уровня их различимости на слух. Это ограничило мои возможности рамками видимости беседы целых групп персонажей, записанных в разные дни. В итоге в неопределенный сценарий, были внесены роли свинок и пони, угрожающих обитателям большого пианино.

В "Civilization, Phase III" мы обнаружили еще несколько ключей к разгадке внутрирояльной жизни и заметили, что внешнее зло стало еще сквернее с тех пор, как мы с ним столкнулись впервые. Много материала было получено из синклавирных секвенций (вся музыка первого акта). Во втором акте синклавиру отводится 70%, а живому исполнению - 30%. Здесь же появляется новое поколение пианоидов.

Новые обитатели (моя дочь Moon Unit, актер Michael Rappaport, музыкальный советник при подготовке альбома "Yellow Shark" Ali N. Askin, помощник по компьютерам Todd Yvega и вся медная группа The Ensemble Modern) были записаны в Bosendorfer Imperial at UMRK летом 1991 года. К этому времени цифровая технология разрешила упомянутые выше затруднения, что позволило объединить фантазию разных поколений.

СЦЕНАРИЙ

"Civilization, Phase III" это опера-пантомима с хореографически облагороженной физической активностью (проявленной в танцах или других, не поддающихся объяснению формах социофизических связей).

Сюжет строится на периодически сменяемых взятых наобум словах, фразах и понятиях, таких как: "моторы", "свиньи", "пони", "темная вода", "национализм", "дым", "музыка", "пиво", "формы изоляции от общества" и др.

Все голоса и музыка предварительно записаны. Кроме того, световое оформление и декорации могут быть оцифрованы с последующим их встроением в мастер-копию и автоматизированы.

Все персонажи - в необычно больших масках, перчатках и ботинках. Они обитают в рояле, изображенном в виде расположенных по диагонали тросов и кабелей различной толщины, раскрашенных под струны, резонаторов и молоточков, стилизованных по канонам кубизма и пространства деки, окруженной черного дерева обрамлением.

Декорации подвижные и изменяющие свою форму по ходу беседы, которую, средствами пантомимы, ведут обитатели различных частей рояля. Над роялем расположен древний мегафон, позволяющий Фрэнку Заппе характеризовать персонажи и периодически обращаться к ним.

Рояль окружают передвижные экраны, демонстрирующие разнообразные угрозы, исходящие от вселенной и заставляющие жителей искать убежище в различных частях этой громадной шарманки. Именно там и совершаются танцы.

"Однажды на концерте Френк Заппа сказал приблизительно следующее (цитирую по памяти, но за память ручаюсь): "У меня есть информация для всех симпатичных людей в мире. Вы там где-то находитесь, и вы считаете, что вы такие симпатичные и милые. Так знайте, что нас, страшных козлищ, здесь гораздо больше! Поэтому, будьте осторожны".

Кем же был человек, который позволял себе совмещать подобные высказывания с выдвижением своей кандидатуры на пост Президента США? Из библиографических источников в виде народной молвы и некоторых печатных изданий достоверно известно следующее.

Френк Заппа - авангардный, рок-поп-доо-воп-, джазовый и классический музыкант, выпустивший за свою почти 30-летнюю карьеру более 50-ти альбомов, политический деятель, гуру, борец с глупостью во всех ее проявлениях, антрепренер и генератор кардинальных идей в самых различных областях. Гений во всех отношениях. Он, пожалуй, был нашим единственным современником (наряду с Джоном Кейлом), который может по праву претендовать на титул национального героя Америки. О нем были написаны десятки книг и его многочисленные биографии раскупались миллионными тиражами.

За свою жизнь этот коренной и неисправимый калифорниец успел неоднократно побывать в России, хотя начало знакомства Заппы со славянскими народами началось еще в 60-х, после появления песни "Plastic People", ставшей отцом, матерью и повивальной бабкой чешской культовой музыкальной группы под тем же названием и даже диссидентского движения за права человека. Позднее Вацлав Гавел предлагал Заппе стать специальным послом Чехословакии по торговле, культуре и туризму на Западе. Когда Заппа впервые приехал в Москву в 89-м, он познакомился с известным столичным художником Юрием Балашовым, которому несколько позже довелось оформить последний альбом музыканта "Civilization Phaze 3". Они встретились в Зеленом театре Стаса Намина, в помещении напротив сцены, где тогда находилась Юрина мастерская. Мастерская была уставлена и увешана детскими резиновыми игрушками в стиле невинного кича, и в ней бегало, сидело и спало несколько кошек. Сам Заппа очень любил этих культовых животных древнего Египта. С самого начала у двух экспериментаторов сложились прекрасные отношения и с тех пор Заппа стал приезжать к художнику сразу же после приземления в Шереметьево. Вообще Заппа был одним из любимых музыкантов Балашова еще с начала 70-х. Особенно "торкали" художника (простите жаргон) гитарные соло с пластинки "Joe`s Garage", которая замечательно слушалась при свечах. В первый приезд Заппа заказал Юре нарисовать этикетку для питьевой воды "Why Not", которую он намеревался выпускать в рамках одноименного совместного российско-американского предприятия. Идея заключалась в том, чтобы дать возможность прогрессивным русским идеям и продуктам проникнуть на западный рынок. Вскоре этикетка была изготовлена, а сам проект "Why Not" пришлось, увы, закрыть, потому что в 90-м году у Заппы был обнаружен рак и доктора давали ему жить всего несколько месяцев. Узнав об этом, музыкант решил отказаться от всех нетворческих видов деятельности.

Юрий неоднократно бывал в лос-анжелесском доме музыканта. Заппа с семьей (женой Gail, сыновьями Ahmet и Dweezil, а также дочерьми Moon и Diva) жил на голивудских холмах, в спокойном и расслабленном районе на улице Mulholland Drive. Дом был большим и с массой пристроек. Внизу его находилась кухня под чисто запповским названием "Unity Muffin Research Kitchen" (в свободном переводе что-то типа Кухня Объединенных Сдобно-Булочных Исследований). Здесь Заппа записывал многие свои вещи. В то время он редко играл на гитаре, объясняя это отсутствием мотивации, а работал на Synclavier 9600, комбинирующем клавиши и сэмплирующий компьютер. Он старался как можно больше времени проводить в студии, потому что болезнь и так отнимала у него слишком много сил. Обычно он вставал в 6.30 утра и работал один до тех пор, пока в 9.30 не приходили остальные участники сессии. Если Заппа чувствовал себя хорошо, то его рабочий день длился 12 часов, он уже далеко не часто оставался посидеть с музыкантами и друзьями после работы, что очень любил делать ранее. Весной 92-го года Заппа пригласил Юрия к себе и попросил его сделать обложку для нового альбома. Юрий прослушал музыку, и Заппа предложил ему сделать оформление в стиле а-ля Босх. Юра вернулся домой, где "высканировал" и нарисовал приблизительно следующее: человек плывет на лодке по разрушенным и затопленным улицам апокалипсического Лос-Анджелеса. Для временной привязки можно напомнить, что именно в то время в Лос-Анджелесе происходили весьма активные волнения, грабежи и поджоги, приведшие к тому, что под конец в город были введены национальные гвардейцы и войска, прекратившие все безобразия, прозаически постреляв особо хулиганистых. Однако видение Заппой обложки было несколько иным. Юрий вернулся домой и продолжал работу. Получалась гора со стоящим на ее вершине роялем, наполненным всяческими жизненными формами и оформлением в египетском стиле из жуков-скарабеев. (Скарабей - священный жук древних египтян, символ возрождения и трудолюбия. Скарабей всю жизнь катит перед собой навозный шар, в котором заложена личинка жука, и умирает рядом с ним, чтобы из него вылез новый жук, который, тут же слепив свой шар, начнет его катить). Вся гора на обложке изрыта трещинами. Они были нарисованы прямо перед началом очередного, но на этот раз достаточно крупного землетрясения, которое разошлось на глазах у художника китайским веером трещин по цементному полу его двора. Так родилось оформление пластинки, которой было суждено выйти уже после смерти музыканта.

