Богомазов Михаил, Киев

Июль-август 2000.

А зачем?

Наверное, у каждого человека есть мечта. Я бы даже сказал целый веер "мечтов". Их нельзя назвать целями, т.к. человек особо не напрягается для их реализации. Мечта для того и мечта, чтобы о ней иногда вспоминать и с грустью себе говорить: "Вот если бы..."

Так и я, находясь в Киеве, особо не верил, что когда-нибудь попаду на "широкое море" священный Байкал.

Для того, чтобы мечта стала целью, к которой начинаешь стремиться, достаточно щелчка в голове, психологической установки -- "это возможно". И понеслось. В принципе, это зависит только от двух вещей -- средств и силы желания).

Прелюдии хватит, щелчками занимайтесь сами. Могу лишь подсказать с чего начать.

Где и Что искать?

Вот несколько сайтов с художественными описаниями Байкала, которые не оставят вас равнодушными:

http://www.ulan-ude.ru/nature/baikal.htm -- начните с этого сайта.

http://www.baikal.ru/baikal_info_about.htm -- продолжите этим.

Вся информация о Байкале есть в Интернете, включая достаточно крупные карты разных участков побережья. Именно изучение этих подробных сведений (погода, население, транспорт, побережье, достопримечательности и т.п.) вселило в меня уверенность в безопасности и возможности именно "дикого" туризма. И я не ошибся. (Хотя турбазы тоже приемлемый вариант на Байкале, но в таком случае вы увидите гораздо меньше).

Два основательных сайта-энциклопедии по Байкалу, без которых не составишь общее представление о географии и истории Священного моря:

http://www.baikal.irkutsk.ru/index.html -- электронная версия путеводителя Волкова;

http://www.baikal.ru .

Еще ряд сайтов содержит научно-популярную информацию о Байкале:

http://www.icc.ru/gal/ - сайт академика Галазия. Исследовал Байкал. Вопросы-ответы.

http://www.buryatia.ru/baikal/ - информативно, коротко о Байкале.

http://www.album.nsk.ru/Baikal/baikal.ru.html -- то же.

http://baikal.net/ru/ - сайт о Байкале с экологическим уклоном.

http://www.angara.ru/ABI/indexwin.htm -- сайт посвящен заповедникам Байкала.

http://www.irnet.ru/baikallake/index.shtml

http://www.sbaikal.pp.ru/index.htm -- сайт о северном Байкале (поддерживается Северобайкальском).

http://www.baikal.eastsib.ru/ - сайт с коммерческим уклоном на английском языке.

http://express.irk.ru/baikal/index.htm -- страничка о легендах и природе Байкала.

Ну и конечно виртуальное знакомство с Байкалом не будет полным без его чарующих видов, пусть даже в формате jpg. Хотя средний размер одного рисунка не превышает 50 Кб, у меня на винчестере коллекция байкальских видов занимает 22 Мб. Именно этому посвящены следующие ресурсы:

http://www.delfin.ru/poisk/gallery/baik/ - самая замечательная коллекция байкальских фотографий, но, по закону подлости, она накрылась к моменту написания. Возможно, когда-нибудь ее восстановят.

http://www.yakutsk.ru/TCS/1251/PHOTOS/BAIKAL/page2.htm -- сайт постигла та же судьба.

http://www.progressor.ru:8080/outdoor/zastavky/baikal/fotos.htm

http://www.progressor.ru:8080/outdoor/web-peter/Lake_Baikal/baikal.htm

http://vital.irk.ru/9.htm

http://express.irk.ru/cult/art/photo/ak/baikal/bai_ii.htm

http://209.21.228.85/vik/gallery/baikal_day.htm

http://www.friends-partners.org/~irkutsk/baikal/gallery1.htm -- даже иностранцы выставляют в Интернете фотографии Байкала.

http://www.baikal.eastsib.ru/photography/

http://www.irnet.ru/baikallake/foto1.htm

http://express.irk.ru/cult/art/photo/ - страничка со ссылками на фоторесурсы Байкала.

Несколько сайтов по туризму и описаний диких походов по Байкалу:

http://baikal.i-connect.ru/ - первый сайт о Байкале, который я нашел в Интернете. С него все и началось. Описано путешествие на катамаране по северному Байкалу. Дельные советы.

http://www.kuban.ru/tourism/dnevnik/baykal.htm -- описание похода по югу Байкала.

http://radio.stu.neva.ru/~abris/baikal/ - по воде с севера до Ольхона.

http://sibtravel.irk.ru/detailsrus.htm -- описание некоторых пешеходных маршрутов.

http://info.irk.ru/baikal/routes.htm -- то же.

http://express.irk.ru/tour/bases/index.htm -- список туристических баз и приютов по всему побережью Байкала. С адресами и телефонами.

http://express.irk.ru/tour/index.htm -- а здесь можно найти много полезного по туризму в Иркутской области, в т.ч. описание некоторых пеших маршрутов по Байкалу, карты, транспорт.

