From: Владимир Калачихин [2:5020/1319.6]
 Date: 16 Apr 1998
---------------------------------------------------------------

А в Черном море вода другого цвета. Более бирюзовая, что ли. Это даже на глаз хопрошо заметно, а уж на слайдах - тем более.
Мы высадились из поезда в Таганроге 22 июля 1997 года, в ясный, солнечный денек - не то что в прошлом году. Впереди нас ждали Мариуполь, Бердянск, Арабатская стрелка, Крым, Анапа, наконец. Но мы хотели в Новоросийск. Наше судно - разборный надувной парусный катамаран "Простор", достаточно переделанный и улучшенный, ждал нас в багажном отделении. И мы поехали...



Команда

Капитан - Калачихин Владимир, яхтенный рулевой второго класса, 35 лет отроду.
Со мной можно связяться по адресам 2:5020/1219.6 aka 2:5020/1319.6 aka stager@lib.msu.su, или голосом (095) 133 80 83

Матрос - Макухина Екатерина, просто красивая женщина.

[^Contents^]


Транспорт

В начальную точку маршрута - г. Таганрог судно было доставлено багажом, а команда - поездом. Багаж с Павелецкого вокзала отправлялся за два дня до отъезда команды, в соответствии с рекомендациями багажной службы. Все доехало в срок и в исправности. Вес багажа составил 120кг, два места. Стоимость доставки оказалась примерно равна стоимости плацкартного билета.

Обратно лодка была также отправлена багажом, из Новоросийска. С тем же результатом.

Вообще, если не считать мелкого жульничества вокзальных служб - взять "за обслуживание", "за хранение", в отсутствии и того и другого, перевозка яхты багажом довольно удобна. Есть, конечно, и проблемы. В первую очередь - это таможня. По опыту прошлого года известно, что сроки путешествия багажа через Росийско-Украинскую границу совершенно непредсказуемы. Да и хлопотно это - с бумажками бегать.
Перевозка же такого груза с собой формально требует выкупания целого купе, что в четыре раза дороже багажа (и в два - грузобагажа), а длинную тяжелую упаковку пропихать в купейный вагон весьма сложно. Можно, конечно, разделить все на большее количество мест...

Еще про транспорт - между водой и вокзалами вещички возили на специально нанятом грузовике. В Таганроге это обошлось в 50тыр, из Анапы в Новоросийск - 150.
[^Contents^]


Маршрут

Поход проходил с 21 июля по 22 августа 1997 года.

Нитка маршрута с датами, расстояниями, временем движения и прочими подробностями представлена в таблице.

А без подробностей - вот:
Общие цифры

Скорость, км/ч
за день, час
за день, км
за день, км/ч
Min
1,76
1:30
5
2,29
Max
13,00
11:30
70
12,00
average
6,19
6:02
33,2
5,95
Total 664 км.
28 Дней
23,71 Км/день
[^Contents^]


Судно

Катамаран прогулочный "Простор", разборно - надувной. Вернеее сказать, что яхта сделана из деталей катамарана "Простор", хотя и с максимальным их использованием.

Технические данные

Длина, м
5.5
Ширина, м
2.5
Высота мачты, м
6.6
Площадь парусов, кв.м
Грот
8.5
Стаксель
3.5
Площадь рулей, кв.м
0.15
Площадь швертов, кв.м
0.35
Максимальная грузоподъемность, кг
350
Собственный вес, кг
100

Несущая рама

Штатный стык продольных полубалок усилен изнутри двумя коробчатыми профилями длиной 0.5 м. Сквозь квадратные отверстия в этих профилях проходит передний кронштейн крепления швертов.
К двум штатным поперечным балкам добавлены еще две - в носовой части и в районе стыка продольных балок.

В результате этих переделок несущая рама катамарана приобрела необходимую жескость и прочность. Усилия от мачты и швертов распределяются по пространственной конструкции из двух близкорасположенных поперечных балок, связанных усиленными участками продольных. Носовая поперечная балка увеличивает жесткость конструкции и распределяет усилия от штага.

В целом переделка рамы получилась весьма удачной, единственная проблема состоит в том, что иногда случающиеся удары крутой встречной волны в носовую поперечную балку замедляют движения в бейдевинд.

Стоячий такелаж

Форштаг заменен на топовый, и добавлена вторая, топовая пара вант. При сборке катамарана выяснилось, что топ мачты под тягой штага загибается вперед. Для устранения проблемы были установлены краспицы в точке крепления внутренней (родной) пары вант. Положение исправилось лишь частично - в среднем прямая, мачта приобрела S-образную форму :-) Видимо, следует иметь для каждой ванты отдельные ван-путенсы, разнесенные вдоль борта.

Баллоны

Единственное, что в конструкции по-прежнему плохо - это баллоны. Их крепление не обеспечивает надежной фиксации, и на волне они страшно ходят под катамараном, протираясь о балки швертового колодца. Кроме того, они сползают назад, и еще сильнее начинают протираться о кронштейн крепления руля. И это весьма опасно, поскольку дырка норовит получиться довольно большой.

Не имея возможности зафиксировать баллоны, мы боролись с их протиранием: на кронштейне руля закрепили пенополиуретановые подошвы от тапочек, найденные на пляже, швертовые колодцы обмотали скотчем. Помогло, но, в принципе, баллоны надо делать другие.

Конструкция и крепление баллонов может быть, в общем, таким же, как и для сплавного катамарана, но здесь требуется жеский острый форштевень и жесткие борта - для обеспечения высокой скорости. Как должна выглядеть эта конструкция - я себе пока совершенно не представляю. Имеющиеся носовые обтекатели выглядят оптимально, но, поскольку необходимо увеличить объеем носовых секций, их использовать нельзя. И сделать такие-же обтекатели, но большего диаметра - тоже нельзя, их будет невозможно перевозить. В общем, здесь простор для конструкторской мысли.
[^Contents^]


Неисправности

Особых неисправностей не было, за исключением вдруг начавших рваться баллонов. Видимо, три сезона на ярком солнце сказались на пластике, и в баллонах стали образовываться мелкие дырочки. Ну и протирались баллоны, естественно.

Наиболее значительные поломки произошли, когда лодку побило прибоем. Не знаю, скольео ее там болтало, но разрушения были впечетляющие: сломаны оба пера рулей, задняя секция одного из баллонов лопнула сверху донизу - по половине длинны окружности. Лопнувший баллон оказался набит песком.

Детальный осмотр, однако, показал, что рама и мачта совершенно не пострадали, и ничего не унесло - все было привязано. Таким образом, список потерь ограничился рулями и баллоном.

За рули я не беспокоился - в рембазе имелся запасной руль из фанеры, и еще запас фанеры, достаточный для изготовления пера руля. Следовательно, для продолжения плавания надо было только :-) заклеить дыру в баллоне.

Дыра была зашита толстыми капроновыми нитками, а поверх положена здоровенная заплата. Материал для заплаты был отрезан от гермоупаковки - так задумывалось изначально - резать герму на критически большие заплаты.
После испытаний выяснилось, что заплата недостаточно хорошо приклеилась сверху и снизу - там много слоев и неровности. Соответственно, поверх были положены еще заплаты.
Выяснилось также, что клей вообще держит крайне плохо, особенно по краям, поэтому все было еще проклеено скотчем. А клей кончился.