Весть о смерти Заппы застала Балашова в Сан-Диего. Согласно завещанию, прах Заппы был развеян на частном кладбище Westwood Memorial в Лос-Анджелесе, где делят землю, покой и память почитателей Мерилин Монро, актер немого кино Валентино и известный многим русским бизнесмен Арнольд Хаммер. В Сан-Диего Юрий долго жил в одном божественном месте под названием Heaven ("Небеса"), где однажды к нему пришел дух Френка. Сидя на балконе, Юра вдруг абсолютно четко почувствовал его приближение. Желание астрального Заппы было простым - выкурить за него сигарету и выпить чашку кофе. (Как известно, Заппа был большим любителем табака и крепкого кофе, которые были, как он говорил, его единственными наркотиками. Более того, он боролся за курильщиков, которые в Америке теперь по сравнению с некурящими расцениваются как люди второго сорта. Сам Заппа курил Winston и любил пить не американскую бурду в пропорции ложка на ванну воды, а настоящий крепкий кофе). Юрий приготовил чашку хорошего кофе и сознательно медленно выкурил самокрутку Drum, мысленно извиняясь, что "Уинстона" под рукой не оказалось.

Однако время шло, а посмертная пластинка Заппы все не выходила. И вот уже в 94-м году, гуляя по теплым голивудским холмам в районе водного резервуара города Лос-Анджелеса, Юрий почувствовал, что его ждет какой-то приятный подарок. Он спустился на известное пересечение улиц Vine и Голивудского бульвара (это место воспето многими и известно тем, что в тридцатые оно было центром киношного Голивуда), зашел в магазин и стал смотреть прессу. На глаза сразу попался коллекционный журнал Billboard, посвященный столетию первого выхода в свет. Открыв его, Юрий увидел разворот последней пластинки Заппы. Не надо было иметь семи пядей во лбу, чтобы дедуктивно вывести, что за предшествующие 100 лет жизни журнала он вряд ли публиковал работы русских художников. Попасть в Billboard было для Юры сравнимо с тем, когда глубоко верующий, перечитывая Библию, вдруг находит в ней краткое описание своей жизни.

Вот таким образом пересеклись жизненные орбиты Фрэнка Заппы и Юрия Балашова. Любопытен этот своеобразный русский поворот, который Заппа сделал в конце своей жизни. О России говорить и спорить можно много, но духовности в ней больше, чем где-либо, это факт. Заппа это, без сомнения чувствовал. Не хлебом единым сыт человек, а американская культура как выражение всей западной, во многом пошла другим путем, измеряя талант количеством нулей на счету артиста. И поэтому символично, что именно русскому художнику довелось дать лицо последнему альбому калифорнийского мультимегагиганта.

Символично. И очень приятно".

Alexei Andrejev, "Stereo & Video", 6/IV/1997



1996

Выход альбома "THE LOST EPISODES" ("УПУЩЕННЫЕ ЭПИЗОДЫ")

Об альбоме:

Дом Заппы, что взобрался высоко на Голивудские Холмы, чем то напоминает захватывающий, но незаконченный лабиринт. Количество комнат, проходов, закутков и шкафов кажется бесконечным. Количество уровней открыто для точного подсчета. Того, что вы называете входной дверью, в доме нет. Здесь пользуются другими способами проникновения внутрь. Чаще всего это шаткая винтовая лестница, которая ведет к подвесному проходу в кухню, своей открытостью солнечным лучам, напоминающей скорее солярий. Это сердце дома. Лестницы переходят в лестницы. Студии, как матрешки, вмонтированы в студии. И, наконец, офис со входом в виде люка подводной лодки. Сам дом упрятан среди хвои и непроходимых зарослей эпохи плейстоцена. Льюису Кэрроллу было бы здесь уютно.

Где-то в глубинах этого лабиринта расположен легендарный подвал, состоящий из беспорядочно разбросанных комнат. Здесь Фрэнк Заппа провел большую часть своей сознательной жизни и все последние годы. Это ниша, в которой он одержимо работал ночами напролет, чтобы подняться затем на дневную поверхность для сна, "в то время когда люди начинают творить плохие дела". И это нервный центр дома.

Здесь, в своем нетронутом виде, нашему взору предстает студия будущего, окрещенная "Utility Muffin Research Kitchen" (название, заставляющее нас вспомнить песни "Muffin Man" и "Little Green Rosetta") , недавно расширившая свое имя до "Utility Muffin Research Kitchen & Baby Milk Factory" ("Коммунальная кухня сдобно-булочных исследований и фабрика по производству молока для грудных младенцев").

Поправка была внесена под впечатлением сообщений об иракской "фабрике по производству школьных дневников", оказавшейся предприятием по производству биохимического оружия, использовавшегося во время войны в Заливе.

Рядышком - дополнительная студия/комната для прослушивания, в которую можно войти через дверь с табличкой "Операционная". Вся эта обстановка так же неотделима от своего хозяина, как накидка Bela Lugosi - от своего. Сидя на огромной мягкой тахте из черной кожи ощущаешь себя внутри запповских обложек. Повсюду лаванда и лесная зелень. Стены - из окрашенных в малиновый цвет сырых бревен, что служит улучшению акустических характеристик помещения. Беспорядочно разбросаны предметы, в которых заключен свой очевидный, либо идиосинкразический смысл. Это и подарки, присланные поклонниками Заппы и имеющие свои зашифрованные названия ('RDNZL" из Вермонта, "PLOOKED" из Массачусетса, "HOTZITZ' из Северной Каролины). Это, доходящие до потолка, горы магнитных лент с мастер-копиями и набитое чучело армадилла. В рамках - партитура "The Black Page" и письмо Эдгара Варезе от 15 августа 1957-го года, сообщающего, что он не имеет возможности встретиться с юным Заппой по причине предстоящего отъезда. А вот - огромные русские матрешки, расписанные в соответствии с эстетическими воззрениями Заппы. Рядом - картонный Варезе в человеческий рост, детский рисунок Дивы, изобразившей, ни много, ни мало - сотворение мира и постер с Ронэлдом Рейгэном, выполненном в духе времен Третьего Рейха. Повсюду разбросаны различные награды (от Грэми за "Jazz From Hell" до даунбитовской "Pop Musician Of The 1977 Year"). Тут же - изваяние, изображенное на обложке "Burnt Weeny Sandwich", тарелка с выгравированным посланием от актрисы Beverly D'Angelo, с выражением восхищения мастерством Заппы, проявленном при измерении цыплят (фильм "Uncle Meat"), кукла "Thing-Fish" и грелка "Yellow Shark", выпускаемая в Германии. В завершение картины - авторское фото ультраконсервативного телемагната Wally George...

В этой комнате Фрэнк любил слушать свои свежие мастер-копии, любимые записи Джони "Гитар" Уотсона, Стравинского и песен-шанти, ритмично при этом покачивая ногой и куря неизменный Winston, запиваемый кофе. И работая... Немного так... По случаю... В виде отдыха... Он слишком мало работал...