Зарождающие воротилы туристического бизнеса помогут показать вам Байкал (ввиду своей коммерциализации эти сайты исчезают также быстро, как и появлятся):

http://www.transaero.irkutsk.ru/baikal.html -- турбаза "Байкальские дюны". Очень фешенебельная и дорогая. Расположена в бухте Песчаная.

http://www.album.nsk.ru/Baikal/baikal.ru.html -- отдых в Листвянке с выездами.

http://www.chat.ru/~planetsv/index.htm -- турагентство "Планета".

http://www.alpindustria.irk.ru/tour/index.html

http://gefest.angara.ru/aktivni_otdih.htm -- катают на катерах, куда душа пожелает. Можно и порыбачить. Но дорогое это дело, до $50 в сутки в человека.

http://www.vertical.com.ru/Baikal_Program_Rus.htm -- большой выбор программ за большие деньги.

http://maria.irk.ru/maria_r.htm -- частные предприниматели помогут вам отдохнуть на берегу Байкала.

http://baikal.freeservers.com/ - то же.

http://www.irkutsk.ru/sheremetoff/

Ну и конечно нельзя составить маршрут, не имея карты Байкала под рукой.

http://radio.stu.neva.ru/~abris/baikal/ - здесь я в свое время нашел описание путешествия по северному Байкалу, а также 10-ти километровку всего озера, 5-ти км северо-западного побережья, а также карту острова Ольхон.

Кроме того, карту Байкала с достопримечательностями можно найти на сайте Манциводы http://www.baikal.ru .

Чуть-чуть.

Наверняка у вас уже есть определенные представления о Байкале, о том, где он находится. А именно на границе Иркутской области и Бурятской республики, протянулся с юго-запада на северо-восток на 636 км. По широтам и длине это как от Киева до Москвы. Площадь зеркала (как выражаются ученые) 31,5 тыс.кв.км. (больше Франции), "водоизмещение" 23 тыс.куб.км. (22% мировых запасов пресной воды). Все реки мира для наполнения Байкала должны течь в него 1 год. Немало. Собственных впадающих рек у Байкала 336, на выход только одна Ангара. В принципе озером Байкал в тех краях никто и не называет. Побываете там -- поймете. Хотя вода пресная, холодная, прозрачная (монетку можно на 40 метров проводить взглядом) и вкусная (все пьют из озера, в поселках даже колодцев и водопроводов нет). Излишне говорить, что это самое глубокое озеро в мире (1637 м).

Что еще так по памяти можно сказать? В ширину ОН от 20 до 70 км. Но противоположные берега в хорошую погоду увидеть можно. Особенно вид на Саяны с западного побережья захватывает. Это ни с чем не сравнимое ощущение. По линии горизонта чувствуешь, что перед тобой море (вода сливается с небом), но чуть выше, просто из ниоткуда вырисовываются силуэты гор.

Островов на Байкале 29, самый большой -- о.Ольхон, сердце Байкала, около 70 км в длину и 15 в ширину. На нем несколько теплых озер. Остров жилой, но не электрифицирован. Наверное, это и к лучшему.

Летом верный способ передвижения -- по воде, т.к. большая часть Байкала лишена прибрежных дорог. Зимой все перемещаются машинами по льду. Тогда то основные материалы (например, строительные) и завозят в глухие поселки.

Береговая линия Байкала -- 2 000 км. Но даже пешеходных троп вдоль берега местами просто нет. Тайга, горы, обрыва и тишина. Только волны.

Погода на Байкале я бы сказал стремительная, разная. По ночам летом может и до нуля опускаться. Но мне повезло. В августе мы испытали только +9. А вообще по наблюдениям метеорологов среднесуточная температура июля-августа на побережье + 15 градусов. На воду выше 10 градусов в южной части Байкала и не рассчитывайте. Если повезет -- то +14, н не более. Так что теплая одежда лишней не будет, ну и от частых дождей что-нибудь.

Как добраться?

1. По железной дороге

От Москвы до Иркутска по Транссибирской магистрали 5192 км. От Киева на 420 км дальше. Но сразу скажу, что из Украины напрямую в Иркутск не выгодно и не удобно. Прямых самолетов нет (хотя чартерный не исключается, тогда это около 6 часов лету). Поезда Харьков-Хабаровск (No940) и Харьков-Владивосток (No053) с прицепными вагонами из Киева, Одессы и Днепропетровска дороже московских этого же направления, а едут до Иркутска на сутки-двое дольше (138 и 100 часов соответственно от Харькова). Да и что можно требовать от пассажирских поездов страны, которая имеет к Дальнему Востоку такое же далекое отношение. Видел я этот поезд где-то возле Красноярска, страшненькие такие вагончики.

Из Москвы выбор значительно больше, около 12 вариантов поездов, с кратчайшим за 76-80 часов (фирменные и скорые NoNo2, 4, 6, 10, 20) ну и дольше до 127 часов (пассажирские). В целом это выглядит вот так:

Расписание всех поездов между станциями Москва и Иркутск

Красным цветом и литерой "в" выделены вагоны беспересадочного сообщения, литерой "ф" -- фирменные поезда, литерой "п" -- пригородные либо перецепляемые к пригородным. Дни следования: "е" -- ежедневно, "1" -- по нечетным числам, "2" -- по четным числам, "н" -- нерегулярно.

По ценам на лето 2000 г. можно констатировать следующие цифры:

МОСКВА-ИРКУСТК

Расстояние
5192 км

Категория поезда и тип вагона

Скорый

Пассажирский

Фирменный

купе

плацкарт

общий

купе

плацкарт

общий

купе

плацкарт

в рублях

925.5

534.8

370.3

845.3

486.2

332.1

1388.3

802.2

эквив.в USD

33

19

13

30

17

12

50

29

1 USD = 28 руб.

Ну и плюс до Москвы от Киева в плацкарте за 10 долларов доехать можно.