Очередные испытания показали, что под заплатой, по шву, вздулся пузырь, но его распространение вроде остановилось. Спускает баллон умеренно. Поэтому принято было решение пройти около 20км до мыса Казантип, подкачивая баллон по мере надобности. У мыса находится поселок Щелкино (очень маленький город - с многоэтажными домами, площадью и проспектом), в котором, без сомнения, есть магазины, и где можно попытаться купить клей. Или уезжать удобней.

Клей "Момент" фирмы "Хейнкель" нашелся в Щелкино на базаре, а проходивший мимо ЗК поделился технологией его употребления : "Мы в гараже намажем, приложим, потом кувалдой как е...шь пару раз, и все - можно ехать".
Заплатка была без труда оторвана, отмыта бензином, после чего приклеена заново по указанной технологии, с последующим выдерживанием в течении 24 часов, согласно инструкции на тюбике.

Результат превзошел все ожидания - заплата сидела мертво, даже по краям, и в целом заклееный участок выглядел надежнее целого. Испытания это впечатление подтвердили - баллон спускал по неведомым маленьким дырочкам, но не по периметру заплатки. Плавание было продолжено.
[^Contents^]


Снаряжение

Обычный общетуристский комплект, включая топор и большую ножевку, плюс примус "Шмель 3" с запасом бензина.

Из специального снаряжения присутствовали непромокаемые куртки и водонепроницаемые мешки для вещей. Специальное спасательное и аварийное сигнальное снаряжение отсутствовало. Не было также и средств связи.

Для хранения пресной воды употреблялись 16 полуторолитровых пластиковых бутылок, размещенных в продольных балках, с кормы - 4 стека по 4 бутылки. К нижней бутылке стека привязывалась веревочка.

В состав рембазы, кроме обычных инструментов и материалов, входили: ручная дрель с набором сверел, приспособление для установки отрывных заклепок и сами эти заклепки в количестве 150шт двух диаметров. Имелось, также, не менее 300гр различных винтов с гайками и шайбами - от М8 до М4, разной длинны.

Кроме того, присутствовало запасное перо руля - фанерное, прошлогоднее, и водостойкая фанера толщиной 10мм, в количестве, достаточном для изготовления еще одного руля.

Имелось некоторое количество клея, материал для заплаток, клапанные пробки и презервативы в качестве клапанов. На ремонт ушло около двух больших тюбиков "Момента", в том числе и на большую заплатку.

Все хозяйство возилось на садовой тележке, которая развалилась вконец.

Фотосъемка велась камерой ФЭД-50, делались слайды. Морская вода не пошла ей на пользу, и автоматика время-от-времени отказывала. Зато механика работала. Пленка Fudji Provia качество показала приемлемое.

Камера носилась в кармане рубашки и никак не защищалась от окружающей среды, кроме как собственным телом.
[^Contents^]


Карты

В походе использовались карты:
           Украина. Масштаб 1:200 000.
           Листы                  Донецкая область
                                  Запорожская область
                                  Херсонская область
                                  Крым
           Краснодарский край. Республика Адыгея. Масштаб 1:200 000

"Украина" издана на Украине, "Краснодарский край" - в России. Все куплено у лотошников напротив магазина "Атлас" на Кузнецком мосту, Москва, Россия. Печать комплекта "Украина" - настоящая картографическая, "Краснодарский край" - типографская. Соответственно качество печати украинских карт много выше. С содержательной точки зрения качество всех карт удовлетворительное, правда, отсутствие маяков на Российской карте неприятно.
[^Contents^]

Дневник писался Катей, и авторство - за ней. Вставочки между Ст.: и /Ст. - это мое, Калачихина Владимира.


21.07.97

16:58 Курский вокзал.

Поезд э61 "Москва - Нальчик", умеренный бардак, поезд отъезжает, как только толпа на перроне в него запихает все свои вещички.
[^Contents^]


22.07.97.

16:30

При подъезде к Таганрогу поезд опаздывает на час. Проводница по мистическим причинам неоднократно, с омерзением убирает вагон по инструкции. Ст.: Я пожаловался в Главное управление Московской железной дороги на персонал этого поезда. Начальника поезда премии лишили. Вот она и убирает. Я так думаю. /Ст.

18:30 Высадка в Таганроге

Багаж дошел и получен. Есть маза наехать на МПС за взятые с нас 15т.р. "за услуги". Ст.: Не наехали... Лень стало. Но - гады! /Ст.

19:30

В г.Таганроге нашелся грузовичек, желающий довезти нас до моря (Ст.: Гораздо охотней и дешевле, чем в прошлом году,,, Ст./) Команда разделилась. Ст.: Это был Уаз-ХХХ. Там в кабине только одно пассажирское место. /Ст.

20:30

Команда счастливо воссоединилась на набережной, примерно в 1 км от яхт-клуба. Менты необычайно милы, традиционный допрос проведен не без светского лоска.

Штиль.

20:30 - 22:30

Сборка каркаса с помощью добрейшего судостроитнля-любителя - фаната. Что удивительно - реально помогал нам до темноты, мотивировал уход завтрашним отъездом в родной Ейск.

22:30 - 24:00

Вялая, но целеустремленная деятельность по сборке судна. Кругом бъет ключем ночная жизнь г, Таганрога.
[^Contents^]


23.07.97

Появилась мелкая злая мошка.

00:00 - 4:00

Устанавливается мачта, вешается такелаж. Все это, естественно, крайне неторопливо и, хочется верить, тщательно. Деваться некуда - ночь. Вечернюю толпу на набережной сменили отдельные романтические парочки и пьяные компании. Потом со стороны команды были даже попытки поспать на палубе, но созидательная деятельность не дала шансов для этого.

4:00

Решено собирать вещички и выходить на рассвете.

5:30

Отчалили. Ветер слабый, неустойчивый. Везем с собой популяцию мошек с набережной, которые весело покусывают.

6:30

Миновали порт. Ветер попутный, слабый, временами штиль. Вахты по 2 часа. Ст: Подвахтенный спит... /Ст.

12:30

Вдали - маяк. Ветер усилился.

14:30

Причалили в 2 км после маяка. Решено есть и спать до завтра
[^Contents^]


24.07.97

8:30

Подъем. Ветер умеренный, солнечно. Потратили утро на сооружение краспиц. Получились довольно хорошенькие. (Из штатных палочек для выравнивания швертовых дырок в палубе.)

