В.Бонч-Бруевич. Ленин и дети

 
  • В.Бонч-Бруевич. Ленин и дети
  • КОТ ВАСЬКА
  • ОБЩЕСТВО ЧИСТЫХ ТАРЕЛОК
  • НА ЕЛКЕ В ШКОЛЕ
  • СОДЕРЖАНИЕ



  •       Изд. 1975
          OCR: Alx27



         

         

    КОТ ВАСЬКА


          -- А у тебя есть кот? -- спросил Владимир Ильич мою дочку Лелю, гуляя по саду нашей дачи, куда он приехал к нам погостить и отдохнуть.
          -- Есть! Васька. Мы его зовем Василий Иванович... А вот он! -- ответила Леля, показывая на большого черного кота, важно, не спеша выходившего из кухни.
          Он был почти весь черный, с белым галстуком под шейкой; лапки его тоже были белые, словно туфельки, и самый кончик хвоста тоже был белый, как пушинка.
          -- Какой важный кот! -- воскликнул Владимир Ильич. -- И, вероятно, большой лентяй.
          -- Что вы, Владимир Ильич, -- заступилась Леля за своего любимца, -- он прекрасно ловит мышей.
          -- Ну, это его прямая обязанность... Посмотрим, умеет ли он фокусы показывать.
          И Владимир Ильич быстро взял кота на руки, пощекотал его под шейкой, почесал между ушами, погладил его... Васька был очень доволен: сейчас же стал нежно кусать Владимира Ильича за палец и, лежа на спине, старался отбиваться задними лапками.
          -- Ишь ты какой игрун! А ну-ка, посмотрим, как ты умеешь прыгать! -- сказал Владимир Ильич. Он спустил кота на землю и сейчас же подставил перед ним руки колесом: -- Прыгай! Прыгай!.. Васька, Васенька, прыгай...
          Кот растерялся. А Владимир Ильич подводил руки все ближе и ближе к мордочке Василия Ивановича.
          -- Ну, прыгай! -- И он тихонько подтолкнул кота сзади и тотчас же опять подставил перед ним руки колесом, соединенные в пальцах.
          Кот нехотя приподнялся, сгорбился и, словно делая одолжение, мягко и неловко прыгнул и перескочил через руки Владимира Ильича. Владимир Ильич сейчас же вновь подставил руки, Васенька охотней и быстрей перепрыгнул еще раз. А руки кольцом опять были перед ним. Кот прыгал все чаще и чаще, быстрее и быстрее и наконец перепрыгнул очень ловко, распушил хвост, пустился со всех ног к дому, залез под крыльцо и оттуда хитро выглядывал...
          -- Ах ты плут, ах ты разбойник! -- говорил Владимир Ильич. -- Надоело! Удрал!.. Молодчина! Хорошо прыгнул! Ученым будешь... Леля, дай-ка ему молочка. Он вполне заслужил хороший завтрак.
          Леля побежала на кухню. Принесла блюдце тепленького молочка с белым хлебом и поставила его около крыльца.
          Кот огляделся, вышел из-под крыльца и, мурлыча, принялся за еду.
          -- Молодец, Васька! -- хвалил его Владимир Ильич.-- Мы еще с тобой научимся прыгать через стул.

         

         

         

         

         

         

    ОБЩЕСТВО ЧИСТЫХ ТАРЕЛОК



          Все расселись вокруг стола на террасе. За столом было трое детей: две девочки и мальчик. Они подвязали салфетки и тихо сидели, ожидая, когда им подадут суп. Владимир Ильич посматривал на них и тихонько разговаривал. Вот подали суп. Дети ели плохо, почти весь суп остался в тарелках. Владимир Ильич посмотрел неодобрительно, но ничего не сказал. Подали второе. Та же история: опять почти все осталось на тарелках.

         

          -- А вы состоите членами общества чистых тарелок?-- вдруг громко спросил Владимир Ильич, обра-щаясь к девочке Наде, которая сидела рядом с ним.
          -- Нет, -- тихонько ответила Надя и растерянно посмотрела на других детей.
          -- А ты? А ты? -- обратился он к мальчику и девочке.
          -- Нет, мы не состоим, -- ответили дети.
          -- Как же это вы? Почему так запоздали?
          -- Мы не знали, мы ничего не знали об этом обществе! -- торопясь говорили дети.
          -- Напрасно. Это очень жаль! Оно давно уж суще-ствует.
          -- А мы не знали!..-- разочарованно сказала Надя.
          -- Впрочем, вы не годитесь для этого общества. Вас все равно не примут,-- серьезно сказал Владимир Ильич.
          -- Почему? Почему не примут? -- наперебой спрашивали дети.
          -- Как "почему"? А какие у вас тарелки? Посмотрите! Как же вас могут принять, когда вы на тарелках все оставляете?
          -- Мы сейчас доедим! -- И дети стали доедать все, что у них осталось на тарелках.
          -- Ну, разве что вы исправитесь, тогда попробовать можно. Там и значки выдают тем, у кого тарелки всегда чистые, -- продолжал Владимир Ильич.
          -- И значки!.. А какие значки? -- расспрашивали дети. -- Как же поступить туда?
          -- Надо подать заявление.
          -- А кому?
          -- Мне.
          Дети попросили разрешения встать из-за стола и побежали писать заявление.
          Через некоторое время они вернулись на террасу и торжественно вручили бумагу Владимиру Ильичу.
          Владимир Ильич прочел, поправил три ошибки и надписал в углу: "Надо принять".