Именно в этой комнате, сидя на тахте из черной кожи, инженер Spencer Chrislu рассказывает о "Lost Episodes" - одном из последних проектов Фрэнка Заппы: "У Фрэнка много альбомов, составленных из материала, записанного с концертов, но нет ни одного - из неизданного вовремя студийного".

Почему? Как рассказывал по поводу этого альбома Заппа: "Среди студийного материала гораздо меньше композиций, по каким-либо причинам не изданных. Девяносто девять процентов годились для альбомов".

Крислу продолжает: "Мы решили выбирать лишь то, что существенным образом отличалось от привычного исполнения или было записано с участием приглашенных звезд уровня, например, Шугэркэйна Хариса. Кроме того, мы хотели продемонстрировать версии песен, исполнявшихся на альбомах одними составами, в изложении других составов".

Над "The Lost Episodes" Заппа работал на протяжении восемнадцати месяцев 92-го - 93-го годов, одновременно с работой над "The Yellow Shark", "Ahead Of Their Time", "Civilization Phaze III" и некоторыми, еще не изданными альбомами. Несмотря на мучительную и изнурительную борьбу с раком простаты, он, вплоть до своих "последних гастролей" декабря 1993 года (выражаясь словами его родных) оставался столь же плодовитым и обуреваемый планами. Похоже, что работа над составлением "The Lost Episodes" была для него чем то в виде "внеурочного" интимного отдыха, если на то было время и силы. Настоящая подборка была избрана из четырех или пяти рабочих вариантов.

"Все это очень напоминало ералаш. - рассказывает Крислу, - Мы никогда не усаживались, и не говорили: "Поработаем над "The Lost Episodes". Просто в ходе работы над чем-нибудь другим, он вдруг предлагал: "Слушай, давай-ка поищем первую запись "Sharleena". Это был какой-то "закулисный" проект. Я и сам не знал, когда он его закончит. Просто, однажды он зашел и говорит: "Послушай, что получилось".

"Упущенным эпизодам" присущи все признаки автобиографии. Подборка проносит нас по всем ступеням раннего творчества Фрэнка Заппы вплоть до начала работы с MOI образца начала семидесятых (одним из самых любимых составов Заппы), лишь в случаях с "I Don't Wanna Get Drafted" 1979-го года и синклавирным сопровождением к влаетовскому прочтению "The Grand Wazoo" 1992-го года, нарушая ход событий. Попутно, слушатель знакомится с людьми, занимавшими в жизни FZ важное место. Как и "You Can't Do That On Stage", "The Lost Episodes" представляется некой формой благодарности старым друзьям и коллегам. Крислу согласен с этим, но считает, что в большей степени в проекте выражено желание выпустить, что-то отличающееся от обычного "внесценического" альбома Фрэнка Заппы (рабочим названием проекта было "Warts And All" ("Без приукрашивания"), включающем самые ранние записи. Из общения с Заппой Крислу вынес впечатление, что альбом, в первую очередь, адресовался фанам: "Фрэнк всегда осознавал, каким подспорьем в его работе является поддержка поклонников. Я иногда удивлялся его выбору: "Это безумие! Сколько уже можно издавать версий "Sharleena" и ожидать покупательского интереса?". Он поворачивался и отвечал: "Ты не знаешь моих фанов. Не то, что бы они покупали любую чепуху, которую бы я им не предложил, но им нравятся различные версии вещей: "Смотри, здесь Chad Wackerman за барабанами, а здесь Vinnie Colaiuta - послушай, как они отличаются". Вот такие у меня фаны".

О конверте:

Вы можете себе представить, что музыка Фрэнка Заппы доступна лишь на черном рынке? Да еще очень дешево, потому как непонятна. Такое могло быть плодом воображения лишь самого Заппы. Но так оно и было в мире, где рос Gabor Csupo.

Csupo является соучредителем Klasky-Csupo Animation, поставившим культовые мульсериалы "The Simpsons", "Duckman" и "Неугомонные". А еще, он художник, чьи работы украшают этот альбом. Как дитя коммунистической Венгрии, Csupo имел возможность приобретать в Будапеште альбомы Заппы почти за бесценок, потому что, как выражались на этом самом рынке, "под эту музыку не посвистишь".

Под впечатлением от "Simpsons" Заппа сдружился с Csupo и предложил ему оформить конверт "The Lost Episodes".

"Я был очень взволнован тем, что буду оформлять конверт Фрэнка Заппы" рассказывает Csupo - "Я спросил его, имеет ли он какие то идеи на сей счет. Фрэнк сказал: "Нет. Делай, что хочешь". Я предложил ему три различные картинки, выполненные мною на компьютере "Macintosh". Первая - его лицо, занимающее весь кадр с огромными усами, торчащими в сторону камеры. Вторая (эксперимент с полу-комьютерной графикой) - зеленое полу-негативное изображение Фрэнка, играющего на гитаре.

И третья - карикатурно-клаустрофобная картинка, изображающая его затерявшимся среди развала магнитофонных пленок в своем подвале и в отчаянии рвущим на себе волосы".

Csupo принес эти картинки, когда композитор сосредоточенно работал над синклавирными пассажами к "Civilization Phaze III". Он развернулся к ним, посмеялся над каждой и сразу же выбрал третью.
 
 

О песнях:

Примечание: Все комментарии Фрэнка Заппы (кроме тех, даты которых указаны отдельно) были сделаны им в беседе с рецензентом в январе 1993-го и касались только состава музыкантов и места звукозаписи. В тех случаях, когда эти сведения отсутствовали, мы пытались, по возможности, их восстановить. Комментарии других лиц (кроме тех случаев, где это указано) также адресовались рецензенту.

1. "The Blackouts" ("Обморочные")

По смутным воспоминаниям Джеймса "Моторхэд" Шервуда, собравшего группу "The Omens" из бывших участников The Blackouts, запись была произведена в гараже.

Ну не воскрешение ли это Мощей Святых, а именно - первой группы, образованной барабанщиком Фрэнком Заппой. До этого он играл в The Ramblers из Сан-Диего, откуда был уволен за "злоупотребление тарелками". Эти обрывки - первое свидетельство его "антропологических" наклонностей, проявляемых на протяжении всего его последующего пути и самым ярким образом запечатленных на фильме "200 Motels". Ian Underwood предупреждал других участников The Mothers Of Inventions: "Он все время слушает, он наблюдает за всеми и слушает всех. Я давно в этой группе и я знаю, что говорю". А Martin Lickert добавляет: "Отсюда он черпает все свои сюжеты".

Здесь участники The Blackouts делятся своими впечатлениями от недавнего концерта, где они выступали на одной сцене с Эрлом Бостиком и Луисом Армстронгом. Да, да - FZ играл на одной сцене с "Сачмо" (1958-й или 59-й год, Лос-Анджелес, "Shrine Auditorium"). Программа выступления их маленького ритм-энд-блюзового ансамбля, разодетого в белые брюки-дудочки и коричневые шотландки состояла из "Directly From My Heart To You" Литл Ричарда, "Bacon Fat" Эндри Уильямза и "Behind The Sun" Rokin' Brothers.

Заметим, что упомянутый в данном составе Elwood Jr. Madeo, согласно "The Real Frank Zappa Book" был лидером The Ramblers, уволившим Заппу, а не участником The Blackouts. Поэтому, в данном случае, либо Фрэнка подвела память, либо это расширенный состав The Blackouts.