15:00

Отчалили. Обогнули приграду в виде вешек (с моря ~1км). На траверзе - Миусский лиман. Ветер усилися. Опустили грот. За 2 км. до Весело-Вознесенки вешками перегорожено море от яра до ~2км от берега. Перетащили в прибое. Дно глинистое, якорь в нем не держит, изображая из себя плавучий. Перейдя приграду, причалили на ночлег (в 16:30). Ветер сильный. Стаксель так полоскался, что не смогли намотать на штаг. Уронили мачту. Наверное, грозы испугались. Поднялись по яру в село. Магазин, говорят, до 17 только, вернулись.
На задах села, ближе к нашей стоянке - огороды. Хотели купить у сторожа 1 кабачок - вынес 3 + хлеб + вареную рыбу и денег взять отказался. Идет дождь.
[^Contents^]


25.07.97

Ночью разразилась стихия. Гроза началась, закончилась, и снова началась. И так - 5 раз (часа три подряд). До часу ночи мы проявляли характер и спали в луже. Потом подумали головой. Стояли мы под яром, на пляжике напротив лесенки глиняной наверх. Стало быть, вода со всех 15м высоты яра течет ненавязчивым селем на нашу палаточку.
Под стенкой у яра - вещички, потом посередине в полу - дыра, через которую этот сель (гадость глиняная жидкая) затекает внутрь, и на пути своего движения встречает полиэтилен, коврики, спальник и людей (незначительные препятствия, которые легко заливаются водой и глиной), а затем уж стенку палатки, ближнюю к морю (тут уж ничего не поделаешь, стенка глину задерживает).
Ударные ирригационные работы этот подлый процесс остановили, но что уже к тому времени натекло - то натекло.

2:00

Решили, что спать лежа в жидком ... все-таки лучше, чем всю ночь сидеть сухими на вещичках. Отбой.

8:00

Подъем. Попытки высушить спальник после отжатия. Прополаскивание в море (море - тоже взвесь глины, только пожиже) ковриков, полиэтилена и палатки (из нее предварительно руками выгребли килограмм 5 глины очень хорошего качества).

13:15

Отчалили. Ветер умеренный. Переменная облачность.

13:40

Причалили к Весело-Вознесенке. Сделали покупки, отбили телеграмму. Пасмурно.

15:00

Отчалили

16:40

Несанкционированное пересечение Государственной границы России.
Причалили к Холодному за водой.

17:20

Отчалили. Миновали забор из вешек со стороны берега на плаву. Ветер слабый, порывами. К 19:00 наступил штиль.

20:00

Причалили к косе за Седовым, за маяком, за непонятной вышкой, за (уфф!) палатками с отдыхающими. Дно нормальной глубины, вода чистая, крупный песочек, мелкие ракушки. За пляжем - негустые камыши.
[^Contents^]


26.07.97

8:00

Подъем. Ветер умеренный, солнце. Попытка высушить-таки спальник.

13:00

Сборы закончены, спальник в углах мокрый, зато высохло больше половины его общего объема.

Поболтали с Таганрогским яхтсменом. У них в Седове база. За границу далеко ходить они шугаются. Рассказывает, что хохлы за участие в Азовской регате с иноземцев берут по 200 $ - никто и не поехал. Еще сказал, что сколько живет - не довелось увидеть Арабатскую стрелку. У него 1/4тонник.
Ст: Уважительная беседа тут же рождает в нас чувство собственного превосходства - мы ведь намерены дойти до стрелки! Но намерения есть намерения, и гордыня была усмирена - в обмен на смерть комплексов по поводу нашей лодки /Ст.
Поссле учебных мероприятий оттолкнулись от берега и отчалили. Ст: А мероприятия были такие - мы пытались сняться с якоря под парусами при навальном ветре. Но короткий якорный канат быстро разворачивал лодку к ветру. В конце концов нас вынесло на берег /Ст.

Ветер стихает к слабому, порывами.

На траверзе Широкино встретили яхту "Меркурий". Очень поднимает настроение, когда с яхтой встречным курсом сближаешься. А вот если бы в одну сторону ехали - расстройство,небось,да и только,

18:00

Ветер стих. На траверзе - пригороды Мариуполя.

19:25

Причалили к острову Ляпина. Там бурлит народно-хозяйственная деятельность по отлову рыбы, рыбки и рыбешки. Пред островом отмель шириной с километр, до самого берега. И всюду сети, бредни...

На острове растет камыш и репей. Поставились на пляже. Комары, уховертки.
[^Contents^]


27.07.97

7:00

Подъем. Солнце, ветер свежий.

10:40

Отошли. Волны невелики. На траверзе - ретранслятор Мариуполя,в 5 км от берега на якоре дрейфует яхта - народ купается и собирается выпивать и закусывать: сегодня праздник - День ВМФ России. Волнение усиливается, ветер свежий, порывистый. Идем вдоль Белосарайской косы примерно в 2 км от берега. В открытое море из Мариуполя ушел большой тримаран - завораживающе быстро. Вдоль косы, примерно в 1 км от берега, встречным курсом время от времени проходят небольшие яхты. Приветствуют нас кепками. На мысу на якоре стоит большая 2-мачтовая шхуна. Волны существенно затрудняли подъем людей с тузика на борт. С интересом наблюдаем борьбу за жизнь. Тузик в конце концов перевернули, но он был пластиковый - не утонул. Завернули за мыс - волнение исчезло, мелкая зыбь.
Ст: Как потом рассказывал старый капитан, это была яхта Геринга, захваченная в Мариуполе в годы войны, а потом потерянная на крыше судоремонтного завода. С достижением независимости яхта стала достоянием нового украинского народа /Ст.

14:30

Причалили к косе. Приятная погода и хмурые отдыхающие вселяют энтузиазм. Решили ехать дальше, отчалили, курс - запад. Волны усиливаются несущественно, ветер умеренный.

19:30

Слегка нервничая, но легко пересекли залив, прошли вдоль берега от Урзуфа до Новопетровки, и причалили к заказнику у Бердянска. Подошел егерь со товарищ - заказник,- говорят. Унас завтра, стало быть, незаконная дневка.
[^Contents^]


29.07.97

Ночью разразилась стихия. Гроза. Потом мелкий дождичек, временами усиливающийся, с перерывами до получаса. Сутки подряд. Но ужасы стихии ничто по сравнению по сравнению со зверством местных коровок (а может, кабанов!): они уничтожили все, что мы за дневку накануне добыли у Бердянскi: помидоры, персики, огурцы, картошку, морковку. Как жить с плевком подобным в душу? Для поедания - лишь груши...

8:20

Подъем. Пасмурно, дождь, ветер свежий. Прибой средний.

12:40

Отчалили. Ветер порывистый, волнение без барашков почти.

14:00

Опустили грот до половины.

15:00

Ветер и волны уменьшились. Подняли грот.

15:30

Причалили в конце Бердянской косы, сразу за маяком и домами. Коса завернула, так что прибоя с нашей стороны нет. Поставили сеть. Пасмурно, небо без просветов, дождик время от времени.

21:00

Тучи, солнца не видно, темнеет.

21:30

Отбой.
[^Contents^]

30.07.97

Ночью опять шел сильный дождь. И ветер. Яхту на берегу слегка развернуло набежавшими волнами.

7:30

Подъем. Солнечно, но не жарко, свежий ветер. Подвигали баллоны, пришили к гроту заготовку для петли для рифа. В сетку попались судак, камбала и сазан. Пожарили на завтрак.

13:30

Отчалили. Курс фордевинд, ветер восточный. Солнечно. Пересекаем Бердянский залив. Волны постепенно увеличиваются. Наконец, вместе с одинокой тучкой, налетел порыв с другой стороны. Закрепленные шкоты и весло на стакселе бабочкой высвободили не без спешки. Пару раз палубу захлестнуло волной. Дальше идем в бакштаг.