Поэтому если вы турист от бога, и комфорт не приемлете из принципа, то за $30 и за 90 часов вы доберетесь из Киева до Иркутска (с учетом дороги назад, кое-каких навыков автостопа и расходов на питание и сувениры $100 за мечту -- красная цена) .

При желании комфорта можно в 2 раза дороже проехать в купе.

Мы с женой от Москвы до Иркутска ехали фирменным поездом No10 "Байкал" в купе. На двоих вышло $100. Все поезда в том направлении едут с Ярославского вокзала, который находится в Москве на Комсомольской площади.

Следует, наверное, упомянуть, что приведенные цены действительны, если покупать билеты в России, т.к. покупка ж/д билета на российский поезд в Киеве обойдется чуть ли не в 2 раза дороже. Если у вас есть хорошие знакомые в Москве, то проблем почти нет. Почти, потому что билет могут продать только при наличии паспорта. Но это все мелочи. Лично я специально ездил в Москву за билетам.

В скором (фирменном) поезде могут быть как фирменные вагоны, так и обычные. Разница в цене на купейные места в таких вагонах = $17. Такой, к примеру, фирменный поезд No2 Москва-Владивосток "Россия".

Но в моем поезде выбора не было (все купе фирменные). Разница, насколько я понимаю, в новых немецких вагонах. Мягко, чисто (особо показательное место -- туалет), пылесосят по несколько раз в день, кондиционер работает (очень скрашивает дорогу), выдают посуду, шашки-шахматы. Но то, что постельное белье и завтраки бесплатно -- сказки. О дороге я еще расскажу.

Уточнить же расписание и цены ж/д можно здесь:

http://www.express-2.tsi.ru/ - самая полноценная система, работает в режиме реального времени. Цены от А до Б можно узнать только тут.

http://www.transsib.ru/catalog.htm

http://gamayun.physics.sunysb.edu:8080/1/

2. Воздушная альтернатива.

Стандартная цена на перелет Москва-Иркутск 4000 рубля или около $143. При особой расторопности можно полетать и за $105. А при наличии льгот (молодежных, семейных, возрастных, служебных и т.п.) и того меньше. На разных авиакомпаниях понятие молодежности разное, но если вам на момент вылета не исполнилось 25 лет, то есть шанс вылететь на 25% дешевле. Не стесняйтесь терроризировать агентства на предмет льгот, которые предлагаются авиакомпаниями. При покупке билета туда и обратно вы сэкономите еще долларов 30.

Самолет летит 5 часов 30 минут. Рейсы Москва-Иркутск-Москва осуществляют несколько авиакомпаний ("Трансаэро", "Байкал", "Саяны", "Челябинское авиапредприятие"). Тарифы и льготы у них могут несколько различаться.

Летом 2000 г. из Иркутска на Москву летели следующие рейсы:

No рейса

отпр. приб.

тип ВС

дни недели

Навигация

тариф, руб

Багаж

ХЗ 122

09.30 10.40

ТУ154

2,4,7

13.06.00-12.09.00

3950-5000

20

УН 116

09.30 10.40

Б 737

4,7

01.12.99-31.08.00

4000-6100

20

Х6 820

07.55 08.55

ТУ154

КР4,6

07.08.00-30.08.00

4000-5000

0

СУ 762

09.50 10.55

ИЛ62

6

08.07.00-28.10.00

4300-7310

20

СУ 730

07.00 08.15

ИЛ62

ЕЖД

01.02.00-29.10.00

4300-7310

20

ПК 777

09.00 10.00

ТУ154

КР 4

23.06.00-27.10.00

4000

20

ПЛ 8932

06.50 07.40

TУ154

2

27.06.00-19.09.00

3850-4700

20-30

Авиарасписание более подвержено изменениям из года в год, в отличие от железнодорожного. Поэтому имеет смысл заглядывать на сайты:

www.cavs.irk.ru -- Центральное агентство воздушных сообщений Иркутска. Можно посмотреть расписание и тарифы.

http://express.irk.ru/trns/plane/index.htm -- также иркутский сайт.

www.eastline.ru -- сайт аэропорта "Домодедово" (большинство самолетов на Иркутск стартуют отсюда). Есть расписание, где можно выбрать все рейсы Москва-Иркутск-Москва, но, к сожалению, без тарифов.

http://asol.atelecom.ru - новый сайт, с расписаниями и тарифами авиарейсов по всему СНГ. Под патронатом ТКП.

Благодаря тому, что большинство авиакомпаний и агентств работает через Транспортную клиринговую палату (ТКП), в которой они и аккредитуются, стоимость билета не зависит от того, в каком агентстве его выкупать -- в киевском или московском. Из украинских агентств по продаже авиабилетов аккредитованы не все. Я пользовался услугами "КийАвиа" (056). Но даже здесь могут оказаться некомпетентные кассиры и не продать вам билет на рейс, который вы нашли в Интернете. Или же льготу не смогут вам оформить. Я повозился достаточно долго, пока взял билет на рейс АК "Байкал" (http://cavs.irk.ru/company/baikal/baikal.htm). Этот рейс (Х3122 и Х3121) интересен тем, что стоимость билета зависит от срока выкупа до вылета. Продажа открывается за 30 дней. Если в течение первых 5 дней вы покупаете билет (т.е. за 25 дней до вылета и более), то скидка составит порядка 25%. По мере приближения ко дню вылета скидка уменьшается.