2. "Lost In The Whirlpool" ("Унесенный водоворотом")

По словам Заппы это яркий дебют Дон ван Влаета, как блюзового певца. Запись произведена на школьном магнитофоне. Фрэнк, играющий на гитаре, всего полгода, как взял в руки этот инструмент. На ритм-гитаре - Bobby Zappa (брат и первый учитель игры на гитаре). Фрэнк рассказывал, что Боби бросил музыку и подался в морские пехотинцы, только бы не быть похожим на своего братца.

Текст был сымпровизирован Влаетом. "Рассказ влюбленного", начинающийся как поразительная пародия на блюзовый (женский) вокал, в данном случае несколько отличался от общепринятых штампов. Любителей образной поэзии просим не углубляться в поиски глубокого смысла. "Водоворот", это то, что интенсивно используется теперь в каждом доме.

"Мы просто дурачились. Так мы проводили свое время" - говорит Влает.

"Дон втянул меня в эту затею. Мы одолжили школьный магнитофон и записали "Lost In Whirlpool", пародию не ритм-энд-блюз. В ней рассказывалось о парне, застигнутом его девчонкой врасплох в уборной и пытающимся сдержать появление коричневой безглазой рыбины".

3. "Ronnie Sings?" ("Ронни еще и поет?")

Первый из трех номеров с участием легендарных братьев Уильямз, начинающих музыкантов и друзей Заппы начала шестидесятых. Бесхитростные и открытые для любой шалости души, они обрели священное место в памяти Фрэнка (см. The Real Frank Zappa Book).

4. "Kenny's Booger Story" ("История о соплях Кэни")

5. "Ronny's Booger Story" ("История о соплях Рони")

Воспоминания братьев Уильямз о состязаниях в "соплеметании" (см. The Real Frank Zappa Book) под сопровождение гитары Фрэнка.

Фрэнк не виделся с братьями много лет. И вдруг, Ронни чудесным образом объявился на концерте MOI в 1975-м, завопив из первого ряда: "Давай песню о соплях!" и был тут же приглашен на сцену в качестве гостя программы.

6. "Mount St. Mary's Concert Excerpt" (Отрывок из концерта в Mount St. Mary's College)

В интервью журналу "Zappa!" (спецвыпуск журналов "Keyboard" и "Guitar Player") FZ рассказал, что это часть самого первого произведения в области так называемой "серьезной музыки", исполненного под его руководством. Он выложил триста своих кровных долларов, чтобы собрать оркестр из учеников колледжа, что в пригороде Лос-Анджелеса и организовать "маленький концерт", который был записан и запущен в эфир местной радиостанцией. Сам Заппа никогда эту запись не слышал. Но 1991-го году, один из его английских фанов прислал ему кассету. Хотя сам концерт гораздо длиннее, чем данный отрывок, который сам Заппа охарактеризовал как "странная и заумная вещичка, не представляющая особой ценности", именно этот отрывок поражает необычайной музыкальной зрелостью. В нем уже проявлена композиторская самобытность. Нетрудно уловить оттенки предстоящих более сложных работ. Вспомним сказанное Заппой Мэну: "К тому времени, когда я окончил среднюю школу, я не написал ни одной рок-н-ролльной песни. Я не сочинял их до двадцати лет. Я писал либо камерные произведения, либо оркестровые. Но ни одно из них не исполнялось до того концерта".

Программа концерта состояла из алеаторной и предполагающей некоторое импровизационное начало пьесы под названием "Opus 5". Это была пьеса для оркестра с наложением записанной заранее электронной музыки с визуальным рядом в форме экспериментального фильма снятого самим Заппой на восьмимиллиметровую пленку (Motorhead Sherwood охарактеризовал этот фильм, как съемки ярмарочного карнавала методом двойной экспозиции с проплывающими мимо телефонными столбами). Следует отметить также, что уже тогда публика смогла оценить непринужденность и обаяние его замысловатой дирижерской техники. Обозреватель "San Francisco Chronicle" в 1968-м году писал, вспоминая о том концерте, что дирижерский стиль Заппы заслуживает отдельной статьи.

7. "Take Your Clothes Off When You Dance" ("Сбрасывай одежды, когда танцуешь")

Пример увлечения Заппы джазом, по словам Буфа, наиболее ярко проявившемся в ранних шестидесятых.

В альбоме "We're Only In It For The Money" эта вещь имеет текст, не оставляющий камня на камне от ценностей хиппи. Фрэнк не был уверен, что инструментальная пьеса 61-го имела то же название.

8. "Tiger Roach" ("Таракан-задира")

Один из самых первых примеров сотрудничества FZ с Доном ван Влаетом. Рассказывает Фрэнк: "Партии, записанные на прототип пятидорожечного магнитофона, были сведены в моно. Но затем я все перемикшировал в стерео. Это была моя первая попытка получить стереозвук. Группа играла в студии и записывалась на одну дорожку, а Дон, в прихожей, в которую проникал звук инструментов, прилежно вычитывал текст прикрепленной к стене книги "X-Man", похлопывая в такт. У Бифхарта сохранилось еще несколько мастер-копий тех времен, таких как версия "Slippin' and Slidin'" исполненная в манере Хаулин Вулфа, инструменталка "I'm Your Nasty Shadow" и "Metal Man Has Won His Wings". Это были первые опыты с гитарным фузом. Я подключал гитару в микрофонный вход моего уселка "Gibson".

Что касается названия вещи, то оно родилось из последней строки этой шумной проповеди Дона.

Создается впечатление, что "проповедь" эта, включающая такие в корне несовместимые понятия, как "выключатель света", "головка молотка", "эпилог", "тараканий дым" и "хороший результат при плохой машине" произносится пронзительно воющим возбужденным боровом (Влает). Когда он услышал ее впервые за тридцать лет, то воскликнул лишь: "О, Боже!".

10. "Fountain Of Love" ("Фонтан любви")

Вспоминает James Motorhead Sherwood: "Фрэнк всегда говорил, что он не обладает способностью писать серьезную лирику или что-либо, во что можно уверовать. Поэтому он говорил другим ребятам, например Рэю Колинзу: "Если ты хочешь написать песню о любви, то пиши. Я буду играть".

Эта первоначальная, менее безумная версия интересна тем, что, по словам Фрэнка, это возможно, первая запись фуз-баса: "Мы подключили бас к предварительному уселку, который, в свою очередь подключили к пульту. Это была идея Пола Буфа". Что еще добавить? "Ее очень любит Ахмет".

11. "Run Home Cues #2" (Второй отрывок из "Run Home Slow")

Фрагмент саундтрэка. Еще одно свидетельство добротности звуковых построений и композиторской зрелости не по годам развитого самоучки.

12. "Any Way The Wind Blow" ("Какие бы ветры не дули")

Очередной дружеский шарж на музыку пятидесятых. Говорит Буф: "Я не думаю, что Фрэнк так уж презирал "песни о разбитых сердцах". Да, он находил их забавными и избитыми. Но Фрэнк был не из тех, кто презирает все, что ему не нравится".

Оставив в стороне тексты, заметим, что Фрэнк весьма плодотворно поработал в стиле doo-wop. В 1974-м он признался, что "всегда признавал пятидесятые одним из самых прекрасных периодов в американской музыке.

Данную версию, как и песни, перечисленные в комментарии к "Tiger Roach" были отвергнуты фирмами звукозаписи, в силу искаженного звука гитары.