16:30

Доехали до Обиточной косы, около начала болталась яхточка. Она идет встречным курсом вдоль берега и у нее стихия: маленький стаксель и зарифленный грот.
Еще через 10 км встретили яхту "Пилигрим" с 2 чел. экипажа. Они подняли жовто-блакiтний флажок, приветствуя нас. Ст: А у нас нет флагов на борту... /Ст.
Коса голая и какая-то унылая. Ближе к концу появляется растительность, но сильный прибой не позволяет причалить. Редкие местные ловят рыбу. Ст: Я думаю, что с другой стороны коса гораздо живописней и приветливей. Но мы рвемся на запад /Ст.
Встретили маленького дельфина.

19:30

Обогнув мыс, причалили за маяком в прошлогодних кустах. Прошлогодние комары расплодились необычайно. Столько живых существ в этой палатке еще не ночевало.
[^Contents^]


31.07.97

8:00

Подъем. Ветер слабый, пасмурно. На небе разнообразные картины фантастической облачности. Решаем не торопиться.

11:00

Налетел шквал, дождь. В залив вошла яхта, прошла в сторону рыбхоза.

12:30

Дождь стал мелким. Капитан пришил рифовую петлю к гроту. Сходили посмотреть на причалившую яхту - они из Мариуполя. Кэп их довольно угрюм, остальные - ничего, но по своей солидности с осуждением отнеслись к переходу границы 'в камышах'.

14:00

Отчалили. Солнечно, ветер тихий.

15:30

Традиционный штиль. Извращаемся в изобретении тентов - оказалось, под двумя вертикально поднятыми шверцами вполне тень.

17:00

Ветер слабый, курс - запад, слегка к северу.

20:00

Миновали Приморский Посад с его набережной у дома отдыха.

21:00

На траверзе - Игоревка. Закато принес ветер. Свежеет.

22:00

Дошли до Степановки первой. Стемнело. Ясно, звезды, взошла Венера. Ночь безлунная. Движемся вдоль яра. Ветер ослаб. Слышны цикады.
Яр понизился, и на нем сплошняком какие-то дачи и ДО. В качестве волноломов - груды здоровых булыжников. Спасибо, хоть культивируются прожектора на берегу, и хохлы ходят с фонариками. Идем близко от берега, ищем место между людьми.

1:30

Причалили к пляжу турбазы у начала Молочного лимана. Затащили на пляж лодку, встали у камышей. Спать. Есть и спать.
[^Contents^]


1.08.97

9:00

Подъем. Отдыхающие уже в море на лодках - добытчики. Постепенно заполняется пляж. Сплошной паноптикум - какие-то дамы жужжат подозрительные заклинания и молитвы, дети делают зарядку, добытчики вдоль берега бродят, матроны нескончаемым потоком фотографируют детишек и себя на яхте (на нас - ноль внимания), дети, сделав зарядку, дергают за веревочки и ручечки - пришлось шугануть.

11:00

Отчалили. Рекорд сборов.
Ветер слабый в морду. Жарко. Ветер слегка зашел, идем вдоль ур. Пересыпь.

15:00

Причалили в Кирилловке у рынка, предварительно сориентировавшись по месту с помощью людей добрых, которые все еще в море, на лодках, на дОбыче бычка. Курс гривны вырос, рубль упал на 10 копеек. Дожили!

16:30

Закупились, залились пресной водой. Отчалили, по дороге стряхивая с бортов 2-х девочек и мужика юного, но тяжелого.

17:30

Причалили у начала Утлюкского лимана - там, помнится, бензоколонка на яру по-над лиманом. Ст: Залились бензином. Таким же дерьмовым, как в прошлом году /Ст.

18:00

Отчалили. Зверею я от отдыхающих, причем национальность уже не причем. Идем в лавировку.

21:00

Ветер чуть зашел, снова можно идти вдоль берега.

22:30

На траверзе Степок и его огни. На косе видно пару огоньков и впереди далеко - тоже.

23:30

Причалили к косе. Чуть оттащили лодку от дохлого дельфинчика на берегу. Море люминесцирует, причаливать было очень романтично.
[^Contents^]


2.08.97

9:00

Подъем. Солнечно, легкий ветерок, море, песочек. Оказывается, накануне в кромешной тьме мы вписались между двумя палатками - влево 50м, и вправо - столько же. По сравнению со вчерашним - можно жить свободно.

14:00

Отчалили. По ту сторону, в лимане, болтается парус. У нас заочные гонки. Как не удивительно, на равных.
Ветер слабый, порывами.

18:30

На траверзе - дачи. Образцы новохохляндской госархитектуры. Штиль. Жрем осетрину, помидоры, московский хлеб (он в таком виде, что только великоросское сознание не позволило купить местный), и масло из сельпо на косе, на жаре ставшее омерзительной крупчатой кашей.(Ст: Нормальное было масло!/Ст)

19:30

Ветерок тихий, ход есть.
Вдоль берега, к дачам, а потом к мысу прошел катерок с веселыми пассажирами и "Крымом" в качестве тузика.

20:30

Ветер легкий, идем галсами.

21:00

Огибаем косу, ветер попутный, тихий.

21:30

Причалили у маяка. Полный штиль. Комары. Закат на чистом небе, красный.
[^Contents^]

3.08.97

8:30

Подъем. Солнце, ветер свежий, редкие облака. Сходили на маяк за водой, прогноз почему-то у тетки не узнали, а зря!
Капитан пошел погулять по степи, нешел олений рог - второй, в дополнение к найденному в прошлом году. Теперь он завершенно венценосен. Рог укрепили над правым форштевнем.

13:15

Отчалили. Ветер свежий, восточный, волны небольшие. Отрабатывали спасение человека на детском надувном бревнышке. (Ст: Бревнышко спасли... /Ст.) Очень посредственно, со второго раза.
Капитан видел дельфина.
Причалили к Арабатской стрелке, за Счастливцево, у п/лага. Рынок, натурально, на другом конце села, а село - в глубине от моря. (Ст: Зато какие были персики! /Ст.)

16:45

Отчалили. Ветер ослаб, потом зашел, потом отошел. За Стрелковым в море какие-то феерические сооружения.

19:00

Палатки стоят на берегу равномерно и непрерывно, ищем хотя бы 100-метровый промежуток. На траверзе ДО, потом какая-то мачта, а в море - створ из двух нефтяных платформ(?) и еще одна чуть впереди, но другого вида и кривоватая.

20:00

Причалили в паре километров от сооружений, но в 50м от соседней палатки. Начинается дождь, вдали гроза.

23:00

Ст: Крепкий ветер, дождь /Ст. Борьба со стихией - ветер меняет направление уже три раза, и каждый раз шквал сдувает то полиэтилен, то выдергивает колышки. Прибой невелик.

24:00

Отбой.
[^Contents^]

4.08.97

Перед рассветом ветер в очередной раз сменил направление, звякал теперь грязной посудой у входа, а дождик покапал слегка на морду и спальник.

10:00

Подъем. Штиль. У команды упадок сил. Капитан дошил рифовые петельки. Соседи справа собрались и уехали. Неужто из-за стихии?