         

         

         

    НА ЕЛКЕ В ШКОЛЕ


          -- Хотите, Владимир Дмитриевич, участвовать в детском празднике? -- спросил меня Владимир Ильич.
          -- Хочу, -- говорю.
          -- Ну так вот, доставайте где хотите пряников, конфет, хлеба, хлопушек, игрушек, и поедем завтра к вечеру в школу Надю навестить. Устроим детишкам праздник, а на расходы вот вам деньги.
          Девятнадцатый год был трудным, голодным и холодным. Шла гражданская война, все, что могло, правительство отправляло на фронт. В городах продуктов было мало. Кое-как купили мы в складчину все, что нашли для детишек, и отправили в школу, чтобы детвора вместе с учительницами приготовила елку.
          На следующий день, как и было условлено, Владимир Ильич приехал в школу. В этой школе, в Сокольниках, тогда отдыхала Надежда Константиновна. Владимира Ильича уже ждали, и, когда он вместе с Надеждой Константиновной и Марией Ильиничной сошел вниз, в комнату, где была устроена елка, детишки сразу окружили его.
          -- Во что мы будем играть? -- спросила Владими-ра Ильича маленькая девочка. -- Давайте скорее!.. Ну, во что же?
          -- Сейчас давайте водить хоровод вокруг елки,-- предложил Владимир Ильич.-- Петь будем, а потом в кошки-мышки...
          -- Согласны, согласны! -- хлопая в ладоши, закричала девочка, и все другие хором за ней.
          -- Согласны? Ну так что же, за чем дело стало?.. Давай руку!.. Ну, живей, присоединяйтесь!
          И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг елки, и все за ним.
          -- Ну, запевай! Что ж ты?.. -- обратился Владимир Ильич к той девочке, которая предложила играть, и та запела.
          Все подхватили песню про елку и закружились вокруг нее. Владимир Ильич пел во весь голос.
          В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно

         

          вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца.
          Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними.
          Дети забрасывали его вопросами, и он каждому успевал ответить. Он и сам задавал им вопросы, за-гадывал загадки, и только приходилось удивляться, откуда это он все знает, все помнит. Дружный смех и шутки звучали вокруг елки.
          -- Ну, а теперь в кошки-мышки!.. Что же вы? За-были?-- подзадоривал детишек Владимир Ильич.
          И снова образовался круг, и снова Владимир Ильич среди детей... Играет он с увлечением, не про-пуская кота, защищая мышь. Ребята в восторге.
          После игры завязалась беседа. Дети говорили с ним просто, и не чувствовалось никакого стеснения. Он уже был для них своим человеком. Они отбили его от взрослых, потащили с собой пить чай и наперебой угощали, накладывали ему варенья и решительно все хотели что-нибудь для него сделать.
          А он колол для них грецкие орехи, наливал в блю-дечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладо-стей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей.
          Владимир Ильич очень любил детей, и детишки это чувствовали. Он быстро узнал их имена, и надо было удивляться, как он только не путал их. С детьми ни-чего нельзя было поделать, они совсем завладели Вла-димиром Ильичем.
          После чая дети повели его в другие комнаты, за-явив, что у них там есть секрет. Дети привели его в живой уголок, показали галку с подбитым крылом, воробья, потерявшего полхвоста в битве с кошкой, ужа, маленького ежика и лягушку. Потом принесли рисунки, свой журнал.
          Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто бы он всю жизнь только и делал, что занимался со школьниками. Наконец детям роздали подарки, и мы должны были уезжать. Провожая нас, они просили приезжать к ним еще и еще. Владимир Ильич тепло простился со своими маленькими друзьями. Праздник получился чудесный, и дети после него писали Влади-миру Ильичу письма, а он, хотя был очень занят, всегда отвечал им.


         

    СОДЕРЖАНИЕ



          Кот Васька______________________________ 3
          Общество чистых тарелок_________________ 7
          На елке в школе__________________________ 11