13. "Run Home Cues #3" (Третий отрывок из "Run Home Slow")

Чувствуются отзвуки "Весны священной".

14. "Charva"

Влияние pachuco, столь популярного в латинских кварталах Сан-Диего и Восточного Лос-Анджелеса, где прошла юность Фрэнка, весьма проявлено в этой поразительной записи человека-оркестра. Еще один пример обращения к душещипательной лирике: "Я люблю тебя все сильней, но клянусь, не потому, что твой папа держит винную лавку". Рассказывает Фрэнк: "Charva" это неправильная транскрипция имени "Sharva" - подружки Моторхэда. Как выяснилось, у англичан на сленге это обозначает, тоже, что у нас - "Fuck".

15. "The Dick Kunc Story" ("История, рассказанная Диком Канком")

Еще одна запись из области антропологии. Инженер звукозаписи нью-йоркского периода MOI рассказывает о начале своей карьеры, о том, какие они с MOI родственные души и о том, как он с ними сошелся: "Они мне говорили как раз то, что я хотел слышать".

16/17. "Wedding Dress Song/Handsome Cabin Boy" ("Песня о свадебном платье/ Красивый юнга")

Эти очаровательные пьесы (инструментальные версии народных песен Аппалачи и шанти) - настоящие диковинки в репертуаре Заппы.

"Я очень люблю шанти за их прекрасные мелодии. - говорит Фрэнк. - Мы в группе играли их всегда. Я очень люблю слушать шанти и народную музыку. Когда все слушали Cream, я слушал A. L. Lloyd & Ewan McColl. Эти старики старались передать истинный дух шанти. "Handsome Cabin Boy" - это песня о том, как девушка, переодевшись в юношу, попала на корабль и забеременела. В песне рассказывается о том, кто это сделал. Я одолжил пластинку Бифхарту. Она, наверное, до сих пор у него".

Бифхарт же в 1994-м утверждал, что Фрэнк ему пластинку подарил.

Информация о составе предоставлена Артом Трипом. Они с Иэном Андервудом не были уверены в том, кто играет на ударных и клавишных, и основывали свои предположения на прослушивании записи и на том, кто в то время играл в группе.

18. "Cops & Buns" ("Булочки и полицейские")

Еще один антропологическая находка, добытая благодаря тому, что Фрэнк незаметно включил магнитофон. Время действия - эпоха Garrick Theatre. Слышно как Фрэнк и другие участники группы пытаются задобрить булочками офицера нью-йоркского департамента полиции (который голосом Joe Pesci произносит в одном месте свое, неподдающееся расшифровке имя).

Вспоминает FZ: "Студия находилась на чердаке. А под нами жила актриса рекламных роликов, которая постоянно звонила в полицию. Мы, видите ли, мешали ей спать, чтобы выглядеть свежей в рекламе. Один из голосов принадлежит Ол-найт Джону".

Фрэнк до сих пор с раздражением говорит, что "музыка, которая доносилась до ее комнаты, была не громче, чем лай соседской собаки". Ну а офицер, он отверг булочки.

19. "The Big Squeeze" ("Могучее расплющивание")

F.Z.: Это звуковая дорожка к ролику, рекламирующему капли от кашля. В 1967-м она была признана лучшей музыкой к рекламе. "Сморкательное" сопровождение - Dick Barber (наш гастрольный менеджер).

20. I'm A Band Leader ("Я - лидер группы")

Captain Beefheart исполняет речитатив, написанный Фрэнком Заппой под впечатлением нескольких лет общения с руководителями кабацких ансамблей. "Изображение лобызаний саксофониста основано на реальных фактах". - говорит Фрэнк о первой части бифхартовского аудио-триптиха.

21. "Alley Cat" ("Дворовый кот")

Плод сотрудничества Заппы и Бифхарта времен "Trout Mask Replica". "Мы записывали это в подвале на двухдорожечный "Scully" с помощью пары микрофонов. Не было никакого пульта и никаких мониторов". - вспоминает Заппа.

Влает, автор текста и некоторых музыкальных моментов говорит, что это был просто джем. Прослушав песню впервые за 25 лет, он с нежностью повторил строку: "Этот пушистый котенок хочет и того и другого, но только не держи меня за своего старого дворового кота, крошка. - и добавил, немного погодя. - "Неплохо".

22. "The Grand Wazoo" ("Великий Вазу")

Don Van Vliet смутно припоминает, что начитал эту партию, как часть неосуществленного в конце шестидесятых, проекта "Grand Wazoo". В 1992-м FZ написал синклавирное сопровождение к влаетовскому чтению и немного позабавился с его голосом. Когда об этом рассказали Влаету, он рассмеялся и произнес: "Он был настоящий чудак".

Кто такой Grand Wazoo? "Любой, состоящий в тайных ложах, с дурацкой шляпой на голове. - говорит Фрэнк и добавляет, - С самой здоровенной и дебильнейшей шляпой".

23. "Wonderful Wino" ("Изумительный ханурик")

Записанная во время сессии "Over-nite Sensation/Apostrophe (')" 1973 года, эта песня впервые была исполнена Джефом Симонсом в инструментальной версии на его, спонсированном Заппой, сольном альбоме "Lucille Has Messed My Mind" (Bizzare Records). Вспоминает Simmons: "Мы с Крэйгом Торуотером решили сыграть инструменталку с наложением на заданный им ритм записи гитары, воспроизведенной задом наперед, как это проделывал Les Paul. Когда зашел Фрэнк, взявшийся за спасение увязающего в трясине альбома, и услышал все это, то сказал: "У меня, кажется, есть готовый текст для этой вещи". Так была рождена "Wonderful Wino". Дело в том, что я записал сакс, но так как не умел на нем играть, то получилось что-то вроде автомобильного клаксона. Наверное, Фрэнк подумал, что я был пьян, когда записывал свою дудку".

Настоящая версия особенно ценна тем, что она записана с одним из самых сильных и незаурядных певцов, когда-либо работавшем с Заппой - покойным Ricky Lancelotty. Рассказывает Фрэнк: "Он прошел прослушивание, был зачислен в группу, отправился домой, обкурился и сломал руку. Учитывая то, что Рики всегда таскал с собой сорок пятый калибр, я сказал ему, что мы не сможем взять его на гастроли.

У него была кассета, на которой он пародировал сто голосов в минуту. Он был исключительно даровит. Он хотел быть пародистом, но так им и не стал... Он умер от передозировки. Эх, старый дружище-хулиган из Нью-Джерси"...

На незабываемом концерте MOI в "Holliwood Palladium" (для Заппы он особо памятен исполнением Рики "Smog Sucker"), певец с львиной гривой поразил публику неистовым скэтом, который заставил Фрэнка выманивать его из-за кулис. Когда Фрэнк изображал руками говорящий рот, Рики появлялся на сцене и начинал вопить.

Состав подан со слов Брюса Фаулера.

24. "Kung Fu"

Крепенькая полиметричная пьеска конца шестидесятых с акробатическими пассажами, с напыщенностью исполненных доблестным перкуссионистом MOI начала и середины семидесятых Ruth Underwood. Помещенная на этом CD перед "RDNZL", пьеса звучит как прелюдия. "Kung Fu" названа так возможно потому, что была написана для боевика. Это прекрасная иллюстрация пожизненного увлечения Заппой перкуссионными и ритмом в целом (он и сам прилично играл на ударных).