15:00

Отчалили. Тихий ветер, солнце в облачках.
Идем неторопливо, дожрали арбуз, вчерашний перекус и помидоры - вкусные бабка продала.
В силу оптического обмана край видимого мыса отделен от линии моря, поэтому периодически ловим глюк, что палатки, стоящие на берегу, похожи на паруса. И когда после ур. Рожкова на пляже появилась мачта над оранжевым пятном, мы долго считали ее столбом в степи. Оказался катамаран "Простор", с тремя поперечными балками, сплошной палубой и одним швертом на веревочка посередине. Мужик с ребенком вышел в море нас встречать и покататься. Его женщина Оля на берегу дисциплинированно шила стаксель (из грота для "Альбатроса").
Из Химок. Идут от Мариуполя с 18.07.97 Женщинам мокро и скучно без солнышка. Сегодня у них дневка, отогревались. У нас дневка завтра, посмотрим, далеко ли уйдут. Без фонарика, теплой одежды и излишков еды (ради экономии веса), зато с CB-радиостанцией, сковородкой с крышкой и водой в канистрах. Девка фанатеет от катеров, а яхту недолюбливает за отказ идти в штиль и необходимость идти в ветер, потому что брызги и холодно. У мужика 5 катамаранов перебывало, любит он их, и катера тоже. Посидели, поболтали, разъели традиционную халву "Дружба". У нас - нервное истощение. Завтра отдых.
[^Contents^]


5.08.97

Отдых
Ст: Найденный нами безлюдный кусок косы весьма приятен для стоянки, несмотря на отсутствие деревьев. Коса высокая, хотя и узкая, море глубокое и чистое. С другой стороны - соленый луг и мелкий Сиваш. Стадо коров с повадками антилоп выходит к морю на закате посмотреть вдаль... /Ст.
[^Contents^]


6.08.97

8:00

Попытка подъема. Дождь.

10:00

Попытка подъема. Надо идти на Сиваш, вылавливать сеть.

11:00

Стихия. Гроза. Ветер в боковую стенку палатки. Потоп. Тем временем капитана слегка пришибло молнией. Ст: Но без последствий. Только молния ...хм.... на штанах застегиваться перестала /Ст.

12:30

Еще раз объявлено о намерении поднятся-таки и выйти. Идет мелкий дождик. Пасмурно. После грозы - штиль.

15:30

Отчалили. Солнечно, ветер умеренный. Не жарко. Идем вдоль стрелки в бейдевинд.

20:30

Вдали замаячило что-то красное.

21:00

Видать, это парус, а за ним - поселок Соляное. Идет почему-то галсами. Ст: Это Катя злобствует, проникшись нашей крутизной: несмотря на очень крутой бейдевинд, мы еще тянем вдоль берега без лавировки /Ст.

21:30

На траверзе, у берега - дружественный "Простор". Они отчаливают. Их палатка - в 200м дальше по курсу. Гонка при умеренном ветре на закате. Мы на корпус впереди.

22:00

Встали рядом. У них сегодня был отдых.
[^Contents^]

7.08.97

8:00

Подъем. Солнечно. Ветерок слабый. Профилактика - подвинули баллоны чуть вперед.

12:30

Отчалили. Минут на 15 позже Руслана. Опять гонка - теперь при легком ветерке. Уловили момент, когда он отошел и чуть подержался попутный, и на 'бабочке' отыграли минут 5.

14:30

Причалили у развалин крепости, в начале Арабатской стрелки. Крепость, наверно, турецкая, османская. Имеется облицовка на стенах. Раскопана слабо, непонятно, то ли археологами, то ли отдыхающими. Ст: Однако следы профессиональных раскопок налицо - не отдыхающие же откопали казематы, и уж точно не они копали набережные рва. А вот загадили все - они. Хохлятский менталитет, понимаешь./Ст.
У дороги - немецкий ДОТ Второй мировой войны. Ст: А дальше - укрепления Перекопа - Первой мировой. Ров видно, укрепления... Копать и копать! /Ст.

16:00

Отчалили одновременно (Ст: с Русланом /СТ). Сделали их еще на отходе - они позорно отгребали. (Ст: И то верно - ветер был хоть и прижимной, но слабый и устойчивый, прибоя нет. Не суметь отойти под парусами - непростительно для яхтсмена :-) /Ст.)

16:30

Причалили у Каменского на пляже. Наверху село, турбазы и базарчик. Это левый нижний угол Азовского моря, если на глобус смотреть. Мы уже в Крыму.

17:50

Закупились, залились водой. На вшивых турбазах с ней строго, она на замке. На более приличной, под сенью деревьев, голубая бочечька хоть и в дальнем углу, но доступна.
Отчалили. Семейная группа повернула назад, к крепости на ночевку. Мы сочли, что за 3 ходовых часа сможем доехать до Заводского, где пляжик, либо, хотябы, до рыб-хоза, где крошечный затончик. Иначе к берегу не подойти - сплошная скальная стена. Ст: Как-же! Едва отошли - упал штиль /Ст.

21:30

Солнце село в туче, как и стояло. Ветер слабый, нестабильного направления, временами был штиль.
В сумерках между скалами обнаружили прогал шириной метров 70. После долгого лавирования уже в темноте вписываемся в него галсами. Справа скалы четко очерчены, слева - ряд камней. Вписались на слух посередине и чуть протащили по берегу к камням.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что весь пляжик заставлен отдыхающими. Палатки очень близко - в 5 метрах.

23:30

Поставили палатку, начали готовить рис.

3:30

Отбой.
[^Contents^]

8.08.97

8:00

Подъем. Солнечно, ветер свежий, усиливается.

12:00

Сборы закончены, баллоны накачаны. Ветер сильный. Прибой внушает опасения, решено ждать. Ст: Ветер почти навальный, дырка между камнями узкая, прибой беснуется - страшно! /Ст.

14:00

Ветер крепчает. Песочек бьет по открытым частям тела. Ветер перемещает легкие предметы, свистит в такелаже и мачте. Ст: 7 баллов, ветер крепкий, 13.9 - 17.1 м/сек. /Ст.
Полоса прибоя метра на три придвинулась, оттащили яхту на сухое место.

18:00

Постановка лагеря. Ждать решено.
Ветер порывами, некоторые волны доходят до катамарана. Еще оттащили.

23:00

Отбой.
[^Contents^]

9.08.97

6:00

Аврал. Лодку оттащило вправо на 10 метров. Сломаны оба руля, располосован правый баллон, вся задняя секция набита песком. Дневка, стало быть.
Ветер от свежего к сильному.
Стажер сшил разрыв по полупериметру баллона встык, промазал клеем. Поверх положили здоровенную заплату. К утру будет видно. Ст: Поставил также запасной руль, изготовил второй. Фанера кончилась /Ст.
[^Contents^]


10.08.97

Клей не высох, сушили на солнышке, подклеивали то в одном, то в другом месте.

18:00

Попытка накачать. Спускает сверху. Наложили заплатку.

22:00

Накачали, не втугую. Ждем утра.
Пасмурно, тучи, гроза вдалеке. Ветер свежий.
[^Contents^]

11.08.97

9:00

Подъем. Баллон спускает потихоньку. Снизу наклеили заплатку. Клей кончается. Всюду по периметру заплаток наклеили скотч.

15:00

Баллон спускает. Он левый теперь. Ветер умеренный. Прибой средний. В море - отдельные барашки. Решено выходить.