Если выбирать между самолетом и поездом, то могу посоветовать следующее. Если вы первый раз будете ехать по Транссибирской магистрали, то однозначно выберите поезд. Трое суток вам не покажутся в тягость в мягком купе при хорошем попутчике или книге. Зато вы увидите всю Россию, смену природы, ландшафта и населения. Самолетом 5 часов -- это унизительно для просторов России.

О том, что такое Транссиб, как он строился и чем живет сейчас можно узнать на замечательном сайте Сигачева http://www.transsib.ru .

А вот как отозвался о Транссибе один из моих предшественников-покорителей Байкала Андрей Сидоренко, чья книга "Заяабари" (http://www.lib.ru/TURIZM/bajkal15.txt) о его путешествии в одиночестве на резиновой лодке вдоль всего Байкала как нельзя лучше передает ощущение этого Святого моря:

" ...Длительная езда на поездах с пересадками начинала производить во мне
впечатление значительной силы, чего никогда бы не произошло, прилети в
Новосибирск на самолете. Если бы я был президентом Всемирного Объединения
Свободных Странников, то запретил бы соратникам перемещаться на самолете,
чтобы не уничтожать прелесть расстояния с помощью скорости. Расстояние надо
уважать, а не обращать на него внимание - скверно и неуважительно по
отношению к природе вообще. Земля сделана такая большая для того, чтобы мы
могли понять величие мира и проникнуться мечтой о прекрасном и непостижимом.
На случай изобретения самолета размер Земли рассчитан не был, а мы, не
подумав, начали строить скоростные летательные аппараты и свистеть на них по
пространству, не
замечая мира и упуская из виду существование мечты о
далеком."

А назад можно и самолетом.

В поезде -- как оно?

Долгое время на этапе подготовки меня тревожил один вопрос -- что делать в поезде 3,5 суток? Чем питаться? Опыт показал -- этих проблем просто нет.

Если ехать в фирменном поезде, то купе чистое и приятно. Помыться всегда можно в сияющем туалете (проводницы его убирают по несколько раз в день). Чистота в вагоне поддерживается все время. Бригада проводников не меняется, и концу пути они уже как родные.

Отвлечься от монотонного стука колес и скуки позволяют следующие вещи:

  1. Хорошая книга (не менее 500 страниц). Лучше беллетристика или что там вас увлекает.
  2. Постоянно меняющиеся пейзажи за окном -- города и веси, леса и поля -- короче, вся Россия.
  3. Полустанки, люди, базарчики, местная пресса, не изменившая свою идеологию со времен Союза.
  4. Ну и на любителя -- карты, водка, "гармонь и лосось"...

В принципе, люди за это время сближаются, и если ваш попутчик любитель поговорить, а вы настроены его слушать -- то это тоже скрасит путешествие.

Проблему питания пассажиры решают трояко (по убыванию стоимости):

  1. Ходят в ресторан (до $5 за раз);
  2. Покупают все на полустанках -- от хлеба до комплексного обеда с курицей. Такое питание "с улицы" обойдется вам в $5 в сутки (без водки и деликатесов).
  3. Везут с собой. У проводников всегда есть кипяток, и поздним вечером, и ранним утром. Все заваривают лапшу скорого приготовления (в Украине такую лапшу делают в г.Харькове на улице Забайкальской -- по-моему, очень символично), едят купленные ранее колбасы, сыры. Гоняют чаи и не только.

Смена часовых поясов первое время происходит достаточно ощутимо. Учитывая то, что между Москвой и Иркутском 5 часов разницы, то на каждые сутки в поезде приходится 1,5 часа временного смещения. Хочешь, не хочешь, а встаешь все позже и позже по местному времени.

Для противников географии напомню, что поезд пересекает следующие территории:

  1. Европейскую часть России (Москва, Ярославль, Киров, Пермь).
  2. Урал (Екатеринбург, хотя станция значится как Свердловск и поныне).
  3. Западную Сибирь (Тюмень, Новосибирск).
  4. Восточно-Сибирское плоскогорье (Красноярский край).
  5. Иркутская область, которая и упирается в цель путешествия -- священное море Байкал. Ну а за ним еще 3 тыщи км до океана.

Хочу сказать, что для видавших виды иностранцев экзотическим туром является именно путешествие по Транссибу. У них там в США даже путеводитель на эту тему вышел. Сибирь, медведи -- для них это надоступная ранее диковинка. Поэтому не удивляйтесь, если половину состава будут занимать именно иностранцы -- с камерами, фотоаппаратами, картами, схемами, словарями и т.п. Особенно много было немцев. Тянет их к нам. А нас к ним. В шахматах это называется рокировкой.

Есть что-то незабываемое в том, чтобы встретить восход с чашкой горячего кофе, стоя в коридоре и глядя на безбрежные дремучие леса Красноярского края, которые проносятся мимо тебя. А еще в дороге можно думать, созерцать.

Ну вот мы и в Иркутске.

Об Иркутске много рассказать не смогу, т.к. сам знаю о нем немного. Полезная информация есть на городском иркутском сайте http://express.irk.ru . Город небольшой, по нашим европейским меркам. Но полмиллиона жителей, пожалуй, будет. Сама Иркутская область по площади больше, чем вся Украина. Уже поэтому можно проникнуться к тамошним местам благоговейным уважением. А в самом Иркутске много красивых деревянных зданий.