Этот состав (начала семидесятых) Заппа назвал в "YCDTOSA vol.2" одним из самых обожаемых публикой. Это первая его группа, целиком состоящая из супер-квалифицированых музыкантов. Говорит Ruth Underwood:

- Я знаю, что Франк был счастлив, работая с группой образца 74-го. Он знал, что мы можем сыграть что угодно и быть какими угодно: естественными, крутыми, жесткими, сексуальными, неотесанными... Это была группа его мечты. Он ощущал, что с этой группой ему под силу перевернуть мир, и это действительно подтверждается некоторыми записями того времени.

25. "RDNZL"

Эта первоначальная версия "RDNZL" как нельзя лучше иллюстрирует то, что Фрэнк называет "необычайно сложный для исполнения джем". Ruth Underwood считает эту композицию великолепной. Вспоминает Bruce Fowler:

- Для того чтобы работать с группой, состоящей из Дюка, Понти и других представителей мира джаза, Фрэнку нужны были особые средства. Вот почему появились пьесы, предполагающие насыщенность сольными импровизациями. Одной из них была "RDNZL". Она настолько неистова и быстра, что соло может быть сыграно только на пределе возможностей музыканта (послушайте Жана-Люка). Она требует предельной собранности. Мы репетировали ее ночами напролет, добиваясь все большей и большей сыгранности, пока не валились обессиленные с ног.

26. "Basement Music" ("Подвальная музыка")

Рассказывает FZ:

- Когда Warner Bros. лишили меня возможности записываться где-либо, мне пришлось зарыться в своем подвале и работать с четырьмя дорожками. Я убивал время с крайне примитивным ритм-боксом "Rhythm Ace" и синтезатором "Synkey". Здесь все сыграно живьем, без единого наложения.

Пьеса выглядит как предвестник его синклавирных работ, получивших в 1986-м Грэми.

27. "Inca Roads" ("Дорогами инков")

Эта запись произведена тем же составом, что и "RDNZL". Но в отличие от знакомых нам версий, это чисто инструментальная композиция и прекрасная иллюстрация того, что работы Заппы изначально рождаются как инструментальные произведения. Подтверждается его заявление о том, что "его тексты пишутся для тех, кому они нужны".

Ian Underwood предупреждает, что хотя эта версия медленнее, чем более поздние толкования, это не отнюдь "рабочий вариант". Просто, различные варианты записывались в разное время и с разным подходом.

Что касается непонятных звуков перкуссионных, то Ruth Underwood открыть нам их секрет помог звонок от FZ в 93-м: "Он спросил меня, не помню ли я, куда подевался его старый полевой барабан. Тут то все и всплыло в моей памяти. Это был один из самых любимых его барабанов. И я слышу этот дерьмовый звучок в "Inca Roads" (особенно на "вансайзовской" версии, ближе к концу вещи во время стремительных "дитл-итл"-пассажей шестнадцатых, сразу перед возгласом "On Ruth!"). Но Фрэнк его любил! Он называл это эффектным мусором. И мы никогда не меняли полотно этого барабана, хотя на нем играл еще Jimmy Carl Black во времена "Garrick Theater". Фрэнк просто его любил".

28. "Lil' Clanton Shuffle" (Шафл "Lil' Clanton")

Рассказывает FZ:

- "Lil' Clanton" это название одной из лос-анжелесских банд. Сама же вещь, это блюзовый джем c Шугэркейном Харисом, не вошедший в "Hot Rats". Для меня Sugar Cane Harris - легенда. Еще школьником я гонялся за его записями. Самой любимой была "Soul Motion" с блюзовой скрипкой, изображающей крик осла. Когда мы работали над "Hot Rats", я подумал, что было бы здорово разыскать этого парня и пригласить на этот альбом. Я позвонил Джону Отису - ди-джею времен Хариса. Он разыскал Шугэркэйна в тюрьме, где тот сидел за наркотики и мы выкупили его под залог.

Присутствие Гуэрина на этой записи основано на предположении Андервуда.

29. "I Don't Wanna Get Drafted" ("Не хочу быть призванным")

Это первоначальная версия этой вещи. Вопрос призыва, в конце семидесятых, не на шутку волновал американскую молодежь.

Tommy Mars рассказывает:

- Все началось с гитарного рифа, с которым Фрэнк долго носился и не мог никуда пристроить (его можно слышать во время "I don't wanna get draaaaaaaft-ed" и следующего за этим перехода ударных). Он был в прямом смысле на сносях. Но никто не знал, родится ли ребенок. Это создавало нешуточное напряжение.

Однажды, во время обеденного перерыва Ike Willis заговорил о возможном возобновлении всеобщей воинской повинности, о котором он услышал по радио. Тут Фрэнка как прорвало. Он яростно заговорил о политике. А когда он говорит о политике - держись. Мы выслушали полуторачасовую историческую лекцию о различиях в призывной политике разных стран во время Второй Мировой Войны, завершившуюся словами: "Репетиция закончена". А на следующий день он принес новую песню. Дитя родилось.

Марс поспорил с Заппой на двадцать долларов, что сможет сыграть мудреный пассаж-арпеджио, написанный для этой вещи. Спустя некоторое время Томи, зайдя в студию, обнаружил предназначенную ему двадцатку.

Terry Bozzio, который незадолго до того покинул группу, что бы основать Missing Persons, был приглашен, что бы наложить голос почтальона. Позже он был приглашен на роль в "Thing-Fish".

Рассказывает Боззио:

- Фрэнк создавал такую атмосферу, что ты сам начинал обнаруживать свои юмористические способности и легко понимал все, чего он хочет от тебя добиться. Он был щедр на похвалы, и тут уж тебя не остановить. Ты входишь в роль прежде, чем он дает тебе сценарий. В известном смысле он был режиссер. Мне всегда было весело с ним. Я чувствовал себя ребенком.

30. "Sharleena"

Эта самая первая версия известнейшей вещи запоминается вокалом Шугеркейна Хариса, пукающим от напыщенности саксом Андервуда и монументальными соло Хариса и FZ. Это еще один останец эры "Hot Rats".

Хотя затяжное и четко сыгранное соло Фрэнка только предвещает его сложные гитарные прорывы семидесятых, послушаем, что говорит Underwood:

- Что мне всегда доставляло огромное удовольствие в работе с Фрэнком, так это знание того, что я работаю с виртуознейшим исполнителем. Мне кажется, его видение того, что играть и как играть со временем менялось, но я не думаю, что с тех пор, когда я впервые его услышал, основательно изменилось его мастерство. Его мышление, энергия, техника всегда казались мне всепоглощающими.

С благодарностью Дону ван Влаету, Руфь Андервуд и всем, согласившимся поделиться своими воспоминаниями.

Rip Rense, 1995
 
 
 
 

Выход альбома "LATHER" (triple CD set)

Вы совсем не случайно держите сейчас в руках эти замечательные записи. Некоторые из них имеют к вам прямое отношение. Некоторые имеют отношение к современным композиторам. А одна... просто нам показалось, что было бы здорово побывать в монастырской тиши того хранилища, где Время не подстегивается и не сдерживается древними звукозаписывающими фирмами и нездоровым менеджментом, где паузы и помыслы обусловлены лишь музыкой. Мы не устрашились миллиардов пылинок и мириад шашелей (то есть, это Joe Travers не устрашился).