16:30

Отчалили под причитания женщин бальзаковского возраста. Одна даже столкнуть яхту помогла.
Как только миновали прибой, выяснилось, что левый баллон спустил до безобразия. Сменили галс, чтобы на нем сидя, его же качать. Ветер свежий, в морду, волны некоторые двух метров достигают, а некоторые невысокие, но беспорядочные и крутые.
Прошли мыс Красный Кут и мыс Китень. Волнение усилилось.
Хотя видно Казантип, вписались на пляжик у тур.баз, причем ветер резко зашел и стих. До Щелкино 8 км. Ночуем на узкой полосе пляжа, лодку привязали к арматуре от бывшего навеса-раздевалки.
[^Contents^]


12.08.97

8:00

Подъем. Первые рыбачки уже в камнях, курортники купаются до завтрака. Штиль, солнце.

12:00

Сборы закончены, даже залита вода. Отвоевана у комаров на тенистой турбазе наверху. Клеили и качали, и вновь клеили баллон (в основном, скотчем). Дети любопытствуют со знанием дела, взрослые - так.

14:00

Отчалили.
У камней на выходе из бухточки подул северо-восточный умеренный. Вчерашних волн пока нет.

15:00

Сзади, у мыса Китень болтается розовый парус. Возможно, это Руслан преодолевает стихию. Мы идем к Казантипу на подкачке, причем и второй баллон один раз подкачали из-за неплотно завернутого клапана. Ждать не можем. Ст: Обернушись на очередном галсе, паруса за спиной уже не видим... Больше мы его вообще не видели. /Ст.
На траверзе - скалы закончились. Песочек, Щелкино. Серфисты носятся поперек. Дождик начался, гром. Потом волнение улеглось, ветер стих.

16:00

Причалили у городского пляжа. Ищем яхт-клуб или хотя бы место для палатки - втиснуться бы между отдыхающими.

16:30

Дождь, штиль. Отчалили, чтобы пройти еще километр вдоль пляжа. В бухте болтается встречным курсом крейсерский швертбот "Восход". Ст: У них, натурально, свой ветер, у нас - свой. Расходимся борт-о-борт. Вообще-то, штиль. /Ст. Они, вроде, из Таганрога. Говорят - "Земляки".

17:30

На веслах причалили к пляжику между кинотеатром "Прибой" (не работает) и китайским рестораном "Грот". Будем ближайшими к нему среди отдыхающих. Встали на травке в кустах. Дождь, но комаров это не смущает.
[^Contents^]


13.08.97

Сутки идет дождь.

14:08

Клеимся, едим, ходим тусоваться на сборище RFA и к туристам из Киева. Ст: Клей "Момент" был приобретен на местном базаре в количестве 4 тюбиков. Цена клея - обычная для Москвы, но фантастическая для сдешних мест. Наша покупка позволила бедной бабушке жить безбедно...
А еще - Щелкино - город при атомной электростанции, построенной, но в последний момент закрытой тупыми гринписовцами. Так вот, из-за стихии в городе нет электиричества. Нигде. Нам с этого большая польза - сметана на базаре жирная и густая, а творог - дешев, из-за проблем с холодильником и маслобойкой. Торговки в трансе, а я злорадствую - нефига было электростанцию разорять. /Ст.

15:08

Клеим второй баллон, в результате диверсии сдулась задняя секция. Две рваные пробоины. Ст: Попытки разборок с окрестными рыбаками (похоже, крючками зацепили) окончились ничем - все шарахаются, и божаться, что "ни вжисть". Пеняют на хулиганов. Но мы хулиганов не видели, а рыбачков - стада.../Ст. "Момент" пока остался, еще 2 непочатых тюбика.
Ветер свежий, барашки, солнце. Киевляне умудрились поломаться, катаючись.
[^Contents^]


16.08.97

7:00

Подъем. Восход солнца, облака редкие. Ветер свежий, прибой средний. Надели, накачали баллоны. Вроде держат. Капитан сходил в сторону метеостанции. Она еще спала, а на яхте "Карат" рассказали про обещанный накануне ночной шторм 17м/сек, увы, несостоявшийся, и что барометр поднялся "вот на столечко".

11:30

Отчалили. Растрепался фаловый угол грота, грот подняли с четвертого раза. Солнце. Ветер умеренный. Навалный, натурально. Миновали полосу прибоя, громко шлепая по волне наветренным носом.

12:30

Миновали мыс Казантип. Там было несколько симпатичных пляжиков, на одном стояло что-то, напоминающее катамаран "Простор".
Ветер внезапно стал западным, попутным. Волны пологие, укачивающие. Солнце.

14:30

Пересекли Казантипский залив, на траверзе - Золотое. Ветер заходит, волны чуть увеличились. В отдалении, над Крымом, слышен гром. Небо почти все в облаках, временами проплывают толстые тучи, но дождя нет.

16:30

Ветер снова СВ и слабый. Волнение улеглось. Мелкая зыбь. Впереди просматривается долина ручья, а чуть дальше какя-то яхта малым ходом пробирается вдоль берега встречным курсом. Далеко, не видно.

17:00

Почти полный штиль. Тихий ветер переменного направления. Яхта доползла до стоянки лодок на пляже за ручьем, причем последние 500м - без парусов. Гребли, что ли. Яхта маленькая.

18:20

Прошли еще около 2км. Решено грести к берегу, на первый же необитаемый пляжик.

19:15

Причалили в очень романтичной бухточке между двумя скалистыми грядами. Песочек крупный, потом травянистый склон, а выше, под скальной стеной - кустарник, в основном терн. Первый раз за путешествие устроили костерок. Очаг уже был, и даже хворост. Комары.

23:00

Отбой.
[^Contents^]

17.08.97

8:00

Подъем. Прохладно, переменная облачность, ветер умеренный. Прибой из-за неровности дна локально сильный, а в море барашки редки. Очень приятная бухточка, а по размерам - чуть меньше того муравйника, где мы клеились неделю назад.
Подтянули баллоны. Левый немного спускает.

12:30

Отчалили. Ветер СВ, умеренный, порывами к свежему. До бухты Морской пехоты идем в лавировку. У мыса Зюк ветер чуть слабеет и заходит к северу. Вдоль бухты Рифов идем одним галсом. Нежил. Новый Свет был весьма непростой архитектуры. Ст: Видимо, проектировщики оттянулись на славу! Получилось красиво, жаль, все заброшено... /Ст.

16:00

У мыса Тархан - сильное встречное течение, под яром. Ст: Ветер слабый, в морду. Лавировали час, прежде чем я заметил, что на одном месте. Пришлось ловить порыв, пересекать течение поперек, к берегу, и огибать мыс почти по пляжу, благо прибоя нет. /Ст.

17:00

С понижением яра течение слабее, на появился прибой.

17:30

Из бухты встречным курсом идет прогулочный катамаран "Простор", стандартный и неломаный, с 4 разнополыми отдыхающими на борту, в плавках и купальниках. Мы суровы и в непромоканцах, несмотря на солнце, потому что холодно и иногда заливает волной.

Отдыхающие у Юрского крайне приветливы, погонялись с нами на катере и похвалили. Последние лучезарные Крымские улыбки. За мысом Хрони один браконьер даже соизволил пошутить. Их трое в моторке болталось у берега. -Не возмете ли на буксир? - говорит.

