метелило.    Лоция   сообщает   что-то    невразумительное    и
окончательно  замолкает.  Действительно,  сначала стало потише.
еужели  все?  Сейчас  мы  воспринимаем   это   с   определенным
облегчением.  Впереди  -  мост. С берега какой-то сван кричит и
яростно жестикулирует, показывая вперед. о под мостом -  ничего
особенного.  Двойка  выскакивает вперед, проходит мост и в 50 м
ниже...  исчезает.  еужели  киль?  ет,  появились  две  головы,
исчезли,  снова  появились.  Да  там  хорошо  - двухметровый на
двухметровом. Кат нагружен, поэтому  проваливаемся  изрядно.  С
дороги - дружные гудки. Стоят машины четыре, смотрят - цирк для
них,  видите  ли...  Тронулись,  поехали   ниже   по   течению,
остановились опять. Значит, там тоже весело. Чем не ориентир! И
правда, чисто на интуиции и животных инстинктах  проскальзываем
через лабиринт огромных обливных глыб.
       иже  еще  одна  хохмочка:  местные жители реку от дороги
отводят. Бульдозеры, экскаваторы ползают, а  в  струе  какой-то
импортный  механизм  ковыряется, и на него навал идет солидный.
Объехали,  конечно,  провожаемые  дружным  ревом   строительных
рабочих.
       С  последними  лучами  солнца  проносимся через Лентехи.
Впало сразу два притока, из препятствий  остались  одни  прямые
валы   -   просто  курорт!  Проехали  километра  на  два  ниже,
остановились в крайне живописном уголке, среди столетних  елей.
И  никаких тебе четвероногих скотов. Здесь и решил разобраться.



       Снова  грызня  с  шоферами,  тряска в набитых автобусах,
суматошные "десанты". И, главное - полнейшая  неопределенность.
К  вечеру,  все-таки,  попадаем  в  Самтредиа.   Гнусный город.
Поесть негде, по местному Бродвею шляются  толпы  неформалов  и
выразительно  на  нас  смотрят. С билетами, как всегда, пролет.
Правда, местная транспортная мафия прицепила к поезду Батуми  -
Москва  лишний вагон номер 0, но кому-то забыли дать на лапу, и
вагон отцепили. Нам  было  очень  жаль.  Повезло  нам  лишь  за
полночь - влезли в ереванский поезд. Вагон полупустой: грузины,
похоже, с армянами не ездят из принципа. А, может быть, дело  в
том,  что он грязен, гнусен и вечно не в графике. Мы лишний раз
в этом убедились.

Популярность: 22, Last-modified: Fri, 21 Nov 1997 10:38:40 GMT