Остановиться можно в двух достаточно дешевых гостиницах (от $3 c человека в сутки):

  1. гостиница стадиона "Динамо", ул.Баррикад, 42. Тел.33-94-62 или 27-94-53.
  2. Гостиница коммунально-эксплуатационной части. Находится в конце ул.К.Маркса (рядом перекресток с ул.Декабрьских событий), напротив Дома офицеров. Адреса не помню.

Иностранцев берут неохотно, разве что переночевать. Их по тамошним обычаям надо селить в Интуристе.

В первую очередь, вам понадобиться знать расписание транспорта. Поэтому, прежде чем отправиться на Байкал, загляните на сайт http://express.irk.ru/trns/index.htm и перепишите себе расписание водного транспорта, электричек и автобусов междугороднего сообщения.

Если стартовать в Иркутске, то до Байкала можно добраться следующими путями (расположены в порядке удлинения):

  1. Автобусом с автовокзал до поселка Листвянка на берегу Байкала у истока Ангары. Это самый простой и самый короткий путь. Автобус идет 1,5 часа, и ходит 4-5 раз в день. Стоит около 40 рублей. Да и вообще траса оживленная -- не застрянете. Для автостопщиков так вообще рай -- люди очень приветливые. В Листвянке также расположен порт, откуда начинаются все водные маршруты по Байкалу. Но о Листвянке мы еще поговорим.
  2. Вверх по Ангаре от речного порта. Опять же вы попадаете в Листвянку. Если у катера назначение дальше, то можно попасть и в другие части Байкала, вплоть до Бухты Песчаной (от Листвянки - $3.5), о.Ольхона (порядка $10), Усть-Баргузина и Северобайкальска. Но рейсовых маршрутов с каждым годом, как я понял, все меньше и меньше. А по Байкалу, к сожалению (а может и к счастью), оптимальнее всего передвигаться по воде, т.к. во многие места другим транспортом и не добраться (за исключением, конечно, вертолетов).
  3. Электричкой до г.Слюдянка. В этом случае электричка едет дальше по Транссибу и, огибая Байкал с юга, через 3 часа выходит к берегу Байкала, где издревле добывали слюду. Можно ехать на скором поезде Москва-Владивосток, и выйти не в Иркутске, а в Слюдянке. Данный путь более всего подходит тем, кто хочет познакомиться с Круглобайкальской железной дорогой (старый участок Транссиба вдоль Байкала).
  4. Автобусом до Малого моря и острова Ольхон -- сердца Байкала. Места примечательны в том числе теплой водой, это одно из немногих мест на Байкале, где можно искупаться. Автобус ходит 1 раз в день (150 рублей=$5), выходит рано и идет 8 часов (500 км, как никак, из которых добрых 200 км в нашем понимании -- бездорожье). Можно попробывать этот же маршрут с пересадками. Ориентировочные пункты: Баяндай (можно добраться Автобусом на Качуг), Еланцы (до Еланцев ходит отдельный автобус от Иркутска), МРС (она же Сахюрта, чем добраться -- не знаю, но это каких-то 36 км от Еланцев). МРС расположена в проливе Ольхонские ворота, которые соединяют большой Байкал и Малое море (с географической т.з. оно тоже пролив). А перед вами -- остров Ольхон. До Хужира (пгт, центр острова) еще 50 км.

Кроме того, до Байкала можно добраться со стороны Бурятии, т.е. с востока. Но тогда лучше ехать/лететь сразу до Улан-Уде. Также есть доступ со стороны БАМа, т.е. с севера. На поезде Москва-Тында вы сразу попадаете на берег озера, в город железнодорожников Северобайкальск. Там тоже свои прелести. Но я тем не был.

По КБЖД.

Круглобайкальская железная дорога, она же Круглобайкалка, она же КБЖД. Место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, в мире. Единство инженерной мысли и природы. Представьте себе крутые горы, уходящие в воду и в этих скалах вырублена узкая полоска для железной дороги. Уникальный 100-километровый участок, соединивший в начале ХХ-го века западный и восточный Транссиб, испещрен ж/д мостами, туннелями (39 шт.!), водотоками... А плюс к этому еще и бездонный прозрачный Байкал сбоку. Обязательно побывайте на КБЖД. До 50-х годов она полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала "затонула". Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. Начинается эта историческая ветка от города Слюдянка, где она соединяется с Транссибом, и тянется вдоль побережья Байкала на запад до порта Байкал, что у истока Ангары.

Вот три сайта о КБЖБ, расположенные в порядке убывания информационной насыщенности:

http://kbzd.irk.ru/ - сайт Михаила Крайнова. Лучший в этой области. В т.ч. фотогалерея. Здесь можно прочитать как, когда, куда и на чем путешествовать по КБЖД.

http://info.irk.ru/kbrr/ - много фотографий, интерактивная карта, история строительства.

http://freehosting1.at.webjump.com/6e0f188a8/ta/taiga-webjump/rus/abrw.htm -- неплохой раздел по истории строительства.

Теперь что касается карт КБЖД.