Поворачиваем к ЮВ, идем в бакштаг. После мыса Фонарь - фордевинд. Кончилось Азовское море.

19:30

После легких реверансов с паромом - поперек курса, и танкером - на траверзе, пересекли форватер, а с ним - и государственную границу. Маломерных судов после Фонаря не болталось, но и обстрела не было.

20:30

Приблизились к косе Чушка в районе форта, либо просто квадратной конструкции с ржавыми железками в море. Воняет болотом, мелководье поросло травой. Этой же прибитой травой покрыт низкий берег. После травы - кусты и комары.

Сети наши соотечественники крепят к арматуринам, воткнутым в дно. Один рыбачек чуть в обморок не упал, нас увидев. Вербально был мат, физически - по грудь в воде, и покусан. Нормативных глаголов произнес 2 - стрелять и кататься.
Мы, столо-ть, катаемся не там, под другим берегом надо кататься. Плывите, мол, отсюдова (меж тем, закат-с), а то подстрелят, и будете, опять же, плавать.
Сурова ты, Русская земля, и неприветоива. Но не будем мы отъезжать к берегам райским во всех отношениях, кроме засилья хохлов. Слышны выстрелы дробью. Ветер тихий.

21:30

Причалили, чуть завернув за оконечность косы, у третьего осмотренного островка.
Первые два представляли собой купы камышей, торчащие из воды, без всяких признаков суши. Этот блеснул пляжиком длинной 10 и шириной 2.5 метра. Когда идешь по нему, он проваливается. Можно поздравить экипаж с открытием-таки новой земли - по крайней мере, в этом сезоне мы первые.
Полная луна. Работает маяк Фонарь, на косе - почему-то нет.
Ст: Поставленная палатка заняла как-раз всю ширину суши и стоит на высоте трех сантиметров над уровнем моря. Похоже, прибоя здесь не бывает никогда. /Ст.

0:00

Отбой.
[^Contents^]

18.08.97

8:00

Подъем. Ясно, ветер умеренный, СВ, холодный. Над нами пролетели четыре серых цапли.
На пляже в 20 квадратных метров собираться удивительно легко - ничего не отвлекает.
Баллоны существенно спустили, но дырок не видно - возможно, от холода.

11:20

Отчалили. Ветер свежий, порывами - сильный. Идем в фордевинд по Таманскому лиману. Временами очень мелко, и повсюду плавают полосы травы - с руля снимать замучаешься. Ст: Все это создает большое напряжение - без швертов лодка и так приводится особенно охотно, а исчезновение время-от-времени рулей создает реальную опасность брочинга /Ст.

12:30

Пересекли лиман, идем вдоль берега, огибаем мыс Тузла.

13:00

Миновали мыс с подозрительным серым строением с локатором. Со строения пущщена зеленая ракета, и мужики в зеленом машут руками. Завернули в бухточку под яром. Погранцы. Симпатичный лейтенант и опытный мужик в штатском: "Чьи вы, хлопцы, будете? Из Европы? А, не из Европы... А мы то думаои, поживимся... Порт назначения? Место последней стоянки? Не сталкивались ли в проливе с военно-морскими силами вероятного противника?" Мы: "Москва. Таганрог. За границу - ни ногой, все под нашим берегом. Коса Чушка. В проливе - только паром, объехали его под тем берегом, и сразу же назад. Чисты, аки агнцы."
Пока беседовали, прибежал заказанный лейтенантом наряд - с автоматами наперевес, как положено. Солдатики легко вынесли катамаран на пляж со всем грузом.
Капитан был приглашен на заставу, имел беседу с ее начальником (старшим лейтенантом), и оформил-таки филькину грамоту - судовую роль, где он не капитан, а рулевой (впредь так и именовать будем).
На бумажке - штамп о прибытии на 5-й причал заставы э1 и убытии с него же в Новоросийск с прибытием в этот порт 22 августа. Солдатики спустили нас на воду, тоже легко. "Счастливо" - говорят.

14:00

Отчалили. Порывы участились. Волна у берега невелика, но уже с барашками.
Красиво проехали между рифом Трутаева и скалой Парус. Скорость под 15км/ч, шкоты держать тяжело, для подгонки личного снаряжения рулевой предпочел лечь в дрейф.

16:00

Начало Бугазской косы. Воднолыжники. Аквалангисты.

18:00

Впереди - Витязевский лиман. Эту косу, что на траверзе, назовем Витязевской. Около каких-то левых турбаз видели идущий встречным курсом "Оптимист" с двумя людьми. На контакт они не пошли.

19:00

Мы посередине между Благовещенским и кур.зоной. Ищем место для стоянки. Широченный пляж - кладбище потеряных вещичек. Хорошенький же здесь бывает прибой! Черное море, однако.
Из плавника сделали костер. Стемнело. Очень холодно. Ночь лунная, ясная.

0:00

Отбой.
[^Contents^]

19.08.97

8:00

Подъем. Ясно. Ветер умеренный, до свежего. Прохладно. Скажем, купаться в прозрачном и спокойно Черном море (ветер СВ, от берега) решились только перед выходом.

12:00

Отчалили. Идем вдоль косы, близко к берегу. Превый гуляющий по нему встретился через 2 км. Еще через 2 - первые, гм, загорающие. Потом палатки, уже напротив Витязево, довольно кучно. Потом по пляжу натыканы спасательные будки - курортная зона.
Когда у берега стало темно от серфов, г.мотоциклов, спасателей и купающихся, чуть отошли от косы, держа курс на морской вокзал Анапы.

14:00

Встречным курсом от берега движется катер. Оказалось, к нам: сообщить, что в Новоросийск нельзя - штормовое предупреждение. Подошли к берегу, глиссируя на его кильватерной волне. Шкипер удивлялся, что не отстаем. Ст: Катер был большой такой, с будкой, типа шаланды /Ст.

Правее яхт-клуба - небольшой галечный пляжик. Дежурный спустился к нам, велел говорить по его телефону с пограничниками. Те настоятельно просили подождать до утра. В Новоросийске, мол, ветер 25м/сек. И даже до Утриша нам, стало быть, нельзя. Меж тем в Анапе ветер 6-11м/сек. А все равно - нельзя.

К вечеру ветер усилился. Видимо, путешествие завершено. Отужинали в яхт-клубе.
[^Contents^]

содержащий все точки маршрута, даты и, иногда, время их прохождения; с указанием расстояний, скорости, курса и погодных условий.
Даны также краткие описания мест стоянок и подсчитаны пройденное за день расстояние и средне-дневная скорость по генеральному курсу.
В конце таблички - общая протяженность и средняя и максимальные скорости на маршруте.
Дата
до пункта
Рас-
сто-
яние,
км

Выш-
ли
в

Подо-
шли

Ходо-
вых
часов

Ско-
рость
км/ч

Курс
Сила ветра
за день,
час

за день,
км

за день,
км/ч

Описание местности
 
Таганрог
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
23.07.97
Лакедемоновский маяк
30
5:30
14:30
9:00
3,33
форде-
винд
тихий
9:00
30
3,33
За маяком и рыбзаводом. Голая песчаная коса с кустиками.
Вполне прилично.
24.07.97
Весело-Вознесенка
18
15:00
16:30
1:30
12,00
форде-
винд
свежий
1:30
18
12,00
Узкий глинистый пляжик под глинистым же высоким яром
25.07.97
Холодное
9
15:00
15:45
0:45
12,00
форде-
винд
умерен.
 