Джо внедрился в подвал с целью поисков "Lather", где обнаружил двухдорожечную мастер-копию, составленную FZ и подготовленную последним с помощью Кэри Мак-Наба для выпуска на виниле. Джо решил также провести поиски материала, имеющее непосредственное отношение к альбому. Он наткнулся на ремикс "Regyptian Strut", выполненный FZ со Спэнси* в 1993-м году, и на пленку, помеченную автором как "Leather Goods" ("Изделия из кожы"). Из нее Спэнси извлек одноименное гитарное соло, представленное ныне в вещи "Duck Duck Goose". На ленте с материалом, не вошедшим в "Baby Snakes" была обнаружена отвязная "Knick Knack People" ("Никчемы"), а на ленте под названием "Odeon Percussion" - первоначальная инструментальная версия "Time Is Money" ("Время - деньги"). Много вещей откопал Джо, и были они хороши. Спэнси заявил, что издано, будет все. Дело продвигается, а подробности - небольшой секрет UMRC. Скажем лишь, что главным мерилом будет историческая уместность и благоприятные обстоятельства.

И если уж мы упомянули историю, то расскажем о том, как "Lather" был замурыжен.

Фрэнк всегда его видел четырехплитником. Звукозаписывающая фирма отказалась его выпускать. Тогда FZ решил подыскать другую фирму, которая согласилась бы подписать единовременный контракт на выпуск альбома. Но его фирма это запретила. Тогда Фрэнк предложил им долю от прибыли. Те сразу согласились (что вылилось в издание одной вещи), но затем изменили своему решению. Они не хотели, что бы он выпускал такой альбом и напомнили, что он должен им четыре альбома. Фрэнк, скрипя сердце, переформатировал комплект и отправил на фирму. Никогда ранее он не шел на подобные уступки. Ни от одного артиста еще не требовали выпуска всех, указанных в контракте альбомов сразу. Они отказывались ему платить, и они отказывались его отпускать. Тогда Фрэнк попросил местную радиостанцию запустить альбом в эфир целиком. Те не отказали, и Фрэнк обратился к радиослушателям с просьбой подготовить к записи свои магнитофоны. Остальное - история.

Иней на тыквах... эра близится к концу... И, тем не менее, мы, на UMRC полны решимости... Спасибо, что выслушали нас.

Gail Zappa, Los Angeles, 13 July 1996

С точки зрения археологии, "Lather", несомненно, памятник эпохи. И не только потому, что это - неизданный шедевр (для тех, кому не довелось провести тот памятный декабрьский день 77-го года рядом со своими магнитофонами). И не потому, что "Lather" - одна из самых лучших и внутренне разнообразных работ Фрэнка Заппы, не оставляющая камня на камне на концептуализме ради концептуализма.

Прежде всего "Lather" - легенда. Надежная переправа в эпоху виниловых дисков, она лишний раз подтверждает ту истину, что солидные звукозаписывающие фирмы всегда пытались подстроиться под вкусы массовой культуры (в нашем случае - под господствующие в то время диско и панк) и весьма прохладно относились ко всему, хоть в чем-то отличающееся от них.

По ходившим тогда слухам, правовой беспредел позволил фирме, прикрываясь контрактом, издать отредактированный материал "Lather" в виде отдельных "жанровых" альбомов "Live In New York", "Studio Tan", "Sleep Dirt" и "Orchestral Favorites".

По другим слухам, все обстояло несколько иначе. "Обработаны" были в первую очередь версии, не представленные на предполагаемом "Lather", "притаившемся" в ожидании подходящей возможности начать свою собственную жизнь в обход корпоративной машины. В настоящее время Геил призывают к ответу, но те из вас, кого так уж сильно волнуют все эти загадки могут утешить себя тем, что главное не в том, что же было в начале, а в том, что мы имеем совершенно разные прочтения оригинального материала, обработанные, тем не менее, самим FZ.

Ну и что? Ладно, взглянем на все это так: если вас так заботит переработка некоторых песен и композиций, то представьте себе, какой бы вы испытывали удар, узнав, что само понятие переработки предполагает охват всей макроструктуры, с последующим ее перестроением в последовательность взаимосвязанных частей, образующих новые формы определенных отрезков темы. И если вы соизволите обратить внимание на записанный на протяжении многих лет живой материал, то подметите, что все построено именно таким образом. Вам нужен целостный альбом как средство убеждения? "Lather" скрепляет этот принцип печатью. Мало того - он прокладывает путь так, во многом, и недопонятому шедевру "Thing-Fish", поданному как средство увеселения к трапезе или танцев.

Кроме всего прочего, вы должны осознать, какие возможности по перестроению несут в себе работы Заппы. Гармонический климат и то эмоциональное наполнение, в котором развивается мелодическая линия, предоставляет огромное поле деятельности индивидуальным построениям и предполагает самые неожиданные и контрастные комбинации до боли знакомого материала по принципу FZ: когда определяет что, леди и джентльмены - Концептуальная неразрывность в виде "Лего".

И даже, если вы отдаете предпочтение строгой классификации перед неровным очертанием континентального шельфа, сердцевиной всего (во всех работах Заппы) все же выступает музыка (помните фразы типа: "преимущественно инструментальный альбом"?) и еще кое-что. Разнообразие представленных здесь стилей простирается от безжизненно-маково-банального "Lemme Take You To The Beach" до непристойно прекрасного оркестрового лабиринта "Naval Aviation in Art?", через отточенные джаз-фанковые виньетки карикатурных построений "Greggery Peccary". И это, не говоря о гитаре, о непревзойденной гитаре, как искусстве обратной связи. Сколько же музыки столь в столь многочисленных и разнообразных стилях (исполненных с по щегольски непринужденной точностью) может сотворить один композитор!

Ни один другой художник (в нашем случае, творящий в области музыки) не смог еще даже и приблизиться к тому широкому размаху, глубине проникновения и буйству фантазии, с которым сработан "Lather". И это только музыка. А ведь вам еще предстоит пережевать тексты. Едкие, острые, проницательные относительно истинной природы гомо-сапиенса, они, используя все разнообразие тех оборотов, которые наиболее остроумны в каждом отдельном случае, играючи пробираются в самые ничтожные и потаенные уголки того отчаяния, которое притаилось в каждом из нас.

Подобно Джойсу (ну, вы знаете - Джеймсу - еще одному парню, поведенному на трусиках), Заппа создал свой собственный словарь, как неотъемлемую часть творческого наследия. Его диапазон, палитра, средства выражения и рифма бесподобны в дословном смысле этого слова. И кто-то еще осмеливается определять его творчество как "комедийную музыку"! Те неискренность, словоблудие и наглость, с которыми ставится подобное клеймо, являются неистощимым источником вдохновения для тех кто "имеющие уши, да не услышат".

"Regiptian Strut" ("Новоегипетская поступь"), 1975*.

Изобилующая патологически неряшливой медью и банальными клавишными стиля "кабаре", "Regiptian Strut" неожиданно наполняется знакомыми по "Sleep Dirt" звуками. Однако Заппа никогда не выбирал первые вещи альбомов наобум. И для тех, кто считает, что эту роскошная вещичка подлежит переоценке, скажу: именно она, как никакая другая настраивает слушателя на восприятие чудовищной смеси эклектики, очарования, банальности и напыщенности.

"Naval Aviation in Art?" ("Военно-морская авиация в искусстве?"), 1975 или 1976.