Самая крупная, пожалуй 2-х километровка, расположена, как ни странно, на буржуйском сервере в четырех частях:

http://www.irkutsk.org/baikal/railway.htm

Карта поменьше, но зато интерактивная и цветная, находится здесь:

http://info.irk.ru/kbrr/map.htm

Я для себе перед путешествием составил такой перечень достопримечательностей КБЖД, который здесь безвозмездно и привожу:

Км

Жилье

Мост

туннель, м

Описание

139

254

тоннель "Малая Крутая Губа"

139

+

мост через р.Малая Крутая Губа

137

+

спортивная база "Локомотив" , ст.Шарыжалгай

136

37

тоннель "Шарыжалгай-4"

134

+

т/б "Таежная" Прибайк.нацпарка с сауной и пара домиков (порядка $3/чел.)

133

Утес Птичий базар (серебряная чайка)

133

309

"Шарыжалгай 3", дыра около 20 м к Бакланьему утесу

133

82

"Шарыжалгай 2"

132

151

"Шарыжалгай 1", на восточном портале: 1905

132

+

Над заливом (между 134 км и Бакланью)

131

88

"Безымянный"

131

90

железобетонная галерея

130

260

"Столбы-2"

130

+

Живописный дуговой мост через р.Шабартуй

130

117

"Столбы-1" -- сквозная ниша

129

+

Станция "Баклань", возможно жилье

128

34

каменная галерея

128

38

железобетонная галерея (пристройка к каменной)

127

318

тоннель "Бакланий", прорублена дыра к Байкалу

126

+

мост над склоном, 5 опор

125

233

тоннель "Большой Колокольный", внутри -- мешки с цементом

125

+

мост над склоном, 4 опоры

125

190

тоннель "Малый колокольный"

124

389

"Двойная Губа 2"

123

58

"Двойная Губа 1"

123

водоток р.Киркирей

123

162

тоннель "Тройная губа"

122

75

"Киркирей 3", возле водотока р. Киркирей (старый в обход нового)

122

635

тоннель под водотоком р. Киркирей, на обоих порталах: 1911-1913

121

325

"Киркирей 2", заделанная ниша

121

176

"Киркирей 1", две сквозных ниши

120

+

Живописный арочный мост через р.Маритуй

119

+

станция Маритуй, жилье гарантировано

116

111

"Косой Убур", внутри - мешки с цементом

116

+

Мост над заливом

114

88

туннель "Асламовский"

110

+

живописный дуговой мост через р.Половинная

110

+

поселок Половинный

109

31

тоннель "Чайкинский"

109

779

тоннель "Половинный"

107

+

мост через р.Пономаревка

107

+

поселок Пономаревка (нейтринные станции физиков-атомщиков)

106

+

мост через р.Ивановка

106

+

поселок Ивановка

105

"Белая выемка" - выход мраморов в береговой части озера

103

45

каменная галерея "Ивановская" (1-й путь)

102

большая подпорная итальянская стенка из тесаного камня

102

+

мост через р.Мал.Шумиха

102

+

поселок Шумиха, турбаза (дорогая), баня

102

49

каменная галлерея (1-й путь)

101

183

каменная галерея "Шумихинская" (1-й путь)

101

298

тоннель "Шумихинский" на восточном портале

100

77

тоннель

99

51

каменная галерея, обрывается в бухту "Березовская

99

497

тоннель в обход бухты Березовая, дыра около 15 метров к бухте Березовая

98

+

разъезд Уланово, т/б "Хвойная" (дорогая), баня, выставка паровозов

От Слюдянки до п.Байкал (напротив Листвянки) 3 раза в неделю ходит электричка в 2 вагона под названием "Матаня". Расстояние в 100 км она проходит за 5 часов -- старая очень (:-). Для экскурсионного маршрута ходит очень неудобно -- ночь. Поэтому оптимальные способ знакомства с КБЖД -- пройти по ней пару деньков. В принципе, весь участок можно пройти и без палатки, останавливаясь на ночь на турбазах и в поселках (как правило, это 2-3 домика, но там есть люди!!!).

Несмотря на то, что местность ровная и прямых преград на пути нет, идти тяжело -- межшпальное расстояние не совпадает с длиной человеческого шага, и приходится либо семенить, либо скакать, что утомляет. Тропинки сбоку есть, но не всегда, и в любом случае заросшие травой

В отличие от устоявшегося мнения дрова на КБЖД найти можно, и даже готовые к употреблению (остались после туристов). Людей по пути очень мало. Место для стоянки в пределах полукилометра найти можно всегда. То же самое и со спуском к воде. Обрывы, знаете ли.

Лично я останавливался на т/б "Таежная" на 134 км (пережидал дождливый день). Взяли по 20 рублей с человека за сутки. Плюс баня 50 рублей. Правда, не кормили. Больше таких низких цен на Байкале я не встречал. Вообще базы на КБЖД пустуют, и путевку всегда можно взять на месте.

А вот чего нет на КБЖД, так это магазинов, а значит и еды. Передвижная лавка бывает три раза в неделю вместе с Матаней, но поздно.

Прошел со 141 км до 98 (Уланово) пешком за 3 с половиной дня.
Пропутешествовав до Ольхона, могу утверждать, что в районе КБЖД вода наиболее холодная (ее даже пить дискомфортно). Расстроил упадок придорожных поселков. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат на противоположном берегу больше напоминает о цивилизации, чем эти поселения со столбами без проводов. В Маритуе, к примеру, даже школу на дрова разобрали (мужикам лень в горы за дровами ходить). О магазинах и говорить не приходится - их просто нет, хочешь хлеба - жди ночную Матаню, и то не каждый день.
Но в целом очень понравилось. Грибы и ягоды действительно растут прямо на путях, хоть и не так часто.