 
 
 
 
маяк Седово
11
17:20
20:00
2:40
4,13
бакштаг
слабый
3:25
20
5,85
За маяком, песчаная коса с камышами.
26.07.97
Мариуполь, о. Ляпина
35
13:20
19:25
6:05
5,75
форде-
винд
легкий
6:05
35
5,75
Низкий песчаный камышистый остров. Масса населения.
27.07.97
Белосарайская коса
36
10:40
14:30
3:50
9,39
бакштаг
умерен.
 
 
 
 
 
Бердянск, оз. Длинное
34
14:30
19:30
5:00
6,80
бакштаг
умерен.
8:50
70
7,92
Заказник. Замечательная полоса деревьев и трав вдоль моря. Пляж, недалеко Бердянск, воду достать можно.
28.07.97
дневка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
29.07.97
Бердянская коса
18
12:40
15:30
2:50
6,35
 
умерен.
2:50
18
6,35
Конец косы, за маяком. Низкая, поросшая камышом песчаная коса.
30.07.97
Обиточная коса, начало
34
13:30
16:30
3:00
11,33
форде-
винд
свежий
 
 
 
 
 
мыс Дзендзик
24
16:30
19:30
3:00
8,00
бакштаг
умерен.
6:00
58
9,67
Ракушечник, камыши, дикое количество комаров. За загибом, в бухте - довольно прилично. Море у берега везде глубокое - ок. 2м.
31.07.97
Игоревка
31
14:00
21:00
7:00
4,43
форде-
винд
тихий
 
 
 
 
 
Степановка Первая
18
21:00
0:00
3:00
6,00
бакштаг
слабый
 
 
 
 
 
Молочный лиман, начало
5
0:00
1:30
1:30
3,33
бакштаг
тихий
11:30
54
4,70
Песок, камыши, отдыхающие.
01.08.97
Кириловка, рынок.
12
11:00
15:00
4:00
3,00
бейде-
винд
легкий
 
 
 
 
 
Д.о. в нач. Утлюкского лимана
2
16:30
17:30
1:00
2,00
бейде-
винд
легкий
 
 
 
 
 
Коса Бирючий остров, 2км за Степок
10
18:00
23:30
5:30
1,82
лави-
ровка
легкий
10:30
24
2,29
Неширокая высокая песчаная коса, без растительности.
02.08.97
Коса Бирючий остров, дачи.
29
14:00
18:30
4:30
6,44
форде-
винд
слабый
 
 
 
 
 
Бирючий маяк
7
18:30
21:30
3:00
2,33
бейде-
винд
тихий
7:30
36
4,80
Это Бирючий остров! Степь, море, маяк.
03.08.97
Счастливцево, пионерлаг.
14
13:15
14:45
1:30
9,33
форде-
винд
умерен.
 
 
 
 
jn
 
Арабатская стрелка, арт.к Ю от Стрелковое
20
16:45
20:00
3:15
6,15
галф-
винд
слабый
4:45
34
7,16
Узкая высокая песчаная коса, абсолютно голая.
04.08.97
Арабатская стрелка, выс. 3 Ю ур. Патаманово
25
15:00
19:00
4:00
6,25
галф-
винд
слабый
4:00
25
6,25
Высокая грядами песчаная коса, с отдельными кустами.
05.08.97
дневка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
06.08.97
Арабатская стрелка, выс. 3 СЗ Соляное
31
15:30
22:00
6:30
4,77
бейде-
винд
легкий
6:30
31
4,77
Высокая грядами песчаная коса. Голая.
07.08.97
Крепость
17
12:30
14:30
2:00
8,50
галф-
винд
легкий
 
 
 
 
 
Каменское
4
16:00
16:30
0:30
8,00
галф-
винд
легкий
 
 
 
 
 
Рыб.пром у Рыбное
10
17:50
23:30
5:40
1,76
беде-
винд
тихий
8:10
31
3,80
Щель в каменной стене, метров 70 шириной. Песчаный пляж. Отдыхающие.
08.08.97
дневка
 
 
 
 
 
 
сильный
 
 
 
 
09.08.97
ремонт
 
 
 
 
 
 
сильный
 
 
 
 
10.08.97
ремонт
 
 
 
 
 
 
свежий
 
 
 
 
11.08.97
мыс Красный кут
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
мыс Китень, дом.
14
16:30
19:00
2:30
5,60
бейде-
винд
свежий
2:30
14
5,60
Маленький песчаный пляжик под горой у турбазы.
12.08.97
Щелкино
5
14:00
16:00
2:00
2,50
лави-
ровка
умерен.
2:00
5
2,50
Город Щелкино, пляжи, курорты. Казантипская бухта.
13.08.97
дневка
 
 
 
 
 
 
штиль
 
 
 
 
14.08.97
ремонт
 
 
 
 
 
 
тихий
 
 
 
 
15.08.97
ремонт
 
 
 
 
 
 
умерен.
 
 
 
 
16.08.97
Камни Орлики
5
11:30
12:30
1:00
5,00
бейд-
евинд
умерен.
 
 
 
 
 
мыс Чаганы
17
12:30
14:30
2:00
8,50
форде-
винд
слабый
 
 
 
 
 
под г. Каралавской
9
14:30
19:15
4:45
1,89
бейде-
винд
тихий
7:45
31
4,00
Очень романтичная бухточка между скальными мысами. Песок, трава, цветы и лесок. Дрова имеются. Бухта глубиной ок. 1.5м.
17.08.97
мыс Тархан
22
12:20
16:00
3:40
6,00
бейде-
винд
умерен.
 
 
 
 
 
мыс Фонарь
19
16:00
19:00
3:00
6,33
галф-
винд
умерен.
 
 
 
 
 
коса Чушка
9
19:00
21:30
2:30
3,60
форде-
винд
легкий
9:10
50
5,45
Чушка - это от слова свинья...
18.08.97
мыс Тузла
12
11:20
13:00
1:40
7,20
галф-
винд
свежий
 
 
 
 
 
нач. Бугазской косы, база отдыха.
26
14:00
16:00
2:00
13,00
галф-
винд
сильный
 
 
 
 
 
Витязевская коса, 2 км З выс. 2.
28
16:00
19:00
3:00
9,33
галф-
винд
свежий
6:40
66
9,90
Очаровательная песчаная коса с дюнами, кустами, пляжем и глубоким морем. Масса вещичек и дров на пляже. Раковины.
19.08.97
Анапа.
14
12:00
14:00
2:00
7,00
галф-
винд
умерен.
2:00
14
7,00
Кабак в яхтклубе так себе.

Общие цифры

Скорость, км/ч
за день, час
за день, км
за день, км/ч
Min
1,76
1:30
5
2,29
Max
13,00
11:30
70
12,00
average
6,19
6:02
33,2
5,95
Total 664 км,
28 Дней
23,71 Км/день


Популярность: 24, Last-modified: Fri, 17 Apr 1998 16:19:18 GMT