Несомненно, один из главных соискателей права быть записанным на ту единственную пластинку Заппы, которую вам разрешат взять с собой на необитаемый остров. Эта изысканная пьеса здесь сжата до собственной квинтэссенции. И даже в таком варианте она передает сущность эстетики Заппы с ошеломляющей прозрачностью. Искусно втиснутая между упоминавшейся выше напыщенностью и "комедийной музыкой", она просто-таки изобилует первозданной упругостью, с которой смысл понятия "Вселенная" подразумевает избавление от среднестатистической тупости. Принудительное ее прослушивание необходимо тем, кто считает, что она в этом случае, претендует на место "Dinah-Moe Humm".

"A Little Green Rosetta" ("Зеленая малышка Розетта"), 1976.

Текст, бесстыдно низводящий возвышенное до нелепого, сардонически высмеивает тех, кто весьма озабочен тем, сможет ли он коснуться пальцев ног ладонью. Хотя, позже вещь была преобразована в десинкопированный и растянутый по законам жанра финал "Joe's Garage", настоящая более ранняя версия гораздо ближе к поздней песне внезапно переходящей в оторванный по живому сочный фрагмент-источник энергии звука, прерывающего всесилие сдобной музыки для слабоумных, под названием "Ship Ahoy".

"Duck Duck Goose" ("Судно "Утка" - Гусь"), 1976.

Пулеметная очередь неистовой гитары сменяется бессвязным коллажем, по звучанию, напоминающем сессию "Lumpy Gravy" и замешанном на булезовском музыкальном цементе.

Увлеченность и энергия, с которой Заппа подошел к сессии "Lumpy Gravy" видимы в "студийных" отрывках фильма "Baby Snakes".

"Down In De Dew" ("В свежести"), 1974.

Любопытное по своему построению соло-напоминание о времени "Toads of the Short Forest". Обратите внимание на яростный темп перкуссионных, который, как заметил сам FZ на кассете "Guitar World" (первом "официальном издании" этой записи), послужила основой собственно композиции.

"For The Young Sophisticate" ("Искушенным юнцам"), 1974.

Самая огрызающаяся гитара Заппы (Эрик, отдыхай) предшествует и ложится в основу этого более воздушного толкования пьесы, чей прошедший гастрольные испытания вариант вошел в "Tinseltown". Что касается текста, это классический пример одержимости Заппы подачей "альтернативной информации относительно образцового поведения". Это веселое (но в меру, заметьте) отрезвление двух "искушенных" персонажей, один из которых (юная леди) демонстрирует поддельную озабоченность вопросом, не является ли ее рассудок самой скверной частью ее тела.

"Tryin' To Grow A Chin" ("Стараясь нарастить подбородок"), 1976.

Порождение трех, несущих "еще более альтернативную информацию" песен описывающих последствия психологических травм, полученных в результате общественных и сексуальных отношений. Обращение ко всем несовершеннолетним жертвам родительского равнодушия, доставляющего боль, которую многие проносят через всю последующую жизнь. Свирепствующее подражание монголоидным ритмам и мыслительным процессам.

"Broken Hearts Are For Assholes" ("Разбитые сердца" - удел кретинов"), 1976.

Шедевр непроходимой тупости, эта роскошная песня начинается там, где заканчивается "Chin". Во вступлении, посвященном, как всегда, умственной гигиене Заппа обращается к слушателям: "Кто-то из вас может не согласиться со мной, но вас так и тянет к куче неприятностей"... Основательно травмированная жизнью персона (а ею можно назвать любого) ищет утешения в царстве преданной любви, что бы оказаться жестоко обманутым. Подвергнув тщательному анализу неудачи, мы с головой окунаемся в фальшивые извращенно-сексуальные фантазии, когда с нас срывают одеяло с типично Буддистской фразой: " Ты забыл о том, что я тебе сказал"...

"Lemme Take You To The Beach" ("Позволь пригласить тебя на пляж") - очаровательно дурашливая и нежная насмешка над серф-роком, пресыщенная импозантной оркестровкой, смягчающей шипы.

Эта, как и две последующие композиции тождественны представленным на второй стороне пластинки "Studio Tan".

"Revised Music For Guitar & Low Budget Orchestra" ("Подвергшееся правкам произведение для гитары и низкобюджетного оркестра"), 1975 - сокращенная и коренным образом видоизмененная версия пьесы, написанной первоначально для скрипки (альбом Жана-Люка Понти "King Kong). Звучит как этюд-карикатура. Точность и чистота исполнения этой весьма извилистой композиции может повергнуть в смертельное уныние участников вашей собственной группы.

"RDNZL", 1974

И клавишные и соло Заппы выкристаллизовываются в жемчужину барокко по принципу "минимума средств" Стравинского. Не трудно представить тот дух веселья, который господствовал на сессии.

"Honey, Don't You Want A Man Like Me?" ("Милашка, а как тебе такой мужик, как я?"), 1976 - еще одна песня, которая может кое-кого огорчить. Классическое описание идиотичности тусовок для одиноких. "Леди, вы кретины также" - это откровение не слишком популярно.

"The Black Page #2" ("Черный список No2"), 1976 - захватывающая перкуссионная композиция. Развесьте свои уши, закройте глаза и просто представьте себе удел тех счастливчиков, которые были выловлены в зале с целью участия в танцевальном конкурсе, который часто проводился под эту музыку.

"Punky's Whips" ("Неистовство Панки"), 1976 - выдающийся концертный номер. Обработка зиждется на великолепном контрапункте, подчеркивающем смехотворность описываемой ситуации. Невинные протесты Боззио: "Я не "голубой, я не беспутный" подчеркиваются "беспорядочной пальбой" меди во всю ее мощь с насыщенностью, которая может заставить большинство джазовых ансамблей задуматься над смыслом своего существования.

"Flambe" великолепна в своей первоначальной форме. Кое-кто может испытать противоречивые чувства, услышав вокал на этой версии.

"The Purple Lagoon" ("Лагуна багрянца"), 1976

Виртуозность братьев Brecker и рискованные протуберанцы Патрика О'Хэрна приносят истинное наслаждение.

"Pedro's Dowry" ("Природный талант Педро"), 1975 или 1976.

Если вам тяжело воспринимать оркестровую музыку "незащищенным ухом", представьте себе, что эту музыку играет группа (можете проделать этот же трюк и с "Yellow Shark").

"Filthy Habits" ("Скверные привычки"), 1976.

Слова здесь излишни. Скажем только, что это одно из самых любимых соло Заппы. Это музыка полета, она заставляет рыдать. Под нее не грех и умереть.

Если хотите, на небесах Хендрикс сидит у ног Заппы*.

"The Ocean Is The Ultimate Solution" ("Океан - совершенное разрешение"), 1976

Гитара парит над невероятно нестройным дерганым аккомпанементом.

"The Adventures Of Greggery Peccary** " ("Приключения Грэгэри Пэкэри"), 1974

Эта эпическое приключенческое произведение включает в себя все средства выражения, присутствующие на "Lather" в целом. Не зря сам Заппа назвал его шедевром. Захватывающая экспедиция в царство ритма, лингвистики и музыки.

Simon Prentis, London, England 6/96



Никто до него не был еще способен на те подвиги, что он свершил. И вряд ли нам следует ожидать подобного в будущем. Он так и не дождался и толики того почтения, которого заслуживал. И он ушел. Проклятие!

Jim Aikin, "Best Of Guitar Player"

"Я не собираюсь провести всю свою жизнь в объяснениях своего творчества и поступков. Либо принимайте их, либо нет".

Frank Zappa



И не забудьте зарегистрировать свой избирательный бюллетень.

Frank Zappa



E-mail Автора: dmskvorts@usa.net