В порте "Байкал" (напротив Листвянки), куда Матаня прибывает в час ночи, ночлег найти нелегко -- одни портовы краны и ж/д составы. Промзона, что с нее возьмешь. Поэтому есть смысл выйти на 2 км раньше на 78-м км, где расположены частные дома. С другой стороны, кто ж вам там будет раз в час ночи? Нам повезло -- удалось переночевать в порту в купейном вагоне за 30 рублей ($1) с носа. А дальше на пароме через Ангару в Листвянку. Паром ходит через каждых 2 часа, начиная с 6 утра (около 10 руб).

В Листвянке

Листвянка, как уже было сказано, место скопления цивилизованных туристов, которые едут на Байкал кратчайшим путем из Иркутска на автобусе. Здесь полно иностранцев и не удивляйтесь, если местные жители будут приветствовать вас на английском.

За долгие десятилетия туризма здешние жители приобрети коммерческую жилку и на ночлег за умеренную плату вас приютят в любом дворе. Летом 2000 г. такая услуга стоила порядка $3-4 на человека в сутки. Можно и палатку на склоне разбить. Магазинов, кафе с горячим и холодным омулем предостаточно (еда стоит как и везде, ну может процентов на 10 дороже). Будут деньги -- обязательно зайдите в кафе-ресторан "Прошлый век", что на набережной возле зоопарка. Я, как любитель вкусно поесть, оторвался там на полную катушку. Так вкусно я еще не едал. Там же есть бильярд.

В основном Листвянка растянулась на 5 км вдоль Ангары-Байкала. Карту этого поселка можно найти по адресу http://www.irkutsk.org/baikal/ в соответствующем разделе. А вообще карты разных участков Байкала можно купить в трех местах: в порту на рынке, в Лимнологическом музее и в Центре Прибайкальского нацпарка. Еще может на почте.

Вот то, что стоит посмотреть в Листвянке:

Шаманский камень

Виден у истока Ангары, 1,5 м высотой. По одной из легенд, разгневанный Байкал бросил этот камень вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею

этногафический музей "Тальцы"

21 км от Листвянки (47 от Иркутска). Время осмотра -- 1,5 часа.

Картинная галерея

Владимира Пламеневского. ул.Чапаева, 76. Можно заночевать.

Свято-Никольская церковь

В знак глубокой благодарности за чудесное спасение Серебряков дал обет: построить храм в честь великого чудотворца. Строительство было начато в 1846 г. в пос. Никола на берегу Ангары и завершилось после смерти купца его женой Наталией. Церковь дважды переносилась.

Камень Черского

700 м. Можно подняться от санатория "Байкал" или от гостиницы "Байкал" за 20-30 мин. по асфальтированной 2-х километровой пешеходной дорожке. Вид на исток Ангары.

Лимнологический

институт-музей

Академическая,1. Работает без выходных и перерывов с 9 до 19. знакомит с историей изучения озера Байкал, его животным и растительным миром. В экспозиции музея можно увидеть байкальских рыб, чучела птиц и животных, образцы донных отложений и байкальских минералов, различные экспонаты, найденные во время научных полевых экспедиций. В киоске музея можно приобрести различные печатные издания о Байкале: книги, альбомы, географические карты, фильм В.А.Фиалкова о Байкале "Колодец планеты" с уникальными подводными съемками, на максимальной глубине Байкала - 1637 м. Посещение музея с экскурсией занимает 40 мин.

Вакуумный телескоп

Большой солнечный вакуумный телескоп, расположенный на вершине горы за Листвянкой. Во время экскурсии в телескоп можно увидеть в дневное время диск Солнца с протуберанцами. От телескопа с вершины горы открывается красивая круговая панорама на Байкал и исток Ангары.

Центр Прибайкаль-ского Нацпарка

Горького, 43. Можно купить карты, путевки на разные базы, переночевать.

Зоопарк

Сейчас в зоопарке живут три медведя, две лисицы, изюбр и горный баран.

Что касается Тальцов, то туда и обратно можно доехать автостопом.

От Листвянки начинается (за судоверфью) тропа на север, вдоль побережья, до Больших Котов, мыса Кадильного, Большого Голоустного.

Можно дождаться рейсового катера/ракеты и уехать туда, куда проложен маршрут.

А можно зафрахтовать катерок и плыть куда угодно. Это стоит порядка $400 в сутки. Можно и подешевле найти, но тогда вы проигрываете в скорости и комфорте.

Достойное место, куда можно уплыть из Листвянки -- Бухта Песчаная, она же Сибирская Ривьера, она же Мекка туристов и т.п. Но о ней достаточно много на сайтах. Там две турбазы (дорогая и дешевая) и очень красиво.

Ольхон

Его называют последним оплотом шаманизма. Замечательный остров по середине Байкала. Половина острова -- степь, половина -- леса. Добраться можно автобусом/авто, как уже было описано выше. А можно по воде, на теплоходе "Баргузин". Хотя летом 2000, когда я там был, этот рейс отменили, и добраться по воде можно было только частником. По воде от Листвянки до Ольхона километров 250 будет.

Основной поселок -- Хужир, достаточно цивилизованный. На острове нет электричества, поэтому кто как сможет. Основной промысел -- рыбная ловля и рыбзавод. В тамошних местах омуль самый дешевый, и самый вкусный. Да и гостеприимства местным жителям не занимать. Все готовы вас принять и накормить.

В благодарность о приютившей нас хозяйке даю именно ее координаты: пгт.Хужир, ул.Солнечная, 16. Беликова Наталия. (Будете там, передавайте хозяйке привет от Михаила и Светланы из Киева, она будет рада). Чистый ухоженный двор. Жилье вместе с трехразовым отменным питанием (рыба в любом виде и до отвала) обошлись нам по 160 рублей (порядка $6) с человека в сутки. Ориентир -- телевышка, скала Бурхан (Шаманка).

Занимаются в Хужире и экскурсиями по острову. Это все организовывает Никита, что на ул.Кирпичной. Спросите -- покажут. Советую съездить на север острова к мысу Хобой. Скалы, просторы -- дух захватывает! А реликтовых трав там... Одного чабрецу мешок насобирали. До сих пор пьем чай.

Дорог в нашем понимании на острове нет. Поэтому приготовьтесь к качке и дорожной (точнее бездорожной) пыли.

В южной части острова есть несколько мелких озер с теплой водой.

А еще можно по Малому морю поплавать, с рыбаками выйти. Но это как договоритесь.

Остров бурятами считается святым, т.к. в свое время там процветал шаманизм, а духи на нем живут и по сей день. Доказательства тому встречаются повсеместно.

ХХХ

Вот, пожалуй, и все, что я хотел написать в помощь начинающему путешественнику на Байкал. Если этот материал вам в чем-то пригодился и, в первую очередь, помог принять решение, то бросьте весточку мне на mike@aval5.ukrpack.net , и я буду считать свою задачу выполненной. По мере возможностей отвечу на вопросы (если к тому времени не забуду ответы). Сам же займусь сбором материалов о Камчатке...

Успехов. Михаил Богомазов. Киев.22.09.00.

Байкал осенью

Наступают безветренные, элегически тихие дни. Зеленный мир затаенно чего-то ждет, кажется, будто холода, пригрозившие было тайге, одумались, вернули ей деньки минувшего бабьего лета. И вечером все спокойно, и утром следующего дня все так же безмятежно сверкает солнце, но в зеленом шелесте берез проглянула уже тревожная волна осеннего золота. Стало быть, сентябрь пришел. И когда первый лист упадет в загустевший настой колдовской воды, в ее толщине можно увидеть косяки омуля, устремившиеся к устьям рек. Начинается нерест, начинается осень, приближается время бурь, которые, впрочем, грянут не сразу: они дадут созреть желтизне, они дождутся, когда вылепит в горящий узор свои красные огни осина, а зеленые иглы лиственниц станут светлыми, как цыплячий пух. В этом буйстве теплых красок каждое деревце, каждый куст проклюнутся своей лиловой, охристой искоркой. И темные ели покажутся черными, и сосны станут строже и графичнее. Но еще долго Байкал будет хранить тепло, накопленное летом, неторопливо, экономно будет отдавать его воздуху. Летом на Байкале и у Байкала холоднее, чем в прилегающих районах, осенью теплее на пять-шесть, а то и все десять градусов. Даже когда побелеет земля, Байкал все еще будет теплым.

В октябре тысячерукий ветер набрасывается на деревья - настало время ему собирать свой урожай. Искристыми потоками летят листья, шурша, осыпается хвоя лиственниц, и ручьи, и реки торопятся унести лесную роскошь Байкалу, но мокрые листья прибиваются к берегам, к каждой веточке, к каждому камню, им не хочется покидать тайгу. В прибрежных лесах светлее и просторнее, становится видно, как много здесь птиц. Летом они свистели, подавали голоса каждая сама по себе, раскиданные живыми комочками по бескрайнему простору, занятые своими делами: добыванием пищи, выведением птенцов. Теперь инстинкт сколачивает их в стаи: вот-вот они распорют небо своими клиньями. Ученые насчитали в прибрежной тайге восемьдесят видов птиц. Покидают леса трясогузки, чтобы вернуться сюда первыми и принести весну: есть такое поверье в Сибири, будто прилетает трясогузка, хвостиком своим разбивает лед и начинается ледоход на реках. Потом попрощаются с Байкалом журавли, утки, гуси, взмахнут белыми крыльями лебеди, и тотчас с неба посыплются их перья: падает на землю первый снег.

Он еще растает, сойдет водой, но сразу станет холоднее, пойдут неуютные длинные дожди, в струи станет вплетаться мокрый снег: осень войдет в силу, изменит облик тайги. Последние запасы на зиму делают белки, скоро им менять свои летние шубки, заполнил свои закрома, вышелушив кедровые шишки, бурундук, - юркий полосатый зверек, готовят себе берлоги медведи - в первые недели ноября им предстоит увидеть свои первые звериные сны. А горностай побелел до срока и теперь прячется, чтобы не попасть в лапы другому, сильному хищнику, ждет, не дождется: когда же вокруг станет белым-бело.

Близится зима. Но Байкал все еще сверкает по-летнему, вокруг него еще догорают деревья, и красные кисти рябины сзывают к себе птиц, которые верны этому суровому краю, не покидают его никогда: рябчики, дятлы, глухари встретят первые метели, вмести с другими зимующими в Сибири птицами перенесут мороз, как подобает сибирякам.


Популярность: 13, Last-modified: Fri, 15 Dec 2000 15:56:49 GMT